Физический факультет
Кафедра медико-биологической техники
КУРСОВАЯ РАБОТА
Разработка электронного учебного пособия по дисциплине Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях
Кафедра медико-биологической техники
Задание на курсовую работу
Исходные данные: требование к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста «биомедицинская техника». «Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях»
Разработать: 1)электронное учебное пособие по дисциплине «Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях»
2) подробное описание порядка разработки электронного пособия в программном пакете SunRavBookOffice с помощью модуля создания электронных книг SunRavBookEditor.
3) подробную инструкцию пользования электронным пособием с помощью инструмента для чтения SunRavBookReader для любого круга пользователей.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Методика проектирования и использования электронного учебника в процессе обучения………………………………………………………………...6
1.1Электронный учебник как средство самообразования……………………...6
1.2Основные этапы проектирования электронного учебника…………………7
2 Создание электронного учебного пособия по дисциплине «Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях»………………………..11
2.1 Анализ программных средств для создания электронных книг.................11
2.2 Разработка структуры электронного пособия............................................. 13
2.3 Разработка содержания по разделам и темам учебного пособия...............14
2.4 Создание электронного пособия с помощью инструмента SunRavBookEditor..................................................................................................15
3 Правила пользования электронным учебным пособием с помощью инструмента для чтения SunRavBookReader…………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…………………………………………...28
Введение
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Проведенные статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов) показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.
Время идёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма представления.
В настоящее время в сфере образования наиболее актуальным становится разработка компьютерных программ – электронных учебников по различным дисциплинам. Компьютерные учебные программы создаются по тем дисциплинам, которые являются профилирующими в профессиональной подготовке.
Если взять электронное издание, которое хранится на компакт-диске (CD-ROM) и воспроизвести его на компьютере, то можно увидеть текст, иллюстрации, кинофильм, услышать звук.
Такое издание отличается от печатного и по своему внутреннему оформлению, и по внешнему виду. Разумеется, можно взять какую-либо печатную книгу и преобразовать ее в электронное издание. Тогда текст будет находиться не на листах бумаги, а в памяти компьютера. Если еще при этом использовать звук, видео, анимацию, гиперссылки, то это уже будет иное по своей структуре издание.
Таким образом, отличие электронных изданий от печатных в том, что в первых есть возможность создавать и воспроизводить информацию в разнообразных формах, которые нельзя применить в печатных книгах. Хранится такая информация на магнитных дисках.
Электронные издания распространяются или с помощью компакт-дисков, или через сеть Интернет. В настоящее время существует большое количество Web-сайтов электронных изданий. Это и каталоги, и справочники, и учебная литература, и тексты художественных книг, и другая разнообразная информация.
Комплексные занятия с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности обучающих, стимулируют их способности к образованию и самообразованию.
Выбранная тема курсовой работы «Разработка электронного учебного пособия по дисциплине «Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях»» для овладения навыками создания электронно-информационных ресурсов является актуальной как из-за потребности в таком электронном учебнике, так и из-за малого количества учебников по этой дисциплине.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сбор и анализ учебного материала по дисциплине «Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях» в соответствии с учебным планом университета;
- изучение и анализ имеющихся программных средств для создания электронных учебников;
- создание электронного учебника по дисциплине «Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях».
Научная и практическая ценность работы заключается в создании электронного учебника для изучения курса по дисциплине «Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях».
Электронный учебник является универсальной и необходимой формой для обучения студентов, так как он:
- облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, способов подачи материала;
- допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
- освобождает от объемных вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
- предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
- играет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.
1 Методика проектирования и использования электронного учебника в процессе обучения
1.1 Электронный учебник как средство самообразования
Давно была обнаружена зависимость, между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около четверти его объёма, если информация была представлена визуально – около трети, при комбинированном воздействии (зрительном и звуковом), запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение материала повышалось до 70%. Активные методы обучения, используемые в электронных учебниках применяют эту зависимость. Основное отличие электронного учебника от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между студентом и компьютером [2,с.18].
Электронным учебником называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса.
Электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма предоставления нового материала. Кроме этого, электронный учебник может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно – это и программное обеспечение по предоставлению знаний и по их контролю. Электронный учебник представляет собой совокупность параграфов определенных типов. Эти типы – определения, теоремы, пояснения, примеры, доказательства, алгоритмы и др.
Этот способ предоставления информации может быть широко использован в учебных дисциплинах, в которых присутствует описательная информация: география, история, в определенной степени – литература, представление различных экспериментальных установок (физика и химия) и др.
Электронный учебник, содержащий учебные материалы для самообразования, разделен на независимые темы, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, что способствует индивидуализации процесса обучения, т. е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем.
Одной из разновидностей обучающих систем являются гипертекстовые системы обучения.
