Факторы, влияющие на выбор брачного партнера

0

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая психология»

«Факторы, влияющие на выбор брачного партнера».

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………3

2.Основная часть…………………………………………………………………5

2.1 Многозначность понятия «семья»…………………………………5

2.2 История развития брачно-семейных отношений с 10 века………7

2.3 Факторы, влияющие на выбор брачного партнера………………11

3.Заключение……………………………………………………………………18

4.Список литературы………………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Семья является одним из главных институтов. Эта тема всегда будет заслуживать уважения и внимания. Преувеличить значение института семьи очень сложно, ведь она является первичным агентом социализации, что немало важно для последующей жизни индивида в этом огромном мире. Еще Цицерон говорил о том, что брачный союз – первая ступень человеческого общества.

Семья была и будет существовать всегда, не смотря на кризисы, катаклизмы и т.д. При любом политическом строе, при любой системе и в любой экономической ситуации семья - это то, что удерживает человека в этой жизни и подвигает на какие-то действия, а также заставляет проявлять инстинкт самосохранения. Семья играет важную роль в жизни каждого человека, не говоря уже о жизни всего общества в целом. У Фридриха Адлера есть точное и емкое изречение о семье: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». Семья – это то, что дает продолжение всему живому и формирует его характер. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Иными словами качество будущего поколения определяют нынешние семьи, а качество этих семей определяют два партнера, которые, собственно, создали эту семью.

Можно говорить неограниченное количество времени о том, что, несмотря на время, обстоятельства и поколение, семьи будут создаваться. При вступлении в брак на одно из первых мест выступает проблема совместимости двух любящих людей. По какому же принципу образовываются семьи? Почему люди, которые решили связать свои жизни, выбрали друг друга? Какие же факторы повлияли на выбор брачного партнера?

Цель:

Выявить факторы, которые влияют на выбор брачного партнера.

Задачи:

1. Сделать теоретический анализ теорий некоторых авторов, которые описывали по какому принципу выбираются партнеры для брака.

2. Проанализировать факторы, влияющие на выбор брачного партнера.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Многозначность понятия «семья»

Понятие «семья» берет свои корни в глубокой древности, причем не только как понятие, но и как явление.

Семья — согласно традиционным представлениям, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:

· союзом мужчины и женщины;

· добровольностью вступления в брак;

· члены семья связаны общностью быта;

· вступлением в брачные отношения;

· стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

К большому сожалению, психологи немного говорят о том, что такое семья. В основном они уделяют внимание процессам, которые в ней происходят, и способам их решения. Таким образом, считаю, что необходимо обратиться к социологам, философам и представителям других направлений науки, которые обращали свое внимание к этому вопросу.

По мнению А.Г. Харчева, российского социолога, семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.[1]

Ссылаясь на авторитет Н. А. Бердяева, русского философа и экзистенциалиста, можно говорить о том, что семья - это необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. Николай Александрович довольно приземлено отзывается о браке, говоря, что семья очень связаны с хозяйственным строем и имеет мало отношения к любви, точнее имеет, но к любви каритативной (любовь-милосердие, любовь-жалость). Семья, по мнению Бердяева, есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. [2]

А вот Мильтон Джон, английский политический деятель и мыслитель 17 века, говорит о том, что «супружество без любви лишено истинного бытия, добра, утешения, не имеет в себе ничего от Божьего установления, ничего, кроме самого убогого и низкого, чем легко может пренебречь любой уважающий себя человек. Плотская жизнь может продолжаться, но она не будет ни святой, ни чистой, ни поддерживающей священные узы брака, а станет в лучшем случае животной функцией... Ибо в человеческих делах душа является действующей силой, а тело в некотором смысле пассивно. И если в таком случае тело действует вопреки тому, чего требует душа, как может человек думать, что это действует он, а не нечто ниже его?»

Оноре де Бальзак говорил о браке так: «Супружество состоит не только из удовольствий… - оно предполагает общие склонности, взаимное страстное влечение, сходство характеров, - вот что превращает это необходимое обществу установление в извечную проблему»

Из всего вышесказанного можно сделать один вывод, что семья — это содружество равных партнеров. Для того чтобы получить полноценный и крепкий брак партнерам должно быть комфортно друг с другом. Необходимо разобраться, по какому же принципу будущие супруги выбирают друг друга для дальнейшего комфортного сосуществования.

Глава 2. История развития брачно-семейных отношений с 10 века.

Понятие семейных отношений – это сложный феномен, который охватывает не только сферу личностной жизнедеятельности, но и национальную культуру и традиции. Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Зеньковский В.В писал, что семья является прообразом простейших этических и религиозных концепций. [3]

Принятие христианства на Руси в 988 году привело к тому, что государство и церковь начинают действовать вместе. Церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (10-11 вв.) – это наиболее ранние из известных нам документов, содержащих нормы семейных отношений на Руси. Они осуждали многоженство, наложничество, прелюбодеяние и левират. Законным признается церковный брак, как один из семи таинств. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья, управляемая отцом. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью, жена находилась в подчинении.

В средние века нормы брачно-семейных отношений были прописаны в сборнике постановлений церковного Собора 1551 г. - в Стоглаве, который закреплял власть мужа над женой и отца над детьми. О количестве браков, допускавшемся этим правовым документом, можно сказать словами Григория Великого: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, свинское есть житие». [4] Православная церковь признавала возможность развода, основным поводом которого являлось прелюбодеяние.

В середине 50 годов 16 века появляется документ Домострой. Обязанность главы семьи («государя») по Домострою – забота о благосостоянии дома и воспитание членов семьи. Жена является регулятором эмоциональных отношений в семье. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Статус женатого человека в Домострое выше, чем статус холостого. Нравы были строгие, сексуальные отношения находились под жестким контролем общественного мнения, в особенности для женщин. Самое страшное наказание (вслед за Божьим судом) – «от людей смех и осуждение».

Реформы Петра I (1672-1725), которые коренным образом изменили социально-политическую жизнь российского общества, отразились и на брачно-семейных отношениях. Усилилась роль светского законодательства. Одним из важных указов Свода Законов Российской Империи был указ о добровольности вступления в брак. Брак расторгался в случае прелюбодеяния.

В 18 – середине 19 в.в. в России начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии, не включая родственников по боковой линии (двоюродные, троюродные братья, племянники и т.д.). Это послужило предпосылкой христианизации структуры русской семьи, поскольку модель православной семьи описывает малую семью. Большая семья у горожан отмерла в 18 веке. Особенностью дворянской семьи стало то, что на протяжении 18 в. дворянство постепенно отказывалось от традиционных русских обрядов и принимало европейские ритуалы семейной жизни. Крестьянство же сохраняло устоявшийся семейный строй и быт вплоть до 20 века.

В 19-20 в.в. в странах Европы появляется гражданская форма заключения брака, существовавшая либо как альтернатива церковному, либо как дополнение к последнему. Но Российская империя до конца своего существования не признавала гражданский брак. Обращает на себя внимание тот факт, что во второй половине 19 – начале 20 в.в. в России практически не было разводов.

Семейные отношения в 19 в. определялись Сводом Законов Российской Империи «О правах и обязанностях семейных». В дореволюционной России были сильны патриархальные и авторитарные воззрения, которые включали учение церкви о подчиненности жены мужу. Следует отметить, что наиболее частым местом встреч и знакомств будущих супругов была церковь.

Крестьянская семья была самой традиционной, наименее подверженной изменениям. До начала 20 в. Россия оставалась крестьянской страной. В регулировании семейных отношений в крестьянской семье главную роль играл не закон, а обычаи и традиции. Женитьба была моральным долгом каждого. В силу этого в русской деревне вплоть до начала 20 в. сохранялся высокий уровень брачности. Молодые вступали в брак по родительской воле, которая отражала не прихоть старших, а интересы семьи в целом. Семья рассматривалась как фактор благополучия. У русских крестьян преобладала большая отцовская семья. Патриархальность не рассматривалась членами семьи как нечто ужасное. Отношения доминирования-подчинения казались естественными для всех, и даже более того – единственно возможными. Авторитаризм обеспечивал достаточно высокую эффективность работы членов семьи на основе разделения труда.

Наиболее качественные, но отнюдь не положительные изменения в брачно-семейных отношениях происходят вследствие победы Октябрьской революции 1917 г. и политики государства в отношении семьи и брака, направленной фактически на деинституциализацию семьи. В течение первых лет советской власти провозглашается свобода брака и развода, устанавливается принцип раздельности имущества супругов. Новым становится вовлечение женщин в общественное производство. Одной из важных задач советской власти становится «освобождение и равноправие женщин». Политика советской власти была направлена на то, чтобы свести роль отца к нулю, а всю ответственность за воспитание детей переложить на «общество». «Патриархальность – полудикость и самая настоящая дикость. В ней не было, да и не могло быть ничего хорошего», «Советская семья родилась … в боях с патриархальщиной». [5] Таким образом, атеистическая идеология была направлена на уничтожение формировавшихся веками идеалов любви, добра и смирения.

