Использование игровых технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции гимназических классов

0

2.3 Динамика процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции при использовании игровых технологий

В рамках исследования проблемы использования игровых технологий на уроках ИЯ, а также с целью выяснения, насколько интенсивно применяются игровые технологии, мы провели анкетирование. Оно включало в себя два анкетных опроса: предваряющий и завершающий и проведённые между ними уроки с использованием игровых технологий.

Предваряющий анкетный опрос проводился при знакомстве с учащимися с целью выяснения их отношения к различным видам игровых форм обучения на уроках ИЯ. В анкетировании приняли участие 25 учеников из 5х классов МОУ Лицей №3 (г. Оренбург), изучающих английский язык в качестве первого иностранного языка. Анкетирование показало, что на уроках иностранного языка игровые формы применяются довольно редко. В то же время выяснилось, что применение игровых форм на уроках потенциально повышает мотивацию учащихся к обучению. Об этом говорят положительные отзывы учащихся об идее применения игровых технологий. В результате анкетирования удалось выяснить, что большинство учащихся (80%) привлекают игровые формы обучения, предъявленные посредством информационно-коммуникативных технологий (компьютера).

С учётом данных, полученных в результате предварительного анкетного опроса, планирование уроков строилось посредством внедрения в учебный процесс игровых компьютерных программ. Целью обучения явилось проверить на практике эффективность использования игровых технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Разработка уроков основывалась на сочетании традиционных форм обучения с применением компьютерных программ и игровых форм обучения.

Результаты обучения показали, что учащимся интересны практически любые игровые формы обучения при условии их правильной организации и творческого подхода к их проведению на уроках.

Сказанное подтверждают и результаты повторного анкетирования, проведённого на заключительном этапе работы. Большинство опрошенных (75%) хотели бы в дальнейшем обучаться посредством применения в обучении современных игровых технологий, причём многие из них (50%) хотели бы использовать подобные программы и в домашнем обучении. На наш взгляд, эти данные свидетельствуют о повышенной мотивации к изучению иностранных языков.

На вопрос о том, как повлияло внедрение в учебную деятельность игровых форм обучения, анкетируемые ответили, что оно: внесло разнообразие в учебный процесс (85%), повысило интерес к предмету (65%), позволило проявить себя (преодолеть языковой барьер) (50%). Как нам кажется, это свидетельствует о том, что использование различных игровых технологий вызвало интерес учащихся своим отличием от традиционных форм работы на уроке.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующий вывод: одним из нетрадиционных путей формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся является применение современных игровых технологий. В результате у учащихся появляется заинтересованность в работе, которую они выполняют, и, как следствие этого, повышается успеваемость.

Итак, нами было выдвинуто предположение о том, что использование на занятиях иностранным языком игровых технологий непременно повысит у обучаемых уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, речевых умений и степень владения языковым материалом.

Подтверждение этого потребовало проведение проверки навыков и умений практически пользоваться языком как средством общения у обучаемых двух групп из пятого «А» и «В» классов, занимавшихся по одной и той же программе. Контролю подлежали как степень владения языковым материалом, так и уровень сформированности умений в различных видах речевой деятельности. Для достижения этой цели был проведён констатирующий срез.

Для того чтобы оценить успешность обучаемых по английскому языку, нами был замерен уровень знаний лексики, грамматики и письма.

В целях проверки степени сформированности коммуникативных умений нами были разработаны специальные задания. С целью контроля знаний лексики по текущим темам был проведён диктант, представляющий из себя перевод слов с русского на английский.

В качестве проверочного аппарата были использованы формулы коэффициента успешности (КУ), которые явились модифицированным вариантом формул, использованных в работах Е.Д. Петровой, А.Н. Ксенофонтовой, Г.К. Крюковой.

Коэффициент успешности знания лексики обучаемых определялся по формуле:

КУ=V/Pmax

где –V – количество правильных ответов по теме;

Pmax – максимальное число возможных правильных ответов.

Таким же образом происходил подсчёт в разделе на знания орфографии.

Коэффициент успешности высчитывался по формуле:

КУ=V/Pmax

где V- количество набранных баллов;

Pmax – максимальное количество возможных баллов.

За одно правильно написанное слово даётся один балл, следовательно, если все слова написаны правильно, КУ по формуле равен единице.

В тесте на проверку страноведческих знаний учитывалось количество правильных ответов. Коэффициент успешности вычислялся по формуле:

КУ=V/Pmax

где V – количество правильных ответов;

Pmax – максимальное количество возможных правильных ответов.

