3.1 Трансляция опыта организации музыкального туризма развитых стран на территорию России
Музыкальный туризм, как самостоятельный вид туризма, почти одновременно возник в США и Великобритании в 70-80-х годах XIX века и быстро распространился на соседние страны и регионы. Таким образом, эти страны имеют богатый опыт развития музыкального туризма. Многие популярные музыкальные жанры зародились здесь, и это стало главным фактором развития данного вида туризма. Для каждого музыкального жанра разработан маршрут, позволяющий меломану проследить историю, увидеть обстановку, условия, при которых он создавался. Инфраструктура, обслуживающая музыкальных туристов, богата и разнообразна. Например, в Ливерпуле власти интегрировали музыку в туристическую инфраструктуру города. Музыкальное наследие Битлз представлено музеями, большим количеством сувенирных магазинов. Есть также клубы, в которых можно увидеть выступления музыкантов, исполняющих кавер-версии песен Beatles. Самый главный клуб - Cavern Club, где часто выступали Beatles; именно в нем начался их путь к славе. Помимо того инфраструктура включает в себя «Битлз» карты города Ливерпуль, истории, брошюры для зарубежных туристов. Переименован даже аэропорт, ныне именующийся как аэропорт Джона Леннона [24].
Фестивали в Европе и Америке начали проводиться еще с незапамятных времен, как мы уже выяснили из истории, но начало фестивалям как крупномасштабным событиям, положил Вудсток, проведенный в 1969 году, штате Нью-Йорк, США. Организация его носила экспериментальный характер. На тот момент не было отлаженных стандартов построения звукоусилительных систем. Однако, он собрал более полмиллиона посетителей, хотя рассчитывался на пятьдесят тысяч.
С тех пор уровень организации музыкальных фестивалей вырос и сейчас европейский или американский фестиваль - это ярчайшее событие, с многообразием видов отдыха, предоставляющее самые разные услуги, где каждый найдет себе занятие и музыку по вкусу. Причиной этому служит то, что организаторы часто расширяют рамки фестиваля за счет добавления элементов, которые напрямую к музыке не относятся. Эту мысль красиво озвучивает лозунг Roskilde Festival – 2006: «больше, чем музыка». В программе этого мероприятия хэппенинги, кино, искусство и даже «устная речь». Кроме того, последние несколько лет на статусном венгерском Sziget организуются тематические «деревни», в которых представлены ремесла, арт, эзотерика, спорт и культура разных стран. Например, есть там деревня «Африка» с поделками и музыкой всех стран черного континента – там даже косички можно заплести в перерывах между собственно прослушиванием музыки. Благодаря последней тенденции музыкальные фестивали медленно, но верно начинают походить на советские фестивали дружбы народов. Организаторам российских фестивалей – непаханое поле для экспериментов, ведь сегодня ни один из них ничего подобного, по сути, не предлагает [12].
В России музыкальные фестивали формата open air начали проводить гораздо позже, в 1990-е года. Сначала это были вечеринки, проводимые в недостроенных заброшенных помещениях или за городом. Можно сказать, что в России музыкальные опен эйры стали результатом стихийных сборищ. Хотя они собирают много посетителей, система эта не до конца отлажена и часто находится масса недостатков в организации музыкального фестиваля. Поэтому нашим организаторам было бы весьма полезным обратиться к развитым странам запада за опытом проведения фестивалей, что Россия и пытается сделать. Результатом таких попыток стал фестиваль Кубана.
Проведем между параллели между известным фестивалем Европы «Glastonbury» и Российским фестивалем «Кубана». Для этого рассмотрим музыкальный фестиваль как систему, применяя системно-структурный метод. Этот метод применяется во многих научных направлениях для выявления и анализа систем. В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а, прежде всего, структуры объекта и места элементов в ней. Этот метод применяется к сложноорганизованным, составным самоорганизующимся объектам. В России элементы системного подхода встречаются в работах М. В Ломоносова, А. А. Богданова, В. И. Вернадского, И. К. Кирилова. Среди зарубежных исследователей системно-структурный метод применяли П. Хаггет, К. Зауер, Людвиг фон Берталанфи [4]
Согласно Кускову А. С. В отечественной рекреационной географии системный подход был изначально заложен в качестве основы, в результате чего была обоснована теория территориальных рекреационных систем как предмета научного исследования и одной из основных форм организации отдыха и туризма. Вся система понятий этого научного направления базировалась на антропоцентрическом характере систем рекреации и туризма, что означает замыкание всех системных связей на потребности туриста. На этой методологической основе были разработаны принципы оценки рекреационного спроса природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов, инфраструктуры, обеспечивающей функционирование и развитие рекреационных районов.
С современных научных представлений концепцию ТРС развивает Л. Ю. Мажар [4], указывая на то, что территориальные туристско-рекреационные системы (ТТРС) представляют собой один из видов общественных геосистем, совокупность элементов сферы рекреации и туризма, объединенных пространственными отношениями и взаимосвязями.
Фестиваль как систему можно разбить на несколько блоков (подсистем), сюда входит блок развлечений, жилье, питание, достопримечательности, гигиена, дополнительные услуги, обслуживание, туристы, орган управления. Каждый блок имеет свой состав и структуру. Составляющими блока являются те элементы, которые непосредственно связаны с пространством фестиваля и предназначены для удовлетворения определенных потребностей посетителей. Четкая и слаженная их работа обеспечивает полноценный отдых гостей фестиваля.
Как и в территориальной туристко-рекреационной системе Л. Ю. Мажар, в центре системы находятся туристы.
Рассматривая каждый блок по отдельности (Приложение …, рисунок …) и сравнивая то, как он представлен в России и в Великобритании, можно заметить, что в зарубежных фестивалях блок представляет собой гораздо большее разнообразие его составляющих. Например, блок «Дополнительные услуги» фестиваля Glastonbury включает в себя наличие камер хранения, аптеки, банкоматов, телефонных будок, почтовой службы, информационный центр, медпункт. На Кубане же нет и половины этого. То же самое можно заметить и сравнивая остальные блоки, например «Достопримечательности». На Glastonbury, как на многих других фестивалях Европы можно встретить огромное количество статуй, макетов, экспонатов, инсталляций представляющих современное искусство разных стран. Фестивали в Европе – это свободные пространства для творчества. Здесь устраиваются выставки и музеи под открытым небом, карнавалы, театры, кинотеатры, цирки, сады и это все является дополнением к музыкальным сценам, которые также разбиты на несколько зон. На Кубане тоже количество сцен увеличилось, появилась цирковая сцена, кинотеатр. Из декора можно увидеть плакаты с лейблом Кубаны, а также плакаты и экспонаты с брендами компаний-спонсоров, но совсем не представлено элементов творчества современных отечественных художников. Театральные показы с недавних пор тоже стали входить в программу нескольких фестивалей России. Чтобы улучшить наши фестивали, необходимо подключить как можно больше людей творческих профессий как российских, так и зарубежных, включить в программу фестивалей инсталляции, отражающие, например, нравы и обычаи жителей России или символизирующие дружбу народов.
Большим достоинством европейских фестивалей является комфорт и безопасность гостей, что нельзя сказать о российский фестивалях. Согласно многим отзывам о европейских фестивалях, чистота и комфорт являются главными отличиями их от российских: осуществляется постоянная чистка биотуалетов, регулярный подвоз воды для душа и исправная его работа, так же установлен вип душ с горячей водой, комфортные сан узлы, услугами которых можно воспользоваться за отдельную плату. Предоставляется возможность жить в специализированных фургонах. Круглосуточно работает аптека и медпункт. Во многих фестивалях есть свои прачечные. В инфоцентрах говорят, как правило, на нескольких языках.
Россия никогда не отличалась добросовестным обслуживанием, чистотой и аккуратностью. Это сказывается на организации фестивалей, и жалобы отдыхающих поступают постоянно. Было бы не плохо создать постоянную инфраструктуру для ежегодных фестивалей с водопроводом, канализацией, но это потребует больших затрат.
С недавних пор стала осуществляться строгая контрольно-пропускная работа, а именно с тех пор, как в 2003 году на фестивале «Крылья» был осуществлен теракт: прогремело несколько взрывов, совершенные девушками-смертницами, в результате чело погибли 20 человек, более 40 человек ранены. Тем не менее, полной безопасности ни один фестиваль гарантировать не может.
В настоящее время в России сложилась сложное и противоречивое отношение государственных властей к фестивалям, в частности к Кубане. С одной стороны фестивали приносят хорошую прибыль, развивают туризм, ведь фестивали – это молодежные курорты, что очень востребовано. С другой стороны многие представители власти считают что фестиваль «калечит детские судьбы» развратными выступлениями и пропагандой наркотиков из-за чего многие выступают за запрет такого рода мероприятия. На эту тему проводилось много дискуссий и приведено не мало убедительных доводов, опровергающих данное высказывание. С угрозой закрытия фестиваля не раз за всю историю сталкивались многие страны, такие как США и страны Европы. Глядя на их опыт, можно предположить, что дело может дойти до закрытия, но не на долго. Рано или поздно к властям придет осознание прибыльности музыкальных мероприятий именно рок жанра и других современных направлений. Но пытаясь взглянуть на ситуацию объективно, можно сделать вывод, что угроза закрытия исчерпывает себя, ведь фестиваль «Кубана» – это первый в России платный фестиваль, достигший крупных масштабов. Как говорит продюсер фестиваля Илья Островский: «Конечно, среди 150 тысяч человек можно найти и пьяных, и странно ведущих себя людей. Но большинство гостей «Кубаны» совсем другие: по результатам проведенных нами опросов — это молодые люди 22—35 лет с высшим образованием. Более 90 процентов из них впервые проводят свой отпуск на курортах Краснодарского края. Разве это не лучшая реклама?»
На наш взгляд, Россия должна не задумываться о закрытии такого рода событий, а наоборот увеличивать их число и улучшать их качество: внедрять новые идеи в проекты фестивалей, расширять область мероприятий внутри него. Таким образом, привлекать как можно больше населения с разными интересами и разных возрастных категорий. Ведь на многих фестивалях в Европе, таких как Glastonbury или Sziget можно встретить людей самых разных возрастов: и ребенка лет пяти и пожилую пару.
Особенностью музыкального туризма в развитых странах запада является сотрудничество туристических фирм с организаторами фестивалей. Туристические агентства, туристические компании, авиакомпании стали остро осознавать прибыльный характер этого рынка. Крупномасштабные поставщики танцевальной музыки (например, Министерство звука, Gatecrasher, вольная и Renaissance - центры и этикетки которые способствуют альбом и сингл релизов , а также модных вещей , некоторые напрямую связана с музыкальной сцены Ibiza) в настоящее время работают в этой туристической сети, организации мероприятий в ночных клубах в Австралии каждое лето, наряду с местами в Лондоне, Ливерпуле и Ибице. Туроператоры появились для организации питания этого специального рынка, спекулируя на коммерческом успехе танцевальной музыки, в частности, в Великобритании, где одна компания послал более 65000 человек в год в одну только Ибицу [43]. STA Travel в Австралии в настоящее время работает отдельной туристической компанией, направленной на тех, кто намеревается поехать в известные клубные места, в то время как отзывы о местных клубных сценах широко распространяются в путеводителях и в журналах. То, что начиналось с поездок бесстрашных хиппи в поисках убежищ, связанных с наркотиками, стало основным рынком, в постановке значительных предприятий в масштабе, близком к массовому туризму.