Гипертекст, как подход к управлению информацией, отличается от других подходов тем, что основной вид деятельности пользователя при работе с ним состоит не столько в поиске нужной информации, сколько в ознакомлении с определенным предметом посредством просмотра ряда информационных фрагментов, связанных между собой по смыслу. Ознакомление осуществляется в определенной последовательности, обусловленной целями пользователя. Возможность варьирования последовательности ознакомления с содержанием гипертекста, в отличие от линейного текста, осуществляется за счет разбиения информации на фрагменты (темы) и установления между ними связей, как правило, позволяющих пользователю перейти от изучаемой в текущий момент темы к одной из нескольких связанных с ней тем. Очевидно, что большей гибкостью в смысле удовлетворения различных целей пользователей обладает гипертекст с большим количеством связей между темами. Таким образом, электронный учебник должен, сохраняя все возможности обычных учебников, обладать принципиально новыми, по сравнению с ними, качествами, включающими элементы гипермедиа и виртуальной реальности, обеспечивающими высокий уровень наглядности, иллюстративности и высокой степени интерактивности, обеспечивать новые формы структурированного представления больших объемов информации и знаний, возможности эффективного поиска требуемой информации.
1.2 Основные этапы проектирования электронного учебника
В проектировании электронного учебника можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию и реализацию.
Идентификация включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов. На этом этапе определяются состав рабочей группы, при необходимости решаются вопросы дополнительной подготовки: для педагогов – в области информационных технологий, для программистов – по вопросам, связанным с особенностями представления дидактических материалов конкретной предметной области.
Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут предоставлены в электронном учебнике (текст, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними.
Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования электронного учебника, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе электронного учебника. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с электронным учебником.
Реализация проекта подразумевает перевод формализованных методов решения дидактических задач в окончательную схему – сценарий действий электронного учебника – в качестве автоматизированной обучающей системы, особенности которой определяются выбранными для ее реализации информационными технологиями [4,с.126].
Разрабатываемый электронный учебник предназначен для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Биохимия». Его создание имеет своей целью предоставить студентам, изучающим курс биохимии, весь теоретический материал, предусмотренный программой.
Принципы изложения учебного материала в условиях компьютерного обучения приобретают все большее значение по мере того, как возрастают возможности компьютера в предъявлении и интерпретации разных типов разнообразной информации и углубляется понимание наиболее рационального использования мультимедийного представления информации. Современный компьютер обладает большими возможностями в применении разнообразных типов информации. Это и текст, и чертежи, и графика, и анимация, и видео изображения, и звук, и музыкальное сопровождение. Эффективное использование различных типов представления информации с учетом психологических особенностей ее переработки позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса.
При построении интерфейса обучающей системы необходимо учитывать достижения теории дизайна. Это, прежде всего, касается таких основных принципов теории живописи, как пропорция, порядок, акцент, единство и равновесие.
Принцип пропорции касается соотношения между размерами объектов и их размещением в пространстве. Организуя данные на экране дисплея, необходимо стремиться к тому, чтобы логически связанные данные были явно сгруппированы и отделены от других категорий данных. Функциональные зоны на дисплее должны разделяться с помощью пробелов и других средств: разные типы строк, ширина, уровень яркости, геометрическая форма, цвет. Для сокращения времени поиска табличные данные должны разделяться на блоки. Необходимо учитывать, что плоскость теплых цветов обычно кажется больше, чем холодных. Разбиение на блоки, использование пробелов, табуляции, ограничителей, а также варьирование яркости цвета групп данных – важнейшие средства упорядочения графической информации.
При размещении данных необходимо помнить о правиле «золотого сечения», в соответствии с которым объекты, привлекающие внимание, лучше размещать в разных третях изображения, а не группировать в центре.
Порядок, означает такую организацию объектов на экране дисплея, который учитывает движение глаза. Установлено, что глаз, привычный к чтению, начинает движение обычно от левого верхнего угла и движется вправо-влево по экрану к правому нижнему. Поэтому начальная точка восприятия должна находиться в левом верхнем углу экрана, а списки для быстрого просмотра должны быть подогнаны к левому полю и выровнены вертикально.
Для облегчения восприятия разные классы информации должны специально кодироваться. Так, связанные, но разнесенные по экрану данные должны кодироваться одним цветом. Цвет можно использовать и для выделения заголовков, новых данных или данных, на которые следует немедленно обратить внимание. В целом организация данных на экране должна облегчать нахождение подобий, различий, тенденций и соотношений.
Акцент – это принцип выделения наиболее важного объекта, который должен быть воспринят в первую очередь. При соблюдении этого принципа взгляд учащегося привлекается к зоне акцента. Для создания такого акцента можно использовать разнообразные средства: размещение важных сообщений в центре поля, отделение их от остальной информации свободным пространством, применение яркого цвета. Следует избегать излишних украшений, злоупотреблений цветом, избыточного кодирования и большого объема вводимой информации. Рекомендуется, например, использовать не более 90% площади экрана.
