ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0

УРАЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Тема: ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Выполнил:

курсант 205 группы

2 курса ФПС

рядовой полиции

Рагозина Алиса Андреевна

 

Научный руководитель:

доцент кафедры общей психологии, гуманитарных и социальных дисциплин

кандидат исторических наук

подполковник полиции

Воротникова Марина Викторовна

 

Дата защиты:______________________

Оценка:__________________________

 

 

Екатеринбург

2016

 


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………6

1.1. Понятие и сущность игры……………………………………………………....6

1.2. Исторические предпосылки возникновения игры………………………..…10

1.3. Классификация и характеристика основных видов игр.................................13

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ……………………...17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..25

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наряду с учением и трудом игра относится к особым видам деятельности человека. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет.

В игре, наиболее эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому человеку почувствовать себя субъектом, проявить и развить свою личность. Можно говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение обучающихся, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Поэтому деловая игра используется в учебном процессе, как педагогическая технология, или один из методов обучения при проведении социально – психологических тренингов. При реализации игры используется некая «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Игра является методом эффективного обучения, так как снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Психолого – педагогические принципы организации деловой игры включают в себя следующие принципы: принцип имитационного моделирования конкретной ситуации; принцип игрового моделирования форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости.

Игра дает возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых её участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и практический опыт.

Теоретико - методологическую основу исследования составляют: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. Л. Данилова, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Ф. Шиллер, Д. Б. Эльконин и другие. С точки зрения Фридриха Шиллера, игра – это наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. Игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое, по Шиллеру, доставляется игрой.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью обучающихся образовательных учреждений МВД России в совершенствующихся методах психолого – педагогического воздействия в форме игровой деятельности  на формирование личности человека с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

В соответствии с этим объект исследования - процесс развития творческого начала личности посредством игровой деятельности; предмет исследования - игровая деятельность посредством развития творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: теоретически рассмотреть и экспериментально доказать эффективность игровых средств обучения для развития творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России средствами игровой деятельности будет эффективно при условии: систематического использования игровых методов и приемов на специально организованных занятиях; учета психологических особенностей обучающихся; создание комфортных психологических условий.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

1) теоретическое изучение специальной литературы игры как вида деятельности;

2) изучить историческое возникновение игры и их основную классификацию;

3) проведение опытно – экспериментального изучение эффективности игровой деятельности у обучающихся образовательных организаций МВД России;

4) обобщение результатов исследования.

В данной работе основными методами являются: теоретический анализ и синтез литературных источников по исследуемой проблеме; метод проведения деловой игры.

Использование деловых игр в практической деятельности способствует: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов; воспитанию системного мышления обучающихся образовательных организаций МВД России, включающее целостное понимание не только общества в целом, но и себя, как отдельную единицу, свое предназначение в мире; формированию специальных умений и навыков социального взаимодействия; навыков принятия решений как индивидуально, так и работая в группе; воспитанию ответственности, уважения, терпения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  • Понятие и сущность игры

 

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра – один из видов деятельности человека. Игру можно рассматривать как непреднамеренное самообучение. Прежде всего, игра человека - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, которая является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности отображая, преображать действительность.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая – характерная особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане[1].

Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

Содержание игры составляет: сюжет (тема и идея), правила и двигательные действия. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Сюжет придает игре целеустремленность и делает игру увлекательной.  Правила - это обязательное требование для участников игры. Двигательные действия составляет непосредственно сама подвижная игра, комплекс движений.

Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.

Рассмотрим основные функции игры в жизни человека:

1) Упражнение - в игре осуществляется ориентировочно - исследовательская деятельность, позволяющая определить и закрепить оптимальные формы поведения в различных жизненных ситуациях. Игра служит упражнением во всех видах человеческой деятельности - физической, художественной, интеллектуальной, социальной, учебной.

2) Изменение отношений с действительностью - в игре моделируются условия, отличные от условий деятельности в реальной действительности. В действительности человек осуществляет реальную деятельность с реальной ответственностью за ее результаты. Феномен этого качества игры состоит в том, что взрослым дается возможность «уйти» от условий реальной действительности.

