Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина».
Факультет юридический
Контрольная работа
По дисциплине: «История отечественного государства и права»
На тему: «Русская Правда- основной источник права в Древней Руси (понятие и редакции)»
Выполнила
студентка 1 курса
заочного отделения
группы 8442
_________________
Проверила:
К.и.н., доцент
Карева А.Н.
Рязань 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Официальное право древнерусского государства………………….…3
Понятие правды как источника права……………………….…………………..3
Краткая редакция………………………………………………………………...6
Пространная редакция и ее сокращение……………………………………….9
Заключения………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………..16
Введение
Законодательные акты требуют строгого и объективного анализа как юридические документы и как исторические источники. Русская правда – это крупнейшее юридическое произведение древней Руси. Оно целиком основано на судебной практике восточных славян X-XII вв. Ее открытие и обнародование связано с крупнейшими именами наших историков: Татищева, Шлецера, Карамзина. Хоть до нас и дошло около ста списков Русской Правды, принято различать три редакции: краткую, пространную и сокращенную. Однозначного мнения о Русской Правде не было, она всегда была спорным источником. Нам известны различные походы при изучении Русской правды, основным подходом является догматический, пришедший к нам от буржуазных историков. На данный момент большинство историков сходятся в следующем: в основе произведения лежат чисто русские нормы права, не имеющие заимствований из зарубежного права, это нормы возникшего и развивающегося феодального права, а основным источником являются постановления и судебные решения князей. Актуальность нашего исследования заключается в изучении данного источника, как вспомогательного материала для выявления закономерностей развития права и государства. Целью нашего исследования является определение структуры и содержания Русской Правды, при использовании догматического подхода, и в связи с этим определения места Русской Правды в развитии отечественного права. Перед нами поставлены следующие задачи: определить сущность Русской Правды, рассмотреть основные ее редакции Краткую и Пространную Правду, выяснить время и место ее происхождения, а также исследовать основные источники, в которых она дошла до нас. Изучением Русской Правды занимались такие научные деятели как С.В. Юшков, В.Н.Татищев, А.А. Зимин, С.П. Обнорский, М.Н. Тихомиров, М.А. Исаев, их глубоко изученность вопроса, отраженная в научных работах и обуславливает выбранные нами источники.
Глава 1. Официальное право древнерусского государства
1.1 Понятие правды как источника права
Русская Правда, важнейший памятник древнего русского права, составленный XI в. (при Ярославе Мудром) и дополненный в XII и XIII веках. Русская Правда перечисляет наказания и штрафы за убийство, телесные повреждения, кражу и т.д.; в Русской Правде включены также уставы о судебных пошлинах, процентах и т.д. Такое определение дается в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Но если мы рассмотрим содержание Русской Правды, то в первую очередь для нас станет очевидным, что это первый сборник законов раннефеодального государства. Были предположения, что в основу Русской правды положено западное право, так как по типу построения схоже с ним, но это не оправдалось, напротив, в более позднее время, историками, стало считаться, что Русская правда была взята за основу другими феодальными государствами. Считается, что Закон Русский, упомянутый в договорах Руси с греками, и лег в основу Русской Правды. «Правда» означала правовые нормы, на основе которых вершился суд, именно эта одна из причин происхождения понятия «права» от «правды». Первый создатель на Руси письменного закона был Ярослав Мудрый. Он, пожаловал новгородцам Русскую Правду и сказал: «По этой грамоте живите, как написано, так и соблюдайте». Зная его активное сотрудничество с другими странами и прекрасного ознакомления с византийским законодательством, не стоит исключать возможности, что именно византийское право, легло в основу нормативных актов Русской Правды. Тем более что в упомянутом Законе Русском, те же самые единицы измерения используются греческие. Таким образом, исторически считается, что создание Русской Правды относят к 1016 году, а место ее создания является Новгород Великий.
Обнаружена Русская Правда была в 1737 году В.Н. Татищевым. Самой древней редакцией считается Краткая Правда, в которой встречаются следы архаического права.[1] Русской Правде приписывают сильное влияние церкви. Так Исаев считает ее неким справочником церковного суда, созданного для ознакомления высшего духовенства (которое было в основном из греков) с русским правом.[2] Действительно религиозное мирровозрение сильно повлияло на написание Русской правды, ордалия или суд Божий, когда обвиняемый проходил испытание железом или водой, было в практике у Ярослава. Но упоминание об ордалии в древнейшей редакции мы не находим. Единственный некий уход на религию мы видим в 42 статье Краткой правды: «Во время поста дать ему рыбу или 7 резан…».[3] Нахождение же большинства списков Русской правды в сборниках канонического права так же не является показателем, так как в тот период письменностью владели в основном монахи, а книги писались богодуховного содержания, и имели большую ценность, поэтому не удивительно, что большинство ее списков находятся в Кормчей книге. В летописях же была зафиксирована в Новгородской первой летописи. Такие ученых как Н.И. Ланге, М.П. Погодин, считающих Русскую Правду официальным памятником законодательства. Но тот же великий историк Ключевский считал ее памятником церковного законодательства.
Как было ранее сказано, выделяют три редакции Русской Правды. Краткая правда имеет два списка: академический и археологический. Состоит из 43 статей. По мнению большинства ученых в ее состав вошли: Правда Ярослава и Правда Ярославичей. Более поздней редакцией считается Пространная правда, состоящая из 121 статьи. В ее состав вошел Устав Ярослава и Устав Мономаха, предположительной родиной считается Киев. Третья редакция выделяется не всеми учеными, это так называемая Сокращенная Правда. Считается видоискаженной выпиской Краткой Правды.
Таким образом, Русская Правда - это древний источник права, который был создан под влиянием целого ряда факторов: традиционное право, судебная практика, договорная и законодательная деятельность князей. Созданная, под сильным религиозным влиянием, тем не менее, носит более самостоятельный характер, и является официальным памятником законодательства.
Краткая правда
Краткая Правда рассматривается как единый цельный памятник, возникший в результате целенаправленного редактирования ее текста на рубеже XI-XII вв. Последовательные редакции Русской правды, характеризуются расширением общественной деятельности, и наработкой опыта судопроизводства. Начиная от общего положения правонарушений, и переходя к более частным случаям. Краткая Правда рассматривается, без отрыва от источника, в котором состоит (напр. Новгородская первая летопись). Ее часто рассматривают как «варварскую правду», то есть не имеющей опоры на римское право.[4] В тоже время многие ученые приписывают ей библейский характер, и что в основу создания Краткой Правды легло Священное Писание. Да, мы можем проследить параллели между статьями Русской Правды и Священного Писания. Но были вырваны и взяты не целиковые нормы, а тщательно переработанные вариации, носящие более законотворческий характер, чем, нежели считают некоторые ученые. Отсылка к библейским источником, обуславливается еще и тем, что жизнь того времени имела глубокий религиозный отпечаток во всех сферах жизни. Что сказывается на написании писцом, каких либо произведений в религиозном духе. Тогда это было «модно», и простым людям проще было воспринять написанное, а отсылка к библейскому источнику вселяла в людей страх пред не соблюдением закона. Будучи старше Пространной, Правды на полвека, тем не менее, тексты в которых Краткая Правда дошла на полвека младше. Ее разделение на 2 части Устава Ярослава и Устава Ярославичей, дает возможностей рассмотрения периода написания ее редакции. Не смотря на то, что Устав Ярослава, нужно было бы отнести к 1016 году, на деле оказывается совсем не так. Приблизительный возраст Устава