Подсказки необходимо специально выделять с помощью цвета. Для них желательно отвести определенную зону экрана.
Необходимо выделять критическую информацию, необычные данные, элементы, требующие изменения, сообщения высокого приоритета, ошибки ввода, предупреждения о последствиях команды и т.п. Для того чтобы привлечь внимание учащихся к основному объекту, целесообразно использовать цветовое пятно: самым ярким цветом изображается основной объект, остальные его части – дополнительным. Если цветовая гамма строится без учета психологии восприятия рисунка, это затрудняет выделение главного, приводит к утомлению зрения.
Нужно учитывать, что светлые цвета на темном фоне кажутся приближенными к зрителю, а темные на светлом – удаленными. В тех случаях, когда речь идет об эвристических рекомендациях, цвет можно согласовывать с обычным изображением: красный – запрет, зеленый – рекомендация, желтый – предосторожность.
Принцип единства требует, чтобы элементы изображения выглядели взаимосвязанными, правильно соотносились по размеру, форме, цвету. С этой целью необходимо позаботиться об упорядочении организации данных. Они могут быть организованы последовательно, функционально, по значимости. При этом учащегося следует ознакомить с принципом расположения данных.
Для передачи разграничения нужно использовать контрастные цвета, а для передачи подобия – похожие, но различные. Представление информации должно быть унифицированным и логичным.
Для достижения единства изображения в целом используются рамки, оси, поля. Впечатление единства группы создает свободное пространство вокруг них. Считается, что уравновешенное изображение создает у пользователя ощущение стабильности и надежности, а неуравновешенное вызывает стресс.
Для правильного распределения визуальной тяжести на экране дисплея необходимо помнить, что любой хроматический цвет должен быть зрительно тяжелее, чем ахроматические – белый и черный; большие предметы зрительно тяжелее маленьких; черное тяжелее белого, неправильные формы тяжелее правильных.
Принцип равновесия (баланса) требует равномерного распределения оптической тяжести изображений. Поскольку одни объекты зрительно воспринимаются как более тяжелые, а другие как более легкие, необходимо распределять эту оптическую тяжесть равномерно по обеим сторонам изображения.
Информация не должна скапливаться на одной стороне экрана, логические группы информации должны продуманно размещаться в пространстве, заголовки хорошо центрироваться.
Несмотря на то, что большинство учащихся воспринимает информацию на слух хуже, чем с помощью зрения, все же не следует игнорировать использование звука даже тогда, когда усвоение речевых навыков не является целью обучения. Однако при этом следует иметь в виду, что время переработки звуковой информации больше, чем зрительной, и многократное обращение к ней более затруднительно, чем к зрительной информации.
Для эффективного применения звука необходимо четко представить, с какой целью он используется, например, для лучшего усвоения произношения или чтобы обратить внимание на некоторые аспекты изучаемого материала, использовать его для активации познавательной деятельности учащихся, для стимулирования его внутреннего диалога. Звуковые реплики могут быть с успехом применены и с целью организации вспомогательного диалога.
Создание хорошо спланированной и продуманной обучающей системы, которая отвечала бы всем психологическим и психопедагогическим требованиям, невозможно без учета этих принципов. Современное развитие компьютерных технологий снимает все больше и больше технических ограничений, позволяет глубже учитывать принципы дизайна и построения подобных систем. В ближайшем будущем можно ожидать появления обучающих компьютерных систем нового поколения, в которых описанные принципы изложения будут являться основополагающими [3].
2 Создание электронного учебного пособия по дисциплине «Компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях»
2.1 Анализ программных средств для создания электронных книг
Перед тем, как перейти к созданию электронного пособия, ознакомимся и проанализируем некоторые из доступных электронных оболочек для создания электронных книг.
Ebook Edit Pro - одна из лучших программ для компилирования электронных книг (eBook) и их защиты со всем необходимым набором инструментов для компиляции из готовых HTML страниц.
Чем хороша программа eBook Edit Pro:
- лёгкость и простота использования, интуитивно понятный интерфейс;
- мгновенная компиляция проекта;
- супербыстрое сжатие с повышенной компрессией данных;
- собственные окна-сообщения "Приветствие" и "Закрытие" в скомпилированной книге;
- создание общих паролей;
- создание индивидуальных паролей для каждого ПК в отдельности на основании аппаратного кода компьютера (зарегистрированный пользователь вашей электронной книги не сможет передать её другому со своими регистрационными данными - книга не запустится);
- задание ограничений на использование (запрет/разрешение печати, копирования текста, ограничения срока действия - "trial" + "demo" скрытие части книги в незарегистрированной версии);
- собственные изображения кнопок и подписи к ним (на любом языке) на навигационной панели;
- использование собственного логотипа (с гиперссылкой) в навигационной панели + собственного значка (иконки) проекта;
- собственное всплывающее изображение при открытии ...и множество других полезных функций и достоинств.
eBook Maestro - это универсальная программа для создания цифровых информационных продуктов (таких как электронные книги, презентации, журналы, альбомы, галереи, руководства, оффлайн web-сайты, отчеты, тренировочные курсы, тесты, опросники и т.д.).
