Игра как феномен педагогической действительности

0

Автор tessariamin***@gmail.com 

Курсовая работа

"Игра как феномен педагогической действительности"

  

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.. 6

1.1    Игра как психологический и педагогический феномен. 6

1.2 Воспитательные возможности игровой деятельности в средней школе. 10

Выводы первой главы.. 15

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ. 17

2.1 Использование игры в опыте современных педагогов на уроках английского языка  17

2.2 Применение игровых технологий на уроках английского языка в средней школе с целью повышения мотивации учащихся. 21

Выводы  второй главы.. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На наш век пришлась техническая революция, повлекшая за собой резкие, стремительные и глобальные изменения всего медиа пространства и общества. Современные условия перед выпускниками средних школ ставят новые задачи: при этом, они касаются не только требований к образованию, к полученным знаниям, но и к личности самого выпускающегося. Несомненно, возникает вопрос, что же является целью образования – предоставить учащимся возможность просто получить диплом? Как представляется, и, исходя из требований ФГОС, перед профессорами и преподавателями стоит задача подготовить каждого учащегося к жизни и работе в условиях глобализации, подготовить к решению глобальных вопросов.

Несомненно, что не каждому придется решать в жизни столь масштабные вопросы. Однако, и современный трудовой рынок к качествам и знаниям соискателя предъявляет огромные требования. Потому, всю прогрессивную общественность волнуют аспекты организации образования, его модернизации, формирования новых жизненных установок личности. Потому, как представляется, в ходе получения образования, должна быть обеспечена возможность получения надежных, необходимых и прочных знаний, являющихся фундаментом компетентной личности.

Среди прочего числа современных тенденций в образовании, можно выделить перемещение акцента с учебной деятельности на продуктивную учебно-познавательную, художественную, трудовую и другую деятельность ученика. Информативное образование (когда даются только знания) сегодня переходит к такой форме обучения, когда используются резервы групповой и самостоятельной работы.

В связи с вышеописанной тенденцией выявляется и переход жестко регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к активизирующим, развивающим, что предусматривает стимулирование, организацию самостоятельной и творческой активности учащегося.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся. В новых условиях они не дают высокого результата. Все это требует новых подходов в обучении и в образовательном процессе в целом. Обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности каждого учащегося.

В качестве средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные методы обучения, в частности игровые методы обучения. Игра как метод обучения не только отражает логику практической деятельности и является эффективным средством усвоения знаний в области иностранного языка, но и играет немалую роль в подготовке будущих конкурентоспособных и высокопрофессиональных специалистов. Применение игрового метода на уроках иностранных языков служит средством обучения языку, выработке у учащихся навыков и умений иностранного говорения. Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки. Несомненно, что игровые методы выступают одним из элементов, повышающим эффективность обучения школьников в новых условиях. Этим обусловлена актуальность избранной темы.

Цель исследования: проанализировать роль и сущность игры как педагогического феномена.

Представленное целеполагание определило задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:

  1. раскрыть сущность игры как педагогического феномена;
  2. охарактеризовать возможности игровых технологий в обучении и воспитании учеников средней школы;
  3. изучить педагогический опыт применения игровых технологий на уроках иностранного языка в средней школе.

 

Объект исследования: процесс применения игровых методов в образовательном процессе в средней школе.

Предмет исследования: применение игр на уроках иностранного языка в средней школе.

Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, обобщение и классификация научных данных, изучение педагогического опыта.

Структура работы. Структура предопределена целью и поставленными задачами, и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

1.1   Игра как психологический и педагогический феномен

 

Немалое место среди множества методов воспитания и обучения, известных педагогической науке занимает игра. Если говорить о воспитании и обучении младших школьников, то в педагогике развивается последние несколько десятилетий самостоятельное направление – игровая педагогика, считающая игру ведущим методом воспитания и обучения данного возраста.

Известно, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, через которую он познают окружающий мир, учится с ним взаимодействовать. Так, например, профессор Н.П. Аникеева утверждала, воспитания вне игры быть не может [Егорцева, 2016, с. 49]. Данное высказывание предопределяет, на наш взгляд, важность изучения природы игры, ее педагогических функций и особенностей.

Согласно новым реалиям, и последовавшим за ними требованиям ФГОС среднего образования, на сегодняшний день в центре внимания в образовательном процессе –ученик и его личность, его неповторимый внутренний мир, а потому основная цель современного педагога – избрать те методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые будут максимально соответствовать поставленной цели развития личности учащихся.

