Празднично-обрядовая культура в России во второй половине 18 века

0

КУРСОВАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

 

на тему:

Празднично-обрядовая культура в России во

второй половине 18 века

 

Автор: mihailovvit***@yandex.ru  

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение    3

Глава 1. История становления старообрядчества в России и его влияние на развития села. 6

1.1.   Основание села.  10

1.2.   История развития села в советский период.      12

Глава 2. Культура села. 15

2.1.   Свадебные обряды.      15

2.2.   Похоронно - поминальная обрядность жителей сел Кунича и Пояна.    17

2.3.   Особенности костюма старообрядцев села Кунича.   21

Заключение.        26

Список используемой литературы. 28

Приложение.      

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Церковные и календарные праздники и обряды в России второй половины XVIII века. 7

1.1 Обетные праздники. 10

1.2 Народные церковные праздники. 12

1.3 Календарные праздники. 13

Глава 2. Светский праздник в России второй половины XVIII века. 19

2.1 Военные праздники. 20

2.2 Светские праздники и гулянья. 21

Заключение. 25

Список использованной литературы.. 27

 

       Введение

 

Актуальность .Праздничный календарь русских людей в течение времени их многовековой и богатой  истории не был устойчивым , раз и навсегда данным. Каждая отдельная  историческая эпоха видоизменяла его , внося в праздничный быт народа свое новое  культурное отражение . Особенно заметные изменения он испытал трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после падения  самодержавия, т.е. в переломные периоды в истории русского народа. И в наши дни мы можем увидеть внедрение новых праздников и сопутствующих с ними обрядов , или же наоборот видоизменение старых , интерпритируемых на современный лад. В свою очередь это означает , что празднично- обрядовая культура динамично развивается с переплетением исторических эпох , след которых виден и  в нашей современной культуре.

Гипотеза. Возможно ли совместное существование церковных и светских праздников? Изменились ли уже существующие праздничные традиции?

История вопроса: Самыми первыми возникшими праздниками являлись те , которые были связанны  с земледельческим календарем предков восточных славян. Праздники начинались в декабре, когда солнце «поворачивается на лето», предвещая скорое пробуждение матери-земли от зимнего сна, и заканчивались  осенью, с завершением сбора урожая. Праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели по большей части магический характер. Их основная задача  - обеспечить здоровье людям и мир в семье, богатый урожай , большой и здоровый  приплод домашнего скота.

С принятием христианства на Русь в конце Х века  пришли новые праздники - церковные (другие названия - христианские, православные, религиозные). Они посвящались воспоминанию священных значимых событий , наиболее почетаемым  христианским святым, чудотворным иконам. Церковные праздники сопровождались торжественными богослужениями, были нацелены на усиление  эмоционально-психологического воздействия  церкви на прихожан и утверждение в народе православия. Большая их часть приходилась на те же дни (или близкие к ним), что и древнерусские календарные празднества. Например, Пасха соединилась с многодневным весенним празднеством древних славян, которое путем различных магических обрядов и жертвоприношением должно было обеспечить обильный урожай и приплод домашнего скота, благополучие в семьях. Рождество Христово соединилось с древнеславянским праздником, посвященным зимнему солнцевороту. Рождество Иоанна Предтечи – со старинным праздником Купалы, Троица - с Семиком, знаменовавшим окончание весенних полевых работ (пахоты и посева). Но и содержание, и форма обрядов, и эмоциональный настрой церковных праздников отличался от древнерусских календарных праздников. В праздничные дни, верующим предписывалось «оставлять свои житейские дела и служить одному Богу», для чего они обязаны были приходить в церковь для общественной молитвы и «для научения вере и добрым делам», а по выходе из церкви заниматься различными богоугодными делами - чтением или слушанием церковных книг, домашнею молитвою, благотворительностью, утешением скорбящих и «другими делами любви христианской».

Но Россия узнала и еще один вид праздников – светские, в период петровских преобразований. В XVIII веке ускорился процесс изменения русской праздничной культуры, в ней произошло усиление светского, общественного  начала. Например, Петром I,  по европейскому образцу была изменена дата  важного для людей праздника новолетия. Он был перенесен с 1 сентября на 1 января и сейчас у нас это Новый год. Кроме того, в годы правления Петра I стали устраиваться милитаризованные  празднества (нередко многодневные) по случаю военных побед России. Они сопровождались  маршами, фейерверками и прочими забавами.[1]

Предметом исследования стала празднично-обрядовая культура в России во второй половине XVIII века.

