Курсовая: Культура в Советский период

0

Введение

Актуальность работы заключается в необходимости исследования культуры переломного период в истории Советского государства.

Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии культуры. В настоящее время интерес к исследованию культуры 20-30 годов ХХ века, вызван появление огромного корпуса исторических источников из ранее закрытых архивохранилищ Советского государства, а также возможностью использовать накопленный опыт за рубежом в изучение данной проблемы. Изучение культурного искусства России, несомненно, помогает осознанию социального положения и проблем, стоящих перед ней. Но существует и обратная связь: невозможно абсолютно точно понять современную культуру России, не принимая во внимание те или иные социальные изменения, происходящие в стране за последние десятилетия.

Цель работы проследить влияние на культуру социальных, экономических, и политических процессов.

Задача работы - изучить деятельность учреждений культуры в годы Гражданской войны; исследовать влияние новой экономической политики на культуру страны; рассмотреть идеологическую основу культуры 20-х годов и её изменение в 30-х годах.

Хронологические рамки - период с Октябрьской революции 1917 года и до 30-х годов XX века.

Вопросы развития культуры 20-30-х годов вполне закономерно вызвали интерес у отечественных историков, так как, используя основные закономерности развития искусства можно проследить этапы развития советского общества, социальные отношения, нравственно-этические нормы общества.

Историография проблемы прошла в своем развитие три этапа: первый, начавшийся в 20 годы ХХ века, характеризующийся марксисткой ленинской методологией в изучение проблемы. Опубликованы работы Луначарского Троцкого, Бухарина и т. д., авторы, работая в официальных учреждениях культуры, и в исследованиях отражают курс официальной власти. Необходимо отметить, работы русских ученных эмигрировавших за границу после октября 1917 года, Бердяева, Сорокина и многих других.

Второй этап: представлен, плеядой советских учёных, которые внесли существенный вклад в исследовании данной проблемы.

Большой интерес представляет личность величайшего теоретика-искусствоведа А. В Луначарского. Анатолий Васильевич более 30 лет занимался проблемами советской культуры. Он оценивал влияние революции на культурное развитие страны. Определяя основные направления государства в области культуры, Анатолий Васильевич писал, что «рядом с этим у государства есть и другая постоянная задача... - распространять революционный образ мыслей, чувствований по всей стране». По мнению Луначарского искусство есть мощное оружие агитации, и революция стремится приспособить искусство в агитационных целях. Таким образом, Луначарский А. В. осознавал всю важность культуры и искусства для формирования нового социалистического общества, поэтому развитие искусства нового типа он считал первостепенной задачей советской власти.

В 20-е годы оформилась официальная позиция государства в отношении развития новой культуры, выращенная в трудах советских теоретиков культура воспринималась как неотъемлемая часть пропагандистской машины, и, следовательно, должна была быть поставлена под партии.

В статьях и речах Бухарин Николай Иванович считал, что художественная литература - «мощное оружие борьбы классов».

Наиболее полно все аспекты становления новой пролетарской культуры изложены в трудах Троцкого Л. Д., который осознавал огромное влияние культуры в деле формирования мировоззрения масс. Взгляд Троцкого на культуру отличался от официальной идеологии, его труд «Литература и революция» был переведен в разряд запрещенных сразу же после выхода в 1923 г.

Второй этап: представлен советскими учёными, которые внесли существенный вклад в исследовании данной проблемы.

Рассмотрение вопросов развития советской культуры у практически всех историков советского периода одинаково, так как исследование любой проблемы жестко ограничивалось рамками официальной идеологии. В советской историографии в исследованиях Кима М. П. «История СССР: эпоха социализма», Сараевой С. А. «История СССР: эпоха социализма», Артемова

Н. Е. «История ССР», в 8 томе «Истории СССР» в 12 томах под редакцией Пономарева Б. Н., и многих других работах данной проблеме уделяется должное внимание.

Одна из проблем - идеологизация населения страны. Артемов Н. Е. считает, что идеологизированный фронт в условиях новой экономической политики стал одним из главных участков классовой борьбы. Интересна точка зрения Кима М. П., отмеченная в работе «История СССР: эпоха социализма», где указывается, что наряду с подъемом культурнополитического уровня партийных масс, задачи социалистического строительства систематически требовали усиления идеологической работы партии, укрепления марксистско-ленинского теоретического фронта.

По мнению ряда советских исследователей, общий культурный подъем в стране нашел свое отражение с становлении литературы и искусства. Наряду с писателями старшего поколения в литературу вступили молодые прозаики Фурманов Д., Фадеев А., Леонов Л., Лебединский Ю., Федин К., Бабель И. и др. Гордостью советской литературы стали замечательные советские поэты Маяковский В., Есенин С., Бедный Д. и др.

Все историки отмечают прочное внедрение метода социалистического реализма в советское искусство. Основной темой художественных произведений стала тема создания нового строя, наряду с изображением революционного прошлого.

Наряду с бурным развитием советской литературы советские историки отмечают значительные достижения во всех других отраслях искусства. Так, например, Сараева С. А., Артемов Н. Е., Клим М. П., Пономарев Б. Н. и многие другие пишут о больших успехах в театральном искусстве, в развитии которого значительную роль сыграли Станиславский К. С., Немирович-Данченко В. И., Охлопков Н., Таиров А. И др. Артемов Н. Е. указывает на утверждение метода социалистического реализма в театре.

Все исследователи отмечают активное поступательное развитие советского театра и кино, в котором наряду с классическим сюжетом, постепенно стал утверждаться новый репертуар, посвященный советской тематике.

В июне 1925 г. ЦК РКП (б) принял постановление «О политике партии в области художественной литературы», которое сыграло принципиальную роль в истории развития советской культуры, - это общепринятая точка зрения советских историков. Группа советских историков во главе с Пономаревым Б. Н. отмечает, что в первые годы советской власти, когда в советской культуре сказывалось влияние чуждых элементов, а кадры пролетарской литературы и искусства были еще слабы, партия считала необходимым существование особых пролетарских организаций в области литературы и искусства. Именно с этой целью была создана Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая путем «тактичного и бережного отношения обеспечила бы все условия для возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической идеологии». Клим М. П. обращает внимание на постановление ЦК, которое мобилизовало деятелей советского искусства на борьбу с проявлением буржуазной идеологии, указав новые формы идейного сопротивления буржуазии в условиях нэпа.

В советской историографии вопросам развития культуры уделяется официальное внимание, но все вопросы, связанные с развитием культуры полностью не рассматриваются. Советские историки, точка зрения которых была признана классической, не уделяют внимания некоторым основополагающим фактам. С недавнего времени стали появляться труды, посвященные анализу Сталина в формировании государственной культурной политики. Среди них, прежде всего, следует назвать книгу Е. С. Громова «Сталин: власть и искусство » - первое в отечественной исторической литературе исследование, в котором Сталин показан, как руководитель культурной политики советского государства. Опираясь на архивные, а также мемуарные и другие материалы, автор анализирует суть и последствия сталинских методов руководства литературой и искусством.

