Киноиндустрия в России: основные этапы и история развития

0

2.1 Состояние киноиндустрии в конце XX в

Улучшение экономической ситуации в стране к концу 90-х гг. положительно отразилось и на состоянии кинематографа. К этому периоду, в основном, в крупных городах стали появляться кинотеатры, оборудованные современной техникой. Большое внимание уделялось качеству звука, кинотеатры оборудовались звуковыми стереосистемами. На экранах стали демонстрироваться вначале зарубежные фильмы, созданные с учетом новых технологий, а затем и отечественные. Появился специальный термин «блокбастер», обозначающий фильм, снятый с большим размахом и очень дорогостоящий.

Как правило, появлению такого фильма на экране предшествовала широкая рекламная кампания в средствах массовой информации.

Первым российским фильмом этого периода, на съемки которого были затрачены большие средства и премьера которого была проведена на высоком уровне, стал фильм Н. Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998). Фильм был снят при участии зарубежных компаний, кроме России в его создании участвовали Франция, Италия, Чехия.

Н. Михалков воссоздает в фильме не только соответствующую историческую эпоху, но и стремится раскрыть такие понятия, как русский характер, русский человек с его пониманием чести, долга, отношения к Родине, веры, любви, дружбы. Сложные годы перестройки в стране, поиск новых социальных, нравственных ориентиров, «национальной идеи», очевидно, способствовали обращению режиссера к этому историческому периоду в жизни России, когда страна была наиболее успешна и стабильна, и не испытала еще на себе последствий революции. Широкий масштаб фильма, прекрасная игра актеров (роли в фильме исполняли О. Меньшиков, Джулия Ормонд, А. Петренко, Ричард Харрис, В. Ильин, А. Михалкова, Н. Михалков и др.) помогли создать запоминающееся произведение. Критика неоднозначно оценила фильм, были упреки в том, что фильм больше рассчитан на зарубежного зрителя, что он создан в стиле лубка. Однако расчет на прокат в других странах становится важным для российского кино.

Получивший всеобщее признание и известность после фильма «Москва слезам не верит» (1980, премия «Оскар») В. В. Меньшов снял фильм «Зависть богов» (2000). В 2004 г. вышел фильм «Водитель для Веры». Действие в нем происходит уже после смерти Сталина, но бесчеловечная машина подозрительности, интриг и сокрытия неблаговидных поступков высших военных чинов по-прежнему калечит судьбы тех, кто им мешает. «Космос как предчувствие» (2005) Алексея Учителя рассказывает о стремлении человека вырваться из страны, где царят ограничения и запреты, к свободной жизни, о которой мечтает один из героев фильма.

Большим успехом у молодых зрителей пользовался фильм «Бу-мер» (2003) Петра Буслова. Герои фильма едут на машине марки BMW, скрываются от преследования, попадая в весьма сложные ситуации, что заканчивается для большинства из них гибелью.

Военная тема традиционно остается в поле зрения режиссеров. Выходят на экраны фильмы о событиях Великой Отечественной войны («В августе 44-го», «Звезда» 2002), «Кукушка» (2002), во многом увиденные из сегодняшнего дня. Тема чеченской войны по-прежнему привлекает режиссеров. На экраны выходят фильмы: «Война» (2002) А. О. Балабанова, «Кавказская рулетка» (2002) Федора Попова, «Дом дураков» (2002) А. Кончаловского.

Экранизация литературной классики, всегда привлекавшая режиссеров и пользующаяся зрительским интересом, в эти годы в значительной степени переместилась на телевизионный экран. Телевизионные каналы стали сами финансировать съемки многосерийных фильмов по известным литературным произведениям. Демонстрация таких фильмов по телевидению обеспечивает большую зрительскую аудиторию, что привлекает рекламодателей. Среди многосерийных фильмов, вышедших в эти годы на телевизионные экраны: «Идиот» (2003), и «Мастер и Маргарита» (2005), «Московская сага» (2005), «В круге первом» (2005) и др.

Требования кинорынка, ориентированного на интересы «рядового» зрителя, были поставлены во главу угла лишь в первые перестроечные годы. Но постепенно начинает возрождаться и так называемое авторское кино. Выходят фильмы, снятые режиссерами, чье творчество всегда считалось «трудным» для основной массы зрителей. Фильмы «Молох» (1999), «Телец» (2000) и «Русский ковчег» (2002) А. Н. Сокурова получили высокую оценку на международных кинофестивалях.

В эти годы на российские экраны стали выходить фильмы, созданные с большим размахом, с использованием компьютерных технологий:

-    фантастический боевик «Ночной дозор» (2004) Тимура Бекмамбетова,

-    исторический боевик из времен боев за Плевну «Турецкий гамбит» (2005) Джаника Файзиева,

-    фильм об афганской войне «Девятая рота» (2005) Ф. С. Бондарчука. Эти фильмы по своему техническому уровню вполне соответствовали известным зарубежным блокбастерам, что было важно для возрождающегося российского кино, стремящегося завоевать свое место на мировом экране.

Самые строгие ценители отечественного кино, воспитанные на высоких образцах фильмов прежних лет, не всегда удовлетворяются художественным уровнем нового кинематографа. Однако есть надежда, что выход российского кино на мировой уровень, развитие кинопроизводства в стране, появление новых талантливых режиссеров принесут свои плоды, и российский кинематограф вновь займет достойное место среди ведущих кинематографов мира.

2.2 Краткое описание киноиндустрии РФ в начале нового тысячелетия

В последние годы все сегменты отрасли кинематографии Российской Федерации демонстрируют постоянный рост, что вызывает интерес к российскому рынку со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов, профильных и непрофильных. Эти процессы являются естественным результатом последовательного возрождения различных отраслей кинематографии в России - кинопоказа, кинопроката, кинопроизводства.

Первым этапом стало открытие в 1996 году первого кинотеатра западного типа «Кодак-Киномир» в Москве; с тех пор киносеть России серьезно увеличилась, появились качественные площадки для кинопроката. В 1998-м оживилась отрасль кинодистрибьюции, доказавшая (благодаря выходу фильма «Титаник», собиравшему полные залы во всех, даже несовременных, кинотеатрах страны) возможность пробуждения интереса к кино у российских зрителей.

В 2004-м отечественные кинопродюсеры смогли переориентироваться на производство коммерческих блокбастеров, которые благодаря широким рекламным кампаниям и поддержке со стороны ведущих федеральных телеканалов привлекли в кинозалы большую аудиторию (самым громким таким проектом стал фильм «Ночной дозор»). А в 2005 году инвестиции потекли и в отрасль кинопроизводственного сервиса: начался процесс восстановления инфраструктуры, и к 2008 году острый дефицит павильонных площадей, кинооборудования и услуг монтажно-тонировочного периода был устранен.

Мировой финансово-экономический кризис 2009-го оказал негативное воздействие на все сферы киноиндустрии в России: снизился объем производства кино- и телефильмов, как финансировавшихся за счет федерального бюджета, так и частными инвесторами и телеканалами; начали происходить процессы укрупнения игроков в сфере кинопроизводства (продюсерских компаний) и кинопроката (в том числе появились и новые вертикально интегрированные структуры); остановились проекты строительства новых киностудийных комплексов на территории страны; замедлился рост рынка кинопоказа, произошел переход от интенсивных методов развития киносетей (направленных на открытие кинотеатров в новых регионах и городах) к экстенсивным (прежде всего за счет установки цифровых кинопроекторов в уже действующих кинотеатрах).

Однако все эти процессы расцениваются отечественными специалистами в сфере кинематографии неоднозначно. Многие говорят о благотворном влиянии кризиса, который позволяет оздоровить индустрию. С рынка ушли слабые игроки, а также лишние непрофильные инвестиции, в последние годы способствовавшие постоянному росту себестоимости как кинопроизводства в России, так и цены лицензии на прокат фильмов, приобретаемой российскими компаниями на международных кинорынках. Рост рынка кинопоказа в России также происходил за счет открытия кинотеатров в крупных городах, что привело к чрезмерной конкуренции в городах-миллионниках при сохранении дефицита в более мелких населенных пунктах.

Таким образом, 2009 год становится для российской киноиндустрии годом качественных изменений, результаты которых (положительные или отрицательные) проявятся позже; тогда как 2008-й является годом наивысших достижений во всех сферах кинематографии современной России - от объемов произведенных кино- и телефильмов, кассовых сборов кинопроката и видеодистрибьюции до темпов расширения современной сети кинотеатров. Рассмотрим краткие характеристики конкретных ветвей отрасли кинематографии в России.

Все действующие на рынке кинопроизводства РФ - кинокомпании можно разделить на несколько категорий, в зависимости от реализуемых ими функций: кинопроизводящие компании; киностудийные комплексы (обладают собственными киносъемочными павильонами); компании, предоставляющие кинооборудование в аренду съемочным группам; центры по оказанию монтажно-тонировочных услуг.

Производящие компании (продюсерские центры, имеющие собственные кинопрокатные подразделения; продюсерские компании; государственные и частные киностудии; телеканалы, а также голливудские студии-мейджоры) за период с 01.01.2006 по 01.07.2009 инвестировали в кино- и телепроизводство более 61 млрд руб. (около 17,5 млрд руб. в год в среднем), большая часть которых была вложена в создание игровых телефильмов и телесериалов (52%), а также в производство кинофильмов (около 40%).

Пик производства полнометражных теле- и кинофильмов был достигнут в 2008 году (158 и 106 наименований соответственно). В 2009-снижение производства полнометражных фильмов: за первое полугодие выпущены 41 кинофильм и 36 телефильмов, что в годовом выражении, при сохранении этих тенденций, может дать около 80 и 70 наименований соответственно.

Лидером киноиндустрии по объему инвестиций в России остается рынок телесериалов и телефильмов (объем инвестиций за последние 3,5 года составил 32 млрд руб., при этом было произведено более 9 000 эпизодов телесериалов и более 450 телефильмов), что связано с ростом себестоимости производства в этом секторе (порядка 30% в год - до кризиса 2009-го), а также с ростом в 20072008 годах числа производимых телефильмов. Однако в 2009 году проявилась нехарактерная для рынка тенденция: число производимых кинофильмов превысило число телефильмов, поскольку телевидение оказалось более подвержено воздействию финансово-экономического кризиса по причине меньшей продолжительности производственного цикла и большей чувствительности к заказам на запуск производства со стороны телеканалов.

Рынок игрового кино занимает второе место по объему инвестиций (около 25 млрд. руб. за последние 3,5 года). Производство большинства фильмов осуществляется в России во многом на безвозвратные вложения и в первую очередь на средства Министерства культуры РФ (из 341 произведенного фильма за период с 01.01.2006 по 01.07.2009 господдержку получили 198; при этом в 2009 году в производство не был запущен ни один фильм, получивший государственную поддержку, а все бюджетное финансирование было направлено на завершение проектов). Государственная поддержка игровых фильмов составляла в среднем 19 млн руб. на один фильм. В период с 2006 года в стране наблюдается устойчивая тенденция роста количества создаваемых кинофильмов; в среднем ежегодно в России производится 100 полнометражных игровых картин, при этом в кинотеатральный кинопрокат выходит в среднем 72 фильма.

Рост кинопроизводства в период 2006-2008 годов также спровоцировал и рост себестоимости производства - преимущественно за счет увеличения заработной платы членов съемочных групп, поскольку многие специалисты в России оказывались дефицитными. Завышенные производственные бюджеты и нередко слабые кассовые сборы кинопроката отечественных кинокартин привели к тому, что большинство российских фильмов не окупилось по результатам кинотеатрального проката, а продюсерские компании понесли убытки. Хотя до 2009 года многие из них могли получить высокие дополнительные доходы из других источников - от продажи прав на издание фильма на DVD, показ по телевидению, выпуск компьютерных игр и других сопутствующих товаров. Разразившийся финансово-экономический кризис снизил все дополнительные доходы продюсеров как за счет сократившихся объемов закупок таких прав, так и за счет падения цен на этих рынках.

Объем инвестиций производства полнометражных анимационных фильмов, вышедших в кинотеатральный прокат с 01.01.2006 по 01.07.2009 (всего таких фильмов насчитывается 11), составил около 1 млрд руб., а объем инвестиций короткометражных анимационных фильмов можно оценить в 1,3 млрд. руб. Большинство короткометражных анимационных фильмов реализовывалось благодаря господдержке, которая в целом составляла порядка 70% совокупного бюджета анимационных лент; при этом в полнометражных анимационных фильмах господдержка составила лишь около 5% производственного бюджета.

Ориентировочный объем инвестиций рынка неигровых фильмов с 2006 года можно оценить в 2,5 млрд руб., при этом было произведено порядка 2 500 часов кинопродукции. Основными заказчиками неигровых фильмов являются государство и телеканалы (преимущественно короткометражных документальных фильмов и сериалов). Самым распространенным видом демонстрации документального кино остается телепоказ, по-этому основной источник дохода продюсеров документального кино - продажа прав телеканалам. Соответственно этому, сокращение объемов заказов со стороны телевидения и снижение стоимости приобретения прав на показ фильмов в 2009-м негативно сказывается и на этой ветви кинопроизводства в России.

Участниками российского рынка кинопроизводства в период с 2006-го по 2009 г. являлись:

- медиахолдинги («Газпром-Медиа», «ПрофМедиа», «СТС Медиа», «Система-масмедиа», Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания);

-    продюсерские центры (СТВ, «Централ Партнершип», «Парадиз», с 2009 года «Красная стрела», «Профит», «Леополис»);

-    независимые продюсерские компании (всего их насчитывается около 300; крупнейшими из них являются «Реал Дакота», «Арт Пикчерз Групп», «Студия ТриТэ»);

-    государственные (Центр национального фильма, Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, «Леннаучфильм» и Свердловская киностудия) и частные киностудии («Всемирные русские студии», «Амедиа» и «СтарМедиа»);

-    телеканалы, в лице своих структурных подразделений или дочерних компаний по производству телесериалов (Телеканал «Россия» - проект «Русский телевизионный роман», НТВ - «НТВ-Кино», СТС - «Костафильм»), документальных (Первый канал, Телеканал «Россия» и СТС) и художественных фильмов (Первый канал - «Дирекция кино», Телеканал «Россия», СТС и др.);

-    голливудские студии-мейджоры («Sony Pictures», «Walt Disney Company», «Universal Pictures», «Fox International»).

Помимо производящих компаний и киностудийных комплексов, часто выполняющих также функции продюсерских центров, остальные типы компаний в сфере кинопроизводства в России призваны исключительно обеспечивать производственную инфраструктуру отрасли и оказывать услуги по аренде оборудования и по обеспечению процессов съемочного и монтажно-тонировочного периодов. Тогда как большинство продюсерских компаний не имеют собственных производственных мощностей.

Общий объем рынка кинопроизводственных услуг в России за 2006-2008 годы составляет 15,9 млрд руб.; из них 8,6 млрд руб. приходится на производство кинофильмов, а 7,3 млрд руб. - на производство телефильмов и телесериалов. Основными видами услуг, которые оказывают студийные комплексы и сервисные компании в России, являются аренда павильонов и оборудования (совокупный объем этого сегмента рынка за прошедшие 3 года составил порядка 5,4 млрд руб.), а также услуги монтажно-тонировочного периода (обработка пленки, озвучание и пр. - совокупный объем оценивается в 5,0 млрд руб.). При этом с 2006-го по 2007-й произошло увеличение затрат продюсеров на комплекс кинопроизводственных услуг более чем вдвое (с 1,1 млрд руб. в 2006 году до 2,2 млрд руб. в 2008-м); причиной этому послужили растущие объемы кинопроизводства в России и удорожание себестоимости проектов.

Из 15 государственных киностудийных комплексов реально действующими, то есть предоставляющими в аренду павильонные площади и широкий спектр услуг по производству фильмов, являются 7 киностудий; помимо них к 2008 году в России насчитывалось еще 12 частных киностудий, предлагающих наряду с различными техническими услугами павильонные и натурные площадки. Причем на долю частных киностудий приходится более 65% общего числа павильонов. Таким образом, государство уже не играет доминирующей роли на рынке услуг кинопроизводства, хотя влияние государственных студий в отрасли значительно.

Большинство российских киностудий сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, за их пределами киностудии с собственной производственной базой (павильонами) действуют в Екатеринбурге и Ханты-Мансийске. Крупнейшей в России киностудией является «Мосфильм», остающийся в статусе государственного предприятия (по сути признаваемого стратегическим для отрасли), - это единственная в стране студия полного цикла.

Открытие крупных компаний по обеспечению съемочного процесса профессиональным оборудованием и услугами без наличия кинопавильонов стало одной из характерных тенденций на рынке кинопроизводства до кризиса 2008 года. Сегодня в России насчитывается 275 компаний, оказывающих различные услуги производителям кино, среди них: 34 компаний по аренде техники и оборудования для съемок, 35 монтажно-тонировочных студий, 48 студий компьютерной графики и спецэффектов и т. д. При этом часто среди сервисных компаний прослеживается специализация в определенном сегменте кинопроизводственных услуг.

Установившиеся в России цены на услуги для киносъемочных групп превышают средний европейский уровень, прежде всего за счет комплекса «дополнительных» услуг, которые отечественные студии предъявляют в качестве обязательного набора (технический персонал, вспомогательное оборудование и т. д.), при относительно невысоких ценах на базовые услуги, такие как аренда павильонных площадей. Причем с началом спада кинопроизводства в условиях финансово-экономического кризиса в 2008-2009 годах цены на аренду оборудования скорректировались незначительно: например, арендная плата за павильонные площади сократилась примерно на 10%.

Самым слабым звеном российского рынка кинопроизводства являются услуги монтажно-тонировочного периода. Так, например, лаборатории обработки пленки и печати фильмокопий работают только в Москве («Мосфильм», Киностудия им. Горького, «Саламандра», «Синелаб» и др.). Услуги тон-студий существуют практически на каждой киностудии и во многих компаниях, но Dolby-студий значительно меньше («Мосфильм», «Невафильм», «Ленфильм», Киностудия им. Горького, «Синелаб», «Саламандра», «Изарусфильм», «Central Productions International Group» и «Пифагор»).

Услуги по компьютерной графике предоставляют 6 полносервисных компаний: «Мосфильм», Киностудия им. Горького, «Ленфильм», Свердловская киностудия, «Медиа Сити» и ТТО. Направление развито слабо, но в настоящее время компании пытаются наращивать опыт в этом направлении, многие стремятся закупить оборудование и нанять специалистов для открытия студии компьютерной графики, анимации, 3D-моделирования. В целом в индустрии производства визуальных эффектов наметилась положительная динамика. Однако российский рынок компьютерной графики по-прежнему испытывает дефицит кадров, что существенно замедляет его рост.

Развивается в России и новое направление, связанное с развитием цифрового кинопроката и кинопоказа - в стране действует уже четыре цифровых кинолаборатории («Невафильм Digital», «Саламандра», «Мосфильм» и «Конвейер»).

Существующий спрос на кинопроизводственные мощности современного уровня в 2006-2008 годах привел к появлению множества проектов строительства киностудий при участии частных инвесторов. Однако в условиях временного спада производства одним из главных вопросов стало обеспечение всех студий заказами. В случае одновременной реализации нескольких проектов возникнет ситуация доминирования предложения над спросом: в России не производится такого количества фильмов, чтобы обеспечить заказами более чем один «русский Голливуд». Участники кинорынка полагают, что в России будут востребованы услуги одной современной киностудии на юге страны, с широкими возможностями натурных съемок и постановкой морских сцен, и новой современной киностудии в центральной части России.

Кинотеатральный прокат остается для российских кинопродюсеров основным рынком сбыта продукции, поскольку видеорынок во многом малодоходен по причине высокого уровня пиратства. В связи с этим особое значение для киноиндустрии в целом имеет инфраструктура киносети страны, с возрождения которой в 1996 году и ведет свою историю современный российский кинорынок. А главную роль на рынке кинопоказа в России играют современные кинотеатры, т. е. кинотеатры, осуществляющие регулярный коммерческий кинопоказ с 35-мм кинопленки или с помощью цифровой кинопроекции, с многоканальным звуком в комфортабельном зале.

Число современных кинокомплексов в России постоянно растет, и на 1 июля 2009 г. в стране насчитывается 1 949 современных кинозалов в 756 кинотеатрах, причем 17% кинотеатров (8% залов) оснащены цифровой проекцией. Ежегодный прирост числа современных кинозалов (до 2009 года) составлял 20-30%, однако темпы его замедляются, что связано как с постепенным насыщением рынка, так и с влиянием мирового финансового и экономического кризиса.

Рост российского рынка кинопоказа в последнее время обеспечивали экспансия в регионы крупных операторов киносетей, а также развитие рынка торгово-развлекательных центров (в настоящее время более половины современных кинозалов России - четверть кинотеатров - располагается в ТРЦ). Вместе с тем к концу 2008 года большинство рынков крупных региональных центров страны достигло насыщения: по показателю плотности экранов на 100 тыс. жителей многие города-миллионники вплотную приблизились или даже превзошли уровень наиболее экономически благополучных мегаполисов -Московской агломерации и Санкт-Петербурга. Что касается малых городов, то представители киносетей признают, что дальнейшее расширение рынка не может быть рентабельным, если оно будет производиться за счет частных инвестиций.

Одновременно на темпах роста рынка современных кинозалов в России в 2009 году негативно сказалась его высокая зависимость от торговой недвижимости. В связи с кризисом многие проекты строительства ТРК были отложены или вовсе отменены, что повлекло за собой снижение темпов ввода в эксплуатацию новых кинозалов, особенно заметное на фоне того, что в торговых центрах размещается большая часть многозальных кинотеатров страны. В целом большинство действующих кинотеатров в России до сих пор остаются одно- или двухзальными, однако такие площадки в совокупности составляют лишь 35% от числа современных кинозалов страны. Тогда как менее распространенные миниплексы (от 3 до 7 киноэкранов) и мультиплексы (от 8 залов и выше) обеспечивают 65% современных киноэкранов.

Однако наблюдающееся замедление темпов открытия новых современных кинозалов в 2009 году не означает остановку развития рынка кинопоказа. От экстенсивных методов развития рынок перешел к интенсивным, а именно - к распространению цифрового кинопоказа. Первый коммерческий цифровой кинозал, соответствующий требованиям DCI, был оборудован в России в октябре 2006 года. С 2007-го по середину 2009-го число цифровых залов в стране выросло в пять раз и достигло, по данным на 1 июля 2009 года, 161 экрана. Цифровые проекторы установлены уже в 24% кинотеатров России на территории 54 городов. При этом практически все они оснащены системами для показа цифровых 3D-фильмов. Важно отметить, что выпуск фильмов в формате Digital 3D - главная мотивация для открытия цифровых кинозалов в России, поскольку кинопоказчики ждут от трехмерных киносеансов значительных коммерческих выгод. В то же время к концу 2009 года (после релиза «Аватара» Джеймса Камерона) темпы роста рынка цифрового кинопоказа могут замедлиться, так как все компании и кинотеатры, которые имеют возможность приобрести дорогостоящее оборудование для своих премьерных площадок, сделают это. Тогда как дальнейшее развитие рынка цифрового кинопоказа в России будет сдерживаться за счет отсутствия единой концепции перехода всех российских кинотеатров на цифровые технологии кинопоказа, которая бы предполагала поддержку кинопоказчиков со стороны государства или дистрибьюторов (в виде системы платежей за виртуальные копии (Virtual Print Fee, VPF) или изменения процентных отчислений прокатной платы в пользу кинотеатра).

Российский рынок кинопоказа достаточно сильно фрагментирован. На нем действуют около 450 игроков, включая 73 киносети и более 370 независимых кинотеатров. При этом на рынке насчитывается около 30 сетевых компаний, управляющих как минимум десятью кинозалами; среди них 14 федеральных (управляющих кинотеатрами в нескольких Федеральных округах), 7 региональных (действующих на территории нескольких регионов, но в одном Федеральном округе) и 8 местных (действующих в рамках одного региона России) сетей.

В рейтинге ведущих российских сетей лидирующие позиции стабильно занимают десять компаний, среди которых крупнейшие федеральные киносети «Каро Фильм» (удерживает лидерство с 2005 года), «Синема Парк», «Киномакс», «Кронверк Синема», «KinoStar», «ИнвестКиноПроект», «Парадиз», а также региональные - «Формула кино», «Премьер-зал», «Люксор». На долю десяти крупнейших киносетей приходится чуть более 40% рынка современных кинозалов России.

На базе сложившейся инфраструктуры кинотеатрального показа в России действует независимая от государства - кинодистрибьюция, которая начала формироваться в конце 1980-х - начале 1990-х. К 1991 году на рынке появились компании, представлявшие голливудские студии-мэйджоры («Ист-Вест» студии MGM, «Unaited Artists», «Paramaunt», «Universal»; «Совэкспортфильм-Кинотон» - студия «20th century Fox»).

Однако невероятными темпами в стране развивался пиратский видеорынок, что привело в мае 1991 года к тому, что ассоциация кинопроизводителей США МРАА (Motion Pictures Association of America) объявила эмбарго на показ фильмов студий-мэйджоров в России. Последствия этого решения оказались катастрофическими для легального российского кинопроката. В Россию перестали поступать не только американские, но и европейские фильмы. Стартовал пиратский прокат 35-мм кинокопий крайне низкого качества, бурно развивалось видеопиратство. Эмбарго было снято лишь в 1993-м (в результате борьбы легальных российских кинодистрибьюторов), однако система кинопоказа уже развалилась и кинотеатры стали в массовом порядке превращаться в торговые залы.

К 1997 году уровень кинопотребления в стране снизился до минимального уровня - 0,25 раза в год на душу населения. Возрождаться российский рынок кинопроката начал в конце 1990-х - с началом восстановления инфраструктуры кинопоказа. Можно выделить три основных этапа развития этого рынка в России.

Этап I (1996-2002). Для возрождающегося кинорынка было характерно монопольное положение модернизированных кинотеатров по отношению к кинодистрибьюторам и кинозрителям. Каждый кинокомплекс, оснащенный многоканальным звуком и мягкими креслами, пользовался бешеной популярностью у публики, готовой платить любые деньги за кинобилет, а прокатчики вели отчаянную борьбу друг с другом за современные площадки, стремясь показать в них свои фильмы.

Именно на этом этапе сформировалась российская модель бизнес-отношений «кинотеатр - дистрибьютор», согласно которой валовые сборы распределяются между участниками рынка кинопроката в соотношении 50 на 50. Эта модель действует в России до сих пор наряду с другими вариантами: минимальные гарантийные платежи за прокат и продажа права показа в твердый счет (иногда вместе с копией фильма). Также появились такие важные составляющие современной системы кинопроката, как регулярные кинорынки, традиционно проходящие в России ежеквартально. Был установлен день смены репертуара - четверг (хотя некоторые крупные фильмы могут выходить в среду).

Этап II (2003-2007). 2003 год завершил эпоху реконструкции кинозалов: главной тенденцией на новом этапе развития рынка кинопоказа стало строительство многозальных кинотеатров на территории торговоразвлекательных центров, что привело к резкому увеличению числа кинозалов в стране. Усилилась конкуренция между кинопоказчиками - снизились цены на кинобилеты; смягчился дефицит киноплощадок, при этом позиция дистрибьютора существенно укрепилась - началась конкуренция между кинотеатрами за кассовые фильмы и лучшие условия проката.

На втором этапе также началось массовое формирование крупных региональных и федеральных киносетей. Прибыльный бизнес кинопоказа стал привлекать непрофильных игроков рынка - девелоперов торговых центров, которые открывают кинозалы на своих площадях и сами же ими управляют. Постепенно главные кинорынки столичных городов России - Москвы и Санкт-Петербурга приблизились к насыщению, о чем стали свидетельствовать участившиеся случаи закрытия современных кинотеатров, не выдержавших конкуренции. Операторы киносетей задумались о региональной экспансии, и к 2007 году в большинстве крупных региональных центров (с населением свыше 1 млн чел.) действовали многозальные кинотеатры федеральных сетевых компаний.

Знаковым для российского кинопроката считается также 2004 год - старт фильма «Ночной дозор», состоявшийся 27 июня, ознаменовал собой две новых тенденции на рынке:

-    с этого момента отечественные фильмы сделали серьезную заявку на лидерство в российском прокате; впервые после распада СССР российский фильм занял первую строчку рейтинга кассовых сборов проката в странах СНГ;

-    скачок популярности российских блокбастеров и посещаемости кинозалов в целом был обеспечен за счет поддержки проката фильма центральным эфирным каналом, заключавшейся не только в постоянной трансляции рекламных роликов, но также в длительном сопровождении фильма новостными сюжетами о ходе проката фильма в кинотеатрах, тематическими программами о процессе производства, интервью с актерами и режиссером, их участием в ток-шоу и т. п.

Этап III (2008-...). Современный этап развития кинорынка в России характеризуется доминированием крупных игроков над более мелкими независимыми участниками рынка. Способность оказывать давление, имея в своем распоряжении сильный пакет фильмов или широкую сеть кинозалов, дает возможность крупным компаниям не принимать в расчет мнения своих менее влиятельных контрагентов. Релизы студий-мейджоров и российские разрекламированные блокбастеры пользуются повышенным спросом со стороны кинотеатров, готовых идти на различные уступки прокатчику. Фильмы независимых дистрибьюторов бывает очень сложно расписать по кинозалам, и прокатчикам часто приходится уступать киносетям в числе сеансов и сроках проката, а иногда и в процентном распределении кассовых сборов. Эта ситуация ущемляет права малых компаний как в сфере кинопроката, так и в сфере кинопоказа, мешает им получать доход, на который они могли бы рассчитывать при равноправии сторон, и препятствует их развитию и расширению сети независимых игроков.

В 2008 году посещаемость российских кинотеатров составила 118,4 млн человек, при этом число посещений кинозалов постоянно растет - в 2007-2008 годах на 15% ежегодно, что объясняется двумя главными причинами:

-    расширением сети кинотеатров (с 2005-го по 2008 год в городах страны ежегодно появлялось около 20 новых современных кинозалов);

-    возрождением привычки к походу в кино, утерянной в 1990-х (в целом по России уровень кинопотребления с 2004 года вырос почти вдвое - с 0,5 до 0,9 раз в год на душу населения, а в пересчете на число жителей городов, где имеются современные кинотеатры, по итогам 2009 года, достигнет 1,7).

Кассовые сборы российского кинопроката растут еще более впечатляющими темпами - не менее 30% ежегодно (в 2008 году объем рынка кинопроката составил 19,9 млрд. руб. - 801 млн USD). И хотя в 2009 году, впервые за всю историю современной России, кассовые сборы, выраженные в валюте, могут показать отрицательный прирост (по причине девальвации рубля в конце 2008-го - начале 2009-го), рублевый объем рынка кинопроката продолжит расти.

В то же время основным фактором роста валовых сборов в России в последние годы оставалось удорожание средней цены кинопосещения как в рублевом, так и в долларовом эквиваленте. В 2008 году средняя стоимость кинопосещения достигла 168 руб. (6,8 USD).

Ежегодно на экраны российских кинозалов выходит порядка 300 кинофильмов, причем в последние годы количество релизов увеличивается, хотя и остается на достаточно низком уровне: по прогнозам, в 2009 году в кинотеатрах было показано не более 350 фильмов, как и в предыдущие два года. При этом на российском рынке доминируют картины производства США. Они же собирают и основную кассу кинопроката (около 60% ежегодных кассовых сборов). После 2004 года все большую долю рынка занимают картины отечественного производства - как по числу наименований, так и по объему сборов (не ниже 25%), отбирая при этом зрителей у американских лент. Что касается проката в России европейских фильмов, то по общему числу релизов за исследуемый период лидирует Франция (около 4% за 2004-2008 годы по сумме кассовых сборов), затем идут Великобритания, Германия и Испания.

С 2006 года в российском прокате появились фильмы в цифровом формате, число которых постоянно растет, также как и число цифровых кинозалов. В то же время большинство цифровых залов в России оснащено оборудованием для 3D-показов и кинотеатры предпочитают работать прежде всего с трехмерными фильмами, что ограничивает число фильмов в обычном формате (2D).

Любопытно отметить, что в России демонстрируются главным образом полнометражные художественные и анимационные фильмы, тогда как прокат документальных лент и короткометражек крайне затруднен.

Всего, по состоянию на 2009 год, на российском рынке кинодистрибьюции действует порядка 35 кинопрокатчиков. Все дистрибьюторы могут быть разделены на группы в зависимости от характера контента, с которым они работают:

-    иностранные компании - прямые представительства голливудских студий-мейджоров на российском рынке («Universal Pictures International «Buena Vista Sony Pictures Releasing», «20 век Фокс СНГ»);

-    российские компании - официальные представители голливудских мейджоров («Каро Премьер», «Централ Партнершип»);

-    независимые компании-дистрибьюторы, работающие на рынке преимущественно с фильмами для широкой аудитории (мейнстрим) зарубежного или российского производства («Парадиз», «Централ Партнершип», «West», «Люксор», «Top Film Distribution», «Каскад», «Вольга», «Лизард», «Наше кино», «Каропрокат»);

-    независимые кинопрокатчики, работающие с узкими целевыми группами, -детские фильмы («Панорама»), артхаус («CP Classic», «Кино без границ», «Русский репортаж», «Интерсинема»), анимэ («Ruscico»);

-    кинопроизводители (некоторые отечественные продюсеры, самостоятельно представляющие и прокатывающие свои фильмы на рынке - часто они специально создают новую прокатную компанию для одной кинокартины);

-    региональные киновидеопрокатные организации (КВО) - сохранившиеся со времен СССР местные органы управления кинематографии, утратившие большинство своих функций и являющиеся в настоящее время хранителями фильмофондов и обеспечивающие их прокат в региональной сети, преимущественно в несовременных кинотеатрах, сельских клубах и домах культуры, кинопередвижках и киноустановках.

Еще одним каналом сбыта аудиовизуальной продукции в России является видеодистрибьюция, однако лицензионный видеорынок в стране до настоящего времени остается достаточно слабым, при этом динамика его развития непостоянна из-за постоянной борьбы лицензионной и пиратской видеопродукции.

Число домохозяйств, оснащенных DVD-плеерами в России, по данным «Screen Digest», составило в 2008 году 28,3 млн (58,8% домохозяйств, оснащенных телевизорами), а в 2009 году прогнозируется 31,1 млн, что составит 64,3% семей, имеющих ТВ.

Всего в 2008 году на российском лицензионном DVD-рынке крупнейшими дистрибьюторами было выпущено 1 893 релиза, а за первое полугодие 2009-го -лишь 742, что дает основания прогнозировать общее число DVD-релизов до конца года на уровне 1 600 наименований - на 15% ниже, чем в прошлом году. Таким образом, мировой финансово-экономический кризис повлиял на число выпускаемой видеопродукции в России.

Объемы продаж лицензионных DVD в 2009 году также снизились: за первые 6 мес., по данным «Видеомагазина», было продано 38,6 млн дисков - по сравнению с 83,8 млн за весь 2008 год. При сохранении таких же объемов продаж до конца текущего года общий уровень продаж DVD в России по итогам 2009-го может снизиться на 8%; тогда как в 2008-м рост рынка составил 25%, а в 2007-м - 61%.

Среднедушевое потребление лицензионных DVD-дисков также падает: в среднегодовом выражении в 2009-м оно составляет 0,54 диска в год на душу населения, что также ниже уровня прошлого года (0,59) и свидетельствует о возрастании роли пиратской видеопродукции в России. Ассоциация DVD-издателей оценивает долю пиратской продукции на российском DVD-рынке на уровне 75-80% от общего объема видеопродаж.

На отечественном рынке лицензионных DVD-продаж преобладают релизы каталогов видеодистрбьюторов. При этом в 2009 году доля новинок кинопроката, выходящих на DVD, падает. Среди типов видеопродукции, выпускаемой на DVD, в России преобладают художественные фильмы: подобно рынку кинотеатрального проката, структура российского лицензионного DVD-рынка имеет ярко выраженную направленность на художественные кинокартины.

С 2007 года в России выходят релизы в формате Blu-Ray: первым диском стал фильм «Казино "Рояль"». В 2008 году число релизов в новом формате увеличилось до 94-х, а с января по август 2009 года в России было выпущено уже 54 фильма на дисках Blu-Ray; к концу года их число может превысить 130. Число Blu-Ray плееров в России постоянно растет: «Screen Digest» оценивает количество Blu-Ray устройств в 2008 году на уровне 145,1 тыс. (что составило 0,6% домохозяйств, оснащенных телевизорами), а прогноз на 2009 год предполагает рост их числа до 594,1 тыс. (1,2% домохозяйств с ТВ).

На российском рынке лицензионных DVD-дисков насчитывается порядка 20 игроков, среди них:

-    представители голливудских-мейджоров («20 век Фокс СНГ»; «Universal Pictures Russia»; «Walt Disney Company СНГ»; «Видеосервис»);

-    российские компании, специализирующиеся исключительно на выпуске отечественных релизов («Крупный план» - в сотрудничестве с компаниями «Союз-видео» и «Лизард Синема Трейд»);

-    независимые видеодистрибьюторы, предлагающие широкий спектр отечественных и зарубежных релизов («Парадиз-ВС», «CP Digital», «Кармен Видео», «Лизард Синема Трейд», «Настроение Video», «Ruscico», «West Video», «Сигма Фильм», «Союз-видео» и др.).

2.3 Деятельность организаций кинематографии, находящихся в государственной собственности

Государственная поддержка киностудий, работающих на территории России, в настоящее время осуществляется косвенно - посредством финансирования производства национальных фильмов продюсерских студий. Некоторые из получивших поддержку продюсерских студий осуществляют свои проекты, задействовав мощности российских студий, тем самым увеличивая их валовой доход и прибыль. Прямая государственная поддержка российских студий за счет бюджетных средств не осуществляется, так же как и инвестиционные вложения в создание новых студий и предоставление специальных преференций инвесторам подобных проектов.

В настоящее время в государственной собственности находятся 100% акций 11 киностудий; кроме того, в ведении Министерства культуры находятся 4 киностудии в форме федеральных государственных унитарных предприятий.

Больше половины государственных киностудий (8) располагаются в Центральном и Северо-Западном Федеральных округах: в Москве и Санкт-Петербурге. (Приложение А)

Достоинства и недостатки государственных киностудий очевидны. С одной стороны, в распоряжении продюсеров накопленный за долгие годы опыт, реквизит, декорации, костюмы, обширные территории, традиции и бренд. С другой - либо финансовые проблемы, либо чрезмерная косность системы, введенной еще во времена планового хозяйства и сложных вертикальных государственных надстроек.

Можно выделить следующие особенности текущего положения киностудий, находящихся в государственной собственности:

имущественные комплексы студий расположены в большинстве случаев в центральной части городов, что делает их привлекательными для инвесторов, развивающих проекты строительства жилой и коммерческой недвижимости, но снижает их экономическую заинтересованность в развитии на студиях кинопроизводства по причине его меньшей доходности;

-    положения Указа Президента Российской Федерации от 04.02.2001 г. №389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий», а также ст. 16 Федерального закона №126-ФЗ регламентируют, что обязательным условием приватизации организаций кинематографии является сохранение кинематографической деятельности в качестве основного вида деятельности приватизируемой организации кинематографии;

-    положениями этого же указа Правительству РФ предписано обеспечить в процессе

реализации мероприятий по реорганизации федеральных государственных киностудий, а также при последующем управлении принадлежащими государству пакетами акций созданных на основании указа открытых акционерных обществ, в качестве основного вида их деятельности производство фильмов;

-    Министерству имущества России при приватизации федеральных государственных киностудий предписано обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации о сохранении производства фильмов в качестве основного вида их деятельности.

Одной из основных задач государства стало сохранение профиля деятельности киностудий как основного условия возможности их дальнейшего развития, а также использование организационно-правовых схем государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющих привлекать инвестиционные и кредитные ресурсы. Сегодня ни одна государственная российская студия не привлекла частного инвестора, который бы стал ее совладельцем. Возможно, первыми студиями, реализовавшими схему ГЧП, окажутся «Ленфильм» (Санкт-Петербург) и «Свердловская киностудия» (Екатеринбург).

Минкультуры России планирует выделить «базовые» киностудии для дальнейшего развития кинопроизводства в Российской Федерации: ФГУП «Киноконцерн "Мосфильм"», ОАО «Киностудия "Ленфильм"»; ОАО «Свердловская киностудия»; ОАО «ТПО "Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького"», ОАО «Центр национального фильма». Развитие базовых киностудий предлагается стимулировать путем присоединения к ним региональных киностудий, не обладающих стратегическим значением для киноотрасли.

Необходимость для государства участвовать в процессе развития киностудий обусловливается на сегодняшний момент недостаточностью развития кинопроизводственной инфраструктуры и низкой конкурентоспособностью России по сравнению с другими странами, привлекающими кинопроизводящие компании на свою территорию.

В настоящее время осуществляются мероприятия по реорганизации подведомственных Минкультуры России фильмофондов. Реорганизация проходит путем их объединения на базе ФГУП «Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"», который планируется переименовать во ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция».

В состав организаций киноотрасли, находящихся под контролем государства, также входят ОАО «Москинап», раньше производивший кинопроекционные аппараты, ФГУП «Московское конструкторское бюро киноаппаратуры» (проектирование стереокамер, специального киносъемочного оборудования для подводных съемок и т. п.), ОАО «Кинотехника» (аренда кинооборудования и закупки пленки), ОАО «Гипрокино» (проектирование кинотеатров), Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ).

ОАО «Внешнеторговая компания «Совэкспортфильм», 100% акций которого находятся в государственной собственности, реализует в настоящее время в России функции по представлению отечественного кино за рубежом. В

2008 году ОАО «В/К "Совэкспортфильм"» стало организатором открытия Российского павильона на Каннском кинофестивале и кинорынке, стендов «Кино России» на Берлинском и Каннском кинорынках, недель и дней российского кино более чем в 10 странах Европы, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. «Совэкспортфильм» ориентирован на организацию специальных мероприятий по продвижению российского кино за рубежом и планирует развивать свою деятельность как специализированная организация кинематографии, представляющая интересы отечественной кинематографии в целом (аналог «Юнифранс» и других подобных организаций).

Государство планирует реструктуризацию находящихся под его контролем организаций кинематографии для увеличения эффективности их деятельности и управления федеральными активами. Результатом может стать сокращение общего числа государственных организаций кинематографии за счет убыточных и не располагающих потенциалом для развития организаций, а также за счет организаций, не имеющих стратегического значения для государства.

2.4 Деятельность общественных организаций в сфере кинематографии России

В киноотрасли России осуществляют свою деятельность 29 общественных организаций и объединений, в которых состоят 5 656 физических и 124 юридических лица.

Наиболее крупной организацией по количеству зарегистрированных членов (физических лиц) является Союз кинематографистов, в состав которого, в свою очередь, входят 13 гильдий, в том числе Гильдия кинорежиссеров, Гильдия сценаристов (кинодраматургов) кино и телевидения, Гильдия кинооператоров (R.G.C.), Гильдия актеров кино.

Общая численность членов Союза составляет 5 000 человек, средний возраст которых - 62 года. Председателем Правления Союза кинематографистов с 1997 года является режиссер Н. Михалков, глава кинокомпании «Три Тэ». Союз представляет собой основанную на индивидуальном членстве общероссийскую самоуправляемую общественную организацию, созданную для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся профессиональных творческих деятелей кинематографии, работающих в аудиовизуальной сфере.

Некоммерческое партнерство «Гильдия продюсеров России» было учреждено в 1996 году и сейчас стало ключевым самостоятельным объединением российских кинопродюсеров. В Гильдии состоят 112 физических и 17 юридических лиц. По числу участвующих юридических лиц Гильдия вошла в тройку лидеров отрасли. Направлениями деятельности Гильдии являются: представление и защита интересов отрасли в государственных структурах на законодательном и исполнительном уровнях, выдвижение инициатив по принятию новых законодательных актов в сфере кинематографии, регулирование взаимоотношений с другими профессиональным сообществами.

В апреле 2009 года был избран новый президент Гильдии продюсеров России, которым стал Ренат Давлетьяров, генеральный продюсер кинокомпании «Интерфест», выпустившей за последние годы несколько успешных картин: «От 180 и выше», «Любовь-морковь», «Индиго», «Юленька». «Интерфест» выступает организатором недель российского кино в Нью-Йорке (с 2001 г.), Париже (с 2003 г.) и Берлине (с 2005 г.). С 2006 года Давлетьяров возглавляет Международный фестиваль продюсерского кино «Кино-Ялта» в Крыму (Украина), а в 2007 году учредил ежегодный международный кинофестиваль современного кино «Завтра».

Гильдия продюсеров России выступает официальным партнером Выставки услуг в области кино- и теле- производства Cinema Production Service, Дня Российского кино в Каннах, Кинофестиваля «Кино-Ялта», Конкурса сценариев детских фильмов Фонда Ролана Быкова, Международного кинофестиваля «Евразия», Российского Международного кинорынка,

профессиональной премии за лучшие рекламные материалы и продвижение российских кинофильмов и телесериалов «Золотой движок».

В числе последних инициатив Гильдии можно отметить заявление (сделанное на Парламентских слушаниях Государственной думы в июне 2009 года) о необходимости борьбы с пиратством в Сети, наносящим наибольший ущерб продюсерам российских кинофильмов, и намерение подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение в органы государственной власти проекты нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за нарушения авторских прав создателей аудиовизуальных произведений.

Общероссийская общественная организация «Гильдия кинорежиссеров России», образованная в 1991 году, также выступает партнером в проведении нескольких киномероприятий, среди которых кинофестиваль «Сталкер», всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс» и фестиваль фильмов «Кинодебют.ги». В Гильдию входят кинорежиссеры игрового, научно-популярного и неигрового кино, вторые режиссеры, монтажеры и телережиссеры.

Гильдия кинооператоров России вручает ежегодную премию в области операторского искусства «Белый квадрат» и является одним из активных общественных объединений в Российские гильдии разрабатывают и принимают типовые договоры продюсера и режиссера, продюсера и сценариста, а также других участников рынка кинопроизводства. Кроме того, проводится работа по взаимодействию с зарубежными некоммерческими объединениями игроков рынка с целью развития международного сотрудничества. Так, Гильдия продюсеров является участником Международной федерации кинопродюсерских объединений (FIAPF), а Гильдия кинооператоров -Европейской Федерации операторов игрового кино (IMAGO).

Крупнейшими организациями по числу юридических лиц являются Альянс независимых кинопрокатных организаций (АНКО) и Российская антипиратская организация.

Некоммерческое партнерство АНКО был создан в 2001 году по инициативе крупнейших кинопрокатных организаций. Задачами Альянса стали:

-    совершенствование системы кинопроката в регионах РФ, как путем создания надлежащей информационной базы, так и мониторингом регионального киновидеорынка;

-    совершенствование отчетности кинотеатров и выявление случаев недобросовестной отчетности, выработка единообразного документооборота с кинотеатрами;

-    оптимизация репертуарных планов своих членов;

-    изучение и обобщение опыта взаимодействия с организациями, причастными к кинопрокату;

-    организация мониторинга российского киновидеорынка и регулярное оповещение участников рынка по результатам работы;

- содействие выработке единой позиции по вопросам законодательства и правовой защиты ее членов, решение налоговых и таможенных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью;

- участие в деятельности российских и международных организаций, имеющих отношение к кинобизнесу.

Сайт АНКО стал сегодня в России одним из самых достоверных источников данных о результатах показа фильмов в кинотеатрах, официально публикуемых от имени кинопрокатных компаний. Альянс является одним из организаторов ежегодного Форума «Киноэкспо», проходящего в Санкт-Петербурге (выставка-форум для представителей индустрии кинопроката и кинопоказа).

АНКО явился одним из учредителей некоммерческой организации Российский Союз Кинопромышленников (РСКП) наряду с киноконцерном «Мосфильм», киностудией «Ленфильм», Гильдией продюсеров России и «Сообществом национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс"». Основными целями и задачами деятельности РСКП как отраслевого объединения является содействие развитию российской кинематографии, создание эффективных механизмов по представлению интересов и защите производителей, прокатчиков и кинотеатральной сети. По информации Минкультуры России, возможно преобразование РСКП в саморегулируемую организацию (СРО), которая станет представителем интересов российской киноотрасли в целом.

Некоммерческое партнерство «Сообщество национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс"» было создано в 2004 году с целью представления интересов еще одной группы игроков киноотрасли -кинотеатров. «Киноальянс» также является организатором одной из двух ведущих выставок на рынке кинопроката и кинопоказа - «Киноэкспо». Однако других заметных инициатив партнерство не реализует.

На сегодняшний день эффективность деятельности общественных организаций оценивается экспертами рынка неудовлетворительно. Это связано, в первую очередь, со слабой активностью общественных организаций по развитию механизмов саморегулирования отрасли. Также практически не проводится работа по взаимодействию с органами государственной власти и развитию нормативно-правовой базы кинематографии.

Только влияние экономического кризиса заставило общественные организаций повысить активность деятельности. Так, «Ассоциация теле- и кинопродюсеров», о создании которой было объявлено в 2008 году (хотя организация до сих пор не получила юридического оформления), начала проводить работу по регламентации уровня оплаты услуг специалистов киноиндустрии. А в 2009 году при участии Союза кинематографистов был подготовлен и внесен на рассмотрение в Правительство РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в закон РФ "Основы законодательства РФ о культуре" и отдельные акты РФ». Законопроект предлагает создание Фонда развития культуры и Фонда развития кинематографии. Источниками поступления средств в Фонды должны стать производители материальных носителей (включая CD и DVD) и оборудования (включая DVD-проигрыватели), предназначенных для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, а также импортеры таких носителей и оборудования. Очевидно, что многие инициативы общественных организаций требуют серьезной и кропотливой работы, поэтому насколько повысится эффективность их деятельности, покажет время. В целом нельзя назвать роль общественных организаций в российской киноотрасли значимой, поскольку они лишь отчасти влияют на происходящие процессы и не определяют будущих трендов ее развития.

Список основных общественных организаций в России по направлениям.

Авторское право:

Российское авторское общество (РАО);

Ассоциация DVD-издателей;

Российская антипиратская организация (РАПО).

Кинопрокат и кинопоказ:

Национальная ассоциация кинотеатров (НАК);

Альянс независимых кинопрокатных организаций (АНКО);

Сообщество национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс». Телевидение:

Академия российского телевидения ;

Евразийская академия телевидения и радио;

Международная академия телевидения и радио;

Национальная ассоциация телерадиовещателей.

Кинопроизводство:

Конфедерация Союзов кинематографистов;

Российский союз кинопромышленников;

Союз кинематографистов Российской Федерации:

Гильдия актеров кино,

Гильдия звукорежиссеров,

Гильдия киноведов и кинокритиков,

Гильдия кинооператоров,

Гильдия кинорежиссеров,

Гильдия кинотехников,

Гильдия композиторов кино,

Гильдия неигрового кино и телевидения,

Гильдия организаторов производства и проката фильмов,

Гильдия редакторов кино и телевидения,

Гильдия сценаристов кино и телевидения,

Гильдия художников кино и телевидения,

Ассоциация анимационного кино,

Ассоциация военного кино;

Российская общедоступная киноакадемия;

Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов;

Национальная академия кинематографических искусств и наук России; Российская академия кинематографических искусств «Ника»;

Клуб молодых продюсеров;

Гильдия продюсеров России;

Профсоюз работников киноиндустрии и телерадиовещания;

Профсоюз актеров театра и кино;

Ассоциация звукорежиссеров кинематографа;

Ассоциация телевидения высокой четкости и цифрового кино.

Фонды:

Благотворительный некоммерческий фонд им. Валерия Приемыхова; Благотворительный фонд «Меценаты России»;

Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества, фонд Ролана Быкова;

Фонд поддержки патриотического кино;

Региональный общественный фонд содействия развитию кинематографии;

Фонд Андрея Кончаловского по поддержке кино и телевидения;

Фонд Эдуарда Сагалаева.

2.5 Система кинообразования в России

Ежегодно российскими высшими учебными заведениями в сфере кинематографии выпускается более тысячи специалистов с высшим образованием и более 850 специалистов со средним специальным образованием.

Возрастающие потребности в профессиональных кадрах, обучении и повышении квалификации требуют расширения учебно-производственной базы. Недостаток в профессиональных кадрах в отрасли оценивается в 30-35%, при этом он проявляется как на уровне основных творческих профессий, так и на уровне специалистов второго звена. Сегодня киноиндустрии недостает профессиональных киномехаников, осветителей, операторов, вторых режиссеров, ассистентов. Не хватает специалистов по спецэффектам и компьютерной графике.

На сегодняшний день существует 6 высших учебных заведений кинематографии.

Крупнейшие из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения (СПбГУКиТ) проводят обучение по 12 кинематографическим специальностям, во Всероссийском государственном университете кинематографии (ВГИК) - по 8; остальные вузы значительно им уступают.

Среди высших учебных заведений, предоставляющих максимальное количество бюджетных мест для учащихся, заметно выделяется СПбГУКиТ, у которого 537 мест. За ним следует ВГИК, который предоставляет 157 бюджетных мест.

В постсоветский период заметно ухудшилась система функционирования мастерских в профильных вузах России. Это связано с проблемой привлечения современных востребованных режиссеров для преподавания и ведения мастерских в вузах. Необходимо создать систему мотивации, которая позволила бы ведущим творческим деятелям кино вернуться и работать в высших учебных заведениях. Это позволило бы решить проблему нехватки творческих кадров, способных создавать фильмы на мировом уровне.

Профильные образовательные учреждения пока еще не обладают современным оборудованием, учебными пособиями, отражающими современное техническое состояние киноиндустрии, и квалифицированными преподавателями, своевременно обновляющими содержание курсов актуальной информацией. Проблема получения вузами современного оборудования связана как с отсутствием достаточного финансирования, так и с чрезвычайно сложной системой прохождения тендеров и согласований на поставку оборудования в вузы.

В рамках решения этой проблемы в мае 2009 года ВГИКу было выделено финансирование за счет федерального бюджета в размере 4 млрд руб. для преодоления существующего разрыва между образованием и кинопроизводством, а именно - на строительство нового 17-этажного учебного корпуса и на техническое переоснащение учебной киностудии и аудиторий в главном учебном корпусе.

Проблемы существуют и в системе среднего образования в сфере кинематографии, которое находится в ведении региональных властей. Отсутствие финансирования со стороны региональных бюджетов привело к кризису среднего профессионального кинематографического образования в России.

При этом система частного среднего и высшего профессионального кинематографического образования в России неразвита. Собственные обучающие курсы для технических специалистов среднего звена имеют, как правило, крупные производственные компании страны (киноконцерн «Мосфильм», «Свердловская киностудия», продюсерский центр «Амедиа», Высшие курсы сценаристов и режиссеров, школа телевидения «Останкино» и др.). Однако они не способны удовлетворить все потребности российской кинематографии в квалифицированных производственных кадрах.

Заключение

В данной работе была изучена история развития кинематографа, основные этапы становления. Можем сделать один главный и безоговорочный вывод - кино очень популярно в современном мире, без него наша жизнь будет скучновата, серовата, не будет доставать некоторых красок. Сегодня, даже не возможно представить нашу жизнь без кино, без походов в кинотеатры, без обсуждения громких новинок. Кино имеет очень большое значение в современном мире. Мы готовы часами сидеть перед телевизором, а если по ТВ в этот момент показывают какой-нибудь интересный фильм - то нас просто не оторвать.

Но если сравнить нашу киноиндустрию с американской, то нам до них в плане качества еще далеко, а вот в плане сюжетов - наши намного интереснее, а у американцев все какое-то однообразное, нет конечно и у них есть фильмы просто класс, но в основном это либо бешенные боевики, либо какие-то бессмысленные комедии, которые нисколько не хочется смотреть.

А вот если сравнивать кинообразование, то наше заметно отстает.

А с другой стороны, кино имеет и свои минусы. Да, очень хочется знать все про все фильмы. И мы, живем там, их жизнью, переживаем и радуемся вместе с главными героями, а про свою собственную жизнь забываем.

В целом, кино это очень хорошо, но надо знать меру, посмотрел пару фильмов и хватит. Но как можно остановиться, когда они все такие интересные и у них такой сюжет захватывающий. Но это же только фильм, а жизнь наша куда интереснее. Но если вспомнить У. Шекспира, точнее его слова: «Жизнь -это игра, а люди в ней актеры». У каждого своя жизнь, у каждого свой фильм который он сам творит и где он - главный режиссер.

Список использованных источников и приложений доступны в полной версии работы

 

     
     
     
     
     
     


Скачать курсовую: Kinoindustriya-v-Rossii-osnovnye-etapy-i-istoriya-razvitiya.doc

Назад Вперед

Категория: Курсовые / Курсовые по географии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.