Музыкальный туризм

0

1 Историко-географические особенности развития музыкального туризма как вида тематического туризма

 

  • Теоретико-методологические основы изучения музыкального туризма

 

 

Одной из современных и интенсивно развивающихся направлений туристической индустрии является массивная ветвь туризма – тематический туризм. Это относительно новый вид туризма. Его развитие происходит благодаря повышению уровня жизни и росту доходов населения, расширению сферы интересов, повышению уровня образования. Максименко С. В. в своем учебнике[5] дает следующую характеристику данному виду туризма: «тематический туризм предусматривает повешенный интерес к какому-либо явлению (например, к климатическим особенностям, флоре или фауне местности), который превалирует над обычными мотивами отдыха» 168 страница.

Определения как такового этому понятию нет. Разные исследователи  трактуют его по-разному, поэтому, собрав все определения воедино, мы сформулировали свое определение, максимально раскрывающее его сущность. Тематический туризм – разновидность туризма, цель которого исходит из личных интересов туриста в определенной сфере, позволяет окунуться в эту сферу, расширяя свои познания в ней.

Так как тематический туризм является новым видом туризма, он почти не изучен. Большинство работ о нем – это статьи рекламного типа, написанные туристическими агентствами. Но основа для изучения все-таки некоторыми исследователями проложена.

Одна из них – М. Сущинская. Она считает, что в основу тематического туризма входит фокусирование восприятия туриста на отличительных характеристиках дестинации, с целью познания одной из сторон ее культуры и истории. Само слово "дестинация" в переводе с английского означает "местонахождение; место назначения". Термин "туристская дестинация" был введен Лейпером в середине 1980-х гг [6]. Сейчас дестинация – это географическая территория, которая может привлекать и удовлетворять потребности широкой группы туристов. То есть – это то пространство, в котором туристы находятся в течение нескольких дней, способное удовлетворять их физические и духовные потребности. Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:

 - наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;

 - наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации);

 - наличие информационных (например, глобальных информационных систем "Amadeus", "Galileo", "Worldspan", "Sabre") и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.

Тематический туризм находит выражение в развитии культурных маршрутов. Культурный маршрут представляет собой совокупность материальных и нематериальных элементов исторических и культурных ресурсов, связанных друг с другом темой и концепцией ее раскрытия в ходе специального маршрута движения. Создание таких маршрутов позволяет:

- Рост возможности интерпретации достопримечательности в соответствии с интересами посетителей, их культурным багажом. Так, для специализированных культурных туристов тематическая компоновка и интерпретация позволяет более концентрированно попадать в специальные интересы этой группы туристов. В то же время для туристов с общими культурными интересами, совершающими, в частности, обзорно-ознакомительные поездки, тематическое представление культурной специфики дестинации может стать связующим культурным звеном между культурой туриста и незнакомой ему культурой дестинации, облегчить ему интерпретацию культурных особенностей посещаемых мест. Например, тематический маршрут в Греции «Подвиги Геракла» использует тему, знакомую большинству туристов, и это создает у последних значимую связь с посещаемыми местами, которые в противном случае, оставили бы их равнодушными.

- Расширение предложения продуктов для культурного туризма за пределы традиционной «музейно-соборной» формулы, за счет придания привлекательности других видов наследия, таких как индустриальное, литературное, садово-парковое наследие, гастрономические традиции, мифология и мистика мест и т.д., а также за счет комбинирования разнообразных культурных ресурсов (наследия и современной культуры, музеев и событий и т. д.) под «зонтиком» одной темы. За счет разнообразия турпродуктов можно стимулировать повторные поездки в дестинацию.

- Расширение ареала туристских посещений за счет объединения в тематический культурный маршрут достопримечательностей, которые сами по себе не достаточно привлекательны туристически [15].

Наиболее подробно тематический туризм рассмотрен западными исследователями:  Робинсон и Хейтман – тематический туризм [41], религиозный туризм (Питер Витшер) культурный туризм (Джеффри Ширт) и круиз-туризм (Пэтси Морган и Лиза Пауэр), музыкальный туризм (Гибсон и Корнелл), спорная тема секс-туризма (Клифт и Картер, Райан и Холл, Бауэр и Маккерхер), курортно-оздоровительный туризм (Смит и Пацко) и экологический туризм ( Ньюсом, Мур и Даулинг).

Робинсон и Хейтман тематический туризм рассматривают как альтернативу массовому туризму. Они считают массовый туризм однородным по своей природе (стандартизированный, приобретший форму продукта для большого сегмента рынка), тематический туризм имеет гетерогенную природу (повышенный спрос и наиболее четкий и уникальный продукт).

Можно утверждать, что рост значения тематического туризма является следствием сдвига мотивационных факторов у путешественников.

Мотивация туризма в последние годы продемонстрировала отход от старого стиля жестких стандартов к более уникальному подходу, где учитываются желания и потребности клиента, что делает путешествие интересным и значимым.

Авторы выделили ключевые компоненты тематического туризма:

- сохранение высоких темпов роста в специализированных тур-продуктов, что в конечном счете приведет к массовости продукта;

- особому качеству тур-продукта . Например, описанный в этом отношении приключенческий туризм включает в себя особые качества экологического и приключенческого туризма;

-  специализация тематического  туризма, которая обеспечивает канал, и повышение спроса к разнообразным рынкам. Этот компонент является ключевым в будущем росте различных  направлений рынка. Само слово «специализация» также помогает определить конкурентное преимущество, ориентируясь на эти виды продукции;

- небольшой, но конкретный размер рынка. Продукт включает достопримечательности, привлекающие внимание небольших групп.

- тематический туризм – это более устойчивый подход к развитию туризма, в отличие от массового [41].

Существует различные классификации видов туризма по целям. Виды туризма практически не подлежат жесткой классификации, тем более, все большую популярность приобретают комбинированные туры. Главными целями современного туризма являются познавательные, рекреационные и развлекательные. Кроме того, люди отправляются в путешествия с целью оздоровления, а также в профессионально-деловые, спортивные, свадебные и гостевые поездки.

Тематический туризм – это один из видов туризма, отличающийся довольно широким охватом тем. Темы эти могут  быть самыми разнообразными, и количество их непрерывно растет, поэтому нет устоявшейся классификации видов тематического туризма. Наиболее сформированные виды тематического туризма на западе – это гастрономический туризм  (вид туризма, основной целью которого является знакомство с кухней той или иной страны), литературный туризм (предполагает посещение мест, где родился и жил тот или иной писатель, посещение семинаров, чтений, лекций литературоведов), арт-туризм (поездка, целью которой является посещение модных выставок живописи, фотографий, знакомство с шедеврами архитектуры), научный туризм (участие в экспедициях и другие формы познания). Касаемо новых видов тематического туризма, можно перечислить фото-туризм, (это новое направление в нашей стране, совмещающее в себе приятное времяпровождение и искусство фотографии. В нем участвуют как профессиональные фотографы, так и любители, которые могут получить полезный совет от настоящего профессионала), астрономический туризм (суть его состоит в том, что люди посещают различные уголки земного шара с целью наблюдения за различными астрономическими события, это может быть затмение или полет кометы или еще что-то), мрачный туризм (путешественники посещают места, связанные со смертью и разрушениями)  и многие другие, которые привлекают все большее внимание любознательных туристов. Все эти разновидности активно изучаются туристическими агентствами для разработки программных тематических туров. Тематический туризм тесно связан с событийным туризмом. Самой распространенной формой событийного туризма являются фестивали, которые в свою очередь посвящены определенной теме. Например, отправляясь в гастрономический тур, можно посетить фестиваль виски в Великобритании, фестиваль рыбы в Испании.

Одной из динамично развивающихся ветвей тематического туризма, является музыкальный туризм – отрасль туризма, возникшая во второй половине XIX века. Музыкальный туризм – это путешествие, целью которого является живая музыка, а именно фестивали и концерты с участием любимого артиста. Такое определение музыкального туризма наиболее распространено в России. Здесь данный вид туризма связывают непосредственно с событийностью, и рассматривают его как событийный туризм. И это не случайно. Концерты, в особенности фестивали, являются одной из главных развития музыкального туризма, однако на западе музыкальный туризм вдобавок к посещению фестивалей и концертов включает в себя разработку специальных маршрутов, связанных с местами зарождения различных музыкальных жанров, а также с местами жизни и смерти известных музыкантов. Событийный туризм охватывает слишком широкий спектр событий. К ним относятся события культуры, бизнеса, спорта и многое другое.  Например, Бабкин А. В., автор книги «Специальные виды туризма» выделяет в событийном туризме следующие тематические виды:

- национальные фестивали и праздники,

- театрализованные шоу,

- фестивали кино и театра,

- гастрономические фестивали,

- фестивали и выставки цветов,

- модные показы,

- аукционы,

фестивали музыки и музыкальные конкурсы,

спортивные события [2].

Мы же рассмотрим отдельно самый популярный вид – фестивали музыки и музыкальные конкурсы, именуемый музыкальным туризмом.

Музыкальный туризм - прибыльная отрасль туризма и музыкальной индустрии для многих регионов мира. К музыкальным туристам относятся граждане, покидающие свое постоянное место жительства ради участия в музыкальном шоу, концерте или большом фестивале. Музыкальными туристами являются в первую очередь пассивные участники фестиваля, то есть зрители. Они оплачивают проезд, бронируют номера в отелях и так далее, одним словом пользуются услугами дестинации. Музыкантов, выступающих на фестивалях или других концертных площадках туристами назвать нельзя по определению, так как они путешествуют с целью заработать, а туризм подразумевает под собой выезды без оплачиваемой деятельности из местного источника.

В музыкальном туризме дестинациями являются:

- территория,  по которой проходят туристические маршруты, например туристический маршрут «По стопам The Beatles» включает в себя посещение Школы Кальдерстонс в Ливерпуле, парикмахерской Пенни Лейн, Музея The Beatles, Кофейни «Касба», Аэропорта Джона Леннона, Дома Джона Леннона  с наличием отелей и другой инфраструктуры для туристов;

- обустроенные территории музыкальных фестивалей, которые включают в себя все необходимое для удовлетворения физических и духовных потребностей туриста, а также (не всегда) сюда могут входить и прилежащие к фестивальным площадкам территории, где предоставляются дополнительные услуги. Как правило, это более комфортное жилье (если на территории фестиваля палаточные лагеря, то здесь отели или времянки); продажа сувениров и других товаров по конкурирующим более низким ценам по сравнению с ценами на территории фестиваля, наличие разнообразных кафе, баров, ресторанов и многое другое.

 Музыкальная индустрия или музыкальный бизнес состоит из компаний и частных лиц, которые делают деньги на создании и продаже музыки. Люди и организации, которые работают в отрасли – это: музыканты, сочиняющие и исполняющие музыку; компании и профессионалы, которые записывают и продают записанную музыку (например, музыкальные издатели, студии звукозаписи, инженеры, розничные и онлайновые музыкальные магазины, правозащитные организации производительности); те, кто представляют живые музыкальные выступления (промоутеры, концертные залы, антрепренеры); профессионалы, которые помогают музыкантам в музыкальной карьере (менеджеры талантов, бизнес-менеджеры); те, кто выпускает музыку в эфир (спутниковый, Интернет и радио-эфир), журналисты, педагоги, производители музыкальных инструментов и многие другие [18].

Если люди покупают билеты на концерты или фестиваль, в частности, они должны будут совершить поездку, чтобы попасть на него, тем самым они, скорее всего, будут тратить дополнительные деньги в местную экономику. Например, это могут быть необходимые расходы: покупка бензина для автомобиля, бронирование номеров в гостиничном номере, питание в местных ресторанах. По этим и другим причинам многие направления признают ценность музыкального туризма.

Музыкальные гастрольные туры являются одними из наиболее распространенных источников музыкального туризма. Местное население идут и тратят деньги, чтобы увидеть концерт, если один или более из их любимых групп приезжает в город. Люди, являющиеся особенно преданными фанатами иногда следуют за по маршруту тура их кумира, или путешествуют, чтобы увидеть выступление музыканта в определенном местоположении. Все это поведение предлагает выгоды для местной экономики и становится отличным источником дохода. Если людей особенно впечатлило время, проведенное в зоне выступления, они могут вернуться сюда в дальнейшем уже не ради концерта.

Музыкальные фестивали - это еще один огромный аспект музыкального туризма. Для местной экономики – это еще более прибыльное явление, поскольку зачастую они охватывают несколько дней или, по крайней мере, выходные. Кроме того, музыкальные фестивали, как правило, включают в себя более чем одну группу, увеличивая вероятность, что люди захотят присутствовать.

Власти многих стран давно осознали прибыльность музыкального туризма и плотно занялись его изучением и разработкой музыкальных проектов, привлекающих туристов. Особенно тщательные исследования проводятся в Великобритании, так как для нее эта отрасль стала одной из главных. Как следует из документа, доля иностранных граждан в общем объеме «музыкального» турпотока в Великобританию не превышает 5 процентов, но именно эта популяция обеспечивает 18% поступлений от сделанных покупок [12]. 

Большой вклад в изучение музыкального туризма внесли А. Ватсон, М. Хойлер, С. Мэйгер, которые занимались изучением музыкального творчества в городском пространстве [31].

Географы имели относительно ограниченное взаимодействие с музыкой, несмотря на неоднократные призывы провести исследования музыки в целях развития понимания пространства и места. Некоторые из самых ранних географических материалов о музыке были написаны с более традиционной региональной географической точки зрения. Тем не менее, с середины 1990-х годов, наблюдается все больше литературы у географов, которые пытались решать сложные социальные, культурные и экономические вопросы, связанные с музыкой. Действительно, для Адама Кримса, ведущего музыковеда, одно из наиболее замечательных последних событий в популярных музыкальных исследований являются дисциплинарные союзы с географией. Для Кримса, этот союз выполнил важную задачу "приоритетный пространственный режим"  в музыкальных исследованиях, сосредоточив внимание на местных сценах, музыкальной продукции, и характерных особенностях определенных мест. «Эти усилия, - утверждает он - дали впечатляющие результаты. Выдвижение на первый план музыкальной практики, которая могла бы в противном случае остаться маргинальной» [31]. Кроме того, эта литература стала растущей проблемой для  предубеждений обычных географических пониманий пространства и места. Важно отметить, что обмен идеями между дисциплинарными границами имеет жизненно большое значение для развития географических исследований музыки. Есть целый ряд авторов из других дисциплин, которые были особенно влиятельными в связи с их регулярными краевыми переходами используя географические исследования. К ним относятся работы Сары Коэн о музыке в Ливерпуле, Симон Фрит и описания популярной музыки Уилла Стро, работа Тони Митчелла о личности и рэп-музыке, и работа Энди Беннетта о молодежных культурах и музыкальных сценах[31].

Вопрос о музыкальной географии поставили на повестку дня в первой половине 1990-х с публикацией трех статей. «Музыкальный ландшафт» Смита (1997), заявлял, что музыка должна быть «неотъемлемой частью географического воображения». Конг в  работе над музыкой в географических анализах утверждал, что «относительное пренебрежение географов в популярной музыке ... не должны сохраняться» [44]. Для многих эти статьи стали источником вдохновения, и попытка совместить страсть к музыке с географическим кругом научных интересов. Хотя прогресс был медленным, сложилась небольшая, но отчетливая основа географической науки о музыке.

Лейшон в 1995 выступил в специальном выпуске журнала «Труды института британских географов», где значительно расширил круг географов для изучения музыки. В своих статьях он продемонстрировал некоторые из способов, в которых музыка может быть использована для обогащения географических анализов. Темы варьировались от отношений между музыкой и городской регенерацией, к производственным точкам, и культурной политике, а также трансгрессивных пространств сексуальности [31]. Последующие исследования в географии и музыке в целом можно разделить на три точки зрения. Во-первых, есть те исследования, которые были связанные с ролью музыки в социально-культурном развитии территории, пространства и идентичности. Вторая точка зрения из социальной и культурной географии, где автор исследовал звуковые среды и перформативные аспекты музыки. Это перекрывается с междисциплинарной областью «Музыкальных исследований» - область исследования, связанная с материальной базой производства и потребления музыки. В-третьих, есть исследования, которые проводились, рассматривая культуру, в русле экономической географии. Здесь рассматривалась экономика музыкальной индустрии в качестве культурной индустрии, экономики культуры, и технологических инноваций.

Известные примеры работы от социальных и культурных географических точек зрения включают Halfacree и Kitchin о популярной музыки в Манчестере; Смит о художественном индустриализме и культурной политики музыки; Кримс  и Магер о рэп / хип-хоп музыки и городской географии; Валентинаи Скелтон  о музыке и сексуальности, и Ингам и другие (1999), Смит, Jazeel, Найт, и Вуд и другие о звуке в пространстве[31].

Особый вклад внесли Крис Гибсон и Джон Коннелл, написавшие книгу «Музыка и туризм», на основе своих собственных путешествий и путевых заметок [24].

Таким образом, изучению музыкального туризма положено уверенное начало в зарубежных странах. Степень его изученности зависит от доходов, приносимых данной отраслью.

 

 

Категория: Дипломные работы / Дипломные сервис и туризм

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.