Курсовая: Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

0

КУРСОВАЯ РАБОТА

Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

Аннотация

В данной курсовой работе освещена методика проектирования и разработки электронного учебника.

Приведено описание выполненной разработки электронного учебного пособия для высших учебных заведений по дисциплине «Генетика» в программном пакете SunRav BookOffice c помощью модуля создания электронных книг SunRav BookEditor.

Представлена подробная инструкция пользователя электронного пособия с помощью инструмента для чтения SunRav.

Курсовая работа содержит 29 страниц, в том числе 6 источников использованной литературы, 8 рисунков.

Содержание

Введение..........................5

1    Методика проектирования и создания электронного учебника........7

1.1    Отличительные признаки электронного учебника.........7

1.2    Основные этапы проектирования электронного учебника........8

2    Создание электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»....11

2.1    Анализ программных средств для создания электронных книг.......11

2.2    Разработка структуры электронного пособия............13

2.3    Разработка содержания по разделам и темам учебного пособия..........13

2.4    Создание пособия с помощью инструмента SunRav BookEditor......15

3    Правила пользования электронным учебным пособием с помощью

инструмента для чтения SunRav BookReader............23

Заключение...........................28

Список использованных источников................29

Введение

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

•    активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества;

•    интеграцию информационных технологий в научные и производственные виды деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

•    высокий уровень информационного обслуживания, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

•    совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научнопедагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

•    совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

•    создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

В курсовой работе рассмотрена одна из сторон процесса информатизации общества и образования - создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий -электронного учебника. В ней исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников. Кроме этого, описываются все этапы создания подобных электронных приложений с учетом специфики конкретного учебного предмета (генетика).

Выбранная тема курсовой работы «Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика» для овладения навыками создания электронно - информационных ресурсов является актуальной в силу того, что потребность в таком электронном учебнике, несомненно, есть, а самих учебников по данной дисциплине либо совсем нет, либо их количество крайне мало.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-    сбор и анализ учебного материала по дисциплине «Генетика» в соответствии с учебным планом университета;

-    изучение и анализ имеющихся программных средств для создания электронных учебников;

-    создание электронного учебника по дисциплине «Генетика».

Научная и практическая ценность работы заключается в создании электронного учебника для изучения курса по дисциплине «Генетика».

Компьютерный электронный учебник является универсальной и необходимой формой для обучения студентов. При помощи учебника осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту. Многоуровневость позволяет изучать предмет с различной степенью глубины. И наконец, использование нетрадиционных форм подачи и контроля материала оживляет и создает благоприятную обстановку в учебной группе.

1 Методика проектирования и создания электронного учебника

1.1 Отличительные признаки электронного учебника

Стремительный процесс компьютеризации образования на основе современных компьютерных систем, поступающих в учебные заведения страны, открывает в образовании путь электронным учебникам. Этот термин в настоящее время наиболее устойчив, и к этому типу разработок относятся все в большей или меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения. Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и образования.

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного.

1)    Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещен на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

2)    Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Так в

учебнике по географии России на бумажном носителе обычно представлено около 50 иллюстраций. В новом мультимедийном учебнике по тому же курсу имеется около 800 слайдов. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

3)    Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме.

4)    Многие электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

5)    Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий учебную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронные учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному курсу. Можно создавать электронные учебники по принципу вертикального изучения учебного

материала. Такой электронный учебник можно использовать и для самостоятельных занятий, для подготовки к сдаче экзаменов, на уроках.

Оценка качества создаваемых и используемых в образовательном процессе электронных мультимедийных учебников и пособий на сегодняшний день является очень актуальным, так как единого научно-методического обеспечения и стандартов в данной области не существует, что отрицательно сказывается на качестве программного обеспечения учебного назначения, существующего на современном рынке программного обеспечения. В то же время они вызывают к себе повышенный интерес как к современному научно-методическому обеспечению учебного процесса и способу самообразования.

1.2 Основные этапы проектирования электронного учебника

В проектировании электронного учебника можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию и реализацию.

Идентификация включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов. На этом этапе определяются состав рабочей группы, при необходимости решаются вопросы дополнительной подготовки: для педагогов - в области информационных технологий, для программистов - по вопросам, связанным с особенностями представления дидактических материалов конкретной предметной области.

Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в электронном учебнике (текст, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними.

Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования электронного учебника, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе электронного учебника. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с электронным учебником.

Реализация проекта подразумевает перевод формализованных методов решения дидактических задач в окончательную схему - сценарий действий электронного учебника - в качестве автоматизированной обучающей системы, особенности которой определяются выбранными для ее реализации информационными технологиями [4,с.126].

Разрабатываемый данный электронный учебник предназначен для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Генетика». Его создание имеет своей целью предоставить студентам, изучающим курс «Г енетика», весь теоретический материал, предусмотренный программой.

Принципы изложения учебного материала в условиях компьютерного обучения приобретают все большее значение по мере того, как возрастают возможности компьютера в предъявлении и интерпретации разных типов разнообразной информации и углубляется понимание наиболее рационального использования мультимедийного представления информации. Современный компьютер обладает большими возможностями в применении разнообразных типов информации. Это и текст, и чертежи, и графика, и анимация, и видео изображения, и звук, и музыкальное сопровождение. Эффективное использование различных типов представления информации с учетом психологических особенностей ее переработки позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса.

При построении интерфейса обучающей системы необходимо учитывать достижения теории дизайна. Это, прежде всего, касается таких основных принципов теории живописи, как пропорция, порядок, акцент, единство и равновесие.

Принцип пропорции касается соотношения между размерами объектов и их размещением в пространстве. Организуя данные на экране дисплея, необходимо стремиться к тому, чтобы логически связанные данные были явно сгруппированы и отделены от других категорий данных. Функциональные зоны на дисплее должны разделяться с помощью пробелов и других средств: разные типы строк, ширина, уровень яркости, геометрическая форма, цвет. Для сокращения времени поиска табличные данные должны разделяться на блоки. Необходимо учитывать, что плоскость теплых цветов обычно кажется больше, чем холодных. Разбиение на блоки, использование пробелов, табуляции, ограничителей, а также варьирование яркости цвета групп данных - важнейшие средства упорядочения графической информации.

При размещении данных необходимо помнить о правиле «золотого сечения», в соответствии с которым объекты, привлекающие внимание, лучше размещать в разных третях изображения, а не группировать в центре.

Порядок означает такую организацию объектов на экране дисплея, которая учитывает движение глаза. Установлено, что глаз, привычный к чтению, начинает движение обычно от левого верхнего угла и движется вправо-влево по экрану к правому нижнему. Поэтому начальная точка восприятия должна находиться в левом верхнем углу экрана, а списки для быстрого просмотра должны быть подогнаны к левому полю и выровнены вертикально.

Для облегчения восприятия разные классы информации должны специально кодироваться. Так, связанные, но разнесенные по экрану данные должны кодироваться одним цветом. Цвет можно использовать и для выделения заголовков, новых данных или данных, на которые следует немедленно обратить внимание. В целом организация данных на экране должна облегчать нахождение подобий, различий, тенденций и соотношений.

Акцент - это принцип выделения наиболее важного объекта, который должен быть воспринят в первую очередь. При соблюдении этого принципа взгляд учащегося привлекается к зоне акцента. Для создания такого акцента можно использовать разнообразные средства: размещение важных сообщений в центре поля, отделение их от остальной информации свободным пространством, применение яркого цвета. Следует избегать излишних украшений, злоупотреблений цветом, избыточного кодирования и большого объема вводимой информации. Рекомендуется, например, использовать не более 90% площади экрана.

Подсказки необходимо специально выделять с помощью цвета. Для них желательно отвести определенную зону экрана.

Необходимо выделять критическую информацию, необычные данные, элементы, требующие изменения, сообщения высокого приоритета, ошибки ввода, предупреждения о последствиях команды и т.п. Для того чтобы привлечь внимание учащихся к основному объекту, целесообразно использовать цветовое пятно: самым ярким цветом изображается основной объект, остальные его части -дополнительным. Если цветовая гамма строится без учета психологии восприятия рисунка, это затрудняет выделение главного, приводит к утомлению зрения.

Нужно помнить, что светлые цвета на темном фоне кажутся приближенными к зрителю, а темные на светлом - удаленными. В тех случаях, когда речь идет об эвристических рекомендациях, цвет можно согласовывать с обычным изображением: красный - запрет, зеленый - рекомендация, желтый -предосторожность.