20 января 1918 года, новое российское правительство приняло Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Государство и общество было объявлено атеистическим. Утверждается полная независимость от церкви, юридическую силу приобретают только браки, зарегистрированные в органах загса. Семья рассматривается как главный оплот коммунизма.

По мнению современных исследователей, уже в 1960-1970-е г.г. преобладающей становиться эгалитарная семья, основанная на равноправии супругов. Наряду с этим распространяются теории раскрепощения полов и свободной любви. Политика навязывания коллективного хозяйства, запрещение институтов частной собственности и наследования направляется, прежде всего, на уничтожение многовекового крестьянского уклада семейной жизни, характеризующегося многодетностью. Дружинин В.Н. определил «семью» в СССР как пример наиболее яркого проявления краха нормальной семьи. [4]

Современная семья находиться в состоянии кризиса. Она уменьшается в размерах, увеличивается число разводов, а молодые люди вообще не испытывают потребность соединить свою жизнь с другим человеком, предпочитая кратковременные контакты или гражданский брак. Ценность приобретает индивидуальная жизнь человека, не обремененная семьей. Требование быть верным в браке многими людьми расценивается как претензия на личную свободу.

Итак, определенные законы и нормы, столетиями определяющие уклад семейной жизни сегодня постепенно теряют свою актуальность. Современная семья - это уже не патриархальный институт. По образу жизни мы все более приближаемся к типу западных семей, ориентированных на равноправие.

Доктор психологических наук, профессор Лысюк Л.Г. считает, что христианская модель супружеских отношений обладает четкостью, простотой мудрости и завершенностью. И использование такой модели в качестве нормативной модели супружеских отношений позволяет решить многие семейные проблемы и обозначить пути выхода ее из кризиса. [6]

Однако врядли может представиться возможность возвращения к христианской семье, поэтому мы можем только довольствоваться образом жизни современных семей и пытаться решать их проблемы.

Глава 3. Факторы, влияющие на выбор брачного партнера.

Психологи очень часто связывают проблемы семьи с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или эмоциональная) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам и, в конечном счете, к неврозам.

Однако есть пары, в которых практически нет разладов, споров и скандалов. Семейное благополучие в первую очередь зависит от партнеров, которые когда-то выбрали друг друга. По какому принципу они это делают? Большинство семейных психологов обращают на это внимание. Проанализируем три точки зрения, которые, на мой взгляд, существенным образом влияют на выбор супруга/супруги.

1. Социально-психологический механизм.

В. Н. Дружинин, российский психолог, считал, что все предпосылки для образования семьи идут из прошлого, под влиянием раннего опыта общения в родительской семье. [4]

Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, не разрешенную в детстве, удовлетворять потребности, которые возникали в детстве, но не были устранены родителями, вернуться к своим прошлым проблемам и конфликтам. Таким образом, возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их.

Обнаружены и другая закономерность: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу.

Вместе с тем психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него.

Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. [7]

В противоположном случае возникает борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и пр. Таков механизм социально-психологического воспроизводства структуры семьи.

2. Темперамент и характер как факторы семейной совместимости.

Существует гипотеза зарубежного психолога Р. Винча о так называемой комплиментарности, по которой потребности партнеров в совместимой малой группе должны друг друга дополнять по качеству их личностных свойств. Он выделяет три составляющих психологического склада: темперамент, характер и личность. [7]

В любом человеке можно обнаружить преобладание черт либо холерика, либо меланхолика, либо сангвиника или же флегматика.

Исследуя соотношения темпераментов партнеров в различных парах, обнаружили, что в дружеских парах состоят люди с одинаковыми темпераментами, а вот супруги, живущие в счастливом браке, отличаются противоположными темпераментами. Также выяснилось, что флегматичные люди подходят практически всем, так как их устраивает любой тип темперамента, кроме своего собственного.

Такие, на первый взгляд, абсурдные результаты исследований говорят о том, что совместимыми эти пары являются в силу того, что особенности темперамента одного дополняются особенностями темперамента другого. Стабильная пара нуждается не в подобии, а в контрастности ряда качеств темперамента.

Тот же механизм работает и по отношению к характеру. По мнению американских психологов Р. Акоффа и Ф. Эмери, существуют четыре основных типа людей: чувствительные к влиянию внешних обстоятельств (О), чувствительные к состоянию своей личности (Л), активные, стремящиеся воздействовать на обстоятельства (А) и пассивные/замкнутые (П).

В пространстве ОА и ЛП находятся «чистые» типы характеров (человек либо быстро отзывается на внешние обстоятельства, либо все время занят собой), а в пространстве ОП и ЛА – «смешанные» (человек находится в одновременном контакте и с обстоятельствами, и со своим внутренним миром).

Простым перебором соотношений между типами характеров получаем следующие 10 комбинаций: ОП-ЛА, ЛП-ОА, ОА-ЛА, ОП-ЛП, ОП-ОА, ЛП-ЛА, ЛА-ЛА, ОП-ОП, ЛП-ЛП, ОА-ОА. Для того, чтобы выявить наиболее совместимые среди них, можно рассмотреть, как будут вести себя эти пары при конфликтах между собой.

· ОП-ЛА. В случае возникновения конфликта и ОП и ЛА обычно считают, что он произошел по вине ЛА (ЛА активно реализует только свои желания, часто эгоистичен). Но парадокс - оба пытаются изменить поведение не ЛА, а ОП, который поддается этому влиянию без особого сопротивления, в результате конфликт легко гасится (за счет уступчивости ОП).

· ЛП-ОА. В случае конфликта и ОА и ЛП считают, что виноват ЛП. Но, в силу своего характера, ЛП мало чувствителен к попыткам ОА воздействовать на него с целью изменения его поведения. Поведение ЛП может измениться только в силу его собственной внутренней оценки необходимости таких перемен. ОА вследствие этого испытывает удовлетворение и конфликт гаснет.

· ОА-ЛА - в конфликте оба считают, что виноват ЛА. Однако каждый пытается изменить своего партнера. Ощутить и откликнуться на эти усилия партнера может только ОА (он чувствителен к внешним воздействиям), но, в силу своего активного характера, он не желает поддаваться влиянию окружения и на действия ЛА не отзывается в нужном направлении. В результате конфликт разгорается, причем ОА играет в нем более активную роль.

· ОП-ЛП. Во всех проблемах, и так считают оба, виновен ЛП, но каждый стремится изменить только себя. ОП считает, что он постоянно приносит себя в жертву ради мира в паре, но ЛП этих жертв не видит и не показывает, что ценит самопожертвование ОП. Это уязвляет ОП и не способствует стабильности пары.

· ОП-ОА. Каждый в паре хорошо понимает, что возникший между ними конфликт влияет на поведение партнера. Однако ОП старается изменить себя, а ОА - только ОП. В силу восприимчивости ОП к влиянию извне, он откликается на требования ОА и мир восстанавливается.

· ЛП-ЛА. Оба в паре довольно равнодушны к действиям партнера и мало на них откликаются. При этом ЛА пытается использовать ЛП в своих целях, но поскольку ЛП нечувствителен к влиянию ЛА, то попытки последнего проваливаются. Со временем стремление ЛА изменить ситуацию угасает и партнеры удаляются друг от друга.

· ЛА-ЛА. В случае конфликта каждый рассматривает проблему с точки зрения того, как она может повлиять на собственную личность, игнорируя реакцию партнера. Оба стремятся воздействовать на партнера ради достижения собственных целей, но оба не чувствительны к таким воздействиям и не откликаются на них. Вследствие этого пара много и без видимого успеха конфликтует.

· ОП-ОП. По мнению каждого из участников пары, причина конфликта состоит в действиях партнера. В то же время каждый из них стремится, по возможности, уйти от столкновений, что стабилизирует пару как целое. Внешние обстоятельства они видят одинаково, но каждый либо пассивен, либо пытается решить проблемы независимо друг от друга. Изменить окружение совместными усилиями они не стараются. Внешне это мирная, пассивная, частично доброжелательная и уступчивая по отношению друг к другу и окружающим чета, хотя и малообщительная.

· ЛП-ЛП. Каждый член пары довольно-таки не чувствителен к усилиям другого участника, не откликается на его действия, так что пара не конфликтует, но и не взаимодействует. Один оставляет в покое другого и радуется, что его тоже не задевают. Возникший конфликт угасает очень быстро, т.к. никто не подбрасывает "дров в огонь".

· ОА-ОА. "Во всем виноват другой" - вот основная точка зрения этой пары, поэтому каждый считает своим долгом попытаться изменить поведение другого, но тот на его усилия не отзывается. Партнерам кажется, что другой его не понимает, и каждый пытается доказать свою правоту. Конфликт из-за этого долго не угасает.

Проанализировав эти данные можно увидеть, что отношения большинства благополучных пар основываются на контрасте. Было обнаружено, что чаще дружат люди, схожие по таким важным характеристикам личности, как «общительность»-«замкнутость», «доверчивость» - «подозрительность», «зависимость» - «самостоятельность», «озабоченность» - «беспечность», «романтизм» - «реализм», «тревожность» - «уверенность в себе», «эмоциональная нестабильность» - «эмоциональная устойчивость». [8]

На первый взгляд может показаться, что здесь нет никакой закономерности. Однако это не так! Она существует и с учетом данных по темпераменту и характеру даже нашла свое выражение в так называемом законе совместимости: врожденные качества в совместимых парах должны быть контрастны, тогда как приобретенные – подобны.

3. Игра – основа семейной жизни.

Жениться, чтобы играть в игры? Звучит нелепо. Однако, понятие «игра» в данном контексте употребляется как последовательность действий, подчиняющаяся индивидуальным, а не социальным программам, отличающаяся тем, что проявление эмоций подчиняется правилам. [9]

Наиболее распространенная игра в супружестве «Если бы не ты». Она же является фактором выбора брачного партнера. По инстинктивным влечениям Эрик Берн относит ее к мазохистской (это понятие в первую очередь относится к особям женского пола).

Миссис Уайт постоянно жаловалась, что муж строго ограничивает ее светскую жизнь, и поэтому она так и не научилась танцевать. После того как курс психотерапии помог ей изменить свои установки, муж стал менее уверен в себе и более снисходителен. Миссис Уайт смогла расширить поле своей деятельности. Она записалась на уроки танцев, но обнаружила, к своему отчаянию, что смертельно боится танцевать у всех на глазах, и вынуждена была отказаться от уроков.

Его запреты и ее жалобы часто приводили к ссорам, так что их половая жизнь оказалась под угрозой. А из-за чувства вины муж часто делал ей подарки, которые в иных обстоятельствах не стал бы делать; а когда он предоставил ей свободу, подарков стало меньше и они стали дешевле. У миссис Уайт было мало общего с мужем, кроме домашних дел и детей, и поэтому их ссоры превращались в важные события; именно в таких случаях у них было о чем поговорить, вместо обычной повседневной болтовни. Во всяком случае замужество доказало ей правоту взгляда, которого она всегда придерживалась: что все мужья – злодеи и тираны.

Вкратце игра сводится к тому, что женщина выходит замуж за деспотичного мужа, который будет сдерживать ее активность и помешает ей попадать в ситуации, которые ее пугают. Если бы это была простая операция, жена выразила бы благодарность, когда муж оказывает ей такую услугу. Однако в игре «Если бы не ты» ее реакция прямо противоположна: она пользуется сложившейся ситуацией, чтобы жаловаться на ограничения, что заставляет мужа чувствовать себя неловко, а ей приносит разнообразные выгоды. К тому же жена может играть в игру «Если бы не он» со своими подругами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав эти три подхода к проблеме совместимости можно сказать о том, что люди выбирают друг друга по трем причинам:

· Схожесть семей, в которых воспитывались будущие супруги

· По индивидуально-психологическим и личностным особенностям супругов

· Люди женятся, чтобы играть в игры

Однако все психологи твердят о том, что полная совместимость по всем этим факторам еще не является гарантией того, что брак будет вполне благополучен.

Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза, характере исполнения семейных ролей, правах и обязанностях супругов.

Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то наиболее важными из них являются те черты характера и личности супругов, которые определяют их способность воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относиться: прежде всего направленность на другого – учет его интересов, желаний, вкусов и привычек, и эмпатия – действенное сочувствие, отклик на малейшее проявление неблагополучия партнера, стремление прийти к нему на помощь.

Нельзя не отметить и то, что у любой супружеской пары всегда имеются реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет самовоспитания, сближения брачно-семейных представлений, высокой культуры взаимоотношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1964

2. Бердяев А. Н. Размышления об эросе. М., 1989

3. Гончаров Ю. М. Историческое развитие семьи в России в 18 – начале 20 века// Преподавание истории в школе. 2001

4. Дружинин В. Психология семьи. М., 1996

5. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., 1980

6. Лысюк Л. Г. Христианская модель семьи как основа семейного консультирования. Московский психотерапевтический журнал №4, 2004

7. С. Кратохвил. Психотерапия семейно – сексуальных дисгармоний. М., 1991

8. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. 1985

9. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. М., 2012

 

Скачать курсовую работу: k.docx

Категория: Курсовые / Курсовые по психологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.