Жанр репортажа в журнале Огонек

0

Курсовая работа

Жанр репортажа в журнале Огонек

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение                                                                                                                  3

  1. Репортаж как жанр журналистики                                        5

1.1 Краткая история репортажа как жанра                                                   5

1.2 Виды и жанровые особенности репортажа                                            8

  1. Место репортажа в журнале «Огонек»   13

2.1 Журнал «Огонек»: от создания до наших дней                                   13

2.2 Репортажная традиция в «Огоньке»                                                     15

2.3 Репортажи в «Огоньке» на примере материалов Н. Радуловой         16

Заключение                                                                                                             21

Список источников                                                                                                22

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Репортаж является, пожалуй, одним из самых популярных жанров в журналистике. Со времен возникновения этого жанра в газетной периодике и по настоящее время он не теряет своей значимости, более того, современное состояние журналистики и такие изменения в ней, как появление единого мирового информационного пространства, а также, глобализация информационных процессов, сильно повлияли на специфику журналистского труда и на систему жанров. Ценность актуальной, оперативной и наглядной информации в наше время растёт в геометрической прогрессии. Именно поэтому новостные и информационные материалы, среди которых весьма приоритетной оказалась роль репортажа, преобладают сегодня в телевизионной, радийной и газетной публицистике.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в процессе развития демократического строя в России создалась особая обстановка для журналистики. Гарантированная конституцией свобода слова подразумевает возможность каждого гражданина выражать своё мнение, какой бы области и сферы жизнедеятельности оно не касалось. Также любой член общества имеет право свободного и своевременного доступа к информации, которая может повлиять на качество его жизни. Вследствие этого большую популярность получил такой жанр журналистики репортаж. Этот жанр считается оперативным, актуальным и документально точным. В процессе чтения репортажа у читателя появляется ощущение, будто он лично присутствует на данном мероприятии.

Цель работы: проанализировать специфику, тематику и видовое разнообразие репортажей на страницах журнала «Огонек».

Задачи. В рамках указанной цели решаются следующие задачи:

1) изучить историю репортажа как жанра и охарактеризовать его особенности;

2) дать определение понятиям «репортаж», «виды репортажа»;

3) на примере материалов из журнала «Огонек» показать преемственность репортажной традиции и провести анализ видов и типологических особенностей современного репортажа.

Объектом исследования являются характерные особенности жанра репортажа.

Предмет исследования — материалы журнала «Огонек».

Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

В работе использовалась учебная и дополнительная литература по теме, журнальный архив и интернет-ресурсы.

 

 

 

 

  1. РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ

 

1.1 Краткая история репортажа как жанра

Термин «репортаж» происходит от фр. «reportage» (англ. «report»), а французское слово – от общего латинского корня («reporto» – передавать), что означает «сообщать»[1].

Термин этот возник в середине XIX века, однако репортаж как жанр появился, пожалуй, раньше самой журналистики и СМИ. Так, древнейшим образцом этого жанра можно назвать некоторые фрагменты «Истории» Геродота.

Геродот, древнегреческий географ и историк V века до н.э., совершил путешествие по Ближнему Востоку, Малой Азии и Балканскому полуострову, в процессе которого подробно фиксировал все увиденное. Его рассказ о дальних и малоизвестных странах представляет собой античный образец популярного в наши дни жанра трэвел-журналистики[2].

Фактически же историю репортажа принято вести от того момента, когда в конце 18 века в Англии газеты получили право посылать журналистов на парламентскую галерею. Примечательно, что в первые годы журналисты, присутствующие в парламенте, не имели права вести никаких записей. Получив в 1783 году такое право, газетчики принялись состязаться между собой в скорости и полноте передачи информации из стен парламента. От газеты на парламентские сессии отправлялись целые команды репортеров, чтобы не возникло ситуации, когда часть информации оказалась бы утерянной. Из скорописи стала развиваться стенография, ставшая незаменимым репортерским навыком, непременным атрибутом журналиста.

Итак, в начальный период к жанру репортажа относились материалы о парламентских дебатах, о ходе судебных заседаний, различных заседаниях и собраниях, репортажи использовали для оглашения решений, принятых на различного рода политических и общественных заседаниях. В своей книге «Репортаж: технология жанра» М. П. Ким пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги»[3].

