Базовой составляющей общества и главным объектом интереса социолога являются человеческие личности. С каким бы контекстом ни имели дело, мы найдем там людей: родителей, детей и родственников в контексте семьи, жителей и соседей в домашнем контексте, работников и руководителей в контексте работы, продавцов и покупателей в контексте потребления, врачей и пациентов в контексте болезни, могильщиков и скорбящих в контексте смерти, учителей и учеников в контексте образования, граждан и чиновников в контексте политики, священников и верующих в религиозном контексте, ученых и лаборантов в контексте науки, художников и зрителей в контексте искусства, пассажиров, пилотов и проводников в контексте путешествия, спортсменов, тренеров и болельщиков в контексте спорта, солдат и пленных в контексте войны.
Что можно сказать обо всех этих людях, что можно заметить, глядя на них (или фотографируя), как о целостных, живых, уникальных, с именем и фамилией индивидуумов? Мы можем прежде всего заметить их пол, возраст и расу. Затем характеристики телесные -рост, фигуру, физическую силу, растительность на лице. Тело, в отличие от «души» или «личности», несомненно, является объектом визуальным и поэтому представляет собой богатый источник данных. Мы замечаем одежду (костюм, мундир, униформу, регалии, ордена), прическу, орнаментацию тела (татуировку, макияж). Бросается в глаза пластика тела, выражение лица, выправка, поза, жест. Как заметил Ирвинг Гофман, «наша способность различать микроскопические нюансы в постановке глаз, головы и тела просто необычайна». Затем мы узнаем кое-что о личной гигиене: замечаем чистоту, опрятность или, наоборот, небрежность и грязь. Но извне заметны также и определенные символы, присвоенные людям коллективами, в которых они состоят. Во-первых, символы общественного статуса - тога, костюм, платье, сутана, галстук, бижутерия, а также символы признания и престижа - ордена, знаки отличия. Мы можем также заметить проявления (или причины) особых примет отторжения обществом, например жалкий, не опрятный, грязный внешний вид, состояние алкогольного или наркотического опьянения, а также проявления отклонений, например эксцентричный, отличающийся от нормы наряд.
Примером проекта визуальной социологии, который сконцентрировался на портретировании маргинальных представителей общества - бездомных и нищих в Бостоне, является цикл Дуга Харпера о «жизни в дороге». Здесь мы найдем выразительные снимки, богатые информацией об одежде, гигиене, орнаментации тела, позах и рисунках на лицах. Это результат многомесячных наблюдений автора, находившегося в этой девиантной среде. Подобный характер имеет цикл фотографий «Два взгляда на Венецию в Калифорнии», для которого Билл Арон четыре месяца делал портреты евреев старшего поколения, населяющих этот район Лос-Анжелеса, а также членов молодежной «субкультуры пляжа», проводящих целые дни на роликах, скейтбордах и серфинге. Особым достижением этого проекта является контрастность фигур этих двух сред, открывающая поле для сравнительных заключений. Еще один аспект внешнего вида отражен в цикле Филлиса Ивена «Ритуал красоты». Он показывает женщин у парикмахера, в косметическом салоне, у маникюрщицы, у портнихи, тонко чувствуя разницу в подходе к своей красоте, которая проявляется у женщин черной и белой расы, а также в различных возрастных группах.
Используемая литература: Штомпка П.
Ш92 Визуальная социология. Фотография как метод
исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В.
Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. — М.:
Логос, 2007. — 168 с. + 32 с. ив.ил.
ISBN 978-5-98704-245-3
Скачать реферат:
Пароль на архив: privetstudent.com