3) Способ управления эмоциональным состоянием - эмоции отражают степень удовлетворения потребностей человека. В то же время эмоциональные состояния могут быть созданы без непосредственного включения в деятельность. Игра является одним из наиболее эффективных способов управления эмоциональным состоянием. Благодаря своим значимым функциям в жизни человека игра является мощным средством воздействия на него.

Рассмотрим основное назначение игры:  

1) Самоанализ - в игре человек постоянно сравнивает себя с другими людьми, сопоставляет, анализирует и на основе этого анализа корректирует свое поведение. Это касается не только его физических качеств, но и таких, как ум, смелость, коммуникабельность;

2) Достижение эмоциональной близости – игра дает больше возможностей для достижения эмоциональной близости, путем его вовлечения в совместную значимую деятельность;

3) Развитие прогностических функций - в игре развиваются важные прогностические функции поведения. Очень сложно предположить результаты своих действий и деятельности в целом, поскольку в основном их результат отнесен на неопределенное будущее, в то время как результат игры известен в «ближайшем будущем»;

4) Приобретение социального опыта - в игре приобретается опыт улаживания конфликтов, справедливого распределения результатов совместной деятельности, опыт распределения социальных ролей;

5) Развитие воображения - игра развивает воображение. Воображение позволяет приобретать опыт, устанавливая взаимоотношения между предметами и явлениями действительности;

6) Преодоление комплексов и страхов – в игре легче преодолеть собственные страхи, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует;

7) Возможность манипулятивного воздействия на других людей - игра часто становится инструментом в руках мошенников и авантюристов;

 8) Игровой компонент в реальной деятельности взрослого человека - под игровым компонентом понимаются действия, которые только имитируют подлинные, реальные, ответственные отношения с окружающим миром.

Большинство игр отражает труд взрослых. Следовательно, в деловых играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Деловая игра является активной формой обучения. В связи с этим их отличает от других видов деятельности:

- принудительная активация мышления (вынужденная активность);

- длительный процесс вовлечения обучающихся в учебную деятельность;

- самостоятельная творческая выработка решения;

- повышенная степень мотивации и эмоциональности;

- постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Таким образом, хочется сказать, что в игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Можно сказать, что деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. В ходе проведения деловой игры у обучающихся повышается интерес к учебным занятиям, растет познавательность в процессе обучения.

 

 

 

  • Исторические предпосылки возникновения игры

 

Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней,  как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия.

Известно, насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Исторически одна из первых ее задач — обучение. Практически с первых моментов возникновения, игра выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.

Самым близким предшественником игры является зародившаяся в XVII - XVIII веке «военная игра». Первое упоминание деловой игры значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте».

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения.

Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге - песнях, танцах, фольклоре.

         Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей[2].

         Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию.

         Многие ученые, в том числе Ж. Пиаже, К. Левин, Л. Выготский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития личности.

         Теорию игры в аспекте ее исторического проявления, выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и ее значения для развития индивида разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие.

         Таким образом, один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места человека  в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению. Ее возникновение связано не с действием каких - либо внутренних, врожденных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни личности в обществе.

 

 

 

 

  • Классификация и характеристика основных видов игр

 

Сложность классификации игр в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае - для анализа функционирования системы, в другом - для обучения, в третьем - в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом - для развлечения и т.д.

Рассмотрим, по каким признакам классифицируются игры[3]:

а) по месту и условиям проведения:

– подвижные игры на открытом воздухе, комнатные, компьютерные;

б) по целям проведения:

– обучающие, тестовые, тренинговые, развивающие, развлекательные, азартные и др.

в) комплексные игры:

– сюжетно – ролевые игры – в основе этих игр лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются роли между участниками. В основе такой игры могут быть книжные сюжеты;

– тематические ролевые игры – игры, в которых сюжет развивается самостоятельно и задана только тема игры (например, игра «в войну»);

г) по содержанию поставленных задач:

– на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные

д) по форме:

– интеллектуальные, эстафеты, тренинги;

е) по количеству участников:

– индивидуальные, командные;

ж) по составу участников:

– возрастные, по половому признаку;

з) по скорости и времени проведения:

– сезонные, игры - минутки, кратковременные, длительные;

и) по степени активности:

– малоподвижные, подвижные, «сидячие»;

к) по наличию реквизита:

– с реквизитом, без реквизита;

л) по уровню организации:

– спонтанные, управляемые, стихийные.

Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:

  1. Какова основная цель игры или, другими словами, для чего её проводят:

–  создание и развитие коллектива;

– выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально – познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);

– занять паузу

  1. Условия, которыми вы располагаете для проведения игры:

– помещение или улица;

– территория передвижения;

– возможность сидеть в кругу;

– актовый зал;

– спортивная площадка

  1. На какой стадии находится формирование коллектива:

– знакомство;

– построение структуры;

– изменение или подтверждение структуры;

– распада или конфликта

  1. Количество участников игры:

– до 10 человек;

– до 20 человек;

– до 30 человек и больше;

  1. Какой итог игры нужен:

– победители;

– номинации;

– одобрение;

– глубокий анализ.

Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании работы важно заранее подбирать игры на следующий день и не забывать закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня игры станет важным помощником не только в работе, но и в жизни.

Игры имеют познавательный и развлекательный характер, обусловленный досуговым, педагогическим или психологическим началом. Поэтому игровая деятельность бесконечна. Используя даже исторические элементы игровой практики, игра находится всегда в настоящем, поэтому может внезапно начинаться, прерываться, менять свои правила и действия[4].

Игры часто имеют характер развлечения, то есть преследуют цель получения отдыха, разрядки напряженности, создаваемой потребностями человека. В связи с этим элементы игры включены, например, в такой популярный сегодня метод психотерапии, как аутотреннинг, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации посредством развития силы представления, воображения. В процессе аутотреннинга человек одновременно включен в реальную ситуацию, с одной стороны, а с другой - осознает ее условность.

Важность игр бесспорна, так как они сопровождают человека на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир познания, развлечения и отдыха, духовного и физического совершенствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как организатором игры, так и самими играющими.

Итак, существует значительное многообразие типов игр, которые свойственны не только детям, но и взрослым людям: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, деловые и многие другие. Несмотря на искусственный характер отношений к игре, этот вид деятельности имеет большое значение в жизни людей как один из основополагающих факторов формирования личности, совершенствования физических возможностей, эмоциональной разрядки, эффективного общения, а также как средство активного обучения.

В игре могут воссоздаваться различные типы человеческой практики, в том числе трудовой деятельности, что используется для проведения так называемых деловых игр: учебных, аттестационных, управленческих, исследовательских, которые позволяют моделировать нормы конкретных предметных действий и социальных отношений. Такие игры, несущие контекст ситуаций определенной профессиональной деятельности, позволяют создать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

 

Теоретический анализ обозначенной проблемы позволил определить гипотезу о том, что развитие творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России средствами игровой деятельности будет эффективно при условии: систематического использования игровых методов и приемов на специально - организованных занятиях; учета психологических особенностей сотрудников; создание комфортных психологических условий.

Для доказательства данной гипотезы экспериментальное исследование, в виде проведения деловой игры, проводилось среди обучающихся 1 – 2 курсов образовательной организации МВД России, общая выборка при этом составила 28 человек. В опытно - экспериментальной работе участвовало 15 девушек и 13 юношей в возрасте 18 - 20 лет.

Исходя из гипотезы и цели исследования, нами была выбрана деловая игра, разработанная Кьеллом Рудестамом в 1994 году «Потерпевшие кораблекрушение»[5], в конечном итоге которой определяется тенденция выработки и принятия решения в ходе групповой дискуссии и взаимодействия, а также применения игровой деятельности в ходе обучения для эффективности процесса. В ходе данной игры испытуемые должны оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи и проанализировать собственное поведение.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе которой человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые профессиональные задачи. Любая игра должна способствовать решению основной задачи – закреплению знаний, лучшему усвоению навыков.

При взаимодействии людей в сложных условиях в совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. В группах начинают действовать социально – психологические законы типа конформизма, приспособления к принятым в группе эталонам.

Для проведения исследования обучающиеся были поделены на несколько групп, общей численностью от 6 до 9 человек. Им была предложена инструкция к игре и непосредственно сама игра (Приложение 1). Для эффективности проведения игровой деятельности вначале каждому обучающемуся было дано задание индивидуально проранжировать список вещей, а в дальнейшем сделать это в группе. Время проведения игры ограничено до 30 минут. При этом малые группы были организованы внутри своего курса. Общая численность выборки составила 6 групп, из них: 4 группы с первого курса, численностью 6, 7, 8 и 8 человек; 2 группы со второго курса, численностью 9 и 6 человек. Назовем их 1A, 1B, 1C, 1D и 2A, 2B соответственно.

Результаты хода игры мы оценивали в соответствии с экспертной диагностикой интерактивной согласованности в малых группах (А. С. Чернышов, С. В. Сарычев) (Приложение 2).

В соответствии с этим были выделены три блока бланка экспертных оценок: 1 – наличие и качество плана, 2 – согласованность и распределение функций, 3 – соответствие совместной деятельности плану.

Оценивая работу группы 1A (общая численность 6 человек) можно сделать вывод

- по блоку: наличие и качество плана - отчетливо выраженное стремление к разработке плана реализуется в выработке основных направлений предстоящей совместной деятельности, план не содержит существенных деталей предстоящей деятельности;

- по блоку: согласованность и распределение функций - при распределении и согласовании функций члены группы акцентируют распределение функций, отчетливо проявляется интерес каждого из членов группы к своим функциям;

- по блоку: соответствие совместной деятельности по плану – группа  следует плану совместной деятельности в основных чертах, изменяя детали.

Группа 1B (общая численность 7 человек).

- по блоку: наличие и качество плана – группа разрабатывает план совместной деятельности, используя шаблонные заготовки, не адаптируя и не корректируя их в соответствии с условиями совместной деятельности;

- по блоку: согласованность и распределение функций - согласование функций происходит спонтанно, члены группы не договариваются об их распределении, вследствие чего некоторые функции дублируются;

- по блоку: соответствие совместной деятельности по плану - действия большинства членов группы не предусмотрены планом совместной деятельности, складываются стихийно, в ходе осуществления деятельности.

Группа 1C (общая численность 8 человек).

по блоку: наличие и качество плана – группа разрабатывает план совместной деятельности, используя шаблонные заготовки, не адаптируя и не корректируя их в соответствии с условиями совместной деятельности;

по блоку: согласованность и распределение функций - согласование функций происходит спонтанно, члены группы не договариваются об их распределении, вследствие чего некоторые функции дублируются;

по блоку: соответствие совместной деятельности по планувследствие спонтанных, не предусмотренных планом действий членов группы совместная деятельность дезорганизуется и чуть ли не распадается, но в дальнейшем группа реабилитируется и в полной мере реализует собственный план предстоящей совместной деятельности.

Группа 1D (общая численность 8 человек).

по блоку: наличие и качество плана - члены группы стремятся к разработке плана, обсуждают предстоящую совместную деятельность на уровне фрагментов «сценария», включающих основное содержание предстоящей деятельности;

по блоку: согласованность и распределение функций – осознавая необходимость распределения и согласования функций, все члены группы не пытаются осуществить это на деле;

по блоку: соответствие совместной деятельности по планудействия отдельных членов группы не соответствуют плану, его основному содержанию.

         Группа 2A (общая численность 9 человек).

по блоку: наличие и качество плана – «концептуальное» видение предстоящей совместной деятельности, все члены группы стремятся найти рациональный вариант плана совместной деятельности, тщательно обсуждают все детали, достигают уровня «сценария»;

по блоку: согласованность и распределение функций - при отчетливо выраженном стремлении членов группы к согласованию функций большинство членов группы ориентированы на свои функции, на их содержание и осуществление;

по блоку: соответствие совместной деятельности по планугруппа в полной мере реализует собственный план предстоящей совместной деятельности, при осуществлении плана группа действует гибко и в соответствии с ситуацией.

Группа 2B (общая численность 6 человек).

по блоку: наличие и качество плана – члены группы стремятся к разработке плана, обсуждают предстоящую совместную деятельность на уровне фрагментов «сценария», включающих основное содержание предстоящей деятельности;

по блоку: согласованность и распределение функций – при распределении и согласовании функций члены группы акцентируют распределение функций; отчетливо проявляется интерес каждого из членов группы к своим функциям;

по блоку: соответствие совместной деятельности по планув процессе совместной деятельности группа незначительно изменяет план, модифицирует отдельные детали плана.

         Данные показатели группового взаимодействия являются количественным и качественным критерием интегрального и парциального взаимодействия в исследуемых группах. Показатели бланков экспертных блоков групп 1A, 2A и 2B характеризуют нарастающие позитивные тенденции в групповом взаимодействии. Показатели групп 1B и 1D говорят нам о прогрессировании негативных тенденций в групповом взаимодействий, либо  характеризуются промежуточным, средним показателем группового взаимодействия, как в группе 1A и 1C.

         Сравнение показателей группового взаимодействия первого курса и второго курса показало, что чем больше времени находишься в коллективе, тем больше развиваются сплоченность, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать другого, коллективное решение задач и проблем. В нашем случае, у команд второго курса показатели взаимодействия в группе выше, чем у первого.

         Также важным критерием считается численность в группе. Группам с максимальной численностью человек намного сложнее убедить другого в выборе, согласовать мнение каждого и прийти к единому решению, чем группам с меньшей численностью.

         Не менее важным фактором в проведении деловой командной игры является выбор лидера, или как в нашем случае «эксперта». Задача эксперта заключалась в заключительном этапе. Выслушав мнение каждого, согласовав все за и против, эксперт должен принять и дать заключительное решение.

         В результате каждый испытуемый составляет два списка нужных предметов: индивидуальный, который он составил вначале игры и групповой, непосредственное решение всей группы. При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый может определить степень своих ошибочных действий. Для этого была подсчитана разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Если сумма превышает 60 баллов, это означает, что группа не справилась с заданием и «потонула».

Ниже представим групповые результаты исследования:

группа 1 А – 58 баллов,

группа 1 В – 56 баллов,

группа 1 С – 67 баллов,

группа 1 D – 52 балла,

группа 2 A – 49 баллов,

группа 2 B – 54 балла.

Результаты оказались благоприятными для 5 групп, и группа 1С находится в группе риска (Рисунок 1).

 

         Рисунок 1. Сравнительная характеристика исследуемых групп на результат процесса выработки и принятия решения в ходе обобщения и групповой дискуссии экспериментальных групп.

         Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения. Споры – баталии, разворачивающиеся в ходе беседы, когда никто не желает прислушиваться к мнению других, наглядно демонстрирует самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

На заключительном этапе анализа полученных данных всем командам оглашается правильный список, проводится сравнительный анализ группового взаимодействия, обсуждение итогов игры. Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Таким образом, мы можем говорить о том, что игровая деятельность эффективно влияет на развитие творческого потенциала у обучающихся, а также на развитие взаимодействия в группе.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение проблемы показало необходимость развития творческого начала личности посредством игровой деятельности у обучающихся образовательных организаций МВД России.

В работе проанализирована сущность игры как вида деятельности, а также рассмотрена основная классификация и история возникновения.

Все это позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что развитие творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России средствами игровой деятельности будет эффективно при условии: систематического использования игровых методов и приемов на специально организованных занятиях; учета психологических особенностей обучающихся; создание комфортных психологических условий, для доказательства которой проведено опытно – экспериментальное исследование, в котором участвовало 29 человек.

В ходе опытно – экспериментального изучения эффективности игровой деятельности у обучающихся образовательных организаций МВД России, было выявлена хорошая степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Результаты исследования показали эффективность игровых средств обучения для развития творческого начала обучающихся образовательных организаций МВД России, для которых важно обладать навыками группового взаимодействия, лидерскими качествами и коммуникативными способностями. Практическое применения творческого задания в экспериментальных группах способствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе.

Таким образом, данное исследование позволяет утверждать, что выдвинутая нами гипотеза доказана, цель реализована.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
  2. Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 139 с.
  3. Богомолова Н. Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки. / Н. Н. Богомолова. - М.: МГУ, 2010. - 120 с.
  4. Вуарен Н. Что такое игра? / Н. Вуарен. - М.: Культура, 2003. - 234 с.
  5. Галушко Д. И. Деловые игры. / Д. И. Галушко. - Киев: Урожай, 1989. - 208 с.
  6. Головин Ю. Словарь практического психолога. / Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. - 976 с.
  7. Ладенко И. С. Игровое моделирование методологии и практики. / И. С. Ладенко. - Новосибирск: Наука, 2007. - 232 с.
  8. Миллер С. Психология игры. / С. Миллер. - СПб.: Университетская книга, 1999. - 320 с.
  9. Мухина В. С., Хвостов А. А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия. / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: Академия, 2008. - 624 с.
  10. Праздников Г. А. Игра и эстетическая деятельность личности. / Г. А. Праздников. - СПб, 2000. - 341 с.
  11. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. / В. П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 287 с.
  12. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 429 с.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 488 с.
  14. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. / К. Рудестам.- М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  15. Столович Л. Н. Искусство и игра. / Л. Н. Столович. – М.: Эстетика, 2008. – 213 с.
  16. Терский В. Н. Игра. Творчество. Жизнь. / В. Н. Терский. – М.: Педагогика, 2006. – 189 с.
  17. Хрупцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: учебно – методическое пособие для преподавателей специальных учебных заведений / Е. А. Хрупцкий. – М.: Высшая школа, 2001. – 320 с.
  18. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – 250 с.
  19. Эльконин Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. - М.: Владос, 2001. – 360 с.

 

 

 

 

Приложение 1

Инструкция к игре

«Потерпевшие кораблекрушение»

 

Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.

  1. Секстант
  2. Зеркало для бритья
  3. Пятилитровая канистра с водой
  4. Противомоскитная сетка
  5. 1 коробка с армейским рационом
  6. Карты Тихого океана
  7. Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной)
  8. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси
  9. Маленький транзисторный радиоприемник
  10. Репеллент, отпугивающий акул
  11. 20 кв. футов непрозрачного пластика
  12. 1 л рома (80 градусов)
  13. 15 футов нейлонового каната
  14. 2 коробки шоколада
  15. Рыболовная снасть

           В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

 

 

 

 

 

Приложение 2

Ключ к решению

«Потерпевшие кораблекрушение»

 

Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей.

Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Значит, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

  1. Зеркало для бритья (средство сигнализации морским и воздушным спасателям)
  2. Канистра нефтегазовой смеси (сигнализация - может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой вне плота и будет плыть по воде, привлекая спасателей)
  3. Канистра с водой (утоление жажды)
  4. Коробка с армейским рационом (основная пища).
  5. 20 кв. футов непрозрачного пластика (сбор дождевой воды, обеспечение и защита от стихии)
  6. 2 коробки шоколада (резервный запас пищи)
  7. Рыболовная снасть (оценивается ниже, чем шоколад, так как нет уверенности, что вы поймаете рыбу)
  8. Нейлоновый канат (можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт)
  9. Плавательная подушка (это спас, средство за бортом)
  10. Репеллент от акул (отпугивание)
  11. Ром (содержит 80% алкоголя, что достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, использовать в других целях (в данном случае внутрь) вызывает обезвоживание)
  12. Приемник (имеет малую ценность, так как нет передатчика)
  13. Карты Тихого океана (бесполезны без доп. навигационных приборов, важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели)
  14. Противомоскитная сетка (в Тихом океане москитов нет)
  15. Секстант (без таблиц и хронометра относительно бесполезен)

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддерживания жизни (пища, вода) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же, в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек этот период может прожить без воды и пищи.

 

 

[1] Вуарен Н. Что такое игра? / Н. Вуарен. - М.: Культура, 2003. – С. 157

 

[2] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. – С. 122

 

[3] Аникеева Н. П. Воспитание игрой. / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2002. - С. 18

 

[4] Праздников Г. А. Игра и эстетическая деятельность личности. / Г. А. Праздников. - СПб, 2000. – С. 34

 

[5] Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика./ К. Рудестам.- М.: Прогресс, 1990. – С. 67

 

Скачать: 19.rar

Категория: Курсовые / Курсовые по психологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.