Ведущими отечественными педагогами роль игры в образовательном процессе признается единодушно, принимая во внимание ее огромные возможности для развития, воспитания и обучения.

Так, во игры у школьника интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работают, а, соответственно и развиваются, психические процессы: память, мышление, восприятие. Во время игровой деятельности обучающийся больше произволен в своих действиях, может лучше выполнять задание и запоминать объем информации, не говоря уже о том, что происходит интенсивное обогащение запаса знаний о мире, предмете.

Голландский исследователь Й. Хейзинг представлял игру, как выход из рамок «обыденной жизни» во «временную сферу деятельности» [Кохан, 2015. с. 89]. Известно, что игра представляет собой один из древнейших способов неформального общения людей.

Так что же такое игра? Так, Толковый словарь русского языка игру определяет, как действие: забавляться, развлекаться, проводить время в каком-либо занятии.

В соответствии с Новой философской энциклопедией, например, игра – одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическую радость, наслаждение, удовольствие [19].

Если брать во внимание, что, например, понятие «игра» было известно и древним грекам, и римлянам, то вполне можно согласиться с психологами, утверждающими, что игра могла возникнуть с появлением человечества. У древних греков игра обозначала собою действия, свойственные детям. У римлян слово игра или «ludo» означало веселье, радость. С течением времени на всех европейских языках словом «игра» стал обозначаться обширный круг действий человека, - с одной стороны, не претендующих на сложную работу, с другой - доставляющих людям удовольствие и веселье.

Единого, научного определения термина «игра», к сожалению, нет. Так, каждый учёный и исследователь воспринимают и объясняют его по-своему.

А. Адлером, австрийский психоаналитик, ученик З. Фрейда выделил восемь функций драматической игры. Они следующие:

  1. Подражание (речь идет и поведении ребенка, подражающему взрослому);
  2. Разыгрывание реальных жизненных роле;
  3. Отражение полученного опыта ребёнком;
  4. Выход из запретов;
  5. Выражение подавленных потребностей;
  6. Расширение своего собственного Я;
  7. Отражение роста, развития и взросления ребёнка;
  8. Разрешение в процессе игры ребёнком личных проблем [Потопахина, 2017. С. 479].

В ходе социально-исторического развития человека игра стала приобретать все большее значение для формирования личности ребёнка. Посредством игры ребёнок усваивает моральные нормы, выработанные исторически человечеством, овладевает опытом взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, в игре заложена и социальная составляющая, так как игры, как прежних, так и сегодняшних лет убеждают, что они несомненно связаны с «взрослым» миром.

Действительность, окружающая ребёнка широко различна, и в игре отражение находят только отдельные ее области: бытовая, трудовая, сфера взаимоотношений между людьми. Развитие игры происходит на протяжении всего детского возраста. Начинается оно с предметной игры (когда ребёнок подражает действиям взрослых) и поступательно переходит к ролевой игре (когда ребёнок воссоздаёт отношения между людьми).

Исходи из анализа психолого-педагогической литературы, мы можем выделить основные функции игры как педагогического феномена. Они следующие:

  • Развлекательная. Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, побудить интерес, воодушевить.
  • Коммуникативная. Игра вводит обучающихся в действительный контекст сложных человеческих отношений, способствует освоению коммуникативного процесса.
  • Самореализация в обществе. Игра важна как область реализации себя как личности; и именно в этом ракурсе значителен сам процесс игры, а не ее итог.
  • Терапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных сложностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.
  • Диагностическая - это гуманный и деликатный метод понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы.
  • Социальная функция. В процессе игры формируется личность, как полноправный член коллектива.
  • Наконец, коррекционная функция. Коррекционные игры могут оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их общению со сверстниками и нормальному самочувствию.

Организация игры должна происходить таким образом, чтобы во время игровой активности, учебная игра была естественным состоянием ребенка в процессе познания, и чтобы школьник учился, не ощущая тяжести обучения. Таким образом, даже нелюбимое учебное действие перестает быть нелюбимым, так как нелюбовь базируется на разуме, а игра - на чувствах [Рахимова, 2018].

Итак, резюмируя мы можем сказать о том, что содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального характерного момента деятельности. Игры для младшего школьного возраста специфичны тем, что в их ходе ребенок глубоко проникает в деятельность взрослых людей. Являясь изначально основной потребностью ребёнка, игра может стать приёмом обучения, который будет направлен на мотивацию учебной деятельности, а также формой организации учебной деятельности и активного обучения. Игра по своему содержанию социальна, так как берет свои условия из жизненных сюжетов, а потому по своей природе. не может быть биологическим явлением.

Игровая деятельность дает возможность робким, неуверенным в себе школьникам преодолеть свои нерешительность и комплексы. По мнению отечественных ведущих педагогов, игру можно применять для обучения абсолютно всему, а результаты от ее использования часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Как можно судить, игровая деятельность во время обучения в школе играет большое значение и в воспитании личности, развивает психические процессы школьников, способствует запоминанию.

Таким образом, игра направлена на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и самореализации. Вместе с тем, игра содействует созданию хорошего психологического климата в ученическом коллективе, преодолению личностных комплексов. Не менее важным фактом является и то, что игра - это упражнение по формированию самостоятельности, коммуникативного общения, инициативности. Игра создает равные условия в учебной активности, речевом партнерстве, снимает барьеры между педагогом и обучающимся.

 

 1.2 Воспитательные возможности игровой деятельности в средней школе

 

В предыдущем параграфе было обозначено, что игра является составной частью педагогических технологий, являясь при этом одной из уникальных форм обучения, позволяющих сделать увлекательной и интересной работу обучающихся в средней школе на творческо-поисковом уровне.

Занимательность и эмоциональность игрового акта активизирует все психологические процессы и функции школьников. Еще одним положительным моментом в игре является то, что она является одним из важнейших средств развития коммуникативных способностей.

Как известно, в подростковом возрасте школьник сталкивается с проблемами в коммуникации, а игра, при этом содействует не только формированию необходимых коммуникативных умений, но и дает базис для дальнейшего развития личности, ее социализации и самореализации в социуме. Игра – это искусственно создаваемая жизненная или проблемная ситуация, которая при воспроизведении переносит действительную жизненную проблему в игровую деятельность.

Применение игровых технологий на занятиях в средней школе обусловлено ее психолого-педагогической ценностью, игра способна стать тем оптимальным инструментом (при условии адекватного отношения педагога к игре и разумного использования ее педагогического потенциала), который обеспечивает комплексно следующее:

  • Увлеченность школьника;
  • Активизирует его способности;
  • Развитие психических процессов, в частности – воображения, так как во время игры создаются новые миры, мифы, ситуации и правила игры;
  • Общение со сверстниками и взрослыми;
  • Сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья подростка;
  • Порядок. Так как в игре невозможно находиться и при этом нарушать правила, она, игра, содействует упорядочиванию, что очень полезно в наше время нестабильности;
  • Возможность создать и сплотить ученический коллектив.
  • Привлекательность игры столь многозначительна и игровая коммуникация подростков друг с другом настолько может быть полной и глубокой, что игровые содружества могут сохраняться и после окончания игры.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно разнообразную группу приемов и методов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Педагогические игры от вообще игр различаются тем, что обладают определенной целью - обучение и соответствующим ей педагогическим результатом. Последние, в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Специфика педагогической игры заключается в том, что обучение не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», поэтому учитель должен организовать и координировать игровую деятельность школьников.

Игровые приёмы и ситуации при игровой форме обучения выступают как средство стимулирования и побуждения обучающихся к деятельности. Как подчеркивает большинство педагогов, игровая деятельность на уроках воспринимается обучающимися крайне положительно, а использование игровых элементов - поиска и находки, тайны, интриги и разгадки, ожидания и неожиданности, соревнования, стимулирует умственную активность и волевую деятельность школьников. Вместе с тем и содействует тому, чтобы школьник осознанно воспринимал учебно-познавательный материал, тому, чтобы школьник приучался к постоянству действий и посильному напряжению мысли в одном направлении.

Игровому интересу школьников способствуют следующие факторы:

  • удовольствие от самого процесса, особенно в ролевых играх;
  • удовольствие от контактов с друзьями, одноклассниками;
  • удовольствие от реализации и демонстрации своих игровых возможностей;
  • азарт и воодушевление от ожидания непредвиденных игровых ситуаций;
  • надобность принимать решения в трудных и часто неопределенных условиях;
  • удовлетворение от успеха.

