Курсовая: Права и свободы человека, права народа

0

Кафедра теории государства и права

Тема: «Права и свободы человека, права народа»

Курсовая работа по теории государства и права

План:

Введение

1. Понятие и общая характеристика основных прав и свобод человека.

2. Право народа на равноправие и самоопределение.

3. Гарантии прав и свобод человека, прав народа.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Права и свободы человека являются всеобщим достоянием мировой цивилизации. В период буржуазных революций в разработку концепции прав и свобод человека значительный вклад внесли прогрессивные мыслители XVII-XVIII вв. Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс и др. Их философско-правовые концепции опирались на теоретические положения античных мыслителей относительно господства закона, обеспечения свободы человека, гуманистической организации государства. Эти идеи впоследствии стали эталоном, идеалом, великой целью для всего человечества.

В наше время проблема прав и свобод человека не потеряла своей актуальности. Особенно остро она проявляется в периоды коренных переустройств в государственной политике, смены курса социального развития, во время политических кризисов, социально-экономической нестабильности, порождающей вопиющее неравенство. Именно в этом представляется актуальность данной проблемы и именно поэтому её стоит рассмотреть.

Отечественными специалистами в области теории государства и права недостаточно внимания уделяется данной проблеме. За последние десятилетие издано несколько монографий, статей: Р. Алекси «Существование прав человека» (2011 г. ), З. П. Номоконова «Прав человека в философско-правовой доктрине» (2010 г. ), И. Х. Бабаджанов «Право на жизнь как юридическая квинтэссенция витальных общечеловеческих ценностей» (2010 г. ), Ф. М. Рудинский «Права человека и субъективные отраслевые права гражданина в России» (2001 г. ) и др. Поэтому необходимо продолжить исследование данного вопроса.

Настоящая работа призвана оказать помощь студентам юридических вузов при изучении темы Теории государства и права в том, что придаёт ценность и практическую значимость предлагаемому исследованию.

Практическая значимость данной работы может заключаться задаче раскрыть и донести до оппонента свою точку зрения, обосновать свою идею, дать пищу для размышления, а может быть даже подвигнуть на конкретные действия. Что касается теоретического аспекта, то, вряд ли возможно привнести что-то нового и оригинального в такую развитую и подробно изученную науку как Теория государства и права, но, по крайней мере, необходимо постараться затронуть в работе какие-то новые, свежие аспекты данной проблемы.

Фактический материал, послуживший основой исследования: основой работы являются Конституция РФ 1993 года, федеральное законодательство: Всеобщая декларация прав человека (1948), подписанные и ратифицированные СССР Международный пакт «О гражданских и политических правах» (1966), «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г. ) и др.

В данной работе представляется нужным раскрыть определение политических прав как отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, правам народа, рассказать о нормативно-правовых актах, которые закрепляют данный блок конституционных прав и свобод.

Объектом исследования данной работы являются права и свободы человека и гражданина в целом, а предметом - личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Главной целью является изучение института прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, а также определение статуса этих прав, рассмотрение механизма и проблем их реализации в нашем государстве.

Методы, применяемые при проведении исследования: метод системного анализа, методы анализа и синтеза, конкретно-исторический метод.

Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем и следует логике их изложения. Работа состоит из введения, плана, самой работы, глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Понятие и общая характеристика основных прав и свобод человека.

Одним из величайших достижений человеческой цивилизации является выработка концепции прав и свобод человека и воплощение их в общественной жизни. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. Вопрос природы прав и свобод человека, их содержание волновали лучшие умы человечества. В процессе научных споров и дискуссий в научной мысли обозначились два основных подхода к их природе. Первый исходит из посылки, что права человека принадлежат ему от природы, т. е. он обладает ими по рождению.  Согласно данной концепции права человека неотъемлемы, а следовательно, задача государства и общества защитить эти права и, в определённой степени, обеспечить их реализацию. Такая концепция находит своё практическое воплощение в основном в демократических государствах.

Важно отметить, что Конституция РФ признает права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более и менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность. Основной закон определяет фундаментальные свойства прав и свобод человека: неотчуждаемость - т. е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объёме без указания этих ограничений (лишь в строго установленных случаях - на основе Конституции и закона).  Кроме того, человек не может взять на себя ответственность пред кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. «Естественный характер - т. е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человек, эти права не могут как "дароваться" человеку государством, так и произвольно отчуждаться в пользу последнего». Эти принципы закреплены в статье 17 главы II: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Второй подход к природе прав человека заключается в утверждении, что человек получает свои права из рук государства и природа этих прав патерналистская, т. е. связанная с так называемым "отеческим" проявлением доброй воли в отношении человека со стороны государства и общества. Данный подход в основном присущ государствам с авторитарными, тоталитарными режимами, с монархической формой правления. История свидетельствует, что до недавнего времени и в нашем государстве существовал такой патерналистский подход к правам человека. К примеру, «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., который ряд учёных считает первой конституцией России (хотя существуют и противоположные взгляды) начинает свою первую статью со слов: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов... ». Это является ярким подтверждением его «дарованного» характера.

В современном мире права человека закреплены в конституциях всех стран и в международно-правовых документах, центральное место, среди которых занимает Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В Российском государстве, в процессе происходящих в нем реформ, 22 ноября 1991 года также была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, в которой впервые в России нашла своё признание естественная природа прав человека и неотъемлемость основных прав человека кем бы то ни было.

В ряде стран Основные законы начинают своё изложение с норм, посвящённых правам и свободам человека, гарантируемым народу. Так как именно конституционное закрепление статуса народа говорит о признании единства и неделимости государства, его крепких корнях, уважении и признании власти всего народа, а не отдельного человека.

К примеру, Конституция Японии, вступившая в силу 3 мая 1947, в главе I закрепляет нормы, посвящённые правам и свободам человека, гарантируемым народу. Согласно ст. 11 "народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека", которые, будучи гарантированы Конституцией, "предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав". Из этой формулировки можно сделать вывод о том, что Конституция Японии исходит из концепции "предоставленных прав". Более того, в ст. 97, помещённой в главе о Конституции как Верховном законе (гл. X), говорится, что права человека, гарантируемые народу Конституцией, являются результатом вековой борьбы людей за свободу, претерпели в прошлом суровые испытания и дарованы нынешнему и будущим поколениям в надежде, что на вечные времена останутся нерушимыми. В целом ряде статей говорится, что указанные в них права не принадлежат, а гарантируются, причём неопределённому кругу субъектов. Например, именно за народом признается "неотъемлемое право избирать публичных должностных лиц и освобождать их от должности". Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части. Более того, в ст. 12 Конституции сформулирована глубокая философская мысль: "Свободы и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несёт постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния". Категория "народ" как субъект конституционных прав и свобод заимствована из Конституции США, где она означает совокупность граждан, пользующихся свободами и правами как коллективно, так и индивидуально. О том, что народ — именно совокупность граждан, свидетельствуют формулировки тех положений японской Конституции, которыми гарантируются права человека, не зависящие от его гражданства.

В российском законодательстве конституционные права, входящие в данную группу прав и свобод распространяются без изъятия на иностранных граждан и лиц без гражданства. Статья 17 (гл. II) гласит: «В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Вот несколько примеров личных прав человека, служащих фундаментальной основой нашей Конституции, и огромной общечеловеческой ценностью.

В ст. 20 Конституции РФ закреплено право на жизнь, которое является одним из важнейших личных прав человека. Несмотря на фундаментальную философско-правовую основу, юридическое закрепление права на жизнь впервые получило лишь в конце XVIII в. в Декларации независимости США от 4 июля 1776 г. Этот документ в качестве первой среди «самоочевидных истин» провозглашал, «что все люди сотворены равными и что все они наделены определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». В российской Конституции право на жизнь было закреплено после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Для нас сейчас может показаться непривычным, но ранее, в авторитарном советском государстве данное право не имело своего конституционного закрепления. Это значит, что государство не обременяло себя заботой о защите жизни своего гражданина, не несло ответственность за нее. Что же такое жизнь? Согласно С. И. Ожегову, «жизнь - это совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования и движения материи, возникшая на определённой ступени её развития». То есть выдающийся русский лингвист С. И. Ожегов под словом жизнь понимал окружающий мир, Вселенную в целом. В. Даль понимал под словом жизнь «век человека, все продолжение земной жизни его, быт, деяния, поступки, похождения и тд». Согласно немецкому философу Ф. Энгельсу «жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их средой, причём с прекращением обмена веществ прекращается и жизнь, приводит к разложению белка». Но неотъемлемое право на жизнь не должно пониматься строго в ограниченном смысле. Так, автор очерка

«Жизнь» Хал Борленд, рассматривая вопрос о закреплении права на жизнь в Конституции США, отмечал, что «право на жизнь, на человеческую жизнь, есть нечто большее, чем право на простое существование. Все мы обладаем правом на существование, но оно даруется нам наряду с долгом прожить полезную жизнь - жизнь, посвящённую какой-то цели. Без этого жизнь не имеет осмысленного значения». Это высказывание предполагает, что «жизнь должна рассматриваться правом не только как форма биологического существования, но и как способ самореализации конкретной личности».

Таким образом, одни понимали жизнь как нечто божественное, глобальное, недоступное для разума простого человека; другие объясняли жизнь с точки зрения естественных наук; словом, каждый понимал под словом жизнь что-то своё. Но бесспорно одно, что все эти понятия объединяет одна общая идея: жизнь - великая ценность, ведь право на жизнь естественное и принадлежащее каждому человеку, никто не может лишить человека жизни, здоровья и счастья.

О содержании понятия «человек - высшая ценность» обычно принято говорить применительно ко всей жизни человека - от рождения до смерти. Однако сейчас идёт тенденция понимать этот конституционный принцип гораздо шире. Ведутся дискуссии о правах плода во чреве матери или о защите чести и доброго имени умершего человека. Гарантии данного субъективного права заключается в обязанностях, налагаемых конституцией на государство, которые касаются всех его граждан в целом: отказ от войны, как средства достижения внешнеполитических целей; обязанность государства заботиться об охране окружающей человека среды; отказ от применения смертной казни в обозримом будущем; установление особого порядка применения оружия и других средств воздействия на жизнь. Кроме того, существуют и индивидуальные обязанности государства, т. е. обязанности по сохранению жизни каждого конкретного гражданина страны. Это недопустимость произвольного лишения человека жизни. Такие посягательства на жизнь человека государство должно пресекать при помощи уголовного законодательства, правоохранительных и судебных органов. В то же время в ст. 20 ч. 2 содержится положение о смертной казни. Такая связка «противоречивых» положений в одной статье вполне логична, поскольку ч. 2 определяет те исключительные обстоятельства, когда государство может само отнять у человека жизнь по судебному приговору к смертной казни. В настоящее время в нашей стране установлен мораторий на применение смертной казни, она заменена пожизненным заключением.

Впервые в Конституции РФ было установлено, что государством охраняется достоинство личности. «Ничто не может быть основанием для его умаления»: гласит статья 21. Понятие «достоинство» впервые было применено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. «Достоинство» трактуется как присущее всем членам человеческой семьи. «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Введение этого понятия было обусловлено варварскими актами фашистов в ходе Второй мировой войны (1941-1945г. ), которые возмущают совесть человечества: массовое уничтожение людей в газовых камерах, эксперименты над людьми, превращающие их в роботов, опробование на людях медицинских препаратов. В Конституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам. В связи с развитием науки, расшифровкой генома человека открываются широкие возможности для генетической технологии, генной инженерии, клонирования человека, ксенотрансплантации. Поэтому в теории по правам человека поднимается вопрос о возможном нарушении достоинства человека не только как индивидуального лица, но и как вида живых существ. Встаёт вопрос о том, что свобода науки не безгранична и в ряде стран запрещено, в частности, исследование по клонированию человека. Понятие «достоинство личности» применимо ко всем людям. Достоинством обладает как человеческий зародыш, так и осуждённый к пожизненному заключению.

Право на свободу и личную неприкосновенность является другим важным конституционным правом человека, закреплённым в ст. 22 Основного закона РФ. Смысл этого права заключается в том, что человек как свободный индивид имеет право совершать действия по своему усмотрению, не подвергаясь при этом незаконному ограничению со стороны кого бы то ни было. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стружу, не иначе как на основании судебного решения. В данном праве сочетаются свобода человека с личной неприкосновенностью. Личная неприкосновенность человека может быть нарушена произвольным арестом, задержанием или содержанием под стражей. В данном случае, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г. ) устанавливает требование, в соответствии с которым, человек задержанный полицией должен быть незамедлительно доставлен в судебный орган для судебного разбирательства.

Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23) также относится к основным правам человека. Каждый имеет право на: неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Однако ограничение этого права человека допускается в соответствии с Конституцией РФ и законом на основании судебного решения. Под частной жизнью понимается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит не противоправный характер. «Личная и семейная тайны - обособленные зоны наиболее деликатных, интимных сторон личной жизни, когда разглашение определённых сведений является для человека нежелательным». Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Под честью (добрым именем) понимается общественная оценка личности, объективный взгляд окружающих на социальные и духовные качества человека как члена общества. В уголовном законодательстве РФ предусмотрены специальные процессуальные нормы, регламентирующие процедуру проведения закрытых заседаний, предусмотренных для слушания дел, затрагивающий данное конституционное право человека.

Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства является другим правом, относящимся к группе личных прав человека (ст. 27). Это право вбирает в себя право на выезд за пределы России и право свободного возвращения обратно, право человека свободно передвигаться по территории РФ, право свободно выбирать место жительства. Разумеется, это право может быть ограничено в соответствии с законом. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. Так, существовавшая с 1932 года прописка и её строго регламентированные правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своём месте жительства. На основе данной конституционной нормы был принят ФЗ РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ». Закон запретил отмену прописки, ввёл регистрационный учёт граждан РФ по месту пребывания и жительства в её пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Право на свободу мысли и слова является одним из важнейших личных прав человека (ст. 29). Это право имеет большое значение для личности, т. к. без права думать, как человек считает нужным, не может быть человека как личности и невозможно говорить о правах и свободах человека вообще. Поэтому нельзя не согласиться с высказыванием выдающегося философа XVII в. Б. Спинозы: «Каждый по величайшему праву природы господин своих мыслей». Свобода мысли означает, что человеку государством должна быть обеспечена возможность мыслить самостоятельно и свободно, не подвергаясь какому бы то ни было постороннему воздействию, которое имеет своей целью ограничить эту свободу и навязать человеку чужую мысль помимо его воли. Это непосредственно связано с защитой мозга человека от незаконного вмешательства в его мыслительную деятельность.

Свобода совести и вероисповедания (ст. 28) занимает особое место в перечне прав человека. Оно включает в себя право исповедовать человеком одному или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой, или свободно выбирать себе любую религию. Смысл свободы совести состоит в том, чтобы освободить человека от всякого принуждения к исповедованию какой-либо религии, которую он не приемлет, а также свободно исповедовать любую религию, согласно его убеждениям. Основополагающей гарантией указанных прав является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя РФ (ст. 14). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. В ФЗ от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.

Право человека свободно определять свою национальную принадлежность, также относится к перечню личных прав человека (ст. 26). Определение своей национальной принадлежности связано с волеизъявлением человека. В настоящее время человек, получая паспорт, обязан определить свою национальность, которая заносится в специальную графу в паспорте. В перспективе такая графа, вероятно, будет изъята из паспорта или документа его заменяющего и гражданин сможет определять свою национальность, свободно, исходя из национальности родителей или усыновителей, или не принимать никакой национальности вообще.

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной». (П. А. Вяземский)

Право каждого на пользование родным языком, закреплённое в статье 26 Конституции РФ, является одной из гарантий культурной самобытности народов. Большое значение для правового регулирования данного права имеет Декларация о языках народов России, принятая Верховным Советом РФ 25 октября 1991 г. Она закрепила такие принципы пользования языком, как: право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества; право на свободный выбор языка общения; равные возможности для сохранения, изучения и развития всех языков народов России; равная социальная, экономическая и юридическая защита государством всех языков народов России

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Человек не должен подвергаться никакому неправомерному воздействию на его мозг и сознание - медикаментами, техническими средствами, незаконными экспериментами. Это право является важнейшим, в современном российском обществе, личным конституционным правом. Данное право выступает как комплексный правовой институт, который позволяет человеку, исходя из жизненно важной необходимости, реализовать возможности, предоставляемые этим правом.

Это неполный перечень общих незыблемых прав человека, на которых основывается большинство демократических Конституций мира, без которых невозможно представить современное государство.

В современной российской действительности, когда растёт преступность, качество жизни населения ухудшается, нарушаются права человека, признание Конституцией РФ прав и свобод человека высшей ценностью носит в значительной степени лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за своё человеческое достоинство.

2. Право народа на равноправие и самоопределение.

Все народы в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры, местного самоуправления и других областях.

Народы РФ пользуются равными правами на самоопределение, т. е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время согласно ст. 65 Конституции РФ в России имеются 21 республика, 1 автономная область и 9 автономных округов. Это говорит о том, что десятки народов приобрели в Российской Федерации свою государственность, а следовательно реализовано права народов на самоопределение.

 

Курсовая: Права и свободы человека, права народа

 

 

Право народов на равноправие и самоопределение закреплено в многочисленных международных актах. Так Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г. ) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1996 г. ) включают статью, согласно которой: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие».

Пункт 2 статья 1 Устава ООН провозглашает равноправие и самоопределение народов. Эти принципы, по своей сути, несут один и тот же смысл.

Принцип равноправие - основополагающий принцип конституционного статуса личности, означающий юридическое равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Реальность равноправия характеризует уровень демократичности общественного и государственного строя. Принцип равноправия был выдвинут Великой французской революцией конца XVIII в. ("Свобода, равенство и братство") и закреплён в конституциях и декларациях прав человека многих стран.

Под принципом самоопределения народов (наций) понимается, в конституционном и международном праве, право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления. В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.

Говоря о правах народа (нации) необходимо определить и само значение термина народ (нация) - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. Понятия народ и нация схожи, но не являются равнозначными, так как нация это общность локальная, обособленная культурно и территориально, несколько таких наций, проживающий на одной территории принято объединять общим названием народ. Таким образом во внутригосударственном пространстве каждая нация может иметь свои черты и индивидуальные особенности, но на международной арене эти черты и особенности теряют свою значимость и весь мир видит единый и неделимый народ государства, коллективный субъект права, который участвует в правоотношениях по поводу реализации и защиты своих национальных интересов. В общем, с юридической точки зрения, понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству.

Здесь представляется уместным привести наглядный пример в подтверждение сказанному. В Бельгии живут две нации - фламандцы и воло-ны, и так исторически сложилось, что они не очень ладят друг с другом. Волоны говорят по-французски, а фламандский - это, в сущности голландский язык. С голландским у него минимальное различие, лишь в нескольких буквах, но эта разница не имеет существенного значения. Так вот, если гражданин какого-либо другого государства приедет в Бельгию, то никто из бельгийских граждан ему не скажет: "Я бельгиец". Они обязательно скажут: "Я волон" или "Я фламандец", но перед лицом внешнего мира они ощущают себя бельгийцами. То есть, две нации, а народ - один. Так что, народ - понятие более широкое, чем нация.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определённая историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся, либо включать в себя и те социальные слои, которые не относились по своему социальному положению к трудящимся, но, тем не менее, объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия народ открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

После второй мировой войны мир стал свидетелем периода активизации, деколонизации и растущего национализма, который был основан, не только на кардинальном изменении политического ландшафта, но и на получившей второе рождение вере в право всех народов на самоопределение.

Ключевым моментом в официальном признании права народов на равноправие и самоопределение и его превращении в принцип международного права стало принятие и вступление в силу Устава ООН в 1945 году, утвердившего веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций.

Определение данного принципа было официально закреплено на XV сессии Генеральной Ассамблеей ООН, где была принята Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Дальнейшее развитие права народов на равноправие и самоопределение получило в двух наиболее известных в сфере регулирования прав человека пактах: Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г. ) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г. ). Сюда же можно отнести Международный билль о правах человека (1948 г. ). В преамбуле принимается во внимание, что «необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами».

Так как дружественные отношения могут складываться только на основе равноправия, признание права народов на самоопределение является ключевым фактором содействия развитию дружественных отношений. Статус права народов на самоопределение как принципа международного права подтверждается в Декларации о принципах международного права, касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой в 1970 году. В данном документе право народов на самоопределение не просто обозначается, как принцип, закреплённый в Уставе ООН, но и находят отражение юридические разъяснения сферы применения и распространения этого права. В Декларации прослеживается необходимость незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имеется в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН. Кроме того, подчёркивается важность содействия мирового сообщества в решении проблем, возникающих при реализации права народов на самоопределение, и неправомерность использования в этих целях каких-либо насильственных действий.

Здесь не лишне сделать небольшое отступление и привести конкретный исторический пример. Всем известно, что до недавнего времени в ЮжноАфриканской республике существовал расистский режим, законодательство этой страны было построено на принципах апартеида, т. е. разделении граждан и ограничении их в правах в зависимости от цвета кожи. В этих условиях граждане ЮАР не были субъектами прав человека, закреплённых во Всеобщей Декларации прав человека и Международном пакте о правах человека. Эти права вытекают из самой природы человека, условий мировой цивилизации XX в., из общепризнанных принципов и норм международного права. В отличие от обычных субъективных прав, закреплённых в нормах внутригосударственного права, права человека закреплены в нормах международного права. Это ещё раз подчёркивает, что права человека наполнены глубоким духовным смыслом, они существуют и в тех случаях, когда государство, формируя законодательство, их не признает. Права человека имеют естественный характер, они не связаны с нормами отдельных государств.

На сегодняшний день, специальные доклады, резолюции, где, так или иначе, затрагивается проблематика права народов, как правило, ссылаются на исходные документы, но обладают не меньшей юридической силой, так как по существу ещё раз подчёркивают неотъемлемое право того или иного народа самостоятельно определять свою судьбу.

Право народов на самоопределение нередко становилось предметом международных споров и коллизий. Например, здесь следует упомянуть Дело «о Западной Сахаре» (1975 г. )

«Существо проблемы Западной Сахары сводится к следующему. Колониальная история Западной Сахары на северо-западе Африки площадью 266 тыс. км2 и населением в 300 тыс. человек, как и других стран Африки, характеризуется оккупацией, разделом территорий, истреблением коренных жителей, изгнанием их с лучших земель и присвоением национальных богатств. В середине XX века здесь развернулась широкомасштабная борьба патриотических сил Западной Сахары за ее освобождение от испанского ига. Признанной руководящей силой этой борьбы стал официально оформленный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (фронт Полисарио). Примечательно, что когда в конце 50-х — начале 60-х гг. решался вопрос о самоопределении Мавритании, Марокко долго противилось предоставлению независимости этой стране, считая ее частью своей территории, лишь временно находившейся под французским господством. Тогда захватнические амбиции Марокко не увенчались успехом, и Мавритания обрела независимость. О своей особой заинтересованности в справедливом решении вопроса о предоставлении независимости Западной Сахаре заявил и Алжир, ссылаясь на географическую и историко-этническую близость с нею. Таким образом, консультативное заключение Международного Суда содержит два важных положения: 1) претензии Марокко и Мавритании не имеют под собой никаких правовых оснований: 2) даже если бы они были, народ Западной Сахары сам должен определить свою судьбу. Воссоединение, объединение, присоединение и др. должно происходить только в результате свободного волеизъявления народа, а не как результат признания каких-либо исторических прав на территории. Даже если признать исторические права на территории, они не дают права на население, проживающее на данной территории, которое, не являясь вещью или животным, нельзя рассматривать как дополнительное приложение к территории и поэтому только оно имеет право определять с достоинством, подобающим людям, свою судьбу».

В 2008 г. в рамках судебного разбирательства России и Грузии было также отдано предпочтение праву народов Абхазии и Южной Осетии на самоопределение, а также обозначена необходимость ликвидации всех форм расовой дискриминации. В 2009 г. Международный Суд подтвердил главенство принципа права народов на самоопределение, признав легитимность одностороннего провозглашения независимости Косово.

Таким образом, согласно общепризнанным нормам международного права, независимо от их принадлежности к тому или иному народу все люди равны в своих правах. Если народ осознал своё право на самоопределение и стремится реализовать его, международное сообщество не должно препятствовать подобной реализации.

3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина, прав народа.

Говоря о правах и свободах человека, правах народа, закреплённых в Конституции РФ и других международно-правовых актах, необходимо сказать и о гарантиях, которые предусматривает государство для защиты своих граждан. Конституция - единый, обладающий особым юридическим статусом нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. К сожалению, не каждая Конституция реально гарантирует исполнение этих прав. Истории известны Основные законы, содержащие в себе лишь декларативные установления, которые не имели место в реальной жизни. Такие Конституции именуют фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности, на деле же все было иначе.

На сегодняшний день проблема гарантий прав и свобод человека и гражданина остаётся одной из актуальных для нашего общества. Именно поэтому стоит уделить очень серьёзное внимание данному пункту плана и разобрать его детально.

 

Курсовая: Права и свободы человека, права народа

 

 

 

Если обратиться к лексическому значению слова, то увидим: гарантия (от франц. garantie) - ручательство, обеспечение.

Важным элементом конституционно-правового статуса человека и гражданина являются гарантии как совокупность условий, средств и факторов, позитивно влияющих на обеспечение и защиту прав человека. Весь спектр гарантий может быть представлен двумя группами, каждая из которых имеет свои разновидности. Так, общие гарантии включают в себя экономические, политические, социальные и культурные условия конкретного государства, а специальные - юридические, институциональные, процессуальные и нравственные.

Более подробного рассмотрения требуют специальные гарантии. Юридическая гарантия выражается в наличии норм, регулирующих общественные отношения в сфере прав человека. Критерием оценки национального законодательства в гуманитарной области являются международные стандарты защиты прав человека. Институциональная гарантия связана с наличием государственных структур, занимающихся обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции РФ, гарантом прав человека и гражданина является Президент РФ (ст. 80 ч. 2). Особая роль в этой сфере принадлежит Конституционному Суду РФ (ст. 125 ч. 4). Однако, показательным является введение в России института Уполномоченного по правам человека (ст. 103 п. «д»), призванного защищать, в первую очередь, право граждан на «хорошее управление», которое, однако, не нашло отражения в Конституции РФ. Особую ценность в защите прав человека приобретают неправительственные организации. Процессуальная гарантия связана с особым порядком обеспечения прав человека. Нравственная гарантия предполагает интериоризацию общечеловеческих ценностей, последовательное усвоение каждым человеком постулата - «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека», формирование установки на правомерное поведение и т. д.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина можно также подразделить на две большие категории: внутригосударственные и международно -правовые. Первые, в свою очередь, делятся на судебные и несудебные. Внутригосударственными гарантиями служат прежде всего некоторые конституционные права как материально-правового, так и процессуального характера. Сюда можно отнести такие права, как право петиций, включающее с необходимостью право жалобы, права, реализуемые в судебном и административном процессе, и др., равно как и некоторые общие принципы.

По сфере действия различают международно-правовые гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под эгидой (ЮНЕСКО), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений - Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, не являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единств, Содружество Независимых Государств и др. ) осуществляется также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно - правовых актов.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств. Во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые, политико-правовые, социально-правовые и правовые.

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (юридические фикции), процессуальными (процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конституции гражданско-правовых исков).

Например, в ч. 1 ст. 57 Конституция Болгарии провозглашает: «Основные права граждан не отменяемы», а в ч. 3, допуская в условиях войны, военного или другого чрезвычайного положения возможность временного ограничения осуществления гражданами отдельных прав, исключает такое ограничение для права на жизнь, личную целостность и национальную самобытность, судебно-процессуальных прав, неприкосновенности личной жизни, свободы мысли, совести и вероисповедания. Согласно § 56 Конституции Венгерской Республики 1949 г. в ныне действующей редакции 1990 г. «в Венгерской Республике каждый человек правоспособен». Главной институциональной гарантией является в демократическом государстве суд, независимый от любого другого государственного органа, не говоря уже об органе партийном. Здесь прежде всего следует упомянуть право человека на рассмотрение его дела компетентным и беспристрастным судом, в необходимых случаях - судом присяжных, право на обжалование судебных решений, на обращение за защитой конституционных прав в высшие судебные инстанции вплоть до конституционной и международной юстиции, право на защиту и помощь адвоката и т. п.

Так, согласно ст. 24 итальянской Конституции все могут обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Право на защиту на любой стадии и в любой момент процесса ненарушимо. Неимущим соответствующими учреждениями обеспечивается возможность предъявлять иски и защищаться в любом суде. Законом определяются условия и способы исправления судебных ошибок. А часть первая ст. 25 устанавливает, что никто не будет изъят из подсудности тому судье, который предусмотрен законом (следовательно, не может быть перевезён для суда в другую местность или предан чрезвычайному суду и т. д. ).

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получающий все более широкое распространение институт уполномоченного по правам человека (комиссар, посредник, народный защитник и т. п. ). Существенную гарантию прав и свобод образует возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, прежде всего помощью профессионального защитника (адвоката) в уголовном и административном процессе, как, впрочем, и в гражданском и в конституционном. Но это, разумеется, часть более широкого права - права на защиту. Конституция Югославии в ст. 29 регулирует право на защиту следующим образом: «Каждому гарантируется право на защиту и право брать защитника перед судом или другим органом, компетентным вести производство по делу. Никто, будучи предан суду или преследуем другим органом, компетентным вести производство по делу, не может быть наказан, если ему в соответствии с союзным законом не была дана возможность быть выслушанным и защищаться. Каждый имеет право на то, чтобы при его заслушивании присутствовал выбранный им защитник. Союзным законом определяется, в каких случаях обвиняемый должен иметь защитника.

Гарантией прав и свобод служит также ответственность за их нарушение. Прежде всего речь идёт об ответственности властей и их должностных лиц. Обычно такая ответственность носит общий характер и предусматривается текущим законодательством. Однако иногда встречается особое её конституционное регулирование. Например, согласно ст. 20 Конституции Республики Хорватии 1990 года «тот, кто нарушит положения настоящей Конституции об основных правах и свободах, несёт личную ответственность и не может оправдываться приказом свыше». Для посттоталитарных стран, в том числе и Хорватии, такая норма представляется весьма актуальной.

Несколько слов следует сказать о международно-правовых гарантиях. До Второй мировой войны преобладало убеждение, что отношения между государством и человеком - внутреннее дело государства и должны регулироваться только внутригосударственным правом, хотя уже в прошлом веке принимались международные акты, направленные на защиту прав человека (запрещение работорговли, защита жертв военных конфликтов и др. ). Тягчайшие преступления против человечества, совершенные фашистскими и другими тоталитарными режимами, окончательно убедили мировое общественное мнение в необходимости широкой международной защиты прав человека. Это нашло отражение в Уставе ООН 1945 года, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах о правах человека 1966 года и длинном ряде глобальных и региональных международных конвенций и рекомендаций, касающихся разных сторон этой проблемы.

Универсальная международная защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках ООН и её специализированных учреждений, региональная - в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. Европейская система - наиболее совершенная. Она основывается на европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключённой в 1950 году государствами - членами Совета Европы, и дополнительных протоколах к ней. Если лицо исчерпало все национальные правовые средства защиты своего права, охраняемого Конвенцией, оно может обратиться в европейский Суд по правам человека, который в случае установления факта нарушения права и тем самым Конвенции возлагает на виновное государство существенную материальную ответственность. Наша страна также является членом Совета Европы и участником Конвенции.

Таким образом, рассмотрев основные гарантии прав и свобод, закреплённых в нашей Конституции, конституциях других стран, международноправовых актам, можно сделать вывод, что механизм регулирования прав и свобод человека и гражданина, правовых гарантий довольно обширен и развит. Но встаёт вопрос о реальности этих гарантий, ведь даже сейчас, общество, имея такой запас правовых регуляторов, все же сталкивается с фактами незаконного ограничения прав и свобод граждан, пренебрежения действительными нормами нормативно-правовых актов, неуважения самой человеческой личности.

Заключение

Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех - свидетельство универсального политико-правового признания большинством государств всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип: «защита прав человека и основных свобод - неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций».

Деятельность ООН, других международных органов и организаций в том числе и регионального уровня показывает, что международная защита прав человека в наши дни состоит в том числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самое главное, обеспечению их эффективной работы.

В результате усилий и мер, предпринятых в ходе международного сотрудничества государств, были выработаны многочисленные рекомендации, решения и договоры о демократических правах и свободах, накоплен определенный опыт международной проверки выполнения государствами своих обязательств в этой гуманной области международных отношений. Следует иметь в виду, что, как правило, «механизм» проверки или контроля распространяется на государство только в том случае, если оно дало свое согласие на это. Современной международной практике известны различные формы выражения государствами такого добровольного согласия.

Нельзя не согласится с выдающимся российским юристом Г. И. Тунки-ном, который считал появление в современном международном праве института прав человека великим переворотом, так как классическое право считало суверенитет государства непроницаемой границей для международного права. Человек оставался в неограниченном подчинении государству. Лишь современное право, по мнению ученого, «взяло человека под свою защиту» и обязало государство обеспечить права и свободы всем людям, проживающим на его территории.

Конституция России, признавая идеологическое многообразие и частную собственность, в значительной степени опирается на опыт стран с рыночной экономикой и воспринимает их лучшие достижения. Поэтому в процессе согласования принципов и норм, относящихся к правам человека и происходящих в рамках ОБСЕ, достигаются такие договоренности, которые ранее были невозможны. Это относится и к проблемам частной собственности, существования многопартийной системы, проведения действительно равных и всеобщих выборов, и ко многим другим атрибутам демократии.

В то же время, мало провозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, независимо от занимаемой должности. Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно построить правовое государство, ибо само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково обязательного для всех граждан того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.

Список использованной литературы:

Нормативный материал:

1. Всеобщая декларация прав человека. - 1948 г.

2. Декларация независимости США. - 1776 г.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. - 1950 г.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. - 1966 г.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах. - 1966 г.

6. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв. - М., 1957. - С. 167

7. «Неотъемлемые права» Декларации независимости. - 200 лет США. Вашингтон, 1976 г.

8. ФЗ «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» (в редакции от 2 ноября 2004 г. )

9. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 29 июня 2004 г. )

10. Декларация о языках народов России. (25 октября 1991 г. )

11. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (Резолюция №1514. )

12. Декларации о принципах международного права, касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. - 1970 г.

13. Конституция Республики Болгария от 13 июля 1991 г

14. Конституции Венгерской Республики 1949 г. (в ныне действующей редакции 1990 г. )

15. Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г.

16. Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославия - 1974 г.

17. Конституции Республики Хорватии 1990 г.

Литература:

1. Козлова Е. И., Кутафин О Е. Конституционное право России. - М., 1998.

2. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1993

3. Шамардин А. А., Гуськова А. П. Правоохранительные органы. - 2012 г. - С. 56.

4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. - М., 1995-2000 г.

5. Блищенко И. П. и Дориа Ж.: Прецеденты в международном публичном и частном праве. - М. 1999г., - С. 84-94.

6. Червонюк В., Калинский И., Иванец Г. Энциклопедический словарь Конституционное право России. - 2002 г.

7. Трофимов-Трофимов В. Д. Права народов в России: состояние и перспективы, доклад на IV съезде поморов г. Архангельск

8. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь Ожегова. М., - 1949-1992 г.

9. ;Новогородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991 г. С. 538.

10. Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции РФ, 2е издание. М., 2001 г. С. 26

11. Романовский Г. Б. Гносеология права на жизнь. - СПБ., 2003 г. -С. 11.

12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1973 г.

13. Даль В. Толковый словарь русского языка. - М., 2007 г.

14.Гл. ред. Гиляров М. С.; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. Биологический энциклопедический словарь. - М., 1989 г.

15. Под. ред.Тункина Г. И. Учебник международного права. - М., 1994.

Источники:

1. http: //xn--e1aogju. xn--p1ai/shemy/yurispmdencija/saidov-a-h-mezhdunarodnoe-pravo-v-shemah-i-opredelenijah-2004-g/52. html

 

Скачать курсовую работу: Prava-i-svobody-cheloveka-prava-naroda.docx

Категория: Курсовые / Курсовые по юриспруденции

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.