Организация тематического пространства текстов публичных выступлений

0

2.2 Моделирование тематического пространства текстов публичных выступлений в диахроническом аспекте

Следующим этапом нашего исследования явился анализ текстов речей нобелевских лауреатов в диахроническом аспекте. Другими словами мы рассматривали речи начала 20 века, в которые вошли речи, произнесенные с 1903 по 1933 год такими писателями как Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон, Генрик Сенкевич, Сельма Лагерлёф, Кнут Гамсун, Анатоль Франс, Уильям Батлер Йейтс, Анри Бергсон, Сигрид Унсет, Томас Манн, И.А. Бунин.

При исследовании речей начала 20 века нами было рассмотрено 10 контекстов, при полевом анализе которых было выделено 8 полей: Литература, Швеция, Родина, Премия, Общечеловеческие ценности, Человеческие чувства, Писательская деятельность, Жизнь писателя. В ходе исследования было выявлено 50 компонентов. Мы составили графосемантическую модель, представленную на рисунке 2, где видно как эти поля, обладающие различного рода связями, распределились в текстовом пространстве.

Итак, мы видим, что сильными связями обладают такие поля как Литература, Премия, Общечеловеческие ценности, Человеческие чувства, Писательская деятельность, Жизнь писателя. Рассмотрим их более подробно.

Ядерным полем в данной модели выступает поле Премия, так как оно обладает сильными связями (6) с вышеперечисленными полями и одной слабой связью с полем Родина, которое в свою очередь является тупиковым, так как кроме поля Премия и Швеция, не связано ни с одним другим полем.

Рисунок 2 – Графосемантическая модель нобелевских речей начала 20 в.

Нобелевская премия по литературе была учреждена в начале 20 века, а если быть точнее, то самая первая премия была вручена в 1901 году. Это время, когда писатели начинают получать самую высокую премию за свой труд, за свое творчество, за результат своей деятельности. Поэтому важное место в их речах занимает поле Премия, включающее в себя такие компоненты как Швеция, Значение нобелевской премии, Стокгольм, Радость от получения премии, Исполнение мечты, Чувство благодарности. Получая важную в своей жизни награду («I accept this highest honor on behalf of…», Czeslaw Milosz’s speech), лауреаты испытывают чувство радости и благодарности за то, что именно он был номинирован на звание нобелевского лауреата («When the Committee's choice was announced and the press rushed at me (a terrifying phenomenon!) and asked how I felt about winning the Nobel Prize in literature, I said that the child in me (for despite appearances there is a child within) was delighted», Saul Bellow's speech). Они говорят о том, какое значение данная премия имеет для них, какая это честь для их страны и как они благодарны Швеции – месту рождения данной премии («For me, it has been a great joy and a great reassurance to come to Stockholm and to meet at every turn people of such grace, such intelligence and such good will», Seamus Heaney's speech). Тем самым можно объяснить связь поля Премия с полем Человеческие чувства, Родина, Швеция. Здесь следует отметить слабую связь с полем Родина, так как лауреаты, выражая свою благодарность, упоминают о своей стране вскользь, лишь говоря о том, какая это честь для их страны. Кроме того, в своих речах они подводят некий итог своей деятельности, упоминая при этом, с чем приходится сталкиваться писателю в жизни. Они рассуждают о литературе в целом, указывая какое место в ней занимают человеческие ценности и чувства, и, конечно же, сам человек, а также делятся своим мнением по поводу того, какую цель должен преследовать писатель при написании произведения, какую ответственность он несет перед читателями за свой труд, и какие нелегкие задачи на него возлагаются. В модели мы видим это через связи поля Премия с полями Литература, Общечеловеческие ценности, Жизнь писателя, Писательская деятельность.

Одной из центральных тем в речах нобелевских лауреатов является человеческая жизнь. Они пытаются описать человеческую природу, рассуждая о том, что является для него важным в этом мире, какую роль играют человеческие ценности в его жизни, о его человеческих чувствах, как он любит, страдает, огорчается или веселится. Все это занимает главное место в литературе, так как главными персонажами книг являются люди с их чувствами, эмоциями, проблемами и трагедиями. Отсюда и связь периферийного поля Общечеловеческие ценности с полями Человеческие чувства, Литература, Писательская деятельность, Жизнь писателя.

