2 Графосемантическое моделирование речей нобелевских лауреатов
2.1 Алгоритм проведения процесса графосемантического моделирования
В нашей работе материалом исследования послужили речи нобелевских лауреатов по литературе. В ходе исследования была отобрана 61 речь (с 1903 по 2012 годы) методом сплошной выборки. Следует отметить, что все речи, использованные в нашем исследовании, были произнесены лауреатами на церемонии вручения нобелевской премии по литературе в Стокгольме. Речи выступления были представлены на английском, немецком и французском языках, однако для анализа были отобраны только тексты на английском языке.
Анализ текстов в нашем исследовании осуществлялся с помощью метода графосемантического моделирования, разработанного К.И. Белоусовым и Н.Л. Зелянской для анализа языковых, литературных и культурных объектов. Как отмечает К.И. Белоусов: «данный метод используется для представления структуры текста (и других объектов) как симультанного образования» [12, 30]. Он применяется «при исследовании функционирования системы литературоведческих категорий в рецептивных пространствах учительского и филологического микросоциумов, в маркетинговых исследованиях, посвященных языковым аспектам продвижения продукции» [10, 66].
Целесообразным является выяснить, что собой представляет графосемантическое моделирование. В монографии К.И. Белоусова «Теория и методология полиструктурного синтеза текста» под графосемантическим моделированием понимается «метод графической экспликации структурных связей между семантическими компонентами одного множества» [12, 31]. Таким множеством может являться некая совокупность данных или некая целостность, включающая в себя конечный набор компонентов. Основным условием при использовании данного метода, по мнению исследователя, является «наличие связей между компонентами множества, характер которых может заметно различаться». Эти связи «либо обусловливаются специфическими особенностями целого, либо реконструируются с помощью статистической обработки и интерпретации результатов» [12, 31].
Метод графосемантического моделирования позволяет представить набор данных в виде системы, в которой каждый из компонентов имеет иерархическую и топологическую определенность по отношению к другим компонентам и всей системе в целом. Эта структурная контекстуальность, в свою очередь, позволяет интерпретировать каждый компонент системы в отношении к возможным причинам его появления и вариантам его дальнейшего развития, объясняет автор [12].
Графосемантический метод позволяет наглядно рассмотреть объект (в нашем случае – тексты речей нобелевских лауреатов) путем построения графической модели, которая отражает особенности структурной организации объекта. «Все элементы данной структуры даны в этой модели одновременно и иерархические зависимости, связи между элементами, а также сила и актуальность этих связей приобретают дополнительный прогностический потенциал. Структурная модель, передающая особенности взаимодействия между элементами в рамках целого, содержит «в свернутом виде» альтернативные сценарии собственного развития, т. е. преодолевает статичность, свойственную синхронии, и становится хроноструктурной» [10, 31].
В соответствии с концепцией автора процесс графосемантического моделирования состоит из нескольких этапов:
1) проведение компонентного анализа отобранного материала (слова, фразы и др.);
2) проведение полевого анализа (на основании выделенных компонентов);
3) обнаружение основных связей между полями в пределах всей выборки контекстов;
4) графическая экспликация результатов анализа;
5) интерпретация полученной модели.
Приведем более подробное описание вышеупомянутых этапов процесса графосемантического моделирования, данного К.И. Белоусовым:
Компонентный анализ
Компонентный анализ является одним из основных инструментов лингвистического анализа. Однако, на наш взгляд, можно выделить два варианта компонентного анализа: анализ по единицам и анализ по элементам. Вариант компонентного анализа по элементам предполагает разложение анализируемых языковых единиц до предельных, первичных сем. При анализе по единицам последний компонент членения еще сохраняет качества целого, т. е. может служить объектом анализа, репрезентирующим индивидуальные черты целого объекта. Дальнейшее же членение приводит к выделению элементов, синтез которых уже не позволяет получить исходный объект. В нашем случае мы используем метод компонентного анализа «по единицам».
Полевый анализ
Проведение полевого анализа в рамках метода графосемантического моделирования также имеет свою специфику. Формируемые нами семантические поля состоят из выделенных в процессе анализа материала компонентов, имеющих смысловую общность. Эти компоненты не дифференцируются по значимости, но они могут группироваться в рамках пространства понятийного поля по более дробным основаниям, нежели основание, по которому сформировано вобравшее их поле. Более того, если в процессе развития исследуемого предмета (например, при изучении диахронической динамики понятия) будет наблюдаться усиление значимости какой-либо из семантических групп, ранее входивших в самостоятельное поле (оно преодолевает порог статистической значимости), то мы начинаем рассматривать эту группу в качестве актуализировавшегося в новых условиях поля. Таким образом, основным критерием выделения самостоятельных полей является для нас статистический показатель. Подобный подход, на наш взгляд, более органичен для изучения способного изменяться во времени понятийного феномена, т. к. структурированность этого феномена обнаруживается не исходя из имманентных свойств входящих в него единиц (они принципиально понимаются как подвижные), а опираясь на особенности его функционирования (проявляющиеся во вновь привлекаемом материале). Заметим, что понятия ядро и периферия, традиционно используемые для описания поля, в графосемантическом моделировании оказываются востребованными при описании системы связей между полями.
Обнаружение основных связей между полями
Следующий этап моделирования предполагает определение количества связей между выявленными полями и силы этих связей. Для достижения данной цели необходимо высчитать общее количество взаимодействий, которое образует каждое поле с другими полями в рамках смыслового пространства каждого контекста. Полагается, что, если два компонента выделяются при анализе одного и того же контекста, то они становятся связанными между собой через отнесение их к одному высказыванию (контексту), соответствующим образом мы делаем вывод о связи между полями, в которые входят указанные компоненты.
Подобным образом анализируется весь материал и выявляется исчерпывающее количество взаимосвязей между полями в рамках каждого контекста. Затем производится подсчет количества одинаковых связей, образованных каждым полем. Одинаковые связи одного поля истолковываются как одна и та же связь, но имеющая повышенную интенсивность. Поэтому суммированное значение одинаковых связей становится показателем силы каждой связи каждого поля.
Графическая экспликация результатов анализа
После выявления количества связей каждого поля с другими полями в рамках всей выборки контекстов, производится графическая экспликация данных результатов, т. е. строится семантический граф. Само построение семантического графа из уже имеющихся (предварительно выявленных) семантических связей состоит из ряда простых операций:
1) необходимо расположить компоненты на графической плоскости;
2) определить из всего набора обнаруженных связей значимые (главным образом, учитывая статистические закономерности);
3) с помощью соединительных стрелок отметить наличие установленных связей между компонентами.
Интерпретация полученной графосемантической модели
После построения семантического графа производится интерпретация полученной модели.
Для этого сначала определяются роли компонентов и структур в рамках всей системы. Система может представлять собой единое гомогенное целое, но нередко возникает ситуация, когда она распадается на ряд автономных структур. Каждую из них можно считать самостоятельным графом. В таких случаях, как правило, в рамках всей системы один из графов (с наибольшим числом компонентов) становится доминирующим. Таким образом, анализ построенной модели предполагает определение наличия автономных структур, выявление образующих их подструктур, установление их статуса (доминантная, периферийная). Затем исследуются компоненты, входящие в каждую из структур» [12, 32–34].
Автор добавляет, что «при интерпретации модели, необходимо обращать внимание на следующие параметры:
1) роль смыслового поля во всей модели (ядерное, переходное, периферийное, тупиковое);
2) характер связей поля с другими полями (валентность (количество связей), сила связей);
3) наличие и отсутствие (подобно «минус-приему») связи между полями» [12, 34].
Наша основная работа заключалась в выделении компонентов, и распределении данных компонентов по тематическим полям. Необходимо подчеркнуть, что в ходе анализа речей выделенные компоненты носили неоднородный характер. Данное явление отметил К.И. Белоусов:
В целом, все компоненты можно разделить:
1) по степени принадлежности к той или иной подструктуре:
а) принадлежащие одной подструктуре;
б) принадлежащие нескольким подструктурам одновременно;
2) по роли в подструктуре:
а) ядерные компоненты (группирующие вокруг себя некоторое количество зависимых от них компонентов, но не имеющие непосредственной связи с другими ядерными компонентами);
б) второстепенные компоненты (образующие какое-то количество связей помимо связи с ядерным компонентом подструктуры, но не имеющие связи с другими ядерными компонентами);
в) компоненты-посредники (связывающие две автономные подструктуры);
г) тупиковые компоненты (связанные только с одним компонентом (ядерным, второстепенным, посредником) [12, 34].
В ходе нашей работы нам удалось выделить 192 компонента. Необходимо отметить, что самыми частотными из них являются: Чувство благодарности (31), Значение нобелевской премии (25), Работа писателя (15), Радость от получения премии (14), Швеция (11). Мы связываем это с тем, что выступающие стремятся выразить то чувство, которое переполняет их в этот торжественный момент, а также насколько значимой является данная премия для них. Они как бы анализируют свою деятельность, а также деятельность своих коллег-писателей. Также интересным является тот факт, что они указывают страну получения премии в своей речи (Швеция), ее заслуги в литературе, науке, но о своей стране, где проходило их творчество, где создавались их произведения, они не упоминали.
Более того, в текстах мы встречали только описания места, т.е. обозначение пространства, в то время как временных ориентиров не было дано.
В нашем исследовании, проведенному, согласно данному алгоритму, мы использовали веб-приложение (информационную систему) «Семограф», позволяющее осуществлять графосемантическое моделирование. Информационная система графосемантического моделирования «Семограф» предназначена для работы с информационными массивами: выборками текстов, смысловыми компонентами, смысловыми полями и др., оформляемыми в виде баз данных.
Основная функция веб-приложения «Семограф» состоит в осуществлении структурного моделирования информационного пространства языковых, текстовых, социокультурных фактов. Результатом использования системы «Семограф» является генерирование семантической карты и графосемантической модели информационного пространства исследуемых совокупностей (выборок) объектов.
Кроме этого система «Семограф» позволяет:
– накапливать информацию, получаемую в отдельных исследованиях, и извлекать ее при помощи механизмов поиска, сортировки в новых исследованиях;
– оценивать репрезентативность выборки языковых, текстовых, социокультурных фактов;
– генерировать отчеты по проводимым исследованиям [77].
В своей практической части работы мы выполнили все описанные выше этапы.
Во-первых, во всех 61 тексте (контексте) были выделены компоненты, число которых составило 192.
Во-вторых, мы провели полевой анализ, т.е. данные компоненты были распределены по следующим полям: Общечеловеческие ценности, Писательская деятельность, Заслуги и награда, Литература, Человеческие чувства, Природа человека, Семья, Наука, Искусство, Религия, Социальная сфера, Реалии жизни, Швеция. Таким образом, нами было выделено 13 полей.
С помощью информационной системы «Семограф», была построена семантическая карта, где было высчитано общее количество взаимодействий каждого поля с другими полями в рамках смыслового пространства каждого контекста. А с помощью графической экспликации полученных нами данных, нам удалось наглядно увидеть различного рода связи между полями и взаимодействие полей друг с другом. Необходимо отметить, что данные связи имеют разнородный характер: некоторые связи выражены ярко, одни выражены менее заметно, другие – слабо выражены.
В результате проведенного анализа нами была построена графосемантическая модель, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1 – Графосемантическая модель тематического пространства текстов выступлений нобелевский лауреатов по литературе
На представленном рисунке видно, что наиболее сильную связь имеют такие поля, как Общечеловеческие ценности, Писательская деятельность, Литература, Заслуги и награда, Человеческие чувства и Природа человека.
Необходимо рассмотреть каждое поле в отдельности, уточнить, что именно мы понимаем под тем или иным полем и установить, какие компоненты были включены в то или иное поле.
При произнесении речи чаще всего говорилось об общечеловеческих ценностях, поэтому в центре модели располагается поле Общечеловеческие ценности, так как оно имеет больше всех связей с остальными полями. В данное поле вошли такие компоненты как: Любовь, Родина, Семья, Красота, Религия, Жизнь, Вера («I felt the need to believe in the appearance of life…», Luigi Pirandello's speech), Честь страны («Polish soil is fertile and does not lack better writers than me – but to the Polish achievement, the Polish genius», Henryk Sienkiewicz's speech), Человеческий прогресс, Добро и зло («the struggle between the two opposing forces of Good and Evil», Eugenio Montale's speech), Человеческая совесть, Любовь к жизни, Жизнь со смыслом, Идеи о добре и зле, Молодость, Положительные качества человека, Поддержка друзей («Think of my faithful friend, Esselde, who tried to open doors for me when no one dared to believe in me», Selma Lagerlöf's speech), Скромность, Свобода мысли, Искренность, Человеческие ценности, описанные автором, Свобода («love of freedom … the struggle for freedom», Pearl Buck's speech), Человеческий дух, Истины, Человеческая судьба, Надежда, Любовь Бога, Поддержка семьи, Воспитание, Отношение к людям, Слава, Гуманизм, Человеческая жизнь, Гордость за свою нацию («I am proud that this Prize has been awarded to a Russian, a Soviet writer», Mikhail Sholokhov's speech), Свобода слова, Человеческие ценности, Внимание и похвала, Родной язык, Братство, Гармония с самим собой, Человеческая душа, Жалость, Удача.
Под общечеловеческими ценностями мы понимаем ту устоявшуюся систему ценностей, значение которых непоколебимо для человека. Они не связаны с какой-либо исторической эпохой, либо с какой-либо конкретной культурой, они нигде не записаны, но, тем не менее, будучи неким ориентиром, некой нормой, они являются абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Данное поле имеет сильные связи (на рисунке отмечены жирными линиями) с такими полями как Писательская деятельность, Заслуги и награда, Литература, Человеческие чувства, Природа человека и слабые связи с полями Семья, Наука, Швеция. Это объясняется тем, что общечеловеческие ценности являются неотъемлемой частью нашего бытия, частью нашей человеческой природы, и занимают важное место в нашей жизни, в нашей деятельности, являясь частью нас самих по определению.
Общечеловеческие ценности являются одной из главных тем творчества писателя, поэтому мы видим его сильную связь с полем Писательская деятельность, а также с полем Литература, так как здесь она выступает средством, с помощью которого писатель описывает данные ценности. К тому же они, несомненно, затрагивают человеческие чувства, более того, они очень тесно связаны с ними. Получая награду, писатель много говорит о роли в его жизни, которую данные ценности играют, а также о том, как они помогли ему добиться этой награды.
Следовательно, нобелевские лауреаты, подводя итог пройденному этапу своей жизни, своей писательской деятельности и рассуждая о человеке, о его чувствах и эмоциях, о литературе, об искусстве и науке, о своей семье и о жизни в целом, не могли не затронуть общечеловеческих ценностей – важной составляющей основного смысла нашей жизни. В результате чего у данного поля устанавливаются сильные связи с одними и слабые связи с другими вышеупомянутыми полями.
Поля, с которыми были установлены сильные связи, в свою очередь, также связаны между собой, к примеру, как видно из рисунка 1, поле Литература связана с полем Писательская деятельность. Прежде всего, скажем, что мы понимаем под данными полями. В поле Литература мы включили такие компоненты как: Поэзия, Литература, Тенденциозность, Великие писатели («The greatest poet of all time, Dante…», Eugenio Montale's speech), Современные писатели, Отношение писателей к жизни, Ответственность писателя, Польза человечеству, Язык - великий инструмент писателя, Вклад в литературу известных писателей, Шведская литература («I have had much to learn from Sweden's poetry and, more especially, from her lyrics of the last generation», Knut Hamsun's speech), Работа писателя, Заслуги своей страны в литературе, Персонажи книг, Ценность книг, Реализм, Значение поэзии, Темы для книг, Правда, которой должен следовать писатель («He bears witness that what he has written about in the light of his faith and hope», François Mauriac's speech), Цель писателя («To be honest with the reader, to tell people the truth - which may sometimes be unpleasant but is always fearless», Mikhail Sholokhov's speech), Литературные традиции, Связь писателя с народом, Шведские писатели, Критика, Роль поэзии в жизни человека, Цель поэта, Рассказ, Роман как жанр, Писатели - наставники, Цензура, Великие поэты, Заслуги писателя («I should like them to arouse love of one's fellow men, a desire to fight actively for the ideal of humanity and the progress of mankind», Mikhail Sholokhov's speech), Связь поэта с читателями, Цель литературы, Литература своей страны, Место литературы в жизни писателя, Мир литературы.
А в поле Писательская деятельность вошли: Великие писатели, Современные писатели, Влияние писателя на читателя («I should like them to arouse love of one's fellow men, a desire to fight actively for the ideal of humanity and the progress of mankind», Mikhail Sholokhov's speech), Отношение писателей к жизни, Ответственность писателя, Уединение, Источник вдохновения, Язык - великий инструмент писателя, Вклад в литературу известных писателей, Благодарность читателям, Характер писателя, Изгнание, Влияние, оказанное на творчество писателя, Сомнение - возможность мыслить, Персонажи книг, Человеческие ценности, описанные автором, Нелегкий труд, Долг писателя, Темы для книг, Правда, которой должен следовать писатель, Цель писателя, Связь писателя с народом, Цель поэта, Индивидуальность автора, Время, в котором написана история, Отрочество писателя, Проблемы, с которыми сталкивается писатель, Успехи и неудачи писателя, Писатели - наставники, Стремления писателей, Великие поэты, Заслуги писателя, Судьба поэта, Связь поэта с читателями, Место литературы в жизни писателя.