Объектом исследования являются сами  праздники и обряды XVIII века.

Цель: исследовать каким был церковный, календарный и светский праздник в России во второй половине XVIII века.

Задачи: рассмотрение церковных, календарных и светских праздников и обрядов, их сравнение.

      Методы исследования:

  • Системный – позволяет рассмотреть культуру как систему, элементы которой тесно взаимодействуют и находятся в единстве;
  • Исторический – анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого культурного явления;
  • Диахронический – изложение явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
  • Структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а также определении их функций.
  • Социологический метод - изучает культуру и её феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп, т.е. любое явление культуры оценивается с позиции его принадлежности определенной социальной группе итого, как оно выражает её интересы.
  • Герменевтический метод – характерен для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимание, поскольку знание и понимание отличаются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с толкованием сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

 

Глава 1. Церковные и календарные праздники и обряды в России второй половины XVIII века

 

Потребовалось не одно десятилетие, для того чтобы православные праздничные дни, вобравшие в себя всевозможные составляющие древнерусских дохристианских торжеств, переосмысленных православной церковью, приняли народное своеобразие и стали главенствующими в торжественной культуре русского народа. Но до конца церкви не удалось искоренить и стереть из памяти народа старинные обряды , верования, традиции, хоть и для их подавления она использовала довольно большой набор методов - от «обличительных слов» до физической расправы с участниками «бесовских игрищ и гульбищ».[2]

Церковные праздники играли главную роль в укладе жизни русского народа. Глубокочтимыми из них были престольные. Наровне с Пасхой , в народе они считались главными праздниками и еще назывались годовыми или большими.

Престольные праздничные дни приурочивались к дням освящения храмов, событиям священной истории или памяти святых и явлений икон, в честь которых были сооружены храмы . Распространяться на Руси они стали с ХIII века. К середине ХVIII века число их достигло, видимо, нескольких тысяч.

Порой храмовые праздники  во второй половине XVIII приобретали проффесиональных характер в тех городах и селениях , в которых оседали представители одного и того же сословия или профессии.[3]

Церковные праздники в сельской местности одновременно справляли жители всех селений, входящих в волость, территория которой обычно совпадала с церковным приходом. В больших приходах Вологодской, Костромской, и некоторых других губерний, а также в Сибири, престольные праздники могли длиться одну-две недели, в течение которых храмовый праздник «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день.

Церковные традиции и ритуалы были устойчивы и мало изменялись , будь это город или самое отдаленное и глухое поселение. В сельской местности , после окончания праздничного богослужения совершался крестный ход по всем селам прихода , с хоругвями[4] и иконами. А в городах после литургии крестный ход совершался возле одного храма или же из близлежащих храмов к «имениннику», затем по территории прихода.

Во время хода происходило окрапление святой водой домов, домашнего скота, водоемов , сельскохозяйственных полей. В деревнях к праздничному застолью приступали после пребывания в доме священной иконы.    Престольные праздники в городах обычно устраивались многодневные с различными народными забавами и пиршествами. Эти гулянья могли посетить прихожане других церквей и окрестностей.

Уличные гулянья , прием гостей и подготовка к празднику имели свои особенности. Во второй половине XVIII века храмовые праздники (осенью и зимой) обычно продолжались пять-семь дней, позднее, как правило, не более трех дней.

К праздничным дням подготовка начиналась заранее. Делали ремонт и уборку храма: чистили оклады на иконах, подсвечники, обновляли резьбу и краску на церковной утвари, мыли полы, украшали храм новыми вышитыми полотенцами и т.п. На кануне праздника и в его день храм подсвечивался стаканчиками с горящими фитилями. Происходила уборка домов и земель , хозяйки пекли пироги и варили брагу. Во всех семьях, следуя традиционному правилу «про гостя хороше, про себя поплоше»[5], заранее закупали необходимые припасы, запасали водку и вино, памятуя о том, что «без блинов не масленица, а без вина не праздник»[6]. Каждая хозяйка выставляля все лучшее на стол , хотела сделать его сытным и богатым.

 Во время церковных праздников в деревнях и селах двери всегда были открыты для гостей. «…приходит престольный праздник; - писал один из дореволюционных авторов, проживший в деревне 25 лет, - все готовятся к нему. Готовься и ты, бери водки, отворяй двери и угощай всякого заходящего. В это время в избу заходит и свой деревенский, и чужой, и прохожий, и нищий. Все требуют угощения, так как таков обычай…».[7] «Праздник придет - гостей приведет» - говорили в народе.