Окончательно сформировали жанр репортажа глобальные социальные катастрофы и войны, потрясшие и изменившие Европу и весь мир. Это были: революция во Франции, англо-американская война за независимость, затем последовали наполеоновские войны, Гражданская война в Америке и др. Кроме того, эти события, влиявшие на жизнь всего мира и интересующие читателей в его разных уголках, по времени совпали с началом технической революции и зарождением телеграфа. Больше журналисту не надо было возвращаться с места событий в редакцию или отправлять депеши голубиной почтой, что было вполне распространенной практикой для той эпохи, — у него появилась возможность передавать информацию непосредственно с места событий. Так начался новый этап журналистики.

Конец 19 века стал уже периодом расцвета классического американского репортажа, который знаком нам по фильмам и художественной литературе. Именно тогда американские репортеры проникали в самые отдаленные и опасные уголки нашей планеты. 

В ту же эпоху жанр репортажа пришел и в Россию. Основоположником русского репортажа, подлинным и признанным классиком этого жанра стал Владимир Гиляровский, книги которого «Москва и москвичи», «Москва газетная» можно назвать настоящей хрестоматией репортажа. Его репортажи о жизни калмыцких пастухов и волжских бурлаков, репортажи о трагедии на Ходынском поле и многие другие стали даже больше, чем классикой репортажа – они попали в «золотую копилку» русской литературы.

Но книги Гиляровского — не только собрание таких репортажей, но и практическое пособие по истории жанра и секретам его мастерства. Читая их, можно поразиться тому, насколько мало по своей внутренней сути изменились нравы и устройство российских медиа за полтора века. По-прежнему живы и процветают такие их элементы, как желтая пресса и скучный официоз, который приходится распространять в принудительном порядке, в племени самих корреспондентов до сих пор живы типы журналиста-пропойцы и репортера-профессионала[4].

Вступивший в свои права 20 век многие литературные критики считают золотым веком русского репортажа, особенно в советский период. Несмотря на жесткие политические рамки,  в которых существовала журналистика в советское время, именно тогда появились лучшие образцы этого жанра. С ними можно познакомиться, прочитав книги Игоря Фесуненко «Глубина резкости» и Валерия Аграновского «Вторая древнейшая». Авторы книг и сами были известными и востребованными репортерами, профессионалами пера. Такой качественный скачок стал возможен, пожалуй, благодаря тому, что, во-первых, СМИ располагало достаточными финансовыми ресурсами для развития этого жанра, а во-вторых, развитому интересу советского читателя ко всему, что происходит на планете (а также в ее недрах и в космосе)[5]. Отсутствие спешки (по сравнению, разумеется, с нашим временем) так же пошло жанру на пользу, позволяя создавать объемные вдумчивые корреспонденции со значительным количеством подробностей.

Сейчас, когда первую и главнейшую роль играют скорость и  оперативность, СМИ зачастую просто не успевают формировать что-нибудь более развернутое, чем новость. Да и у читателей все меньше времени читать «большую форму». Тем не менее, жанр репортажа по-прежнему жив, просто несколько видоизменился со временем.

Для современной российской периодической печати, благодаря глобальной сети Интернет, стали возможны очень быстрые темпы в развитии и продвижении далеко вперёд. За последние восемь лет ведущими разработчиками медиа-СМИ было представлено множество новых проектов для осуществления репортажа с места событий[6]. При помощи этого технологического новшества у журналистов в настоящее время есть возможность передавать самую актуальную информацию из любых точек нашей планеты.

 

1.2 Виды и жанровые особенности репортажа

Основная цель репортажа заключается в передаче сообщения о событии, свидетелем или участником которого стал журналист. И чем быстрее сюжет появится в печати, тем быстрее читатель сможет испытать «эффект присутствия».

Своеобразие публикаций, которые относят к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате широкого применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.

Для репортера важно не только наглядное описание какого-то события, но и описание его в форме, которая бы вызывала сопереживание читателя тому, о чем идет речь в тексте. Существуют разные пути достижения такого эффекта, наиболее часто используются два из них. Первый способ представляет собой изложение динамики события. Используется в том случае, если отображаемое событие быстро развивается, и автору остается только показать это развитие. Однако бывают события и ситуации, развитие которых является довольно статичным, то есть протекает неопределенно,  вяло. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Репортаж сходен с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использованием метода наглядного изображения действительности. Различие в том, что в репортаже наглядность выполняет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр., а например, в очерке наглядное отображение служит прежде всего цели обобщения, типизации. В аналитических жанрах наглядные детали применяют для «оживления», «украшения» серьезных, и потому сложных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора[7].

В своей книге Л.В. Шибаева дала красочное определение репортажу как информационному жанру, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев. Репортаж — это наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Он сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)[8].

Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Рассмотрим существующие виды репортажа.

Событийный репортаж. К основным признакам событийного репортажа относятся оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж — это всегда моментальный, а зачастую и сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно для данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия»[9]. Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Аналитический (проблемный) репортаж. Такой вид репортажа ориентирован не только на описание какого-либо события или проблемы,  но и на выяснение и анализ причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы можем наблюдать симбиоз разнообразных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут быть использованы зарисовочные элементы, к которым относятся описание места действия и характеристика его участников, элементы информационные (свидетельства, факты, цифры), аналитические, такие как комментарий, оценка, прогноз. В аналитическом репортаже первоочередной задачей для автора становится необходимость показать логику развития события, проанализировать все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Познавательно-тематический репортаж. По функциональному назначению эту разновидность репортажа обычно делят на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях главное место занимает описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы.

В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения».

Репортаж-расследование, по мнению исследователей, это «динамическое описание полосы препятствий», преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

Репортаж-комментарий. Это вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер разъясняет или растолковывает читателям суть события, то есть, по определению теоретиков, вычленяет из происходящего самое главное, но не интерпретирует его глубоко, привлекая дополнительные аргументы, без которых серьезный анализ невозможен, а дает простор для размышления и воображения самим читателям.

Чтобы написать качественный репортаж и добиться нужного эффекта, репортеру нужно:

  • побывать на месте события;
  • как можно больше увидеть, включая отдельные детали и нюансы;
  • услышать по возможности все существующие мнения;
  • собрать факты, в том числе и по предыстории события;
  • все записать и сфотографировать.

Отличительными чертами репортажа являются:

  1. Последовательное воспроизведение события, где хронология составляет основу повествования.
  2. Наглядность, то есть создание образной «картинки» происходящего путем описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Нужно помочь читателю мысленно перенестись на место события.
  3. Оперативность. Важно не утонуть в деталях, а уметь выбирать самые яркие и эмоциональные моменты происходящего. Выход событийного репортажа всегда – в ближайшем номере, иначе репортаж «протухает».
  4. Документальность. Репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне). Необходимо точно указывать место, время и действующих лиц.
  5. Активная роль личности самого репортера. Эмоционально окрашенный стиль повествования придает рассказу дополнительную убедительность. Событие подается как переживание.

Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать. Репортер не только сообщает, но и изображает. Он не инсценирует события, а воспроизводит их[10].

Во второй главе данного исследования мы рассмотрим место репортажа на страницах журнала «Огонек» в исторической ретроспективе и в современности.

 

 

  1. МЕСТО РЕПОРТАЖА В ЖУРНАЛЕ «ОГОНЕК»

 

2.1 Журнал «Огонек»: от создания до наших дней

В 1899 году «Огонек» был создан как скромное приложение к ежедневной газете «Биржевые ведомости». Однако он быстро превзошел «Биржевые ведомости» по популярности, став в 1902 году самостоятельным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров[11]. В этот период в «Огоньке» публиковались биографии русских писателей и деятелей науки, велась хроника науки и искусств. Появлялись и политические обзоры, впрочем, довольно поверхностные и шедшие строго в русле официальной политики. 

В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг лучшего в 20‑30‑е годы советского журналиста и редактора Михаила Кольцова, поддержав его идею о возрождении «Огонька». Именно тогда сформировались основные принципы журнала: хороший литературный язык, с некоторой долей консервативного официоза, обязательный иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов.

После ареста Кольцова в 1938 году, редактором журналом на недолгое время стал один из авторов «Двенадцати стульев» писатель Евгений Петров.

В начале 1950‑х годов, после смены нескольких редакторов, этот пост  на несколько лет занял известный советский поэт Алексей Сурков. При котором окончательно сформировались «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке (спортсмена, космонавта, передовика труда артиста), стихи и рассказ в каждом номере, фоторепортаж и яркие цветные слайды, иногда ‑ детектив с продолжением. Журнал всегда выпускался с так называемой «вкладкой» ‑ цветными репродукциями, которые позволяли читателям журнала знакомиться с шедеврами мировой культуры, с советской живописью  и с русской классикой. В «Огоньке» регулярно печатались репортажи Виктора Шкловского, очерки Владимира Солоухина, стихи Евгения Евтушенко и многое другое. Долгое время в журнале работали писатель Виктор Солоухин, известный журналист и писатель Генрих Боровик и др.

В 1986 году главным редактором «Огонька» стал Виталий Коротич, и с этого момента журнал зажил новой жизнью. В годы перестройки журнал под руководством Коротича не просто достиг огромной популярности, но стал оказывать заметное влияние на политическую жизнь страны и общественное мнение. Если раньше журнал был знаменит только в России, то теперь уже вышел на мировую арену. Публицистику «Огонька» стали называть школой демократии, а культовым жанром всей журналистики стали разоблачения.

С апреля 2005 года «Огонек» начал выходить в новом формате. Журнал сохранил свой фирменный логотип и название, но при этом изменились концепция, состав рубрик, а также дизайн журнала.

Сохранив за «Огоньком» основные черты его фирменного стиля, издательская команда внесла изменения в принципы формирования контента, а также скорректировала формат журнала, существенно расширив его иллюстративные возможности.

К концу 2008 года «Огонек» стал журналом, выходящим еженедельно тиражом 69 тыс экземпляров. В этот период в журнале содержалось много прикладной, потребительской информации, публиковались мнения людей, авторитетных для аудитории. На страницах «Огонька» стали регулярно появляться развернутые статьи российских писателей, ученых, деятелей культуры. Среди постоянных авторов «Огонька» были историк Эдвард Радзинский, писатели Михаил Жванецкий, Виктор Ерофеев, Дмитрий Быков, Сергей Лукьяненко, лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, журналисты Андрей Колесников, Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Губин, Александр Сосновский, телеакадемик Сергей Муратов[12].

В настоящее время в журнале изменился информационный блок, появились потребительские полосы, полоса об Интернете, полоса, рассказывающая о героях недели. Появилось несколько визитных карточек: «Герои недели», «Ключевые слова» (новая рубрика о жизни в Рунете). Но по мнению главного редактора Виктора Лошака, основной визитной карточкой журналавсегда были и остаются талантливые авторы. Это Михаил Жванецкий, Сергей Каледин, Денис Гуцко, Захар Прилепин, Анна Андронова, Андрей Колесников и др.

 

2.2 Репортажная традиция в «Огоньке»

В журнале «Огонек» всегда большое место занимали репортажи различного формата и вида. Блестящими репортерами были Михаил Кольцов, Д.Бальтерманц, А.Боровик.

Особое место в творчестве Михаила Кольцова занимали репортажи с места событий, в которых он использовал прием «журналист меняет профессию». Он, по собственному признанию, переняв опыт Ларисы Рейснер, садился за руль такси, специально оставляя на заднем сиденье сверток, и, моделируя ситуацию, наблюдал за поведением пассажиров. В результате этого опыта родился замечательный репортаж «Три дня в такси». Подобных экспериментов в творчестве Кольцова было множество. Неделю он преподавал в школе (репортаж «Семь дней в классе»), играл роль регистратора-делопроизводителя в ЗАГСе («В ЗАГСе»), работал библиотекарем. Кольцов не только описывал событие, он сам был его непосредственным участником. Он словно примеряет на себя «маску» чужой профессии, погружается в нее. Он принимает новый облик – от костюма до нового стиля поведения. Свой новый образ включает в систему незнакомых ранее отношений, и производственных, и человеческих, благодаря чему получает уникальную, порой сенсационную информацию.

Будучи направлен корреспондентом в 1936-1938 году в фашистскую Испанию, он создал блестящую серию репортажей с места событий. Итогом деятельности Кольцова в Испании стала книга «Испанский дневник». По мнению его биографов, это лучшее из того, что написал Кольцов.

Дмитрий Бальтерманц — самый, пожалуй, известный советский фотограф, мастер фоторепортажа. Снимал он практически всё. Снимал войну (причём сделал множество очень тяжелых снимков), вождей, детей, трудящихся, пейзажи, портреты, заводы, колхозы, заграничную жизнь. Кто помнит советский «Огонёк» — тот помнит и фотографии Бальтерманца, даже если не помнит его замечательную фамилию.

Наш современник – Артем Боровик, присылал свои репортажи из Афганистана, Чернобыльской зоны,  США. Был мастером репортажа политического.

В наши дни «Огонек» старается не потерять высокую марку флагмана репортажа. Так, в «Огоньке» сотрудничают в качестве репортера и публициста такие журналисты как Наталья Радулова, Никита Аронов, Екатерина Максимова, Полина Смертина и множество других талантливых корреспондентов.

 

2.3 Репортажи в «Огоньке» на примере материалов

Н. Радуловой

Рассмотрим несколько номеров журнала за 2017-2018 годы с репортажами Натальи Радуловой. Так,  например, в №11 за март 2018 года, мы видим фоторепортаж Александра Ведерникова и Натальи Радуловой «Люди большой воды»[13]. Материал приурочен ко Дню водных ресурсов, но говорится в нем о людях и территориях, которые могут значительно пострадать от водных ресурсов в действии.

Корреспонденты посетили район каскада Верхневолжских ГЭС в преддверии весенних паводков. Материал открывается слегка ехидным сравнением мнения специалистов Гидрометцентра, которое эксперты высказывают «с каким-то даже торжеством» и описания ситуации рядовыми гражданами, которые внешне даже спокойно соглашаются «Да, намело за зиму. Деньгами не богаты, а вот снега у нас вдоволь. Значит, поплывем».

Автор приводит отрывки из разговоров со старожилами из Углича, сотрудниками Угличской и Рыбинской станций, рисует ретроспективную картину паводков на Волге, кратко касается истории и значения Верхневолжского Каскада. Репортаж проникнут уважением к людям труда, автор высоко оценивает их роль в работе станций, и, опираясь на мнение рядовых тружеников, с оптимизмом заключает: «Говорят они и том, что их станции могут работать столетиями, надо лишь своевременно проводить замену устаревших механизмов — до сих пор здесь есть оборудование, которое отлично работает не одно десятилетие. Как и люди»[14].

В №2 от 22 января 2018 года помещен репортаж-наблюдение Радуловой «Проверять или доверять?». Оттолкнувшись от собственного негативного опыта, автор проводит анализ проблемы доверия в современных отношениях.

Начинается материал с демонстрации жизненной позиции персонажа, о котором автор пишет: «Я этой девушки побаиваюсь — представляю, что она обо мне знает! И не завидую мужчине, который рискнет за ней ухаживать, ведь о нем она выяснит все: электронную почту, упоминания в Сети, лунный гороскоп, анализ мочи, породу его собаки, школу, где он учился, и название салона, где делает маникюр его мама»[15].

Девушка, имени которой автор по этическим причинам не называет, предпочитает знать о человеке все и проверять его по всем базам данных, начиная с социальных сетей. Именно это толкает автора провести мини-расследование: насколько же распространено подобное явление в нашем обществе? Проведя опрос среди знакомых и на различных форумах, проанализировав требования работодателей на рынке труда, Радулова приходит выводу, что слежка в нашем обществе стала явлением обыденным и практически повсеместным. «Вопрос «Для чего нужна эта слежка?» почти никто в интернете уже не задает. Сейчас кадровики, не стесняясь, изучают личные странички потенциальных работников. Бабушки, сдающие комнаты, лезут в Сеть, чтобы проверить соответствие паспорта и адреса регистрации квартирантов. Люди с зубной болью сначала садятся и изучают отзывы о стоматологах. Блогеры по частично попавшему в кадр автономеру на мутном видео вычисляют личность хулигана, не пропустившего скорую, и тут же начинают писать возмущенные комментарии всем его родственникам до седьмого колена. Все всех пробивают!»[16].

Грустный вывод, на самом деле, и по тону статьи мы можем судить о том, что автора тоже такая обстановка в обществе в восторг не приводит.

Проблемы российского образования напрямую затрагивает репортаж из школы деревни Лесниково Владимирской области «Были б дети», помещенный в одном из январских номеров текущего года.

Эта маленькая деревенская школа, у которой в этом году будет всего один выпускник, а всего учеников числится 41 человек, регулярно завоевывает статус лучшей сельской школы в России — чтобы не закрыли.

Побеседовав с учителями и школьниками, побывав на уроках и изучив школьные проблемы с помощью директора, Наталья Радулова пишет большой репортаж, в котором, по всем законам жанра аналитического репортажа используются и моменты интервью, и точное описание фактов, и различные цифровые данные, объединяет которые личное присутствие автора, его погружение в актуальную тему.

В этом материале автор показывает парадоксальность одной из проблем российского образования — образования в сельских школах. С одной стороны – школа исключительно оснащена технически в рамках проведенных реформ: «В школе компьютеры у каждого учителя, интернет, видеонаблюдение везде, интерактивные доски, принтеры, автобус, новая газовая котельная, мини-типография даже есть — ее мы тоже на конкурсе как приз получили»[17].

С другой – типография простаивает, потому что не за что купить бумагу. Регулярно не хватает бюджетных ассигнований на учебники, поэтому «преподаватели перед каждым учебным годом звонят в другие школы района, выясняют, нет ли «лишних» книг, меняются ими или покупают за свой счет»[18].

Особенностями именно этой школы являются орган школьного самоуправления — республика «Маленькая страна», и подсобное хозяйство, работая в котором ученики и учителя обеспечивают школе дополнительный доход, позволяющий для проведения праздников и поездок на конкурсы обходиться без традиционных поборов с родителей.

Совет республики и руководство школы мечтают расширить подсобную базу, возродить свое сельское хозяйство, дать детям в руки специальность, чтобы удержать их на земле. И вот здесь-то и кроется еще один грустный парадокс: школа в деревне необходима, более того, конкретно эта школа трижды становилась лучшей сельской школой России, становилась лауреатом многих конкурсов, среди ее учителей есть заслуженные учителя и почетные работники, но... Школа медленно умирает. Работы на селе нет и особо не предвидится, и ученики собираются разъехаться и не возвращаться: «Когда вырастем, конечно, уедем отсюда!»— вскрикивает Дима Агафонов, и его дружно поддерживают одноклассники. «Будем приезжать сюда в гости,— говорит даже президент «Маленькой страны».— Но жить тут зачем? Пока мы дети, нам в школе хорошо, а когда вырастем — чем в деревне заниматься?»[19].

Проанализировав материалы Натальи Радуловой, мы видим, что они несут в себе классические черты репортажа: актуальность темы, личное присутствие автора, умение автора наблюдать и слышать, точно передавать факты и атмосферу того, о чем пишет, создавая для читателя «эффект погружения». Также мы видим разнообразие видов репортажа — от событийного до аналитического.

Эти же черты присущи материалам Н. Аронова, О. Алленовой, П. Смертиной и многих других талантливых корреспондентов. В каждом номере «Огонька» помещено от одного до четырех материалов, подходящих под характеристику репортажа. Отсюда мы можем сделать вывод, что в журнале «Огонек» занимает весомое положение, материалы такого рода пользуются спросом у читателя.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Публицистика как слияние различных информационных жанров всегда привлекала и привлекает пристальное внимание читателей. Запоминающийся, яркий и неповторимый  облик печатного слова, проходящего через призму личности автора, позволяет журналисту создавать летопись нашего времени, сохранять для истории моменты нашей сегодняшней жизни.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что одной из главных характерных особенностей современного репортажа является его синтетическая природа, так как в этом жанре находят свое отражение и применение элементы других известных жанров. Умение правильно комбинировать и использовать все эти элементы в одном произведении на актуальную тему можно назвать одним из основных показателей мастерства репортера.

Ведущее место в репортаже занимает категория авторского «Я, поэтому его называют самым персонально ориентированным жанром журналистики. Благодаря такому личностному подходу, репортажное отображение действительности может сочетаться в репортаже с максимально полным выражением авторских чувств и эмоций по поводу произошедшего или происходящего события, его собственных рассуждений, сравнений. Овладение такими приемами репортажного отображения действительности, как создание «эффекта присутствия», авторское осмысление происходящего является очень важным умением для современного журналиста.

В данной работе мы справились с поставленными задачами, рассмотрев жанр репортажа во всех нужный аспектах и проанализировав его место в современной журналистике на примере материалов журнала «Огонек».

Основываясь на теоретической базе, проведя анализ современных журнальных репортажей, мы можем уверенно утверждать, что репортаж — жанр не умирающий, а развивающийся и перевоплощающийся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Абдурахманов А. Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики. [Автореф.дис.канд.фил.наук].- М., 1977.
  2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — М., 2004.
  3. Виноградов Д. Репортаж в печатной и интернет-прессе: учебное пособие [Электронный ресурс] — URL: https://to-report.livejournal.com/.
  4. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич — М.: Аспект Пресс, 2004.
  5. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Три века московской журналистики. Учебное пособие / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов – М.: Наука, 2005.
  6. Интернет СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной.— М.: Аспект Пресс, 2010.
  7. История еженедельного журнала «Огонек» [Электронный ресурс] — URL: https://ria.ru/media/20091221/200100290.html.
  8. Ким М.Н. Жанры современной журналистики/ М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А. ,2004.
  9. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра / М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
  10. «Огонек». Архив номеров [Электронный ресурс] / Электронные журналы и книги. — URL: http://100pdf.net/biznes-obshhestvo-politika/ogonjok/.
  11. «Огонек»: первая искра [Электронный ресурс] — URL: https://www.kommersant.ru/doc/2595299.
  12. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. 3-е изд., испр. и доп. — СПб: Аспект-Пресс, 2006.
  13. Тертычный А.А Трансформация жанровой структуры современной периодической печати / А.А.Тертычный // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2002. — № 2.
  14. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики / Л.В. Шибаева. — М., 2000.

 

Статьи для анализа:

  1. Радулова Н. Были б дети // «Огонёк». — №1 от 15.01.2018. — Стр.10.
  2. Радулова Н. Люди воды // «Огонёк». — №11от 26.03.2018. — Стр.10.
  3. Радулова Н. Проверять или доверять? // «Огонёк».— №2 от 22.01.2018. — Стр. 44.

 

[1] Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — М., 2004.

[2] Виноградов Д. Репортаж в печатной и интернет-прессе: учебное пособие [Электронный ресурс] — URL: https://to-report.livejournal.com/

 

[3] Ким М.Н. Репортаж: технология жанра / М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

[4] Виноградов Д. Репортаж в печатной и интернет-прессе: учебное пособие [Электронный ресурс] — URL: https://to-report.livejournal.com/

[5] Есин Б. И., Кузнецов И. В. Три века московской журналистики. Учебное пособие / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов – М.: Наука, 2005.

[6] Интернет СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной.— М.: Аспект Пресс, 2010.

[7] Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич — М.: Аспект Пресс, 2004

[8] Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики / Л.В. Шибаева. — М., 2000.

[9] Абдурахманов А. Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики. [Автореф.дис.канд.фил.наук].- М., 1977

 

[10] Ким М.Н. Репортаж: технология жанра / М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

[11] «Огонек»: первая искра [Электронный ресурс] — URL: https://www.kommersant.ru/doc/2595299.

 

[12] История еженедельного журнала «Огонек» [Электронный ресурс] — URL: https://ria.ru/media/20091221/200100290.html.

 

[13] «Огонек». Архив номеров [Электронный ресурс] / Электронные журналы и книги. — URL: http://100pdf.net/biznes-obshhestvo-politika/ogonjok/.

[14] Радулова Н. Люди воды // "Огонёк" №11от 26.03.2018. — Стр.10.

 

[15] Радулова Н. Проверять или доверять? //"Огонёк".— №2 от 22.01.2018. — Стр. 44.

[16] Там же.

[17] Радулова Н. Были б дети // "Огонёк". — №1 от 15.01.2018. — Стр. 10.

[18] Там же

[19] Радулова Н. Были б дети // "Огонёк". — №1 от 15.01.2018. — Стр. 10.

 

Скачать: reportazh.rar

Категория: Курсовые / Курсовые по журналистике

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.