Принцип единства требует, чтобы элементы изображения выглядели взаимосвязанными, правильно соотносились по размеру, форме, цвету. С этой целью необходимо позаботиться об упорядочении организации данных. Они могут быть организованы последовательно, функционально, по значимости. При этом учащегося следует ознакомить с принципом расположения данных.

Для передачи разграничения нужно использовать контрастные цвета, а для передачи подобия - похожие, но различные. Представление информации должно быть унифицированным и логичным.

Для достижения единства изображения в целом используются рамки, оси, поля. Впечатление единства группы создает свободное пространство вокруг них, Считается, что уравновешенное изображение создает у пользователя ощущение стабильности и надежности, а неуравновешенное вызывает стресс.

Для правильного распределения визуальной тяжести на экране дисплея необходимо помнить, что любой хроматический цвет зрительно тяжелее, чем ахроматические - белый и черный; большие предметы зрительно тяжелее маленьких; черное тяжелее белого, неправильные формы тяжелее правильных.

Принцип равновесия (баланса) требует равномерного распределения оптической тяжести изображений. Поскольку одни объекты зрительно воспринимаются как более тяжелые, а другие как более легкие, необходимо распределять эту оптическую тяжесть равномерно по обеим сторонам изображения.

Информация не должна скапливаться на одной стороне экрана, логические группы информации должны продуманно размещаться в пространстве, заголовки хорошо центрироваться.

Несмотря на то, что большинство учащихся воспринимает информацию на слух хуже, чем с помощью зрения, все же не следует игнорировать использование звука даже тогда, когда усвоение речевых навыков не является целью обучения. Однако при этом следует иметь в виду, что время переработки звуковой информации больше, чем зрительной, и многократное обращение к ней более затруднительно, чем к зрительной информации.

Для эффективного применения звука необходимо четко представить, с какой целью он используется, например, для лучшего усвоения произношения или чтобы обратить внимание на некоторые аспекты изучаемого материала, использовать его для активации познавательной деятельности учащихся, для стимулирования его внутреннего диалога. Звуковые реплики могут быть с успехом применены и с целью организации вспомогательного диалога.

Создание хорошо спланированной и продуманной обучающей системы, которая отвечала бы всем психологическим и педагогическим требованиям, невозможно без учета этих принципов. Современное развитие компьютерных технологий снимает все больше и больше технических ограничений, позволяет глубже учитывать принципы дизайна и построения подобных систем. В ближайшем будущем можно ожидать появления обучающих компьютерных систем нового поколения, в которых описанные принципы изложения будут являться основополагающими [3].

2 Создание электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

 

2.1 Анализ программных средств для создания электронных книг

Прежде чем перейти к непосредственному созданию электронного пособия необходимо ознакомиться и проанализировать доступные программные средства для создания электронных книг.

TurboSite - бесплатная программа для создания сайтов и электронных учебников. Можно создать HTML-сайт или электронный учебник с поддержкой комментариев, формы обратной связи, вставки видеофайлов и javascript-тестов и другими возможностями. Программа очень проста в обращении, не требует знания языков программирования и разметки текста.

Natata eBook Compiler - программа для создания "электронных книг" на основе скачанных сайтов или специально подготовленных наборов HTML страниц с картинками. Поддержка HTML, CSS, WAV, TXT, GIF, JPG, MID, javascript, DHTML, Flash, PDF, DOC (MS Word) и других форматов. Объединяет все страницы единой оболочкой, позволяющей ограничить количество просмотров книги, доступ к HTML коду. C помощь Natata eBook Compiler возможно создать: электронную книгу; цифровой каталог; корпоративный проект; электронный журнал; оff-line веб-сайт; руководство пользователя; портфолио; маркетинговую презентацию; учебно-образовательный материал. Недостатками данной программы являются интерфейс на английском языке, отсутствие доступа к pdf-файлам, невозможность выполнения ссылок на файлы с расширением EXE.

SbookBuilder - программа, позволяющая упаковывать директории с файлами HTML, картинками и звуком в формат EXE. В таком виде удобно распространять книги, руководства. Есть поддержка печати выбранных страниц, предпечатного просмотра. Можно устанавливать для EXE собственную иконку, защиту паролем, применять для оформления стили CSS и др. Имеется функция поиска. Недостатком данной программы является англоязычный интерфейс.

iSpring Suite - Платная программа. Пакет программ для создания презентаций и электронных курсов, тестов и интерактивностей на базе PowerPoint. iSpring Suite включает в себя три продукта: iSpring Pro, iSpring QuizMaker и iSpring Kinetics. iSpring Pro - инструмент для создания профессиональных учебных курсов с аудио/видео сопровождением, встроенными YouTube и Flash роликами и надежными средствами защиты проекта. iSpring QuizMaker - функциональный и удобный инструмент для разработки интерактивных тестов и опросов. iSpring Kinetics дает возможность создать собственную 3D-книгу, интерактивный справочник, временную шкалу и базу часто задаваемых вопросов.

eBooksWriter Lite — программа для создания электронных книг с визуальным редактором. Книгу можно создать с нуля прямо в редакторе (к услугам пользователя специальные шаблоны), а можно импортировать уже готовые файлы в формате DOC и RTF. В электронную книгу можно вставлять таблицы, видео/аудио файлы. Стартовую страницу eBooksWriter создаст сам. В процессе компиляции создается не просто исполняемый файл, но и SFX-инсталлятор для электронной книги. Недостатками данной программы являются интерфейс на английском языке и сложная структура интерфейса.

SunRav BookOffice - пакет, состоящий из двух программ: SunRav BookEditor - программа для создания и редактирования книг и учебников и SunRav BookReader - программа для просмотра книг и учебников.

Программа для создания и редактирования (SunRav BookEditor) имеет встроенную систему проверки орфографии. Мощная система ссылок позволяет создавать ссылки из любого места на главы текущей книги, на другие книги, на тесты (используется программа tTester), на Интернет страницы или на любые другие документы. Глубина ссылок не ограничена. Возможно открытие ссылок во всплывающих окнах, внешний вид которых можно настроить.

Возможно распространение электронных книг на CD и DVD дисках вместе с бесплатной программой для просмотра SunRav BookReader, которая может озвучивать книги, проводить индексный и полнотекстовый поиск, автоматически пролистывать страницы, читать текстовые, HTML, RTF и MS Office документы, изменять внешний вид, используя темы, организовывать наиболее часто используемые книги и главы в Избранное.

Проведя анализ имеющихся программных средств для создания электронных книг, мною был выбран программный пакет SunRav BookOffice. Эта оболочка является наиболее приемлемой для разработки электронного пособия в связи с тем, что она имеет русскоязычный интерфейс, проста в использовании и обладает оптимальными функциональными возможностями.

2.2 Разработка структуры электронного пособия

Предлагаемый компьютерный учебник разбит на несколько законченных взаимосвязанных фрагментов, каждый из которых обладает определенной функцией и визуально представлен отдельным модулем. В дальнейшем будем называть их блоками. Итак, в учебнике существуют следующие блоки:

•    'Теоретический материал", в состав которого входит теоретический материал изучаемой дисциплины. Каждый раздел блока подразделяется на подпункты для более детального ознакомления с изучаемым материалом.

•    'Контрольный рубеж", включающий в себя тестирование по пройденной лекции. В этом блоке предусмотрена оценка процента усвоения материала обучающимся. Блок содержит набор тестовых заданий в соответствии с материалом, изложенным в блоке "Теоретический материал". После прохождения тестирования выводится информация о его результатах.

Кроме блоков в электронном учебнике реализована система навигации - ее целью является осуществление перемещения пользователей по учебнику: обращаться к содержанию, подпунктам или тестовым заданиям.

Навигация между разделами электронного учебника и между блоками осуществляется с помощью гиперссылок. Взаимосвязь между разделами осуществляется через содержание, согласно которому обучаемый может перейти к любому разделу учебника.

2.3 Разработка содержания по разделам и темам учебного пособия

Разрабатываемое электронное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по изучению генетики в рамках образовательного курса высшего учебного заведения. Его создание имеет своей целью предоставить студентам, изучающим курс генетики весь теоретический материал, предусмотренный программой курса, а также тестовые задания для проверки.

Электронное пособие «Генетика» состоит из 16 лекций и 42 подпунктов:

ВВЕДЕНИЕ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГЕНЕТИКИ

КЛЕТОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ Роль цитоплазмы в наследственности Хромосомы эукариот. Митоз Мейоз. Кариотип

ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ И ПРИНЦИПЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Моногибридное скрещивание

Анализирующее скрещивание.Неполное доминирование НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИ ПОЛИГИБРИДНОМ СКРЕЩИВАНИИ Дигибридное скрещивание Закономерности полигибридного расщепления Тригибридное скрещивание

Основные законы наследования и принципы наследственности НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГЕНОВ Наследование при взаимодействии генов Типы взаимодействия генов ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА

Эпигамное,програмное и сингамное определение пола Расщепление по полу

Наследование признаков, сцепленных с полом СЦЕПЛЕНИЕ И КРОССИНГОВЕР МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Роль нуклеиновых кислот как носителей генетической информации Репликация ДНК Транскрипция и трансляция ДНК ИЗМЕНЧИВОСТЬ НАСЛЕДСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА Мутационная теория и классификация мутаций Спонтанные мутации Хромосомные перестройки ГЕНЕТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ

Эукариотические микроорганизмы.Дрожжи Прокариотические микроорганизмы.Бактериофаги Рекомбинация у микроорганизмов

Внехромосомные генетические элементы микроорганизмов ГЕНЕТИКА ПОПУЛЯЦИЙ Закон Харди-Вайнберга

Изменения генетического строения популяций Г енетическая гетерогенность природных популяций ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭВОЛЮЦИИ

Г енетические доказательства реальности эволюции Эволюционное значение полиплодии и хромосомных перестроек Эволюционное значение генных мутаций Формы воздействия естественного отбора на генотип Г енетика и пути эволюции ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕЛЕКЦИИ Количественные признаки Наследование количественных признаков Системы скрещивания и их генетические следствия

Гетерозис Системы отбора ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА

Методы генетики человека Мутационный процесс у человека Примеры наследственных болезней человека Факторы окружающей среды, повреждающие генотип человека ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ Г енетическая инженерия Искусственный синтез генов

Генетическая инженерия на уровне хромосом и геномов

2.4 Создание электронного пособия с помощью инструмента SunRav BookEditor

Электронный учебник реализован, используя пакеты программ SunRav BookOffice и SunRav TestOfficePro . SunRav BookOffice - это набор инструментов, предназначенный для создания и редактирования электронных книг. В его состав входят модуль создания книги SunRav BookEditor и инструмент для чтения SunRav BookReader. SunRav TestOfficePro - это набор инструментов, предназначенных для создания и редактирования электронных тестов. В его состав входят модуль создания тестов tMaker, модуль создания, редактирования и удаления пользователей tAdmin и инструмент для чтения тестов tTester.

Разработчиком является компания SunRav Software.

Написание любой книги, как правило, начинается с содержания. В SunRav BookEditor панель «Содержание» находится слева, в ней возможно создание неограниченного количества глав, разделов и подразделов. Их упорядочивание осуществляется с помощью кнопок-стрелок или простым перетаскиванием мыши. Каждому разделу присваивается отдельный идентификационный номер (ID) в десятичном формате, чтобы на него настраивались гиперссылки; также у них можно выбрать иконку [5].

 

 

Курсовая: Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

 

 

Рис 2.4.1 Содержание электронного пособия

 

 

Создав структуру книги, можно приступить к ее непосредственному наполнению. Следует знать, что каждая страница состоит из трех частей -заголовок, основное содержание и нижний колонтитул. Первая и третья составляющая остаются неизменными для всех глав - обычно это название (сверху) и дополнительная информация (снизу). Они не имеют ограничений по объему и редактируются каждая в своей панели. Редактор содержания занимает большую часть экрана, и в нем происходит заполнение страницы информацией. Его функционал достаточно типичен: можно отрегулировать ширину полей страницы и воспользоваться панелью визуального редактирования. Возможно выполнение стандартных операций: вырезать-вставить-отменить, выбрать и выделить шрифт, изменить его цвет, центрировать текст, вставить списки и отступы. Возможно сохранение и использование различных стилей - их перечень отображается в правой панели. На страницу возможно добавление фонового изображения, которое будет располагаться по центру, растягиваться или отображаться иным образом.