Сотрудничество организаторов и туристических фирм может иметь два направления: совместная подготовка туристического продукта и помощь в доставке и размещении участников фестиваля (что является непосредственной работой туристических фирм и будет сделано ими лучше по себестоимости дешевле, чем оргкомитетом фестиваля). Туристическая фирма возьмет на себя некоторые расходы, туристическая фирма будет заинтересована в рекламировании предстоящего события по своим уже налаженным каналам. Четкая информация об аудитории избавляет также от ненужных обращений к компаниям, которые не заинтересованы в сотрудничестве просто потому, что публика фестиваля не является целевой группой [12]. В Европе в настоящее время проведение фестивалей тесно связано с местными стратегиями туризма, с помощью организации туров и продажи билетов через туристические агентства, так как основная часть билетов на фестиваль продается не через музыкальные магазины или организаторов, а включается в стоимость туров, неотделимых от других основных элементов туризма, таких как жилье и транспорт.
В России сотрудничество туристических агентств с музыкальными фестивалями есть, но не таком уровне. Необходимо укрепить эти связи, а также с помощью туристических агентств будет усиливаться реклама фестивалей, что выгодно для организаторов вдвойне.
Причиной успеха развитых стран запада в музыкальном туризме является их богатая музыкальная история. Именно в них зародились музыкальные жанры, которые обрели мировую популярность, что нельзя сказать про другие страны, за исключением единиц. Тем не менее, музыкальный туризм в них развивается. Ярким примером может служить Австралия.
Трансляция западного опыта в сфере музыкального туризма очень важна для России, ведь именно здесь наблюдаются существенная неравномерность развития регионов, экономику которых можно было бы поднять с помощью создания условий для развития музыкального туризма, переняв некоторые особенности организации, как фестивалей, так и других значимых черт развития музыки. Для этого не обязательно быть родиной живых легенд, некоторые города, как в США, так и в Европе наделялись статусом музыкальных столиц искусственно.
Заключение
Таким образом, проделав данную работу, мы выполнили ряд задач и достигли поставленной цели – выявление географических аспектов музыкального туризма для его оптимизации:
1) выявили теоретико-методологические основы изучения музыкального туризма как вида тематического туризма;
2) изучили географию музыкальных фестивалей, как главную форму развития музыкального туризма;
3) проанализировать особенности организации музыкальных фестивалей в России;
4) изучили исторический аспект развития тематического и музыкального туризма в мире;
5) изучили особенности организации музыкального туризма развитых стран запада через спектр:
- политического аспекта развития музыкального туризма;
- возрастно-полового состава, вкусов, расходов музыкальных туристов;
- географических последствий развития музыкального туризма.
6) транслировали опыт организации музыкального туризма развитых стран запада на территорию России, с целью оптимизации организации данного вида туризма.
Первая задача заключалась в рассмотрении теоретико-методологических основ изучения музыкального туризма, как вида тематического туризма, где мы:
- рассмотрели понятийный аппарат тематического и музыкального туризма;
- изучили работы авторов, занимающихся данной темой и их методы изучения.
Решая вторую задачу, мы исследовали понятийный аппарат музыкальных фестивалей, как главной формы развития музыкального туризма для этого мы изучили:
- историю музыкальных фестивалей;
- классификацию музыкальных фестивалей;
- выявили факторы размещения фестивалей;
- изучили инфраструктуру музыкальных фестивалей;
- рассмотрели географию музыкальных фестивалей в мире.
Решая третью задачу мы изучили:
- историю музыкальных фестивалей в России;
- проанализировали организацию популярных музыкальных фестивалей в России.
Изучая историю музыкального и тематического туризма мы:
- выявили факторы зарождения музыкального и тематического туризма;
- рассмотрели историю развития музыкальных жанров в разных странах;
- выделили историко-географические центры музыкального туризма.
Пятая задача заключалась в изучении опыта организации музыкального туризма развитых стран запада, для этого мы рассмотрели:
- политический аспект развития музыкального туризма;
- возрастно-половой состав, вкусы, расходы музыкальных туристов;
- географические последствия развития музыкального туризма;
- особенности организации музыкальных фестивалей развитых стран запада.
Решая шестую задачу, мы рассмотрели фестиваль как систему, используя системно-структурный метод, и с помощью этого сравнили организацию музыкальных фестивалей развитых стран запада и России. На основе данных сравнений сделали выводы по оптимизации развития музыкального туризма в России.
Таким образом, мы видим, что западные страны имеют богатый опыт в музыкальном туризме и в его организации. Изучив историко-географические особенности развития туризма, особенности организации музыкального туризма на западе, организацию музыкальных фестивалей, как фактора развития музыкального туризма, можно сделать вывод, что музыкальный туризм – это отрасль, начавшая свое развитие еще давно, в XIX веке. С тех пор она прошла несколько этапов своего развития и почти все они оказали положительное на нее влияние. Теперь – это целый аппарат по принесению прибыли в экономику городов. Также благодаря музыкальному туризму некоторые страны смогли развить свои отстающие регионы и добиться их регенерации.
Музыкальные фестивали на западе чем-то даже напоминают деревни. Это отдельный мир, где царит позитивнейшая атмосфера, море радостных эмоций, счастливых лиц. Все это осуществимо при правильной организации фестиваля, а также творческого подхода к этому делу, ведь в план фестиваля можно включить все, что угодно, как например Венгерский фестиваль Sziget набирает рекордное количество посетителей, ведь здесь каждый может найти себе занятие по вкусу, а условия здесь обеспечивают самый комфортный и непринужденный отдых.
Трансляция западного опыта в сфере музыкального туризма очень важна для России, ведь именно здесь наблюдаются существенная неравномерность развития регионов, экономику которых можно было бы поднять с помощью создания условий для развития музыкального туризма, переняв некоторые особенности организации, как фестивалей, так и других значимых черт развития музыки. Для этого не обязательно быть родиной живых легенд, некоторые города, как в США, так и в Европе наделялись статусом музыкальных столиц искусственно, для этого в будущей музыкальной столице можно провести ряд фестивалей, возвести памятники какой-нибудь мировой звезде, например тем же самым Beatles и открыть музей, посвященный им же.
Эффективно организованная система фестивального движения будет способствовать формированию культурных традиций в будущем и решению социально-экономических задач страны.
Список использованной литературы
1 Александров, А. К. Огни сирены / А. К. Александров // Вокруг света, 1977. -№12. – С. 26-27
2 Бабкин, А. В. Специальные виды туризмы / А. В. Бабкин.- Ростов-на-Дону.: МНЭПУ, 2008. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/babkin.htm.
3 Лэндли Чарльз. Креативный город [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://vikent.ru/author/1907/
4 Мажар, М. Д. Территориальные туристско-рекреационные системы: геосистемный подход к формированию и развитию: дис. … докт. геогр. наук: 25.00.24 / М. Д. Мажар; ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный университет". - Смоленск, 2009. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/territorialnye-turistsko-rekreatsionnye-sistemy-geosistemnyi-podkhod-k-formirovaniyu-i-razvi
5 Максименко, С.В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты / С. В. Максименко. – Одесса: Латстар, 2001. – 168 с.
6 Машкович, Е. А. Оценка понятия «Туристская дестинация» в контексте современной туристики» / Е. А. Машкович // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2007. - №6, С. 22-27
7 Музыкальный туризм «взорвал» британскую экономику [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tourprom.ru/news/12967/
8 Официальный сайт фестиваля бардовской песни им. Валерия Грушина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grushinka.ru
9 Официальный сайт фестиваля «Кубана» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kubana.com
10 Официальный сайт фестиваля «Glanstonbury» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glastonburyfestivals.co.uk
11 Ричард Флорида – Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3951749
12 «Рок-н-ролл мертв, а PR - еще нет!» Институт общественных связей – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ipr.by/ru/articles/2006/article_8.html
13 Самые известные фестивали мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://samogo.net/articles.php?id=2070
14 Самые старые крупные музыкальные фестивали Европы
[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.rate1.com.ua/kultura/muzyka/1874/
15 Сущинская, М.Д. /Культурный туризм : учебное пособие / М.Д. Сущинская.– СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010.-http://elibrary.unecon.ru/materials_files/355417322.pdf
16 Atkinson, C.Z. «Shakin» your butt for the tourist : music ‘s role in the identification and selling of New Orleans / C. Z. Atkinson // Dixie Debates: Perspectives on Southern Cultures. – London: Pluto Press, 1996. - pp. 150–164
17 Bianchini, F Liverpool: a tale of missed opportunities / F. Bianchini, M. Parkinson // The West European Experience.– Manchester: Manchester University, 1993.- pp. 155–177
18 Blair, M.E. and Home is where the heart is: an analysis of meanings of the home in country music / M. E. Blair, E. M. Hyatt // Popular Music and Society, №16,1992. – pp. 69–82
19 Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. London: Routledge and Kegan Paul / Bourdieu, P – Режим доступа http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=Bourdieu
20 Dunbar-Hall, P. Culture, tourism and culture tourism: boundaries and
frontiers in performance of Balinese music and dance // Journal of Intercultural Studies, 2001.– №22. – pp. 173–188
21 Dunbar-Hall, P. Deadly Sounds, Deadly Places: Contemporary
Aboriginal Music in Australia / P. Dunbar-Hall, C. Gibson.- Sydney:: UNSW Press, 2004. – 346 pp.
22 Fairbur A.N. The Grand Tour / A. N. Fairbur // Geographical Magazine, 1951.- №24. – P.118–127
23 «Forever young» : Consuption and Evolving neo-tribes in the Sydney Rave Scene – Режим доступа http://www.snarl.org/youth/brookman.pdf
24 Gibson, C. Music and Tourism. On the Road Again / C. Gibson, J. Connel.– UK: Frankfurt Lodge, Clevedon Hall, Victoria Road, 2005.– режим доступа: http://bookfi.org/book/1163259
25 Global Noise: Rap and Hip Hop Outside the USA (Music Culture) book download-Tony Mitchel [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jicuakee.jimdo.com/2013/05/17/downloads-global-noise-rap-and-hip-hop-outside-the-usa-music-culture-e-book/
26 Gritzner, C.F. Country music: a reflection of popular culture/ C. F. Gritzner // Journal of Popular Culture, № 11, 1978. - С. 857–864
27 Hosts & Guests Revisited: Tourism Issues of the 21st Century [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cognizantcommunication.com/tourism-dynamics-series/hosts-and-guests-revisited
28 How Manchester was Madchester? The geography of the Manchester scene [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pdmcauley.co.uk/Analysis/DaveFawbertMadchesterDiss.pdf
29 Hughes, G. Authenticity in tourism / G. Huges // Annals of Tourism Research,1995.– №22- P.781–803.
30 Loftie, W.I. Orient Line Guide / W. I. Loftie.– London: Sampson Low,1890. – 258 рр.
31 Mager, B. Reseach Spaces and Networks of Musical Creativity in the City / B. Mager, A. Watson, M. Hoyler // Geography Compass, 2009.– №3(2).– Режим доступа http://www.lboro.ac.uk/gawc/rb/rb283.html
32 Making Tracks: Australian Journeys Through Music – Tourism Australia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.australia.com/campaigns/makingtracks/index.htm?ta_cid=redirect:au:makingtracks
33 McGregor, A. Dynamic texts and tourist gaze: death, bones and buffalo / A. McGregor // Annals of Tourism Research, № 27, 2000 . – С. 27–50
34 Musical Creativity in the City [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lboro.ac.uk/gawc/rb/rb283.html
35 Music Scenes: Local, Translocal, and Virtual by Andy Bennett, Richard A. Peterson [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookfi.org/book/1105504
36 Newbery, B. The remotest festival on earth / B. Newbery // Geographical, 2004.–№76(6).–P.53–59.
37 On Record: Rock, Pop and Written Word (Simon Frith, Andrew, Andrew Goodwin) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=1395216
38 Prentice, R. Festival as creative destination / R.Prentice, V. Anderson // Annals of Tourism Research, № 30, 2003. – С. 7–30
39 Richards, G. Cultural tourism in Europe. Edited by Greg Richards / G. Richards. – Association for Tourism and Leisure Education, 2005 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.atlas-euro.org/pages/pdf/cultural%20tourism%20in%20europe.PDF
40 Robinson, H. A Geography of Tourism / H. Robinson.– London: Macdonald & Evans, 1976. – 287 p.
41 Robinson, P. Research Themes for Tourism / P. Robinson, S. Heitmann, P. U. C. Dieke. – CABI, 2011. – 316 р. – ISBN 1845936981
42 Sardiello, R. Secular rituals in popular culture: a case for Grateful Dead concerts and Dead Head identity/ R. Sardiello // Adolescents and their Music. - New York: Garland, 1994. – pp. 115–139.
43 Sellars, A. The influence of dance music on the UK youth tourism market / A. Sellars //Tourism Management, №19, 1998. – pp. 611–615
44 Smith, J. Holidays in Retirement / J. Smith.- London,1995. – рр. 222-230
45 Frith, S. Introduction. In S. Frith (ed.) / S. Frith. – Manchester: Manchester University Press, 1989. – pp. 1–14
46 K. Young // Music’s Great Days in the Spas and Watering-Places. – London, 1968. – 246 pp.
Приложение А
(Обязательное)
Динамика численности посетителей крупнейших фестивалей Европы
Рисунок А1 - Динамика численности посетителей фестиваля Sziget (тыс. чел.)
Рисунок А 2 Динамика численности посетителей фестиваля The Roskilde Festival (тыс. чел.)
Составлено автором на основе [9]
Приложение Б
(Обязательное)
Динамика численности посетителей одних из старейших и известнейших фестивалей Европы
Составлено автором на основе [14]
Приложение В
(обязательное)
Крупнейшие фестивали мира
Рисунок В1 – Карта крупнейших фестивалей мира
Рисунок B2 – Карта крупнейших фестивалей мира. Экстэнст – Европа
Рисунок В3 - Карта крупнейших фестивалей мира. Информация о фестивалях
Рисунок В4 - Карта крупнейших фестивалей мира. Лучшие фестивали по версии European Festival Awards
Рисунок В5 – Крупнейшие джазовые фестивали.
Рисунок В5 – Центры музыкального туризма
Составлено автором на основе [13], [14]
Приложение Г
(обязательное)
География фестивалей России
Рисунок Г1 - Динамика численности посетителей фестивалей России
Рисунок Г2 - Максимальная численность посетителей крупных фестивалей Европы и России
Рисунок Г3 - Карта крупных фестивалей России
Приложение Д
(обязательное)
Карта численности и видов фестивалей в России
Рисунок Д1 – Численность и виды фестивалей субъектов Волго-Вятского экономического района
Рисунок Д2 - Численность и виды фестивалей субъектов Восточно-Сибирского экономического района Рисунок Д3 – Численность и виды фестивалей дальневосточного экономического района
Рисунок Д4 – Численность и виды фестивалей Западно-Сибирского экономического района
Рисунок Д5 – Численность и виды фестивалей Поволжского экономического района
Рисунок Д6 – Численность и виды фестивалей Северного экономического района
Рисунок Д7 – Численность и виды фестивалей Северо-Западного экономического района
Рисунок Д8 – Численность и виды фестивалей Северо –Кавказского экономического района
Рисунок Д9 – Численность и виды фестивалей Центрально-Черноземного экономического района
Рисунок Д10 – Численность и виды фестивалей Центрального экономического района
Рисунок Д11 – Численность и виды фестивалей Уральского экономического района
Приложение E
(обязательное)
Блок-схема структуры фестиваля
Скачать: