2.2 Возрастно-половой состав туристов, вкусы, расходы.
Некоторый признак разнообразия музыкальных туристов показывает связи между музыкальными стилями и их зрителями. В то время как определенные музыкальные жанры пронизывают несколько социальных групп, другие, конечно, широко не охвачены, заканчиваясь в самой нише зрителей, и определенных туристических групп. Многочисленные исследования попытались понять в общем смысле движущие силы, которые подкрепляют зрителей для искусств и для различных музыкальных жанров. Эти различия особо ярки между «классической» и «популярной» музыкой.
Их результаты главным образом прямые: классические концерты и продукты (и те из джаза), обладают тенденцией иметь более старых, более образованных, профессиональных зрителей (и некоторых студентов); популярная музыка привлекает людей по младше; музыка кантри имеет тенденцию быть более популярной среди сельских зрителей (но также и среди городского рабочего класса); «мировая» музыка нравится молодому, городскому, сверхмобильному поколению.
Другие исследования дифференцировали зрителей по особым формам популярной музыки, от Брюса Спрингстина к хэви-металу .
В Токио японская музыка была более популярной среди рабочих, в то время как административные и профессиональные рабочие предпочитали классическую музыку. С меньшим акцентом на статистику, Бурдье нашел подобные результаты в своей социологии культурного знания. Он выделил закономерности, исследуя связи между формами культурного капитала – знания, вкуса, творческого потенциала, и моды в иерархии классов и подразделений в современном французском обществе. Более простая музыка - культурная форма, в которой общественные отношения воспроизведены и укреплены. Классическая музыка подразумевает образовательную способность, и таким образом становится маркером классовых различий, построенных против других стилей, таких как музыка кантри и популярная музыка – музыка «масс» [24].
Музыкальный туризм предполагает наличие параллелей, между исследованиями каждой структуры аудиторий. В Австралии классическая музыка в составе тура по Европе является продуктом, обладающим высоким спросом среди образованной элиты. Туры в
«культурные» европейские столицы, известные своей музыкой имеют стоимость более 10,000 Австралийских долларов (7,000 долларов США) на каждый тур, что в значительной степени лишает малообеспеченных граждан приобретения таких продуктов. Однако, в Зальцбурге, существует масштабный музыкальный туризм, подразумевающий, что посетители всех возрастных и доходных групп могут посетить некоторые концерты классической музыки, музеи или фестивали. Определенные виды музыки используются для привлечения конкретного посетителя в различных контекстах. Джаз становится все более и более интеллектуальной музыкой, несмотря на происхождение в Новом Орлеане и запрещенной в Америке, как музыка энергии, свободы, подрывной деятельности. В Австралии в районе винных заводов Хантер-Вэлли, набирающем популярность опера и джазовые фестивали использовались, чтобы привлечь туристов; подобные тенденции произошли во многих уголках мира, известных своей винной продукцией, включая Техас.
Опера сейчас повсеместно рассматривается как элитная форма музыкального развлечения, хотя она проводилась в разнообразных местах и ситуациях: в пустынях Египта ряд «Опера в пустыне», фестивали в Долине Смерти в Соединенных Штатах, Северной Территории Австралии.
Рок-фестивали, где много рок-н-ролла, например в Мемфисе или в Ливерпуле, вероятно, имеют маленькие, постоянные аудитории из различных социально-экономических слоев населения.
Например, возрастная группа туристов в отеле Abbey Road (студия звукозаписи группы Beatles, U2 и другие) в 2002 году колебалась от 19 до 65 лет, средний возраст 40 лет, и, как правило - это либо студенты, либо граждане с высоким социально-экономическим статусом. Подобный диапазон возрастов прослеживается у посетителей музея Боба Марли, и могилы Джима Моррисона, при этом многих даже не было на этом свете, когда он умер. Большая часть (более 60%) посетителей фестиваля «Возрождение Элвиса» в Австралийском городе Паркс в 2003 году – это люди возраста старше 45 лет.
В противоположность этому, танцевальный клубный туризм почти исключительно направлен на молодежь, принадлежащей возрастной группе 18-30 лет , 22 года - средний возраст участников [43]. Но туристы, как правило, довольно старше.
Такие обобщения всегда противоречили реалии и такие различия часто присутствуют, особенно в контексте туризма.
Музыкальные вкусы и музыкальный туризм - явления, довольно сложные. Обобщения изготовлены об потребления, аудитории редко соответствуют к желаниям статистиков в рационализации их выбор. Например, любители популярной музыки, вполне любят послушать классическую музыку. Джаз-фолк на разные времена имеет разных слушателей и в отношении конкретных исполнителей. Нельзя строго относить определенных слушателей, принадлежащих тому или иному классу к определенному стилю. Напрмер молодоженов в Нью-Йорке может привлечь классический сольный концерт в Карнеги-холле, не зная композитора или исполнителя, потому что такая музыка может хоть как-то приукрасить романтический отдых.
Австралийских туристов в Мюнхене привлекает Октоберфест из-за пива, или может им захотелось услышать традиционную немецкую музыку без какого-либо интереса к культурному наследию.
Тем не менее, существуют параллели между предпочтениями аудиторий к определенным
стилям популярной музыки и музыкальной формы туризма. Посещаемость фестивалей позволяет аудитории подтвердить свою приверженность определенному стилю или исполнителю. Несколько исследований, посвященных музыкальным туристам, позволили осветить некоторые тонкости в музыкальном туризме, особенно там, где участие в музыкальном шоу тесно связано с образами и ассоциациями фактических мест и народов. Прентис и Андерсон провели опрос людей, посещающих шоу Riverdance в Шотландии, освещая восприятие турисами Ирландии, в том числе ирландской музыки и танца. Результаты опроса показали, что 50 % аудитории, привлеченные «традиционной» ирландской музыкой были «родовые потребители» исполнительские видов искусства, таким образом, они являются представителями целевого рынка для ирландских современных культурных праздников. Опрошенные были преимущественно женщины (74%) профессиональных /полупрофессиональных, среднего класса фоны [38]. Образовательный фон, по-видимому, оказывают важное влияние на участие в культурном туризме. Большинство людей, часто посещавших шоу исполнительского искусства, настоятельно утверждали, что они не нацелены на изучение ирландской культуры, но это шоу было просто «потребляется как зрелище». [38]. Другие исследования культурно выступления и музеи в крупных городах показывают, что концерты имеют значительный национальный и международный рисования власть ; на Бродвее, Нью-Йорк, по крайней мере, 10% (и, как правило, больше) посетителей театров и концертов – это зрители были из-за рубежа, в то время как в Вест-Энде, Лондон на театральную аудиторию из-за рубежа приходится треть всех посетителей.
Многие из этого числа приехали в город специально ради конкретных культурных мероприятий и достопримечательностей, которые, без этих туристов, не были бы жизнеспособным [29].
Потому что музыкальный туризм настолько разнообразен, что захватывает широкий спектр демографических профилей туристов. Посетители Ирландии ищут традиционную музыку в отличие от молодых английских туристов на Ибице, заинтересованных в гедонистических клубных приключениях. Путешественники Грейсленда или многие других стран запада обычно старше. Большинство посетителей Брэнсон составляют пенсионеры в зимний и семьи в летний период. Типичные любители кантри и вестерна – это синие воротнички, сельские простые люди [26].
Аналогично заполняется ниша музыкальных туристов, часто посещающих места, которые известны электронной танцевальной музыкой, такие как Байрон-Бэй (Австралия) и Гоа (Индия). Обычно такие люди путешествуют, полагаясь на путеводителей и неофициальную «информацию из уст в уста» [33]. Они путешествуют гораздо дольше - до 12 месяцев во многих случаях - используя хостелы и кемпинги, а не отели и мотели. Эти путешественники ищут более общую социальную среда, в которой, встречают единомышленников «обнаруживают» местные культуры. Такие туристы могут составлять субкультурные, или «неоплеменные» общественные формации, где признаки идентичности определяются через общий внешний вид и деятельность, которая социально конструируются и постоянно воспроизводятся повседневных действиях, отношениях, общении. С конкретным видом культуры, связаны определенные виды деятельности, направления моды, стили музыки, такие как дреды, сильный загар, техно-музыка, занятия серфингом, «дикие» пляжи, игра на африканских барабанах, конкретные марки одежды или «племенные» татуировки.
Этот вид культуры представляет собой поле общественного воспроизводства, в котором «субкультурный капитал» является широко распространенным знанием тенденций, моды и выступлений, которые сообщает социальная практика и сценарии, разыгрывающиеся в туристических пространствах, созданных туристами.
Музыка туристических объектов и достопримечательностей обычно привлекает два вида посетителей: те, кто обращается по какой-либо причине: музыка, исполнитель, композитор или жанр (свойственно для фестивалей), и тех, кто приехал, потому что место вписывается в маршрут разработаный для других целей, или потому, что визит, скорее всего, будет приятным. Таким образом, на Abbey Road, большинство посетителей побывало, потому что у них было немного (часто не очень много) признательности к музыки Битлз, но другие были там просто потому, что это было частью повестки дня, и места включены ряд знаменитых достопримечательностей Лондона. Конкретный предрасположенности к тем или иным музыкальным местам, однако, более индивидуальны и зависят от личного музыкального вкуса. Более широкие культурные и национальные предрасположенности могут быть очевидными. Новый Орлеан пользуется популярностью у французские туристов, «увлеченных, исследованием причудливых форпостов франкоязычных диаспор» [30]. Для французских туристов, путешествия в Новый Орлеан позволяют наблюдать за опытом идентичности франкоязычных народов в Новом Свете, так же, как быть американцами, которые посещают могилу Джима Моррисона в Париже.
Зальцбург и другие крупные города Европы также имеют глобальный охват, но, опять же, музыка не является единственным поводом для посещения таких мест. Так же как и в Лас-Вегасе: хотя музыка является важной частью экономики туризма в города, но туристы в основном приезжают сюда ради азартных игр, гольфа (или заключения брака), а музыка является лишь частью или дополнением к их приключениям [24].
2.3 Инвестиции и территориальное различие развития музыкального туризма
Музыкальный туризм имеет прямые экономические последствия, как на место так и на людей. Кроме того, существуют нематериальные выгоды в плане имиджа и конкурентоспособности, которые приходят от ассоциаций между музыкой и место. Музыкальный туризм имеет экономическое измерение в простом смысле денежной воздействия, состоящего в первую очередь из расходов туристов и создания занятости.
Удивительно мало количественных данных, характеризующих экономическое воздействие музыкального туризма, отчасти потому, что данный вид туризма как правило, включен в статистику культурного туризма, который сам несколько запущен в условиях экономического анализа.
Музыкальный туризм, как и другие формы туризма, как и любая экономическая деятельность - явление географически неравномерное. Участки, где музыкальный туризм значительно развит, являются частью международного музыкального пространства и музыка здесь настолько символична, что напоминает кино через дискурсивные «пейзажи» (тексты песен, видео клипы, или обложки для компакт-дисков), умышленные стратегии маркетинга и акцент на путевых заметках.
В известных случаях, эти смыслы образуют палимпсест СМИ и события - новости, фильмы, газетные и журнальные статьи, объявления, а также музыкальные тексты – все это формирует туристическое направление. И как сказали исследователи Джуд и Файнстон «Не промоутеры ли туризма способны контролировать эти образы?» [19].
Таким образом, любовь к музыке Биттлз и высокий спрос на нее самым прямым путем влияет на репутацию Ливерпуля [7], и создает его имидж.
Власти в отношении развития музыкального туризма становятся все более лояльней, осознавая, какой вклад вносит музыка в городскую экономику.
В 1999 г Французский квартал в Новом Орлеане посетило 11 миллионов человек с целью музыкального туризма. Данная отрасль обеспечила занятостью до 16% населения, по сравнению с 7% в предыдущее десятилетие [16]. Индустрия туризма приносит городу 3,5 млрд. долларов ежегодно. Первичные и вторичные расходы были рассчитаны на 593.6 млн. долларов. Только музыкальный туризм в одиночку обеспечивает создание в 38 000 рабочих мест, за исключением самих музыкантов.
В Мемфисе, более чем на 8 миллионов туристов, приезжающих ежегодно, приходится 2 млрд долларов расходов посетителя и 48 000 рабочих мест, фактически это удвоение туристического рынка [24].
В Австрии индустрия туризма создает
более 150 000 прямой и более 400 000 косвенных рабочих мест, составляющих 6% валового внутреннего продукта, значительную долю которого образует музыкальный туризм в Вене. В Зальцбурге, деятельность двух третих работающих прямо или косвенно связана с туризмом [24].
Многие города рекламируют успех в культурном развитии, часть которого обязана музыкальным фестивалям и другим специальным мероприятиям, даже если они не считаются центром музыки и туризма. Чаттануга, штат Теннеси уже активно рекламирует себя как место искусства и туризма, также как и Эдмонтон, Канада с восемнадцатью крупными фестивалями в своем летнем календаре, который привлекает более 2,7 миллиона человек, и генерирует более 75 млн. канадских долларов (65 млн. долларов США) в год. Сан - Диего имеет аналогичное стремление изменить себя как город культурного туризма, собирая более 1,8 млн. посетителей в год на культурные мероприятия, генерируя более 200 млн. долл. США в прямых и косвенных расходов в городском хозяйстве (2002 год) [18].
Все это отражает растущее признание важности «культурной экономики» в городских центрах с точки зрения прямых расходов и занятости в индустрии культуры (например, музыки, кино, радиовещание, мода) и культурный туризм связан с ними. Это связано с дискурсом о «творческом городе», где культура является ключевым компонентом планирования развития городского пространства, в таких книгах как Чарльз Лэндри «The Creative City» (2001) [3], и Ричард Флорида это «Восстание креативного класса» (2002) [23], где подчеркиваются достоинства укрепления связей между экономическим развитием и культурной политикой. Различные уровни власти были убеждены в эффективности пропаганды культурной экономики, в которой музыкальный туризм играет важную роль: создание культурных районов, налоговых и административных стимулов для культурных производителей (например, кинематографистов и студий), общественности и совместные инвестиции предприятий в новые объекты, достопримечательности и благоустройства. Городские ускорители и коммерческие элиты работали, чтобы превратить относительно любительскую и неформальную деятельность во все более профессиональную, высокоорганизованную и специализированную отрасль.
Впоследствии, некоторые Западные города включили музыку и культурные отрасли промышленности в стратегии городского развития. Это делалось в основном за счет проведения фестивалей, что стало частью стратегий туризма и стимулов для городской регенерации. Ридинг, Беркшир стал особенно видным из центров продвижения музыки устраивая ежегодный рок-фестиваль и фестиваль этнической музыки WOMAD, а также благодаря культуре музыкального потребления. Саутгемптон теперь называет себя «Капитал развлечения Юга» Глазго стало европейским Городом Культуры в 1990; Ноттингем стремится соединить музыку (клубы, пабы, уличные действия и «молодежные сцена») к стратегиям устойчивого туризма, включая публикацию о ведении местными ночной жизни. Что касается традиционной музыки, то не для всех городов она являлась перспективной для привлечения большого числа туристов [6]. Такая ситуация сложилась в Белфасте из-за плохой политической обстановки. Однако в Ирландии живая традиционная музыка стала визитной карточкой страны.
Особенно ярким примером является Гарлем (Нью-Йорк). Находясь в невыгодном географическом положении, культурный туризм стал потенциальным механизмом для реконструкции города. Туристы, главным образом из-за границы, включая Европу (особенно Германию), Японию и, позже, Латинскую Америку, восприняли Гарлем как «образ Черной Америки», благодаря музыке и традиционным развлечениям, также интерес подогрет всплеском из классического джаза в 1980-х и музыки в стиле госпел в 1990-х [12].
Успех вызвал множество подражателей и разнообразных попыток выйти на рынок музыкальной индустрии. В 1997 году Новая Шотландия вложила 3,5 млн шотландских долларов, (3 млн. долларов США) чтобы два года Праздник Музыки был на «особом звуке» для создания провинции музыки и новых рабочих мест, сосредоточенных вокруг серии фестивалей.
В то же время, Луизиана разрабатывает проект «Музыкальная тропа Луизианы», который «следует по пути, что проходит через бесчисленное множество культур и поколений
истории». Пять лет спустя в Пертшир, Шотландия, ряд политических партий борются в поддержку проекта «Саундтрек шотландского Туризма», чтобы связать традиционную музыку и туризм, а для также диверсификации туристической индустрии [13].
По-разному, но опираясь на некоторый локальный контекст, многие города стремились извлечь выгоду из музыкального туризма.
Наиболее разрекламированным является британский успех Манчестера, где
культурный туризм стал частью городской регенерации, нацеленные на
репутацию города танцевальной музыки и клубной культуры, вырастая из знаменитого «Мэдчестера» - музыкального направления, возникшего в конце 1980-х годов. Индустрии культуры и туризма были включены в официальную стратегию развития, и местные власти стали вести политику поощрения открытия новых клубов, кафе и ресторанов и кейтеринга большого наплыва посетителей города. Манчестер достигал пика посетителей, между 65000 и 85000 человек, приезжавших по пятницам, чтобы посетить клубы и принять участие в музыкальных вечеринках [5].
В конце 1980-х, Манчестер достиг разгара международного признания, более 40% молодых американских туристов отправлялись в Великобританию, в качестве основного назначения - в Манчестер, во многом благодаря своей музыкальной репутации. Но популярность города понесла за собой ряд недостатков, таких как рост наркомании и преступности [19].
2.4 Географические последствия развития музыкального туризма
Экономические доходы страны поступают в счет социальных расходов и музыкальный туризм - не исключение. Однако присутствие туристов неизбежно влияет на состояние окружающей среды, местную культуру и ценности, а также содействует развитию «промежуточной» культуры. Местным жителям, так или иначе, навязывается культура поведения туристов, их стиль одежды и даже пища. В некоторых случаях даже трансформируется сексуальная практика. Такое влияние, как правило, наукой рассматривается в качестве негативного для местных жителей, даже если их доходы значительно возросли.
Однако неравномерное развитие туризма в странах имеет ряд последствий. Некоторые исследователи музыкального туризма проследили степень социального влияния.
В исключительных случаях туристический опыт был отрицательным. Музеи, как Винк, штат Техас, стали мрачными, фестивали забывающимися, отели дорогими, питание бедным; нередко бывали случаи ограбления туристов, но такие факты старались не оглашать [11].
Музеи часто подвергались критике; один критик Национального центра популярной музыки в Шеффилде, до его закрытия, наблюдал:
«Это выглядело жалко. Места было слишком мало, чтобы провести много народу. Реклама была просто уловкой для спонсоров. И, конечно, все это было более разочаровывающим еще и потому, что располагалось в фантастическом здании».
Подобные переживания редко оформляли документально.
Выступления уличных музыкантов часто считаются не столько удовольствием, сколько угрозой, поэтому их регулируют во многих городах. На Кубе особенно, проституция является сопутствующей росту туризма. Контекст высокого уровня безработицы поддается этому, несмотря на создание «зоны только для иностранных туристов», где кубинские граждане считаются нежелательными [12].
Такие вопросы редко освещаются в путеводителях, так как литература о путешествиях обычно должна быть оптимистичной.
Неравные отношения между туристами и местными жителями особенно характерны для развивающихся стран, где экономические различия наибольшие, и социальные последствия туризма наиболее сложные [9]. Там тоже культурные последствия музыкального туризма становятся более значимыми с точки зрения явных угроз «подлинности», но им редко уделяется пристальное внимание.