Действенность права

0

Автор: energy_***@mail.ru

Курсовая работа : 

"Действенность права"



АННОТАЦИЯ

 

Актуальность данной темы обуславливается тем, что право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает.

Объектом исследования является право, как социальная ценность.

Предметом исследования выступают теоретические положения и проблемы, касающиеся действенности права.

Целью исследования является анализ действенности права в современном российском обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие праву и выделить его признаки;

- описать принципы права;

- раскрыть смысл социального поведения;

- рассмотреть внешние и внутренние факторы регуляторов поведения;

- определить социальную ценность права;

- выявить действенность права;

- охарактеризовать функционирование права.

Научная новизна может быть сформулирована, как исследование особенности действенности права в Российской Федерации.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена возможностью и целесообразностью использования ее результатов в научно-исследовательской деятельности при последующих разработках в вопросе о действенности права в Российской Федерации.

Логическая структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей в себя три раздела, заключения и списка использованных источников.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

5

1          ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ

 

9

 

1.1        Понятие и признаки права                                                                         

9

1.2        Принципы права                                                                            

 

17

2          ОБЩЕСТВО И МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ              

25

2.1   Социальное поведение                                                                         

25

2.2   Внешние и внутренние факторы регуляторов поведения

 

29

3          ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

      ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

34

3.1        Социальная ценность права

34

3.2      Действенность права

46

      3.3   Функционирование права

52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                       

 

58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

61

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы обуславливается тем, что право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает.

Право по своим свойствам — такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию

Право это общественное явление, которое принадлежит не только к числу наиболее важных, но и к числу наиболее сложных явлении. Для того чтобы понять, что же такое право, а так же уяснить какова же его роль в жизни общества, римские юристы делали акцент на том, на то, что право не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Один из них писал, что право употребляется в нескольких смыслах. В первом смысле, право означало то, что «всегда является справедливым и добрым». Во втором смысле право - это то что «полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право.

Мнение о праве менялось со временем и это зависело от развития общества и государства. Стало появляться множество различных теорий и суждений. Стоит отметить, что право возникло не просто так, а на определенном историческом этапе развития общества. Возникновение права было необходимо для урегулирования отношений, которые не могли упорядочить нормы первобытного общества.

Смысл права как социальной ценности - обозначить, что без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, право является важным инструментов регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.

Нормативную правовую базу исследования образует, прежде всего, Конституция Российской Федерации[1], которая в ч. 1 и 2 ст. 15 содержит принцип законности, Гражданский кодекс Российской Федерации,[2] в котором ст. 17 закрепляется принцип равенства сторон в имущественных отношениях, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации,[3] который в ст. 14 закрепляет презумпцию невиновности. Земельный кодекс Российской Федерации,[4] который в ст. 1 закрепляет принцип целевого характера использования земли, а также Трудовой кодекс Российской Федерации,[5] который в ст. 2 содержит принцип свободы труда. В данных нормативно-правовых актах, законодательно закреплены не только принципы права, но и их основная сущность.

Исследования понятия и сущности права, а также права, как социальной ценности, нашли свое отражение в работах российских и зарубежных авторов. Так, теоретической основой исследования служат фундаментальные положения теории государства и права, юридической науки, истории правовых и социальных учений. Исследование осуществлено, опираясь на труды о праве таких отечественных правоведов, как С.С. Алексеев, в своей работе «Теория права»[6], он дает наиболее полное определение понятию права, а также характеризует его особенности. В.С. Нерсесянц, в своем труде «Общая теория права и государства»[7], не только определяет основные признаки права, но и разграничивает их с принципами.

Также, важную роль при написании курсовой работы, сыграли труды Н.Н. Вопленко «Право в системе социальных норм»[8], в котором автор определяет место права в системе социальных норм и описывает основные социальные ценности права. Именно в работе Т.А. Степановой «Основы права»,[9] было наиболее полно дано доктринальное определение праву, как социальной ценности российского общества.

Целью исследования является анализ действенности права в современном российском обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие праву и выделить его признаки;

- описать принципы права;

- раскрыть смысл социального поведения;

- рассмотреть внешние и внутренние факторы регуляторов поведения;

- определить социальную ценность права;

- выявить действенность права;

- охарактеризовать функционирование права.

Объектом исследования является право, как социальная ценность.

Предметом исследования выступают теоретические положения и проблемы, касающиеся действенности права.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа и обобщения нормативно-правовых актов, с помощью которых рассматривается право в системе Российской Федерации. В ходе исследования использованы также такие методы научного познания, как дедуктивный, формально-юридический и др. В частности дедуктивный метод положен в основу курсовой работы, содержание которой строится на принципе от общего - то есть определения понятия права, его признаков и принципов, к частному – рассмотрению действенности права и определению социальной ценности права. Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки и толковать содержание правовых предписаний. Применение комплекса методов позволило исследовать объекты во взаимосвязи и взаимозависимости, выявить определенные тенденции, сделать обобщения и выводы.

Научная новизна может быть сформулирована, как исследование особенности действенности права в Российской Федерации.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена возможностью и целесообразностью использования ее результатов в научно-исследовательской деятельности при последующих разработках в вопросе о действенности права в Российской Федерации.