В отличие от сельского уклада, в городах ожидали только званных гостей, есть даже такая поговорка: «Непрошенному гостю места нет». Но вместе с этим  также молвили: «Из песни слова не выкинешь, из-за стола гостя не выведешь».[8]

Торжественное лакомство в различных поселениях было особенное, свойское. Оно обусловливалось семейным достатком , временем года, традиционной кухней местного населения.

Во время застолья хозяин предлагал мужчинам крепкие алкогольные напитки- самогон, берёзовицу, медовуху. В свою очередь хозяйка предлагала женщинам наливку и вишняк . По окончанию пиршества хозяева угощали гостей травянным чаем, пирогами, орехами, сушеными фруктами , медом и пряниками. Если праздники отмечались не один день, тогда застолья в точности также повторялись . Но не только богатым столом, выпивкой, отдыхом и хождением из дома в дом пирующих, отличались престольные праздники , но еще и широкими общественными гуляньями и забавами.

В небольших поселениях во время церковных праздников проходили однодневные, иногда и многодневные ярмарки и базары, а в городах были большие  ярмарки сезонные или годовые, которые длились от нескольких дней до двух недель. Вместе с  ярмарками устраивались различные народные увеселения. За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.[9]

И в православные и в другие различные праздники народные гуляния и ярмарки устраивались в неизменном месте. По традициям местного населения этим местом могла быть центральная площадь возле храма, широкая улица, берег реки , высокий и видный склон холма. Многочисленные торговцы собирались в самом центре проведения мероприятий со своим товаром. Особым спросом пользовались различные сладости, пряники, орехи, семечки, квас, а также кислые щи. Как правило , праздничные гулянки заканчивались поздно вечером , но летом они могли заканчиваться на рассвете. Самой многочисленной побликой являлось молодое население. Но забавы и вид гуляний в дни престольных праздников также определялись календарной приуроченностью, местной традицией, обычаями среды, веяниями моды и многими другими обстоятельствами.[10]

1.1 Обетные праздники.

  Говоря о церковных календарных праздниках, стоит упомянут  и об обетных праздниках. В отличие от престольных, обетные праздники устраивались самим народом по обещанию и носят исключительно местный характер. Обетные праздники еще называют заветными ,так как считалось, что они были завещаны предками. Обетный праздник был нестабилен  и неоднороден по происхождению, в городе  отмечался одной улицей либо всем городским населением. В сельской местности -  всем селом, деревней или между соседними поселениями, но иногда праздник справлялся отдельными семьями и возрастными категориями. Большая часть обетных праздников отмечалась в одно и тоже число и длилась от одного до трех дней. В праздничный день людям предписывался отдых и физическая работа не приветствовалась. Главной причиной возникновения праздника являлось заступничество святых,  к которым  обратился народ во время различных стихийных бедствий и угроз , именно с этих пор святой становился особо  чтимым. Зачастую праздник был связан с возведением церквей и храмов , которые строили жители поселения сообща во времена  эпидемий.

Обетные праздники, в отличие от престольных, отмечались скромно, без широких гуляний и увеселений. Но если где-то решили  громко справить праздник, то делалось это на второй день и как правило стол накрывали всей общиной , в складчину. Сообща варили напитки , кормили нищих , угощали жителей других окрестностей. Что касается церковных обрядов в разных местностях , то они отличались друг от друга. В городе наоборот обряд был везде похожим, проводилась торжественная служба, иногда был крестный ход.

В  Спасском селе Даниловского уезда Ярославской губернии с почитанием икон Божией Матери был связан один обетный праздник. Он был установлен в 1771 году по случаю принесения в село написанной в том же году в Москве «для отвращения лютовавшей тогда моровой язвы» иконы Боголюбской Божией Матери. Днем обетного праздника стал день принесения иконы в село - последнее воскресенье перед Дмитриевской субботой.[11]

     Вместе с обетными праздниками также существовали домашние и семейные. Обычно такие праздники устраивались по обещанию, данному в честь какого-либо случая и проводились разово. Примером такого семейного обетного праздника может служить мольба[12] «троецыплятница», связанная с молебном о здравии  родственников. Она отмечалась осенью и в середине ХVIII в.была распространена среди народа г. Котельнича и крестьян Котельнического уезда Вятской губернии.[13]. В этой мольбе соединились пережитки языческого обряда жертвоприношения с православными ритуалами. Название свое она получила от приносимой в жертву троецыплятницы - курицы, трижды высидевшей цыплят.