Для писателя жизнь немыслима без литературы. Благодаря своему труду, своим литературным заслугам, своей писательской деятельности, он удостаивается такой высокой награды, как Нобелевская премия по литературе. Таким образом, прослеживаются связи между полем Жизнь писателя и полями Литература, Премия, Писательская деятельность. Следует отметить, что в своей речи он говорит об отношении писателей к жизни («The effect of this reasoning would be to turn our minds into cameras indifferent to good and evil, to beauty and ugliness alike!», Bjørnstjerne Bjørnson's speech), о том, что главной пищей для их размышления становятся человеческие ценности и его чувства. Так можно объяснить связь полей Жизнь писателя и Писательская деятельность с полями Общечеловеческие ценности и Человеческие чувства, которые тоже связаны между собой, так как все это относится к человеку.

Самыми частотными компонентами данной модели являются: Значение Нобелевской премии (6), Радость от получения премии (4), Честь своей страны (3), Швеция (3), Вклад в литературу известных писателей (2), Стокгольм (2).

Сравним данную модель с моделью, представленную на рисунке 1. При сравнении можно увидеть, что такие поля как Общечеловеческие ценности, Литература, Швеция, Человеческие чувства, Писательская деятельность мы находим и во второй модели, однако таких полей как Заслуги и награда, Природа человека, Семья, Наука, Искусство, Религия, Социальная сфера, Реалии жизни мы здесь уже не видим. Тем не менее, появились новые поля: Жизнь писателя, Премия, Родина («a party was given for me – that is to say, not strictly speaking for me but because I was going to leave for Sweden - and everybody, the President of the Council of Ministers of Norway as well as my personal friends, asked me to give regards to Sweden», Sigrid Undset's speech). В течение 20 века в мире произошло огромное количество событий, потрясших все человечество. Таким образом, сравнивая речи начала 20 века и все речи в целом, мы замечаем, что во втором случае в речах лауреатов ввиду произошедших исторических событий появляются другие новые темы, такие как война («These men, who were born at the beginning of the First World War, who were twenty when Hitler came to power and the first revolutionary trials were beginning, who were then confronted as a completion of their education with the Spanish Civil War, the Second World War, the world of concentration camps, a Europe of torture and prisons – these men must today rear their sons and create their works in a world threatened by nuclear destruction», Albert Camus' speech ), репрессии, социальная жизнь, религия, наука.

Еще одним интересным моментом является тот факт, что в новой модели характер одних связей изменился, некоторые связи между полями остались прежними, одни появились, а другие исчезли совсем. Например, остались прежними сильные связи между полями Общечеловеческие ценности и Человеческие чувства, Общечеловеческие ценности и Литература, Литература и Писательская деятельность. Также осталась слабая связь между полями Общечеловеческие ценности и Швеция. Связи между полями Общечеловеческие ценности и Писательская деятельность, Литература и Человеческие чувства ослабли, а связь между полями Писательская деятельность и Швеция исчезла совсем. Тем не менее, появились новые связи между полями Человеческие чувства и Писательская деятельность, а также между полями Человеческие чувства и Швеция.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в начале 20 века, когда нобелевская премия по литературе только была установлена, лауреаты в своих речах говорили о литературе и творчестве писателей, также много говорили о самой премии и стране, где данная премия вручается, рассуждали о жизни, о месте человеческих чувств и ценностей в ней, а уже к концу столетия в их речах начинают преобладать темы, отражающие жизнь со всеми ее реалиями, ее историей за последние 80 лет.

Перейдем к описанию следующей модели, представленной на рисунке 3, где мы исследовали речи нобелевских лауреатов, начиная с 2001 года и заканчивая 2012 годом, принадлежащие писателям лауреатам начала 21 века: Видиадхар Сураджпрасад Найпол, Имре Кертес, Джон Максвелл Кутзее, Орхан Памук, Герта Мюллер, Марио Варгас Льоса, Мо Янь.

В ходе работы нами было выделено 7 полей, такие как Человеческие чувства, Литература, Писательская деятельность, Жизнь писателя, Премия, Семья и Реалии жизни, состоящих из 33 компонентов.

Рисунок 3 – Графосемантическая модель нобелевских речей 21 века

Из данной модели видно, что ядерным полем в ней является поле Человеческие чувства, так как оно имеет больше всего связей с другими полями. В данное поле вошли такие компоненты как: Любовь, Радость от получения премии, Гордость родителей за свое дитя, Чувство благодарности, Страх, Человеческие страдания, Детская природа человека, Трусость.

У данного поля отсутствуют связи с тупиковым полем Реалии жизни, которое можно объяснить тем, что в это поле вошли такие компоненты как Глобализация, Диктатура, Репрессии, Случаи, происходившие с великими правителями, Холокост, Проблемы человечества («I have seen the true visage of this dreadful century, I have gazed into the eye of the Gorgon, and have been able to keep on living», Imre Kertész's speech). Таким образом, из приведенных компонентов видно, что лауреаты, рассказывая о реалиях жизни, совсем не затрагивали тему человеческих чувств и эмоций. Отсюда и отсутствие связи между данными полями.

Кроме того, данное поле обладает сильными связями (4) с полями Жизнь писателя, Премия, Писательская деятельность, Литература и слабой связью с полем Семья. С полем Жизнь писателя связь поля Человеческие чувства объясняется тем, что человеческие чувства являются неотъемлемой частью жизни любого человека, в том числе и жизни писателя, а также его писательской деятельности. Также чувства человека занимают значительное место в произведениях писателей, которые являются частью литературы. Таким образом можно объяснить связь поля Человеческие чувства с полем Литература.

Особой автономностью в модели обладает поле Семья. Можно его определить как переходное поле, так как оно связано с двумя полями Человеческие чувства и Премия. В речах некоторых лауреатов мы встречаем мысль о том, как бы им гордились его родители, если бы они видели, как он получает премию («On the other hand», she said, «on the other hand, how proud your mother would have been!» J. M. Coetzee's speech). Здесь переплетаются человеческие чувства, как например гордость, с упоминанием членов семьи, отсюда и связь с этими полями.

Еще одним ядерным полем в своей подструктуре является поле Жизнь писателя, которое обладает сильными связями (4) с такими полями как Человеческие чувства, Премия, Писательская деятельность, Литература и одной слабой связью с тупиковым полем Реалии жизни. Писательская деятельность – это то, чем писатель занимается на протяжении всей своей жизни, создавая литературные произведения. За свой вклад в литературу писатель получает высокую награду – Нобелевскую премию. Так объясняются связи данного поля с полями Писательская деятельность и Литература.

Следующим по силе связи полем является поле Премия, обладающая сильными связями (4) с полями Жизнь писателя, Человеческие чувства, Писательская деятельность, Литература. Нобелевская премия присуждается по литературе за вклад в нее писателей, и является очень ценной в его жизни. По сути, писатель получает ее за свою писательскую деятельность. Отсюда связь поля Премия с полями Жизнь писателя, Писательская деятельность, Литература.

Следует отметить отсутствие у данного поля связи с полем Реалии жизни. Это можно объяснить тем, что в речах 21 века премия не употребляется ни в контексте места вручения (Швеция), ни в каком другом контексте. Премия употребляется исключительно в связи с литературой («Literature is about happiness, I wanted to say, about preserving your childishness all your life, keeping the child in you alive... Now, some years later, I've received this great prize», Orhan Pamuk's speech), писательской деятельностью, вкладом других писателей в литературу. Поэтому мы не наблюдаем связи поля Премии с полем Реалии жизни.

Также отсутствие связей с полями Семья и Реалии жизни наблюдается у периферийного поля Литература. Это можно объяснить тем, что семья здесь упоминается только в контексте поддержки писателя членами его семьи на протяжении всей его жизни. Мы не видим связи этого поля с полем Реалии жизни, так как литература рассматривается лауреатами как часть их бытия, как деятельность, которая занимает важное место в их жизни («To his total bewilderment, my character then started to experience in real life one of those stories that until then he had only found in the unreal and ideal realm of literature», Mario Vargas Llosa's speech), и т.д. Рассуждая о литературе, они не упоминали о ней в контексте тех событий, которые произошли в истории человечества, то, что мы отнесли к реалиям жизни.

Самыми частотными компонентами этой модели явились Место литературы в жизни писателя (3), Поддержка друзей (2), Значение Нобелевской премии (2).

Сравним данную модель с общей моделью, представленной на рисунке 1. Сравнивая эти две модели, можно отметить, что в новой модели присутствуют те же поля, что и в первой: Человеческие чувства, Литература, Писательская деятельность, Семья, Реалии жизни, а таких полей как Общечеловеческие ценности, Заслуги и награда, Природа человека, Наука, Искусство, Религия, Социальная сфера, Швеция мы здесь уже не видим. Помимо этого, в новой модели появляются два новых поля: Жизнь писателя и Премия. Можно сделать вывод о том, что в начале 21 века для лауреатов главной темой остается литература, и все, что с ней связано. Также они апеллируют к семейным ценностям и человеческим чувствам. В то же время они говорят о самой премии, не указывая место ее вручения. Здесь они уже не упоминают ни социальную жизнь, ни саму природу человека, ни даже искусство. Тем не менее, они затрагивают тему происходивших в последние десятилетия событий, такие как диктатура, глобализация, репрессии, холокост, то, что мы понимаем под реалиями жизни.

Рассмотрим наличие и силу связи между полями. Следует отметить, что прежними сильными остались связи между полями Человеческие чувства и Литература, Литература и Писательская деятельность, а также слабая связь между полями Человеческие чувства и Семья. Помимо этого, появилась новая сильная связь между полями Человеческие чувства и Писательская деятельность. Полагаем, что это можно связать с тем, что работая над произведением, каждый писатель испытывает разнообразные чувства, не зная, как воспримут его работу в обществе. Более того, лауреаты говорят о любви к чтению («He so enjoyed reading stories that one day this boy, <…> but it brought him pleasure and he delighted in writing tales as much as he delighted in reading them», Mario Vargas Llosa's speech.)

Можно заключить, что в начале 21 века внимание лауреатов акцентировано на литературе, жизни и деятельности писателя, причем премия как и в первой модели будет являться центральным звеном их речи, так как она является главной причиной появления речей нобелевских лауреатов. В этой модели, так же как и в первой остаются прежними поля Семья и Реалии жизни, что говорит о том, что семейные ценности не теряют актуальности ни в какое время, а реалии жизни будут существовать, пока существует сам человек.

Перейдем к сравнительному анализу двух последних рассмотренных моделей, а именно графосемантическая модель речей нобелевских лауреатов начала 20 века (далее «первая модель») и начала 21 века («вторая модель»).

Повторим, что в первую модель вошли такие поля как Общечеловеческие ценности, Премия, Человеческие чувства, Писательская деятельность, Литература, Жизнь писателя, Швеция, Родина. Во второй модели мы видим наличие таких полей как Человеческие чувства, Литература, Писательская деятельность, Жизнь писателя, Премия, Семья, Реалии жизни. Итак, по сравнению с первой моделью во второй остались поля Человеческие чувства, Литература, Писательская деятельность, Жизнь писателя, Премия. Поля Общечеловеческие ценности, Швеция, Родина исчезли, однако появились такие поля как Семья и Реалии жизни.

Необходимо отметить, что многие связи между полями остались прежними: сильные связи между полями Человеческие чувства и Жизнь писателя, Человеческие чувства и Премия, Жизнь писателя и Премия, Премия и Писательская деятельность, Премия и Литература, Писательская деятельность и Литература, Жизнь писателя и Литература. Некоторые связи между полями усилились: связи между полями Человеческие чувства и Литература, Человеческие чувства и Писательская деятельность, Писательская деятельность и Жизнь писателя.

Для того чтобы объяснить усиление данных связей, предлагаем рассмотреть компоненты, вошедшие в эти поля. Так, в поле Человеческие чувства первой модели вошли такие компоненты как Гармония, Любовь к жизни («We must be confident that life is fundamentally good», Bjørnstjerne Bjørnson's speech), Радость от получения премии, Гордость родителей за своего ребенка, Чувство благодарности, Чувство добра и зла («if life did not have more good than evil to offer us, it would have come to an end long ago», Bjørnstjerne Bjørnson's speech). А в поле Литература компоненты Великие писатели, Отношение писателей к жизни, Ответственность писателя, Вклад в литературу известных писателей, Благодарность читателям («I owe them gratitude, Father, both for their praise and for their censure», Selma Lagerlöf's speech), Шведская литература, Заслуги своей страны в литературе, Известные писатели, Критика литературы своей страны («Thirty years ago a number of Irish writers met together in societies and began a remorseless criticism of the literature of their country», William Butler Yeats's speech).

Во второй модели в те же поля вошли: в поле Человеческие чувства вошли такие компоненты как Любовь, Радость от получения премии, Гордость родителей за своего ребенка, Чувство благодарности, Страх, Человеческие страдания, Детская природа человека, Трусость. А поле Литература включает Любовь к чтению, Влияние, оказанное на творчество писателя, Цель литературы, Место литературы в жизни писателя, Мир литературы, Вклад писателя.

Сравнив эти поля, мы видим, что во второй модели связь между ними усиливается, так как оба эти поля обладают общим компонентом Любовь (Любовь и Любовь к чтению).

Также усилилась связь между полями Человеческие чувства и Писательская деятельность. Рассмотрим компоненты данных полей. Компоненты первого поля мы рассмотрели, поэтому перейдем ко второму полю. В первой модели в него вошли Великие писатели, Отношение писателей к жизни, Ответственность писателя, Источник вдохновения, Язык - великий инструмент писателя («…and moulded our language into the good instrument that it is», Selma Lagerlöf's speech), Вклад в литературу известных писателей, Известные писатели. А во второй модели оно включает такие компоненты как Любовь к чтению, Работа писателя, Влияние, оказанное на творчество писателя, Место литературы в жизни писателя, Вклад писателя, Место, которое занимает чтение в жизни писателя. Итак, при сравнении компонентов полей Человеческие чувства и Писательская деятельность мы снова видим наличие общего компонента Любовь.

Рассмотрим с чем связано усиление связи между полями Писательская деятельность и Жизнь писателя. Компоненты поля Писательская деятельность мы рассмотрели выше, приведем здесь компоненты поля Жизнь писателя. В первой модели в это поле вошли такие компоненты как Религия, Отношение писателей к жизни, Уединение, Члены семьи, Любовь к чтению, Источник вдохновения, Поддержка друзей, Изгнание, Смысл жизни, Заслуги перед страной. Во второй модели в это же поле были включены компоненты Поддержка друзей, Влияние, оказанное на творчество писателя, Поддержка семьи, Нелепые случайности, Место литературы в жизни писателя, Жизнь писателя, Вклад писателя, Детство писателя («In my childhood I wanted to be a painter. I painted every day», Orhan Pamuk's speech), Место, которое занимает чтение в жизни писателя. Таким образом, мы видим, что во второй модели, по сравнению с первой увеличилось количество общих компонентов (в первой модели их число составило 2: Отношение писателей к жизни, Источник вдохновения), которые вошли в оба поля: Влияние, оказанное на творчество писателя, Место литературы в жизни писателя, Вклад писателя, Место, которое занимает чтение в жизни писателя.

Во второй модели появились новые связи, что связано с появлением новых полей в модели (Семья, Реалии жизни). Как уже отмечалось ранее, в начале 21 века лауреаты апеллируют к семейным ценностям. Также, они не упоминают события (иногда носящие античеловеческий характер), которые имеют место быть в нашей истории (пример из речи).

Полагаем целесообразным рассмотреть новые связи между полями Человеческие чувства и Семья, Премия и Семья, Жизнь писателя и Реалии жизни. Для начала рассмотрим компоненты, вошедшие в поле Семья: Гордость родителей за своего ребенка, Поддержка семьи, Мать («It was only against my mother's will that I attended the preparatory high school in the city. She wanted me to become a seamstress in the village», Herta Müller's speech).

Сопоставляя компоненты полей Семья и Человеческие чувства, находим общий компонент Гордость. Другими словами, гордость родителей за своего ребенка можно отнести к человеческим чувствам. Кроме того, поле Семья обладает слабой связью с полем Премия, в которое вошли такие компоненты как Швеция, Значение нобелевской премии, Радость от получения премии, Чувство благодарности, Известность лауреата после получения премии («One of the things that happen to people who get the Nobel Prize is that they get a lot of media attention. Many interviews», Sir V. S. Naipaul's speech). Мы видим, что эти поля не обладают общими компонентами, поэтому слабую связь этих полей мы можем объяснить тем, что лауреаты упоминают членов своей семьи (а в большинстве случаев это родители) в контексте получения премии («Why must our mothers be ninety-nine and long in the grave before we can come running home with the prize that will make up for all the trouble we have been to them?» J. M. Coetzee's speech).

Еще одна слабая связь прослеживается между полями Жизнь писателя и Реалии жизни. В своих речах лауреаты говорят о тех реалиях жизни, которым, возможно, они были свидетелями, или которые они осуждают, но которые являются частью жизни людей, в том числе и писателей («…this prize helps both those who lived through the kind of repression that aims to break human beings» Herta Müller's speech).

Выводы по второй главе

Таким образом, в ходе работы нами было исследован 61 текст речей нобелевских лауреатов. С помощью метода графосемантического моделирования была построена общая графосемантическая модель речей нобелевских лауреатов. В ходе ее исследования нами было выявлено, что тематическое пространство текста имеет свою структуру, которую можно представить в виде взаимосвязанных и взаимодействующих полей. Характер данных полей может быть различным. Нами были рассмотрены ядерные, периферийные и тупиковые поля, обладающие разнородными связями (слабые и сильные связи). Помимо этого, в каждом поле были выделены компоненты, некоторые из которых могут входить в несколько полей одновременно.

Хотелось бы отметить, что основные темы, встречающиеся в речах, стали: литература, жизнь и творчество писателя, значение Нобелевской премии, для писателя, место общечеловеческих ценностей и человеческих чувств в его жизни, а также все те жизненные реалии, которые имели место в человеческой истории и с которыми сталкивается писатель на протяжении своей жизни.

Также мы рассмотрели речи нобелевских лауреатов в диахроническом аспекте. Нами был проведен сравнительный анализ речей нобелевских лауреатов начала 20 века и речей нобелевских лауреатов начала 21 века. Исследование проводилось по тому же алгоритму. Сравнительному анализу подверглись графосемантические модели речей начала 20 века и начала 21 века. Рассматривая их в диахроническом аспекте, мы пришли к выводу, что в начале 20 века основной темой являлась литература и премия, присуждаемая писателям за их заслуги в литературе. С течением времени жизненные реалии менялись, и уже в речах начала 21 века мы помимо литературы и премии находим такие важные темы, как человеческая жизнь, человеческие чувства – все, что главным образом связано с человеком. Кроме этого, в течение 20 века произошло много событий, потрясших человеческое общество, что также нашло отражение в их речах.

Таким образом, использование графосемантической модели позволило нам наглядно представить организацию тематического пространства в речах нобелевских лауреатов, а также рассмотреть ядерные и периферийные элементы структуры текстового пространства. В ходе исследования было отмечено, что практически все элементы связаны между собой, что говорит о связности речи.

Категория: Дипломные работы / Дипломные работы по филологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.