Логическая структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей в себя три раздела, заключения и списка использованных источников. Так, первый раздел посвящен описанию понятия права и его признаков, в нем также раскрыты основные принципы права. Во втором разделе говорится о социальном поведении человека, его внешних и внутренних факторов регулирования поведения. В третьем разделе раскрывается смысл социальной ценности права, его действенности и функционирования.

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ

  • Понятие и признаки права

 

 Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Три основных подхода к определению его понятия:

а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое «узкое» понимание права);

б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;

в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости. [10]

Социологический и философский подходы дали «широкое» понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознание, и правоотношения, и т.д.

Естественное право основано на идее существования у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, право на счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

Вне зависимости от того или иного подхода к теории права и государства последняя имеет под собой известное мировоззренческое философское основание, произрастает на его почве, воспринимает его как руководство к действию, как метод. Это основание вошло в определение. Кроме того, теория права и государства как фундаментальная юридическая наука интенсивно разрабатывает собственный общий метод анализа государственно-правовых явлений, свой особый, логически непротиворечивый комплекс исследовательских средств, выступающий методологическим фундаментом отраслевых и специальных юридических дисциплин. Этот компонент также представлен в определении. Наконец, специфика разнообразных форм проявлений государственных и правовых процессов и отношений требует специальных методик, способов, приемов.

Подобный инструментарий, отчасти заимствованный из отраслевого юридического знания и многократно доказавший свою плодотворность, также фигурирует в данном определении. Эффективность тех или иных исследовательских средств во многом зависит от избранного подхода в изучении права и государства, а он может быть различным.[11]

Исторический мировой опыт государственно-правового развития, долголетние исследования государственно-правовых реалий во многих странах различными научными школами породили широкое разнообразие подходов в изучении права и государства. Многообразие политико-правовых доктрин (по содержанию, направленности, сущностным характеристикам и т.д.) может быть, тем не менее, сведено к некоторым основным группам, или направлениям. Существуют теории (агностицизм), которые отвергают саму возможность познания права и государства. Если же стоять на точке зрения познаваемости мира, признавать его объективность и способность человека достигать истины, то основное расхождение между различными методологическими школами сведется к водоразделу эмпирического и рационального, исторического и логического.

Эмпирическое и рациональное могут рассматриваться в качестве важнейших основных подходов, двух основополагающих форм научного познания, а также структурных компонентов и уровней научного знания. В основе различения эмпирического и рационального (теоретического) лежит выделение в научном познании, в данном случае познании правовых и государственных явлений и процессов, эмпирических и теоретических исследований. Первое направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, второе связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата государственно-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Оба подхода взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирический подход ориентирован на выявление новых данных наблюдений и эксперимента, он стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. Теоретический подход развивает и конкретизирует рациональное содержание науки, открывает новые перспективы, объясняет факты, обобщает и направляет эмпирические исследования.

Логический и исторический подходы связаны с восхождением науки от абстрактного к конкретному, они определяют порядок и последовательность выработки определений, понятий, категорий, составляющих содержание государственно-правовой теории. Логическое показывает степень понимания исторического, историческое лежит в основании логического. Гегель дал развернутое обоснование единства исторического и логического. Специфика предмета теории права и государства отдает предпочтение логическому подходу. Какой бы подход в изучении права и государства ни применялся, он необходимо учитывает принципиальную философскую мировоззренческую основу, лежащую в фундаменте любой науки. В познании существуют диалектический и метафизический принципы, материалистический и идеалистический методы, гностицизм и агностицизм, монизм, дуализм или плюрализм (в философском, а не в пропагандистском смысле слова).[12]

Традиции академической и вузовской науки теории права и государства на протяжении ряда десятилетий в нашей стране связывали ее с развитием материалистического, исторического, диалектического направлений в его марксистско-ленинском понимании. Однако материализм, диалектика, историзм возникли еще на ранних этапах становления научного знания, последовательно разрабатывались учеными многих поколений и по логике дела должны присутствовать и на его современном этапе.

Философской (мировоззренческой) основой теории права и государства выступает диалектика - т. е. учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. На этом учении строится метод творчески познающего мышления.[13]

Таким образом, следует сделать вывод о том, что на сегодняшний день, при характеристике научных подходов к пониманию права, стоит придерживаться уже устоявшихся теоретических конструкций и, соответственно, трактовать право с узконормативных позиций, с точки зрения широкого понимания и с позиций цивилитарного права. Такая трактовка права будет учитывать не только требования исторической справедливости, но и требования современного рыночного общества и строящегося правового государства в России.

Говоря о признаках права, следует отметить, что это совокупность основных черт права, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования.

Так, к числу основных признаков права, относят:

- государственно–волевой характер, то есть выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни. История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов.

В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.[14]

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирующем значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов.   

По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

- нормативность, то есть выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм. По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».[15]

- взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;[16]

- общеобязательность, так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение. Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

- формальная определенность, то есть выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права. Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

- системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга. Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловленную систему расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

- регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей. Оно осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

- установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства.[17]

Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Доминирующая роль государства вовсе не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности. Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством право отличается от иных социальных регуляторов.