Ярослава датируется историками между 1054-1073 годом, но причем здесь тогда 1016 год. Действительно была грамота, врученная Ярославом новгородцам, она носит название «Древнейшая Правда». В основной же состава Краткой Правды вошел Устав Ярославичей. А вот уже летописцем была включена Краткая Правда под 1016 годом. Таким образом, по мнению большинства, ученых Правда Ярослава была написана между 1016-1036 гг. Первая часть, Устав Ярослава, включала в себя новые нормы уголовного права. Правда Ярослава дала княжеским судьям краткий судебник, в котором давались указания о взысканиях за те или иные виды преступления. Под княжескую защиту были взяты некоторые слои населения. Установленные штрафы осуществлялись в пользу князя, а так же пострадавших. Карамзиным была прослежена сословная классификация: 1 степень бояре и тиуны, 2 степень военные, придворные, купцы и земледельцы, 3 степень холопы и рабыни. Чем ниже было сословие, тем меньше взималась плата за ее жизнь. Правда Ярославичей была создана по преданию на съезде трех Ярославичей - Изяслава, Всеволода и Святослава. Традиционно местом съезда считается Киев, и состоялся он где-то 1072 году. На примере 23 статьи, постановления Изяслава,[5] где говорится, что за убийство конюха при стаде взимается 80 гривен, мы можем судить о том, что расширение и уточнение мер наказания за преступление было обусловлено житейскими нуждами. Сама, Правда Ярославичей написана, скорее всего после восстания 1068 года, когда требовались более суровые меры для подавления низших слоев населения. Единственное чем Правда Ярославичей дополнила Краткую Правду это появление повышенных штрафов за убийство княжих людей. «Покон вирный» является составной частью краткой редакции Русской Правды. Он определял порядок кормления вирника — княжеского слуги, собиравшего виру (вира — денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека).[6] Урок так же касается определения платы княжескому слуге. Не смотря на то, что в Краткой Правде пока еще не отменена кровная месть, смертная казнь пока еще не была введена.
Исходя из выше сказанного, Краткая Правда является ценным источником древнерусского права. Особой ценность, по нашему мнению, несет Устав Ярослава, создание которого сделало крупный прорыв в развитии права. Узаконило основу судопроизводства, что лишь дополнила Правда Ярославичей, а местами и ужесточила.
Пространная редакция и ее сокращение.
Обычно появление Пространной Правды относят к второму-третьему десятилетию XII века. Она изложена по принципу сначала старое законодательство затем новое. Ее появление связывают с изменениями в социально-политической и экономической сфере жизни. Пространная Правда дошла до нас в более ста списках. Некоторые из ее редакций даже более ранние, чем у Краткой Правды, что конечно давало повод некоторым ученым думать, что Краткая Правда есть сокращение Пространной Правды. На самом деле это далеко не так. При сопоставлении текстов мы видим, что отсутствует последовательность изложения статей, схожие нормы с Краткой правдой тщательно переработаны и дополнены. А вот Сокращенная Правда, это как раз сжатое изложение Пространной Правды, не имеющей собственного законотворчества. Именно поэтому ее в основном рассматривают не в отрыве от Пространной Правды. Списки Пространной Правды образуют три группы: Синодально-Троицкую (75 списков), Пушкинскую (6 списков), и Карамзинскую (13 списков). Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Пространная правда во всех своих списках упоминается имя Ярослава Владимировича.[7] Пространная редакция содержит 121 статью. Источниками, которые легли в основу Пространной Правды были: Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха. Официальность Пространной Правды доподлинно неизвестна, так же как и ее точные границы региона, охваченного действием ее норм. Бытует мнение об одном составители Пространной Правды, основная цель которого была удержать от дальнейшего распада Киевскую Русь.
