Проблема лирического героя в современной поэзии

0

Заключение

Термин «лирический герой» до недавнего времени был одним из самых дискуссионных в литературоведении ХХ века. Очевидно, что он зависим как от историко-культурной ситуации, так и от индивидуальной художественной системы автора. В нашем исследовании рассмотрены разные точки зрения на проблему образа лирического героя в современной русской поэзии.

В результате сопоставительного анализа стал объективно возможным вывод о том, что «Лирический герой – это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром» (Б.О. Корман). В поэзии последних десятилетий наблюдается уже другое соотношение. Постмодернистская поэтика не позволяет выбрать единственную точку зрения. «Отсюда, – замечает М. Эпштейн, – отсутствие явно выраженного лирического героя, который заменяется … суммой видений, … расширяющих его до «сверх-Я». Для поэзии метареалистов, общим пафосом которой становится вслушивание и вчувствование в хаос мира, важна позиции отстраненной фиксации происходящего. Лирический герой становится медиумом, растворяется в мире. В поэзии концептуалистов действуют вообще «не лица, а речевые слои» (так определил М. Айзенберг поэзию Льва Рубинштейна) или целый театр масок.

Следовательно, такое непрестанное преобразование самого статуса лирического субъекта в поэзии последних десятилетий говорит о том, что категория «лирический герой» явно не исчерпала своего потенциала в сравнении с популярными сегодня терминами «литературная стратегия», «маска», «имидж» и др.

Обобщив теоретический материал по обозначенной проблеме, нам удалось выделить основные типы лирических субъектов современной поэзии.

Определяя своеобразие современной поэзии, мы вслед за Н.Лейдерманом, М.Липовецким, Н.Барковской, Скоропановой и еще целым рядом других литературоведов отмечаем, что в 1990-е годы доминировали два течения: концептуализм (Дм.А. Пригов, Т. Кибиров и др.), деконструирующий советские идеологемы, и метареализм (И. Жданов, А. Еременко и др.), конструирующий сложные, многомерные поэтические миры. В первой половине 1990-х наиболее заметными тенденциями в русской поэзии считались концептуалисты и метареалисты (метаметафористы). Как известно, поэзия первой реагирует на перемены в жизни общества, а значит, становится объективным следствием этого поиск новых форм отражения действительности в системе художественного целого.

В параграфе 2.1 мы подробно рассматриваем все многообразие направлений и тенденций, представленных в поэзии конца XX – начала XXI века. Становится очевидным, что в современном поэтическом творчестве, в чем единодушно сходятся все теоретики литературы, продолжается поиск, который спасает поэзию от стагнации, пусть даже непривычность форм и настораживает искушенного читателя.

В параграфе 2.2 мы рассматриваем художественно-стилевые особенности современной поэзии. Для того чтобы выявить специфику образа лирического героя, необходимо видеть его внутреннюю связь с эстетической парадигмой современной литературы. Мы выделяем прежде всего основные, на наш взгляд, течения и направления, отчетливо различные в восприятии современности и отношении к опыту и традициям искусства прошлого.

В третьей главе представленного исследования мы анализируем поэзию Беллы Ахмадуллиной. Нам удалось рассмотреть ее творчество в контексте литературного процесса 1970-х- 90-х годов. Литературоведы отмечают, что в стихах Б. Ахмадулиной культурная память преображает настоящее, пересоздает его по воле поэта. Поэтесса искренне верит, в способность поэзии пересоздавать мир, который видится ей холодным и бездушным.

Мышление книгами присуще Белле Ахмадулиной с первой же выпущенной ею книгой стихов «Струна», которая воспринимается как целое на основании иммантентного развития лирического «Я» в рамках одной книги. Несмотря на общую тенденцию к сюжетности, с нашей точки зрения, внутри книги наблюдается динамика, связанная, прежде всего, с усилением лирической субъектности. Стихотворения располагаются в книге по принципу: от внешнего события (мир вокруг) – к внутреннему лирическому переживанию (я в мире).

Первая книга – это заявление «Я» нового поэта, становление художественного мира. Индивидуализация лирического «Я» происходит через приобщение к природному космосу, а также в процессе игры, в которой актуализируется детская ипостась «Я». Разрешение конфликта общего и индивидуального происходит через приобщение к Культуре и творчеству. Мотивы любви, «игры», «музыки», «рисования», «творчества» и даже «болезни» как оборотного элемента дихотомии «болезнь»-«творчество» моделируют ситуацию со-творчества с миром.

Анализ художественных текстов позволил нам сделать заключение о том, что одушевление вещного мира имеет для Ахмадулиной двоякую мотивировку. За обыденным и привычным миром существует необыкновенное: чудеса, доступные только романтическому сознанию лирического «Я». С одной стороны, оживление вещного мира – знак «иного», «своего» пространства. С другой – авторской мотивировкой для появления «живых вещей» служит преодоление отстраненности от мира лирического «Я», оплотнение мира делает его более сущим.

Если в первой лирической книге происходит заявление «Я», то в «Уроках музыки» мы отмечаем, что фиксация на собственном «Я» сменяется на определение отношения ЯДругой. Кризисное для Ахмадулиной время 1980-х гг. ознаменовалось уходом в комфортный для лирического «Я» хронотоп – в пространство Грузии («Сны о Грузии») и пространство «сада», существующее по законам природного «цветочного» времени («Сад»).

Мы отмечаем, что художественная речь Б.А. Ахмадулиной отличается определенной сложностью и витиеватостью. В своих стихотворениях она дает новые названия предметам и явлениям, переназывает мир, создает свой собственный, используя при этом, кроме традиционной системы метафор и метонимий, архаизмы, высокую поэтическую лексику, заменяя существительные и глаголы словосочетаниями или целыми предложениями сходной семантики. Все это определяет характер ее лирического героя.

Анализ поэтических текстов сделал объективно возможным вывод о том, что частое обращение к архаизмам является самой яркой особенностью поэзии Б.А. Ахмадулиной, что отмечали практически все критики, писавшие о ее творчестве. Архаизмы придают ее речи возвышенность и приподнятость, облагораживают мысли и чувства, приписывают изображенным предметам и явлениям характер исключительности. Синтезируя архаизмы и современную лексику, Б.А. Ахмадулина стремилась поднять своего лирического героя над бытом, внести в повседневность возвышенные мысли и чувства, сделать обыденное необыкновенным.

Нам удалось проследить, как в ее лирике сближаются художественное слово, музыка и живопись, наполняя образ лирического героя новым содержанием, делая его более сложным и глубоким; помогло добиться полисемантичности смыслов, существующих во внутренней речи субъекта.

Список использованной литературы

1. Барковская, Н.В. Поэзия 2008 года: проблемы и тенденции // Вестник Удмуртского университета. 2009. № 5-3. С. 101-109.

2. Белова, Е. Поэзия русского постмодернизма. Вильнюс, 2008.

3. Беляева, Н.В. Взгляд на современную поэзию // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 2. С. 111-126.

4. Галинская, И.Л. Постмодернизм в русской литературе // Культурология. 2001. № 2. С. 47-53.

5. Григорьева, Н. Рецензия на «Курицын-weekle» // Премия Андрея Белого: 20052006: Альманах. - СПб.: Амфора, 2007.

6. Губайловский, В. Поверх барьеров // Арион. 2002. №1.

7. Гуртуева, Т.Б. О поэзии Тимура Кибирова // Русский постмодернизм: предварительные итоги. - Ставрополь. 1998. - С. 162-165.

8. Джафарова, У.М. Поэтика интертекстуальности в литературе постмодернизма // Молодой ученый. 2010. № 1-2. С. 71-73.

9. Догалаков, А. "Был бы я маг-семиотик...": Лев Лосев как зеркало русской поэтической лингводицеи // http://adogalakov.narod.ru/trudy/ V_I_Dogalakova/staty/losev_mag.html

10. Житенев, А. Период ремиссии // Вопросы литературы. 2008. №5.

11. Зайцев, В.А. O художественно-стилевых течениях в русской поэзии XXI века // Вестник Моск. ун-та. Серия 9: Филология. 2009. № 4. С. 16-38.

12. Зубова, Л. Тимур Кибиров: переучет в музее словесности // в кн. «Языки современной поэзии». - М.: НЛО, 2010.

13. Иванюк, Б.П. Сатирические и пародийные стихотворные жанры // Филоlogos. 2009. Т. 1-2. № 5. С. 126-136.

14. Ильин, И.П. Постмодернизм // Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: Концепции. Школы. Термины. - М., 1996. - С. 259.

15. Кибиров, Т. Поэты-концептуалисты: Д. А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров. - М.: МК-Периодика, 2002.

16. Ковалев, П.А. Минимализм в поэзии русского постмодернизма // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманит. и социальные науки. 2009. № 3. С. 123-128.

17. Ковалев, П.А. Русский сонет и новая поэтическая традиция // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2008. № 2. С. 42-48.

18. Кузьмин, Дм. Хорошо быть живым. - М.: Новое литературное обозрение, 2008.

19. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

20. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Энциклопедия, 1987. - 752 с.

21. Ловчинский, Н.А. Современная русская постмодернистская поэзия: отличительные черты и критерии отбора материала для научного исследования // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. № 43. С. 95-97.

22. Лосев, Л.В. Ружьё. Петербургская поэмка // Лосев Л.В. Собранное: Стихи. Проза. − Екатеринбург, 2000.

23. Мангейм, К. Проблема поколения // Новое литературное обозрение. 1998. №30. С. 7-47.

24. Матвеева, Ю.В. Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.

25. Наше время: Антология современной поэзии / сост. Б. Лукин. - М.; Нижний Новгород: Вертикаль. XXI век, 2009.

26. Нурмухамедова, P.А. Лирический субъект Тимура Кибирова и дискурс постмодернистской поэзии // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. 2008. Т. 2. № 1. С. 72-75.

27. Нурмухамедова, Р.А. Лирический субъект в поэзии Тимура Кибирова. Автореф… дисс. канд. филол. наук. - М.: 2008. - 17 с.

28. Очиров, А. Ластики. - М.: АРГО-РИСК, 2008.

29. Парамонов, Б. Лосев, или воспоминание о литературе // http://archive.svoboda.org/programs/rq/2005/rq.021405.asp

30. Погребная, Я.В. Имя-псевдоним-безымянность в художественном мире В.В.Набокова (К вопросу о генезисе новой прозы // Русский постмодернизм: предварительные итоги. - Ставрополь. 1998. - С.82-88.

31. Поливанов, К. Рецензия на Три поэмы // «Русский журнал», 13 мая 2008.

32. Фанайлова, Е. Черные костюмы. - М.: Новое издательство, 2008.

33. Чупринин, С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. - М.: Время, 2007.

34. Шайтанов, И. Ansatz // Вопросы литературы. 2008. №5.

35. Эпштейн, М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.

36. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 3: В конце века (1986–1990-е годы): Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001

37. Хализев, В.Е.Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004.

 

Скачать: Problema-liricheskogo-geroya-v-sovremennoy-poezii.doc

Назад Вперед

Категория: Дипломные работы / Дипломные работы по филологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.