Однако было бы неверным связывать обеспечение права только с государственным принуждением. Его абсолютизация принижает значимость права как меры свободы человека, способного в рамках общественно необходимых границ и ориентиров инициативно преобразовывать окружающую действительность, создавая материальные, духовные и социальные ценности. Ведь основное назначение права состоит в предупреждении и преодолении критических состояний на основе справедливой, на началах равенства, организации общественной жизни. Принуждение используется лишь, в крайнем случае.[18]

Прежде всего, оно обеспечивается комплексом организационных, экономических, информационных, воспитательных и иных мер, способствующих должной реализации правовых предписаний в жизнь. Никаким принуждением не добьешься, реализации правового акта, если не выделены необходимые материальные средства.

Кроме внешних, необходимо выделить внутренние факторы, обеспечивающие реализацию правовых установлений (самообеспечение нрава). К ним относятся различного рода правовые стимулирующие средства (поощрения, рекомендации и т. д.). Устанавливая их, государство оценивает определенное поведение как наиболее благоприятное не только для личности, но и для государства. Такое психологическое воздействие со стороны права сказывается на потребностях, интересах, мотивах и установках человека, меняется ценностная ориентация личности.

Кроме того, внутреннее стимулирование определенной деятельности дополняется внешней поддержкой со стороны заинтересованных сообществ. Для адресатов законодательно закрепляются определенные льготы внешнего характера.[19]

Таким образом, право можно определить как систему общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей. Право, в конечном счете, есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.

 

1.2 Принципы права

Важное значение для правотворческого и правореализационного процессов имеют принципы права, которые воплощают в себе социальную природу права, отражают закономерности его развития и используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения человека в той или иной ситуации.

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.[20]

Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.

Для принципов права характерны следующие свойства:

  1. в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. В известной степени их можно назвать правовыми идеалами, которые в «юридическом сгустке» отражают закономерности развития общества и основные социальные ценности. Они являются связующим звеном между этими закономерностями и действующим правом, отражая его особенности и регулятивные возможности.

Необходимо различать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и характерные для различных элементов правовой системы — правотворчества, юридической ответственности и т. д.);

  1. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то ее содержанием можно пренебречь, не опасаясь государственного принуждения, она остается лишь элементом правовой идеологии;
  2. обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами. Они обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс.

Кроме того, будучи своеобразным аккумулятором правовой информации, принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т.д.). Тем самым они способствуют стабилизации и органичному развитию общественной системы в целом;[21]

  1. отражают своеобразие национальной правовой системы. В своей совокупности они раскрывают не только природу и сущность права, но показывают и специфику той или иной правовой системы, сформированной в определенной социальной среде, ее отличие от иных правовых систем современности;
  2. имеют самостоятельное регулятивное значение. Являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения.

Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.

С.С. Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины), объективной истины, ответственности за вину.[22]

По мнению В.Н. Синюкова, российскому праву свойственны принципы народовластия, верховенства права, федерализма в устройстве государства и строении правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политического, идеологического и экономического плюрализма, гуманизма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, законности, справедливости, ответственности за вину.[23]

Для же правовых систем капиталистических стран весьма важным общим принципом является принцип закрепления свободы предпринимательства и принцип установления и охраны частной собственности. Последнему придается особое значение, ибо с собственностью связывается фактическое положение личности в обществе, ее социальный статус и вся ее частная и гражданская жизнь.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

- справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

- юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает: "Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации"[24];

- гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

- демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;[25]

- единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

- федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

- законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

- сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Особенности принуждения:

а) более жесткий метод воздействия права на субъектов;

б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом;

в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;

г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях (ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации)[26]; в уголовном праве - презумпция невиновности (ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации)[27]; в трудовом праве - принцип свободы труда (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации)[28]; в земельном праве - принцип целевого характера использования земли (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации)[29] и т.п.

Так, простые граждане недостаточно хорошо информированы о содержании большинства нормативно-правовых актов. Однако их правовое сознание достаточно хорошо усвоило общие начала взаимоотношения людей (справедливость, равноправие). Кроме того, принципы права как реально действующие обобщенные правила поведения используются и правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.

Таким образом, принципы права - это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.

Таким образом, подводя итог, следует сказать, что утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает личности доступ к благам и выступает действенным способом ее социальной защищенности.

2 ОБЩЕСТВО И МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

2.1   Социальное поведение

 

Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Социальное поведение - поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.[30]

Социальное поведение личности может быть сформировано в процессе целенаправленного воспитания, в ходе социализации. Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это – система, социально обусловленная языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвуют в общественных отношениях, взаимодействуют с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.

Субъектом социального поведения выступают личность и социальная группа. В социальном поведении особое место занимают социальные действия. Специфика поведенческих социальных действий состоит в том, что они имеют общественное значение. Социальные действия различаются в зависимости от разрешаемых общественных задач (экономических, социальных, развития духовной жизни).

Социальное поведение согласуется с социальными нормами общества. С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим потребительским, манипулятивным, конфликтным и др.

Структура социального поведения:

1) поведенческий акт – единичное проявление деятельности, ее элемент;

2) социальные действия – действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;

3) поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;

4) деяние – совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.[31]

Виды социального поведения личности:

1) по системе общественных отношений:

а) производственное поведение (трудовое, профессиональное);

б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);

в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);

г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);

д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);

е) религиозное поведение;

2) по времени осуществления:

- импульсивное;

- вариабельное;

- длительно осуществляемое.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.[32]

Ритуальное поведение (церемонное) — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека направлены такие формы социального поведения, как:

- кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;

- родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.[33]

Таким образом, подводя тог вышесказанному, необходимо сделать вывод о том, что социальное поведение – это поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

2.2   Внешние и внутренние факторы регуляторы поведения

 

Между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимозависимость. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант.[34]

Усвоение человеком выработанных обществом норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы. С их помощью он предписывает, нормативно задает себе свою личностную позицию в мире социальных отношений и взаимодействий, вырабатывает формы социального поведения, в которых реализуется процесс становления, динамика его личности.