 

 

Курсовая: Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

 

 

Рис 2.4.2 Содержимое окна редактора

 

 

Гиперссылки - это связывающие нити электронного учебника, они позволяют установить взаимосвязь между информационными блоками в содержании. В SunRav BookEditor на них сделан большой упор. Ссылки здесь бывают трех типов: на определенную главу в книге; на веб-адрес или локальный файл; на тест, созданный с помощью другой программы SunRav TestOfficePro. Гиперссылки внутри книги могут создаваться с использованием закладок, которые являются еще одним способом выделения текста: например, вы можете ввести на одной странице несколько понятий и выделить их как отдельные закладки, чтобы в дальнейшем ссылаться на данные термины. При создании ссылки присутствует интересная возможность сделать ее всплывающей: пользователю не придется переходить на другую страницу, чтобы прочитать необходимую информацию - она будет отображаться внутри всплывающего окошка, цвет и стиль которого можно настроить (одиночный, изменяемый, диалоговый, инструментальный). Еще одна полезная функция - это возможность создавать текстовые подсказки, которые будут появляться возле выделенного слова при наведенном курсоре (кстати, текст с подсказкой выделяется зеленым цветом). Таким образом, учащиеся всегда смогут повторить нужные термины.

Для того чтобы создать гиперссылку необходимо в соответствующем окне «Гиперссылка» написать текст гиперссылки, в поле цель указать имя файла документа или программы или их расположение, выставить желаемые параметры гиперссылки.

Курсовая: Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

 

 

Рис. 2.4.3 Создание гиперссылки

 

 

Помимо текста и гиперссылок, в содержание страницы можно вставить большое количество других объектов: символы, таблицы, изображения, аудио, видео, GIF-анимацию, флэш-ролики (формат SWF), OLE-объекты, линии, разрывы страницы, различные интерактивные элементы (программируемые радиокнопки, формы ввода и др.); также поддерживается импорт различных текстовых файлов.

 

 

Курсовая: Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

 

 

Рис.2.4.4 Доступные для вставки объекты

 

 

Для контроля уровня усвоения учебного материала существует возможность дополнить электронное пособие контрольными тестами, которые создаются, редактируются и исполняются с помощью программного пакета SunRav TestOfficePro.

Для создания тестов запускаем модуль tMaker.

 

 

Курсовая: Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

 

 

Рис.2.4.5 Содержимое окна программы tMaker

 

 

Существует два различных способа создания тестов:

1.    Ввод вопросов и вариантов ответов непосредственно в программе tMaker, используя встроенный текстовый редактор.

2.    Ввод вопросов и вариантов ответов в текстовом редакторе и последующий их импорт из программы tMaker.

 

 

Курсовая: Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

 

 

Рис.2.4.5 Содержимое окна редактора тестов

 

 

Для того, чтобы тест соответствовал определенным требованиям, его нужно настроить. Настройка теста сводится к выбору определенных параметров и вводу некоторых значений. Настройка производится в специальном окне, вызываемом нажатием клавиши F10 или пунктом меню Окна/Параметры. Далее описаны все свойства теста.

Название - в этом поле необходимо ввести название теста. Именно эта строка появится в списке тестов программы tTester при выборе теста. Именно эта строка будет фигурировать в списке пройденных пользователем тестов. Это поле должно быть заполнено.

Тип теста - определяет то, как будет вестись подсчёт набранных пользователем баллов.

Автор - в этом поле можно ввести автора теста.

В группе Сообщения расположены флажки, отвечающие за то, каким образом программа tTester будет реагировать на ответы пользователя.

Правильно - если этот флажок помечен, то программа выдаст пользователю сообщение, текст которого будет задан в строке ниже.

Неправильно - если этот флажок помечен, то программа выдаст пользователю сообщение об ошибочном ответе. Вид этого сообщения зависит от других флажков:

Показать результаты - определяет, нужно ли показывать пользователю окно с результатами по окончании тестирования.

Показать количество баллов - определяет нужно ли показывать пользователю в его результатах кол-во набранных им баллов.

Ограничение времени тестирования - определяет кол-во времени, отведенное на тест. Если пометить этот флажок, то станет доступным редактор времени, расположенный ниже. В нем нужно ввести необходимое время (часы, минуты).

Пароль для редактирования - позволяет ограничить просмотр/редактирование теста в программе tMaker.

Пароль для тестирования - позволяет ограничить тестирование по этому тесту. Полезен для предотвращения тренировочного тестирования (тестирование, с целью узнать правильные ответы).

Привязка тестовых заданий к электронному пособию осуществляется с помощью гиперссылок. Где в поле «Цель» указываем путь к файлу теста [5].

 

 

Рис.2.4.6 Гиперссылка на тестовое задание

3 Правила пользования электронным учебным пособием с помощью инструмента для чтения SunRav BookReader

Инструмент для чтения электронных книг SunRav BookReader обладает широкими функциональными возможностями. При просмотре учебного пособия Вы можете:

•Включать автопрокрутку и наслаждаться просмотром не притрагиваясь к клавиатуре - текст сам будет прокручиваться (вы можете всегда отрегулировать скорость прокрутки).

•    Включить показ древовидного содержания книги для быстрой навигации по ее разделам и главам или отключить его для того, чтобы максимальное количество информации поместилось на экран (или включить полноэкранный режим - без меню, содержания и панели управления).

•    Во время чтения книг и учебников Вы можете не использовать мышь - вся навигация может осуществляться с помощью клавиатуры.

•Во время чтения вы можете добавлять главы в «Избранное» и возвращаться к ним по мере надобности.

•Индексный и полнотекстовый поиск по всей книге поможет быстро найти нужный текст в книге.

•Папка «Избранное» поможет организовать наиболее часто просматриваемые главы и книги в одном месте, сделав доступ к ним максимально быстрым и удобным.

•Вы можете в любой момент увеличить или уменьшить шрифт книги, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтов, используемых в книге (т.е. соотношение между различными размерами шрифтов останется тем же).

Курсовая: Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

 

 

Рис.3.1 Содержимое окна SunRav BookReader

 

 

Для того, что бы приступить к чтению книги Вам нужно: Нажать кнопку на панели в верхней части программы или выбрать пункт меню Файл/Открыть... или нажать комбинацию клавиш Ctrl+O.

Если документ содержит описание, то после того, как Вы его откроете появится окно с этим описанием. Если Вы, прочитав описание, не захотите далее знакомится с содержанием этого документа, то нажмите кнопку Отмена в нижней части окна или клавишу Backspace на клавиатуре. Если же Вы захотите начать чтение, то нажмите кнопку ОК или клавишу ENTER. После этого можно приступать к просмотру.

В левой части главной формы программы находится содержание книги,

организованное в древовидную структуру. Его можно скрыть, отжав флажок =. или клавишу F10 на клавиатуре или показать его повторно нажав те же кнопки и клавиши.

Книга поделена на главы и разделы, которые образуют древовидную структуру. Эта структура находится в левой части основного окна программы. В правой части находится окно просмотра содержимого главы (раздела). Для того чтобы посмотреть какую-либо главу (раздел) просто щелкните по ее названию в дереве слева. Если глава имеет разделы (подразделы), то для того, чтобы посмотреть их список просто щелкните по значку +. После этого Вы увидите список разделов выбранной главы. Щелкните по названию раздела мышкой, чтобы увидеть его содержимое.

Кроме выбора главы (раздела) с помощью мышки, можно использовать клавиатуру. Клавишами вверх и вниз на клавиатуре можно посмотреть предыдущую и следующую главу соответственно. Клавиша вправо, если стоит на главе имеющей разделы и эти разделы скрыты, откроет список разделов, а клавиша влево закроет его (если список раскрыт).

Программу SunRav BookReader можно запускать с различными параметрами. Это позволит более гибко настраивать поведение программы. Ниже описаны эти параметры:

BookFileName.srb - запускает программу и сразу открывает книгу BookF i l eName.srb.

 

 

Курсовая: Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Генетика»

 

 

Вы можете включать автопрокрутку, и наслаждаться просмотром не притрагиваясь к клавиатуре - тест сам будет себя прокручивать. Для этого

нажмите кнопку '==3 на панели в верхней части программы или нажмите клавишу F9 на клавиатуре. Чтобы остановить автопрокрутку повторно щелкните по кнопке или нажмите клавишу F9.

Вы можете установить такую скорость автопрокрутки, которая более всего соответствует Вашим потребностям. Для этого: установите ползунок регулятора

скорости    „    " в нужное положение с помощью мышки. При этом крайнее левое положение ползунка соответствует минимальной скорости, а крайнее правое - максимальной.

Другой вариант изменения скорости: нажмите клавиши Ctrl+Page UP чтобы увеличить скорость и клавиши Ctrl+Page Down чтобы уменьшить скорость на один шаг.

Работать с программой можно в двух режимах: обычный и полноэкранный. В первом из них программа выглядит как обычное Windows приложение - с панелью кнопок, меню и содержанием. В полноэкранном режиме панель кнопок и меню отсутствуют, что позволяет разместить максимально кол-во текста на экране. Для перехода в полноэкранный режим нажмите клавишу F11, выберите пункт меню Вид/Во весь экран или нажмите кнопку—. Для того, чтобы вернутся к обычному виду нажмите клавишу Esc или снова F11.

Вы можете в любой момент увеличить или уменьшить шрифт книги, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтом, используемых в книге (т.е. соотношение между различными размерами шрифтов останется тем же).

Для того, чтобы увеличить размер шрифта нажмите клавишу + на цифровой клавиатуре (справа от основной клавиатуры). Для уменьшения шрифта нажмите клавишу - там же.

Вы можете просматривать электронное пособие, пользуясь как мышью, так и клавиатурой. Ниже приведены комбинации клавиш, используемые в программе SunRav BookReader:

Ctrl+O - открыть файл книги

F2 - поместить текущую главу в Избранное

F4 - включит/выключить озвучивание книги

F5 - перейти на первую главу книги

F6 - перейти на предыдущую по порядку главу книги

F7 - перейти на следующую порядку главу книги

F8 - перейти на последнюю главу книги

Backspace - вернуться главу, с которой Вы перешли по ссылке.

Ctrl+F - найти текст в книге F9 - включить/выключить автопрокрутку F10 - показать/скрыть содержание книги F11 - перейти в полноэкранный режим Esc - выйти из полноэкранного режима

+ на цифровой клавиатуре - увеличить размер шрифта.

- на цифровой клавиатуре - уменьшить размер шрифта.

Ctrl+F5 - перейти на вкладку Содержание

Ctrl+F6 - перейти на вкладку Указатель

Ctrl+F7 - перейти на вкладку Поиск

Ctrl+F8 - перейти на вкладку Избранное

Ctrl+S - включить режим выделения текста

Ctrl+H - включить режим пролистывания [5].

Заключение

В курсовой работе рассматривалась тема разработки электронных обучающих систем на примере электронного учебника по генетике. Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строиться новые подходы к обучению. Поэтому считаю актуальной разработку компьютерного учебного пособия по дисциплине «Г енетика», которое могло бы применяться в обучении студентов.

В данной работе была поставлена и решена следующая задача: разработать электронный учебник на примере дисциплины «Генетика» для овладения навыками создания электронно-информационных ресурсов.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

-    сбор и анализ учебного материала по дисциплине «Генетика» в соответствии с учебным планом университета;

-    изучение и анализ имеющихся программных средств для создания электронных учебников;

-    создание электронного учебника по дисциплине «Генетика».

В ходе создания электронного учебника были изучены материалы учебников, статей и сайтов по исследуемой теме. Электронный учебник соответствует требованиям по созданию учебников такого типа, а его содержание соответствует учебному плану университета по данной дисциплине.

Разработанный электронный учебник предназначен для использования его на занятиях, а также для самостоятельной работы студентов. Он является универсальной и необходимой формой для обучения студентов. При помощи него каждый студент может заниматься индивидуально. Пропустив занятие, студент имеет возможность изучить ту или иную тему самостоятельно при помощи электронного учебника.

Практическую ценность проделанной работы заключается в том, что:

во-первых, мною был получен опыт разработки обучающих компьютерных систем, в том числе освоены инструментальные средства разработки подобных систем;

во-вторых, университет получит в свое распоряжение и сможет использовать в образовательном процессе новое электронное средство обучения -компьютерный учебник по дисциплине «Генетика».

В заключение, можно сказать, что была проделана работа по созданию электронного учебника, предназначенного для использования его на занятиях, а также для самостоятельной работы студентов.

Список использованных источников доступен в полной версии работы

 

 

Скачать курсовую: KURSOVAYa.docx

 

 

Категория: Курсовые / Компьютерные технологии курсовые

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.