Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

0

Факультет информационных технологий

Кафедра информатики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

Аннотация

Курсовая работа посвящена созданию электронного учебного пособия «Изучаем CorelDraw».

В работе проведен сравнительный анализ для выявления наиболее подходящего типа инструментального средства для разработки КСО, реализована структура созданного электронного учебного пособия.

Разработанный программный продукт ориентирован на учащихся старших классов элективных курсов и на студентов учебных учреждений.

При написании курсовой работы мы пользовались литературой Красильниковой В. А., Челышковой М. Б., Зайнутдиновой Л. Х. и др.

Работа представлена на тридцати двух страницах, она содержит 2 таблицы, 10 рисунков и список из 19 источников литературы.

Содержание

Введение

1 Анализ научно-педагогической литературы по разработке КСО

1. 1 Основные понятия электронного учебного пособия

1. 2 Принципы и требования создания КСО

1. 3 Концептуальная структура КСО

2 Проектирование и разработка ЭУП «Изучаем CorelDraw»

2. 1 Структура созданного КСО

2. 2 Выбор иструментального средства для создания КСО

2. 3 Разработка программного продукта

2. 3. 1 Запуск программы

2. 3. 2 Дизайн электронного учебника

2. 3. 3 Системы навигации

2. 3. 4 Системы проверки знаний

2. 4 Демонстрация созданного ЭУП

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Возможности информационных и коммуникационных технологий быстро увеличились с появлением глобальной сети Интернет и ее проникновением во все сферы деятельности человека, к числу которых относится и сфера образования. Использование электронных средств обучения, относимых к ним образовательных электронных ресурсов, в том числе и размещенных в сети Интернет, начинает заметно влиять на современное российское образование и культуру, создает условия для развития новых способов обучения. Быстрыми темпами происходит внедрение электронных средств в учебный процесс. В настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой, так или иначе, не применялись бы электронные издания или ресурсы (Г. А. Краснова, И. В. Роберт) [7, 14].

Ускоренное развитие научно-технического прогресса влияет на использовании большинством научно-учебных материалов электронного вида. Научно-учебный материал в виде электронного учебного пособия в современное время доступный всем. Именно поэтому эта работа является актуальной в требовании современного мира.

Электронные учебники не смогут заменить настоящую живую книгу, которую можно потрогать и полистать. Но использование электронного учебного пособия является одним из способов получения научно-учебного материала, как в учебных заведениях, так и в домашней, обычной среде. Электронные учебники и учебные пособия занимают все больше места в нашей жизни. Их появлению и распространению способствует быстрое развитие как информационно-коммуникационных технологий, так и технологий дистанционного обучения. Использование качественных и удобных учебных пособий на занятиях - одна из важных составляющих успешного обучения.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе позволяет лучше изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно показать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности.

Очень важен тот факт, что обучающийся имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.

Актуальность. В образовании наиболее актуальным вопросом становится разработка компьютерных продуктов - электронных учебников. Всё из-за того, что в сфере образования существует большой недостаток электронных учебных пособий по тем или иным дисциплинам, которые являются профилирующими в профессиональной подготовке. Так же существующие электронные пособия не разнообразны, плохо проработаны. Большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине быстрого устаревания информации.

Объект. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Предмет. Разработка компьютерного средства обучения для изучения пакета компьютерной графики.

Цель работы: разработка электронного учебного пособия для изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw.

Задачи:

1) провести анализ научно-педагогической литературы по возможностям создания КСО;

2) выбрать принципы, требования для создания КСО;

3) разработать структуру ЭУП;

4) выбрать инструментальное средство для создания КСО;

5) разработать программу.

1 Анализ научно-педагогической литературы по разработке КСО

1. 1 Основные понятия электронного учебного пособия

Электронное учебное пособие (ЭУП) - это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания (Л. Х. Зайнутдинова) [6].

Электронный учебник (ЭУ) - гиперссылочный (часто -мультимедийный), интерактивный программно-методический комплекс, предоставляющий обучающемуся: возможность информационно-поисковой познавательной деятельности; возможность удобной навигации и выбора необходимого теоретического материала; выбор конкретных практических и контрольных заданий; получение помощи при выполнении практических заданий; ведение самоконтроля и самооценки; организацию итогового контроля степени усвоения рассмотренного материала; обращение к внешним источникам информации (В. А. Красильникова, А. В. Петровский) [8, 13].

Электронное учебное пособие может быть предназначено для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

Самым простым электронным учебником является конспект лекций преподавателя, набранный им самим. Такой учебник, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы возможности электронного пособия. К главным таким особенностям можно причислить (Л. Х. Зайнутдинова, Г. А. Краснова, ) [6, 7]:

1) возможность создания простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

2) развитая поисковая система в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;

3) возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;

4) возможность интерактивного взаимодействия между обучающимся и элементами учебника, уровень интерактивности может изменяться от низкого и умеренного (перемещение по ссылкам) до высокого (самостоятельное тестирование и личное участие обучающегося в моделировании процессов).

К особенностям электронного учебного пособия по сравнению с печатным следует отнести (Г. А. Краснова) [7]:

1) возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;

2) возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций того или иного преподавателя;

3) возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;

4) управление познавательной деятельностью в процессе обучения;

5) электронный практикум в режиме онлайн подразумевает видеоконференции, чат. С помощью этого практикума обучающийся в режиме онлайн может не выходя из дома обсудить какие - либо вопросы по теме как с одногруппником так и с преподавателем. Так же в режиме оффлайн обучающийся может посетить форумы по той теме которую он изучает.

Таким образом, кроме разного носителя, электронное учебное пособие имеет ряд дополнительных отличий от учебника, изготовленного типографским способом (В. А. Красильникова) [8]:

1) возможность мультимедиа;

2) обеспечение виртуальной реальности;

3) высокая степень интерактивности;

4) возможность индивидуального подхода к обучающемуся;

5) управление познавательной деятельностью в процессе обучения.

Внедрение в структуру электронного учебного пособия элементов мультимедиа помогает осуществить одновременную передачу различных видов информации. Это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (обучающегося) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.

Таким образом, электронные учебные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучающийся может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости (О. В. Виштак, В. А. Вуль, Г. К. Селевко, В. С. Томасов, Н. И. Торлопова) [3, 4, 15, 16,

17].

1. 2 Принципы и требования создания КСО

Основываясь на принципах общей дидактики и принципах компьютерного обучения, кратко представлены требования, которым должны удовлетворять компьютерные средства обучения (В. А. Красильникова) [8].

Разработка технологии производства компьютерных средств обучения преследует цели:

1 ) ускорение разработки, повышение качества и надежности средств обучения и контроля;

2) унификация подготовки КСО, что позволит преподавателю -предметнику, не являющемуся специалистом в области программирования, готовить авторские автоматизированные курсы обучения и контроля;

3) обеспечение возможности непрерывного уточнения и обновления материала, выносимого на рассмотрение.

На основе анализа научных публикаций и выше рассмотренного опыта разработки и эксплуатации созданных компьютерных средств обучения, предлагаем обобщить требования, которые необходимо рассматривать при создании компьютерных средств обучения (В. А. Красильникова) [8].

К основным требованиям разработки КСО следует отнести:

1) учет индивидуальных особенностей обучающегося: типа мыслительной деятельности и уровня развития памяти; начального уровня подготовленности; индивидуального темпа обучения; других особенностей;

2) реализация гибкого алгоритма управления процессом познавательной деятельности на основе анализа успехов обучения конкретного обучающегося:

- предоставление обучающемуся возможности самостоятельного выбора направления обучения и последующей ее корректировки в зависимости от результатов работы последнего;

- обеспечение разноуровневого обучения и контроля;

- обеспечение различного уровня контроля (пошаговый, поэтапный, итоговый) с предоставлением информации о результатах контроля знаний обучающемуся и преподавателю в разной степени детализации и форме;

- возможность проведения апелляций в случаях несогласия со стороны обучающегося с результатами аттестации, проведенной в процессе выполнения УЗ или введенного обучающимся ответа;

- обеспечение непосредственного включения педагога в работу системы обучения в режиме апелляции (on/off - line режиме);

- сохранение истории обучения каждого обучающегося по конкретному предмету;

- адаптивность компьютерного средства обучения к индивидуальным особенностям обучающегося;

- предоставление возможности обучающемуся выхода из КСО в другие среды работы с последующим возвратом в точку выхода;

3) представление обучающей информации в разных форматах и обоснованным использованием мультимедийных технологий, используемых при подготовке материала для изучения;

4) применение метода моделирования как при постановке обучающих заданий, так и при выполнении творческих работ в компьютерной среде обучения;

5) обеспечение гибкого, персонализированного, разнопланового диалога в обучающих системах;

6) предоставление обучающемуся возможности ввода ответов в разнообразной форме (свободной фразой; сложного ответа с перестановкой слов в ответе; ответа строгой конструкции; альтернативного ответа; в других формах);

7) высокая интерактивность работы в компьютерной системе обучения, предоставление обучающемуся возможности создавать запросы системе в случаях непонимания или неоднозначного восприятия поставленного обучающего задания;

8) обеспечение дизайн-эргономических требований к представленному обучающему материалу, предоставление возможности обучающемуся индивидуальной настройки работы в системе, обеспечение удобного, понятного интерфейса;

9) стремление к унификации компьютерных средств обучения и контроля с использованием инструментальных сред создания КСО и единых требований подготовки предметного обучающего материала;

10) реализация в компьютерном средстве обучения различных видов помощи посредством различных форм диалога, обучающих воздействий, наличие специально отведённого места для рефлексии обучаемых;

11) наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса;

12) использование всех возможных способов предъявления информации в виде текста, графики, анимации, гипертекста, мультимедиа; обучаемый должен иметь возможность пролистывания информационного материала в обоих направлениях «вперед-назад» с возможностью установления типа и размера шрифта, а также повторения любого фрагмента желаемое число раз;

13) обеспечение контроля утомления обучаемого, блока релаксации: последний должен содержать тематически однородные небольшие «банки» шуток, афоризмов, музыкальные фрагменты и т. д.;

14) обеспечение регистрации обучаемого, создания протокола и ведения истории обучения, накапливание результатов обучения и информирование обучающегося об успехах учебной деятельности с целью последующей корректировки действий обучающегося;

15) обеспечение надёжности работы системы: техническая корректность; защита от случайного или неправильного нажатия; обеспечение адекватной реакции на любые, даже самые неожиданные ответы обучаемых; программа не должна «зависать» из-за непредвиденной последовательности срабатывания отдельных ее модулей или других причин (В. А. Красильникова) [8].

Эргономические требования к компьютерным средствам обучения строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к представлению информации. Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к обучаемому, организации в КСО и его компонентах дружественного интерфейса, обеспечения возможности использования обучаемыми необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы, что позволит избежать отрицательного воздействия на психику, создаст благожелательную атмосферу на занятиях.

Эстетические требования тесно связаны с эргономическими требованиями и устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению КСО, упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды, соответствие цветового колорита назначению КСО (В. А. Красильникова, Т. Н. Шалкина) [9, 20].

Разработка компьютерных средств обучения очень трудная задача, точнее комплекс задач, решение которых позволяет создать условия для самостоятельной работы обучающегося, повышения качества подготовки и обучения и обеспечения непрерывного самообразования.

1. 3 Концептуальная структура КСО

При создании электронного учебного пособия необходимо первоначально разработать его структуру, порядок следования материала, вид механизма навигации по разделам, сделать выбор основного опорного пункта будущего пособия. Блочная схема компьютерного средства обучения отражает необходимость для КСО основных характерных блоков (В. А. Красильникова) [8]:

1) блоки теоретического учебного материала, который должен быть хорошо структурированным, отвечающим ранее рассмотренным принципам и требованиям разработки и оформления материала;

2) блоки навигационно-поисково-управленческого направления являются самыми сложными и важными компонентами компьютерного средства обучения и педагогического взаимодействия. Именно эти блоки должны обеспечить интерактивность и адаптивность работы всей системы, предоставлять обучающемуся удобства перехода по всему подготовленному материалу, а также выход в другие образовательные среды в том числе и Интернет. Блок управления познавательной деятельностью обучающегося является принципиально новым блоком по отношению к традиционному средству обучения (учебнику, например). Использование результатов успехов учебных достижений обучающегося позволяет строить гибкие алгоритмы управления обучением с помощью компьютерного средства;

3) блоки обеспечения практической работы обучающегося компьютерном средстве должны предусмотреть выполнение лабораторных работ, решение задач с помощью интерактивных решателей задач, выполнение курсовых работ с запросом методических рекомендаций по выполнению работ. Важным режимом работы в любой среде обучения является возможность проведения контролирующих операций разных уровней сложности -пошаговой, промежуточной, итоговой.

Безусловно, на примере обобщенной схемы программного средства обучения, реализующего разные задачи, невозможно конкретно рассмотреть особенности построения разных типов компьютерных средств обучения.

2 Проектирование и разработка ЭУП «Изучаем CorelDraw»

2. 1 Структура электронного учебника

В структуре электронного учебного пособия самыми важными блоками являются блок теоретического материала и блок практического материала. Структура электронного учебного пособия «Изучаем CorelDraw» (рисунок 1).

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 1 - Структура ЭУП «Изучаем CorelDraw»

 

Информация в теоретическом материале разделена на главы, так же можно перемещаться из одной главы в другую, возвращаться к не изученной главе, что значительно облегчает жизнь обучающегося. Обучающийся в этом блоке может получить полезную информацию. В блоке практического материала студент может проверить свои знания. Он может пройти общий заключительный тест по всем главам, что очень удобно.

Помимо тестов обучающийся должен ответить на контрольные вопросы и сделать лабораторную работу с пошаговым ходом работы.

При изучении материала обучающийся может пользоваться справочником, где сможет найти значения некоторых определений. Это очень удобно, так как при чтении материала у него могут возникать вопросы, ему могут встретиться не понятные определения. Он все это сможет найти в справочнике. Для обучающегося представлен так же список дополнительной литературы.

Блок методические рекомендации по использованию, служит нам как техническая и методическая поддержка.

Блок интерфейса и общения подразумевает то, что мы должны создать определенный дизайн нашего КСО, фон, стиль шрифта, цвета должны гармонировать. Не нужно загромождать страницы яркими картинками и анимациями, мешающими обучающемуся работать. Нужно создать все условия, для удобной работы обучающегося.

2. 2 Выбор инструментального средства для создания КСО

В современном мире существует огромное количество различных готовых инструментальных средств, необходимых для реализации компьютерных средств обучения. Они предоставляют среду для обработки и редактирования элементов продуктов мультимедиа, включая графические изображения, звуковые элементы, анимацию и видеоклипы; мультимедиа педагогического программного средства в целом, включая структурное представление сценария и его реализацию. Существующие инструментальные средства и технологии для разработки компьютерных средств обучения позволяют работать с ними не только опытным программистам, но и тем, кто никогда ранее не сталкивался с написанием программ.

Инструментальное средство - программное средство, предназначенное для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы (Г. Л. Кулешова) [11].

Для того чтобы выбрать инструментальное средство в котором мы будем создавать свое электронное учебное пособие необходимо сравнить известные нам программы.

В таблице мы сравним 5 пакетов программ: Microsoft FrontPage, Delphi, Macromedia Flash, Adobe Authorware, Macromedia Dreamweaver.

 

Таблица 1 - Сравнительный анализ инструментальных средств

Название

продукта

Основные преимущества

Основное назначение

Microsoft FrontPage

Microsoft Office FrontPage представляет собой мощный редактор Web-документов, позволяющий размещать на Web-страницах текстовую и графическую информацию, а также эффекты мультимедиа (звук, видео, анимацию). В системе Microsoft FrontPage удобно и достаточно просто создавать электронные учебные пособия.

С помощью Frontpage может создать вполне работоспособный web-узел или ЭУП даже человек, совсем руках незнакомый с языком разметки электронных документов HTML. В руках опытного пользователя Frontpage становится мощным инструментом, с помощью которого можно строить web-узлы разного уровня сложности.

Delphi

Delphi это объектноориентированная среда для визуального проектирования Windows приложений с развитыми механизмами повторного использования программного кода.

Наиболее существенный отрыв Delphi от ближайших аналогов состоит в действительно быстрой разработке приложений, обладающих сложным пользовательским интерфейсом, особенно имеющим сильные взаимосвязи между элементами управления.

Macromedia Flash

Macromedia Flash - это профессиональный программный продукт, первоначально ориентированный на создание интерактивной анимации для системы World Wide Web.

Функциональные,

мультимедиа

возможности:

- универсальность; -возможность интеграции в другие приложения;

- наличие развитых мультимедийных возможностей: средства создания анимаций, демонстраций, лабораторных работ;

- возможность создания мультфильмов, обучающих игр.

Adobe Authorware

Adobe Authorware - это мощное приложение для создания обучающих программ с мультимедийным контентом для использования в корпоративных сетях, записи на диски и распространения через интернет.

В Adobe Authorware разрабатываются интерактивные приложение, которые совместимы со стандартами Learning Management System. Гибкий интерфейс за счет интуитивно понятного интерфейса программы, изучение программы занимает минимальное время.

Macromedia

Dreamweaver

Программная среда для реализации электронных документов и Web-страниц. Разработчику Web-проекта предлагается удобный и мощный инструментарий управления сайтом.

Dreamweaver -инструмент для создания web-сайтов, электронных средств обучения помогает в построении ярких, интерактивных и эффективных интерфейсов.

 
 
Таблица 2 - Сравнение инструментальных средств по 10-ти балльной системе

Название ИС

Доступность

Возможность

Сетевые

Удобство в использовании

I

балл

Microsoft

FrontPage

10

10

10

10

40

Delphi

10

10

10

6

36

Macromedia

Flash

10

10

10

9

39

Adobe

Authorware

10

10

9

8

37

Macromedia

Dreamweaver

10

10

9

7

36


Таким образом, из всех перечисленных программ мы выбрали инструментальное средство - Microsoft FrontPage. Этот программный продукт является одним из самых актуальных, настольных программ по созданию электронных учебных пособий. Главное и важное преимущество использования FrontPage в удобстве, простоте и интуитивно понятной организации программы.

Рассмотрим более подробно выбранное инструментальное средство.

Microsoft Office FrontPage представляет собой мощный редактор Web-документов, позволяющий размещать на Web-страницах текстовую и графическую информацию, а также эффекты мультимедиа (звук, видео, анимацию). В системе Microsoft FrontPage вы с легкостью сможете создавать различные электронные учебные пособия. Для использования Microsoft FrontPage не требуется хороших знаний языка разметки электронных документов HTML. В ходе реализации и редактирования документов программный продукт сам автоматически формирует и добавляет символы (теги) языка HTML в кодовое описание страницы (при вводе и форматировании текста, добавлении графики, таблиц, ссылок и других элементов страниц).

С помощью Frontpage может сконструировать вполне работоспособный web-узел или ЭУП даже новичок, совершенно незнакомый с языком разметки электронных документов HTML. В руках опытного пользователя Frontpage становится мощным инструментом, позволяющим строить web-узлы разного уровня сложности. Также следует отметить, что Microsoft FrontPage предоставляет профессиональные средства разработки и проектирования, подготовки и публикации данных, которые требуются для создания динамических Web-узлов различного назначения (В. С. Жуков) [5].

Достоинства Microsoft FrontPage:

1) frontpage позволяет быстро создавать интернет сайты, причем, не вдаваясь в детали, подробности и сложности языка гипертекстовой разметки HTML. FrontPage создаёт сайты по предлагаемым заложенным в него шаблонам;

2) простая и интуитивно понятная организация программы;

3) frontpage предоставляет удобное отображение карты проектируемого сайта и предоставляет возможность визуального редактирования связей страниц. Это позволяет избежать простых промахов на стадии разработки и обеспечит быстроту разработки и отслеживания ошибок навигации по сайту, что облегчит и ускорит отладку сайта.

2. 3 Разработка программного продукта

В программе Microsoft FrontPage мы создали ЭУП (электронное учебное пособие). Данная программа является электронным учебным пособием под названием «Изучаем CorelDraw».

Для реализации электронного учебника во FrontPage не нужно больших знаний этой программы, можно иметь лишь некоторое представление о ней.

Для того, чтобы реализовать наше компьютерное средство обучения необходимо во FrontPage создать определенное количество страниц.

2. 3. 1 Запуск программы

Для того чтобы создать страницы нашего учебника нужно нажать на панели инструментов значок «Создание новой обычной страницы». Страница index. htm будет у нас главной страницей, на которой мы расположим все гиперссылки. На остальных страницах мы расположим теоретический материал в виде глав и параграфов.

С помощью этого программного продукта обучающийся сможет изучить графический редактор - CorelDraw. Для этого в программе реализованы специальные блоки - теоретические и практические. В учебно-теоретическом блоке материал разбит по определенным главам, а главы в свою очередь состоят из небольших параграфов.

2. 3. 2 Дизайн электронного учебника

Графические изображения добавляем на страницы, нажав на значок «Добавить рисунок из файла», расположенный на панели инструментов. При необходимости можно добавить анимации, аудиозаписи и т. д.

Дизайн пособия в сдержанных тонах, легкий. Стиль шрифта теста -Verdana. Размер шрифта - 14. Цвет шрифта хорошо сочетается с фоновым рисунком. Интервал между строк - полуторный, что очень удобно при чтении материала.

Страницы электронного учебника сопровождаются яркими и красочными картинками, делая электронное учебное пособие более интересным. Перегружать картинками наш программный продукт мы не стали, так как это будет отвлекать обучающегося от изучения материала.

2. 3. 3 Системы навигации

В программе реализована система навигации. Переход по страницам глав, параграфов и переход на главную страницу. Обучающийся может сам выстроить траекторию изучения материала. При необходимости можно вернуться назад к неизученному материалу.

Между страницами необходимо сделать переход с помощью кнопок навигаций «Вперед», «Назад», «Переход на главную страницу». Обращение к предыдущему материалу способствует закреплению приобретенного знания за счет установления смысловых связей между ним и ранее усвоенными знаниями. Кроме того рассмотрение пройденного материала в контексте нового знания может позволить по-иному взглянуть на уже изученные вопросы (А. И. Башмаков) [2]. Механизм навигации представлен на рисунке 2.

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 2 - Кнопки навигации

2. 3. 4 Системы проверки знаний

В практическую часть электронного учебника входят контрольные вопросы, лабораторная работа и итоговый тест по всем главам.

Внедрение теста в ЭУП.

Тест - инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качества и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения (А. Н. Майоров) [12].

Главная цель тестирования - обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия в количественной форме.

Применение тестов в учебном процессе имеют несомненный положительный эффект, так как создает дополнительные стимулы у обучаемых к качественному изучению предмета, а у преподавателей - к качественной работе (А. В. Батаршев, В. А. Красильникова) [1, 10].

При составлении теста необходимо тщательно проработать литературу, чтобы правильно сформулировать тестовые задания. Тест явно не годится, если в заданиях есть неработающие дистракторы (варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению) либо в формулировках присутствуют скользкие места, порождающие при чтении двусмысленность (М. Б. Челышкова) [18, 19].

C помощью языка HTML можно создать полноценный тест на любую тему. Для этого необходимо лишь написать определенный HTML - код. После того как вы создали тест, его очень легко поместить в ЭУП как гиперссылку.

Этапы создания теста в HTML:

1) подготовительный этап:

- необходимо сохранить шаблон (сохранить) и эту страницу на своем компьютере;

- заранее подготовьте тест в обычном текстовом редакторе, который в дальнейшем вы будете превращать в электронный. Наверняка у вас уже имеется такой напечатанный, например в MS Word;

- создайте на любом удобном вам месте рабочего стола папку и назовите ее как вашей душе угодно;

- далее скопируйте в эту папку распакованный шаблон (zagotovka. html) и если необходимо рисунки к тесту;

- название рисунков лучше задавать латинскими буквами или короткими именами например nomer-1. gif;

- затем проверьте ваш шаблон на работоспособность, запустив его и разрешив заблокированное содержимое.

2) реализация теста:

- не закрывая этой страницы запустите шаблон. В меню браузера в окне с шаблоном дайте команду Вид-Просмотр HTML-кода;

- откроется кодовый текст в программе Блокнот;

- измените текст этого кода (непосредственно Блокноте) в соответствии с образцом. В образце, выделенный зеленым цветом текст показывает где именно необходимо что-то изменять;

- найдите выделенный зеленым цветом текст «111111» он идет после команды var res=, и поставьте последовательность правильных ответов;

- коричневым цветом выделены комментарии к коду, они никак не влияют на работу текста и не будут показаны на экране;

- сохраните в блокноте файл в подготовленную папку с рисунками выбрав при сохранении Тип файлов «Все Файлы» задайте любое имя (лучше будет если имя зададите латинскими буквами) и задайте расширение файла html (после имени файла поставьте точку и наберите html например test1. html). Это необходимо чтобы шаблон zagotowka. html не изменился;

- ваш тест готов, необходимо лишь еще раз проверить его на работоспособность.

После того как обучающийся пройдет тест он увидит свои результаты. При плохом результате теста ему необходимо будет заново изучить теоретический материал.

2. 4 Демонстрация созданного ЭУП

На главной странице электронного учебника расположены главы, тест, контрольные вопросы, лабораторная работа, справочник и др.. Главная страница ЭУП изображена на рисунке 3.

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 3 - Главная страница ЭУП При нажатии на первую гиперссылку ЭУП, у нас откроется новая страница.

 

На рисунке 4 изображена 1 глава - «Знакомство с CorelDraw».

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 4 - Знакомство с CorelDraw

 

Главы состоят из тем, например глава «Компьютерная графика» состоит из тем: введение в компьютерную графику, растровые рисунки, векторные рисунки, принципиальные отличия между векторной и растровой графики и цветные изображения.

Тема - «Цветные изображения» изображена на 5 рисунке.

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 5 - Тема «Цветные изображения»

 

Обучающийся может ответить устно на вопросы для самоконтроля (рисунок 6):

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 6 - Контрольные вопросы

 

После того как обучающийся ответил на вопросы ему необходимо будет сделать лабораторную работу с пошаговым ходом выполнения работы. Лабораторная работа имеет свою тему и цель (рисунок 7):

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 7 - Лабораторная работа Методические указания служит нам как техническая и методическая поддержка (рисунок 8):

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 8 - Методические указания Справочник по основным понятиям поможет обучающемуся разобраться с непонятными ему определениями и терминами (рисунок 9):

 

 

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 9 - Справочник по основным понятиям В электронном учебном пособии для обучающегося выложен перечень основной и дополнительной литературы по CorelDraw (рисунок 10):

 

Курсовая: Средство изучения работы пакета компьютерной графики CorelDraw

 

Рисунок 10 - Дополнительная литература На странице «Автор» можно просмотреть небольшую информацию о разработчике программы (рисунок 11):

Заключение

В ходе выполнения работы были закреплены знания по реализации и созданию ЭУП «Изучаем CorelDraw», а также приобретены практические навыки.

Основной целью этого проекта являлась разработка электронного учебного пособия.

В процессе разработки были решены следующие задачи.

1 Проведен анализ научно-педагогической литературы. Проанализировано 19 источников по основам создания компьютерных средств обучения и тестов.

2 Выбрано инструментальное средство для создания КСО. Было проанализировано пять программных продуктов: Microsoft FrontPage, Delphi, Macromedia Flash, Adobe Authorware, Macromedia Dreamweaver. Сравнительный анализ этих инструментальных средств представлен в таблицах 1 и 2. В ходе работы мы выбрали Microsoft FrontPage - как средство создания ЭУП.

3 Разработана структура ЭУП, она представлена на рисунке 1. Структура ЭУП содержит следующие блоки: блок теоретического материала, блок практического материала, блок интерфейса и общения, блок методических рекомендации по использованию, справочник и блок дополнительной литературы.

4 Реализована программа. Основные моменты представлены на рисунках с 1 по 10.

Результатом проделанной работы является электронное учебное пособие «Изучаем CorelDraw». Работа обсуждалась на семинаре.

Список использованной литературы:

1) Батаршев, А. В. Тестирование - основной инструментарий практического психолога / А. В. Батаршев. - М.: Дело, 1999. - 240 с. - ISBN 5-7749-0154-8

2) Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / И. А. Башмаков / М.: ИИД "Филинъ" - 2003, 616 с.

3) Виштак, О. В. Критерии создания электронных учебных материалов / О. В. Виштак // Педагогика - №8 - 2003- С. 19-22.

4) Вуль, В. А. Электронный учебник и самостоятельная работа студентов / В. А. Вуль // Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2001.

5) Жуков В. Разработка электронных курсов: обзор программных средств, http: //www. elw. ru/magazine/1/14// e-Learning World. - январь 2004. - №1.

6) Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л. Х. Зайнутдинова - Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. - 364 с.

7) Краснова, Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств / М. И. Беляев, А. В. Соловов - М.: МГИУ, 2002. - 304 с.

8) Красильникова, В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. - 2-е изд. перераб. и дополн. -Оренбург: ОГУ, 2012. - 291 с

9) Красильникова, В. А. Основные вопросы дизайна и эргономики при создании программных продуктов / В. А. Красильникова, В. П. Мельников [Электронный ресурс]: Всероссийская научно-практическая конференция «Вызовы 21 века и образование»= osu. ru/ под патронажем Оренб-го гос-го унив-та. - Оренбург: OSU. RU

10) Красильникова, В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография/ В. А. Красильникова. - Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 33 с.

11) Кулешова, Г. Л. Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения (Обзор) / Г. Л. Кулешова; Ин-т проблем информатики АН, СССР; М.: 1990.

12) Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: выбор, создание и использование тестов для целей образования / А. Н. Майоров. - Москва: Народное образование, 2000. - 352 с.

13) Петровский, А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы / А. В. Петровский; М.: Издательство Московского университета, 1986. - 304с.

14) Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании / И. В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994. -187 с.

15) Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

16) Томасов, В. С. Разработка и использование электронных учебнометодических пособий при выполнении комплексных лабораторных работ / К. М Денисов, А. А. Усольцев // Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы. Материалы научно-практической конференции. - СПб: Издательство «Петербургский институт печати», 2001.

17) Торлопова, Н. И. Разработка «электронного учебника» как условие развития проектировочных умений будущих педагогов / Н. И. Торлопова. -Екатеринбург, 2006.

18) Челышкова,. Теория и методология адаптивного тестирования в образовании / М. Б. Челышкова - М.: Исслед. центр, 2001. - 165 с.

19) Челышкова, М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей / М. Б. Челышкова. - М: МИСИС, 1995.

 

Скачать курсовую: Sredstvo-izucheniya-raboty-paketa-kompyuternoy-grafiki-CorelDraw.doc

Категория: Курсовые / Компьютерные технологии курсовые

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.