Факторы регуляции поведения:

1) внешние факторы:

а) социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);

б) общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);

в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);

г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);

д) правовые факторы (право, закон);

е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность));

2) внутренние регуляторы поведения:

а) когнитивные процессы;

б) устная и письменная речь;

в) специфические психологические явления (интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);

г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);

д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);

3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение; технологии рекламы и пропаганды и др.).[35]

Внешними факторами выступают окружающая обстановка, которая влияет на состояние и настроение субъекта. Так же внешним фактором выступает личная мотивация человека.

По мнению А.М. Панченко, «довольно часто люди ошибаются в своем первом впечатлении о личности собеседника. Многие работники правоохранительных органов, считают, что во взаимопонимании и расположении к себе собеседника, лежит такая важная вещь, как установление психологического контакта с собеседником».[36]

Есть нечто такое, что помогает юристам, независимо от рода профессиональной деятельности, проявлять   способности, которые принято называть организаторскими. Они оказывают реторсию на деятельность других субъектов, с которыми приходится сталкиваться в процессе профессионального общения. Существует категория качеств, которые значительно снижают организаторские способности. К числу таких, можно отнести повышенную враждебность, стресс, плохое самочувствие, властолюбие, пренебрежительность, излишнюю мнительность, корыстные интересы, манию величия

Кроме личностных качеств, на эффективность деятельности существенную роль играет гармония во внешнем виде, опрятность, грамотность и лаконичность речи. Первое впечатление, как правило – самое важное, оно складывается в течение первых 30 – 40 секунд. Огромное влияние производит внешний вид, так же это может тембр голоса, ритм речи. Вглядываясь в «содержание» человека, можно оценить его интеллект, личностные качества.

Как уже говорилось выше, помимо внешних, существуют и внутренние факторы. Их можно разделить на несколько групп: знания, умения, опыт, поведение, личностные качества.

Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества.

В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей речь. В составе психических процессов специфические регуляционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения.

Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся - аффективные состояния, ожидания, отношения, настроения, тревожность, фрустрация.

Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двух формах — личностные свойства и социально-психологические качества личности. К первым относятся локус контроля, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы. К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся диспозиции, мотивация, социальные потребности, целевые установки, жизненная позиция, ответственность, установка, статус.[37]

К собственно регуляционному блоку психических явлений относится мотивационно-потребностная и волевая сферы личности. Мотивация, мотив, мотивировка осуществляют пусковой механизм регуляции поведения. Основным источником мотивации являются потребности человека. В эмоциональной сфере личности (чувствах, эмоциях, настроениях) осуществляются личностное отношение к происходящему, к самому социальному поведению, оценка событий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей. Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.

Так, подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод о том, что  благодаря взаимодействию, кооперации и солидарности в сообществе появляются некие когнитивные и эмоциональные матрицы поведения, которые интегрируют намерения, ценности, социальные нормы и обеспечивают их соблюдение. Следовательно, рассматривая поведение социального субъекта, его внутренние и внешние приоритетные факторы и стратегии в многоуровневом и многомерном методологическом базисе, мы можем эксплицировать, объяснять, понимать, что происходит и принимать те или иные решения.


 

  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

  • Социальная ценность права

 

Со времен античности и до наших дней в философии  ведутся споры между представителями  различных философских школ и  направлений по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой  вещи или же она – результат  оценивания, продиктованный потребностями  личности и общества.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

Понять социальную ценность права - значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества.[38]

Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего выступает средством:

- регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

- защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

-  обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

- решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

- определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

- утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.

В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором – понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям  произвольного характера.

Ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким  образом, не отделялись от бытия, как  отмечает Н.Н. Вопленко, а рассматривались как находящиеся  в самом бытии.[39]

Сущность ценностей  выводится не из объектов, а из потребностей человека. Обе эти крайние точки  зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. Если согласиться с тем, что ценность – лишь свойство реальности, т.е. явлений природы, общества или культуры, то неизбежно отождествление истины и ценности.

Однако уже Сократ, первым сформулировавший основные вопросы аксиологии: "Что есть благо?", "Что есть справедливость?", продемонстрировал существенные различия между ними. Знание является важным, но не единственным условием достижения блага.

Это объясняется тем, что предметы и явления природы и общества обладают свойствами, осознание которых может осуществляться либо в форме знания о том, что есть, реально существует, либо в форме представления о том, какой должна быть эта реальность, как должен вести себя человек в отношении к природе и другим людям. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.