Общая характеристика культуры данного периода дается в работе В. В. Качановского «История культуры России».

В работе Л. А. Рапацкой «Русская художественная культура» содержаться главы, посвященные основным стилям и направлениям искусства России после революции 1917 года.

В статье В. Н Бровкина «Культурная элита, 1921-1925 год», автор характеризует послереволюционную культуру как явление, оторванное от западной цивилизации.

В. Л. Соскин в монографии «Российская советская культура(1917-1927гг. )» поднимает вопросы, принципиально важные для понимания процессов, происходящих в отечественной культуре в превое десятилетие советской власти: о содержание и характере культурной революции.

Третий этап, который представлен работами российских исследователей, написанных в последние годы, где вопросам развития отечественного искусства уделяется определенное внимание. В работах Дмитриенко В. П. «История России», Верта Н. «История Советского государства», Семенниковой Л. И. «Россия в мировом сообществе цивилизаций» и т. д., основные тенденции развития советского искусства в 20-30-е годы получили определения под термином «культурная революция». Зуйкова Е. А. в статье «Культурная революция» пишет о том, что «политика большевиков в первые послереволюционные годы получила название «культурной революции». Автор статьи констатирует, что «перед властью стояли две проблемы: старой интеллигенции и идеологизации культуры».

Верт Н. В. в работе «История советского государства» указывает на роль культуры в идеологической обработке масс, он пишет, что роль просвещения «чаще всего сводилась к поверхностной идеологической обработке», но вследствие повышения общего уровня грамотности, культурного уровня советских людей, становилось возможным «покончить с отсталостью страны и довести до сознания людей политические задачи». Верт Н. считал, что степень идеологизации искусства возрастала с каждым годом правления советской власти и достигла своего апогея в период культа личности Сталина.

Автор работы, рассматривая периодизацию развития советского искусства, отмечает, что 20-е годы ХХ века - «период культурной идеологической разрядки между двумя очень напряженными эпохами», эпохой русской революции 1917 г. и гражданской войны и эпохой коллективизации и индустриализации. В эти периоды, по мнению исследователя, происходила активизация общественно-культурной жизни советского общества.

Интересна точка зрения Сименниковой Л. И. в работе «Россия в мировом сообществе цивилизаций». Как и другие российские исследователи последнего времени Семенникова Л. И. считает, что «главной задачей культурной революции» была борьба с неграмотностью, создание государственной системы бесплатного образования, необходимо было создать «многочисленную интеллигенцию», необходимую в индустриальном обществе. Эта вновь созданная интеллигенция должна была, по мнению ученого, заменить в новом «технократизированном обществе».

Семенникова Л. И. вводит понятие технократизм - построение общества по образу какого-либо двигателя, машины. С эти понятием исследователь увязывает все проблемы, связанные с развитием советского искусства 20-30-х годов. Автор выдвигает идею влияния технократизма на культурную сферу советского общества. Семенникова пишет об изменении самой системы ценностей советского общества, о том, что «гуманистические ценности были изуродованы, а то, что сохранилось, выполняло служебные функции по оправданию технократизированной системы».

По мнению Семенниковой, искусство 20-40-х годов было предельно идеологизировано, технократизировано, поставлено на службу партийного аппарата, способствовало «идеологическому воспитанию масс». Главная ценность советского общества, пишет автор, - сфера производства.

Освобожденные от доли советской идеологии современные авторы по-новому подходят к осмыслению проблем развития отечественной культуры в 20-30-е годы ХХ века. Им чужд классовый подход, характерный для историков предшествующих поколений. Между тем, и современные историки не в полном объеме рассматривают все проблемы, связанные с развитием советской культуры данного периода, многие вопросы не рассматриваются вообще. Например, не достаточно освещен вопрос влияния культа личности Сталина на советское искусство, противоборство различных литературно-художественных организаций и объединений. При рассмотрении многих форм искусства (киноискусство, театр, поэзия и так далее) указываются лишь наиболее известные художники и названия их работ, все сложности, связанные с развитием этих направлений не рассматриваются.

Объект - культура в 20-30 годы XX века в Советской России.

Предмет - изменения в культуре под влиянием различных явлений, происходящих в обществе.

Глава 1 Развитие сферы культуры в Советской России

1. 1 Деятельность учреждений культуры в годы Гражданской войны

После завоевания политической власти в России лидеры партии большевиков централизовали управление культурой, искусством и наукой. 9 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК учреждают Государственную комиссию по просвещению. Ее возглавил А. В. Луначарский, обладавший ораторским талантом и литературным дарованием. Функции комиссии были определены в «Положении об организации народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», принятом Совнаркомом 18 июня 1918 г. В соответствии с этим положением был окончательно сформирован Наркомат просвещения. При нем создается библиотечная группа (с февраля 1918 г. - отдел) для руководства библиотеками. На основе декретов СНК «Об охране библиотек и книгохранилищ» от 21 июня 1918г. и «О порядке реквизиции библиотек, книжных складов и книг вообще» (ноябрь 1918 г. ) к началу 1920 г. была завершена работа по реквизиции и национализации библиотек, имущество которых передавалось в государственные научные и массовые библиотеки.

В конце декабря 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. типографий и бумажных фабрик. Частные издательства постепенно вытеснялись партийными, государственными, ведомственными и профсоюзными. В 1918 г. они по отношению к общему объему всей печатной продукции выпустили 38, 4% названий книг, в 1919 г. -70, 4 и в 1920 г. - 92, 4%\.

В октябре 1917 г. организационно оформился создаваемый еще с весны Союз пролетарских культурно-просветительных организаций (Пролеткульт). Среди его руководителей и теоретиков были А. А. Богданов, М. И. Калинин, П. И. Лебедев-Полянский. Они стремились создать особую пролетарскую культуру, отрицая культурное наследие прошлого. В пролеткультовском движении только в 1919 г. участвовало до 400 тыс. человек, издавалось до 20 собственных журналов, в том числе «Горн», «Зарево заводов», «Пролетарская культура».

С их идеями смыкалась теория так называемого «производственного искусства», выразителем которого являлись В. И. Арватов, О. М. Брик, С. М. Третьяков и др. Они отрицали преемственность культуры, идеологических функций и специфики станковых форм изобразительного искусства.

При Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917 г. был образован Отдел искусств, который решал вопросы оказания помощи художникам, поэтам и другим деятелям культуры. Деятельность отдела находилась под влиянием художников «левого» направления, сторонников создания художественной промышленности. В 1918-1920 гг., по неполным данным, состоялось, не считая персональных, 140 выставок. Художники В. М. Конашевич, Б. М. Кустодиев, В. В. Лебедев и другие принимали активное участие в работе над иллюстрацией массовой народной библиотеки.

12 апреля 1918 г. публикуется декрет СНК «О памятниках республики», предусматривавший «замену памятников царю и его слугам новыми, долженствующими ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918 - 1920 гг. было установлено около 40 новых памятников.

Большое внимание уделялось становлению советского музыкального искусства. В декрете СНК «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые вводится понятие «государственное музыкальное строительство». В ведение государства передаются Большой и Мариинский театры, Придворный оркестр (Государственный симфонический), Синодальное училище, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов.

Под руководством Музыкального отдела Наркомпроса велась просветительская работа среди широких масс, однако значительные музыкальные произведения не были созданы. Главное внимание сосредоточивалось на песенном жанре, обработке народных и революционных мотивов, создании боевых маршей и песен военной тематики. В просветительской и художественно-пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, музыковеды. Среди них Б. В. Асафьев, С. Н. Василенко, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, Ф. И. Шаляпин и др.

В области театрального искусства упор был сделан на открытие большого количества театров и различного рода студий. Только в Москве в 1918 г. действовало 45 профессиональных театров. С целью установления контроля за репертуаром театров при Театральном отделении Наркомпроса в 1918 г. создается Репертуарная секция, в составе которой работали

А. А. Блок, В. Э. Мейерхольд, К. И. Чуковский. 26 августа 1918 г. СНК принял декрет «Об объединении театрального дела», предусматривавший национализацию театра.

В пропагандистской работе видное место отводилось киноискусству. Совнарком своим декретом «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» от 27 августа 1919 г. узаконил национализацию кинематографа. Его деятельность была направлена на создание кинохроники, агитфильмов и художественных картин,

пропагандирующих коммунистические идеи. Всего в 1918-1920 гг. было выпущено более 200 хроникальных и специальных кинолент. Среди них «Вскрытие мощей Сергия Радонежского», «Петроград на страже революции», «На Красном фронте» и др.

Специфической формой распространения кинофильмов явились агитпароходы и агитпоезда. В 1918-1920 гг. Отдел агитпартпоездов ВЦИК организовал 20 рейсов, в которых участвовали пять агитпоездов и агитпароходов "Красная звезда".

С 1920 г. контроль за киноискусством стал осуществлять Отдел агитации и пропаганды при ЦК РКП(б).

Особенностью культуры того времени, отражающая идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности является активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) -"открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу после Октября 1917 г.

После Гражданской войны произошли изменения в системе культуры в целом. В эти годы образовалась огромная по территории, мощная, многонациональная, индустриально-аграрная, тоталитарная держава, и, начинает формироваться административно-командная система.

1. 2 Новая экономическая политика и ее влияние на культуру

Противоречия экономики и политики, сложность общественных процессов периода нэпа нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства, архитектуры и театра. Протест значительной части интеллигенции против Октябрьской революции, изгнание многих деятелей культуры, отсутствие материальных средств: красок, полотна, мрамора, бумаги не остановили развитие искусства, толчок которому был дан в начале века. Различия в творческих позициях деятелей культуры нашли свое выражение в создании многочисленных групп и объединений, принадлежавших разным направлениям.

Возникают новые кружки и объединения. Однако соперничество между ними выходит за пределы художественной сферы и часто приобретает политическую окраску.

Наибольшее значения для развития литературы имели объединения РАПП, «Серапионовы братья», ЛЕФ и др.

Одна из влиятельных литературных групп «Серапионовы братья» (1921) объединяла преимущественно прозаиков, таких как - К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др. Их привлекали поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание послереволюционного времени, эксперименты в области языка и стиля. Четкой эстетической платформы они не имели. Литературная группа «Перевал» (1923) была создана при журнале «Красная новь». В нее входили писатели М. Пришвин, В. Катаев, Арт. Веселый, А. Караваева, А. Малышкин, П. Павленко. Теоретиком группы был А. Воронский. Члены группы выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма.

Вначале 20-х гг. из Пролеткульта выделилась группа писателей, создавших объединение «Кузница». В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. - Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) - наиболее массовое литературное объединение 20-х гг. В его составе числилось множество кружков и местных объединений. Деятельность РАПП носила открыто классовый, пролетарский характер, на страницах его печатных органов велась кампания против непролетарских писателей, к которым относили: М. Горького, В.

Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова и других, называя их «попутчиками».

Рапповцы претендовали на монополию в области литературного творчества, вели грубую полемику, насаждали идеологию в литературе.

Представители «Литературного центра конструктивистов» называли себя выразителями «умонастроений нашей переходной эпохи», проповедовали «советское западничество», ориентацию на американизированную технократию. В области поэзии упор делался на «математизацию» и «геометризацию» стиля.

В конце 1922г. В. Маяковский возглавляет группу ЛЕФ - левый фронт искусств. Он стремиться охватить не только поэзию, но и другие искусства. Они строили свою эстетику с учетом пролеткультовских, футуристических теорий, концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымысел, психологизм.

Литературные течения все больше определялись теорией и практикой «партийности » и «социалистического реализма». С этими установками приходилось считаться всем поэтам, от отношения к ним зависели возможность печататься, сама жизнь и смерть.

В 1921-1923 гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Короленко «История моего современника» (1921), А. Толстого «Хождение по мукам» (1921), В. Вересаева «В тупике» (1922), С. Сергеева-Ценского «Преображение» (1923). На фоне революционной эпохи широкое распространение получили произведения символистского и формалистического направлений (А. Белый, Е. Замятин, А. Ремизов). Они продолжали работать в свойственной им манере, в соответствии со своими творческими принципами, оказывали сильное воздействие на молодых писателей. Проблема героя на некоторое время была оттеснена на второй план проблемой сюжета, формы и стиля.

Многие писатели искали не столько героя времени, сколько приемы и способы «творческой хватки» самого времени.

В 1922-1923 гг. в прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов, раскрытия сторон быта. Стали появляться книги детективно-авантюрного содержания. Появилась и социальная проза, концентрировавшаяся на морально-этических конфликтах, связанных с процессами общественных изменений, развитием нэпа: А. Тарасов-Родионов «Шоколад» (1922), Ю. Либединский «Неделя» (1922).

Первой попыткой создать эпическое произведение о революционной эпохе, опирающееся на сюжетно слаженную историю отдельной человеческой судьбы, стал роман В. Иванова «Голубые пески» (1923). К середине 20-х гг. жанр романа вновь стал лидирующим в литературе: М. Горький «Дело Артамоновых» (1925), А. Серафимович «Железный поток» (1924), Дм. Фурманов «Чапаев» (1923), Л. Леонов «Барсуки» (1924), К. Федин «Мятеж» (1925), А. Фадеев «Разгром» (1926), М. Булгаков «Белая гвардия» (1925), Ф. Гладков «Цемент» (1925)4.

Ассоциация художников революции (1922) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма» и «героического реализма», имевшая большой успех у массового зрителя в силу демократизма сюжетов и традиционности выразительных средств.

Члены АХР создали немало прекрасных картин. Ассоциация художников революции, как и РАПП, претендовала на монополию в искусстве и к концу 20-х гг. благодаря поддержке властей стала практически полностью руководить художественной жизнью.

Другое значительное объединение «Общество художников-станковистов» (1925), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к эстетическому осмыслению современности, созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам.

Общество художников «4 искусство» (1924) сложилось из числа бывших членов объединений «Голубая роза», «Мир искусства». Безупречная профессиональная культура, артистизм, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов группы.

В 1927 году возникло из числа бывших участников группы «Бубновый валет» «Общество московских живописцев», сохранившее приверженность «русскому сезаннизму».

Самостоятельное место в русском авангарде занимал П. Филонов, вокруг которого в 20-х гг. образовалась особая школа, а в 1927 г. был официально утвержден коллектив «Мастера аналитического искусства».

В архитектуре период 20-х гг. характеризовался интенсивными поисками новых стилей, новаторских форм. Разрабатывались проекты различного типа зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны) и новые архитектурные формы. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основывающийся на так называемом производственном искусстве. В 1925 г. конструктивисты объединились в «Общество современных архитекторов» (ОСА), издавали журнал «Современная архитектура» во главе с братьями А. и В. Весниными и М. Гинзбургом.

Наибольшую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных: Дворец труда в Москве (1923), Дом акционерного общества «Аркос» (1924), здание газеты «Ленинградская правда» (1924), построенное здание Дворца культуры им. Лихачева, жилой дом на Новинском бульваре в Москве (1928-1930), проекты М. Гинзбурга и Ф. Милиниса. Наряду с этим существовало еще одно влиятельное направление - «рационалисты», которые особое значение придавали поискам выразительной архитектурной формы. В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), лидером и теоретиком которой был Н. Ладовский, а известным архитектором-практиком - К. Мельников.

В начале 20-х гг. продолжалась установка памятников, создаваемых в связи с планом монументальной пропаганды.

Особое место среди первых мероприятий Советской власти имел Ленинский план монументальной пропаганды, осуществление которого началось вслед за опубликованием 12 апреля 1918 года Советом Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Октябрьской социалистической революции».

В разъяснение декрета 18 июля 1918 года, отдел изобразительных искусств Наркомпроса направил в Совнарком следующую декларативную записку: «По инициативе Председателя Совнаркома товарища В. И. Ленина комиссар народного просвещения сделал в заседании 1918 года предложение художественной коллегии поставить памятники лицам, выдающимся в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства».

30 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Список лиц, коим предположено поставить монументы в Москве и других городах РСФСР».

Что же касается театральной жизни, то на сценах многих известных театров наряду с классикой в 20-е гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. На развитие театра этого времени огромное воздействие оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К.

С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, А. Я. Таирова, А. Д. Попова, К. А. Марджанишвили, Г. П. Юра. На театральных сценах с огромным успехом продолжали выступать актеры старшего, дореволюционного поколения - М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А.

А. Остужев, Е. Д. Турчанинова, А. А. Яблочкина (Малый театр), И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, М. П. Лилина, О. Л. Книппер-Чехова (МХАТ) и др. Одновременно вливалось и молодое поколение талантливых актеров - Н. П. Хмелев, А. К. Тарасова, Н. П. Баталов, М. М. Яншин, Б. В. Щукин, Е. Н. Гоголева и др. Создавалось также множество новых театров и театральных студий, передвижных театров. Появились первые в мире детские театры.

Самым массовым и любимым народом видом искусства становится Кино, тем более что в 30-е гг. газеты, журналы, книги стали выходить очень маленькими тиражами.

Уже в первые годы революции Коммунистическая партия ставит задачи значительного расширения социальных функций кинематографа. Она рассматривает его не только как средство отдыха и развлечения, но и как орудие просвещения и коммунистического воспитания масс.

Кинематограф входит в арсенал культурной революции. В важнейшем партийном документе, принятом VIII съездом РКП(б) 1919 года - новой программе партии, - кино упоминается в числе главных следств внешкольного образования.

Таким образом, впервые в истории кино упоминается в программе политической партии и впервые в истории становится объектом попечения со стороны государства.

В период НЭПа рядом с государственными возникли общественные и частные кинопредприятия. Большинство из них занимались прибыльным прокатом заграничных фильмов, американских, немецких, французских детективов, комедий, мелодрам, далеко не самых лучших по качеству. Число кинотеатров и их пропускная способность значительно возросли.

Уже в 1924 г. на партийном съезде прозвучало требование «обеспечить идейное руководство и контроль со стороны государства и партии», потому что кино превратилось «в проповедника буржуазного влияния и разложения трудящихся масс». Правительство четко определило главную задачу кинематографа - создание фильмов о революционной борьбе, О Ленине и видных деятелях революционного движения, о становлении нового быта, счастливого, справедливого общества, т. е. именно в кинематографе раньше всего попытались внедрить идеи социалистического реализма.

В 20-е годы режиссеры еще имели право выбора. На студии «Межрабпом-Русь» выходят замечательные фильмы Я. Протазанова («Аэлита», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Иоргена»,

«Бесприданница»), В. Пудовкина. («Мать»), А. Довженко («Арсенал»), Ф. Эрмлера («Парижский сапожник»).

В 30-е годы кинематограф обретает голос и в тоже время, в основном, выполняет «социальный заказ». Главными героями фильмов становятся Чапаев, Щорс, герои труда, «перевоспитавшиеся» колхозники («Чапаев» братья Васильевы, «Встречный» Ф. Эрмлера и С. Юткевича, «Ленин в Октябре» М. Ромма, «Трактористы» И. Пырьева). В этих картинах были заняты прекрасные актеры (Б. Чирков, Б. Щукин, М. Штраух, Б. Бабочкин, И. Ильинский, М. Ладынина). На экране создавался идеал для народа - умного, доброго, устанавливающего трудовые рекорды строителя коммунизма, к тому же бдительного и беспощадного к врагам советской власти.

«Идеологические контролеры» не оставляли без внимания даже такого, казалось бы, искренне преданного делу революции человека, как Эйзенштейн. Сначала режиссера «поругивали» за «недопонимание», затем стали запрещать его фильмы.

В 20-е годы в Москве заработала первая радиостанция, в конце 30-х появилось телевидение. Одно за другим открывались учебные заведения, курсы, клубы, театральные и художественные студии. Клубы, особенно в сельской местности, стали центрами и политической, и культурной жизни. Здесь читали лекции, показывали фильмы, выступали артисты, работали библиотеки, художественные кружки и курсы ликбеза, выпускались стенгазеты, проводили общие собрания.

Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами.

Неудивительно, что поначалу большая часть творческой интеллигенции положительно воспринимает события Октября. О чем ярко свидетельствует хотя бы письмо А. Фадеева, написанное в 1956 г. в ночь самоубийства: «С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать! ».

Писатели, поэты, художники искренне стали прославлять революцию, «новую эру человечества», яростно спорить о будущем художественной культуры. Сейчас трудно даже представить ту легкость, с которой возникали и исчезали творческие объединения. Они выдвигали свои программы, предлагали свое видение окружающего мира. По-прежнему, массовыми оставались пролеткультовские течения в своем стремлении создать чисто пролетарскую культуру.

Отсюда, творчество 20-х годов представляет собой борьбу полюсов: реалистических и ирреалистических тенденций. При этом основное внимание сосредоточено на личности, попытке понять предназначение человеческого существования. Характерной чертой творчества 20-х гг. остается его метафоричность, символичность, иносказательность.

В 1932 году был свершен переворот и здесь. Вопреки принятой в 1925 году резолюции ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы», где говорилось четко и ясно, что «партия должна всемерно искоренять попытки самодельного и некомпетентного административного вмешательства в литературные дела», разрешался только «социалистический реализм», как наиболее понятный народным массам.

Требовалось изображать советский народа в труде, в спорте, строящим коммунизм под руководством коммунистической партии. Художественная культура теперь была обязана показывать только преимущества социалистического строя, его достижения. Никакие пессимистические нотки не допускались. Учитывая многонациональный состав СССР, предполагалось развитие национального искусства. Под этим подразумевались герои, одетые в национальные одежды, национальный пейзаж, но делать и думать они должны были в рамках социалистического реализма.

Ликвидировались все течения и группировки. Уровень способностей, в общем-то, не имел значения. С 30-х годов вплоть до периода перестройки партия сама назначала, кто будет первым, кто вторым. Конечно, ни о каком реализме, в принятом понимании, речь не шла. Всех нарушителей установленных правил обвиняли в формализме.

Уже в 20-е часть творческой интеллигенции более чем критично относилась к проводимому эксперименту, высказывала опасение за будущее страны. Появляется целый пласт художественной культуры, оппозиционной генеральной линии партии. Таким образом, в 20-30-е годы «великий перелом» произошел во всех областях жизни советского народа и носил он весьма противоречивый и спорный характер. В конце 30-х гг. предельно обостряется международная обстановка. Страна стояла на пороге новых испытаний.

Глава 2 Идеологическая основа советской культуры в 20-30 годах XX века

2. 1 Идеология в культуре 20 - х годов

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политик. Политики пролетарского типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей. Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.

Не проводя четких различий между дворянской и буржуазной культурами, большевики в одночасье решили расправиться с той и другой как с ненужным наследием прошлого. Лозунг первых лет советской истории «Сбросим Пушкина, с корабля современности! » воплощался с жестокой последовательностью и при полной поддержке властей. Собственно говоря, он, великий перелом, ими и был инициирован. Происходившая в ту эпоху культурная революция являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей неорганическую модернизацию.

В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский (1874-1933).

В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств, для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции общественные, профессиональные и творческие организации -

Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры -«Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио и т. п.

Уже осенью 1917 года возник Пролеткульт - культурнопросветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе, и вскоре имел более 200 местных организаций в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Его идеологи (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев) нанесли серьезный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи - разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую.

Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», как провозглашалось на VIII съезде РКП(б).

Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей. Бесплатный доступ народа к сокровищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Одновременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии. В период с 1918 по 1923 год было создано около 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых памятников. В 1918-1919 годах было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924 году -2273.

Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года была национализирована фотографическая и кинематографическая промышленность. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 году преобразованный в Госкино, а в 1926 году - в Совкино. В 1918 году в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкальнопросветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы.

Однако та же самая национализация открыла путь не виданному ранее культурному варварству: пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы, в дворянских домах и церквах устраивались не только клубы и школы, но также склады и мастерские. Многие культовые сооружения со временем пришли в полное запустение, а несколько тысяч храмов и монастырей по всей стране и вовсе стерты с лица земли. Когда для восстановления народного хозяйства большевикам понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных сокровищ, в том числе представляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок были проданы за рубеж. В городах уничтожались сотни старых памятников, на месте которых возводились бюсты героев-революционеров, переименовывались улицы и площади.

В 20-е годы началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя.

Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование

представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны, нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.

Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х гг. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.

Преобразования в архитектуре начались с того, что изменялось назначение старых архитектурных объектов, созданных в дореволюционное время. После национализации жилые многоквартирные дома, дворцы, усадьбы превращались в рабочие клубы, музеи, общественные учреждения, поликлиники, детские сады, жилые квартиры трудящихся.

В 20-е гг. был положен конец стихийной застройке городов, так как исчезла частная собственность на землю. Были разработаны планы упорядоченного развития больших городов, таких как Москва, Ленинград, Баку, Ереван и др.

В этой обстановке создавался новый стиль советской архитектуры. Он имел три основных истока:

1) традиционная архитектура;

2) рационализм;

3) конструктивизм;

Традиционная архитектура основывалась на традиции классической архитектуры. Ее представляли архитекторы В. Жолтовский, А. Таманян, В. Фомин и А. Щусев.

Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм.

Конструктивисты, считая, что главная задача художника не изображать предметный мир, а "конструировать” его, настаивали на том, что форма здания должна диктоваться его функциональным назначением, применяемыми материалами и строительными конструкциями.

Наряду с этим существовало еще одно влиятельное направление -«рационалисты», которые особое значение придавали поискам выразительной архитектурной формы. В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), лидером и теоретиком которой был Н. Ладовский, а известным архитектором-практиком - К. Мельников.

В середине 20-х гг. начались творческие поиски применения теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов. За годы первой пятилетки было построено свыше 1500 новых промышленных предприятий, и сооружений, среди них такие объекты как Днепровская ГЭС, "Уралмаш” С этим было связано и массовое жилищное строительство, вырастали новые города: Магнитогорск, Комсомольск - на - Амуре, Караганда и др. Реконструировались старые города.

В 20-е гг. архитекторы разработали новый тип общественного здания для проведения культурно-просветительских мероприятий - рабочий клуб. Так, например, дворец культуры Московского автомобильного завода им И. Лихачева, архитекторы братья Веснины; пять клубов им. Русакова, Горького, Фрунзе, "Каучук”, "Буревестник” архитектора К. С. Мельникова.

Не стояло на месте театральное искусство. По декрету Совнаркома (1917) театры передавались в ведение Народного комиссариата просвещения.

В 1919 г. принят подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра. Старейшие русские театры сделали первые шаги к сближению с новым, рабочим зрителем, переосмысливая классику - трактуя ее в некоторых случаях в плане «созвучия революции».

Большое значение в процессе развития театральной культуры имели творческое взаимодействие и соревнование старейших русских театров, выделенных в группу академических, таких, как Малый, МХАТ, Александринский, и вновь организованных - 3-я студия МХАТ, Театр РСФСР Театр Революции, Театр им. МГСПС, Большой драматический театр - в Петербурге, Театр «Красный факел» и др.

В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые выдвигается понятие «государственное музыкальное строительство».

В ведение государства были переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. В просветительной и художественно-пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, музыковеды. Среди них Б. Ф. Асафьев, С. Н. Василенко, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, А. Д. Кастальский, Л. В. Николаев,

В. В. Щербачев, Ф. М. Шаляпин и др.

На VIII съезде партии были даны более детальные указания о формах и методах использования кинематографа на конкретном участке пропагандистской деятельности - в работе с рабочими и крестьянами.

В указаниях партии не было сказано ни о творческом методе советского искусства, ни тематике фильмов, ни о месте кино в эстетическом воспитании зрителей. Но здесь было уже сформировано главное: кинематограф должен быть подчинен интересам трудового народа - рабочих и крестьян, должен включаться в работу по просвещению масс, должен стать помощником в коммунистическом воспитании миллионов людей.

Однако реализация этой программы в масштабах огромной страны потребовала немало времени и была сопряжена с преодолением больших трудностей.

Нужны были преданные революции и понимающие новые задачи, творческие кадры. Нужна была материально- техническая база. Нужны были крупные валютные средства для приобретения за границей не производившихся в России киноаппаратуры и пленки. Нужны были кадры руководителей, разбирающихся в киноделе и способных направить его на пользу социализма.

Не смотря на это, ещё в 1918-1919 годах Наркомпрос намечает весьма обширную программу выпуска кинокартин, изложенную А. В. Луначарским и другими деятелями советской культуре в сборнике «Кинематограф».

На первый период Луначарский выдвигает так называемую «культурно-историческую картину».

Для конкретизации планов производства фильмов и подготовки сценариев в составе Московского и Петроградского кинокомитетов создаются литературно-художественные отделы. Кработе в них привлекаются крупнейшие писательские силы: А. Толстой, А. Серафимович,

В. Брюсов, А. Белый - в Москве; А. Горький, А Блок и другие - в Петрограде.

В 1920 г. была создана первая экранизация повести М. Горького «Мать» (режиссер Разумный), в 1921 - историко-революционный фильм «Серп и Молот» (режиссер Чадин).

Широкое развитие получила кинохроника. В 1918-1919 гг. выходил периодический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера Сергея Эйзенштейна создан один из лучших фильмов немого кино «Броненосец Потемкин», получивший высокую оценку во всем мире. В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая премия.

Заметное место в репертуаре второй половины 20-х годов отводилось экранизациям русской классики и произведений зарубежных писателей.

В эти годы создаются выдающиеся произведения советского кино: «Александр Невский» С. Эйзенштейна; «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал», «Земля» А. Довженко.

Писатели, поэты, художники искренне стали прославлять революцию, «новую эру человечества», яростно спорить о будущем художественной культуры. По-прежнему, массовыми оставались пролеткультовские течения в своем стремлении создать чисто пролетарскую культуру.

Особое значение для развития литературы и искусства 20-х гг. имела резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925), положившая начало идеологизации литературы и искусства, закреплению партийного диктата в художественном творчестве. Несмотря на то, что в ней формально осуждались действия РАПП, призывалось к свободному соревнованию группировок и течений, одновременно ставилась задача обеспечить переход писателей на сторону коммунистической идеологии, бороться с проявлениями буржуазной идеологии в литературе за создание произведений, рассчитанных на массового читателя.

Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа. Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и откровения. В атмосфере раскрепощения и свободы поиска, царившей все 20-е годы, рождались новые таланты, направления, журналы, теории. Первое время официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеологии, нежели приказывать, запрещать и расстреливать.

Одна из последних акций организации - призыв ударников в литературу. Рабочие - ударники превращались в «писателей - ударников».

Литературное творчество продолжало оставаться носителем традиционных моральных ценностей. Сигналы тревоги по поводу несвободы жизни, бюрократического окостенения, понижения нравственного уровня культуры были слышны уже в 1921 г. в сатирическом романе И. Эренбурга «Хулио Хуренито». Спешили сказать всему миру, насколько сложен и противоречив путь революции лучшие мастера поэзии и прозы М. Булгаков («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Дьяволиада»), А. Платонов («Чевенгур»), Б. Пильняк («Повести погашенной луны)», О. Мандельштам (поэма «Сумерки свободы»), Е. Замятин в романе - предупреждении «Мы», изобразивший коммунизм в виде казарменного ада.

Многие произведения, если и увидели свет в 20-е, были запрещены в 30-е годы. Абсолютное большинство нашли своего читателя только после начала «перестройки».

В 20-е годы переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого продолжали плодотворно работать и в советское время.

Развиваются основные формы живописи. На пути станковой живописи в первые годы советской власти в силу многих причин встречались трудности. Прежде всего, потому, что футуристы, имевшие большой авторитет в искусстве этого периода, отвергали станковую картину как «продукт буржуазного строя».

Первоначально многим из художников всю сложность чувств перед лицом событий, легче было выразить языком символов, в образах аллегорических.

Расцвет русского абстрактного искусства пришелся на период первой мировой войны. Последовавшие за ней революционные события и ужасающая разруха Гражданской войны не остудили творческий жар русской интеллигенции.

После 1915 года Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по 1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. В Москве и Петербурге возникают новые направления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы.

Революция 1917 г. заставила живописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц.

Открывается художественные вузы, в Москве создаются Институт художественной литературы (Инхук) и Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).

В первые годы советской власти живопись раскололась на два враждебных лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен талантливой плёядой авангардистов, стремившихся внести новое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др. ). Другой лагерь, который можно назвать «правым», являл собой сообщество политически ангажированных художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма.

В конечном счете, развитие самой культуры, ее внутреннее содержание было втиснуто в жесткие рамки одномерного мышления. Формирующаяся в условиях новой власти культура по своей сути, типу была массовой, по форме - "советской”.

"Новая культура” стала, прежде всего, толкователем и иллюстрацией официальной идеологии, однако не сводилась к ней. Массовая культура демократична.

Культура должна была стать цементирующей основой новой политической и социальной структуры. Особое место отводилось народной интеллигенции - "прослойке” между рабочим классом и трудовым крестьянством, - которая должна была, отрабатывая хлеб свой, "обслуживать” трудовой народ в лице его государства. Начинался процесс безграничной политизации литературы, искусства, философии, науки, в результате которого советская система поставила на грань выживания все значительные явления культуры.

Крайний рационализм, ультраклассовость, рассмотрение искусства как орудия политической борьбы проповедовал РАПП. Государство поддержало, а общество приняло рапповскую концепцию личности, где человек -носитель классовой субстанции, а классовое начало превыше всего.

Было утверждено в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности.

2. 2 Изменение идеологических основ культуры в 30-е годы

В середине 30-х, когда Сталин стал полновластным хозяином, политика партии резко меняется.

В 1936 г. ЦК партии издает постановление по поводу антирелигиозной и антинациональной пьесы «Крещение Руси» Демьяна Бедного. Не успевшего перестроится самого преданного борца за революцию, обвиняют в политической недальновидности. Теперь крещение Руси признается явлением положительным, а монастыри важнейшими проводниками просвещения.

Такой поворот был связан со стремлением партийных органов установить полный контроль над населением и некоторые православные установки как нельзя лучше подходили для этого. Как и православная церковь, партия требует отмежеваться от своего «я», объявляя все личное буржуазным предрассудком. Нужно было не только делать как все, но, что самое важное - думать как все. У людей сознательно вырабатывали низкий уровень потребностей.

Если характерной чертой 20-х годов было широкое распространение дискуссий, свободный диалог между властью и интеллигенцией, то в 30-е годы развитие общественно-политической жизни пришло как бы к своей противоположности - к борьбе с идеями и мнениями.

В этих условиях самой печальной оказалась участь интеллигенции, именно она была самой опасной для нового режима. Судьба дореволюционной интеллигенции была предрешена еще в 1917 году.

Но в 20-е годы возрождение экономики требовало максимального привлечения творческих сил страны. Отношение к специалистам заметно улучшилось, тем более что многие поверили в революционное обновление всей цивилизации. Советские ученые часто ездили за границу, стажировались в самых известных лабораториях.

Положение стало ухудшаться с 1927 г. Началось запугивание и прямое уничтожение дореволюционного поколения интеллигенции («Шахтинское дело», процессы «Промпартии», «Трудовой крестьянской партии»). Брошюры тех лет утверждали, что 90-95% старых инженеров должны рассматриваться как «контрреволюционные». Сюда же добавилась сталинская концепция «обострения классовой борьбы».

В рядах интеллигенции чрезвычайно быстро росли, как указано в записке М. Н. Покровского, «упадочнические настроения» и «оппозиционность». Началась новая волна эмиграции. Прозрение для многих оказалось невыносимым. В 1930 г. застрелился В. Маяковский. Для него последней каплей стало задание партии повернуться «лицом к деревне» и прославлять коллективизацию. Маяковский перед смертью писал, что у него «лицо - одно: оно лицо, а не флюгер».

Помимо репрессий, партийные органы устанавливают жесткий идеологический контроль. Задача борьбы с реакционными группировками, аполитичностью, вредительством в рядах интеллигенции, как старой, так и новой, возлагалась на «Всесоюзную ассоциацию работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР» (ВАРНИТСО). При этом ликвидировались независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения.

В 30-е годы все сферы жизни все больше идеологизируются. Основной задачей культурной революции становится утверждение марксистско-ленинской идеологии в духовной жизни страны.

Ликвидировались все течения и группировки. С 30-х годов вплоть до периода перестройки партия сама назначала, кто будет первым, кто вторым.

Конечно, ни о каком реализме, в принятом понимании, речь не шла. Всех нарушителей установленных правил обвиняли в формализме.

Уже в 20-е, а тем более в 30-е годы, часть творческой интеллигенции более чем критично относилась к проводимому эксперименту, высказывала опасение за будущее страны. Появляется целый пласт художественной культуры, оппозиционной генеральной линии партии.

В 1932 году ликвидировались и все литературные группировки. Был разгромлен РАПП. В 1934 г. был создан Союза писателей СССР во главе с А. Фадеевы. Единственным методом советской литературы провозглашен «социалистический реализм».

Возникает «послушная», «управляемая» литература. В произведениях, в обязательном порядке, побеждала революция, белых изображали только в карикатурных тонах, общество стали рисовать как предельно ясное, беспроблемное, абсолютно однородное. Внимание сосредотачивается на творческом энтузиазме народных масс, создающих новый, небывалый прежде мир.

В 1934 году произошло знаменательное событие - состоялся I съезд советских писателей, на котором М. Горький, приглашенный в СССР Сталиным, провозгласил основные принципы социалистического реализма и заявил о создании Союза писателей СССР. На съезде присутствовало около 600 делегатов, которые представляли 52 национальности. После создания Союза писателей создать какую-либо литературную группу или объединения стало невозможным.

Важным явлением этого периода было развитие национальных литератур, а у некоторых малых народов их создание. Этому способствовало всеобщая ликвидация безграмотности. У многих народов, благодаря Советской власти появилась письменность, а значит и возможность записывать литературные произведения. Для молодых писателей всех национальностей были открыты лучшие ВУЗы страны.

Русские писатели ездили в составе бригад, помогая формированию национальных литературных кадров, переводили лучшие произведения украинских, белорусских, грузинских, армянских, туркменских, узбекских писателей.

Произведения, написанные в эти года, несут идеи национализации и коллективизации.

Образ молодого коммуниста, беззаветно отдающего свои силы и жизнь делу революции, был создан в романе Н. А. Островского (1904—1936) «Как закалялась сталь» (1932—1934) — ярком человеческом документе, обладающем огромной силой воздействия. А. С. Макаренко (1888—1939) в «Педагогической поэме» показал трудовое перевоспитание беспризорных, впервые ощутивших свою ответственность за общее дело.

Роман Малышкина «Люди из захолустья» (1937—1938) дал картину глубокой нравственной психологической перестройки «людей из захолустья», приобщавшихся к индустриальному производству. В романе Ю.

С.  Крымова (1908—1941) «Танкер "Дербент"» (1938) показано, как меняются люди в атмосфере коллективистского труда. Сатира 30-х годов — роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (1931), фельетонный цикл М. И. Кольцова (1898—1942) «Иван Вадимович — человек на уровне» (1933), пьесы Е. А. Шварца (1896—1958) и др. — также по-своему участвовала в воспитании человека социалистического общества, показывала то в этом обществе, что достойно осмеяния и изживания.

В 30-е годы поэт О. Мандельштам издает сатирическую карикатуру на «кремлевского горца» и «его сброд тонкошеих вождей» — сталинское окружение. В это же время А. Ахматова пишет «Реквием» — скорбный крик боли, отчаяния, которые великий поэт XX в. разделила со «стомиллионным народом». Она увидела, как «безвинная корчится Русь», стоя у тюрем с передачами.

Многие произведения, если и увидели свет в 20-е, были запрещены в 30е годы. Абсолютное большинство нашли своего читателя только после начала «перестройки».

Кино становится самым массовым и любимым народом видом искусства, тем более что в 30-е гг. газеты, журналы, книги стали выходить очень маленькими тиражами.

Утверждение метода социалистического реализма в кино совпало с введением звука. С помощью отечественной аппаратуры были сняты первые звуковые фильмы: «Путевка в жизнь» (1931 г., режиссер Н. В. Экк) и «3латые горы» (1931, режиссер С. И. Юткевич). Наряду с фильмами «по заказу» создавались и другие истинно художественные произведения.

Этапным произведением советского киноискусства стал фильм братьев Васильевых «Чапаев».

Теоретическое наследие и исследовательские работы выдающихся мастеров советского кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича и сейчас составляют фундаментальную базу для развития киноведческой науки.

В 30-е годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая новые проспекты, строители разрушили множество древних храмов и монастырей.

В 1934 году, согласно плану реконструкции Москвы, был уничтожен главный памятник России - храм Христа Спасителя, возведенный на народные деньги и посвященный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота 103, 3 м) здание украшали выдающиеся русские художники и скульпторы XIX века: П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов, Ф. П. Толстой, В. В. Верещагин, К. Е. Маковский, В. И. Суриков и др. Отечественные градостроители добились того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры.

В области музыки произошли тоже изменения. После отказа от либеральной политике 20-х годов. произошло зарождение новых школ.

В 30-х годах были достигнуты первые удачи в создании советской оперы: «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939), «Семен Котко» С. Прокофьева (1939). Одной из наиболее выдающихся советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932) Шостаковича. Среди опер на современную тематику, написанных в послевоенные годы, выделяются «Виринея» С. М. Слонимского (1967) и «Не только любовь» Р. К. Щедрина (пост. 1961). Широко открывается талант А. А. Козловского и С. Я. Лемешева - великих русских оперных певцов.

В театрах частично восстанавливается старый дореволюционный репертуар. С середины 30-х годов входят в моду народные песни, появляются ансамбль песен и плясок А. В Александрова и хор Пятницкого.

К началу 30-х годов была нарушена основа основ творческого процесса - свобода самовыражения художника. За все более жестким утверждением единственного образа жизни, при исключении из действительности, какого бы то ни было проявления свободы выбора, все в большей мере декретировалась и едина художественная форма. Поскольку искусству отводилась роль «разъяснителя» директив в наглядной форме, оно естественно превращалось в искусство иллюстративное и прямолинейное, утрачивало всю полноту, сложность и многогранность выразительных средств.

Художник создавал образ ложный, фальшивый, но построенный на принципах визуального правдоподобия, заставлял уверовать в него массы, которые были полны искреннего стремления к всеобщему счастью трудящегося человечества.

В 30-е годы на поверхности общественной жизни развивается искусство официально признанного одномерного социалистического реализма. Внутри этого потока появляются произведения, ставшие классическими. Но из-за постоянного политического давления меньше свободы художника, работающего в истинно реалистической художественной манере, а носителей, выразителей индивидуально-самобытного, не похожего, гуманистического подвергали репрессиям.

Заключение

20-30-е годы вошли в историю советского государства, как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение образовательного уровня народа, но и, конечно, пропаганда марксистко-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы. Одной из главных черт этого периода являлся всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрение в массовое сознание унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

Главным художественным методом, выдвинутым государственной идеологией, является социалистический реализм, призванный воспитать людей в духе коммунистической морали.

Именно с помощью культуры, можно внедрить идеологию в сознание людей.

В 1917-1930-х годах кинематограф являлся орудием просвещения и коммунистического воспитания масс и средством, обеспечивающим реализацию одной из важнейших задач народного просвещения -всесторонней государственной помощи в самообразовании и саморазвитии рабочих и крестьян.

После 1917 года искусство монументальной скульптуры в Советской России приобрело особенное общественно-политическое значение.

Советская пропаганда стремилась создать образ современности, как героической эпохи.

Памятники и монументы играли ключевую роль в советской скульптуре. Акция по установке монументов видным деятелям революционного движения должна была закрепить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось и следа, что новая власть утверждается на века. Скульптура стала средством коммунистической пропаганды.

Революция, приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русской литературы и живописи. В первой половине 20 -х годов художники и литераторы ещё продолжали эксперименты и поиски, создавали новые группы и объединения. Однако, во второй половине двадцатых годов, художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое и административное давление государства. Многие деятели культура вынуждены были уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати, многие были арестованы.

Основной удар пришелся на тех, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.

К 30-м годам складывается четкое понятие «советской литературы».

Был изменен, так же, репертуар в театрах, который был тоже агентирован на пропаганду.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что влияния революции 1917 года на культуру было огромным. Фактически, революция полностью изменила развитие русской культуры, выдвинув на первый план проблему создания новых форм и выразительных средств, с целью пропаганды советской власти.

Список использованной литературы:

1) Андреева, Л. Советский агитационный фарфор / Л. Андреева, - Москва: Искусство, 1971

2)Бабурина, Н. М. Русский плакат. Вторая половина 19 - начало 20 века Н. М. Бабурина - Ленинград: Прогресс, 1988

3) Борисов, Ю. С. Исторический опыт и перестройка / Ю. С. Боросов. - М.: 199

4) Борисов, Ю. С. Эти трудные 20-30 годы / Ю. С. Боросов. - М.: 1998

5) Борисов, Ю. С. Родина Советская 1917-1980 / Ю. С. Боросов. - М.: 1999

6) Балязин, В. Н., Жуков, Ю. Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры. 1917- 1920гг. // История СССР. - 1990. - № 6

7) Бровкин, В. Н. Культура новой элиты, 1921-1925 гг. // Вопросы истории. -2004. - № 8

8) Бухарин Н. И. Революция и культура / Н. И. Бухарин - М. 1979

9)Бутник-Сиверский, Б. С. Советский плакат эпохи Гражданской войны 1918 - 1921 / Б. С. Бутник-Сиверский. - М.: Искусство, 1960

10) Георгиева, Т. С. История русской культуры / Т. С. Георгиева. - М.: 1998

11) Георгиева, Т. С. Русская культура и современность / Т. С. Георгиева. - М.: 1998

12) Голомшток, И. Тоталитарное искусство / И. Голомшток. - М.: Стиль, 1994

13) Громов, Е. Сталин: Власть и искусство / Е. Громов. - М.: ИНФРА, 1998

14) Деготь, Е. Русское искусство XX века / Е. Деготь. - М.: 2000

15) Жуков, Ю. Н. Сохраненные революцией. Охрана памятников истории и культуры в Москве в 1917 - 1921 годах / Ю. Н. Жуков. - М.: Новое знание, 1985

16) Зезина, М. Р., Кошман, Л. В., Шульган, В. С. История русской культуры / М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульган - М.: Наука, 1989

17) Зезина, М. Р., Соскин, В. Л. Российская советская культура (1917-1927):

Очерки социальной истории // Отечественная история. - 2006. - № 3

18) Качановский, В. В. История культуры России / В. В. Качановский. -Минск: Новое знание, 1997

19) Красильщиков, А. В., Масс, Л. Ф., Соскин, В. Л. Культурная революцию и духовный процесс / А. В. Красильщиков, Л. Ф. Масс, В. Л. Соскин. - М.: 1998

20)Лебеден, Н. Внимание: Кинематограф! О кино и киноведении / Н. Лебеден. - М.: Искусство, 1974

21)Ледовских, Н. П. Отечественная художественная культура / Н. П. Ледовских. - М.: 1998

22) Луначарский А. В. Об искусстве: В 2-х т / А. В. Луначарский / т. 2 - М.: Искусство, 1982

23) Мазаев, А. И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов: Историко-критический очерк / А. И. Мазаев. - М.: Наука, 1975

24) Очерки истории советского кино. 1917 - 1934: В 2-х т / Т. 1. - М.: Искусство, 1956

25) Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л. И. Семенникова. - Брянск: 2002

26) Толстой, В. П., Белан Б. А. Монументальное искусство СССР / В. П. Толстой, Б. А. Белан. - М.: Политпросвещение, 1978

 

Скачать курсовую работу: kursovaya-rabota.docx

Категория: Курсовые / Культурология курсовые

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.