Электронные книги, создаваемы с помощью eBook Maestro, могут содержать и открывать любые типы файлов: HTML страницы, графические файлы, Flash файлы, Java скрипты, VB скрипты, каскадные таблицы стилей (CSS), звуковые файлы, видео файлы, и т.д.
Интерфейс электронной книги полностью настраиваемый. Вы можете менять любую деталь пользовательского интерфейса, включая полосу управления, меню поиска, иконку программы и т.д.
Для отображения страниц используется движок визуализации IE. Это гарантирует, что все отображается без искажений и с поддержкой всех возможностей Internet Explorer.
SbookBuilder - программа, позволяющая упаковывать директории с файлами HTML, картинками и звуком в формат EXE. В таком виде удобно распространять книги, руководства. Есть поддержка печати выбранных страниц, предпечатного просмотра. Можно устанавливать для EXE собственную иконку, защиту паролем, применять для оформления стили CSS и др. Имеется функция поиска. Недостатком данной программы является англоязычный интерфейс.
SunRav BookOffice - пакет, состоящий из двух программ: SunRav BookEditor - программа для создания и редактирования книг и учебников и SunRav BookReader - программа для просмотра книг и учебников.
Программная реализация электронного учебника в среде SunRav BookEditor может состоять из неограниченного количества глав, разделов и подразделов и осуществляется с помощью встроенных автоматизированных средств разработки, к которым относится возможность: создавать электронный курс в виде EXE файлов, в CHM, HTML, PDF форматах, а так же в любых других (используя шаблоны). Предусмотрена возможность распространения на CD и DVD дисках вместе с бесплатной программой для просмотра, которая может озвучивать книги, автоматически пролистывать страницы, читать текстовые, HTML, RTF и MS Office документы. Также предусмотрена возможность читать и записывать ZIP архивы.
К основным возможностям среды SunRav BookEditor относятся:
- создание текста с различными визуальными эффектами (различные шрифты: жирные, наклонные, подчеркнутые, перечеркнутые символы, а так же символы с чертой над ним, подстрочные и надстрочные индексы и т.д.);
- работа со стилями текста;
- создание параграфов с различными визуальными эффектами: нумерованные или не нумерованные или алфавитные списки, бордюры, цвет фона, выравнивание, отступы, межстрочные интервалы и т.д.;
- использование изображений и любых OLE-объектов;
- использование таблиц, таблицы могут быть вложены друг в друга;
- использование аудио- и видео- файлов;
- использование GIF анимации;
- использование различных стандартных элементов Windows: кнопки, списки, выпадающие списки, радиогруппы и т.д.;
- экспорт и импорт разделов в форматах HTML и RTF;
- импорт всех документов форматов HTML, RTF, TXT из выбранной директории;
- экспорт и импорт разделов из (в) файлы MS Office: DOC, XLS и т.д.;
- работа с файлами формата CHM: импорт книг из этого формата и компиляция в этот формат, например, для создания файлов со справочной информацией;
- использование различных ссылок для навигации по электронному курсу и запуска со страниц электронного курса различных внешних документов и программ;
- интеграция с пакетом SunRav TestOffice Pro позволяет создавать в электронном курсе ссылки на тесты и обучаемый сможет пройти тестирование во время обучения;
- быстрый просмотр создаваемого электронного курса в программе SunRav BookReader в режиме обучаемого.
После анализа электронных оболочек, мною был сделан выбор в пользу SunRav BookOffice, по ряду причин, которые, на мой взгляд, являются неоспоримыми преимуществами по отношению к другим программам.
Одним из преимуществ является то, что с помощью этой оболочки, возможно использовать всю мощь современных мультимедийных форматов: аудио и видео файлы, изображения (PNG, JPEG, GIF (включая анимированные), Flash, любые OLE объекты и т.д.
Немаловажной деталью является то, что программа для создания и редактирования (SunRavBookEditor) оборудована встроенной системой проверки орфографии (никакие дополнительные библиотеки/программы не нужны).