Достаточно близки по смыслу и такие понятия, как "ценность" и "благо", поскольку оба они имеют положительное значение и иногда даже употребляются как синонимы. В понятии "благо" подчеркивается, что оно есть нечто хорошее, нужное, а понятие "ценность" имеет смысл того, что "благо" люди ценят. В понятии "благо" больше выступает объективная сторона, а в понятие "ценности" – субъективная. Например, когда мы имеем в виду материальные объекты (вещи), понятие "благо" практически совпадает с потребительской стоимостью, полезностью вещи, предназначенной для удовлетворения определенных потребностей; "ценность" же вещи характеризует ее существенные свойства, благодаря которым они включаются в систему социальных отношений.[40]

Помимо сказанного, необходимо также иметь ввиду, что относительность ценностей имеет свои определенные пределы, которые, с одной стороны, зависят от объективных свойств оцениваемых объектов, а с другой – от конкретных потребностей общества и его граждан. При отсутствии у явления качеств, объективно необходимых для удовлетворения потребностей граждан, его трудно считать ценностью, по крайней мере, общественно значимой. Но и объективно присущие явлению полезные качества его взаимодействия с гражданином, соответствия его интересам, целям и потребностям еще не делают объект ценностью. Только в человеческой деятельности потенциальная ценность явления получает свое актуальное существование.[41]

Ценности в широком смысле слова являются предельными  основаниями актов сознания и  поведения людей в ситуациях, требующих выбора. Эти ценности у  человека начинают складываться практически  с рождения, когда его поощряют за одни поступки и наказывают за другие, когда он получает удовольствие в  одних ситуациях, а в других чувствует  боль, страх и обиду.

В работе А.А. Черепанова и А.Г. Литвиненко указывается, что структура ценностей каждого человека продолжает формироваться в процессе социального взаимодействия на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно в период до 15-20 лет. Эта структура, отмечается в работе, подобно отпечаткам пальцев, специфична для каждого отдельного человека, но, сравнивая систему ценностей, имеющуюся у множества людей, можно выделить группы людей, у которых есть сходство определенных ценностных подсистем.[42]

На основе этого сходства в ценностных структурах мы можем выявить в обществе соответствующие группы людей и фиксировать их отличие друг от друга. Причем параметры группировки мы можем задавать произвольно, в зависимости от того, какой именно вопрос нас интересует.

Поскольку ценностная ориентация человека не является жестко заданной раз и навсегда, то в  различные моменты времени доминировать могут разные группы ценностей, и каждый человек, таким образом, потенциально может являться представителем различных укладов и социальных групп.

Изменение доминанты  может происходить как под  действием случайных обстоятельств, случайного изменения внешней обстановки, так и в результате целенаправленного внешнего воздействия.

Понятие ценности многогранно, и поэтому в понимании сущности этого феномена Л.Г. Почебут выделяет два аспекта. Первый аспект – рассмотрение ценности как значения того или иного предмета либо явления для человека. Ценность характеризует качество данного предмета. Второй аспект – это понимание под ценностью самого явления (материального или идеального), имеющего значение для человека.[43]

Осмысленность ценностей, по словам В. Франкла, придает им объективный универсальный характер. Он понимал под ценностями личности "универсалии смысла", т.е. смыслы, присущие большинству членов сообщества, всему человечеству на протяжении его исторического развития. Человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности.[44]

Таким образом, ценности, по мнению ученых, это все, что наделено общим смыслом. Ценности права представляют собой важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека к праву. Анализ ценностей права может достоверно определить изменения, происходящие в правоведении в результате исторических, политических, экономических, социальных и иных преобразований. В сознании личности ценности права представлены в виде понятий, способных стимулировать проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

Понять социальную ценность права - значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества.

Ценности – ϶ᴛᴏ специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

В первую очередь, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и неϲʙᴏбоды.[45]

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, так как препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание ϲʙᴏбоды и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, ϲʙᴏбодная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить ϲʙᴏи ценностные ϲʙᴏйства.

Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего, выступает средством:

- регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

- защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

-  обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

- решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

- определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

- утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.[46]

Социальная ценность права имеет две стороны:

Инструментальная  ценность права, выражается в  том, что право полезно для  общества, государства и отдельных  индивидов, как регулятор общественных  отношений (инструмент воздействия  на общественные отношения), т.е.  как инструмент социального регулирования,  право это ведущий основной  регулятор общественных отношений.  Право полезно, прежде всего,  для государства, т.к. оно является  государственным регулятором общественных  отношений. С помощью позитивного  права государство создает в  обществе необходимый для себя  порядок. Однако право как инструмент  социального регулирования может  быть полезным не только для  государства, но и для общества  в целом, для каждого отдельного  индивида.[47]

Социальная ценность  права выражается в том, что  право изначально, по своей природе,  как мера и гарант свободы  для каждого отдельного индивида. Социальная ценность проявляет  себя там, где позитивное право  основано на естественном праве.  В этом случае позитивное право  призвано не только определять  границы поведения индивида, но  и защищать, обеспечивать его  свободу, права и интересы. Право  призвано быть мерой справедливости.[48]

Такая ценность права, обуславливается прежде всего тем, что является общесоциальной востребованностью права, т.е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека; а также инструментальной востребованностью права, т.е. использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях.

Можно отметить следующие  основные проявления социальной ценности права:

1) Право обладает, прежде всего, инструментальной  ценностью. Оно придает действиям  людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность и тем самым носит элементы упорядочения в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно организованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

2) Ценность права  заключается в том, что оно,  воплощая общую волю участников  общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3) Ценность права  определяется и тем, что оно  является выразителем и определителем  (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы и меру этой свободы.

Право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем, такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп. Право и свобода неотделимы друг от друга. [49]

Справедливо поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода.

4) Ценность права  состоит также в его способности  быть выразителем идеи справедливости. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и прочее. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость.

Попутно заметим, что  справедливость в представлениях людей  всегда увязывалась с правом. В переводе с латинского "право" и "справедливость" близки по значению. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.[50]

5) Ценность права  заключается и в том, что  оно выступает мощным фактором  прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

6) Несомненно, что  в нынешних условиях право  приобретает поистине планетарное  значение.

Правовые подходы  являются основой и единственно  возможным цивилизованным средством  решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право – действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.[51]

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

  1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц.

Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

  1. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.[52]
  2. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

  1. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).[53]

Так, подводя итог вышесказанному, следует сказать, что в юридической литературе выделяют ценности права и ценности в праве. Так, под ценностями в праве понимаются те ценности, которые правом интегрированы. Право в данном случае соединяет этические, политические, экономические, мировоззренческие и иные элементы социальной культуры. Ценности права  – это ценности, "олицетворенные правом полностью или частично.

3.2 Действенность права

 

Одна из тенденций развития правовой системы в период перестройки — повышение социальной ценности и эффективности правового регулирования. Правовое государство немыслимо без хорошо отлаженного и четко работающего механизма юридического воздействия.

Действенность указывает на эффективность нормы права или всего правопорядка, его реальную способность подчинять своим правилам поведение субъектов. Существует множество показателей эффективности права, среди которых доверие населения к правовым институтам, количество совершаемых правонарушений и их раскрываемость и проч. С каждым из данных показателей связано множество нюансов, например, корреляция между количеством правонарушений и эффективностью права не всегда оправдывает себя.[54]

Эффективность есть то, как реализуется социальная ценность права есть степень достижения ценности. Социальная ценность, вернее, ее использование, и эффективность соотносятся как процесс и результат (подобно законности и правопорядку, социализации и интернализации и т.д.). Если социальная ценность «отвечает на вопрос», что ею удовлетворяется, какие интересы, то эффективность — как. это сделано, в какой мере данные интересы удовлетворены.

Эффективность — своего рода «производительность труда» социальной ценности правовых стимулов и тормозов, их продуктивность, коэффициент полезного действия. То, что эффективность «выводится» из социальной ценности, как бы продолжает ее, подтверждает и сам способ (критерий, показатель) измерения степени эффективности.

Эффективность права – это результативность правового регулирования.

Признаки эффективности норм права. Эффективность в праве представляет собой:

- результативность правового регулирования (социальная результативность);

- результативность в достижении цели, закрепленной в правовой норме (целевая результативность);

- результативность затрат в достижении этой цели (затратная результативность).[55]

Так, большинство авторов справедливо считает, что эффективность правовой нормы определяется тем, насколько ее реализация способствует достижению целей, поставленных перед правовым регулированием (т.е. степенью достижения соответствующих целей). Однако цель — идеальный мысленный образ ценности.

Отсюда, критерий эффективности в конечном счете — степень достижения соответствующих ценностей, а сама эффективность есть осуществленная цель-ценность, результативная ценность или ценностная результативность, качество реализованной ценности (полезности). Прежде чем стать эффективными, правовые стимулы и тормоза должны быть как минимум социально ценными. В свою очередь, став социально ценными, они в силу своей социально-ценностной сущности, образно говоря, стремятся стать эффективными, реализованными.

Некоторые авторы в этой связи в качестве одного из основных условий эффективности называют социальную ценность. Думается, однако, что социальная ценность — не условие, а причина эффективности правовых стимулов и тормозов. Будучи таковой, она не может «отвечать» за степень этой эффективности, не может полностью гарантировать однозначно высокую эффективность правовой нормы. Для этого нужны соответствующие условия. Не случайно сами термины «эффективность», «эффект» толкуются в словарях русского языка как следствие, результат какой-либо причины, действий.

Эффективность права – это его эффективное, положительное воздействие. Эффективность действия правовой системы (норм права) есть мера (степень) ее активного воздействия на общественные отношения, на деятельность и поведение субъектов права. Эффективность выражается в позитивных изменениях, которые возникают в общественных отношениях в результате перевода требований юридических норм в реальное поведение индивидов и социальных групп.

Эффективность – своего рода "производительность труда" социальных ценностей правовых стимулов, их продуктивность, коэффициент полезного действия. Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены:

во-первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений уже сложившихся в обществе;

во-вторых, на стимулирование дальнейшего развития существующих отношений;

в-третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей, и отношений.[56]

Условиями же эффективности являются обстоятельства, с одной стороны, способствующие оптимальной реализации ценности права, которая позволяет полнее удовлетворять интересы субъектов, а с другой — сопутствующие действиям субъектов в достижении этой ценности, ее использовании. Условия оказывают воздействие на следствие (эффективность) не непосредственно, а опосредованно, через причину (социальную ценность).

К условиям эффективности правового регулирования можно, в частности, отнести: адекватность правовых стимулов и тормозов (формы) социально-экономическим интересам (содержанию); уровень правовой культуры общества и отдельных субъектов; состояние законности; индивидуальный и дифференцированный подходы к их реализации, создание конкретной, четкой, понятной и доступной каждому гражданину системы стимулирования и торможения в праве и т.д.