В конце 60-х – начале 70-х годов XI века в различных частях Киевской Руси вспыхивали народные восстания. В нем принимали участие смерды, протестующие против закабаления. Одним из толчков подвигнувших отменить кровную месть были массовое мщение за своих. Подавив восстание, Ярославичи собирают съезд, который подтвердил еще раз законы Ярослава, а так же отменил кровную месть. Последняя же была пережитком раннего феодализма, а в условиях его упрочнения сплачивала низы общества, что не удовлетворяло господствующий класс. Отменено так же убийство холопа за оскорбление свободного человека, это связано еще с тем, что в восстании принимали участие в основном невольные люди, и без отмены убийства могло привести к массовой гибели рабочего класса. В Пространной Правде любое убийство замещается взятием высокого налога, а в случае с невольными крестьянами битье розгами и другие телесные наказания. Был так же прописан перечень вир и уроков за убийство княжеских лиц, штрафы за оскорбления и ранения. Выплаты, как и ранее, осуществлялись в пользу князя, но при этом стоимость штрафа значительно возросла. Были разграничены права между вольными крестьянами и их господинами. Невольные крестьяне становились практически вещью и ничего не значили без господина. Но при этом Закон Ярослава носил все-таки миротворческий характер: за убийство человека платила та вервь, где обнаружен был убитый, если убийца найден, то вира взималась и с него и с верви.[8] Теперь идет уже четкое разделение между штрафом и компенсацией, а штраф в казну более высокий. То есть мы можем наблюдать, что законодательство заботилось в первую очередь об интересах государства. Сам «штраф» понятийно формируется как продажа. Правда Ярославичей в Пространной Правде была систематизирована, отдельным блоком шли штрафы за оскорбления и отдельно за побои. Таким образом, Правда Ярославичей содержала основные нормы уголовного права. Это был некий переход от раннего феодализма к более развитому феодализму. Еще одним источником Пространной правды, по мнению Тихомирова, был Устав Мономаха. Свой вклад в составление Пространной Правды он сделал с большой долей нравоучений, которые мы встречаем в тексте. Законодательная деятельность Владимира Мономаха складывавшаяся в обстановке после восстания 1113 году в Киеве имела изрядную гибкость. Как отмечает С.В.Юшков, Устав Мономаха содержал главным образом материал, который относился к гражданскому праву.[9] В связи с этим нормы уголовного права из Устава Ярославичей занимали первое место в Пространной Правде, а за ними шли нормы гражданского права. При этом сам Мономах значительно повлиял на статьи, пришедшие из Краткой Правды, его редакции носили уточняющий характер. При этом он вводит новую терминологию, например: «смердий холоп», что сближало холопа отправленного на земледельческие работы со смердом. Уже практически везде заменяется термин « штраф» на «продажу». Носят более суровый характер статьи о защите княжего имущества, с тщательно проработанным списком продаж. Во второй части появляются статьи против ростовщичества, в том числе ограничение процентов (резов), которое было присуще как Новгороду, так и Киеву. Были проработаны нормы о наследии, в которые не было включен порядок занятия великокняжеского престола, соответственно в данном случае межкняжеские отношения этот закон не решал. Впервые появляются постановления о закупах, ранее называвшихся рядовичем. Права закупа существенно возросли, и стал официально более свободным, чем холопы. При этом холопы приобрели право со слов своего господина принимать участие в суде свидетелями. Устав о холопстве это последняя часть Пространной Правды. Он закрепил некое подобие рабовладения. Он наглядно отражает процесс сближения холопов с феодальнозависимым населением. А.А. Зимин считает, что своими корнями Устав о холопстве уходит в X в.[10] Закрепляется преследование сбежавшего холопа, его права произрастают из воли его хозяина (он имеет право торговать по разрешению господина, выступать в суде), термин челядин разбивается на два: закуп и обельный холоп.
В целом Пространная Правда – это обобщающий законодательный свод, новшества, встречаемые в Краткой Правде, здесь минимализированны и связаны в первую очередь с переходом в расцвет феодализма. Но в связи с тем, что Пространная Правда возникла в период раннего феодализма, с большой долей вероятности, что приобрести общерусского значения ей не удалось.
Стоит так же упомянуть о третьей редакцией Сокращенной Правде, которая возникнув в 15 веке, не имеет важного значения по сравнению с предыдущими редакциями. Возможно, это связано с тем, что в 14 веке Русская Правда утрачивает свою силу в связи с переменами жизни государства. Она же является самым спорным памятником древнерусского права. Краткая Правда дошла до нас в двух списках за 17 век, они оба были помещены в Кормчей книге. Была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.
Заключение
Русская правда, возникшая у истоков государственности, прошла путь от первобытнообщинного строя к феодализму. По ее тексту изучалась классовая борьба того времени. И мы видим, как принижаются низы общества, закрепляя всю власть за привилегированным сословием. Но не стоит упускать из виду того факта, что закрепление суровых норм по отношению к низшим слоям населения состояло в его обуздании, когда постоянно вспыхивали бунты. До нас дошли не оригиналы рукописей, а лишь редакции писца, которые порой затирали первоначальный смысл. И если Пространная Правда подверглась менее существенным изменениям, то Краткая Правда имеет напластанную структуру. Таким образом, дошедшие до нас тексты Русской Правды видоизменялись редакторами и переписчиками, точного же оригинала на руках в мы не имеем. Новые редакции появлялись в соответствии с социально-экономическими и политическими изменениями. Русская Правда носила характер закона справедливости, к ней неоднократно прибегали на протяжении веков. К ней обращался П.И. Пестель, который в своем произведении «Русская Правда» заложил основы конституции нового государства, ученые и классики периода СССР так же прибегали к ней. Не смотря на такое длительное изучение Русской Правды, много вопросов о ней до сих пор открыты, в частности: степень ее официальности, глубина искажение ее в переписях, а соответственно спорность дошедших до нас источников, участие в ее создании зарубежного права. Эти вопросы, лежащие в основе ее изучения, подвергают критике весь проработанный материал по ней. Мы же считаем, что это официальный законодательный источник, имевший в разное время разную степень своего влияния и распространения по регионам. Неотъемлемая религиозная окантовка текста, не умаляет значимости и официальности, а как было ранее сказано религия бытовала во всех сферах жизни, такая запись лишь веяние того времени. Так же не исключается придание писцом ей такой формы, с учетом того, что до нас доходили по большей части церковные источники. Русская Правда это первый образец древнерусского светского права, которая впоследствии могла быть взята церковными деятелями. Близость же норм Русской Правды с нормами других государств, связано со схожестью общественно-экономического строя этих государств. В связи с вышесказанным, этот источник можно и должно использоваться при изучении права Древней Руси, а так же использовать при анализе развития российского права.
Список литературы
- Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. Юшков С.В./под. Ред. О.И,Чистякова.- М.: Зерцало-М. 2002.-400 с.
- Правда русская. Зимин А.А. – М.: Древлехранилище. 1999. – 424с.
- Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 472 с.
- Избранные работы по русскому языку. Обнорский С.П. – М.: Учебно-педагогическое издательство. 1960.-353 с.
- Хрестоматия по истории русского языка. Учебное пособие / авт.-сост. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. – М.: Просвещение. 1990.- 496с.
- История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.-840 с.
- Источниковедение. Учебное пособие / под.ред. Бахмин В.И., Бергер Я.М., Гениева Е.Ю. и др. – М.: РГГУ. 2004.- 702.
- Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 454 с.
- Русская Правда. Л. Пушкарев, Н. Пушкарева // [ Электронный ресурс http://www.krugosvet.ru/].
[1] [4]Избранные работы по русскому языку. Обнорский С.П. – М.: Учебно-педагогическое издательство. 1960.-122 с.
[2][6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 69с.
[3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 8с.
[4] [6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 68с.
[5] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 6с.
[6][8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 53 с.
[7] [8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 54 с.
[8] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 9с.
[9] Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. Юшков С.В./под. Ред. О.И,Чистякова.- М.: Зерцало-М. 2002.-335 с.
[10] Правда русская. Зимин А.А. – М.: Древлехранилище. 1999. – 261-275с.
Скачать: