1.3 Принципы, правила и этапы французских мастерских
Мастерская построения знаний задумывается как поиск, как столкновение с миром, который предстоит познать, как разрыв с прежним знанием, которое заново осознается на мастерской и заменяется новым (А. Бассис). Цель мастерской – преобразовать мир человека, позволить учащемуся искать себя и стать, в конце концов, собой, разбудить в нем чувство достоинства, уважения и принятия себя, открыть себя для себя и других, научить его росту, направить его развитие.
Для технологии французской мастерской характерны следующие принципы:
ü ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера;
право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки;
ü безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией;
ü предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по-своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя;
ü значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы;
ü диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, с научным или художественным авторитетом – необходимое условие. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура;
ü организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждой или целой группы. Все это содействует появлению чувства свободы;
ü решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не задает вопросов и не отвечает на них.
Ценными, таким образом, для технологии мастерских являются:
· отношение учителя к ученику как к равному;
· не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации, самостоятельного решения творческих задач;
· плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других;
· умение работать в команде;
· критичность мышления;
· выступление в роли лидера.
Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры. Моделируя учебные занятия в режиме технологии мастерской, необходимо осуществлять диагностику уровня учебных возможностей учащихся, стараться прогнозировать достижения. Умения, полученные в мастерской позволяют ученикам принимать активное участие в школьной и областной научно-практической конференции, олимпиадах по иностранным языкам, поступать в высшие учебные заведения на языковые факультеты.
Закон мастерской – делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому и нет точных методик по проведению мастерской, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свою мастерскую.
Существует множество видов мастерских, например, использование приема «синквейн». Это особый тип стихотворения, состоящий из пяти строк. Способность резюмировать, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Этот прием позволяет учащимся развивать умение описывать предмет или явление в кратких выражениях и рефлексировать. Слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Знакомство учащихся с синквейнами начинается с объяснения, как пишутся такие стихи.
1 строка – название синквейна
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза на тему синквейн
5строка – существительное
Можно привести несколько примеров работы с синквейнами. Класс разбивается на группы, и учащимся предлагается несколько синквейнов. Наиболее эффективно составление синквейнов при работе в парах внутри группы. Называется тема синквейна. Каждому ученику дается 5-7 минут для того, чтобы написать синквейн. Затем он поворачивается к соседу, и из двук синквейнов они составляют один, с которым будут оба согласны. Этот методический прием вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы обучаемые слушали друг друга и извлекали из произведений, составленных товарищами, идеи, которые они могут сопоставить и связать со своими. Стихосложение развивает у детей творчество, воображение, чувство языка. Происходит решение комплекса важных методических задач:
1) презентация нового звука как фонетического явления;
2) самостоятельный вывод правил на основе полученной информации;
3) ввод нового лексического материала, будучи предъявленными в стихотворной форме, слова запоминаются быстрее;
4) перевод и толкование грамматических явлений в стихах обеспечивает закрепление и обобщение изученного на предыдущем этапе материала, достаточно лишь напомнить учащимся связанную с ними рифмовку;
Возможны и другие формы организации работы во французской мастерской:
импровизированная речь (это особый тип выступления по данной теме на 3-5 минут, всегда начинается с шутки или эпиграфа, подходящего к данной теме);
коллаж – соединение картинок и текста (работа может выполняться как индивидуально, так и в парах);
создание рекламы (кратко, но доходчиво прорекламировать предмет, место и т.д, используя вокабуляр урока, темы);
мозговой штурм – создание устного проекта (в основе – критическое мышление, обязательная групповая работа);
дебаты учат мыслить логично и убедительно строить свое выступление, отстаивать свою точку зрения по данной теме, ссылаясь на аргументы, факты, умению вести цивилизованную дискуссию. «Дебаты» являются не только увлекательной, интеллектуальной игрой, но и эффективным средством развития учащихся.
Работая над какой-то темой, учащиеся сначала должны наработать материал. Для этого пересмотреть, перечитать массу дополнительной литературы, посмотреть TV программы, поработать в интернете. Благодаря этому эффективно решаются обучающие, развивающие и коммуникативные задачи образовательного процесса. Кроме того, учащийся учится слушать своего партнера, прислушиваться к взглядам другого человека. Принимая ответственные решения, быстро ориентируясь в трудной ситуации, развиваются «лидерские качества». Принцип проведения «Дебатов» таков: 1 команда высказывает свое мнение «за», 2 команда высказывает свое мнение «против»; один ученик ведущий, он также проводит раунд перекрестных вопросов.
Технология мастерской применяется как в виде отдельных элементов, так и в классическом формате для организации самостоятельной работы, обобщения и систематизации материала, формы тестирования. Инновационный характер обучения реализуется путем использования аудио-визуальных средств и мультимедийной техники. Наличие в школе компьютерного класса и мультимедийной лаборатории также способствует этому.
Цель этой работы направлена на то, чтобы учащиеся умели оценивать себя и свое место в мире, понимали других людей, а также закономерности мира, в котором они живут.
Основными положениями, выражающими сущность новой системы, являются следующие:
- личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально-ответственная и конструктивно вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир;
- все способны. Каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования;
- интенсивные методы обучения и развития личности.
Для методов ЖФЭН характерны:
- отношение учителя к ученику, как к равному себе;
- самостоятельное «строительство» знаний учащимися;
- уважительное отношение к мнению другого;
- новый тип педагога.
Обобщение опыта работы французской мастерской дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:
- мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
- в процессе занятий мастер обращается к чувствам учащегося, пробуждает в нем интерес к изучаемой теме;
- он работает вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знаний;
- мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы;
- важную информацию он подает малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся;
- исключает официальное оценивание работы учащегося, но через социализацию и афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося, ее изменения, самокоррекции;
Мастерская выступает как форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность учащихся и, вместе с тем, предоставляет им возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы. Система заданий – это альтернатива простой передаче информации. Этапы мастерской:
Индукция (наведение) - предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для этого учитель использует набор индукторов - индикаторов, которые "натолкнут" ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения. Задача педагога (мастера) при подготовке мастерской постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность. В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово, стихотворение, неизвестное понятие, термин, изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события, непривычный звук, шум, музыкальный отрывок; запах, цвет, графический знак, загадка. Независимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.
Самоконструкция, следующий этап мастерской, представляет собой этап индивидуальной работы. На данном этапе осуществляется переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.
Социоконструкция - третий этап, на котором организуется парная работа. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.
Социализация - на этом этапе процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Афиширование - следующий этап технологии французской мастерской. На данном этапе результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской (класса) в процессе "презентация" различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов и т.п. Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, "официальное" признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
Разрыв - шестой этап. На данном этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Учитель создает условия для возникновения у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания. В результате чего происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.
Одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников. В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподаванияи других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться. План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.
В заключении хотелось бы отметить, что в мастерских приобретение знаний и умений происходит ненавязчиво, человек учится осознавать себя в деятельности, происходит раскрытие их индивидуальности, является широким пространством для деятельности и развития творческого потенциала личности. В следующей главе мы попытаемся определить какие ценности являются самыми важными для учащихся и на основе полученных результатов разработать несколько уроков-мастерских.
Выводы по главе 1
Рассмотрев в первой главе особенности, этапы, принципы работы французских мастерских, мы пришли к выводу, что использование их на уроке повышает качество обучения, стимулирует детей на познавательную деятельность, развивает воображение, служит не только предпосылкой преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, следовательно, выполняет все дидактические функции. Французские мастерские пробуждают познавательный интерес у студентов, в отличии от традиционных уроков. Французские мастерские - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого с самим собой. Суть технологии: система заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания участники мастерской абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор: выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Таким образом, участники мастерских превращаются из пассивного объекта в развивающийся субъект деятельности, который исходя из своей внутренней активности, сам организует свою учебную деятельность. Учащиеся на основе самостоятельной познавательной деятельности, взаимообогащения, изучаемой методической и специальной литературы разрабатывают основы собственных педагогических действий для реализации проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Участники мастерских работают индивидуально и коллективно, что позволит обогатить опыт каждого, подвергая свои идеи оценке-экспертизе своих коллег. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. Эффективность проведения французских мастерских также зависит от профессиональной подготовки учителя. Учитель должен быть готов к созданию условий для развития речи учащихся; грамотно владеть приемами технологии мастерских, методами и формами обучения; учитывать психофизиологические особенности учащихся, их интересы и возможности. Таким образом, французские мастерские не должны представлять собой просто развлечение, а должны быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка. Цель данной технологии – предоставить обучающимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать себя и свое место в мире. Мастерская – оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы, при участии учителя-мастера, инициирующий поисковый, творческий характер деятельности учеников.