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей, что зависит от типа игры [Селевко, 1986. С. 79.]. Несомненно, более привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Таким образом, в игре могут быть реализованы следующие потребности:

  • наличие самостоятельной активности;
  • креативность;
  • коммуникативные;
  • самоопределение через ролевое экспериментирование;
  • самоопределение через различную деятельность [Кохан, 2015. С. 89]

Для того, чтобы игра была привлекательна для школьников, она должна соответствовать некоторым требованиям. В первую очередь, должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех на достижение игровых целей. В игру должны быть включены все: команда в целом и каждый игрок персонально. Игра должна строиться так, чтобы действия нашлись для каждого участвующего.

Для поддержания интереса к игре, ее задания должны быть выстроены таким образом, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями, с одной стороны, а, с другой – должны быть доступны всем. Кроме того, считается, что для достижения верного игрового результата должно быть предусмотрено несколько вариантов пути. Наконец, результат игры должен быть различен в зависимости от усилий, играющих; должен быть риск неудачи.

Так как игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей, а также важнейшая форма организации жизни, то представляется, что в работе педагога игре можно и нужно уделять одной из главных мест. В игре школьник развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых затем будет зависеть ценность его социальной практики, его отношения с окружающим социумом и с самим собой.

Как уже обозначалось, во время игровой активности, барьер между учителем и учеников разрушается, а роль педагога может быть разной: от участника игры до помощника. Но в любом случае, педагог должен следить за ходом игры, не подавляя при этом инициативу и самостоятельность, влиять на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития изобретательности, творчества, коммуникативных умений.

При урочной форме занятий осуществление игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится в форме игровой задачи перед школьниками;
  • учебная деятельность повинуется правилам игры;
  • учебный материал является средством игры.

Значимость игровой деятельности в образовательной активности состоит еще и тем, что дает возможность педагогу изучать каждого обучающегося, увидеть его способности, проблемные аспекты его развития как личности, потребности и желания, индивидуальные особенности, возможность увидеть его действия с тем, чтобы найти правильные пути и средства самоактуализаци и социализации ученика.

Не ставя задачу в данном исследовании классифицировать все виды игр, отметим лишь, что их классификация происходит по различным основаниям: по области деятельности, по характеру педагогического процесса, по игровой методике, по предметной области (химические, физические, музыкальные и т.д.), по игровой среде. Данная классификация педагогической игры сделан Г.К. Селевко.

Для учебной деятельности наиболее оптимальными являются академические игры, в границах которых имитируется та или иная жизненная ситуация на основе тематического материала. Сама игра и учитывает особенности возраста, и формирует ключевые компетенции школьника, готовя его к реальной жизни. Академические игры хороши своей социальной направленностью.

Подытоживая параграф, хотелось бы также отметить в рамках его рассмотрения, и основные задачи педагога, исходя из общей характеристики игры, как педагогического явления:

  • Педагог передает знания о системе человеческих взаимоотношений от старшего поколения.
  • Реализует поставленные цели, например, такие как развитие тех или иных качеств личности школьника.
  • Получение положительного эмоционального опыта.
  • Забота о том, чтобы игра несла в себе элементы нравственного развития, развития креативности.

 Выводы первой главы

Наряду с трудом и учением, игра - один из основных видов деятельности человека, который является удивительным феноменом нашего существования. Отражает значение игры следующее изречение: «Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют». Сегодня игровые технологии находят широкое применение в народной педагогике, в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях.

Итак, педагогическая ценность игры во время образовательного процесса крайне многогранна и очень значима, и ее невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит феномен педагогической игры, что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и приобретение знаний и умений. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образования и содействует активизации образовательного процесса.

В игровой активности нет свободно опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица, а игровое обучение весьма ненавязчиво. Обучающий процесс происходит языком действия, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Несомненно, что в учебном процессе, как мы понимаем, место и роль игровой технологии во многом зависит от понимания педагогом функции и классификации игр.

Игра во время учебного процесса позволяет активизировать и развивать психические процессы обучающихся: память, воображение. Игра помогает проявить и развивает индивидуальные личностные качества подростков, предоставляет им проявить себя как лидера, проявить свои коммуникативные способности. Сущность учебной игры заключается в том, что обучаясь, школьник не испытывает сложности, следовательно, меньше напрягается, лучше запоминает и проявляет свою креативность.

Игра вовлекает в учебный процесс весь коллектив учеников, включает их в различные сферы общения, через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности. Через игру происходит и помощь в обозначении своего места в системе общественных отношений.

 

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

2.1 Использование игры в опыте современных педагогов на уроках английского языка

Наряду с трудом и учением, игра - один из основных видов деятельности человека, который является удивительным феноменом нашего существования. Отражает значение игры следующее изречение: «Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют». Сегодня игровые технологии находят широкое применение в народной педагогике, в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях.

Использование игр в дошкольном и младшем школьном возрасте при обучении английскому языку обусловлено тем, что в этот период для детей характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, но что происходит с игрой на более поздних этапах обучения?

Так, Гусейнова Э.Р. провела опрос среди учителей английского языка [Гусейнова, 2018. С. 45] в общеобразовательных школах, который показал, что игровая деятельность на первом этапе обучения является наиболее эффективной, в то время как использования данного метода в старшей школе не является целесообразным [Гусейнова, 2018. С. 47].

Учителя не используют игру со старшеклассниками, так как считают, что с ее помощью невозможно успешно обучать иностранному языку. Для них это скорее способ досуга или поощрения учеников, а не средство достижения образовательных задач.

Исходя из личного опыта Э.Р. Гусейновой, педагог утверждает, что использование игр на уроках английского языка в старших классах повышает интерес учащихся к его изучению. Рассмотрим пример одного из заданий Э.Р. Гусейновой.

Ученикам предлагается разделиться на группы по четыре человека, каждой группе выдается листок со словами, написанными в разном порядке (можно наклеить разные слова, вырезанные из газет, журналов и т. д.). Далее, каждая группа получает задание, составить как можно больше предложений, используя имеющиеся слова за 4 минуты. Ограничение времени дается для повышения активности умственных процессов и создания соревновательного духа среди учеников. По истечении времени, группа, составившая наибольшее количество предложений правильно - выигрывает. Для логического завершения данной игры, можно предложить учащимся написать рассказ или статью, используя свои предложения.

Данный, пример игры является инструментом, который активизирует у учащихся мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, что формирует мощный стимул к овладению языком. Ученики не только повторяют пройденный ранее материал, но и практикуют полученные знания. Даже самые слабые ученики задействованы, что является немаловажным фактором в обучении.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра на уроках английского языка в старшей школе повышает эффективность усвоения изучаемого материала.

Далее рассмотрим опыт преподавателя учителя английского языка Елены Бойцовой, ГБОУ лицей №226, г. Санкт-Петербурга. Опыт данного преподавателя описан по ссылке: https://worldofteacher.com/3859-710.html. Педагог рассматривает игру как цель и средство обучения английскому языку.

Е.Бойцова считает, что из наиболее удачных вариантов игры на уроке иностранного языка в 5-6 классах являются ролевые игры. Они помогают разнообразить занятия, помогают привлечь внимание учащихся.

Чтобы частично восстановить утраченные учащимися навыки употребления в речи Present Continuous в 6 классе, педагог проводит игру с игрушкой – собачкой Snoopy, с помощью которого разыгрываются различные ситуации.

Игра: Угадайте, что Snoopy рисует на доске (учитель в роли Snoopy на доске рисует цветок, не завершая рисунка, чтобы показать действие Present Continuous в момент речи.

P1: Are you drawing a plate?

S: No, I’m not.

P2: Are you drawing a ball?

S: No, I’m not.

P3: Are you drawing a flower?

S: Yes, I am.

  Как считает Е. Бойцова, уроки с такими видами игр наиболее благоприятны, т.к. в учебный процесс включается сказочный персонаж. Также персонажи воспринимаются детьми с большим интересом и вызывает у них желание к учебе.

Как справедливо отмечает педагог, для учителя любая учебная игра-это прежде всего упражнение. Учитель должен всегда точно и четко представлять себе, какую учебную цель преследует та или иная игра. Используя игры как средство обучения, мы имеем дело с одним-двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как языковое упражнение [Бойцова, 2014.]. 

 Речевое обучение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.п. имеют здесь ярко выраженную целенаправленность, оно носит обязательный, мотивированный и естественный характер. Таким образом, мы рассматриваем игру как вариативно-ситуативное упражнение, в ходе которого учащиеся приобретают опыт речевого общения.

В 5 классе, например, Бойцовой Е. проводится игра на закрепление сочетания to have on. На экран выводится картинка женщины в красивом платье, а рядом буква” D”. Учитель задает учащимся вопрос: T: What has the woman on?

 

                      P1: She has a dress on.

                      T: What colour is her dress?

                      P2: Her dress is brown.                                                                                              

 Затем второй слайд-мужчина в деловом костюме рядом буква “S”. Задача учащихся заключалась в том, что они должны были назвать как можно больше предметов одежды на букву-S- употребляя конструкцию -to have on.

При введении новой лексики на уроке педагог использует составление пар слов, кроссворды, ребусы.

Педагог Е. Бойцова акцентирует внимание на том, что в своей педагогической деятельности игру она использует не только для упрощения процесса обучения, но также для формирования и развития гармонично развитой и самостоятельной, с высокими моральными принципами и нравственными убеждениями личности учащегося.

Как замечает педагог, игры на уроках облегчают учебный процесс и развивают необходимые компетенции. Конечно, урок английского языка - это не только игра, но именно благодаря ей, подростки способны к серьезному отношению изучения английского языка, к обсуждению любых реальных ситуаций. Также игра, как отмечает Е. Бойцова, помогает развить познавательную активность учащихся при изучении иностранного языка и несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд, в данном случае овладение иностранным языком, познавательным, весёлым и творческим.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра на уроках английского языка в средней школе повышает эффективность усвоения изучаемого материала. Можно отметить, что игра выступает эффективным средством воспитания учащихся при проведении уроков.

 2.2 Применение игровых технологий на уроках английского языка в средней школе с целью повышения мотивации учащихся

 

 С целью раскрыть заявленную в заголовке вопрос, мы обратились к опыту Гордей Светланы Владимировны, учителю английского языка «Средняя школа № 2 г. п. Октябрьский». Опыт данного педагога находится по следующему электронному адресу: https://okt2.schools.by/pages/opisanie-opyta-pedagogicheskoj-dejatelnosti-povyshenie-motivatsii-uchaschihsja-cherez-ispolzovanie-igrovyh-tehnologij-na-urokah-anglijskogo-jazyka-gordej-sv.

Опыт рамках настоящего исследования Гордей С.В, интересен тем, что направлен на применение игровых технологий на уроках английского языка с тем, чтобы повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка.

Гордей С.В., считая эффективное обучение иностранному языку одной из актуальных задач системы общего среднего образования, работает над совершенствованием методов и форм обучения для мотивации и успешной подготовки учащихся межкультурному общению.

Надо отметить, что Гордей С.В. использует игровые технологии в силу специфика преподаваемого предмета уже давно, но систематически внедрять эту технологию в свою педагогическую деятельность она начала шесть лет назад. Поводом к этому послужило снижение интереса к урокам у учеников в связи с активным внедрением в повседневную жизнь информационных технологий (школьника трудно чем-то удивить). В связи с этим педагог стала искать такие формы работы, которые позволили бы повысить мотивацию обучающихся.

Признавая важность и необходимость комплексной реализации познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей, педагог стала применять игровые технологии в процессе обучения.

Гордей С.В. провела опыт длительностью в 5 лет, этапами которого стали следующие:

  • Организационный. На данном этапе была подготовлено методическая литература, раздаточный и дидактический материал, изучение теоретических основ игровых технологий.
  • Прогностический. На этом этапе определены цели и задачи, продумана система уроков, подобраны формы и методы, сформулирована основная идея опыта. Определены планируемые результаты обучения.
  • Практический. Применение форм и методов работы, реализация задач, отслеживание результатов учебного процесса.
  • Диагностический. Был выявлен уровень развития, мотивации учащихся. Изучалась педагогическая, психологическая литература о проблеме. Определены основные направления работы в решение проблемы активизации активности учащихся через игровые приёмы.
  • Рефлексивно-обобщающий. Обработка и анализ полученных результатов, сравнение целей работы с полученными результатами, выводы.

Сущность опыта заключается в создании системы обучения, развития и воспитания, обучающихся посредством предмета «Английский язык», ориентированной не только на достижение школьниками требований учебной программы, но и на повышение мотивации к изучению английского языка.

Как понятно, Гордей С.В. в педагогической деятельности использует игровые приёмы на разных этапах урока: при проверке знаний, изучении новой темы, закреплении материала самым значимым является структура игры как деятельности и классификации игр по игровой методике, так как педагог пытается проследить целесообразность применения некоторых видов игровой деятельности и в соответствии с этим предложить свою систему их использования [Гордей, 2017].

Эта система предлагает применение определённых видов игр на различных этапах при изучении английского языка в 6- ом классе. Интересно заметить, что виды игр педагог подбирает, исходя из характеристики школьника как субъекта обучения и в соответствии с программой по английскому языку для общеобразовательной школы.

В ходе пятилетнего опыта учитель использует различные виды дидактических игр:

  • Фонетические - игры основаны на театрализации рифмовок и стихов;
  • Лексические - крестики-нолики, кроссворды, лото, бинго и другие;
  • Грамматические - лото, Fisherman и другие;
  • Орфографические – составление слова из букв, чайнворды.

В процессе обучения английскому языку в 6 классе педагог Гордей С.В, применяет более осложнённые фонетические, лексические и грамматические игры. У учащихся данного возраста начинает формироваться языковая база и навыки, которыми они владеют недостаточно для проведения ролевых сюжетных игр.

Игровые приёмы на своих уроках преподаватель реализует по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Игру как метод обучения Гордей С.В. использует в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы;
  • как элемент, иногда весьма существенней какого-то другого метода;
  • в качестве целого урока или его части (введение объяснения, закрепления контроля, подведения итогов);
  • при организации внеклассного мероприятиях.

Значительную роль на уроках английского языка Гордей С.В. отводит работе над произношением. Для отработки произносительных навыков педагог проводит фонетические зарядки: учащиеся повторяют звуки, слова, структуры, стихи, рифмовки (Приложение 1).

Также придается большое значение обучению лексике. Например, один из вариантов игры следующий: запомните как можно больше новых слов из списка и назовите по-английски все слова: asymbol, anemblem, anation, ananthem, acostume, famous. Назвавший наибольшее количество слов является победителем. Либо по цепочке каждый учащийся называет одно слово из списка, а следующий другое и т.д. Школьник, не назвавший слово, а также повторивший слово, которое уже называли, выбывает из игры. А также ученик по цепочке называет слово из списка (в этом случае они могут видеть слова), а другой дает его значение на русском языке, например: famous-безопасный, asymbol-символ, acountry-страна. Если он не знает значение слова, он выбывает из игры. Для раскрытия значения слов используются методы и приёмы – беспереводной метод (объяснение слов с помощью синонимов и антонимов, контекстов и рисунков) и переводный метод там, где это необходимо. Для закрепления лексики использую разные тренировочные ситуативные и речевые упражнения. (см. Приложение).

Для отработки лексического материала педагог Гордей С.В. применяет игровой приём «Самый интересный рассказ» (см. Приложение). Для закрепления в речи лексики по теме «Обязанности по дому» проводится игра «Пантомима».

Интересно с педагогической точки зрения также отметить, что педагог также использует игровые приемы в конце каждой темы или раздела. На заключительном этапе урока по теме «Myfairland» применяется игру «Bingo!».

Write the words from this list in English in your tables. I’ll name the word in Russian and you are to cross out this word. The winner is the person who has crossed out all the words. Don’tforgettosay«Bingo!» (см. Приложение).

Для закрепления времён Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, FutureSimple, Past Simple используются игра «Грамматическое лото». Каждый ученик получает большую карту и десять маленьких карточек с названиями времён, глагольными формами и временными наречиями. (см. Приложение).

Для закрепления общих, специальных и альтернативных вопросов используется игра «Зашифрованные вопросы». К 5 предложениям задать 5 общих, 5 альтернативных, 5 к подлежащему, 5 с what? where? when? 5 разделительных вопросов.

  1. I am washing my hands in the bathroom now.
  2. You have had dinner in the living room today.
  3. We cleaned our classroom last week.
  4. They will come home in a minute.
  5. Last year my classmates went to summer camp.

Для закрепления грамматического материала Present Perfect и Past Simple педагог применяет игру «Fisherman» (Приложение10).

В устной речи для организации практики работа в парах по мнению Гордей С.В. позволяет увеличивать время говорения на уроке. При изучении тем: «Дом», «Квартира» педагог проводит «Wherearetherooms». Каждый учащийся получает карточку с изображением 2-3 этажных домиков. В каждом домике 3 комнаты. Предлагается додумать расположение 9 комнат в домике. Для обозначения комнат использовать начальную букву слова. Школьники задают вопросы друг другу, чтобы выяснить где, какая комната расположена, делая пометки в домике.

Is there a bedroom on the first floor? (см. Приложение).

Педагог также проводит игры по мотивам известных телепередач на родном языке, например, «Счастливый случай» и «Звёздный час».

Для свободного общения на иностранном языке, как основной цели обучения иностранному языку, педагог использует на уроке ролевые игры.

Итак, подытоживая опыта педагога Гордей С.В., мы можем отметить, что игровые формы и приёмы очень разнообразны и могут быть использованы при обучении всем видам речевой деятельности. Опыт работы педагога показывает, что использование игровых технологий обеспечивает активизацию учебной и познавательной деятельности школьников на уроках английского языка и высокую эффективность усвоение учебной информации. Таким образом, организовывая занятия по предмету «Английский язык» с применением игровых технологий позволяет учащимся осмыслить материал за небольшой промежуток времени, пережить имеющий личный опыт в новых ситуациях.

 

Выводы  второй главы

 

Опыт современных педагогов по английскому языку по применению игровых технологий в процессе обучения демонстрирует наглядно, что систематическое использование игровых методов на уроках английского языка приводит к укреплению и развитию познавательной активности и интереса обучающихся, которые становятся основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Под влиянием познавательной активности, как понятно, учебная работа протекает более продуктивно даже у слабых учеников.

Эффективность использования игры в ходе обучения иностранному языку заключается в том, что в процессе игровой активности осуществляется важное условие: и педагог и обучающиеся говорят на английском языке. При этом, как правило «скучное» повторение грамматического правила или закрепление новой лексики превращается в увлекательное занятие благодаря игровой форме.

Безусловно, что учащиеся получают практическое применение новых знаний, игра содействует нивелированию языкового барьера. Кроме всего, ценность игры на уроках иностранного языка заключается и в том, что игра вносит разнообразие в сам процесс урока, и тем самым, способствует развитию творчества. Повышается, соответственно, и мотивация к изучению предмета «Английский язык»

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования можно резюмировать следующее.

Являясь одним из методов обучения, игра способствует активации и развития психических процессов учеников (внимание, память, воображение) и познавательных процессов, помогает раскрыть индивидуальные качества личности учащихся, нивелирует барьеры между преподавателем и учеником, стимулирует учебно - познавательную деятельность, и позволяет использовать все уровни усвоения знаний вне зависимости от возраста школьников. Потому, на наш взгляд, несправедливо полагать, что игра – это метод обучения лишь для младших школьников. Игровые приемы в учебной деятельности являются средством повышения эффективности учебного процесса, потому в ней должен обязательно присутствовать элемент соревнования и соперничества (например, игра-соревнование, игра-конкурс).

По характеру педагогического процесса выделяются группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые. По предметной области: математические, литературные, музыкальные и т.д.

Как правило игры в учебном процессе преследует цели расширения кругозора, развитие учебных умений и навыков (дидактические); воспитывающие, развивающие и социализирующие.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для школьников, соответствовать их интересам, потребностям и возрасту. Несомненно, что любая игра, в том числе и педагогическая в ходе учебного процесса должна приносить обучающимся удовольствие от познания, радость. На уроках игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Во время игры учащиеся обучаются без сложностей, присущих обычному обучению, так как тут отсутствует принуждение, учение происходит с удовольствием, укрепляется учебный коллектив.

На уроках иностранного языка, исходя из рассмотренных педагогических опытов современных педагогов, игра создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяет приблизить процесс обучения к условиям реальности, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Игровые приёмы на уроках иностранного языка способствуют не только обогащению лексического словаря и повышению качества успеваемости учащихся, но и развитию личностного творческого потенциала школьников, расширению кругозора, формированию личной ответственности за результаты, умению осуществлять и брать ответственность за свой выбор. На наш взгляд, это полностью соответствует новым запросам общества и требованиям ФГОС к личности школьников средней школы.

Применение игровых технологий на уроках должно способствовать развитию и личных качеств, таких как: любознательность, настойчивость, терпение, ответственность, стремление к познавательной деятельности, вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Таким образом, значимость игры в педагогическом процессе обучения переоценить нельзя: она позволяет поддерживать интерес к предмету и облегчает процесс овладения иностранным языком, помогает школьникам учиться работать в коллективе, и вместе решать поставленные задачи, придавая здоровый дух соперничества.


 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДОСТУПЕН В ПОЛНОЙ ВЕРСИИ ДАННОЙ РАБОТЫ 

Скачать: igra__-__fenomen_pedagogicheskoy_deystvitelnosti_3008338.rar  


Категория: Курсовые / Курсовые по педагогике

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.