Теперь попытаемся объяснить, каким образом эти поля связаны между собой. Вполне логично, что в текстах исследования литература занимает значимое место, так как материалом исследования послужили тексты публичных выступлений нобелевских лауреатов по литературе. Затрагивая литературу, как таковую, лауреаты в основном освещали теоретико-литературные факты и события. Кроме того, они говорили о том, какое место литература занимает в их жизни («Literature is about happiness, I wanted to say, about preserving your childishness all your life, keeping the child in you alive...», Orhan Pamuk's speech), чем она стала для них, какой вклад внесла их страна в литературу («My thoughts fly to the old Icelandic storytellers who created our classics, whose personalities were so bound up with the masses that their names, unlike their lives' work, have not been preserved for posterity», Halldór Laxness's speech), они вспоминали тот богатый литературный опыт, накопленный благодаря великим писателям и поэтам прошлых столетий и десятилетий. Также, не обошли они стороной место самого писателя в литературе, упоминая его писательский долг, его цель, ту правду, которой он должен следовать в своей работе. Другими словами, лауреаты видят литературу в контексте писательской деятельности. Таким образом, здесь прослеживается очень сильная связь с полем Писательская деятельность, которая представлена на рисунке в виде жирной линии.
Помимо этого, поле Человеческие чувства имеет сильную связь с полем Литература, так как писатель описывает их в своих книгах, целью которых является оказать воздействие на читателя, на его чувства и эмоции. Кроме того, общеизвестно, что литература, являясь для писателей его основной работой и смыслом жизни, также вызывает у него определенные чувства, когда речь заходит о книгах и о его творчестве в целом.
С полем Заслуги и награда поле Литература имеет непосредственную связь, так как лауреаты получают премию за свои заслуги в литературе. К тому же, поле Заслуги и награда связано с полями Человеческие чувства и Наука. При получении премии, лауреаты испытывают огромное чувство благодарности и большую радость по этому поводу, ведь получении премии всегда вызывает бурю эмоций («I accept with gratitude the undeserved honour which this illustrious Swedish Academy has seen fit to bestow upon me», Juan Ramón Jiménez's speech). При этом, они также упоминают создателя данной премии – известного шведского ученого, внесшего неоценимый вклад в науку, Альфреда Нобеля («To become a member of the Nobel family. To become an heir of Alfred Nobel», Miguel Angel Asturias' speech). Отсюда и связь поля Заслуги и Награда с данными полями.
Связь семьи с литературой может быть двоякой: семья может выступать в качестве одной из основных тем писателя, а также речь здесь может идти о семье самого лауреата. При исследовании речей, лауреаты выражали благодарность не только Шведской академии, но также и своей семье, выступающей в роли источника вдохновения писателя, говоря о ее поддержке и влиянии, оказанном на творчество писателя («My wife Zenobia is the true winner of this Prize. Her companionship, her help, her inspiration made, for forty years, my work possible», Juan Ramón Jiménez's speech). И, получая премию, приписывали ее не только своим заслугам, но также и своим членам семьи, тем, кто оставался с ними на протяжении всего их творчества. Следовательно, появляется новая связь Семьи с полем Заслуги и награда, в которое входят такие компоненты как Великие писатели, Значение нобелевской премии, Вклад в литературу известных писателей, Заслуги своей страны в литературе, Заслуга Альфреда Нобеля, Заслуженная награда, Великие поэты, Заслуги писателя, Заслуга переводчиков. Под эти полем нами понимаются заслуги лауреатов, заслуги других упоминаемых ими писателей и поэтов, успехи своей страны в литературе, а также получение весьма значимой награды, существующей на сегодняшний день.
Также следует отметить связь Семьи с такими полями, как Религия и Природа человека. Под природой человека мы понимаем все то, что окружает человека в жизни: его моральные качества, его чувства и эмоции, те проблемы и реалии, с которыми он сталкивается в своей жизни. А семья является неотъемлемой частью его жизни, как и религия. Именно в семье, получая свое начальное воспитание и образование, в нас закладываются зачатки религии. Именно в семье нам прививаются религиозные традиции и обряды, которые мы чтим и храним на протяжении всей жизни.
Для многих лауреатов религия занимает важное место наряду с семьей и литературой. Говоря о Боге, о его любви к своим детям, они испытывают благоговение и радость, и говорят о смирении и любви. Таким образом, можно объяснить связь поля Религия с полем Человеческие чувства.
Также хотелось бы выделить такое поле как Социальная сфера, включающая в себя следующие компоненты: Глобализация («Today we are experiencing a globalization», Imre Kertész's speech), Революционные идеи, Сближение между странами, Страны Европы, Свобода мысли, Слабость правительства, Страдания народа, Традиции, Простой народ, Отношение к людям, Дружеские отношения между странами, Тяжелое послевоенное время, Человечество, Свобода слова, Правители, Культ прогресса, Защита окружающей среды («the most immediate and most urgent question is the survival of the environment, regardless of whatever forms of social and political organization nations may choos», Octavio Paz' speech), Права человека, Современные проблемы человечества, Диктатура.
Мы наблюдаем его связь с полями Наука, Искусство, Реалии жизни. В современном мире, наука, внесшая огромный вклад в развитие общества, занимает важное место в нем. Любое открытие, не получившее научного подтверждения, не признается социумом. Полагаем, что отсюда вытекает слабая зависимость между полями Социальная сфера и Наука. Можно предположить, что неправильное использование научных открытий (изобретение Альфредом Нобеля динамита) влечет за собой страдания народа, зло, войну и т.д. что составляют реалии нашей жизни. Таким образом, можно проследить связь поля Социальная сфера с полями Наука и Реалии жизни, а также поля Наука с полем Реалии жизни.
Искусство является частью культуры и занимает одно из важных мест нашего существования. Говоря о культуре народа, о творчестве в целом, о пользе, которое искусство должно приносить человечеству («if he benefits humanity», Mikhail Sholokhov's speech), лауреаты утверждали, что искусство можно найти в любой сфере нашей социальной жизни. Следовательно, устанавливается некая связь между полями Искусство и Социальная сфера, а также полем Реалии жизни.
Религия является одной из основных тем творчества писателей, художников, поэтов и т.д., которую можно встретить в живописи, поэзии, музыке и др. Центральным предметом религии выступает Бог, человеческая душа, сам человек и его отношение к Творцу, что находит выражение в искусстве. По нашему мнению, такая связь устанавливается между полями Религия и Искусство.
Также мы определили связи между полями Наука и Религия, и Наука и Искусство. Под наукой в данном контексте мы понимаем лингвистическую науку, исторические события, описываемые лауреатом в своей речи, заслуги шведских ученых. Упоминая религию, лауреаты говорили о вечной жизни и о конце человечества, о ходе истории, на темы, которые косвенно относятся к науке – конец истории («Our unthinking cult of progress together with the very advances in our struggle to exploit nature have turned into a suicidal race», Octavio Paz' speech), например. Помимо этого, известные ученые, внесшие свой вклад в науку, непременно упоминали о существовании реального Бога («the image of the Father, redeemed by the Son, and illuminated by the Spirit», François Mauriac's speech), в которого они верили, и с благословения которого смогли достичь таких высот.
Наука, как и искусство, имеет важную цель – служить на пользу человечеству. Писатель создает свои произведения, творит, и в его творчестве ему помогает язык – великий инструмент писателя. В то же время язык является предметом изучения лингвистики, т.е. научной дисциплины. Таким образом, данные поля взаимодействуют между собой, однако, следует отметить, что они обладают слабыми связями (тонкие линии на рисунке 1).
Еще одним полем, имеющим достаточное количество связей, является поле Швеция, которое взаимодействует с такими полями, как Искусство, Наука, Писательская деятельность, Природа человека, Общечеловеческие ценности. Под данным полем нами понимается, сама страна, ее вклад в мировую литературу, ее достижения в области искусства и науки, а также место проведения церемонии вручения нобелевской премии по литературе – Стокгольм. Каждый выступающий непременно произносил слова благодарности Швеции, Шведской академии за такую награду, вспоминал заслуги Альфреда Нобеля в области науки, а также, заслуги шведских представителей искусства и литературы.
Таким образом, можно заключить, что все тематическое пространство текстов делится на следующие составляющие: Общечеловеческие ценности, Человеческие чувства и эмоции, Анализ процесса деятельности, Результаты деятельности, Социальная сфера, Реалии жизни, Религия, Семья, Место произнесения речи. Все эти составляющие соединены между собой сильными и слабыми связями, образуя структурированное тематическое пространство.