2.2 Разработка структуры электронного пособия
Предлагаемый компьютерный учебник разбит на несколько законченных взаимосвязанных фрагментов, каждый из которых обладает определенной функцией и визуально представлен отдельным модулем. В дальнейшем будем называть их блоками. Итак, в учебнике существуют следующие блоки:
- "Теоретический материал", в состав которого входит теоретический материал изучаемой дисциплины. Каждый раздел блока подразделяется на параграфы для более детального ознакомления с изучаемым материалом.
- "Контрольный рубеж", включающий в себя тестирование по пройденной главе. В этом блоке предусмотрена оценка, процента усвоения материала, обучающегося. Блок содержит набор тестовых заданий в соответствии с материалом, изложенным в блоке "Теоретический материал". После прохождения тестирования выводится информация о его результатах.
Кроме блоков в электронном учебнике реализована система навигации – ее целью является осуществление перемещения пользователей по учебнику: обращаться к оглавлению, к главам, параграфам или тестовым заданиям.
Навигация между разделами электронного учебника и между блоками осуществляется с помощью гиперссылок. Взаимосвязь между разделами осуществляется через содержание, согласно которому обучаемый может перейти к любому разделу учебника.
2.3 Разработка содержания по разделам и темам учебного пособия
Разрабатываемое электронное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по изучению компьютерных технологии в медико-биологических исследованиях в рамках образовательного курса высшего учебного заведения. Его создание имеет своей целью предоставить студентам, изучающим курс весь теоретический материал, предусмотренный программой курса, а также тестовые задания для проверки.
Электронное пособие включает в себя 31 тему:
- 1 Введение. Определение интерфейса. Определение человекоориентированного интерфейса.
- 2: LPT -порт
- 3: Передача данных
- 4: COM - порт
- 5 :Беспроводные интерфейсы
- 6: Шины USB и Fire Wire
- 7: Шины SCSI
- 8: RAID - массивы
- 9: Интерфейсы электронной памяти
- 10:Каналы передачи данных
- 11:Линии передачи данных
- 12: OSI модель
- 13: CAN интерфейс
- 14: I2C
- 15: Физический смысл интерфейсов
- 16: Организация интерфейсов
- 17: Интерфейс PCI
- 18: Интерфейс JTAG
- 19: SPI интерфейс
- 20: DVI-цифровой видеоинтерфейс
- 21: HDMI интерфейс
- 22:Устройство Компьютера. Состав Системного Блока
- 23: Операционные системы
- 24:MS DOS
- 25:Unix
- 26: ОС WINDOWS
- 27: Многозвенные медицинские приложения
- 28:Телемедицина
- 29: Больничные информационные системы
- 30:Информационные технологии в онкологии
- 31:Компьютеризированные медицинские системы
2.4 Создание электронного пособия с помощью инструмента SunRavBookEditor
Электронный учебник реализован, используя пакеты программ SunRav BookOffice и SunRav TestOffice Pro . SunRav BookOffice - это набор инструментов, предназначенный для создания и редактирования электронных книг. В его состав входят модуль создания книги SunRav BookEditor и инструмент для чтения SunRav BookReader. SunRav TestOffice Pro – это набор инструментов, предназначенных для создания и редактирования электронных тестов. В его состав входят модуль создания тестов tMaker, модуль создания, редактирования и удаления пользователей tAdmin и инструмент для чтения тестов tTester.
Разработчиком является компания SunRav Software.
Написание любой книги, как правило, начинается с оглавления. В SunRav BookEditor панель «Содержание» находится слева, в ней возможно создание неограниченного количества глав, разделов и подразделов. Их упорядочивание осуществляется с помощью кнопок-стрелок или простым перетаскиванием мыши. Каждому разделу присваивается отдельный идентификационный номер (ID) в десятичном формате, чтобы на него настраивались гиперссылки; также у них можно выбрать иконку [5].
Рис. 2.4.1 Содержание электронного пособия
Создав структуру книги, можно приступить к ее непосредственному наполнению. Следует знать, что каждая страница состоит из трех частей – заголовок, основное содержание и нижний колонтитул. Первая и третья составляющая остаются неизменными для всех глав – обычно это название
(сверху) и дополнительная информация (снизу). Они не имеют ограничений по объему и редактируются каждая в своей панели. Редактор содержания занимает большую часть экрана, и в нем происходит заполнение страницы информацией. Его функционал достаточно типичен: можно отрегулировать ширину полей страницы и воспользоваться панелью визуального редактирования. Возможно выполнение стандартных операций: вырезать-вставить-отменить, выбрать и выделить шрифт, изменить его цвет, центрировать текст, вставить списки и отступы. Возможно сохранение и использование различных стилей – их перечень отображается в правой панели. На страницу возможно добавление фонового изображение, которое будет располагаться по центру, растягиваться или отображаться иным образом.
Рис. 2.4.2 Содержание окна редактора
Гиперссылки – это связывающие нити электронного учебника, они позволяют установить взаимосвязь между информационными блоками в содержании. В SunRav BookEditor на них сделан большой упор.
Ссылки здесь бывают трех типов: на определенную главу в книге, на веб-адрес или локальный файл, на тест, созданный с помощью другой программы SunRav TestOffice Pro. Гиперссылки внутри книги могут создаваться с использованием закладок, которые являются еще одним способом выделения текста: например, вы можете ввести на одной странице несколько понятий и выделить их как отдельные закладки, чтобы в дальнейшем ссылаться на данные термины. При создании ссылки присутствует интересная возможность сделать ее всплывающей: обучающимся не придется переходить на другую страницу, чтобы прочитать необходимую информацию – она будет отображаться внутри всплывающего окошка, цвет и стиль которого можно настроить (одиночный, изменяемый, диалоговый, инструментальный). Еще одна полезная функция – это возможность создавать текстовые подсказки, которые будут появляться возле выделенного слова при наведенном курсоре (кстати, текст с подсказкой выделяется зеленым цветом). Таким образом, учащиеся всегда смогут повторить нужные термины.
Для того чтобы создать гиперссылку необходимо в соответствующем окне «Гиперссылка» написать текст гиперссылки, в поле «Цель» указать имя файла документа или программы или их расположение, выставить желаемые параметры гиперссылки.
Рис. 2.4.3 Создание гиперссылки
Помимо текста и гиперссылок, в содержание страницы можно вставить большое количество других объектов: символы, таблицы, изображения, аудио, видео, GIF-анимацию, флэш-ролики (формат SWF), OLE-объекты, линии, разрывы страницы, различные интерактивные элементы (программируемые радиокнопки, формы ввода и др.); также поддерживается импорт различных текстовых файлов
Рис 2.4.4 Доступные для вставки объекты
Для контроля уровня усвоения учебного материала существует возможность дополнить электронное пособие контрольными тестами, которые создаются, редактируются и исполняются с помощью программного пакета SunRav TestOffice Pro.
Для создания тестов запускаем модуль tMaker.
Рис. 2.4.5 Содержимое окна программы tMaker
Существует два различных способа создания тестов:
- Ввод вопросов и вариантов ответов непосредственно в программе tMaker, используя встроенный текстовый редактор.
- Ввод вопросов и вариантов ответов в текстовом редакторе и последующий их импорт из программы tMaker.
Рис. 2.4.5 Содержимое окна редактора тестов
Для того, чтобы тест соответствовал определенным требованиям, его нужно настроить. Настройка теста сводится к выбору определенных параметров и вводу некоторых значений. Настройка производится в специальном окне, вызываемом нажатием клавиши F10 или пунктом меню Окна/Параметры. Далее описаны все свойства теста.
Название - в этом поле необходимо ввести название теста. Именно эта строка появится в списке тестов программы tTester при выборе теста. Именно эта строка будет фигурировать в списке пройденных пользователем тестов. Это поле должно быть заполнено.
Тип теста - определяет то, как будет вестись подсчёт набранных пользователем баллов.
Автор - в этом поле можно ввести автора теста.
В группе «Сообщения» расположены флажки, отвечающие за то, каким образом программа tTester будет реагировать на ответы пользователя.
Правильно - если этот флажок помечен, то программа выдаст пользователю сообщение, текст которого будет задан в строке ниже.
Неправильно - если этот флажок помечен, то программа выдаст пользователю сообщение об ошибочном ответе. Вид этого сообщения зависит от других флажков.
Показать результаты - определяет, нужно ли показывать пользователю окно с результатами по окончании тестирования.
Показать количество баллов - определяет нужно ли показывать пользователю в его результатах количество набранных им баллов.
Ограничение времени тестирования - определяет количество времени, отведенное на тест. Если пометить этот флажок, то станет доступным редактор времени, расположенный ниже. В нем нужно ввести необходимое время (часы, минуты).
Пароль для редактирования - позволяет ограничить просмотр/редактирование теста в программе tMaker.
Пароль для тестирования - позволяет ограничить тестирование по этому тесту, удобен для предотвращения тренировочного тестирования (тестирование, с целью узнать правильные ответы).
Привязка тестовых заданий к электронному пособию осуществляется с помощью гиперссылок. Где в поле «Цель» указываем путь к файлу теста[5].
Рис. 2.4.6 Гиперссылка на тестовое задание
Необходимо помнить, что привязывая тесты или мультимедийные файлы через гиперссылку, мы указываем путь к файлу, который находится не в самой электронной оболочке. Из этого следует, что если мы меняем место хранения файлов тестов или аудио/видео файлов, мы должны поменять путь к файлу в гиперссылки, иначе они просто не будут работать. Для этого необходимо выделить гиперссылку, чей путь вы хотите изменить, и в вызванном окне по настройке гиперссылок, как показано выше, указать новый путь файла теста либо мультимедийного файла.
3 Правила пользования электронным учебным пособием с помощью инструмента для чтения SunRav Bookreader
Инструмент для чтения электронных книг SunRav BookReader обладает широкими функциональными возможностями. При просмотре учебного пособия вы можете:
- включить автопрокрутку и наслаждаться просмотром не притрагиваясь к клавиатуре - текст сам будет прокручивать (вы можете всегда отрегулировать скорость прокрутки).
- включить показ древовидного содержания книги для быстрой навигации по ее разделам и главам или отключить его для того, чтобы максимальное количество информации поместилось на экран (или включить полноэкранный режим - без меню, содержания и панели управления).
- во время чтения книг и учебников вы можете не использовать мышь - вся навигация может осуществляться с помощью клавиатуры.
- во время чтения вы можете добавлять главы в «Избранное» и возвращаться к ним по мере надобности.
- индексный и полнотекстовый поиск по всей книге поможет быстро найти нужный текст в книге.
- папка «Избранное» поможет организовать наиболее часто просматриваемые главы и книги в одном месте, сделав доступ к ним максимально быстрым и удобным.
- в любой момент увеличить или уменьшить шрифт книги, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтов, используемых в книге (т.е. соотношение между различными размерами шрифтов останется тем же).
Рис. 3.1 Содержимое окна SunRavBookReader
Для того, что бы приступить к чтению книги вам нужно: Нажать кнопку на панели в верхней части программы или выбрать пункт меню «Файл/Открыть...», или нажать комбинацию клавиш Ctrl+O.
Если документ содержит описание, то после того, как вы его откроете появиться окно с этим описанием. Если вы, прочитав описание, не захотите далее ознакомиться с содержанием этого документа, то нажмите кнопку «Отмена» в нижней части окна или клавишу Backspace на клавиатуре. Если же вы захотите начать чтение, то нажмите кнопку «ОК» или клавишу ENTER. После этого можно приступать к просмотру.
В левой части главной формы программы находится содержание книги, организованное в древовидную структуру. Его можно скрыть, отжав флажок или клавишу F10 на клавиатуре или показать его повторно нажав те же кнопки и клавиши.
Книга поделена на разделы, которые образуют древовидную структуру.
Эта структура находится в левой части основного окна программы. В правой части находится окно просмотра содержимого главы (раздела). Для того, чтобы посмотреть какую-либо главу (раздел) просто щелкните по ее названию в дереве слева. Если глава имеет разделы (подразделы), то для того, чтобы посмотреть их список просто щелкните по значку «+». После этого вы увидите список разделов выбранной главы. Щелкните по названию раздела мышкой, чтобы увидеть его содержимое.
Кроме выбора главы (раздела) мышкой, можно использовать клавиатуру. Клавишами вверх и вниз на клавиатуре можно посмотреть предыдущую и следующую главу соответственно. Клавиша вправо, если стоит на главе имеющей разделы и эти разделы скрыты, откроет список разделов, а клавиша влево закроет его (если список раскрыт).
Программу SunRav BookReader можно запускать с различными параметрами. Это позволит более гибко настраивать поведение программы. Ниже описаны эти параметры:
BookFileName.srb- запускает программу и сразу открывает книгу BookFileName.srb.
Параметр |
Действие |
/testerTesterFullPath |
Определяет месторасположение программы tTester. Например, /tester "C:\Program Files\TestOfficePro\tTester\tester.exe" |
/chapterchapter |
при открытии книги сразу показывает раздел (главу) chapter. Имеет смысл только если задано имя файла. |
/idchapterID |
при открытии книги сразу показывает раздел (главу) ID которой равен chapterID. Имеет смысл только если задано имя файла. |
/themeThemeName |
Устатнавливает визуальную тему программы |
/toc+(-) |
Показывает (скрывает) панель содержания. |
/tbfile+(-) |
Показывает (скрывает) инструментальную панель Файл. |
/tbview+(-) |
Показывает (скрывает) инструментальную панель Вид. |
/tbfav+(-) |
Показывает (скрывает) инструментальную панель Избранное. |
/tbchapter+(-) |
Показывает (скрывает) инструментальную панель Раздел. |
/menu+(-) |
Показывает (скрывает) главное меню. |
/tocimg+(-) |
Показывает (скрывает) иконки в панели содержания. |
/posxVal |
Устанавливает горизонтальную позицию программы в значение Val(в пикселях). |
/posyVal |
Устанавливает вертикальную позицию программы в значение Val(в пикселях). |
/widthVal |
Устанавливает ширину программы в значение Val(в пикселях). |
/heightVal |
Устанавливает высоту программы в значение Val(в пикселях). |
/fullscreen |
Включает полноэкранный режим. |
/tabidxVal |
Устанавливает номер вкладки панели содержания в значение Val(может принимать значения от 0 до 4). |
Вы можете включать автопрокрутку и наслаждаться просмотром, не притрагиваясь к клавиатуре - тест сам будет прокручивать. Для этого нажмите кнопку на панели в верхней части программы или нажмите клавишу F9 на клавиатуре. Чтобы остановить автопрокрутку повторно щелкните по кнопке или нажмите клавишу F9.
Вы можете установить такую скорость автопрокрутки, которая более всего соответствует вашим потребностям. Для этого: установите ползунок регулятора скорости в нужное положение с помощью мышки. При этом, крайнее левое положение ползунка соответствует минимальной скорости, а крайнее правое - максимальной.
Другой вариант изменения скорости: нажмите клавиши Ctrl+PageUp, чтобы увеличить скорость и клавиши Ctrl+PageDown, чтобы уменьшить скорость на один шаг.
Работать с программой можно в двух режимах: обычный и полноэкранный. В первом из них программа выглядит как обычное Windows приложение - с панелью кнопок, меню и содержанием. В полноэкранном режиме панель кнопок и меню отсутствуют, что позволяет разместить максимальное количество текста на экране. Для перехода в полноэкранный режим нажмите клавишу F11 или выберите пункт меню «Вид/Во весь экран» или нажмите кнопку . Для того, чтобы вернуться к обычному виду нажмите клавишу Esc или снова F11.
Вы можете в любой момент увеличить или уменьшить шрифт книги, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтом, используемых в книге (т.е. соотношение между различными размерами шрифтов останется тем же).
Для того, чтобы увеличить размер шрифта нажмите клавишу + на цифровой клавиатуре (справа от основной клавиатуры). Для уменьшения шрифта нажмите клавишу - там же.
Вы можете просматривать электронное пособие, пользуясь как мышью, так и клавиатурой. Ниже приведены комбинации клавиш, используемые в программе SunRav BookReader:
Ctrl+O- открыть файл книги
F2 - поместить текущую главу в Избранное
F4 - включит/выключить озвучивание книги
F5 - перейти на первую главу книги
F6 - перейти на предыдущую по порядку главу книги
F7 - перейти на следующую порядку главу книги
F8 - перейти на последнюю главу книги
Backspace - вернуться главу, с которой Вы перешли по ссылке.
Ctrl+F - найти текст в книге
F9 - включить/выключить автопрокрутку
F10 - показать/скрыть содержание книги
F11 - перейти в полноэкранный режим
Esc - выйти из полноэкранного режима
+ на цифровой клавиатуре - увеличить размер шрифта.
- на цифровой клавиатуре - уменьшить размер шрифта.
Ctrl+F5 - перейти на вкладку Содержание
Ctrl+F6 - перейти на вкладку Указатель
Ctrl+F7 - перейти на вкладку Поиск
Ctrl+F8 - перейти на вкладку Избранное
Ctrl+S - включить режим выделения текста
Ctrl+H - включить режим пролистывания [5].
Заключение
При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно – логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению представленного материала.
Очевидно, электронные учебные пособия предполагают своеобразные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Это один из способов подачи материала совместно с традиционными учебниками, к сожалению, без живого общения обучающего и обучающегося. Однако, вместе с тем, это не просто автоматизация деятельности обучающего и освобождение его от рутинного труда, а поиск и реализация тех форм и методов применения компьютеров, когда он становится партнером обучающего в достижении учебных целей.
Умение учиться всегда было наиболее важным качеством. Электронный учебник дает возможность каждому работать в своем темпе. Никто не торопит, не подгоняет. Для одного этот процесс протекает быстро, а с применением электронного учебного пособия, еще быстрее, при этом задаваемый преподавателем темп зачастую сдерживает его возможности. Для некоторых процесс освоения знаний идет медленнее, чем с преподавателем, при обучении приходится полагаться только на себя. В любом случае, в системе образования знания носят индивидуальный и личностный характер, и важно создать условия для развития способностей личности учиться и самоутверждаться.
В результате соединения информационных и коммуникационных технологий создается новая среда знаний. Приходит время, когда важным фактором становится владение техникой интеллектуальной работы, порождающей творчество.
Значение современных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют собой только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность обучающего. В том, как раскрыть этот потенциал для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий.
Список использованных источников
- Гук М. Аппаратные интерфейсы ПК. Энциклопедия. — СПб.: Питер, 2002. — 528 с.
- Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом«Филинъ»,2003. – 616с.
- Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников. / Л.Х. Зайнутдинова. – Астрахань : ЦНТЭП, 2000, – 364с.
- Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А. Краснова. – М. : МГИУ, 2003. – 223с.
- http://www.sunrav.ru
- http://www.wikipedia.ru
- СТО 02069024.101-2010
Скачать: