Авторские приемы раскрытия личности в жанре очерка

0

2 Творческая часть

«Писать сценарий о документальном поведении человека заранее можно, если знаешь, что с человеком в ближайшее время произойдет. Но это настолько схематично и приблизительно, что никакого представления о том, что получится на экране, в сущности, не дает». Однако в противовес такому сценарию Вертов выдвигал не менее жесткие требования, которые определял в понятии «предварительный план».

Сценарная разработка в этом случае – только экспозиция, где обозначается место действия, определяются «предлагаемые обстоятельства» для раскрытия героев, манера съемки в зависимости от снимаемого эпизода. Сценарный план, по словам Дзиги Вертова, отличается тем, «что все это план действий камеры по выявлению в жизни данной темы, а не план инсценировки той же темы».

При написании сценария фильма-очерка «Лица из Толпы», прежде всего, учитывался фактор личности. На стадии планирования, происходили встречи с героем, обсуждения того, что он собирался сказать. Исходя из этого, строился определенный фундамент, прежде всего в голове режиссера и оператора. Еще до начала сценарных работ, были определены места, в которых будут проходить съемки, была определена структура повествования, а главное, была определена центральная идея, вокруг которой, впоследствии и строился сценарий.

Сценарий очерка «Лица из толпы»

История любого человека начинается со школы, с детства, будучи ребенком, мы впитываем окружающий мир как губка. Именно там зарождается наша суть. Так же происходило и с нашим героем. Потому было принято начать историю Павла как раз со школы, тут зритель и начинает свое знакомство с персонажем.

Павел, сидя в яркой школьной беседке, широко улыбаясь, рассказывает о своем детстве, о школе, в которой музыкальная составляющая была обязательной, об учителях, что подталкивали и помогали ему, о своем росте и о трудностях, что его поджидали в этом нелегком деле. Его жизнь с малых лет неразрывно связана со сценой, он выступает постоянно и это ему нравится. Весь его рассказ о школе сопровождается улыбкой, такой задорной, словно он вновь оказался в школе. Но школьная пора кончается, и улыбка пропадает. Павлу тяжело терять то, что он приобретал годами. И уже тогда он начинает чувствовать, как музыка покидает его.

Наступает пора университета. Сидя во втором корпусе Оренбургского Государственного Университета, Павел рассказывает, что студенчество, которое так скоро наступило, он долгое время не мог принять, оно давило на него. В голове все еще сидели воспоминания о школе. Но вдруг случается неожиданное, то, что изменит жизнь Павла навсегда – Студенческая осень, а затем и Гала-концерт.

Так Павел попадает в ДК «Россия» - Целый мир событий, в которых он принимает непосредственное участие. Музыка возвращается. Возвращается желание творить, и именно тогда появляется идея о создании гитарного вечера для своих, под название «Мы услышать музыку смогли». Своеобразный апогей творчества Павла Гайсина. Впервые он чувствует в себе силы и потенциал, и желает развивать в себе это. И у него это получается, не без помощи окружающих людей. И именно эти люди помогают организовать первый, а затем и остальные, фестивали, под эгидой «Мы услышать музыку смогли».

Рассказывая обо всех проведенных встречах, мы переносимся в уютное и прекрасное место, в зал Музея изобразительных искусств полный картин и света. Именно это место даст Павлу то, к чему он так долго шел, внимательного слушателя с горящими и искренними глазами. Именно тут Павел поймет, что он не ошибся и музыка с ним надолго. И он готов ею делиться пока у него есть силы. Но он взгрустнул. Сидя за роялем, глядя на окружающую пустоту зала, он признается, что силы кончаются. Он признается, что запал пропадает, и он устал. И с каждым новым концертом сил все меньше. И дело тут не в том, что музыка снова уходит, как когда то раньше, просто будучи наедине со зрителем, стоя перед залом внимательных глаз, музыкант истощается. И он просит подождать. Фестиваль «Мы услышать музыку смогли» прекращает свое существование, возможно временно, но может навсегда. Павел просит подождать, время покажет, а пока он доигрывает свою последнюю мелодию и уходит не прощаясь.

Заключение

Снимая очерк, чаще всего мы не можем предугадать заранее, что ход событий будет развиваться так, как мы его определили в сюжетной линии. Какой-то эпизод может выпасть совсем, а другой появится – новый, неожиданный, снятый как говорится, «не по заказу». Сценарная разработка в этом случае – только некая экспозиция плана съемок, определяющая место действия и самих действующих лиц.

Сегодня теория телевидения находится в стадии развития. Поэтому представленные в нашей дипломной работе наблюдения над методами, безусловно, еще не отражают всех особенностей и всех закономерностей. И все же в результате проведенного исследования мы определили те методы раскрытия личности, в результате которых на телевизионном экране создается «живой образ человека». Телевидение сильно импровизацией , неожиданностью. А, чтобы импровизировать, необходимо хорошо ознакомиться и с предметом обсуждения и с самим человеком, а именно:

1) ознакомиться с материалом по проблеме;

2) несколько раз встретиться с героем передачи, вызвать у него доверие;

3) уточнить круг вопросов, что дает возможность подготовить необходимый визуальный материал, цифры, факты и т.д.;

4) вместе с режиссером и оператором определить метод съемки каждого эпизода (скрытая камера, длительное наблюдение, метод «предлагаемых обстоятельств», постановочные эпизоды в документальном фильме и т.д.)

В любом случае подлинного раскрытия личности на экране не получится без увлечения самим человеком, без любви, без живого интереса к его делу, работе, творчеству.

Рассматривая телевидение в качестве значительного фактора, влияющего на сознание и жизнедеятельность человека, мы можем констатировать, что в руках журналиста есть орудие – равно как созидания, так и разрушения. И от его правильной позиции и профессионализма зависит, каким будет телевидение, каким целям служит оно. Для журналиста важно в каждом разгадать человека, увидеть личность, событие. И если он обладает даром заново открывать окружающий мир, то разгадка таится как раз в характере его интересов, в остроте его зрения, в широте кругозора.

Список использованных источников

1 Аграновский, В.А. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» / В.А. Аграновский. –ВАГРИУС, 1999. – C. 23

2 Акопов, А.И. Глобальное средство массовой информации / А.И. Акопов. – Литература в Интернете: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2003.– C. 40

3 Акопов, А.И. Электронные сети как новый вид СМИ/А.И. Акопов. – Филологический вестник Ростовского государственного университета, 1998,№3. –C. 43 – 51

4 Акопов, А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет) /А.И. Акопов. – Ростов-на-Дону, 2002. – C. 56

5 Ахмадулин, Е.В. Краткий курс теории журналистики: учеб.пособие
для студентов вузов/ Е.В. Ахмадулин. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006. –C. 272

6 Ахундова, Э.Г. Основные жанры современной периодической печати и проблемы перевода / Баку, 2010. – C. 90

7 Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия/ В.М. Березин. – М., 2003. – C. 67

8 Ворошилов, В. В. Журналистика: учеб. Пособие / В. В. Ворошилов. – СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. –C. 336

9 Засурский, Я.Н. Журналистика от Гутенберга до Билла Гейтса / Я.Н. Засурский. – Отечественные записки, 2003. –C. 63

10 Засурский, Я.Н. Информационное общество и СМИ /
Информационное общество, 1999. –C.47

11 Морозова, Е.А. Образ автора на фоне современной публицистической картины мира / Е.В. Морозова. – Самара, 2007 г. –C. 88

12 Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917–2000): Учеб.комплект / И.В.Кузнецов. – М., 2002. – 10 сКостомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе / В.Г. Костомаров. – М.: «Проспект», 2001. –C. 245

13 Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – C. 68.

14 Калмыков, А.А. Проблема жанрового различения веб-публикаций / А.А. Калмыков. – Журналист. Социальные коммуникации. №2. – М., Изд. Дом «Журналист», 2011. – C. 43-49.

15 Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста: учеб.пособие для студентов вузов / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. – СПб.: Питер, 2006. – C. 272

16 Олешко, В.Ф. / В.Ф. Олешко. – Журналистика как творчество. – Москва, 2003. – C. 87

17 Самарцев, О.Р. Современный коммуникативный процесс. Ч. 2. Теория и методика журналистики: учебное пособие / У.: Издательство: УлГТУ. – C. 110

18 Свитич, Л.Г. Профессия: журналист / Л.Г. Свитич. – М., 1997. – C. 247

19 Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный.– М., 2000. – C. 39

20 Ученова, В.В. Беседы о журналистике / В.В. Ученова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мол.гвардия, 1985. – C. 205

21 Шкондин, М.В. Системная типологическая модель СМИ / М.В. Шкондин. – М.: МГУ, 2002. – C. 78

22 Шостак, М.И. Журналист и его произведение / М.И. Шостак. – М., 1998. – 285 с.

23 Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001. –C. 98

 

Скачать:Avtorskie-priemy-raskrytiya.doc

Назад Вперед

Категория: Дипломные работы / Дипломные работы по журналистике

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.