Социальная ценность (как причина) и условия эффективности правовых стимулов и тормозов определяют границы, за пределами которых эффективность превращается в дефектность, т. е. они формируют меру действенности правового регулирования. Не случайно в этой связи некоторые авторы саму эффективность трактуют как меру возможности.4 Мера выступает определенным критерием, отграничивающим эффективность от дефектности правовых стимулов и тормозов.

Такой переход может совершаться, когда нарушается мера, допускаются преувеличение и абсолютизирование какого-либо явления или одной из его сторон, которые доводятся «до крайности», когда игнорируется либо вторая необходимая сторона явления, либо необходимые для его развития условия. В таких случаях полезные замыслы могут превратиться во вредные, положительные — в отрицательные и т.п.

Эффективность права включает в себя проблемы эффективности нормы права, правотворчества, правореализации. Социальной эффективностью характеризуются не только отдельные нормы права, но и правовые комплексы – правовые институты, отрасли права, правовая система в целом. Поэтому указанные все виды правовых явлений (элементы механизма правового регулирования, элементы системы права и т.п.) можно рассматривать как соответствующие виды эффективности.

Распространены и другие классификации эффективности права. В зависимости от объема рассматриваемого результата (уровня результативности) различают:

- эффективность социальную и

- эффективность юридическую.[57]

Юридическая эффективность определяется как неуклонное соблюдение нормы адресатами, режим строгой законности. Она характеризуется соответствием поведения адресатов правовой нормы с требуемым поведением, указанным в норме.

Юридическая эффективность означает действенность самих юридических средств: норм права, правоотношений и т.п. Основное для юридической эффективности – найти оптимальный для данной области отношений, наиболее результативный метод, способ, тип регулирования: административный, гражданско-правовой, уголовно-правовой, запрет, дозволение, разрешение.

Социальная эффективность определяется как уровень достижения социальной цели, например экономической, которая преследовалась принятием данной нормы. Социальная эффективность означает результативность юридического мероприятия в целом: экономического, политического, организационного, нравственного воздействия и т.п.

Ее эталоном является, как правило, не само правомерное поведение ее адресатов, а более отдаленная цель, находящаяся вне непосредственной сферы правового регулирования. Для ее измерения недостаточно только измерения соблюдаемости правовой нормы.

Идеальной является ситуация – совпадение юридической эффективности с социальной. Но это бывает далеко не всегда. Нередко случается, что юридическая эффективность не приводит к эффективности социальной.

В зависимости от результативности воздействия нормы права на социальную систему различают:

- эффективность положительную,

- эффективность нулевую,

- эффективность отрицательную.[58]

Эффективность юридической нормы будет иметь место во всех случаях воздействия ее на социальную систему, независимо от того, к положительным или отрицательным результатам приводит это воздействие либо оно не сказывается на развитии социальной системы вообще. В первом случае эффективность будет выражаться, измеряться положительным числом, во втором – отрицательным, а в третьем будет равняться нулю.

Эффективность со знаком минус, с отрицательным значением (отрицательная эффективность) имеет место, по меньшей мере, в трех случаях:

- при неправильном по существу решении юридического дела. Здесь разрушаются две ценности: объективная истинность и законность;

- при выполнении целей правоприменения со значительным превышением запланированного ущерба;

- когда цель выполнена, но наступает нежелательный социальный эффект, причиной которого является сама правоприменительная деятельность), судебный процесс велся таким образом, что вместо чувства уважения к закону у правонарушителя и присутствующих сформировалось противоположное убеждение).[59]

Другие подходы к пониманию эффективности. Некоторые авторы рассматривают эффективность права:

- как соотношение между целью, поставленной законодателем при принятии нормы права, и достигнутым при ее реализации социальным результатом;

- как соотношение между затраченными на реализацию норм права усилий и достигнутым социальным результатом;

- как соотношение между моделью поведения, закрепленной в норме права, и реализацией этой модели в реальных общественных отношениях (формально-юридический подход).[60]

В первом случае эффективность показывает, насколько полезно право для общества. Результат может быть и общественно вредным (отрицательным). Во втором случае эффективность показывает, насколько оправданы затраты на реализацию норм права. В третьем – показывает возможности механизма правового регулирования влиять на реальную жизнь (заставлять людей действовать в соответствии с нормами права), обеспечивать правопорядок.[61]

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо сделать вывод о том, что эффективность есть системное свойство, а экономичность, рациональность и оптимальность правового регулирования являются необходимыми условиями эффективности нормы права. Именно поэтому, поиск наиболее эффективных способов воздействия на общественные отношения предусматривает не только анализ параметров, которые лежат в основе социальных позиций и обеспечивают оптимальный уровень фактического признания типовой меры, содержащейся в законе, но и оценку всех видов издержек, которые предстоит понести для достижения желаемого уровня такого признания

 

  • Функционирование права

 

Закономерность функционирования права – есть отражение связи как соответствие "силы права" изменяющейся "силе напряженности" взаимосвязи социального и природного, общества, неживой и живой природы.

В качестве предварительной ремарки по поводу данной закономерности. Сегодня практически во всех сообществах, проживающих на нашей планете, наблюдается тенденция, которая заключается в том, что происходит всё большее отклонение от гармонии между "силой права" и "силой напряжённости" во взаимосвязях социального и природного.

Человек, сообщества людей становятся похожими на личности, не осознающие своей "вечности", а ориентированных только на максимальное удовлетворение "коротких" потребностей и интересов.

Формирование и функционирование права в его развитом состоянии как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.[62]

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права — урегулирование, упорядочение общественных отношений, придание им определенной направленности, стабильности, создание необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.

Другие ученые полагают, что функции права — это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т. е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта — и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под функциями права следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права — это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью действия.

Обобщенно говоря, действие права охватывает процессы:

а) выработки средств юридической регуляции и

б) использования их в практической деятельности субъектов права для достижения фактических результатов.[63]

Отсюда составляющими содержания действия права выступают: правовое воздействие, восприятие права, правовое действие, правовой порядок. Действие права, следовательно, не сводится к правореализации или к правовому регулированию.

Выделяют уровни действия права. В них заключена специфика форм, способов и механизмов внедрения права в индивидуальное и массовое сознание, в социальную практику. Соответственно основным направлениям правового воздействия различаются два первичных, или основных, уровня: уровень существования (восприятия права) и уровень социально-правовых действий (реального функционирования).

Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества (социальных субъектов). Функции права как понятие научно раскрывают необходимую, непосредственную связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на которые оно воздействует. Их реализация есть переход от «должного» в общественных отношениях к действительному.[64]

Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

Таким образом, функция права и функционирование права являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права – вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций – это, по существу, характеристика функционирования права.

Но в буквальном более точном смысле понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы Наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами.

Другими словами, функционирование – это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Право в социальной системе формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли – закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.[65]

Таким образом, подводя итог, следует сделать обобщающий вывод о том, что закономерности функционирования права:

- стимулирование социальной активности субъектов права;

- суверенность правового регулирования. Право выше всех социальных регуляторов;

- системное регулирование;

- усиление регулятивных свойств права;

- обеспечение баланса интересов всех социальных групп, личности и общества;

- правовое регулирование поведения субъектов права осуществляется путем точного определения субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий.

Право, в своем основном понимании - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.[66]

В теории права различают три основных способа правового регулирования общественных отношений:

  1. Дозволение - предоставление лицу права на определение собственного  поведения,  совершение тех  или иных действий  (правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом);
  2. Запрещение -  возложение   на  лицо  обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий (переход улицы на красный свет);
  3. Обязывание - это возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий (например,   соблюдать   Конституцию, возместить вред, уплатить долг).

Посредством дозволений, запретов и обязываний через нормы конкретных отраслей право выполняет регулятивную и охранительную функции.[67]

Таким образом, подводя итог, стоит добавить, что функционирование права - это научно-познанные, объективно обусловленные, необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность и деятельность права в процессе его возникновения и развития в социальной системе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Именно поэтому, значение права  состоит в том, что оно есть могучее средство воспитания людей  для общественной жизни. Правовые нормы  и повиновение им должны научить  человека считаться с существованием других людей и с их интересами. Каждый человек должен приучить себя к тому, что бы добровольно ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие люди так же имеют право  жить и осваивать свои интересы.

Право, в конечном счете, есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.

Принципы права - это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях. Утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает личности доступ к благам и выступает действенным способом ее социальной защищенности.

Социальное поведение - поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

Социальное поведение личности может быть сформировано в процессе целенаправленного воспитания, в ходе социализации. Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это – система, социально обусловленная языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвуют в общественных отношениях, взаимодействуют с социальной средой.

Между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимозависимость. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант.

Благодаря взаимодействию, кооперации и солидарности в сообществе появляются некие когнитивные и эмоциональные матрицы поведения, которые интегрируют намерения, ценности, социальные нормы и обеспечивают их соблюдение. Следовательно, рассматривая поведение социального субъекта, его внутренние и внешние приоритетные факторы и стратегии в многоуровневом и многомерном методологическом базисе, мы можем эксплицировать, объяснять, понимать, что происходит и принимать те или иные решения.

В юридической литературе выделяют ценности права и ценности в праве. Так, под ценностями в праве понимаются те ценности, которые правом интегрированы. Право в данном случае соединяет этические, политические, экономические, мировоззренческие и иные элементы социальной культуры. Ценности права  – это ценности, "олицетворенные правом полностью или частично. Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего, выступает средством регулирования общественных отношений; защиты существующего общественного строя; обновления общества, фактором его прогресса.

Одна из тенденций развития правовой системы в период перестройки — повышение социальной ценности и эффективности правового регулирования. Правовое государство немыслимо без хорошо отлаженного и четко работающего механизма юридического воздействия.

Действенность указывает на эффективность нормы права или всего правопорядка, его реальную способность подчинять своим правилам поведение субъектов. Эффективность есть системное свойство, а экономичность, рациональность и оптимальность правового регулирования являются необходимыми условиями эффективности нормы права. Именно поэтому, поиск наиболее эффективных способов воздействия на общественные отношения предусматривает не только анализ параметров, которые лежат в основе социальных позиций и обеспечивают оптимальный уровень фактического признания типовой меры, содержащейся в законе, но и оценку всех видов издержек, которые предстоит понести для достижения желаемого уровня такого признания

Функционирование права - это научно-познанные, объективно обусловленные, необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность и деятельность права в процессе его возникновения и развития в социальной системе.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДОСТУПЕН В ПОЛНОЙ ВЕРСИИ РАБОТЫ. 

 

Скачать: belikova_tgp_deystvennost_prava-1.rar  

Категория: Курсовые / Курсовые по праву

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.