Роль родительских установок в формировании личности ребенка

0

Кафедра социальной психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социальная психология»

Роль родительских установок в формировании личности ребенка

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  • Социальная установка………………………………………………………...4
    • Аттитюд – социальная установка…………………………………..4
    • Изменение социальных установок…………………………………5
  • Теории развития личности……………………………………………………7
    • Ч.Х. Кули и Аж.Г. Мид……………………………………………...7
    • З. Фрейд………………………………………………………………7
    • Ж. Пиаже……………………………………………………………..8
    • Л. Колберг……………………………………………………………9
  • Роль родительских установок в формировании личности ребенка……...11
    • Предписания………………………………………………………..11
    • Обратные предписания…………………………………………….13
    • Смешанные сообщения……………………………………………14
    • Поддерживающие послания для развития детей………………...14
  • История изучения установок………………………………………………..18
    • Социальная установка в рамках общей психологии…………….18
    • Аттитюд в социальной психологии……………………………….19
    • Изучение родительских установок………………………………..21

2.1 Организация и методики исследования……………………………………22

2.2 Результаты исследования ………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………...31

Приложение А……………………………………………………………………32

Приложение Б……………………………………………………………………33

Приложение В……………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

Введение

Проблема родительско-детских отношений всегда была и остается актуальной. В детском возрасте влияние родителей особенно велико, а установки, данные ребенку родителями, во многом определяют его будущее поведение.

В данной работе затронуты вопросы социальных и, в частности, родительских установок, играющих важную роль в развитии личности человека, рассмотрены некоторые теории развития личности, история изучения установок. Так же приведены результаты исследования, направленного на изучение родительско-детских отношений и в качестве рекомендаций родителям предложены установки, благотворно влияющие на жизнь ребенка.

Целью работы является исследование роли родительских установок в формировании личности ребенка.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования и написать литературный обзор.
  2. Провести исследование родительских установок.
  3. Описать результаты исследования.

Объектом работы являются родительско-детские отношения, предметом - родительские установки.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Социальная установка.

 

1.1.1 Аттитюд – социальная установка.

 

Структура аттитюда.

 

Аттитюд имеет трехкомпонентную структуру:

  1. Когнитивный компонент (знание об объекте) - связан с формированием стереотипа, конструкта, просто с отнесением объекта познания к некоторой категории.
  2. Аффективный компонент - «ответствен» за формирование предубеждения к объекту или, напротив, его привлекательности.
  3. Конатативный компонент (поведенческий) - определяет способ включения поведения в процесс социального познания.

 

 

Функции аттитюдов.

 

Выявлены и исследованы четыре основные функции аттитюдов: эгозащитная, самореализации, приспособительная и функция знания.

 

Эгозащитная функция позволяет субъекту противостоять негативной информации о себе самом или о значимых для него объектах, поддерживать высокую самооценку и защищаться от критики. Более того, благодаря эгозащитной функции субъект может обернуть эту критику против того лица, от которого она исходит. Если студент полагает, что он прекрасно знает какой-либо предмет, а преподаватель ставит ему на экзамене плохую отметку, эгозащитная функция позволяет сохранить о себе высокое мнение и обрушить весь критицизм на преподавателя. Эгозащитная функция не гарантирует точности самооценки (знания студента могут оказаться значительно более скромными, чем ему это представляется), но сохраняет индивиду веру в свои способности [1].

 

Функция самореализации иногда называется еще функцией выражения ценностей, что предполагает возможность для человека выразить свою «центральную» ценность как компонент образа — Я. Иными словами, эта функция помогает человеку определить, к какому типу личности он относится, что из себя представляет, к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь. Это же определяет и его отношение к другим людям и социальным явлениям: в зависимости от значимых для меня ценностей я определенным образом отношусь к тому или иному политику, политической партии, социальному движению и т.п. Демонстрируя это отношение, человек представляет себя, свое собственное Я по отношению к происходящим событиям: критикует насилие, борется за гражданские права, требует защиты окружающей среды, выражает негодование против разгула преступности и пр [1].

 

Адаптивная, или приспособительная, функция, которую еще иногда называют утилитарной или инструментальной, помогает человеку достигать желаемых результатов и избегать нежелательных целей. Представления об этих целях и о способах их достижения обычно формируются в предшествующем опыте, и именно на его основе складывается аттитюд: если кто-то наблюдал в детстве, как высока популярность человека, показывающего высокие результаты в спорте, не исключено, что достижения в этой сфере будут оцениваться весьма положительно и занятия спортом для этого человека в будущем будут играть весьма утилитарную роль, например, для достижения популярности [1].

 

Функция знания служит ближе всего цели социального познания: она помогает человеку организовать свои представления об окружающем мире, интерпретировать возникающие в повседневной жизни события и явления. Знания опираются на то, в частности, что получено при помощи трех вышеописанных функций аттитюдов, поэтому «знания», доставляемые установкой, крайне субъективны. Этим определяется то обстоятельство, что «знания» разных людей об одних и тех же объектах весьма различны. Огромное количество реальных социальных проблем разрешается так сложно, в частности, из-за различного «знания», т.е. понимания их смысла отдельными людьми или социальными группами [1].

 

 

Совокупность этих функций, так или иначе, влияет на процесс социального познания. Аттитюды диктуют человеку ориентиры в окружающем его мире и способствуют тому, чтобы процесс познания этого мира осуществлялся более целенаправленно в целях лучшей адаптации к его условиям, оптимальной организации поведения и действий в нем. Поэтому они и обеспечивают не только связь между познанием и эмоциями, но и связь между познанием и поведением. Они «объясняют» человеку, чего «ожидать», а ожидания, как мы видели, — важный ориентир в получении информации. Поэтому на основании перечисленных функций аттитюдов можно более определенно показать, в каких звеньях процесса социального познания они особенно проявляют себя [1].

 

 

1.1.2 Изменение социальных установок.

В процессе изучения социальных установок возникает важная проблема – проблема их изменения. Результаты наблюдения говорят о том, что любая из диспозиций (диспозиция личности (от лат dis-positio - расположение) - предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях [6]), присущая конкретному объекту, может изменяться. Степень изменяемости диспозиции зависит от её уровня: к более сложным социальным объектам диспозиция более устойчивая.

Существует множество моделей, объясняющих процесс изменения социальных установок. Мы рассмотрим две из них – бихевиористскую и когнитивную.

В бихевиористском направлении изменение социальных установок объясняется научением: изменение аттитюдов зависит от организации подкрепления той или иной социальной установки. Изменяя систему вознаграждений и наказаний можно изменять аттитюд. Но при изучении вопроса изменения социальных установок необходимо брать во внимание всю систему социальных факторов, а не только подкрепление.

В когнитивном направлении изменение аттитюдов объясняется теорией соответствия (Ф. Хайд ер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум). Согласно этой теории изменение аттитюда происходит каждый раз, когда в когнитивной структуре человека возникает несоответствие, к примеру, столкновение негативной установки на какой-либо объект и позитивной установки на лицо, которое дает этому объекту позитивную характеристику. Появление несоответствий возможно и по другим причинам. Толчком для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, "однозначного" восприятия внешнего мира. Если принять эту модель объяснения, то все социальные факторы изменения социальных установок исключаются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются нерешенными.

Для нахождения адекватного ответа на вопрос об изменении аттитюдов нужно ясно представить себе специфическое социально-психологическое содержание этого понятия, заключающееся в том, что этот феномен обусловлен "как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми" (Шихирев, 1976. С. 282). Таким образом, для объяснения изменения социальных установок необходимо анализировать как социологический, так и общепсихологический подходы. Выполнить эти требования анализа можно при рассмотрении установки в контексте деятельности. При возникновении аттитюда в одной из сфер деятельности индивида, понять её изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности.

 

1.2.Теории развития личности

     В этом разделе мы рассмотрим некоторые теории развития личности.      

1.2.1 Ч.Х. Кули и Аж.Г. Мид

По мнению Чарлза Хартона Кули личность формируется на базе множества взаимодействий человека с окружающим миром, в процессе которых человек создает свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться) [3].

В этой теории приоритетное место занимает личная трактовка мыслей и чувств других людей.

Американский психолог Джордж Герберт Мид, подобно Кули, считал, что «Я», будучи социальным продуктом, формируется на основе взаимоотношения людей друг с другом. Изначально маленькие дети не могут объяснять себе мотивы поведения других. И только научившись осмысливать свое поведение, дети могут думать и о других, приобретая чувство своего «Я».

Мид делит процесс формирования личности на три стадии:

  • Имитация: дети подражают поведению взрослых, не понимая его.
  • Игровая стадия: дети понимают поведение как исполнение определенных ролей и в процессе игры воспроизводят эти роли (учителя, врача, продавца, родителя). Важным шагом на этой стадии Мид считает переход от одной роли к другой, развивающий у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие люди.
  • Стадия коллективных игр: дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

 

1.2.2 З.Фрейд

По мнению Зигмунда Фрейда индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Биологические побуждения противоречат культурным нормам общества, а социализация является процессом, сдерживающим эти побуждения.

На формирование личности ребенка активно влияют три составляющие части личности - Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверхЯ»).

Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины [3].

В процессе формирования личности Фрейд выделял несколько стадий сексуального развития, каждая из которых связана с определенным участком тела — эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго [3].

  • Оральная стадия. Эрогенная зона – рот. Энергия младенца направлена на получения удовлетворения через рот (прием пищи, процесс сосания как таковой).
  • Анальная стадия. Эрогенная зона – задний проход. В этот период родители приучают детей проситься на горшок. Важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.
  • Фаллическая стадия. Эрогенная зона – половые органы. Начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Происходит идентификация с взрослым одного с собой пола.
  • Латентный период. Мальчики и девочки не обеспокоены проблемой половой близости.
  • Генитальная стадия. При сохранении некоторых особенностей, присущих ранним стадиям главным источником удовольствия становятся половые отношения с представителем противоположного пола.

 

1.2.3Ж. Пиаже

Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие. Он считал, что на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами [3].

  • Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) – время формирования способности надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. Пиаже предполагал, что до этой стадии детям кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят.
  • Предоперациональная стадия (2 года – 7 лет) - дети учатся различать символы и их значения. В конце этого этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.
  • Стадия конкретных операций (7 лет -11 лет) – период обучения мысленному совершению действий, которые ранее выполнялись только руками.
  • Стадия формальных операций (12 лет-15 лет) – этап, на котором человек может решать абстрактные задачи, осмысливать нравственные вопросы, задумываться о будущем.

В дальнейшем развитии усвоенные на этой стадии умения и навыки совершенствуются.

 

1.2.4 Л.Колберг

Гарвардский психолог Лоренс Колберг придавал важное значение нравственному развитию детей. Он выделял шесть стадий нравственного развития личности, последовательно сменяющих одна другую независимо от возраста.

В первой стадии дети стремятся избежать наказания, во второй – заслужить поощрение. На третьей – человек четко осознает мнение других людей и стремится своими действиями завоевать их одобрение. На четвертой стадии происходит осознание интересов общества и правил поведения в нем, формируется нравственное сознание. На пятой стадии человек способен делать обобщение, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом; происходит формирование суждения личности о «хорошем» и «плохом».

На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития [3].

Ниже приведена обобщающая таблица теорий развития личности.

 

Теории развития личности

Теория

Теоретик

Основная идея

Теория развития личности

Чарлз Кули (Теория «зеркального Я»)

 

 

Джорж Герберт Мид

Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие

 

 

Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня»

Психоаналитические теории

Зигмунд Фрейд

 

 

 

 

Эрик Эриксон

В своем развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии возникает напряженность между «Оно» и «Сверх-Я»

 

На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризисов

Теория развития познания

Жан Пиаже

Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками

Теория нравственного развития

Лоренс Колберг

Нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимания чувств других людей

 

1.3. Роль родительских установок в формировании личности ребенка.

 

В этом разделе будут рассмотрены некоторые социальные установки, которые передаются от родителей детям.

1.3.1Предписания

Предписания – это патологические сообщения, которые, в случае принятия их ребенком, могут вызвать хронические проблемы в его жизни.

Вот чаще всего встречающиеся родительские установки:

  • «Не делай»,
  • «Не будь»,
  • «Не сближайся»,
  • «Не будь значимым»,
  • «Не будь ребенком»,
  • «Не взрослей»,
  • «Не добейся успеха»,
  • «Не будь собой»,
  • «Не будь нормальным»,
  • «Не будь здоровым»,
  • «Не принадлежи».

Рассмотрим их подробнее:

«Не делай». Это предписание передается боящимися родителями. Обуреваемые страхом, они не позволяют ребенку совершать многие обычные поступки: «Не ходи рядом со ступеньками (малышам); не лазай по деревьям; не катайся на роликовой доске и т.д.» Иногда такие родители не хотели ребенка и, понимая, что инстинктивно не желают, чтобы этот ребенок существовал, они чувствуют вину и панику от собственных мыслей и становятся в результате сверхзаботливыми и осторожными. Иногда родитель сам — психотик или имеет фобии или сверхосторожен после потери старшего ребенка. По мере взросления ребенка родители волнуются по поводу любого поступка, который тот намеревается совершить: «Но, может, это надо еще разочек обдумать». И ребенок не верит, что сможет совершить что‑либо правильное и безопасное, не знает, что же ему делать, и ищет, чтобы кто‑нибудь подсказал правильное решение. Такой ребенок, выросши, будет иметь большие трудности при принятии решений[4].

 

«Не будь». Это смертельно опасное сообщение.<…>Оно может быть дано очень мягко: «Если бы не вы, дети, я бы развелась с вашим отцом». Более жестко: «Хоть бы вы и не рождались… тогда бы мне не надо было выходить за вашего отца». Это сообщение может передаваться невербально: родитель держит ребенка на руках, не покачивая его, хмурится и бранится во время еды и купания малыша, злится и кричит, когда ребенок что‑нибудь хочет, или просто бьет его. Есть множество способов передачи данного сообщения[4].

Предписание может быть передано матерью, отцом, няней, гувернанткой, братом или сестрой. Родитель может быть подавлен тем, что ребенок зачат до женитьбы или после того, как супруги решили больше не иметь детей. Беременность может закончиться смертью матери, и семья винит ребенка в этой смерти. Роды могут быть трудными, и ребенка обвиняют в том, что он был слишком велик при рождении: «Ты меня всю порвал, когда рождался». Эти сообщения, повторяемые много раз в присутствии ребенка, становятся «мифом рождения»: «Если бы ты не родился, нам бы лучше жилось»[4].

«Не сближайся». Если родители расхолаживают ребенка от попыток сближения, то ребенок может воспринять это как сообщение «Не сближайся». Недостаток физического контакта и позитивных поглаживаний ведет ребенка именно к такой интерпретации. Аналогично, если ребенок теряет в результате смерти или развода родителя, с которым был близок, он может сам себе дать предписание, сказав: «Какой смысл в близости, если все равно они умрут». Так он решит больше не сближаться ни с кем и никогда[4].

«Не будь значимым». Если, например, ребенку не разрешают говорить за столом: «Дети должны быть видны, а не слышны» или еще как‑нибудь снижают его значимость, он может воспринять это как сообщение «Не будь значимым». Он также может получить подобное сообщение в школе [4].

«Не будь ребенком». Это сообщение передается родителями, которые поручают младших детей заботам старших. Оно исходит также от родителей, которые «гонят коней», пытаясь сделать из своих малышей «маленьких мужчин» и «маленьких женщин», поглаживая детей за вежливость еще до того, как те поняли, что же вежливость означает, говоря, к примеру, совсем маленьким деткам, что плачут только маленькие [4].

«Не взрослей». Это предписание обычно передается от матери ее последнему ребенку, неважно, второй он или десятый. Оно часто дается отцом дочери, когда та достигает предподросткового или подросткового возраста и отец начинает с испугом чувствовать в ней просыпающуюся сексуальность. Тогда он может запрещать девочке делать то, что делают ее подруги — употреблять косметику, носить соответствующую возрасту одежду, бегать на свидания. Он также может прекратить физические поглаживания, и девочка интерпретирует это так: «Не взрослей, а то я не буду любить тебя» [4].

«Не добейся успеха». Если папа играет с сыном в пинг‑понг, только когда выигрывает, и прекращает играть, как только сын его побеждает, мальчик может интерпретировать его поведение как сообщение: «Не выигрывай, а то я не буду тебя любить». Это сообщение преобразуется в «Не добейся успеха». Постоянная критика со стороны родителя‑перфекциониста дает сообщение «Ты все делаешь неправильно», которое переводится как «Не добейся успеха»[4].

«Не будь собой». Это сообщение чаще всего дается ребенку «неправильного» пола. Если у матери трое мальчиков, а она хочет девочку, то из четвертого сына она может сделать «доченьку». Если сын видит, что девочкам достается все лучшее, он может решить: «Не будь мальчиком, а то тебе ничего не достанется» — и иметь впоследствии проблемы со своей половой принадлежностью. Отец может сдаться после четырех девочек и начать обучать пятую «мальчишеским» и «мужским» занятиям, например, футболу[4].

«Не будь нормальным» и «Не будь здоровым». Если родители поглаживают ребенка, когда он болен, и не поглаживают вовсе, когда здоров, — это равносильно словам «Не будь здоровым». Если безумное поведение вознаграждается или если оно моделируется, но не корректируется, то само моделирование становится сообщением «Не будь нормальным»[4].

«Не принадлежи». Если родители все время ведут себя так, как будто они должны быть в другом месте, например, в России, Ирландии, Италии, Израиле, Англии (как бывает у некоторых англичан, живущих ныне в Австралии или Новой Зеландии), то у ребенка возникает трудность в понимании того, к какой стране он принадлежит. Он может все время чувствовать, что тоже не примкнул ни к какому берегу, пусть даже он родился в США или Австралии, или Новой Зеландии[4].

 

1.3.2Обратные предписания

Обратные предписания — это сообщения от родителей детям, дающиеся напрямую, вербально, открыто, которые, в случае принятия их ребенком, могут препятствовать взрослению и развитию гибкости. Они включают в себя так называемые «драйверы»: «будь сильным», «будь осторожен», «старайся», «делай все на отлично», «спеши» и «радуй меня».

Обратные предписания также включают в себя религиозные, расовые и половые стереотипы, передаваемые из поколения в поколение [4]

Резкое отличие обратных предписаний от предписания в том, что дающий обратное предписание верит в правильность своих слов и будет защищать свою позицию. Пример: обратное предписание - «место женщины — дом», оправдание - «Конечно, место женщины дома. Если женщина забудет о своих обязанностях, что же будет с детьми?». Дающий же предписание не осознает влияния своих слов. Если родителю объяснить, что он предписывает своему ребенку не существовать, это вызовет лишь взрыв негодования с его стороны, ведь у него и в мыслях этого никогда не было[4].

Когда человек следует обратному предписанию, он свободен от следования предписанию. Например, если предписание «Не существуй», а обратное предписание «Много работай», у клиента есть возможность спасти свою жизнь, много работая и игнорируя суицидальные импульсы[4]. Но чаще люди следуют предписаниям. Если предписания и обратные предписания совпадают, то человеку значительно труднее им не следовать.

 

1.3.3 Смешанные сообщения

Некоторые сообщения, даваемые родителями, касаются мыслей и чувств.

Против мыслей: «Не думай», «Не думай так», «Не думай так, как ты думаешь — думай так, как я думаю» («Не спорь со мной»).

Против чувств: «Не чувствуй», «Не чувствуй так» или «Не чувствуй так, как ты чувствуешь — чувствуй так, как я чувствую» ("Мне холодно — надень свитер»).

Для того, чтобы родительские установки стали действовать на ребенка, он должен их принять. Он может их и отбросить не поверив в них по каким-либо причинам (осознание патологии передающего предписание или встреча с кем-нибудь, кто оспаривает предписание, и вера в этого человека и т.д.).

1.3.4Поддерживающие послания для развития детей.

Какие же установки являются позитивными и при передаче их родителями детям благотворно влияют на жизнь ребенка?                         

 

СТАНОВЛЕНИЕ (до рождения)

Для меня праздник то, что ты живешь.

Твои потребности и безопасность важны для меня.

Мы с тобой связаны, но при этом ты – целостное существо.

Ты можешь принимать здоровые решения на основании своего опыта.

Ты можешь родиться, когда будешь готов.

Твоя жизнь – это твоя собственность.

Мне нравится, что ты – есть.

 

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев)

Я рад (рада) тому, что ты есть.

Ты существуешь здесь и сейчас.

Твои потребности важны для меня.

Я рад(а), что ты – это ты.

Ты можешь расти в своем собственном темпе.

Ты можешь чувствовать всеми своими чувствами.

Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе.

 

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (6-18 мес.)

Ты можешь изучать мир и экспериментировать с ним, а я буду поддерживать и защищать тебя.

Ты можешь исследовать мир с помощью всех своих чувств.

Ты можешь делать что-то столько раз, сколько тебе это необходимо.

Ты можешь знать то, что ты знаешь.

Ты можешь интересоваться всем.

Мне нравится видеть, как ты начинаешь новое дело, как ты растешь и учишься.

Я люблю тебя, когда ты активен (активна) и когда ты спокоен (спокойна).

 

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 мес.- до 3 лет)

Я рад (рада), что ты начинаешь думать самостоятельно.

Когда ты сердишься – это нормально, а я не дам тебе нанести вред себе самому или другим.

Ты можешь говорить “нет” и испытывать границы столько, сколько тебе понадобится.

Ты можешь учиться думать о себе, а я буду думать о себе.

Ты можешь и думать, и чувствовать в одно и то же время.

Ты можешь понимать, что тебе необходимо, и просить о помощи.

Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать любить тебя.

 

ИДЕНТИЧНОСТЬ И СИЛА (от 3 до 6 лет)

Ты можешь изучать самого себя и открывать, кто есть другие люди.

Ты можешь быть сильным и в то же время просить помощи.

Ты можешь попробовать себя в различных ролях и способах стать сильным.

Ты можешь понять результаты своего поведения.

Я считаю нормальными все твои чувства.

Ты можешь понять, что притворное, а что настоящее.

Я люблю тебя таким, какой ты есть.

 

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет)

Ты можешь подумать, прежде чем сказать “да” или “нет” и можешь учиться на своих ошибках.

Ты можешь доверять своей интуиции, и это поможет тебе решить что делать.

Ты можешь найти свой способ действий, подходящий именно для тебя

Ты можешь усвоить правила, которые помогут тебе жить среди других людей.

Ты можешь научиться, когда и как возражать.

Ты можешь думать о себе и получать помощь вместо того, чтобы быть несчастным.

Я люблю тебя даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой.

 

ИДЕНТИЧНОСТЬ, СЕКСУАЛЬНОСТЬ, ОТДЕЛЕНИЕ (12-18лет)

Ты знаешь, кто ты есть, и учишься независимости, практикуешься в этом навыке.

Ты можешь понять разницу между сексом и заботой и быть ответственным за свои нужды и поведение.

Ты можешь развивать свои интересы, отношения и побудительные мотивы.

Ты можешь научиться использовать старые навыки новыми способами.

Ты можешь вырасти в мужчину или в женщину и всё же иногда быть зависимым.

Я хотел (хотела) бы знать, каким ты будешь когда вырастешь.

Моя любовь всегда с тобой. Я доверяю тебе просить моей поддержки.

 

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (для взрослых).

Твои потребности важны.

Ты можешь быть уникальным сам и уважать уникальность других.

Ты можешь быть независимым и взаимозависимым.

С годами ты можешь расширять свои обязательства по отношению к собственному развитию, своей семье, своим друзьям и всему человечеству.

Ты можешь создать и расширить свои обязательства по отношению к своим ценностям и побудительным мотивам, твоим ролям и твоим задачам.

Ты можешь быть ответственным за свой вклад в каждое из твоих обязательств.

Ты можешь быть творческим, компетентным, продуктивным и радостным.

Ты можешь доверять своей внутренней мудрости.

Ты можешь говорить “здравствуй” и “прощай” людям, ролям, мечтам и решениям.

Твоя любовь становится более зрелой и широкой.

Ты привлекателен в любом возрасте.

 

К СМЕРТИ

Ты можешь расти всю свою жизнь.

Ты можешь рассматривать процесс умирания как естественный переход.

Ты можешь приготовиться к уходу и умереть, когда будешь готов.

Ты можешь радоваться тому хорошему, что получил от жизни и тому, что дал другим.

Ты заслуживаешь поддержки, в которой нуждаешься.

Ты можешь поделиться своим опытом так, как считаешь нужным.

Ты привлекателен именно такой, какой ты есть.

 

 

1.4. История изучения установок

1.4.1Социальная установка в рамках общей психологии.

Д.Н. Узнадзе

Одним из исследователей установки был Д.Н. Узнадзе. Он давал установке такое определение: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (Узнадзе, 1901). Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека[2].

И.Н. Мясищев

В своей концепции отношений человека Мясищев понимал отношение «как систему временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» (Мясищев, 1960.) Мясищев считал отношение своеобразной предрасположенностью к каким-то объектам, позволяющей ожидать раскрытия себя в реальных актах действия[2]. В отличии от установки отношение распространяется на самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации.

Л.И. Божович

Л.И. Божович, исследуя формирование личности в детстве, установила, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Эти позиции могут быть разнообразными по отношению к различным ситуациям и объектам, но в можно зафиксировать преобладающую общую тенденцию, которая позволяет предвидеть действия человека в новой для него ситуации. Понятие направленности личности рассматривается как эквивалентное понятию социальной установки[2].

А.Н. Леонтьев

А. Н. Леонтьев предпринял попытку рассмотрения социальной установки как личностного смысла, порождаемого отношением мотива и цели. Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос также о направлении ожидаемого поведения (или деятельности личности) в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности [2].

 

 

1.4.2Аттитюд в социальной психологии.

В истории исследований аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода: 1) от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого периода — бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней); 2) 40—50-е гг. (характерная черта — упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившиихся затруднений и тупиковых позиций); 3) 50—60-е гг. (характерная черта возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований); 4) 70-е гг. (характерная черта — явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов) (Шихирев, 1979. С. 87—89). Рассмотрим некоторые детали этой общей картины [2].

В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий изучали адаптацию польских крестьян, которые эмигрировали из Европы в Америку. В процессе изучения были установлены две зависимости: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида[2].

Томас и Знанецкий характеризовали две стороны этого отношения с помощью понятий "социальная ценность" (для характеристики социальной организации) и "социальная установка", "аттитюд" (для характеристики индивида). Так понятие аттитюда было внедрено в социально-психологическую терминологию. Оно было определено как "психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта", или как "состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности"[2].

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный "бум" в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд понимался всеми как:

а) определенное состояние сознания и нервной системы,

б) выражающее готовность к реакции,

в) организованное,

г) на основе предшествующего опыта,

д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении [2].

Тогда же были предложены некоторые методы измерения социальных установок. Л. Тёрнстоуном впервые было предложено использование различных шкал. При их разработке возник ряд вопросов, например, «что измеряет шкала?». При разработке методических средств был продолжен дальнейший теоретический поиск, осуществлявшийся по двум направлениям: функции и структура аттитюда.

Были выделены функции аттитюда (приспособительная, функция знания, функция выражения, функция защиты).

В 1942 г. М. Смитом были выделены когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты структуры аттитюда. На данном этапе проводилось множество экспериментов, давших интересные результаты, но оставившие многие вопросы без ответа. Например, при выявлении социальной установки на один объект было не ясно, что произойдет, если этот аттитюд будет вплетен в более широкую социальную структуру действий личности [2].

В 1934 был проведен знаменитый эксперимент Лапьера.

Эксперимент состоял в следующем. Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда. Этот вывод получил название "парадокса Лапьера" и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Если реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом, какой смысл в изучении этого феномена? Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта [2].

Для объяснения этого эффекта был выдвинут ряд гипотез. М. Рокич предположил наличие у человека двух аттитюдов – на объект и на ситуацию. "Включаться" может то один, то другой аттитюд. В эксперименте Лапьера аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию — хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса. В предложении Д. Каца и Э. Стотленда мысль о различном проявлении каких-то разных сторон аттитюда приобрела иную форму: они предположили, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поэтому будет различным. Возникло и еще много различных объяснений результатов эксперимента Лапьера, в частности, предложенных М. Фишбайном (и аттитюд, и поведение состоят каждый из четырех элементов, и соотносить следует не вообще аттитюд с поведением, а каждый элемент аттитюда с каждым элементом поведения. Возможно, тогда расхождение наблюдаться не будет) [2].

 

1.4.3 Изучение родительских установок.

Эрик Берн, американский психолог и психиатр, известен, прежде всего как создатель трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе человеческих «трансакций» (от англ. transaction — сделка, соглашение) [4].

Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает 3 эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок. Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний [4].

По мнению Берна родители наделяют своих детей социальными установками, которые он назвал предписаниями и обратными предписаниями. Их изучение продолжили последователи и ученики Берна (Мэри Макклюр Гулдинг, Роберт Гулдинг, Клод Штайнер, Фанита Инглиш, Томас Харрис, Тайби Калер, Джули Хей

 

2.1 Организация и методики исследования.

Гипотеза:

  1. Мы предполагаем, что количество баллов в методике PARI по разным шкалам будет близко к средним.
  2. Мы предполагаем, что в методике АСВ по некоторым шкалам баллы будут превышены.

Целью проведения исследования является изучение родительских установок.

Задачи:

  1. Сформулировать основные цели исследования.
  2. Провести исследование.
  3. Кратко описать использованные методики.
  4. Описать результаты исследования.

В исследовании принимали участие пять женщин в возрасте от двадцати семи до сорока семи лет, имеющие детей в возрасте от трех до десяти лет.

Ниже приведена обобщающая таблица с общими сведениями об испытуемых.

Анкета для родителей

  1. Укажите Ваш возраст.

№1

№2

№3

№4

№5

39

27

47

32

28

 

  1. Ваше образование.

№1

№2

№3

№4

№5

Высшее

2 высших

2 высших

Ср. спец.

Высшее

 

  1. Полная или неполная семья.

№1

№2

№3

№4

№5

Полная

Полная

Полная

Неполная

Полная

 

  1. Стаж семейной жизни.

 

№1

№2

№3

№4

№5

20

3

25

10

6

 

 

 

  1. Количество детей.

№1

№2

№3

№4

№5

2

2

1

2

1

 

  1. Возраст детей.

№1

№2

№3

№4

№5

19л., 4г.

1 мес., 3 г.

8

10л., 6л.

3

 

Для изучения родительских установок нами были применены две методики - методика PARI ( parental attitude research instrument ) и «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).

Методика PARI ( parental attitude research instrument ) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них - 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 - касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на три группы: I - оптимальный эмоциональный контакт, II - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III - излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы, показывающие отношение родителей к ребенку выглядят следующим образом:

  1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):
  • побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
  • партнерские отношения (14);
  • развитие активности ребенка (15);
  • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

 

  1. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
  • раздражительность, вспыльчивость (8);
  • суровость, излишняя строгость (9);
  • уклонение от контакта с ребенком (16).

 

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  • чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
  • преодоление сопротивления, подавление воли (4);
  • создание безопасности, опасение обидеть (6);
  • исключение внесемейных влияний (10);
  • подавление агрессивности (12);
  • подавление сексуальности (18);
  • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
  • стремление ускорить развитие ребенка (22).

 

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. (Инструкция испытуемым и вопросы содержатся в приложении Б).

Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания:

  1. гиперпротекция,
  2. гипопротекция,
  3. потворствование,
  4. игнорирование потребностей ребенка,
  5. чрезмерность требований-обязанностей ребенка,
  6. недостаточность требований-обязанностей ребенка,
  7. чрезмерность требований-запретов,
  8. недостаточность требований-запретов к ребенку,
  9. строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком,
  10. минимальность санкций,
  11. неустойчивость стиля воспитания.

(Инструкция испытуемым и вопросы содержатся в приложении В).

2.2 Результаты исследования.

В результате проведения исследования испытуемые набрали следующее количество баллов:

 

Сводная таблица баллов PARI

Номер

шкалы

Сумма баллов

№1

№2

№3

№4

№5

1

9

1

17

5

17

5

19

7

15

4

2

11

5

16

7

12

5

10

4

12

6

3

16

6

17

7

8

1

11

4

11

4

4

17

7

14

5

14

5

16

6

19

8

5

14

4

17

6

17

6

12

3

17

6

6

14

4

17

6

14

4

17

6

12

3

7

18

7

9

1

12

3

11

2

19

8

8

18

8

15

6

11

4

15

6

17

7

9

16

8

10

4

11

5

10

4

15

7

10

16

6

15

5

14

4

16

6

16

6

11

18

8

18

8

17

7

16

7

16

7

12

12

4

13

4

9

2

13

4

11

3

13

14

7

11

5

14

7

11

5

19

10

14

10

1

17

7

11

2

13

4

14

4

15

17

5

14

3

17

5

16

4

20

9

16

17

7

10

3

14

6

13

5

14

6

17

14

4

13

3

17

5

15

4

19

7

18

17

6

12

4

14

5

7

1

8

1

19

18

8

17

8

8

2

13

6

15

7

20

10

2

17

6

12

3

7

1

19

7

21

9

1

18

4

20

8

18

4

17

3

22

15

5

15

5

11

2

12

3

17

6

23

19

8

15

5

17

6

15

5

20

9

                               

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица суммы баллов испытуемых по шкалам (АСВ)

 

Сумма баллов испытуемых

Шкала

ДЗ

№1

№2

№3

№4

№5

Г+

7

1

4

5

3

2

Г-

8

5

0

1

2

3

У+

8

0

4

3

2

1

У-

4

3

1

0

2

4

Т+

4

2

1

1

5

1

Т-

4

4

2

3

2

2

З+

4

5

3

2

1

5

З-

3

2

5

2

3

2

С+

4

3

2

0

3

4

С-

4

0

2

3

3

1

Н

5

5

4

0

2

4

РРЧ

6

1

2

2

2

3

ПДК

4

4

1

0

1

0

ВН

5

3

3

3

3

2

ФУ

6

1

1

0

1

3

НРЧ

7

1

0

0

1

2

ПНК

4

5

0

3

3

5

ВК

4

0

0

2

0

3

ПЖК

4

4

1

4

2

5

ПМК

4

2

1

0

3

0

Г+

2

2

4

2

1

3

Г-

4

4

1

0

3

3

У+

2

2

5

0

3

2

РРЧ

4

4

0

0

0

3

ФУ

0

0

1

0

0

3

НРЧ

4

4

1

1

2

5

 

 

Испытуемый №1. В методике PARI набрано наибольшее количество баллов по шкале «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» - 7,6 баллов; по шкале «оптимальный эмоциональный контакт» набрано – 2 балла, а по шкале «излишняя концентрация на ребенке» - 4,8 баллов. Согласно результатам методики АСВ превышено количество баллов по шкалам «Гипопротекция» и «Чрезмерность требований, запретов».

Испытуемый №2. В методике PARI набрано незначительно большее количество баллов в шкале «излишняя концентрация на ребенке» - 5,25. Для сравнения: шкала «оптимальный эмоциональный контакт»– 4,47 баллов, шкала «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» - 4,3 балла. Согласно результатам методики АСВ превышение средних баллов наблюдается в таких шкалах, как «Гиперпротекция», «Потворствование», «Недостаточность требований-запретов к ребенку».

Испытуемый №3. В методике PARI набрано равное количество баллов по шкалам «оптимальный эмоциональный контакт» и «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» - 5 баллов, и низкое количество баллов по шкале «излишняя концентрация на ребенке» - 3,75. Согласно результатам методики АСВ количество баллов во всех шкалах не превышает нормы. Мы считаем, что эти результаты говорят о гармоничном воспитании.

Испытуемый №4. В методике PARI незначительно большее количество баллов было набрано по шкале «оптимальный эмоциональный контакт» - 5,75 баллов, шкала «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» - 5 баллов, шкала «излишняя концентрация на ребенке» - 3,87 баллов. По результатам методики АСВ превышение средних баллов наблюдалось по шкале «Чрезмерность требований-обязанностей».

Испытуемый №5. В методике PARI большее количество баллов набрано по шкале «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» - 6,6 баллов; по шкале «оптимальный эмоциональный контакт» набрано – 5 баллов, а по шкале «излишняя концентрация на ребенке» - 4,87 баллов. Согласно результатам методики АСВ превышающее норму количество баллов набрано по шкалам «Чрезмерность требований-запретов», «Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств» и «Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола» - «Предпочтение женских качеств».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наши гипотезы частично подтвердились – почти у всех испытуемых в методике PARI количество баллов близко к средним. Исключение составляет испытуемый №1, набравший по одной из шкал высокие баллы.

В методике АСВ почти у всех испытуемых были превышены баллы хотя бы по одной из шкал. Исключение составляет испытуемый №3, набравший по всем шкалам количество баллов, не превышающих норму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. Москва: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
  3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Москва: Аспект Пресс, 2000. - 475 с.
  4. Гулдинг М.М., Гулдинг Р. Л. Психотерапия нового решения. Теория и практика. Москва: Независимая фирма «Класс», 1997. – 288 с.
  5. http://www.transactional-analysis.ru/methods/16-support
  6. http://voluntary.ru/dictionary/619/word/dispozicija-lichnosti

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

Приложение А

(справочное)

 

Анкета для родителей

  1. Укажите Ваш возраст.

 

 

  1. Ваше образование.

 

 

  1. Полная или неполная семья.

 

 

  1. Стаж семейной жизни.

 

 

 

  1. Количество детей.

 

 

  1. Возраст детей.

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

(справочное)

   Методика PARI (parental attitude research instrument - методика изучения родительских установок)    

   Инструкция:



           Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

           Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы "А", "а", "б", "Б", их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного суждения:

  • А - если с данным суждением согласны полностью;
  • а - если с данным суждением скорее согласны, чем не согласны;
  • б - если с данным суждением скорее не согласны, чем согласны;
  • Б - если с данным суждением полностью согласны.

Вопросы:

  1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей
  2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
  3. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.
  4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.
  5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
  6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.
  7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
  8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарен родителям за строгое воспитание.
  9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.
  10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
  11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.
  12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.
  13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.
  14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.
  15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.
  16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.
  17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.
  18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.
  19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.
  20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.
  21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.
  22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.
  23. Самое трудное для молодой матери - оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.
  24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.
  25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.
  26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.
  27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.
  28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.
  29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.
  30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.
  31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.
  32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.
  33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.
  34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.
  35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.
  36. Женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство что у нее "подрезали крылья".
  37. Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.
  38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.
  39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.
  40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.
  41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.
  42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.
  43. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей.
  44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы - им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.
  45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.
  46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.
  47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.
  48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.
  49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.
  50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.
  51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.
  52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.
  53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.
  54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми.
  55. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.
  56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.
  57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.
  58. Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.
  59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.
  60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться - плохой метод воспитания.
  61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.
  62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.
  63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.
  64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.
  65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.
  66. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок.
  67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им в более быстром социальном развитии.
  68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.
  69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.
  70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.
  71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.
  72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.
  73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.
  74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.
  75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.
  76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.
  77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит на самом деле.
  78. Воспитание детей - тяжелая, нервная работа.
  79. Дети не должны сомневаться в разумности родителей.
  80. Больше всех других дети должны уважать родителей.
  81. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это может привести к серьезным проблемам.
  82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного времени для любимых занятий.
  83. Родители должны считать детей равноправными во всех вопросах жизни.
  84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.
  85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.
  86. Самое большое желание любой матери - быть понятой мужем.
  87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.
  88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.
  89. Так как ребенок - часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.
  90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.
  91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справляться с физиологическими нуждами.
  92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.
  93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.
  94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
  95. Для хорошей матери достаточно общения с семьей.
  96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.
  97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.
  98. Самая главная забота матери - благополучие и безопасность ребенка.
  99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.
  100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.
  101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательны.
  102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.
  103. Прямая обязанность детей - доверие по отношению к родителям.
  104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.
  105. Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.
  106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.
  107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.
  108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.
  109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость.
  110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.
  111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.
  112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.
  113. Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои проблемы.
  114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить самостоятельно питаться).
  115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ



Возраст_________________________ Пол ___________________________
Образование____________________
Профессия ______________________
Количество и возраст детей _______________________________________

Ответ №п/п

А

a

б

Б

 

А

a

б

Б

 

А

a

б

Б

 

А

a

б

Б

 

А

a

б

Б

1

 

 

 

 

24

 

 

 

 

47

 

 

 

 

70

 

 

 

 

93

 

 

 

 

2

 

 

 

 

25

 

 

 

 

48

 

 

 

 

71

 

 

 

 

94

 

 

 

 

3

 

 

 

 

26

 

 

 

 

49

 

 

 

 

72

 

 

 

 

95

 

 

 

 

4

 

 

 

 

27

 

 

 

 

50

 

 

 

 

73

 

 

 

 

96

 

 

 

 

5

 

 

 

 

28

 

 

 

 

51

 

 

 

 

74

 

 

 

 

97

 

 

 

 

6

 

 

 

 

29

 

 

 

 

52

 

 

 

 

75

 

 

 

 

98

 

 

 

 

7

 

 

 

 

30

 

 

 

 

53

 

 

 

 

76

 

 

 

 

99

 

 

 

 

8

 

 

 

 

31

 

 

 

 

54

 

 

 

 

77

 

 

 

 

100

 

 

 

 

9

 

 

 

 

32

 

 

 

 

55

 

 

 

 

78

 

 

 

 

101

 

 

 

 

10

 

 

 

 

33

 

 

 

 

56

 

 

 

 

79

 

 

 

 

102

 

 

 

 

11

 

 

 

 

34

 

 

 

 

57

 

 

 

 

80

 

 

 

 

103

 

 

 

 

12

 

 

 

 

35

 

 

 

 

58

 

 

 

 

81

 

 

 

 

104

 

 

 

 

13

 

 

 

 

36

 

 

 

 

59

 

 

 

 

82

 

 

 

 

105

 

 

 

 

14

 

 

 

 

37

 

 

 

 

60

 

 

 

 

83

 

 

 

 

106

 

 

 

 

15

 

 

 

 

38

 

 

 

 

61

 

 

 

 

84

 

 

 

 

107

 

 

 

 

16

 

 

 

 

39

 

 

 

 

62

 

 

 

 

85

 

 

 

 

108

 

 

 

 

17

 

 

 

 

40

 

 

 

 

63

 

 

 

 

86

 

 

 

 

109

 

 

 

 

18

 

 

 

 

41

 

 

 

 

64

 

 

 

 

87

 

 

 

 

110

 

 

 

 

19

 

 

 

 

42

 

 

 

 

65

 

 

 

 

88

 

 

 

 

111

 

 

 

 

20

 

 

 

 

43

 

 

 

 

66

 

 

 

 

89

 

 

 

 

112

 

 

 

 

21

 

 

 

 

44

 

 

 

 

67

 

 

 

 

90

 

 

 

 

113

 

 

 

 

22

 

 

 

 

45

 

 

 

 

68

 

 

 

 

91

 

 

 

 

114

 

 

 

 

23

 

 

 

 

46

 

 

 

 

69

 

 

 

 

92

 

 

 

 

115

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

Приложение В

(справочное)

«Анализ семейных взаимоотношений»

Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

 

Для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.

  1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
  2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) – пообщаться, поиграть.
  3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
  4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).
  5. Наш ребенок имеет больше обязанностей – в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.
  6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.
  7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
  8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.
  9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
  10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
  11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
  12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
  13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
  14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, то я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
  15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
  16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.
  17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
  18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не мешал бы мне.
  19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
  20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
  21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.
  22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
  23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.
  24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
  25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
  26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
  27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
  28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
  29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
  30. Я очень редко ругаю сына (дочь).
  31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
  32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
  33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.
  34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
  35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.
  36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
  37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
  38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
  39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
  40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
  41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
  42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.
  43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.
  44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
  45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
  46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
  47. Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.
  48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
  49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
  50. По характеру я – мягкий человек.
  51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
  52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
  53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
  54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
  55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
  56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
  57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
  58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа.
  59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
  60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
  61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
  62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
  63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
  64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
  65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
  66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.
  67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
  68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
  69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
  70. От наказаний мало проку.
  71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, – очень строги.
  72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
  73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).
  74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
  75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
  76. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
  77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует – это постоянные строгие наказания.
  78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
  79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.
  82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
  83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
  84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
  85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
  86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
  87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.
  88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.
  89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.
  90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.
  91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (ее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
  92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.
  93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
  94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.
  95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.
  96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
  97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
  98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
  99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
  100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
  101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
  102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
  103. Желание моего сына (дочери) – для меня закон.
  104. Мой сын очень любит спать со мной.
  105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
  106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
  107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
  108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
  109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
  110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
  111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
  112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
  113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
  114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
  115. Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".
  116. Меня огорчает, что мой сын все менее нуждается во мне.
  117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
  118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
  119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
  120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, детском саду, у родственников.
  121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
  122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.
  123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
  124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
  125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.
  126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
  127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, "пепси" и т.д.).
  128. Мой сын говорил мне – вырасту, женюсь на тебе, мама.
  129. Мой сын (дочь) часто болеет.
  130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк для ответов

1

21

41

61

81

2

22

42

62

82

3

23

43

63

83

4

24

44

64

84

5

25

45

65

85

6

26

46

66

86

7

27

47

67

87

8

28

48

68

88

9

29

49

69

89

10

30

50

70

90

11

31

51

71

91

12

32

52

72

92

13

33

53

73

93

14

34

54

74

94

15

35

55

75

95

16

36

56

76

96

17

37

57

77

97

18

38

58

78

98

19

39

59

79

99

20

40

60

80

100

101

107

113

119

125

102

108

114

120

126

103

109

115

121

127

104

110

116

122

128

105

111

117

123

129

106

112

118

124

130

 

 

Скачать: kursovaya-1.docx

Категория: Курсовые / Курсовые по психологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.