Коммунизм и социал-демократия

0

 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

 (национальный исследовательский университет)»

 

 

Институт № 10

иностранных языков

Кафедра

И-15

Направление подготовки

реклама и связи с общественностью

Группа

МИО-107Бк

Квалификация (степень)

бакалавр

 

 

 

Доклад

на тему: «Коммунизм и социал-демократия»

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Окунев Д. С.

 

 

 

Ф.И.О.

 

подпись

 

 

 

 

Проверил

Евсюков И. С.

 

 

 

Ф.И.О.

 

подпись

 

 

 

 

 

  

 

Москва 2018 г.

 

Коммунизм и социал-демократия

В пoлитической литературе, публицистике, а также в средствах массoвoй инфoрмации редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как понятие «демократия». Труднo назвать также проблему, которая бы привлекала столь пристальное внимание исследователей, как проблема демoкратии. Эта проблема необъятна по свoим масштабам, и, естественнo, её подача в учебном курсе политической науки сопряжена с непреодолимыми трудностями. Термин «демократия» происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из двух слoв: demos – народ и kratos – власть, правление. Как утверждал П.И. Новгородцев в 1923 г., понятие демократии «принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической теории». Нельзя сказать, что этот вопрос окончательно решён в наши дни, кoгда демoкратия стала велением времени.

В наши дни термин «демократия» используется в нескольких значениях.

Во-первых, в свoем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия.

Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Её, как правило, называют представительной, или плюралистической, демократией.

В-третьих, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Это либеральная, или конституционная, демократия.

В-четвертых, термин «демократический» часто испoльзуется для характеристики любой политической или социальной системы, кoтoрая независимо от того, является ли она действительно демoкратической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экoyoмические различия, в особенности те, которое вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называют сoциальной демократией, крайним выражением которой служит социалистическая демократия. Данную форму рассмотрим подробнее.

Под социал-демократией подразумевают теорию и практику социалистических и социал-демократических партий и то, как она сформировалась в течение конца XIX-XX в. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. Причем внутри нее существуют целый ряд национальных и региональных вариантов, фракций, расходящихся по своим идеологическим и политическим установкам. Своими идейными корнями социал-демократия восходит к Великой французской революции и идеям социалистов-утопистов. Но она вобрала в себя также множество идей из других идейно-политических течений. Особо следует отметить, что первоначально социал-демократия вызревала отчасти в рамках марксизма, отчасти под его сильным влиянием.

При этом главным стимулом утверждения и институционализации социал-демократии стали формирование и неуклонное возрастание в последней трети XIX- начале XX в., роли и влияния рабочего движения в условиях капиталистического развития. Более того, почти все социал-демократические партии возникли как внепарламентские партии, призванные отстаивать в политической сфере интересы рабочего класса.

Социал-демократия возникла в качестве альтернативы капитализму. В этом качестве она первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества путем обобществления средств производства и установления диктатуры пролетариата. Отдельными её группировками признавался также предлагавшийся марксистами революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму.

Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия, в общем и целом отвергла эти идеи, признала существующие общественно-политические институты и приняла общепринятые правила политической игры. Правила социал-демократической ориентации стали парламентские и господствующую систему. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать так же, как историю постепенного отхода от марксизма.

Важную роль в эволюции социал-демократии сыграла сама социально-политическая практика, которая заставляла политиков учитывать общественно-исторические реальности, приспосабливаться к ним, находить доступные пути улучшения условий жизни трудящихся. Жизненные реалии убеждали лидеров социал-демократических партий в бесперспективности революционного варианта перехода к новой общественной системе, в необходимости и возможности усовершенствовать сложившиеся институты, принять многие из ценностей, норм, принципов существующего общества. Они убедились в том, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе повседневных постепенных перемен. Как бы предвидя возможность появления авторитарного социализма (согласно марксистской идее диктатуры пролетариата), руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического социализма. Само понятие «демократический социализм » вошло в научный и политический лексикон в конце XIXв. и включало в себя идею политической, экономичесой и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему. Для представителей данной традиции с самого начала было характерно признание правового государства как позитивного фактора в деле постепенного реформирования и трансформации капиталистического общества.

Основной вклад в разработку концепции демократического социализма внес известный деятель немецкой социал-демократии XIX в. Э. Бернштейн. Главная его заслуга состояла в отказе от тех идей марксизма, реализация которых в России и ряде других стран  позже привела к утверждению тоталитарных режимов. Речь идет прежде всего об установках на социальную революцию, насильственное уничтожение старого мира, диктатуру пролетариата, непримиримую классовую борьбу.

Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн говорил о необходимости отказа от насильственных форм борьбы и перехода социал-демократии «на почву парламентской деятельности». Как считал Бернштейн, в политической области только демократия представляет собой форму самоорганизации общества, пригодную для осуществления социалистических принципов.

Немаловажный вклад в формирование программы нового идейно-политического течения внесли представители английского фабианского и гильдейского социализма, реформистские течения в французском социализме.

Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они вместе с тем декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.

В такой социалистической интерпретации либеральных принципов Бернштейн выделял три основные идеи:

  1. свобода;
  2. равенство;
  3. солидарность.

Причем на первое место он ставил солидарность рабочих, считая, что без нее свобода и равенство при капитализме для большинства трудящихся останутся лишь благими пожеланиями. Здесь перед социал-демократией возникал сакраментальный вопрос: как добиться того, чтобы социалистическое общество стало обществом наибoльшей экономической эффективности и наибольшей свободы, oднoвременнo не отказываясь от равенства всех членов общества. Главную задачу социал-демократии Бернштейн и видел в том, чтобы разрешить эту антиномию.

Вся последующая история социал-демократии, по сути, и есть история поисков путей разрешения данной антиномии. Были и такие национальные социал-демократические движения, которые с самого начала развивались на сугубо реформистских началах и испытывали на себе лишь незначительное влияние марксизма. К ним относятся, в частности, английский лейборизм и скандинавская социал-демократия. Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они вместе с тем декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.

В духе дискуссий в немецкой социал-демократии в русском легальном марксизме также начался пересмотр ряда важнейших положений классического марксизма. По-видимому, определенный потенциал развития по реформистскому пути был заложен и в российской социал-демократии, в той ее части, которая была представлена меньшевиками, в особенности В.Г. Плехановым и его сподвижниками. Но победу в ней одержало революционное крыло во главе с В.И. Лениным.

После Второй мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. В 1951 г. Социалистический Интернационал принял новую программу принципов - Франкфуртскую декларацию. В ней были сформулированы основные ценности демократического социализма, которые, по сути, означали окончательный отказ от марксизма. Последняя точка над I в этом вопросе была поставлена в Венской программе Социалистической партии Австрии1958 г. Годесбергской программе СДПГ 1959 г., которые решительно отвергли основополагающие постулаты марксизма о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства. В последующем, поэтому же пути – одни раньше, другие позже (некоторые в 1980-х гг.) – пошли остальные национальные отряды социал-демократии.

Конструктивной силой в мировом развитии в послевоенные годы стал Социалистический Интернационал, объединивший 42 социалистические и социал-демократические партии. Европейская социал-демократия внесла немаловажный вклад в дело достижения разрядки напряженности между Востоком и Западом, в подготовку хельсинкских договоренностей, в другие важные процессы, способствовавшие оздоровлению международного климата послевоенных десятилетий. Неоценимая роль во всех начинаниях социал-демократии XX в. принадлежала таким ее выдающимся деятелям, как В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайский, Ф. Миттеран и др.

В целом социал-демократы выступают за постепенность, и конкретность мер, принимаемых в процессе повседневной рутинной работы, за политику так называемых малых дел, которые в совокупности и составляют движение к социализму. Такой подход, в сущности, стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма. Поэтому неудивительно, что у них общее направление политики определяется относительно краткосрочными программными документами, содержащими перечень мер, подлежащих осуществлению в случае победы на очередных выборах.

Основные направления социалистической идеологии: 

Ортодоксальный марксизм (государственный социализм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.
 Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, К. Каутский, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов. 
 Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) – В. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.
 Анархизм. Сложился в 40-70-е годы XIX в. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М.Штирнера, Ж. Сореля, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина. В XIX в. распространился в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и США. 
 Другие  направления: ранний социализм (утопический), сталинский социализм, маоизм (китайская модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом», различные варианты национальных социализмов. 

 Основные принципы социалистических идеологий 

 

Оптимистический взгляд на природу человека. Все человеческие пороки коренятся в общественной несправедливости. 
Коллективизм и солидарность – принципы, лежащие в основе способа производства, исключающего эксплуатацию человека человеком.
Свобода понимается на основе верховенства общественных интересов над частными. 
Равенство должно быть не только юридическим и политическим, но также экономическим и социальным.
Социальная справедливость, выражающаяся в общественной собственности на средства производства и прежде всего в справедливом распределении, предполагающем приоритет общественных потребностей перед индивидуальными.
Рационализм. Общество должно быть перестроено на разумных началах посредством планирования и реализации грандиозного замысла, осуществляемого совершенным социальным механизмом – государством трудящихся. Идеалом общественного устройства выступает не просто демократия, а научно организованное управление обществом.
Прогрессизм. Проблемы капитализма могут быть разрешены не путем воссоздания прошлого опыта, а путем разработки и реализации определенных проектов будущего. 

 

 

 

Коммунизм как идеология

   Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда – коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

     Научность коммунистической идеологии тесно связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает свою партийность. Эта его особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательно. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций. 
   Определение коммунизма может быть сведено к тезису «Коммунистического Манифеста» Маркса и Энгельса, в котором подчеркнут социально-экономический принцип: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Следовательно, существует сходство капитализма и коммунизма как своеобразной «монополистической формы капитализма», по выражению Шафаревича. Но известно, что эта «схожесть» ложная, принимая во внимание другие, не экономические аспекты коммунизма. 

   В основе социалистического государства (то есть придерживающееся коммунистического строя, дословно— «строящее коммунизм» находится партия, которая не укладывается в собственно политологическое определение «выразителя интересов отдельного класса». Статья Малого философского словаря приводит такое положение: социализм— «этап на пути к коммунизму». Или коммунизм—итог социалистического развития; в данном случае подобные отличия не принципиальны. Для социалистического государства характерно стремление распространить социализм на другие страны, что не имеет экономической основы и, скорее всего, вредно политически. Ненависть социалистических государств к религии никак не может быть объяснена политическими или экономическими причинами. Приведенные особенности социалистического государства указывают не на экономическую, а на идеологическую природу коммунизма. Коммунизм и есть идеология, что предопределено всей философией Маркса. Словами Н. А. Бердяева, это учение об экономическом материализме, с одной стороны, и о «грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики» — с другой. Если в капиталистическом обществе человек целиком детерминирован экономикой, то «в будущем может быть иначе, человек может быть освобожден от рабства». Коммунизм как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости. 
     Представители коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом. Важной сущностной характеристикой коммунизма является исчезновение государства и государственной власти. Идеалом коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и буржуазии, бедных и богатых.
     Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование возможности эволюционного перехода от капитализма к социализму мирными путями, без революционных взрывов общества, посредством постепенного врастания социалистических отношений в капиталистические. Основу экономической демократии они видят в общественной собственности, но в рамках смешанной экономики, выступая за политику регулирования и перераспределения доходов через эффективные механизмы рыночной экономики.
     Социал-демократическая концепция политической демократии основывается на принципах равенства и свободы. В ней признается существование различных форм демократии при соблюдении таких основополагающих критериев политической демократии, как свободные выборы, политический плюрализм, возможность смены правительства мирными  парламентскими средствами, гарантия прав личности и меньшинства, существование  независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. В социальной сфере эти принципы предполагали доступность образования и духовных ценностей и др.
     Неудачи советского эксперимента по строительству коммунизма в одной отдельно взятой стране существенно подрывали устои марксизма-ленинизма (основоположники коммунизма и социализма К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин (Ульянов) и международного коммунистического движения. В этих условиях возникла новая версия марксизма – неомарксизм – как стремление усовершенствовать марксизм на основе учета новых социальных и политических реалий. Главным в большинстве  вариантов неомарксизма было стремление отмежеваться от дискредитировавших себя установок на революционные преобразования (что являлось одним из ключевых направлений изменения и усовершенствования общества и государства) и сформировать теорию марксизма «с человеческим лицом».
     К концу ХХ века многие страны социализма-коммунизма не выдержали конкуренции с развитыми  капиталистическими державами по уровню эффективности экономики, развитию современных технологий и др. таким  образом, слабыми в идеях коммунизма оказались: недооценка социокультурных  факторов развития общественного развития; абсолютизация сознательности и  активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий  трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к  инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры  буржуазии и др.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
общественная собственность на средства производства;
всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
коммунистическое общественное самоуправление;
отношения сотрудничества и взаимопомощи;
планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм. 

Список литературы доступен в полной версии работы. 

Скачать: politologija.rar  

 

Категория: Рефераты / Рефераты по государству и праву

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.