Содержание
Введение
1 Французская мастерская как эффективная технология обучения французскому языку
1.1 Определение понятий «педагогическая технология» и «технология французских мастерских»
1.2 Особенности французских мастерских
1.3Принципы, правила и этапы французских мастерских
1.4 Выводы по главе 1
2Опыт реализации технологии «Французская мастерская»
2.1 Диагностика выявления ценностных ориентаций у учащихся
2.2 Методы и приемы проведения французских мастерских
2.3 Динамика повышения активности учащихся к изучению французского языка
2.4 Выводы по главе 2
Заключение
Использованная литература
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Введение
Актуальность работы. Традиционная система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, что не позволяет последнему самому познавать, активно и творчески пользоваться знаниями в жизни как своим приобретением. Кроме того, знания при невостребованности обладают способностью забываться. Таким образом, традиционное обучение не раскрывает до конца творческий потенциал человека. Поэтому в практике преподавания все шире используются развивающиеся технологии, призванные положить конец пассивной практике передачи знаний. Одним из направлений развивающего обучения является технология мастерских, разработанная группой французских учителей. У истоков движения стояли знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже, Анри Бассис. «Мастерская - это бытие в жизни мастера и учеников, форма сотрудничества, где в организованном пространстве и времени они « мастерят» - конструируют, строят свое знание. Знание - сила, но и оковы одновременно, а сила в познании. И сила гораздо большая, потому что познание - еще и инструмент самопостроения и саморазвития личности. Это и дает урок - мастерская. Таким образом, « целью этой педагогической технологии является введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не передача информации от владеющего ею к незнающему». Отличие данной технологии от проблемного обучения заключается в том, что мастер не ставит сам проблему. Он предлагает познавательную задачу - индуктор, который включает ученика в самостоятельный поиск ответа, им же самим и поставленный. Учитель не указывает ученику путь нахождения знаний. В мастерской выслушивают каждого, идёт обсуждение в парах или группах и отстаивание своего варианта решения, детальное изучение решения другой группы, т.е. происходит хорошо организованная социализация, где нет официального оценивания, что позволяет создать комфортные условия для всех, «в отличие от урока знания в мастерских не даются, а выстраиваются». Использование предлагаемой технологии обучения иностранным языкам позволяет учащемуся почувствовать творцом, реализовать свой креативный потенциал, предоставляет свободу выбора.
Цель – теоретически обосновать и разработать методическое обеспечение для реализации французских мастерских.
Объектом исследования является технология французской мастерской.
Предмет исследования - методическое обеспечение для реализации французских мастерских.
Задачи исследования:
- определить сущность понятий «педагогическая технология» и «технология французских мастерских»;
- выявить особенности французских мастерских и обосновать их аксиологические основы;
- выявить принципы, правила и этапы французских мастерских;
- выявить диагностику ценностных ориентаций у учащихся;
- разработать методическое обеспечение реализации технологии французская мастерская.
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, тестирование, анкетирование, блиц-опрос.
Базой данного исследования является лицей №1 (6-7 классы).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны конспекты уроков с применением технологии французских мастерских на занятиях по французскому языку. Упражнения и разработанные методические рекомендации могут быть использованы как преподавателями французского языка при подготовке и проведении занятий, так и учащимися различных уровней в самостоятельной работе.
1 Французская мастерская как эффективная технология обучения французскому языку
1.1 Определение понятий «педагогическая технология» и «технология французских мастерских»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения сначала в американской, а затем и европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, академик В.Монахов приводит 10 определений, профессор В. Башарин 8 и т.д). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). С точки зрения В. Беспалько, Б. Блума, В. Журавлева, М. Кларина, педагогическая технология является составной частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» и более точно «как учить результативно».
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Рассмотрим другие определения, раскрывающие сущность педагогических технологий: это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций ( Пальчевский, Фридман); это описание, проект процесса формирования личности (А.П. Беспалько); это содержательная техника реализации учебного процесса ( В.П. Беспалько). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: научным - педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательным - описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов; процессуально-действенным - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.). Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс). Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности. Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны.
Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения. Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др.). К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается. До 1950-х годов доминировало представление о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств. Сторонники «технизации» обучения связывали немалые надежды на преобразование практики массового обучения, считая, что насыщенная техническими средствами школа становится своего рода «машиной для обучения».
В новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность с помощью конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов». Этот подход распространен сейчас столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии (т.е. применение технических средств в обучении). Его суть заключена в идее полной управляемости работы любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена – учебного процесса. Необычная система обучения, предоставляющая каждому учащемуся, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании технологии французской мастерской или Ателье появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН – это сокращенное название «Французской группы нового образования» - добровольный творческий союз ученых и практиков. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и другие; в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис – известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, впоследствии в роли президента ЖФЭН стала его жена и соратник Одет Бассис.
В последние годы метод французской мастерской используется во многих странах мира, так как идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизации и аксиологизации образования и воспитания, интересу к индивидуальности, стремлению воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную. В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. В педагогической печати и в настоящее время появляются статьи, сборники, монографии, посвященные развитию теории и практики «нового образования», которые свидетельствуют о том, что, обращаясь к французским методам, педагоги создают свой оригинальный опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с современными региональными особенностями. М.Б. Багге, Н.И. Белова, М.Г. Ермолаева, И.А. Мухина провели анализ достоинств французской мастерской, сравнивали их с традиционными уроками, показали потенциал мастерских по развитию творческих способностей детей и взрослых. Французская мастерская - это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
1) не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
2) не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
3) не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
4) не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
1.2 Особенности французских мастерских
Французские мастерские представляют собой элементы педагогической системы Селестена, поэтому логично, прежде всего, обратиться к этой системе. Эксперименты самого С. Френе начались с типографии, которая долгое время была обязательной принадлежностью Френе-школы. Причем в данной методике типография самым тесным образом связана с понятием свободного текста. Школьная типография и свободный текст обеспечивают реальную активизацию учебного процесса. Свободный текст имеет двойное значение: это и социально-психологическая диагностическая методика, позволяющая лучше почувствовать отношение ребенка к себе в окружающем мире, и оригинальная концепция обучения родному языку (в первую очередь как средству общения). Именно этот компонент методической системы С. Френе – создание, чтение и всестороннее обсуждение свободных текстов в неоднородных по возрасту группах – и дал жизнь французским мастерским. Мастерские – это не просто активная форма учебной работы, которая, в отличие от большинства уроков, увлекает полностью, не позволяя заниматься или даже думать о чем-то постороннем. Это не просто новый способ организации работы учащихся и последовательности заданий. Мастерские – это, прежде всего, новый стиль взаимоотношений ученика и учителя. Это – позиция диалога. Это – когда учитель не заявляет ученику «ты не прав», а пытается подвести его к осознанию собственной ошибки через изучение научной литературы; когда ребенок не получает знания в готовом виде ( «наша тема сегодня…..запишите правило……вы должны выучить слова…»), а добывает их самостоятельным трудом под руководством учителя; когда ученик заходит после уроков поговорить с учителем и именно здесь, в школьном кабинете, а не в уличной компании, ищет ответы на поднимающиеся в душе жизненные вопросы. Впрочем, у сторонников технологии мастерских уходят из лексикона сами слова «учитель» и «ученик», заменяясь «мастером» и «участником». Итак, мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний, через критическое отношение к имеющимся сведениям, через самостоятельное решение творческих задач. В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний, умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм. Это прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, текстом, звуком, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения; на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства. Занятия, реализуемые через технологию французских мастерских, помогают осуществлению творческо-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач: развитие способности эстетического постижения действительности искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная» ситуация; создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности; воспитание навыков импровизации. Обобщение опыта работы французских мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:
- мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
- в процессе занятий мастер обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме);
- он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания;
- мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы;
-важную информацию он подает малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся;
-исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося, ее изменения, самокоррекции. Мастерские решают задачи воспитания, духовного развития личности. В них создается атмосфера творчества, открытого общения, поддержки. Они расширяют опыт творческой деятельности, как педагогов, так и учащихся, помогают каждому человеку строить свои отношения с миром, другими людьми, самим собой.
На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских происходит освоение духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.
Свое название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.
В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.
Индивидуальный способ при традиционном подходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове, инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применение индивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первый план личность ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смысл из нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.
Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.
Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и наконец, обычно после социализации предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.
Мастерская - необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств.
Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15) при участии учителя мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Типы мастерских могут быть:
· по составу участников: для учащихся, для педагогов, смешанные;
· по целям и способам деятельности: мастерские творческого письма;
построения знаний, мнение по самопознанию, смешанные;
· по времени: одноактные (2-4 ч), длительные (недельные
курсы погружения в проблему).
Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей. Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения о6ъявляется в классе. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позициями других групп. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия работы и самого процесса познания. Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий - это альтернатива простой передачи информации.