1.2 Народные церковные праздники.

Существовали и такие праздники , где церковным ритуалам отводилась второстепенная роль. Например, у крестьян были съезжие праздники. Еще их называют гулевыми и сборными. Отмечались они в деревнях и селах по очереди, некоторые дни праздников совпадали с престольными. Это дало основание некоторым исследователям считать термины «престольный», «съезжий», «гулевой», «гостиный» синонимами.

Длились такие праздники по разному , в основном от одного до семи дней.Справлялись они в любое время года. Например, в Бурлинской волости на Алтае - в Николин, Петров, Ильин и Михайлов дни, в Петровское и Филиппово заговенье, на Рождество, Крещение, Покров.[14]

На севере Европейской России и в Верхнем Поволжье еще в конце ХVIII - начале ХIХ в. существовали пивные празднества- пережитки древнерусских пиров. В одних землях они сохраняли традиционные названия - ссыпки, братчины; в других, а также в Сибири их называли канунами. Такие праздники устраивали жители деревень и сел сообща, чаще всего в дни наиболее почитаемых в той или иной местности святых - на Афанасия, Николу, Фрола и Лавра, и др.[15]

В ссыпках участвовали пять или десять дворов в конце ХVIII века. Напиток варился всеми жителями деревни по очереди, которые  за две недели до праздника обходили дома и получали определенное количество ржи. Иногда рожь обменивали или продовали , получая взамен хмель.[16]

 1.3 Календарные праздники.

     В конце ХVIII века инициатором пивных праздников чаще всего выступала молодежь.  Пивные праздники начиналь с молебна за которым распивали пиво. С давних времен пиво в Росии было было особым, традиционным  напитком почти на всех праздничных днях. Не случайно в народе говорили: «Пиво в ходовике, так и праздник на дворе», «На праздник и у комара сусло (и у воробья пиво)», «Где пировать, тут и пиво наливать (и брагу сливать)», «Кто пиво варит, тот и в гости зовет».[17]

Человеческая жизнь всегда была подчинена смене времен года , в следствие этого с древних времен природные явления в природе были для людей ключевыми ориентирами в круговороте годичных сезонов. Прежде всего это зимнее  и летнее солнцестояние , весеннее и осеннее равноденствия, естественная смена времен года, когда после весны наступает лето, а затем осень и зима. Эти переходные этапы открываются большими календарными праздниками - Святками, Масленицей, семицко-троицкой неделей, осень предваряют праздничные дни во имя Спаса и Богородицы.

Праздничные циклы соединяет между собой цепь ежедневных средних и малых праздников («полупраздников»), календарных примет и наблюдений, зарифмованных в присловья и жестко привязанных к церковным святцам. Поэтому праздничные циклы неотделимы от земледельческого месяцеслова. С принятием христианства богатейший опыт русских людей по освоению природы и окружающей среды был как бы по-новому «систематизирован». Поэтому в народном календаре каждый день стал узнаваем по той конкретной информации, которая в качестве «прозвища» закрепилась за определенным святым: например, Авдотья Малиновка, Луп Брусничник, Орина-Журавлиный Лёт, Савватий Пчельник. Данные сведения  собирались день ото дня. Именно на эти рубежи приходятся все крупные календарные праздники. Повторяясь, хотя и в разных вариантах, определенные обряды и ритуальные действия в течение года от одного праздника к другому, они служили единственной цели: не дать оскудеть всему сущему на Земле. Продолжение человеческого рода, плодородие земли, плодовитость скота, зверей, птиц - эти мотивы в центре всех календарных праздников.

Календарные праздники, как и народный месяцеслов, такие же древние. Наряду с народным фольклором, народный месяцеслов и праздники стали сокровищницей народного духа. Именно это богатство будет жить вечно, потому что в его основе – тяжелый труд русского крестьянина, праздничные дни, забота об умерших предках и продолжении рода.

Главной приметой в смене сезонов для крестьянина являются различные природные изменения. На большей части русских земель зима начинает приближаться уже с ноября. К этому времени торопились убрать весь сжатый хлеб. Предвестником наступающей зимы являлся мокрый снег с дождем и похолодание. Переходное время от осени к зиме было сакрализовано набором обычаев,примет и присловий, которые показывали «картину мира» данного  периода времени.

 Первые зазимки проходят под знаком широко почитаемого русскими праздника Покрова Пресвятой Богородицы.[18] Дом становился крепостью в холодный период, поэтому хозяйки начинали хлопотать и готовить свою избу к зиме. В покров мужчины утепляли и ремонтировали свое жилище, а  женщины топили печи и приговаривали : «Батюшка Покров! Натопи нашу хату без дров!».   Переходный период от осени к зиме отмечен поминальным днем - Димитриевской родительской субботой. Этот день справляется в честь великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября) и приходится на промежуток времени 31 октября и 8 ноября.

Тема солнца, семьи и плодородия оставляет свой след в святочной обрядности, в период от Рождества Христова (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Древнее двенадцатидневье святок было посвящено зимнему солнцевороту, которое во время утверждения христианства приходилось на 25 декабря по старому календарю. Особое состояние астрономического года, каким является зимний солнцеворот, отоброжалось в обычае в ночь под Рождество Христово. Обычно в это время в полночь зажигались костры посреди деревенской улицы. Сочельничать полагалось в строгом молчании. Этой трапезой не просто завершался Рождественский пост, а как бы тянулась нить к Рождеству, к Святкам, начинавшимся колядованием. Поэтому говорили: «По сочельникову мосту едет Коляда из Новагорода». В каждой деревенской местности были свои тексты колядок.

Февраль сохранил характерные черты месяца, некогда (до календарной реформы 1491 г.) завершавшего год.[19] Среди февральских обычаев самымми главными были очистительные. С праздником Сретением Господним (2/15 февраля) – народ считал, что в этот день Божья Мать «сорокову молитву брала» (очистительную, после родов). Очистительное значение имеет водосвятие, которым сопровождается праздничная служба на Сретенье. Освященная сретенская вода считается целебной.

Масленица или Сырная неделя  - праздник «белой пищи»: молока, масла, сметаны, сыра и всех молочных продуктов. Поэтому в псковско-смоленских говорах эту неделю называют белой мясоедью. Масленица С XVI века воспринималась как неделя проводов зимы и наступление весны, сопровождающейся работой на земле. Обычно устраивались широкие гулянья и забавы, но затем наступал последний день этих проводов- воскресенье. Его называю Прощеным воскресеньем. В деревнях ставилось чучело, устраивались большие ярморки и гулянья, катались на санях, ели и пекли блины. Гуляки ходили по улицам и распевали во все горло: «Государыня Масляница! Протянись до Петрова поста!».[20]

Самым большим и светлым православным праздиком являлась Пасха. С ее приходом у людей словно начиналось жизненное возрождение. Данное восприятие усилилволось, потому что завершался Великий пост и затем наступала светлая Пасха- торжество радости, жизни и любви. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и Крестный ход. Затем семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно «играет». При поздравлении друг друга с праздником принято говорить: «Христос воскресе!» и на это отвечать: «Воистину воскресе!» Христосуясь (целуясь), дарят друг другу крашеные яйца. Раньше проспавших пасхальную заутреню обливали водой.

Праздник во имя Троицы был введен в церковную практику в начале XV века святым Сергием Радонежским. Празднование Троицы совпало с древними семицкими празднествами. Именно этот праздник стал примером синтеза христианской мысли с народными обычаями. Из их числа поминальные представляют особенную значимость. И прежде всего те, которые  относились к заложным покойникам - людям, умершим не своей, смертью. Этих несчастных, умерших без покаяния и не найденныхблизкими , свозили в специальные убогие дома - скудельники, буйвища, гноища. При императрице Елизавете в 1753 году убогие дома было приказано закрыть, но они просуществовали до начала царствования Екатерины II, а в отдельных местах до середины XIX века.

 Весенние праздники и гулянья заканчивались на Всесвятской неделе. В следующее после Троицы воскресенье отмечается память Всех святых. В этот день празднуется Всесвятское заговенье, или заговенье на Петров пост. Народные обряды и ритуалы  этого дня юыли посвящены проводам весны. После захода солнца хоровод молодых девушек, женщин, юношей и мужчин, сопровождаемый лирическими песнями, шел по направлению на восток. К этому хороводу подтягивались и остальные жители, которые выходили из домов и подпевали, становились лицом к солнечному восходу. По завершению все вместе пели заключительную песнь и кланялись, затем расходились.

Все заметные календарные праздники верхушки лета  строго связаны с православными святцами и отмечают циклы полевых работ, а в присловьях и состояние погоды. В июле начинался сенокос. Петров день (день апостолов Петра и Павла) открывал покос.

Покос травы являлся самым веселым временем. Подготовка к этому празднику происходила так: женщины готовили свои лучшие наряды, потом собирали свой сарафан снизу, чтобы было удобнее собирать скошенную траву, словно показывая свое рукоделие перед всеми остальными. Мужчины причесывались, надевали на себя чистые, парадные рубашки.

13 августа - заговенье на Успенский пост. Этот пост еще называется «Спасовкой-лакомкой», потому что с этим  периодом совпадают три праздника во имя Спаса. В православную церковную практику Успенский пост был введен довольно поздно. Госпожино говение в народной практике ассоциировались с древними праздничными днями, связанными со сбором плодов и урожая зерновых. У русских праздники во имя Спаса - в числе самых любимых. Это время имеет свой неповторимый вкус и аромат - меда, яблок, сладкого зеленого гороха, освящавшихся в церкви.

 

 

Глава 2. Светский праздник в России второй половины XVIII века

церковный светский календарный праздник

В течение ХI-ХVII в. право составления праздничного календаря и устройство праздничных церемоний принадлежало церкви. Такое право церковь потеряло в первой четверти ХVIII века, когда в период петровских преобразований Русская православная церковь с заменой патриаршества Синодом была включена в систему государства. Во время правления Петра I очень сильно изменялся быт русского народа, начались начавшиеся еще в ХVII веке процессы европеизации и модернизации русской праздничной культуры и усиление в ней светского, гражданского начала, которое в последующее годы развивалось быстрыми тэмпами. Но стоит заметить, что  реформы Петра I коснулись по большей степени  представителей высших слоев общества, в основном жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Только спустя время реформы распространялись в губерниях и уездах , охватывая все более широкие слои населения. Что-то похожее наблюдалось после принятия христианства, но тогда изменения были масштабнее и происходили намного медленнее.

 Кульура всего народа древней Руси в городах и более мелких поселениях развивалась в одном направлении и  отсутствие сходств не имело строгого характера, но со становлением абсолютизма  город и село в большей степени отдалались друг от друга , тем самым приобретая огромные отличия.

В декабре 1699 года указом Петра I изменилась дата начала нового года и порядок летоисчисления, которое теперь вели не от начала сотворения мира, а от Рождества Христова точно так же как и в западных странах. Изменилась и сама церемония праздника, которая отчасти была заимствована у голландцев и немцев. Первый  измененный Новый год отмечали с грандиозным размахом, соответствующим петровской эпохе целую неделю. По указу Петра I Новый год встречали ровно в полночь с праздничным молебствием и колокольным звоном, а также с пушечной и ружейной стрельбой. Также еще нужно было по наступлении новолетия, т.е. 1 января, всем «в знак веселия» поздравлять друг друга с Новым годом и «столетним веком».

2.1 Военные праздники.

В петровские годы правления устраивались прежде еще не виданные грандиозные и пышные праздники, в которых учавствовало большое колличество людей по случаю военных побед России. Обязательным и главным  элементом «военных» праздников ХVIII века стал торжественный марш войск по красочно убранным улицам Москвы, а потом и Петербурга, совершавших церемониальные прохождения через несколько специально сооружаемых к празднику «разукрашенных» триумфальных арок. Иногда праздничный марш войск сопровождался «шествием» конвоируемых пленных, провозом трофейного оружия и «волочением» по земле взятых в бою знамен неприятеля.[22]

Такие торжественные марши Российской армии вошли в праздничный быт  обеих столиц в эпоху Петра I, послужили прообразом будущих военных парадов в России, особую популярность приобретших в конце XVIII века.

Намного скромнее отмечались годовщины побед. Например, ежегодно отмечавшийся в Петербурге день победы под Полтавой начинался с молебна  на большой площади перед Троицкой церковью в специально отведенной для этой цели большой палатке. Церковная служба шла под колокольный звон и пушечные выстрелы, судя по всему создававших атмосферу Полтавской битвы. После службы начинался парад гвардейских полков.Праздник подходил к концу вечером в Летнем саду , где обычно устраивался пир и салют. На Царицыном лугу, который граничил с Летним садом, располагались два гвардейских полка,два участника полтавской битвы- Преображенский и Семеновский.

Также стоит отметить что в петровскую эпоху появились и полковые праздники («дни рождения полков» и «дни одержанных ими побед»). Начинались они также молебнами с окроплением святой водой полковых знамен и рядов войск, за которыми следовал парад. Заканчивались товарищескими завтраками или обедами в офицерском собрании и угощением для солдат в казармах или в лагерях. Были и такие случаи когда после обеда для нижних чинов устраивалось гулянье на площадке перед лагерем. Данная традиция сохранялась вплоть до 1917 года.

 Появление морских праздников также связано с именем Петра Великого. На таких праздниках устраивались мероприятия и забавы в честь победы морских войск или в честь пуска на воду новых кораблей. На период правления правления Петра I приходится и заимствованная, по всей вероятности, от проживавших в Москве иностранцев приуроченная к I мая встреча весны (лета), так называемая маевка.


2.2 Светские праздники и гулянья.

Светские праздничные дни второй половины XVIII века сопровождались общественными увеселениями светского нрава – артиллерийскими красочными салютами, знаменовавшими победы русского оружия и перевоплощение России из сухопутной державы в морскую, уличными маскарадами, которые, хоть и устраивались по подобию европейского карнавала, но также  были схожи  с русскими скоморошьими играми и традиционным святочным и масленичным ряженьем. Неотъемлемой составной частью этих праздников были и многодневные народные гуляния с угощением народа.[23]

Появление новых праздников, связанное с потребностью модернизации общества и веянием нового времени , призваны были поднять боевой дух народа, позволить утвердиться  проведенным в стране преобразованиям и новым традициям в обществе в целях приобщения к западной культуре. Главный элемент и атмосфера праздников петровского времени - безудержное, пышное,  не знающее границ веселье. Все это имело схожесть с русскими народными гуляньми. Процесс внедрения светских праздников и новых сопутствующих ритуалов и традиций, столь бурно протекавший в петровскую эпоху, в последующие десятилетия XVIII в. развивался эволюционным путем, без революционных преобразований праздничного быта.

Новые праздники начинались  с церковного ритуала и имели значительно большую по объему и разнообразную по форме и содержанию светскую часть, иногда занимавшую два или три дня. Это могли быть: торжественные собрания с докладами, речами, приветствиями (на всевозможных юбилеях), открытие приуроченных к празднику  различных выставок, балы и музыкальные концерты, спектакли для взрослых и детей, званые завтраки, обеды и ужины.

Ярморочные народные забавы в целом сложились в России к концу XVIII в. городская и сельская ярмарочная площадь предлагала своим гостям широкий выбор увеселений. Корни многих из них уходили в средневековую Русь, в искусство скоморохов. Неизменной популярностью пользовались в народе выступления кукольников (вертеп, театр марионеток и Петрушки) и сергачей - бродячих поводырей с учеными медведями - выходцев из Сергачского уезда Нижегородской губернии; разного рода представления в балаганах-театрах, цирк, а также панорама, диорама и раек, показ картинок в которых сопровождался остроумными рифмованными присказками их владельцев.[24] На ярмарочной и праздничной площади можно было побывать в музее восковых фигур, познакомиться с различными монстрами (женщина-рыба, женщина-паук, теленок о двух головах и т.п.), покататься на разнообразных качелях и каруселях, спуститься с катальных гор.

Главной чертой народных гуляний являлась обязательная, широкая торговля сластями, фруктами, мороженым, разного рода напитками, продававшимися и в специально сооружаемых к празднику (ярмарке) палатках и «шалашах», и вразнос. На больших гуляньях, проходивших за городом (у монастырей, в рощах, на полях), как правило, устанавливался колокол - высокий парусиновый шатер в виде колокола, увенчанный флагом, в котором продавалось «зелено вино». Подобные увеселения и развлечения (в разном ассортименте) сопровождали городские народные гулянья во время различных праздников, а также сельские и городские ярмарки на всей территории расселения русских.[25]

Особо известными были  наиболее старые и самые многолюдные первомайские гулянья - московские и петербургские, введенные Петром І. В Москве с 1730-х годов они устраивались преимущественно в Сокольниках.

Маевка стала неотъемлемой частью праздничного быта сначала жителей обеих столиц, а затем многих губернских и уездных городов, а также ряда промышленных сел и заводских поселков Европейской части России и промышленного Урала. Будучи местным праздником, 1 Мая официально, по календарю, было рабочим днем. Там, где его праздновали, этот день считался полупраздником, и большинство горожан работало только до обеда. После двух часов дня, если позволяла погода, значительная часть их, взяв с собой закуску и выпивку, а кое-кто еще и самовар, а также гармонии, гитары, балалайки, отправлялись семьями, а молодежь - дружескими компаниями «на природу» встречать весну, где и веселились до позднего вечера.

Повсюду, в том числе и в обеих столицах, основную массу маевщиков, как называли участников первомайских гуляний, составляли простолюдины. Расположившись небольшими группами на молодой траве вокруг принесенных с собой снеди и напитков, а иногда еще и костра, они начинали маевку с трапезы. «Застолье» сопровождалось шумными беседами, песнями, порой исполнявшимися под аккомпанемент гитары, гармонии или балалайки, а также танцами и плясками.

Ассамблеи— прообраз дворянского бала, празднование, введённое Петром Первым в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Балы в России стали существенным элементом светской жизни не только аристократического общества, но и чиновничества. Рост их популярности в конце XVIII в. достиг апогея. Балы с 2-3 тысячами гостей были нередки в столице империи и их давали круглый год, кроме периода православных постов. Вход на ассамблею был доступен каждому прилично одетому человеку. Азартные игры на ассамблее не допускались, а главным увеселением были танцы, причем принимать участие в них должны были присутствующие, и тот, кто не умел хорошо танцевать, считался дурно воспитанным. Русские дворяне стали старательно изучать иноземные танцы. Первыми учителями их были пленные шведские офицеры, они получили доступ в боярские дома и зарабатывали деньги, обучая боярышень заморским манерам и модным танцам.

Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала, бывшие в основном общими и для народной, и для дворянской среды, должны были уступить место специфически дворянской структуре быта.

      Таким образом,с уверенностью можно подвести итог, что светские праздники, введенные Петром I, в самом начале XVIII века воспринимались русским народом с неприязнью,   как нечто  новое и невиданное , отличавшееся от старииных обычаев. Во второй половине века  люди приняли в свою культуру эти праздники и стали отмечать их  наравне с уже привычными им церковными праздниками.

    Заключение

 

 Таким образом, в России во второй половине XVIII века существовало огромное множество различных по происхождению, назначению и времени возникновения праздников – городских, слободских, волостных, сельских, деревенских и даже уличных, а также народных гуляний и забав у которых корни уходили  еще в древнюю Русь. Большая часть таких праздников, особенно в сельской местности, была связана с осенне-зимнем сезоном, когда и хлеб новый был, и разные овощи, и деньги появлялись, да и работы становились меньше, и к периоду между Пасхой и началом летней страды, т.е. ко времени свободному от полевых работ.

Вторая половина XVIII века представляет собой особый, любопытный этап русской культуры, в котором формировались и стабилизировались новые праздничные традиции и модернизировались старые, уже существующие. Многие новые появившееся и утвердившееся праздники ХVIII-ХIХ веков берут свое начало в петровском времени, как раз тогда была заложена, например, традиция встречи гражданского Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января, как это было принято в Европе. Ранее, до 1492 года, гражданский Новый год в России начинался 1 марта. А потом в течение более 200 лет он совпадал с церковным и приходился на 1 сентября - день Симеона Столпника. Праздник новолетия, начинавший «круг церковный», считался великим и богослужение, посвященное ему, сопровождалось особым церковным обрядом. С первым ударом церковного колокола, призывающего к утрени, все устремлялись в храмы.

Петр I объединил церковную традицию с новой, светской, и празднование Нового года стало включать в себя, помимо службы в храме, разные западно-европейские увеселения народа.

 При Петре I сформировались основные традиции светского праздника в России. В частности , устраивались многодневные увеселительные празднества по поводу военных побед России. Гражданские праздники второй половины XVIII века по содержанию отличались от церковных, точно так же, как и церковные православные праздники от древнерусских дохристианских. В период правления Петра I праздники были и идеологическими и политическими, поэтому их создание было структуированным, целенаправленным процессом, но вместе с этим граждане несомненно учавствовали в их создании. Стоит так же выделить, что празднование светских праздников имело официальных характер, в отличие от церковных праздников, сопровождавшихся не только официальными мероприятиями (литургия, молебен, крестный ход, водосвятие, церковные парады и пр.) и общественными гуляниями, но и семейно-родственными гостеваниями, а нередко и традиционными обрядовыми действами и ритуальной пищей. Церковные и светские праздники существавали вместе , они были общественно важными и не искореняли друг друга, модернизировались и видоизменялись в след за новым временем и потребностями русского народа.

 

Список использованных источников доступен в полной версии работы  

Скачать: tikhomirova_o_kursovaya-2.rar  

Категория: Курсовые / Культурология курсовые

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.