Результаты выполнения задания обучаемыми представлены в таблице 3.

Таблица 3 – результаты констатирующего среза

Тест Гр. «А» Гр. «В»

Лексика 0,5 0,4

Орфография 0,4 0,4

Страноведческий материал 0,4 0,4

После проведения констатирующего среза мы приступили к проведению основного эксперимента, целью которого явилось формирование иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования на занятиях игровых технологий. Анализ посещённых нами уроков группы пятого «А» показал, что уроки проводились в традиционной форме без применения игровых технологий, и, следовательно, она подходила для сравнения с группой пятого «В», на занятиях которой использовались игровые технологии.

Для выявления степени эффективности использования на занятиях иностранного языка игровых технологий были проведены итоговый срез и опрос учащихся. В обеих группах обучаемые выполняли задания и отвечали на вопросы, близкие по характеру и целевой ориентации к заданиям и вопросам констатирующего среза.

Результаты выполнения заданий обучаемыми групп «А» и «В» представлены в таблице 4.

Таблица 4 – результаты итогового среза

Тест Гр. «А» Гр. «В»

Лексика 0,6 0,75

Орфография 0,65 0,7

Страноведческий материал 0,5 0,9

Сравнение результатов после проведения занятий показало значимые различия по всем показателям. Сопоставление результатов между двумя группами имеют различия.

Анализ результатов констатирующего среза показывает недостаточный уровень сформированности всех речевых умений. Данные показали, что при традиционной системе обучения недостаточно эффективно происходит формирование речевых умений и навыков у большей части обучаемых.

Результаты выполнения заданий после обучения показали заметный рост учебной успешности как в обеих группах. Однако прогресс в результатах оказался значительно выше в группе, обучаемой с применением игровых технологий.

Количественный и качественный анализ результатов экспериментального обучения подтверждает выдвинутую ранее гипотезу о положительном влиянии игровых технологий на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Выводы по второй главе

Проведённый анализ учебно-методических комплексов разработки отечественных методистов и совместной разработки с зарубежными издателями позволил нам сделать ряд выводов, способствовавших выбору игровых форм, которые мы применили на практике.

Нашей задачей было экспериментально доказать эффективность применения современных игровых технологий в формировании компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

При выборе форм мы, прежде всего, ориентировались на достижение следующих целей: стимулирование мотивации и интереса, поддержание и усиление значения полученной ранее информации, формирования лингвистической, социолингвистической компетенций.

Нами были выбраны следующие игровые технологии:

-третья часть компьютерного курса «Правильный английский» без скучных правил – «Волшебный мир»;

-компьютерная викторина «Sea battle»;

-Веб-квесты «Sights of the capitals» и «London».

Компьютерный курс «Волшебный мир» был в основном направлен на изучение новой лексики, формирование грамматических, а также аудитивных навыков. Несмотря на сложности в интегрировании программы в учебный процесс, были достигнуты положительные результаты. Мы сумели интегрировать использование игровых форм, представленных в программе, с темами уроков.

Компьютерная викторина «Sea battle», направленная на формирование командного духа и закрепление страноведческого материала по теме «Лондон». Активность, проявленная учащимися на уроке и высокие результаты позволяют нам сделать вывод об успешности внедрения данной игровой формы.

Особенно выделялись веб-квесты, проводимые по темам «Sights of the capitals» «London». Внедрение интернета в учебную деятельность в подобном формате было новым и интересным для учащихся, равно как и полезным. Многие ученики, ранее не замеченные в активности, проявили себя. Формирование сразу нескольких компонентов, таких как навыки чтения, социокультурного аспекта, диалогической речи и других частей, составляющих иноязычную коммуникативную компетенцию, говорит об универсальности данного метода.

Анализ предварительных и итоговых анкетирований и контрольных срезов, проводившихся в форме теста в двух группах пятых классов, показал эффективность применения современных игровых технологий.

Исследование показало, что использование игровых форм с применением компьютера повышает мотивацию учащихся к обучению. В результате этого повышается успеваемость, соответственно и качество обучения. В особенности можно выделить повышение уровня знаний страноведческого материала и лексики. В этих аспектах был зафиксирован наибольший прогресс. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального обучения подтвердил выдвинутое нами предположение о положительном влиянии игровых технологий на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Категория: Дипломные работы / Дипломные работы по педагогике

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.