МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

0

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра изобразительного искусства

 

 

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Дипломная работа студентки

 

 

заочной формы обучения

специальности 050602.65 Изобразительное искусство

6 курса группы 02020954

Поповой Оксаны Сергеевны

 

 

 

 

 

Научный руководитель

к.п.н.;ст. преп.

Стариченко Д.Е.

 

 

Рецензент

Преподаватель МОУ

Подсередненская СОШ

Колядина Т.А.

.

 

 

 

БЕЛГОРОД 2015

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

 

 

7

1.1.

Возникновение пейзажа как жанра живописи

7

1.2.

Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

15

1.3.

Изображение пространства. Виды пейзажа

20

ГЛАВА II.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИСКУССТВУ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

 

28

2.1.

Анализ школьной программы по изобразительному искусству

 

28

2.2.

Методика проведения занятий по живописи

29

2.3.

Программа внеклассных занятий по живописи

32

2.4.

Экспериментальная работа

36

ГЛАВА III.

РАБОТА НАД ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ СОЗДАНИЯ ПЕЙЗАЖА: «БЕЛОГОРЬЕ», «ЛИЛИИ НА ЛИМАНЕ»

 

42

3.1.

Замысел и создание пейзажа «БЕЛОГОРЬЕ», «ЛИЛИИ НА ЛИМАНЕ»

42

3.2.

Ход работы над пейзажем.

43

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

45

 

БИБЛИОГРАФИЯ

46

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

51

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

У каждого человека от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, чтобы люди могли оценить красоту, созданную другими, и, вдохновленные этими произведениями, создавать что-то новое, способное выразить их взгляд на мир. Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому для образования в целом и в частности необходимо считать приоритетным приобщение к искусству и художественной культуре. Выявить и развить творческий потенциал в каждом ребенке является одним из самых важных направлений современной педагогики. Развитие творческих возможностей у детей сложная и комплексная проблема. У детей школьного возраста развитие творческого потенциала должно основываться на их ведущей возрастной потребности, одной из многочисленных которой является рисование. Обращение к рисованию, как виду детского творчества очень важно, это продиктовано тем, что в результате у детей формируется мыслительные операции анализ, сравнение, сопоставление. Дети учатся самостоятельно находить способы решения различных творческих задач, учиться планировать свою деятельность, раскрывать свои творческие способности. При работе со школьниками на уроках изобразительной деятельности неоднократно отмечалось, что дети испытывают затруднения в правильном восприятии произведений искусства. Школьникам сложно увидеть особенности композиции и сюжета картины, они с трудом выделяют главный образ, определяют, какими средствами выразительности пользовался художник. Ребенку сложно с художественно-технической стороны видеть линию перспективы, пользоваться ею в изображении своих рисунков. Эмоциональная лексика у школьников тоже очень скудная, они с трудом могут выразить свое отношение, свои мысли к картинам знаменитых художников.

 Для преодоления этого комплекса затруднений необходимы дополнительные занятия живописью. Одним из таких форм занятий является внеклассные кружковые занятия. Основным из задач курса занятий является изучение пейзажной живописи. Посредством пейзажный живописи у детей развивается интерес и любовь к прекрасному. Общение детей с пейзажами, умение их наблюдать и замечать красоту окружающей природы в различное время года. Пейзажная живопись на внеклассных занятиях дает большой простор для развития детской фантазии. На внеклассных занятиях значительно увеличивается время для творчества. Что позволяет уделить время жанру пейзажа.

Таким образом, необходимость данного исследования определяет противоречие:          между современными требованиями к методике обучения рисованию пейзажа в живописной технике и состоянием этой проблемы в общеобразовательной школе.

Исходя из актуальности, была определена цель исследования: разработать систему педагогических условий в среднем общеобразовательном учреждении, способствующих раскрытию и развитию художественно-творческого потенциала у учащихся на внеклассных занятиях в процессе изучения пейзажной живописи.

Объект исследования: процесс развития художественно-творческого потенциала и формирования эмоционально-целостного опыта учащихся через ознакомление с пейзажной живописью.

Предмет исследования: обучение учащихся на внеклассных занятиях основам пейзажной живописи.

Гипотеза исследования: развитие творческого воображения на занятиях пейзажной живописью будет более эффективным, при следующих условиях:

- наличие системы по формированию навыков художественного изображения;

- развитие у детей умения анализировать произведения мастеров, видеть ошибки в своих работах;

- разработанная система занятий направленная на освоение пейзажной живописи.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать научную, методическую, психологическую, искусствоведческую литературу, изучить программный материал по изобразительному искусству на внеклассных занятиях в школе по теме исследования;

- выявить педагогические возможности пейзажной живописи в раскрытии творческого потенциала учащихся;

- разработать методику ознакомления учащихся с видами пейзажной живописи и структуру тематического планирования;

- разработать внеклассные занятия для практического освоения учащимися основ пейзажной живописи.

Методологическую основу исследования составили: методики изобразительного искусства Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Т.С. Комаровой); теории творческой педагогической деятельности В.И. Загвязинского; положения теории творчества и художественной деятельности личности Л.С. Bыготского, М.С. Каган, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой и др.); формированию у учащихся навыков рисования с натуры А.П. Сапожникова, Н.Э. Радлова, А.С. Зайцева, Н.Н. Волкова.

Методы исследования:

- теоретические – изучение педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;

- эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение;

- экспериментальные – самостоятельная работа по изготовлению наглядного пособия;

Методическая система решения данной проблемы разработана в соответствии с художественными способностями учащихся, которые значительной мере способствует совершенствованию навыков в пейзажной живописи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, и рекомендации результатов практической работы могут быть использованы педагогами на занятиях пейзажной живописью и самостоятельной подготовки учащихся.

 Материалы, полученные в результате исследования, могут быть учтены при разработке учебных программ, составлении учебных пособий, спецкурсов по живописи.

Этапы исследования:

Первый этап исследования 2012 - 2013 год: определялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; подбирались и изучались научно-теоретические материалы, обрабатывалась литература по проблеме исследования; определялись параметры анализа работы школьников; проводился первоначальный эксперимент.

 Второй этап исследования 2013 - 2014 год: осуществлялся поиск наиболее эффективных методов и путей педагогического воздействия на учащихся с целью развития у них навыков пейзажной живописи, проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы - исковой эксперимента.

 Третий этап исследования 2014 - 2015 год заключительный; проводился эксперимент, формирующий и сравнительный; дорабатывалась теоретическая и практическая часть исследования.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Подсередненская средняя общеобразовательная школа.

Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

  • Возникновение пейзажа как жанра живописи

Произведения изобразительного искусства, главным образом живописи, делится по жанрам. В зависимости от предмета изображения в XVII в. жанры делили на "высокий" (grand genre) и "низкий" жанр (petit genre). К "высокому" жанру относили исторический жанр: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический; к "низким" - сцены из повседневной жизни: портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм.
Став формой отображения жизни, жанры живописи не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например ванитас, каприччо и ведута). Возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер), а некоторые объединяются (ню, бытовой, исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанр чаще заменяется термином фигуратив).[4, с.34]

В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Так называется жанр в искусстве, задача которого изображать окружающую природную среду. В пейзаже главным «Героем» является либо естественный, либо выдуманный автором мотив окружающей среды. Первоначально, пейзаж был обнаружен уже в наскальных рисунках. В эпоху неолита первобытные художники, изображали на стенках пещер окружавшую природу: водоёмы, растительность, землю, горы. В пустыне Сахара на плато Тассилин-Аджер были обнаружены наскальные рисунки со сценами охоты и животноводства. Рядом с изображением животных и человека древний художник контурно нарисовал простенький пейзаж. В последствии, изображение простых незамысловатых пейзажей, можно наблюдать на протяжении всей древней истории. Начиная от древнего Египта и заканчивая Востоком и Китаем. На пример, на острове Крит, найдена роспись названная потомками куропатки в скалах. В разрушенном извержением Визувия городе Стабии учёными археологами фреска «Морской порт», изображающий настоящий морской пейзаж.

Пейзаж как самостоятельный жанр появился в шестнадцатом веке в Китае. Окружающий мир, китайские пейзажи передают очень поэтично. В Европе пейзаж появился на много позже и изображался фоном для религиозных сюжетов П. де Лимбург «Месяц март», XV века из "Роскошного часослова герцога Беррийского».

 

   

"Морской порт", I в., роспись из Стабий

"Месяц март", XV в.

П. де Лимбург

 

Большую роль в пейзажной живопись сыграли европейские миниатюристы. Талантливые иллюстраторы братья Лимбург в 1410-х годах создавали очаровательные миниатюры. Для герцога Беррийского. В живописи раннего возрождения тоже заметен интерес к пейзажу, но они пока передают пространство очень не умело. Такое полотно « Шествие волхвов» - это первая половина XV века создана мастером итальянцем Стефано ди Джованни.

 

 

"Шествие волхвов", первая половина XV века.

Стефано ди Джованни.

 

Вплоть до XVΙ столетия художники использовали пейзаж лишь в качестве фона. Так Леонардо да Винчи подробно прорисовал фоном пейзаж для своей известной картины "Джоконда".

 

 

"Джоконда", ок. 1503

Леонардо да Винчи.

 

Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров, что способствовало развитию станковой живописи. В создании пейзажного жанра огромную роль сыграли венецианские мастера. Сейчас в различных музеях Венеции, Вены, Дрездена, Нью-Йорка представлены пейзажи разных художников пейзажистов которые внесли первые азы в написание пейзажа. [4, с.84]

 

"Дунайский пейзаж", ок. 1520–1525. А. Альтдорфер.

 

 

"Гроза", ок. 1506–1507. Джорджоне

 

 

"Бегство в Египет", Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Тициан

 

 

"Вид Толедо", 1610–1614.

Эль Греко

 

 

 «Сумрачный день», 1565 год.

Питер Брейгель Старший

 

Голанские художники пейзажисты, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. Де Влигер, А.Г. Кейп, С. Ван Рейсдал и Я. Ван Рейсдал смогли запечатлеть самые обширные картины мира во всех его проявлениях. Безграничная любовь к окружающему миру искренние чувства ощущаются во всех произведениях голландских пейзажистов. Изображение каналов с лодками не равнинных ландшафтах мельницы, леса, селения, и городские улицы с каменными домами и площадями – это перед нами голанские пейзажи.

 

Зимний пейзаж.

Хендрик Аверкамп

 

 

«Мельница в Вейке»

Якоб ван Рейсдал

 

 

"Вид виллы Медичи", 1650–1651.

Д. Веласкес.

 

 

"Пейзаж с Полифемом"

Н. Пуссен.

 

примечание


 

1.2. Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

Русский пейзаж - сочетание, имеющее двойственный смысл. Означает красоту русской природы, особенный ландшафт Восточно-Европейской равнины, которым вдохновлялись многие художники, поэты, музыканты, а также национальную школу живописцев, изображавших русские пейзажи. В истории русского искусства оба значения соединялись по-особенному. В.О. Ключевский писал, что в истории России наблюдалось удивительное соответствие географии и культуры. Расположенная между Западом и Востоком, Европой и Азией, эта страна "без видимых границ" стала причиной беззащитности еще слабых славянских племен, которые в непосильной борьбе с азиатскими кочевниками уходили в леса, на север и там смешивались с финским населением. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Крупнейшие русские исследователи русской живописи в целом, и пейзажной в частности, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете русской живописи в 19 веке. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века имеют мировое значение и непреходящую ценность, и, как отмечает А. Федоров-Давыдов в своей работе, “образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру”. В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания. [14, с.115]

Постепенное формирование русского пейзажа происходит на протяжении 18 века, основоположником русского пейзажа в живописи считают С.Ф. Щедрина, и Ф.Я. Алексеева. Самостоятельным жанром русской живописи пейзаж становится только в конце 18 века. Художники-живописцы стремятся выявить поэтическую сущность пейзажа. Семен Федорович Щедрин считается основоположником русской пейзажный живописи, его привлекают окрестности Петербурга, парки. Федор Яковлевич Алексеев также как и Щедрин считается одним из основоположников русской пейзажной живописи, но его главная тема городской ландшафт. Лучшие картины художника посвящены также Петербургу, в частности великолепным дворцам. Алексеева называют перспективистом. Для художника важнее всего перспективно-пространственное построение. Строгий стройный вид Петербурга как нельзя лучше отвечал вкусу художника. Алексеев аккуратно и внимательно вычерчивает в перспективе петербургские площади и улицы с их великолепными дворцами и гранитными набережными. Сильвестра Феодосиевича Щедрина с полным основанием считают родоначальником пленэрной романтичной живописи в русском искусстве.

 

«Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной».

С.Ф. Щедрин

 

Иван Константинович Айвазовский самый известный маринист. Вечно меняющаяся стихия: то спокойные и тихо в ярких лучах заходящего солнца, то в сиянии лунного света, то бурное и неистовствующие море.

 

«Ночь на море»

И.К. Айвазовский

 

 Поэзией русской природы в живописи можно назвать работы художников-передвижников А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи. Художники передвижники обличали социальную несправедливость, были приверженцами реализма в искусстве. Среди передвижников многие художники писали картины в жанре пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создавая новую этику в изображении реалистичный пейзажной живописи. Стоит отметить полотна Алексея Кондратьевича Саврасова. Именно этому художнику суждено было сыграть выдающуюся роль в истории развития русской пейзажной живописи. Его называют лириком русской природы. Современников поражали поэтические проникновенные пейзажи при исключительной простоте и скромности мотива.

 

 «Лунная ночь»

А.К. Саврасов

 

 Если Саврасова называли ярким представителем лирического пейзажа, то на другом полюсе располагалось творчество Ивана Ивановича Шишкина. Он писал полотна огромного размера, эти полотна называли панорама-развернутыми видами. Его идеал - возвышенный русский образ природы. Также Шишкина называли певцом русского леса, он показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы. Шишкин не имел себе равных в изображение русского леса, этот сюжет разработан во многих его картинах.

Имя и картины Шишкина чрезмерно популярны у созерцателей. Зрителей привлекает его общедоступный поэтический образ в картинах, простота и ясность его художественного языка. В графических и живописных произведениях лежит точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Шишкин очень много рисовал с натуры, постоянно изучал природу, делал различные зарисовки, наблюдал состояние природы в различное время суток. Излюбленный мотив Шишкина — мотив лесного пейзажа, ему не было равных в изображении леса. Непревзойденным шедевром среди лесных пейзажей является "сосны освещенные солнцем". Лесная опушка кажется действительно наполненной солнечным светом. Вглядываясь в картину, словно ощущаешь сухой смолистый запах хвои, летнее тепло, свежесть молодого соснового леса. Живопись картины разнообразна оттенками, мягкими тональными переходами.

 

 «Вечер»

И.И. Шишкин

 

 Во второй половине 19 века особое место можно отвести А.И. Куинджи, его пейзажи можно назвать позднеромантическими. Куинджи писал чистую, нетронутую природу, такая природа бывает лишь без вмешательства людей.

 

 «Море. Крым»

А.И.Куинджи

 

 Особое внимание хочется уделить И.И. Левитану. Исаак Ильич Левитан не просто гениальный пейзажист, он еще и профессор, который считал, что нужно учить пейзажу. " Я пошел учить в академию, говорит он своим ученикам, потому что чувствую, что учить пейзажу можно и должно". Левитан продолжил важное дело, начатое русским пейзажистами, усилиями, которых был создан национальный реалистический пейзаж. Пейзажи Левитана пробуждают у зрителя ту безграничную любовь к своей родине, которую художник проносит через всю свою жизнь.

 

 «Васильсурск»

И.И. Левитан

 

1.3. Изображение пространства. Виды пейзажа

 

Развитию различных видов пейзажного жанра способствовало неисчерпаемое многообразие природы. Существует великое множество объектов, форм пейзажа, каждый из мотивов неповторим, по-своему уникален. Природу можно назвать книгой мудрости. Если пытаешься читать эту книгу, значит, пытаешься овладеть драгоценным богатством заложенной в ней. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко. Ушинский неоднократно отмечал благотворное влияние природы на человека он восторженно писал:" овуляция, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, эти душевные овраги и выходящие из тополя, розовая весна и золотая осень разве небыли нашими воспитателями? Зовите меня варваром педагогики, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасные ландшафты имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога".

 Воздушная перспектива - называется кажущиеся изменения некоторых признаков предмета под воздействием воздушной среды и пространства. Прозрачная среда- это воздух. Но прозрачность воздуха не всегда постоянна. С увеличением толщины воздушного слоя, увеличивается количества частиц пыли, давления и прочего. Предмет меняет свой внешний вид из-за величины обволакивающего слоя. Так же вместе с этим следует учитывать: внешнюю форму, время суток, освещение солнца, времени года. [8, с.142].

Известно, что видимость предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближе предмет, тем больше величина его углового размера, тем больше размер его изображения на сетчатке. Значит, оно, распределяясь на множество светочувствительных клеток сетчатки и раздражая их, даёт больше сведений о форме предмета, что обеспечивает наилучшую видимость его. Напротив, чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньше величина его углового размера, тем меньше информация о предмете, что не обеспечивает хорошую видимость его. И действительно все ближние к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающей полнотой, а дальше не полно обобщённо.

Отсюда следует вывод, что изображение пространственной глубины находящееся на значительном расстоянии друг от друга, требуют решения самых разных задач. Изображая предметы на переднем плане, требуется более точная детальная прорисовка, которая отражает характеристику каждого предмета, его мелких и крупных частей и передачу большой формы в которой все мелкие детали объединены и согласованы. На втором плане детали менее прописываются формируется общая форма, объём, свет и тень. На дальнем плане предметы схематизируются, передаются через общий контур, свет и тень. И всего перечисленного можно определить законы воздушной перспективы:

  1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, чётко, а удалённые, напротив, обобщённо, неопределённо; для изображения пространства, контуры на переднем плане делают резче, а на дальнем мягче.
  2. На переднем плане предметы кажутся более объёмны, имеют боле контрастную светотень, а на дальнем плане светотень кажется более слабовыраженной, предметы более плоскими; для передачи пространства на переднем плане, предметы надо изображать более объёмно, а на дальнем более плоско.
  3. На дальнем плане все предметы кажутся более тёмными, как бы покрываются воздушной дымкой и эта дымка меняет их истинный свет, на переднем же плане всё выглядит натурально.

 На переднем плане все предметы имеют многоцветную палитру, а на дальнем более одноцветную; для передачи переднего края, предметы надо изображать различными по цвету красками, а удалённые одинаковыми.[5, с.77].

Законы воздушной перспективы помогают грамотно, правильно изображать пространство. Но чтобы рисовать наиболее реалистический пейзаж, надо овладеть приёмами и средствами изображения природных форм, способами передачи различных состояний природы. К элементам пейзажа относятся земля. растительный покров, вода, небо, воздух и свет. С начала рисующий должен показать поверхность земли, затем на ней в зависимости от сюжета растительность, или воду, небо, воздух. И всё это изображается с учётом времени года, суток, пространства. [38, с.34]

Виды живописного пейзажа

Первозданный пейзаж – это леса, поля, луга, реки, озёра, моря ( лесной пейзаж, горный, морской);

 

 «Рожь»

И.И. Шишкин

 

 сельский пейзаж – это деревенский быт и его естественная связь с окружающей средой;

 

 «Полдень. В окрестностях Москвы»

И.И Шишкин

 

 городской пейзаж – это созданная человеком пространственная среда (здания, улицы, проспекты, площади, набережные и парки);

 

 «Красная площадь в Москве»

Ф.Я. Алексеев

 

 индустриальный пейзаж – это пейзаж, определяющий человека как создателя и строителя заводов, фабрик, мостов и т.д.

 

 «Промышленный пейзаж»

Э. Аниконов

 

 Стоит отметить о появлении нового вида пейзажа – космического или фантастического.

Исторический пейзаж – изображение местности в определённую эпоху времени.

 

«Паломничество на остров Киферу»

Антуан Ватто

 

Лирический пейзаж – отражает определённые чувства человека – восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы.

 

Название

И.К. Айвазовский

 

Романтический пейзаж – вызывает яркие, сильные, страстные чувства.

 

 «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду»

А.К. Саврасов

 

Эпический пейзаж передаёт величественные картины природы, полной внутренней силы.

Героический пейзаж – природа предстаёт величественной, торжественно.

 

«Снежная буря во время перехода Ганнибала»

Уильям Тернер

 

 

Драматический пейзаж - вызывает ощущение тревоги и беспокойства.

 

 

 «Буря»

И.К. Айвазовский

 

Пейзажи можно различать по технике выполнения, бывают обобщённые лаконичные и детализированные, значит более подробно прописанные, можно сказать декоративные.

Произведение начинает действовать на нас в полную силу тогда, когда чувствуешь поэзию картины, художественную музыкальность содержания. Проникнуть в смысл идеи можно, если понимаешь язык искусства [8, с.112].

Примечание

 

 

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИСКУССТВУ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ В КРУЖКЕ.

2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству.

 

За время обучения, в Белгородском вузе были рассмотрены и изучены различные программы преподавания изобразительного искусства в школе. Сопоставив их, можно сделать вывод, что непосредственно обучению изображения пейзажа уделяется очень мало времени. Программа в школе рассчитана на 6 лет обучения. Перед педагогом она ставит следующие учебно-воспитательные задачи:

- развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

- воспитание у учащихся практических навыков рисования с натуры, по памяти, представлению, выполнению декоративно-прикладного искусства.

По изобразительному искусству программа включает следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Один из ведущих видов занятий, является рисование с натуры. Этот вид работы важен для изучения натуры, окружающей действительности. Самое важное изучение таких её сторон, явлений, как форма, пропорции, объём, цвет, материал, освещённость, перспективное сокращение предмета, положение в пространстве. Методическая программа по изобразительной деятельности на разных этапах обучения ставит разные задачи в обучении рисованию. В начальных классах детей учат определять и называть цвета изображаемых предметов, знакомят с такими понятиями, как, холодные и тёплые цвета, хроматические и ахроматические цвета, с понятием цветового тона. Средняя ступень изучает и совершенствует умение видеть и передавать в рисунке истинные пропорции, конструктивное строение, положение в пространстве, сокращение форм в перспективе, светотеневое распределение, цвет натуральной постановки. Школьники на протяжении всего обучения в школе очень много рисуют с натуры чучела птиц и животных, различные атрибуты домашнего обихода, предметы оборудованные в школьных кабинетах, и самое сложное – человека. Все эти модели предназначены обучить детей рисовать с натуры. Кроме рисования преподаватели учат детей декоративному рисованию, знакомят с произведениями русских и зарубежных художников. В нововведениях, изобразительное искусство ввели в сдачу промежуточной аттестации, что означает, на сколько серьёзно сейчас стали относится к предмету изобразительного искусства [64, с.12].

 

2.2. Методика проведения занятий по живописи

Помимо занятий в классе в учебные часы, учителю необходимо проводить внеклассные занятия вне учебного времени. Такая внеурочная деятельность необходима для более основательного изучения поставленных задач на учебных занятиях. Самым распространённым видом внеклассной работы можно назвать занятия в изо кружке. Это один из самых распространённых видов внеклассной работы. Изучая на школьных уроках определённые темы, на внеклассных занятиях, эти темы изучаются более основательно и детально. Занятия в изо кружке имеют ряд своих особенностей. Во-первых, это занятие для детей, которые серьёзно интересуются изобразительным искусством, любят рисовать не только на уроках рисования, но и в свободное время. Во вторых сами занятия в кружке отличаются от занятий на уроке. На уроках учитель обязан изучать темы строго по программе. Организация же кружка даёт возможность уделять большее внимание тем видам изобразительной деятельности, которые больше нравятся школьникам. Здесь берётся во внимание способности и подготовленность каждого учащегося. Задача педагога заключается в том, что бы вовлечь в регулярные занятия художественной работой, как можно большее число детей [23, с.142].

На внеклассных занятиях изобразительной деятельности занимаются, как правило, не более пятнадцати человек, что создаёт условия необходимые для индивидуальной работы с каждым. Если на школьных занятиях виды деятельности очень разнообразны и многочисленны, то на внеурочных занятиях, отводится больше времени на одни интересный детям вид деятельности. Один из таких видов художественной работы с детьми пейзажный жанр. Дети могут рисовать тот сюжет, который им очень нравится. Занятия кружка имеют две направленности:

  1. Углубление и расширение знаний, навыков;
  2. Приобщение детей к новым видам работы в области пейзажа. А также ставит следующие учебно-воспитательные задачи:

- развитие эстетического восприятия предметов; формирование понятия красоты, гармонии цветового богатства;

- развитие художественно-образной памяти, способностей воображения и фантазии;

- развитие практических умений и навыков, в работе красками, ознакомление с теорией цвета (холодные и тёплые цвета, колорит);

- ознакомление с художниками пейзажистами.

Дети, разного возраста, любят рисовать. Если хорошо организовать работу художественного кружка, то и будучи в старших классах дети не оставят занятия рисованием. Успех работы художественного кружка, зависит и от творческого потанцевала и самого педагога. Если учитель сам принимает активное участие в выставках детского коллектива, результат работы будет наиболее эффективным. Дети с интересом наблюдают за творчеством своего руководителя, зачастую даже дублируя его. Также при организации кружка, должна быть хорошая организация занятий. Руководитель изо кружка должен создать фонд необходимых дидактических и наглядных пособий. Он должен регулярно проводить занятия и их чётко планировать. При планировании работы изо кружка необходимо учитывать численность детей, количество часов, темы занятий, методику и организацию их проведения. Хорошим стимулом для творческой работы является проведение итоговых выставок.

Планируя выполнение пейзажа с учениками, педагог должен определить объём работы исходя из количества отведённых часов. В начале года педагог планирует максимальное, но достаточной количество тем, что бы дети смогли усвоить определённые живописные навыки, но им не надоело посещать кружок, что бы у детей была заинтересованность в рисовании. Опытный педагог делит группу на небольшие подгруппы. Что способствует более индивидуальному занятию с детьми. Каждая подгруппа имеет свои особенности и способности к художественной работе, поэтому педагог обязан очень внимательно сгруппировать подгруппы по уровню способностей каждого ребёнка. К каждой сформированной подгруппе необходимо подобрать индивидуальное задание, нужно применить соответствующую методику с ними. Организацию выставок педагог обычно планирует в конце года. Зачастую проводятся две итоговые выставки: осенняя и зимняя. Так же бывают и летние выставки, на которых дети выставляют свои летние пленэрные работы.

Для успешного ведения изо деятельности в кружке необходимо составление планов-конспектов по отдельным темам. Каждому занятию необходима индивидуальная подготовка: то есть таблицы, репродукции художников, дидактические материалы. В начале занятия педагог должен объяснить тот или иной сюжет, выбранный по теме, предоставить достаточный информационный материал и наглядно показать мастер-класс. Во время творческой работы педагог должен внимательно следить за правильностью выполнения каждого этапа рисования. Кроме того, во время работы нужно приучать детей правильно держать кисть, пользоваться палитрой, следить за техникой работы над рисунком. Законченные работы полезно просматривать коллективно, делая мини выставки в конце занятия. Во время мини просмотров, давать возможность детям самим видеть достоинства и недостатки в своих работах, и работах согруппников.

2.3. Программа внеклассных занятий по живописи

 

Пейзажная живопись это искусство доступное для детей и подростков. Пейзаж воспитывает в детях чувство красоты, пробуждает любовь к природе, культуре своей родины. Учитывая возрастные индивидуальные способности учащихся, художественное и эстетическое развитие каждого, а также региональные особенности и традиции культуры, педагог выбирает темы и последовательность из выполнения. Содержание примерные программы по обучению школьников живописи направленно на развитие практических навыков учащихся. Курс рассчитан на два месяца по два часа в неделю. На занятиях пейзажной живописью учащиеся учатся изображать красоту и само выражаться. На этих занятиях ребята знакомятся с произведениями великих мастеров пейзажистов, учатся словесно характеризовать особенности работ мастеров. Так же они развивают технические и практические умения и навыки. Курс кружка пейзажной живописи включает практические и теоретические знания в изображении пейзажа. Теория изображения пейзажа служит в подготовке к практическим занятиям, способствует к более осмысленным выполнениям учебных задач. В них теоретические знания способствуют к более профессиональному и осмысленному выполнению творческих заданий. Вся система занятий пейзажной живописью ведёт к развитию таких способностей учащихся, как наблюдательность, зрительная память, образное мышление, воображение, чувства цвета и света в изображении пейзажа. [43, с.234]

 

 

Тематический план кружка пейзажной живописи.

 

№ п/п

Тема занятия

Общее количество часов

В том числе

часов

теорет. занятия

практич. занятия

1.

Вводное занятие. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2

1

1

2.

Технология живописного пейзажа красками.

2

1

1

3.

Мероприятие “В мире Пейзажа” – беседы о творчестве художников.

2

2

-

4.

Поиск художественного сюжета.

2

1

1

5.

 Разработка эскиза в тоне и цвете.

2

-

2

6.

Выполнение композиции (техника по выбору учащихся).

4

2

2

 

Всего

14

7

7

 

Разработка трех занятий.

Занятие 1.

Тема занятия: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. 2 часа.

Цели занятий: Ознакомить учащихся с историей и видами пейзажа, а также с особенностями композиционного построения и выполнение практической работы.

Задачи: 1. Обучать особенностям выполнения композиции пейзажа, его композиционным основам; закреплять изобразительные приемы и средства на примере пейзажа.

  1. Развивать творческое мышление, чувство художественного анализа в выражении характера натуры; развивать художественные способности.
  2. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к окружающему миру.

Оборудование для проведения занятия:

1) для учителя;

2) для ученика.

  1. Методическая таблица, показывающая перспективу пейзажа и воздушную перспективу; репродукции картин с изображением различных видов пейзажа, план - конспект занятия;
  2. Тетрадь, ручка, альбомный лист, карандаш.

Структура занятия.

  1. Организационный момент ( 2 – 3 мин.)
  2. Сообщение темы занятия и постановка цели ( 5 мин.)
  3. Изложение нового материала ( 25 мин)
  4. Закрепление нового материала с помощью устного фронтального опроса ( 5 мин.)
  5. Практическая работа (5 – 10 мин.)

 

Занятие№2.

Тема занятия: Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Цели занятия: Завершение пейзажа по представлению.

Задачи: 1. Закреплять особенности выполнения композиции пейзажа, его композиционным основам; закреплять изобразительные приемы и средства на примере пейзажа.

  1. Развивать творческое мышление, чувство художественного анализа в выражении характера натуры; развивать практические умения.
  2. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к окружающему миру.

Оборудование для проведения занятия:

1) для учителя;

2) для ученика.

  1. Методическая таблица, показывающая «Перспективу пейзажа и воздушную перспективу»; репродукции картин с изображением различных видов пейзажа, план - конспект урока;
  2. бумага форматом А:4, гуашь, кисти, палитра, баночка, тряпочка.

Структура занятия.

1.Организационный момент (2 – 3 мин.)

 2.Сообщение темы занятия и постановка цели (3 мин.)

  1. Повторение изученного материала (5 – 10 мин.)
  2. Практическая работа (25 мин. )
  3. Подведение итогов урока( 5 мин.)

Ход занятия.

 

Занятие №3

Тема занятия: Технология живописи гуашью.

Цели занятия: Знакомство с гуашью. Изучение чем различаются краски гуашевые и акварельные.

 Задачи.

1.Обучать технике живописи; закреплять изобразительные приемы и средства пейзажа.

2.Развивать творческие способности, расширять диапазон чувств, воображения, фантазии.

3.Воспитывать активное эстетическое отношение к действительности, искусству, явлениям художественной культуры.

Оборудование занятия:

1) для учителя;

2) для ученика.

1.Методические таблицы “последовательность рисования пейзажа”. Гуашевые краски и акварельные, кисти, палитра, два листа бумаги формата А:4. План - конспект урока.

  1. Гуашевые краски, кисти, палитра, лист бумаги А4.

Структура занятия.

  1. Организационный момент (2 – 3 мин.)
  2. Сообщение темы занятия и постановка цели (3 мин.)
  3. Изложение нового материала (10 мин.)
  4. Закрепление нового материала путем устного фронтального опроса (5 мин.)
  5. Практическая работа ( 20 мин.)
  6. Подведение итогов занятия (2 – 3 мин.)
  7. Постановка домашнего задания ( 3 мин.)

 

2.4.   Экспериментальная работа

 

В ходе исследования по теме: «Методика обучения школьников созданию живописного пейзажа на внеклассных занятиях» был проведен педагогический эксперимент (анкетирование, наблюдение) по выявлению уровня знаний учащихся по живописи и пейзажу.

Объект эксперимента: процесс обучения искусству пейзажа при работе гуашевыми красками.

Цель эксперимента: выявить уровень знаний и практических умений школьников по живописи.

Гипотеза: формирование у школьников художественно-эстетических потребностей будет эффективнее, если учебный процесс будет оснащен:

  • разработанными методическими рекомендациями к кружку
    «Пейзажной живописи», образцами живописи, выполненными гуашью, репродукциями пейзажей зарубежных и отечественных живописцев.
  • если будут использоваться нестандартные формы и методы внеклассной работы;

 

 

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую, искусствоведческую литературу.
  2. Обеспечить кружок «Пейзажной живописи» методическими, наглядными пособиями: таблицами, иллюстрациями.
  3. Разработать формы проведения кружковых занятий.

Формы работы: внеклассные занятия.

Методы и приемы: беседа, дискуссия, практические занятия, упражнения.

Педагогический эксперимент проводился в седьмом классе Подсередненской школы Белгородской области. В эксперименте участвовало 9 учащихся.

В процессе констатирующего эксперимента мы изучили: отношение учащиеся к живописи, уровень информированности учащихся по живописи.

Для того чтобы сравнить результаты исследования по данным выборкам использовались первичные методы статистической обработки экспериментальных данных.

Анкета:

  1. l. Baшe отношение к живописи?
  2. Желаете ли вы заниматься живописью во внеурочное время?
  3. Смотрите ли вы передачи о живописи? Читаете ли вы литературу по живописи?
  4. Назовите виды живописи?
  5. Назовите отличительные черты пейзажа?
  6. С помощью чего передается глубина пространства?
  7. Дайте определение линии горизонта, и как уровень горизонта влияет на выразительность композиции?
  8. Опишите технологию живописи гуашевыми красками?
  9. Что вы знаете о масляной живописи?
  10. Как вы относитесь к своим работам?

Каждый вариант ответа оценивался в процентном соотношении от абсолютно правильного или утвердительного ответа на вопрос (стопроцентно правильного ответа). Например, ответ Бушуева Саши на вопрос :”Желаете ли вы заниматься живописью во внеурочное время?” был таков: “Я не умею хорошо рисовать красками, но хотел бы научиться.” Мы оценили этот ответ как положительный, но так как ребенок имеет мало понятий о живописи, мы дали лишь 50% из 100% за этот ответ, так как еще неизвестно понравится ему заниматься живописью или нет.

В процессе констатирующего анкетирования были получены следующие данные эксперимента:

Фамилия Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Смирнова Аня

30

50

0

20

50

0

0

10

0

40

Бушуев Саша

50

50

50

40

50

0

20

30

0

70

Зайкова Алена

80

80

50

60

50

25

20

30

10

70

Федотова Алина

80

80

100

40

50

25

20

40

10

100

Буторов Миша

50

60

50

20

50

25

20

10

0

40

Денисова Света

30

40

50

0

25

0

0

0

0

40

Чистякова Оля

50

50

100

20

50

25

20

30

0

40

Яширева Кристина

80

70

100

60

100

50

20

40

10

100

Раев Костя

30

40

30

0

25

0

0

10

0

40

 

 

Данные контрольного анкетирования.

Фамилия Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Смирнова Аня

80

80

50

60

100

50

25

50

30

70

Бушуев Саша

80

80

50

60

100

100

50

80

50

70

Зайкова Алена

100

80

50

60

100

50

50

80

30

100

Федотова Алина

100

80

100

60

100

100

50

100

50

100

Буторов Миша

80

80

50

60

100

50

50

50

30

70

Денисова Света

50

60

100

40

50

50

50

50

30

70

Чистякова Оля

80

80

100

60

100

50

50

80

30

70

Яширева Кристина

100

80

100

60

100

100

75

100

50

100

Раев Костя

50

60

50

40

100

25

50

50

10

40

 

Затем составили график, по которому можно определить желание и готовность учащихся обучаться живописи:

Таким образом, интерес учащихся до знакомства с живописью находился на уровне чуть ниже среднего - 48%. Учащиеся оценивали свой уровень информированности по живописи чуть выше среднего – 60%, и желание заниматься живописью во внеурочное время находилось примерно на таком же уровне - 58%. Также выяснилось, что ребята мало что знают о технологии живописи гуашевыми красками и почти ничего не знают о живописи маслом.

Если при анкетировании по данному вопросу был уровень знаний в 23%, то при контрольном - уже 71% знаний. Также повысилось желание учащихся заниматься живописью во внеурочное время на 32%. Повысился уровень информированности учащихся о масляной живописи на 31%.

По результатам контрольного анкетирования повысился уровень самооценки у учащихся на 17%..

Вывод. Таким образом, эксперимент прошел удачно. Хотя в школе для занятия кружка «Пейзажной живописью» не было подходящих условий, ребята с удовольствием занимались в нем. Значимость таких занятий для формирования школьников очевидна: до занятий на вопросы анкеты были даны неполные ответы, а после занятий на вопросы анкеты были получены более четкие, полные ответы, отсюда следует, что повысилось желание школьников заниматься живописью.

Таким образом, творческую работу следует делить на две стадии: первая – выражение идейного содержания и живописно - художественного образа построением и выявлением сюжетно – композиционного центра; вторая – психологическая работа, углубляющая идейную сущность произведения через обобщение и типизацию. Изучая живопись, учащиеся должны не только научиться рисовать, но и придумывать композиции. Во время работы учащихся необходимо отслеживать ход выполнения рисунков, вовремя делать замечания, подсказывать, помогать им, направлять их деятельность в нужное русло, активизировать творческий процесс. В работах над пейзажем у учащихся обнаруживают часто досадную поверхностность. Например, первые планы картин рисуются крайне небрежно.

 На занятиях преподаватель может применять различные формы занятий, будь то беседа, живой рассказ, лекция. Огромное значение в учебном процессе имеет показ репродукций и работ других учащихся (удачных и не очень), а также другого наглядного материала. Но поскольку занятия по живописи носят чаще всего характер практической работы, то и наглядностью нужно пользоваться осторожно и продуманно. При планировании занятия необходимо продумывать, на каком этапе и в каком количестве должны быть показаны методические таблицы, репродукции или учебные работы. Перегрузка наглядностью может отвлечь от заданной цели, равно как и несвоевременная ее демонстрация, вполне может увести учащегося от удачного замысла.

 

 

ГЛАВА III.       РАБОТА НАД ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ СОЗДАНИЯ ПЕЙЗАЖЕЙ «БЕЛОГОРЬЕ», «ЛИЛИИ НА ЛИМАНЕ»

3.1. Замысел и создания пейзажей: «Белогорье», «Лилии на лимане»

«Вдохновение – важный аспект в живописи. Но для создания хорошей картины его недостаточно: надо ещё мастерски владеть красками, что бы суметь выразить свои идеи.» Выходя на летний пленэр в месте с своими детьми изо кружка мы увидели потрясающие пейзажи нашего родного края. На мой взгляд, если хочешь передать действительно что-то воодушевляющее и достойное глаз зрителя - это должно быть, прежде всего, дорогое самому себе. К осеннему просмотру живописных работ, я предоставила именно те эскизы пейзажей, которые рисовала летом на пленэре. Мною было предоставлено несколько разных эскизов, написанных маслом. В результате было выбрано два наиболее удачных эскиза.

 

   

Эскиз к работе «Белогорье»

Эскиз к работе « Лилии на лимане»

 

В результате мы изобразили два пейзажа 60*80 холст масло «Белогорье», «Лилии на Лимане». Впечатление, а также знания приобретённые во время выполнения творческой работы воплотились в художественном образе сельских пейзажей.

 

 

3.2. Ход работы над пейзажем.

 

После того как эскизы были утверждены выполнялась предварительная работа на картоне в технике «сухая кисть».

Картоны соответствовали размером итоговой работы, после чего началось работа над самой творческой композицией.

Первоначально на грунт был нанесён контурный рисунок кистью, затем выполнялся цветовой подмалёвок. В подмалёвке использовались чистые цвета без добавления белил.

   

 

Далее второй слой работы выполнялся уже в тоне с использованием смешения красок и добавления белил.

 

   

 

Последний этап работы заключался в детальной проработке переднего края пейзажа. Уточнялось направление света, падающих теней. В работе мы попытались передать время суток и состояние погоды.

На переднем плане прорабатывались мелкие детали: трава листья, камыши, сучья сухого дерева. Особое внимание уделялось проработке воды..

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе описан эксперимент, методической работы с детьми на внеклассных занятиях пейзажной живописью. Первая глава содержит историю возникновения пейзажа в мире и развитие пейзажной живописи в России. Рассматриваются виды и особенности изображения пейзажа.

Во второй главе работы описана методика работы с школьниками на внеклассных занятиях и проведено тестирование, благодаря которому выявлен уровень знаний и умений детей посещающих внеклассные занятия по пейзажной живописи в сравнении с детьми просто осваивающими школьную программу. Мы полагаем, что данным экспериментом можно в который раз утверждать, что школа даёт необходимые, но минимальное количество теоретических и практических знаний по пейзажной живописи. Поэтому внеклассные занятия по живописи просто необходимы.

Третья часть работы посвящена творческой части. В ней раскрыты основные фазы творческого процесса – создания собственных живописных пейзажей в технике масленой живописи.

Проведенные эксперименты позволяют сказать о том, что гипотеза исследования подтвердилась.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агостон Ж. «Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне», «Мир», М., 1982. – 181 с.
  2. Алексеев С.С. «О цвете и красках», «Искусство», М., 1962. – 51 с.

Алексеев С.С. «О колорите», «Изобразительное искусство», М., 1974.-175 с.

  1. Андреев Л.Г. «Импрессионизм», изд. Московского университета, 1980. 263с.
  2. Бенуа А.Н. История русской живописи XIX век. [Текст]: / А.Н. Бенуа. – М: Прогресс, 1995. – 336 с.
  3. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. – М.: Советский художник, 1964. – 77 с.
  4. Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Живопись». – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 28 с.
  5. Виппер В.Р. Статьи об искусстве – М: Академия, 1992. – 227 с.
  6. Волков Н.Н. «Цвет в живописи», 1985. – 320 стр.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997.93стр.
  • Гегель Г.В.Ф. «Эстетика», т. 3. Издательство «Искусство» 1971. 494 стр.
  • Гете И.В. Об искусстве – М.: Искусство, 1975. – 82 с..
  1. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. Вузов. Гомезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.– М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
  • Денвер Б. Импрессионизм: Живопись: Художники и картины: Альбом, 2000.Москва, издательство «Просвещение». 280стр.
  • Долгопопов, И.В. Мастера и шедевры [Текст] / И.В. Долгопопов – М: Просвещение, 1986.– 212 с.
  • Журнал «Искусство в школе»,№ 2, глав. Ред-ор А.А. Мелик-Пашаев 2005.
  • Журнал «Искусство в школе»,№ 2, глав. Ред-ор А.А. Мелик-Пашаев, статья А. Никитина «Игра и школа», 2003.
  • Журнал «Искусство в школе»,№ 2, глав. Ред-ор А.А. Мелик-Пашаев 1997.
  • Журнал «Искусство в школе»,№ 6, глав. Ред-ор А.А. Мелик-Пашаев, статья А. Покатило «Дети и цвет», 2003.
  • Зайцев А. «Наука о цвете и живопись», издательство «Искусство», 1986
  • Зачек Ян «Импрессионисты», издательство «Искусство»1995. 225стр.
  • Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
  • Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей . М.: Просвещение, 1969.- 111с.
  • Изобразительное искусство. 1-4, 5-9 классы: программа для общеобразовательных учреждений/В.С. Кузин и др. – М.: Дрофа, 2009. 358стр,
  • Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/ Б. М. Неменский и др.– М.: Просвещение, 2010. 140стр.
  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Под ред. Т.Я. Шпикаловой. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011. 853стр.
  • Изобразительное искусство. 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений/Т.Я. Шпикалова. М., Просвещение. 2010. 366стр.
  • Игнатьев С.Е. «Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007.- 208 с.
  • «Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы», 1969. 424стр.
  • «Импрессионисты, их современники и соратники», 1976. 369стр.
  • «ИСКУССТВО. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры», составители: проф. М.В. Алпатов, канд. Пед. Наук Н.Н. Ростовцев, издание 2ое исправленное, государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М., 1961. 485стр.
  • Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2011- c. 243
  • Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2000. – 433с.
  • Искусство. Изобразительное искусство для 5-9 классов/ Рабочая программа, сост. С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина, Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных./ Изд-во: Дрофа. - с. 48
  • Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. -32 с.
  • Кузин В.С. Психология живописи. Изд-во: Оникс 21 век, 2005, -234 с.
  • Кипник, Д.И. Техника живописи [Текст] / Д.И. Кипник. – М: Наука. – 1950. – с. 158.
  • Казарина Л.А. «Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ» – методические рекомендации для преподавателей детских художественных школ и детских школ искусств, Свердловск, 1990.
  • Кандинский В.В. «Избранные труды по теории искусства», том 1,2., 2001.
  • Кандинский В.В. «О духовном искусстве», 1992.300стр.
  • Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» практическое пособие, «Высшая школа», М., 1992.- с. 269.
  • Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко,- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.

 

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. – М.: АГАР, 1998. – 334 с.

 

  • Липатов, В.И. Краски времени [Текст]: / В.И. Липатов. – М: Просвещение, 1983. – 165 с.
  • Научный журнал "Современные проблемы науки и образования" №6 часть 2 Российская Академия Естествознания, 2007. 296стр.
  • Педагогический словарь: Для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 176 с.
  • Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб.: Речь, 2003.- 152 с.
  • Поляков А.М. Психология развития: учеб. пособие для студентов психол. И пед. Социальных учреждений, обеспечивающих получение высшего образования.-М.: Тетра Системс, 2006.- 304с.
  • «Психология цвета» главн. ред. С.Л. Удовик, перевод А.П. Хомик, «Рефл-бук», 1996.- с.349.
  • Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение. 2006. 176стр.
  • Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное исскуство [Текст]: / под ред. В.М. Полевого. – М: Советская энциклопедия, 1986. – 447 с.
  • Рычкова, Ю.В. Краткая история живописи [Текст] / Ю.В. Рычкова. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 448 с.
  • Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисования: Учеб.пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 282 с.
  • Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.: Учеб.пособие. – М.: Просвещение, 1982. 356стр.
  • Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. 447стр.
  • Ревалд Джон «История импрессионизма», превод с англ. П.В. Мелковой, вступ. Ст. и общ. Ред. М.А. Бессоновой 455стр.
  • Сальви, Франческо «Импрессионисты: истоки современной живописи. Музеи и галереи», 1998. 558стр.
  • Сидуэй Ян «Как смешивать краски», энциклопедия, «Арт-родник», М., 2007.- 144 с.
  • Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. завед. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.
  • Степанова Н.Э. «Рисунок Живопись Композиция» - учебное пособие, Улан-Удэ, изд. ВСГТУ, 2007. 269стр.
  • Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». – М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003.- 352 с.
  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999. 385стр.
  • Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Просвещение. 2010. 352 стр.
  • Тецкова В.А. «Методы обучения изобразительному искусству: методические указания».- Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.- 12 с.
  • Тогобицкий, «Республика», М., 1994.- с. 415.
  • Шитов, Л.А. Живопись [Текст] / Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. – М: Просвещение, 1999. – 269 с.
  • Харьков «Магия цвета», АО «СФЕРА»; «Сварог», 1996.- с. 432.
  • Хилл Ян Баррас «Импрессионизм. Новые пути в искусстве», «Арт-родник», М., 1998.- с. 199.
  • Эдварс Б. «Открой в себе художника»/ Пер. с англ П.А. Самсонов, ООО «Попурри», 2000.- 240 с.:ил.+ 12 с. вкл.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, т.30. Спб., 1895.- с.757.
  • studzona.com
  • rae.ru Российская Академия Естествознания Научный журнал "Современные проблемы науки и образования" №6 часть 2, 2007 год
  • portal-slovo.ru

 Скачать: diplom-12-popova-oksana.docx

Категория: Дипломные работы / Дипломные работы по педагогике

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.