Движущие силы появления ВЛКСМ

0

Курсовая работа

Движущие силы появления ВЛКСМ

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1 Движущие силы появления ВЛКСМ………………………………………….8

  • Образование и первый съезд союза…..……………………………………..8
  • Становление молодёжной организации……………………………………14
  • Политика в отношении молодёжи………………………………………….22
    • Руководство партии комсомолом………………………………………….22
    • Воспитание идейной убеждённости у молодёжи………………………….29

Заключение…………………………………………………………………….…35

Список используемых источников и литературы………………………….….37

Приложение А. Значки комсомола……..……………………………………....39

Приложение Б. 3-й конгресс Коммунистического интернационала молодёжи. Москва. 1922…………………………………………..……………………........40

Приложение В. Комсомольский членский билет(1925)…………………..…..41


Введение

    Курсовая работа посвящена деятельности комсомола в 20-30 годах двадцатого столетия.    Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день в России наблюдаются процессы монополизации власти в руках одной политической структуры, при которой существуют и действуют различные молодёжные организации. В создавшихся условиях, современным молодёжным организациям и их непосредственным партийным руководителям, проводя работу с подрастающим поколением, необходимо учитывать опыт своих советских предшественников во избежание повтора ошибок.

    Объектом изучения является состояние общественно-политического воспитания молодёжи в СССР. Предметом исследования является непосредственно организация ВЛКСМ, используемые ею формы и методы работы в воспитании и формировании подрастающего поколения, а так же проводимые комсомолом массовые мероприятия среди молодёжи, оценка их результативности и эффективности.

    Основная цель работы заключается в попытке дать по возможности объективную оценку деятельности комсомольской организации в указанный период. Главная задача работы состоит в детальном рассмотрении и анализе ряда основных форм работы с молодёжью, проводимых комсомольской организацией, выявлению их эффективности, а так же раскрытии позитивных и негативных тенденций и процессов, проявлявшихся в деятельности этой молодежной организации в исследуемый период.

Хронологические рамки работы охватывают период с октября1918 года (первый съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи) по декабрь 1991 года – распад СССР.

Что же касается историографии, то по исследуемой теме написано достаточно большое количество работ. Историографию можно разделить на 2 этапа: с появления организации и до 1950-х годов, с 1950-х годов и по настоящее время.

I.На первом этапе характерной чертой в 20-х гг. являлось широкая публикация воспоминаний участников молодежного движения и документальных материалов по его истории, выпуск историко-комсомольских журналов («Молодежь в революции», «Юный коммунист», многочисленных региональных периодических и непериодических изданий). Анализ историко-комсомольской литературы 20-х гг. свидетельствует, что, несмотря на ее схематизм, довольно слабую источниковую базу и упрощенные теоретические воззрения, в ней были затронуты многие важные проблемы изучения российского молодежного движения. Следует особо отметить, что именно в 20-е гг. стала складываться традиция сводить историю молодежного движения к истории одной лишь молодежной организации - комсомола и на протяжении долгого времени - с начала 20-х и вплоть до конца 80-х гг. - исследователи в Советской России, а позднее в СССР под молодёжным движением подразумевали чаще всего исключительно комсомол.  Так в своём труде П.Вершков пишет об изменениях в организации ВЛКСМ на основе решений XVII партсъезда. Н.Трущенко даёт яркую картину взаимоотношений партии и комсомола в работе «Партия и комсомол. 1918-1920 гг.[1]» По данным, приведенным в газете «Комсомольская правда», только за время 1918 начала 1930-х гг. авторами, работавшими по линии Истмола, было написано около 400 книг и брошюр, а количество опубликованных за это же время в журналах и сборниках статей, посвященных тем или иным аспектам истории отечественного молодежного движения после февраля 1917 г., исчисляется несколькими тысячами. Позднее количество публикаций по молодежной проблематике продолжало увеличиваться.

    В целом следует отметить, что к концу 20-х гг. в многочисленных публикациях формирование российского молодежного движения рассматривалось в неразрывной связи с социально-политическими процессами в России, развитием рабочего и крестьянского движений, излагалась история существования предкомсомольских организаций, был поставлен вопрос о периодизации истории комсомола, затронуты отдельные проблемы истории некоммунистических объединений и организаций молодежи.

     Молодёжное движение (комсомол) в том виде, в каком оно существует, есть наиболее оптимальный вариант реализации социальной активности молодых людей. Данной концепции посвящены работы историков: М. Калинина «О коммунистическом воспитании»[2], Н.Крупской «Вопросы коммунистического воспитания молодёжи»[3]. Все некоммунистические сегменты движения лишались в литературе права на существование, как ранее они были лишены его на практике.

    За время 30-х - первой половины 50-х гг. произошло очень существенное сужение историографического пространства. Особенно это было заметно в области исследовательских работ: право на публикацию получали главным образом произведения идеологического и пропагандистского характера. Доктор исторических наук А.С. Трайнин считает, что причины, вызвавшие создание социалистических союзов молодежи, в значительной мере определяли характер их деятельности. В зависимости от положения рабочей молодежи, от местных условий и влияния социал-демократических партий на первый план работы юношеских организаций выдвигались следующие три задачи: 1) антивоенная пропаганда, борьба против влияния милитаристской идеологии на молодые умы и подготовка солдатской молодежи к сопротивлению в случае использования ее для подавления рабочего движения или завоевания чужих территорий; 2) борьба за улучшение экономического положения молодых рабочих и учеников: за сокращение рабочего дня, предоставление оплачиваемых отпусков, запрещение ночных работ, за профессиональные права и т. д.; 3) культурно-просветительная работа, изучение социальных наук, литературы и искусства с целью развития классового самосознания.  Разносторонняя характеристика причин возникновении революционных юношеских союзов молодежи содержится в книге доктора исторических наук, профессора В. Л. Сулемова «Союз молодых борцов». В главе, посвященной этой проблеме, он пишет: «Пролетарское молодежное движение возникло как продукт, результат развития капиталистического способа производства, как  порождение антагонистических противоречий буржуазного строя. Огромное воздействие на возникновение юношеского движения оказали классовая борьба пролетариата, революционное движение рабочих, деятельность социал-демократических партий»[4].

II.Исследование историко-партийной историографии середины 50-х гг. - второй половины 80-х гг. и соответствующих историко-молодежных сюжетов свидетельствует, что несмотря на некоторые новации, в неприкосновенности оставались главные теоретико-методологические конструкции: доминирование ленинских воззрений на характер организации молодежи и наиболее эффективные формы реализации ее социальной активности в обществе, приоритетность и универсальность коммунистического союза молодежи и категорическое неприятие «ложных друзей молодежи». Все изучение истории молодежного движения выглядело как аналогия освоения советскими учеными «ленинской концепции партии нового типа».

    В условиях порожденных перестройкой изменений в политической и духовной жизни советского, а позднее российского общества заметно возрос интерес к истории России, истории политических партий в целом и их молодежных организаций в частности. Активизировалась и историографическая мысль в области изучения прошлого политических партий России. В рамках этой проблематики определенный интерес возник и к их молодежной политике. Предметом самостоятельного изучения стали отдельные политизированные формирования молодежи. Данному вопросу посвящены работы Щегорцевых «Советская молодёжь: эволюция политических взглядов»[5].

    Наметилась на рубеже 80-х — 90-х гг. и постепенная тенденция к отказу от комсомолоцентрической интерпретации истории российского молодежного движения. М.Ю. Крапивин и другие авторы обратили внимание на то, что российское молодежное движение необходимо рассматривать в единстве всех его составляющих и одновременно с этим как сложный, специфический и динамично развивающийся социальный институт, что комсомолоцентризм как признание исторической правоты лишь одного из направлений молодежного движения играет в исследовательской практике негативную роль и что история каждого из направлений движения может быть адекватно отражена лишь с позиций одинакового отношения к каждому.

    Смена парадигм в изучении истории российского молодежного движения произошла в 90-х гг., что было обусловлено расширением источниковой базы за счет включения в научный оборот ранее недоступных для ученых документальных материалов, обращением к современным теоретическим и методологическим идеям, выделением новых аспектов исторического анализа, возможностью для исследователя свободно выражать свое мнение.

Итак, для начала рассмотрим как появилась организация, что сподвигло власть на ее создание.

 

 



1 Движущие силы появления ВЛКСМ

1.1 Образование и первый съезд союза

    Коммунистический союз молодёжи появился 29 октября 1918 года. Газеты известили, что в тот день в Москве в здании Политехнического общества в 12 часов открылся первый съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи Съезд положил начало всероссийскому объединению юношей и девушек страны, стремящихся активно участвовать в строительстве новой жизни.

 

    Широкое юношеское движение в СССР было вызвано глубокими социально-экономическими и политическими сдвигами, а его характер был определён Великой Октябрьской социалистической революцией. Рождение комсомола стало результатом многолетней и последовательной работы большевистской партии по социалистическому воспитанию юношей и девушек. Всероссийский союз стал массовой политической организацией рабочей и крестьянской молодёжи. Он выражал её интересы, надежды, был устремлён к идеалам свободы, равенства, братства трудящихся[1].

 

    Союз молодых призван был вобрать в себя опыт большевизма и боевые традиции отечественного и международного рабочего и молодёжного движения, сплотить на единой, коммунистической платформе юношей и девушек, внести свой вклад в революционное обновление Родины.     Подготовка и ход съезда показали, что развитие политической и социальной активности молодёжи шло вперед. Ленинская идея о создании всероссийского объединения молодых людей повсеместно находила горячий отклик.  В адрес Оргбюро и будущего съезда шли телеграммы на бланках с двуглавым орлом, письма на машинке и от руки, в которых с разных мест сообщали, с какого времени молодёжное объединение действует в той или иной местности, численность, сколько будет послано делегатов.

    На съезд прибыли делегаты  со всех концов страны. Это были посланцы организаций рабочей, крестьянской, учащейся молодежи, культурно-просветительских, сельскохозяйственных и других объединений и лиг.

    На съезде присутствовали 195 делегатов. Они представляли примерно 22 100 членов различных союзов.

    Шквалом аплодисментов встретили делегаты предложение об избрании В И. Ленина и К. Либкнехта почетными председателями съезда. Делегаты знали, что совсем недавно контрреволюционеры организовали целую серию покушений на виднейших вождей пролетариата. Эсерка Каплан тяжело ранила В. И. Ленина двумя отравленными пулями. Пламенный революционер К. Либкнехт за выступления против империалистической войны был брошен в тюрьму. Своим избранием В. И. Ленина и К. Либкнех­та председателями съезда молодежь стремилась оказать им свою мораль­ную поддержку, выражала свою любовь и признательность[2].

    Решения съезда неопровержимо свидетельствовали о том, что юноши и девушки сделали главный выбор — стали непоколебимыми сторонни­ками Советской власти и помощниками Коммунистической партии. Объе­динение молодежи произошло на марксистско-ленинских — мировоззрен­ческих, организационных и нравственных — основах.

    От имени ЦК ленинской партии делегатов приветствовал Емельян Ярославский, видный большевик, один из руководителей Московского вооруженного восстания. Ярославский доложил о том, что за год Совет­ская власть национализировала фабрики, передала землю в руки тру­дящихся, отделила церковь от государства, школу от церкви, перестрои­ла систему обучения, уничтожила тайную дипломатию[3].

    Емельян Ярославский призвал делегатов с оружием в руках защищать Советскую Республику от нашествия интервентов и белогвардейцев.

    Съезд комсомола выразил свою полную солидарность с рабоче- крестьянской властью в ее борьбе за коммунизм. Юноши и девушки были готовы до последней капли крови защищать завоевания Великого Октября. Съезд единодушно заявил: «Мировая контрреволюция, зреющая на юге, найдет в нашей среде достаточный отпор. Весь свой революцион­ный пыл, все свои молодые силы мы отдадим на борьбу с ней. Наш голос разносится над всей землей, сзывая под свои знамена революционную молодежь всего мира. Близится последний и решительный бой. Ни шагу назад. Да здравствует грядущая революция! Да здравствует III Интер­национал! Да здравствует Советская власть![4]» После доклада Оргбюро и приветствий от различных организаций были заслушаны доклады с мест, рассказы о том, как жили, чем зани­мались, какие вопросы решали союзы молодежи той поры.

    Корреспондент «Известий» писал, что каждый из делегатов привез с собой массу пожеланий, заданий, проектов,  рабоче-крестьянская молодежь полна жажды работы.

    Речи делегатов отражали рост революционных настроений молодёжи Советской России. Комсомол рассчитывал на помощь со стороны партии и осуществлении своих планов, съезд должен был дать первые рекомендации, как вести работу во всех областях.

    Большое внимание первый съезд РКСМ уделил принятию программы и Устава. Съезд  обсудил доклад о программе союза, утвердил основные ее положения. Программа, предложенная Оргбюро, исходила из ленинских  теоретических установок, из того, что союзы молодежи должны воспитывать стойких борцов за социализм. И именно за социализм. Ведь комсомол - организация коллективного самовоспитания — самодеятельный  с четко выраженной классовой направленностью.

Первый съезд положил в основу своей программы три положения:

  1. Союз солидарен с Российской Коммунистической партией (больше­виков). Он ставит своей целью распространение идей коммунизма и вовле­чение рабочей и крестьянской молодежи в активное строительство Со­ветской России.
  2. Союз является независимой организацией, работающей под руко­водством РКП (б)
  3. Союз принимает название — Российский Коммунистический Союз Молодежи.

    Таким образом, молодежь страны ясно заявила, что борется за ту же цель, что и партия, что юноши и девушки, работая под руководством большевиков, стремятся стать их достойной и надежной сменой, патриотами своей социалистического государства[5].

    Если мировоззренческое идейное единство союзу дает его программа, то организационная крепость комсомола в его Уставе, опреде­ляющем принципы построения и деятельности союза. В основу его были положены принципы демократического централизма, сознательной дис­циплины. Устав начинался с формулировки: «Членом Коммунистического союза молодежи может быть всякий, имеющий не более 23 лет, признаю­щий программу и Устав союза, входящий в одну из его организаций, подчиняющийся всем его постановлениям и платящий членские взносы». После 23 лет товарищ мог оставаться в союзе, но не получал права голоса, если же он был избран в руководящие органы союза, то решающий голос имел.

    Прения по Уставу союза выявили разные мнения. Предлагалось, напри­мер, установить возраст от 12 до 22 лет для города, а для деревни — от 14 до 24 лет, поскольку, в деревне условия другие и молодежь там от­стает от городской в своем развитии. Другие предлагали установить минимальный возраст для приема в союз не 14, а 16 лет. Более молодые будут мешать серьезной работе союза.

    На съезде для делегатов был прочитан доклад «Движение молодежи на Западе». Комсомольцы считали себя частью единой мировой рево­люционной армии. Перед делегатами выступили их товарищи — предста­вители польской, а также финской молодежи[6].

    Съезд работал с 29 октября по 4 ноября, полную неделю. Делегаты посещали союзы молодежи столи­цы, участвовали в митингах, ходили на экскурсии. На пленарных заседа­ниях съезда были заслушаны доклады, например о Советской Консти­туции. Никто не сомневался, что новый союз должен быть представлен в местных и центральных органах власти. Но представительство без вы­боров, как уяснили делегаты, противоречило принципам демократии. Только трудящиеся могли дать комсомольцу мандат на полномочное участие в работе органов власти. В городах работающая молодежь по­головно была в профессиональных союзах — металлистов, текстильщиков, кожевников и т. д. Членство в профсоюзе для работающих стало в те годы обязательным. Следовало определить, каковы отношения комсомола и профсоюзов, правильно разграничить функции. Многие вопросы работы союза, его взаимоотношений с другими ведомствами и организациями только ставились и не могли быть сразу разрешены первым съездом комсомола. На съезде был избран Центральный Комитет РКСМ[7].

    Вскоре после памятной встречи Ленина с комсомольцами ЦК РКП (б) разослал партийным организациям страны письмо «О Коммунистическом союзе молодежи». Письмо, разъясняя задачи союза, обязывало коммуни­стов, не нарушая принципа самодеятельности молодежи, всячески под­держивать организации РКСМ в их начинаниях, а там, где ячеек союза нет, способствовать их созданию. ЦК, характеризуя взаимоотношения партии и союза, четко обозначил, что комсомол — помощник и резерв пар­тии.

    Рождение комсомола было закономерно, он на глазах становился не­виданно могучим молодежным союзом, новым социальным явлением.

    Впервые в международном молодежном движении была создана орга­низация, строившая свою работу на ленинских идейных и организационных принципах, рассматривающая себя как боевой помощник и резерв руководящей  партии. Теперь следует проследить, как функционировал союз молодёжи в советском обществе.

 


  • Место и роль ВЛКСМ в советском обществе

    Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ) создан на первом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи 29 октября 1918 года. В июле 1924 РКСМ, который ранее носил имя К.Либнехта, было присвоено имя В. И. Ленина - Российский Ленинский коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ). Комсомол в марте 1926 был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).

    Согласно Уставу ВЛКСМ в комсомол принимаются юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Уже на I Всероссийском съезде комсомол ясно заявил о своей политической платформе, встал на коммунистические позиции[8].

    На I съезде РКСМ был чет­ко определен коммунистический характер союза и принято такое название, явилось следствием и отражением развития революцион­ного молодежного движения в России, итогом огромной работы партии большевиков во главе с В. И. Лениным по идейному и организационному сплочению рабоче-крестьянской молодежи на принципах научного коммунизма.

    Корни, истоки политического характера революционного Сою­за молодежи лежат в классовом положении прежде всего моло­дого поколения рабочего класса, как опоры и ведущей силы ком­сомола. Именно в рамках Коммунистического союза рабочая мо­лодежь (а вместе с ней вся трудящаяся молодежь, перешедшая в революционной борьбе на позиции пролетариата) выступает как часть рабочего класса, составная часть общепролетарского револю­ционного движения в борьбе с буржуазией, то есть противопостав­ляет себя «классу» эксплуататоров.

    Создание революционных организаций пролетарского юношества соответствует интересам политической, экономической, идеологиче­ской борьбы рабочего класса, интересам его классовой борьбы с буржуазией города и деревни.

    Общеизвестно, что политика как понятие весьма многогранна, всеобъемлюща. Как специфическая область социальной, обществен­ной деятельности политика — продукт классового общества, она выражает и отражает борьбу классов. Самое существенное в ней, по словам В. И. Ленина, — это вопрос о власти, который является «фокусом всех политических вопросов»[9]. Однако понятие «полити­ка» не исчерпывается проблемой государственной власти. Полити­ка— это, по выражению В. И. Ленина, и концентрированное выра­жение экономики и многие другие вопросы отношений между государствами, нациями, общественными группами.

    Из-за узкого понимания «политики», сведения ее только к госу­дарственным или партийным отношениям проистекают нередко опасения некоторых исследователей и практических работников в том, что якобы комсомол не может быть назван политической организацией.

    У трудящейся молодежи имеются свои специфические за­просы, требования (улучшение их экономического положения, ор­ганизации труда, обучения, воспитания и т. д.). Но они нисколько не противоречат интересам рабочего класса; наоборот, он сам не в меньшей степени, чем молодое поколение, заинтересован в улуч­шении его положения. Без поддержки рабочего класса, революци­онного преобразования общества на социалистических началах не могут быть решены коренные социально-экономические и полити­ческие проблемы молодежи. Вот почему у комсомола, молодежи нет и не может быть своих особых, отличных от интересов рабо­чего класса, трудящегося крестьянства коренных экономических и политических интересов. Коммунистическая партия всегда выражала и выражает цели, задачи борьбы рабочего класса, всего советского народа (в том числе и молодежи). Об этом свидетельствует содержание всех трех Программ КПСС — важнейших политических документов партии. В политике партии находят свое выражение и воплощение интересы всех социальных групп нашего общества, интересы  всех поколений. Политика КПСС является политикой комсомола, как  помощника и резерва. ВЛКСМ проводит партийную политику, борется за торжество Программы Коммунистической партии[10].

    Положение о классовой природе, коммунистическом характере комсомола неоднократно подчеркивалось в его документах. Так в резолюции IV Всесоюзной конференции РЛКСМ отмечалось «РЛКСМ, будучи по своему составу рабоче-крестьянской организа­цией, по существу своих классовых задач является организацией пролетарской, коммунистической, в которой руководящая роль при­надлежит рабочей молодежи». В рядах комсомола с первых же дней его создания рабо­тали не только молодые рабочие, но и представители других кате­горий и слоев трудящейся молодежи, перешедшие на позиции при­знания правильности идеалов борьбы пролетариата, политической платформы его партии.

    Споры о том, должен ли Союз молодежи заниматься «полити­кой», вставать на классовые позиции, возникли еще задолго до ре­волюции, до рождения комсомола. Господствующие классы и их приспешники всегда стремились увести подальше юношество от «политики», всемерно рекламируя «беспартийные» позиции. Нема­лую услугу в этом им оказывали эсеры, меньшевики, троцкисты, также пытавшиеся увести юношество в болото аполитичности, ней­тральности. В борьбе за молодежь В. И. Ленин всегда обращал внимание юношеских организаций на необходимость выбора клас­совых, политических позиций в общественной деятельности. Анали­зируя деятельность студенческих организаций накануне русской ре­волюции, Ленин писал: «Вопрос стоит о политической деятельно­сти, которая, по самому существу своему, неразрывно связана с борьбой партий и неизбежно требует выбора одной определенной партии»[11].

   На международной арене ли­деры II Интернационала всемерно пропагандировали в молодеж­ном движении идеи культурничества, аполитичности, стремились увести юношеские организации в круг чисто юношеских, «возрастных» проблем.

    Победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, социалистического общественного и государственногохарактера революционных юношеских организаций, и всего комсомола, открыли широкие возможности для его естественно-политической деятельности.

    Необходимость существования комсомола как молодежной организации в период строительства социализма-коммунизма определяется прежде всего тем, что:

Во-первых, Коммунистический союз является одной из ор­ганизационных форм политического, идейного объединения трудящейся  молодежи вокруг Коммунистической партии, важным средством вовлечения юношей и девушек в борьбу за победу нового, коммунистического строя.

Во-вторых, наличием у молодежи специфических возрастных особенностей, интересов и запросов, учет которых значительно позволяет более эффективно проводить воспитание ее в революционном коммунистическом духе, на привлече­ние молодежи к активному участию в решении практических задач строительства нового общества. Существование комсомола позволяет партии, Советскому госу­дарству более полно, своевременно учесть интересы и запросы мо­лодежи и при активном участии самой молодежи удовлетворить их, а в отдельных случаях и защитить интересы молодежи.

 В-третьих, необходимостью предоставления молодежи арены самостоятельной организационно-практической деятельности, прояв­ления широкой инициативы и самодеятельности, воспитания на соб­ственном опыте[12].

    В молодости формируются не только взгляды, убеждения, скла­дывается характер, но и приобретаются навыки практической, рево­люционно-организаторской деятельности (как в сфере организации производства, так и в общественно-политической жизни). Наличие самостоятельной организации молодежи, самодеятельной по мето­дам работы, позволяет юношам и девушкам более быстро приоб­рести эти навыки, определить свое место в общенародной борьбе за коммунизм.

    Следовательно, в существовании и работе комсомола заинтересо­ваны и советское общество, Коммунистическая партия, государство и сама молодежь. Комсомол помогает обеспечить единство и ре­волюционную преемственность поколений, воспитание молодежи в коммунистическом духе, что является объективной потребностью развития нашего общества, его поступательного движения к ком­мунизму.

    Каковы же место, роль, основные функции комсомола в системе политической организации советского общества? При ответе на эти вопросы необходим комплексный подход, рассмотрение их в тес­ной связи с другими проблемами политической организации наше­го общества.

    В условиях социалистического строя комсомол (как и другие общественные организации) не противостоит государству, его уч­реждениям и организациям. Все они входят в единую систему по­литической организации советского общества, действующую под руководством КПСС.

    Уже с первых дней установления диктатуры пролетариата в на­шей стране остро встали вопросы укрепления связей Коммунисти­ческой партии «как направляющей силы» с массами рабочего класса и трудящегося крестьянства, ибо было «нельзя, — как писал В. И. Ленин, — осуществлять диктатуру без нескольких «приво­дов» от авангарда к массе передового класса, от него к массе тру­дящихся»[13]. Важно было объединить, организовать передовой класс, а через пролетариат «все трудящиеся и эксплуатируемые массы». Возникшие по инициативе и под руководством Коммуни­стической партии государственные и общественные организации образовали механизм, политическую систему диктатуры пролета­риата. Основу ее составили партия, Советы, профсоюзы, комсомол, кооперация и др.

    Каждое из этих звеньев выполняло свои определенные задачи, функции, помогая партии организовать рабочий класс, укрепить свя­зи с ним по производственной линии (профсоюзы), объединить во­круг рабочего класса все трудящиеся массы по государственной линии (Советы), объединить крестьянство и повести его по пути строительства социализма (кооперация).

    Ленинское учение о диктатуре пролетариата, а также концеп­ция Ленина о роли молодежи, комсомола в социалистическом и коммунистическом строительстве предопределили место комсомола в системе политической организации социалистического общества. Комсомол явился массовой организацией рабоче-крестьянской моло­дежи, призванной облегчить партии связь с широкими массами мо­лодого поколения, коммунистическое воспитание его, подготовку боевых резервов.

    Комсомол - это добровольная самодеятельная общественная организация молодежи. Однако он помогает партии обеспечить политическое руководство массами молодежи и воспитание их в революционном, классовом духе. В условиях строительства социализма комсомол помогал пар­тии осуществлять диктатуру пролетариата методами морального, общественного воздействия на молодежь.

    Следовательно, для Ленинского комсомола как боевого аван­гарда и вожака советской молодежи всегда были характерны две неразрывно связанные функции в жизни советского общества, в системе его политической организации:

  • комсомол является активным помощником партии в воспита­нии молодежи, организации ее рядов и привлечении к практиче­скому участию в строительстве социализма и коммунизма;
  • комсомол является замечательной кузницей кадров, резервом, откуда партия черпает пополнение своих рядов, а также пополне­ние работников для органов государственного управления, обще­ственных и хозяйственных организаций.

    Эти две функции — помощник и резерв — диалектически взаи­мосвязаны, взаимообусловлены. Характеристика их позволяет глуб­же понять не только взаимоотношения партии и Союза молодежи (о чем еще будет идти речь в специальной главе), но и сущность, социально-политическое назначение союза, его место и роль в об­ществе как общественно-политической организации советской моло­дежи.

    Таким образом, будучи по своей классовой природе, политиче­ской сущности организацией пролетарской, коммунистической, ком­сомол по существу своей деятельности является организацией вос­питательной, в которой юноши и девушки проходят школу комму­нистического воспитания, приобретают навыки революционно-прак­тической деятельности. Следующим этапом работы будет рассмотрение направлений воздействия со  стороны партии, как происходило воспитание молодёжи в тех условиях.

 

 

  • Политика в отношении молодежи
    • Руководство партии комсомолом

    В своей деятельности комсомол руководствуется решениями партии. При этом свою ру­ководящую роль партия осуществляет главным образом силой авторитета, силой энергии, большей опытности, большей разносторонности, большей талантливости. Такой, подход особенный, но важен для руководства комсомолом пото­му, что именно в комсомоле молодые люди активно приобщаются к сознательному участию в коммунистическом строительстве. Воспитывать коммунистическую сознательность не так просто, особенно учитывая, что имеешь дело с людьми молоды­ми, с еще не устоявшимися характерами. Самым ярким и убедительным примером молодежи являются коммунисты, их служение рабочему классу, всем трудя­щимся.

    Коммунистическая партия Советского Союза поставила перед молодым поколением великую задачу, бороться за торжество коммунизма.

    Коммунистическая партия водрузила победное знамя пролетариата и революционного крестьянства над нашей страной, а ныне система со­циализма превратилась в самую влиятельную но всем мире[14].

    Практическая деятельность  партии и государства была и остается могучей притяга­тельной силой для всех народов, всех прогрессивных людей земли. Французский писатель Анатоль Франс в конце своей долгой жизни с восторгом приветствовал Октябрьскую революцию, искренне восхищался В. И. Лениным и в 1920 году называл себя большевиком, а в 1924 году, незадолго до кончины, вступил в ря­ды Коммунистической партии Франции. Соотечественник Л. Франса, Ромен Роллан после долгих идейных исканий пришел к пониманию великой миссии коммунистов. Он горячо гово­рил о Советском Союзе, олицетворяющем гума­низм нового мира. В ряды коммунистов своих стран вступили Пабло Пикассо, Ренато Гутту­зо, Вертольд Брехт, Теодор Драйзер, Уильям Дюбуа. Авторитет партии коммунистов — это могучее средство воспитания современной мо­лодежи[15].

    Непременное и решающее усло­вие революционного воспитания молодого поко­ления — наличие у пролетариата самостоятель­ной политической партии, опирающейся на ре­волюционную теорию. К. Маркс и Ф. Энгельс не только вооружили пролетариат научной теорией воспитания подрастающего поколения, но и практически указали на действенные организа­ционно-политические основы, которые определя­ют классовую силу пролетариата в борьбе за массы, за молодежь.

   Важнейших принципов воспитания молодого поколения и партийного руководства комсо­молом:

Во-первых, Ленин — теоретик, творчески раз­нивший и обогативший марксизм в новую эпоху империализма и пролетарских рево­люций,— разработал принцип руководящей ро­ли партии и сформулировал научно-теорети­ческие основы воспитания молодежи. Перед партией была поставлена задача выработать у молодежи цельное и последовательное социа­листическое мировоззрение.

Во-вторых, Ленин — пламенный пропагандист марксистских идей, неутомимый борец за твор­ческое осуществление революционной связи тео­рии с практикой — обосновал цели и задачи партии в борьбе за идейное и организационное руководство молодежью, составляющей постоянный резерв партии.

В-третьих, Ленину как создателю и вождю марксистской партии нового типа принадлежит решающая роль в организации коммунисти­ческого союза молодежи и разработке не только идейных, но и организационных и тактических принципов его деятельности под непосредственным руководством Коммунистической партии[16].

    Ленинский принцип о руководящей роли партии в воспитании молодежи следу­ет рассматривать в органическом единстве с те­орией и практикой революционной борьбы за диктатуру пролетариата, за построение социа­лизма и коммунизма.

     Важнейшим принципом диктатуры пролетариата является прочное единство государственных и общественных организаций, работающих под руководством партии четко, слаженно и целенаправленно. Трудящемуся народу необхо­димо иметь своего политического руководителя, который определяет перспективы социального прогресса.

    Разрабатывая принципы партийного руко­водства, В. И. Ленин уделял особое внимание правильным взаимоотношениям партии и ком­сомола. Опираясь на ленинские идеи, ЦК РКП (б) в ноябре 1921 года в обращении ко всем комсомольцам писал: «Вы являетесь частью великой армии труда, борющейся за комму­низм. И вы должны себя чувствовать членами единой коммунистической семьи, соратниками и помощниками Коммунистической партии... Лишь под руководством партии вы сумеете коммунистически воспитаться и переустроить жизнь, труд и образование рабочей и кресть­янской молодежи на новых началах. Лишь при условии тесного повседневного сотрудничества между партией и союзом РКСМ выполнит свой долг перед революцией, а партия получит то, что она от него вправе ожидать». Здесь четко выражена сущность взаимоотношений партии и комсомола: партия — как авангард, осущест­вляющий руководящую роль среди всех организаций трудящихся, в том числе комсомола; 41 комсомол — самодеятельная организация, резерв и помощник партии в коммунистическом воспитании молодежи[17].

    Необходимо указать  особо важное значе­ние принципа демократического централизма в организации и всей деятельности комсомола. Он способствует более полному проявлению твор­ческой энергии молодежи, обеспечивает высо­кую организованность комсомола, дисциплину в сочетании с широким демократизмом[18].

    Положение В. И. Ленина о партии как политическом вожде комсомола, всей молодежи осо­бенно актуально в 1920-30-е годы в период социалистического строительства, когда возрастание руководящей роли партии объективно определяется возраста­нием решаемых социально-экономических за­дач. Это требует все более четкого, научного подхода к руководству обществом и всеми его общественными и государственными институ­тами[19].

    Творчески применяя ленинские принципы ру­ководства комсомолом, партия определяет зада­чи ВЛКСМ в соответствии с конкретными исто­рическими условиями. Усиление партийного ру­ководства комсомолом в условиях развитого со­циализма обусловливается возрастанием руко­водящей роли КПСС в жизни и развитии со­ветского общества; усилением идеологической работы по формированию нового человека; уве­личением масштабов коммунистического строи­тельства; все более активным участием молоде­жи в управлении делами государства и произ­водства в условиях развивающейся социалисти­ческой демократии и научно-технической рево­люции; ростом количественного состава комсо­мола; повышением общеобразовательного и культурного уровня членов ВЛКСМ; расшире­нием масштабов деятельности комсомола в международном коммунистическом и демокра­тическом движении молодежи.

    Политика партии основывается на марксистско-ленинской теории, глубоком знании и умелом использовании законов общественного развития, революционного опыта масс и их организаций, реальном учете объективных условий.

    Правильный политический подход, творческое использование форм и методов воспитательной работы, реальный учет запросов и интересов молодежи, привлечение ее к активному социа­листическому строительству, воспитание чувст­ва ответственности и деловитости — вот исход­ные предпосылки воплощения в жизнь ленин­ского принципа партийного руководства вос­питанием молодого поколения на каждом этапе борьбы за социализм и коммунизм.

    Основная цель комсомола была четко опреде­лена еще во второй Программе партии, приня­той на VIII съезде РКП (б): «Такой организаци­ей является Российский коммунистический союз молодежи, выполняющий громадную работу по организации и коммунистическому воспитанию молодежи, призывающий пролетарское юно­шество к непосредственному строительству ком­мунистического общества и к защите Советской республики»[20].

    X съезд РКП (б), проходивший под руковод­ством В. И. Ленина, указывал, что партия ре­волюционного марксизма в корне отрицает по­иски абсолютно правильной, годной для всех ступеней революционного процесса формы пар­тийной организации, а равно и методов ее рабо­ты. Наоборот, форма организации и методы ра­боты всецело определяются особенностями дан­ной конкретной исторической обстановки и теми задачами, которые из этой обстановки непо­средственно вытекают.

    Задачи комсомола на каждом этапе развития советского общества становятся все сложнее и ответственнее. Но успешное претворение в жизнь намечаемых задач, активное участие мо­лодежи в социалистическом и коммунистическом строительстве достигалось и достигается при условии постоянного совершенствования всего воспитательного процесса.

    Учитывая важную роль комсомола в воспита­нии молодежи, в деятельности самой партии, ЦК РКП (б) в циркуляре «О работе среди мо­лодежи» в июле 1920 года четко определил: «Союз молодежи выполняет одну из важнейших функций в общепартийной работе, не говоря о его роли в коммунистическом строительстве. Помогать союзу — это значит в конечном счете помогать самой партии». Руководство комсомо­лом партия рассматривает как одну из своих главных задач - учиться коммунизму[21].

    Основы партийного руководства комсомолом и задачи коммунистического воспитания молоде­жи наиболее полно были освещены в истори­ческой речи В. И. Ленина на III съезде комсо­мола. В. И. Ленин подчеркнул, что Союз моло­дежи должен руководствоваться общими ди­рективами Коммунистической партии, если дей­ствительно хочет быть коммунистическим.

    Многогранная деятельность партии по воспи­танию молодежи — убедительное воплощение в жизнь ленинских идей, изложен­ных в речи на III съезде РКСМ.

    Практика убедительно подтверждает, что проблемы нравственного воспитания студен­чества и других категорий молодежи успешнее решаются при условии расширения постоянной связи с рабочей, крестьянской, учащейся моло­дежью, из которой и формируется студенчество. Это особенно важно для повышения интенсив­ности духовной жизни работающей молодежи. С. Н. Иконникова, опираясь на данные социоло­гов, пишет, что уровень нравственной и эстети­ческой воспитанности рабочей молодежи отста­ет от ее политического сознания и трудовой де­ятельности.

    В воспитании у молодежи высокой нравствен­ности важную роль играют лучшие черты совет­ского рабочего класса — революционность, организованность, самоотверженность, коллек­тивизм. дисциплинированность — это настоящий нравственный компас для всего подрастающего поколения. И ныне примечательно то, что ком­сомол ведет воспитательную работу под деви­зом: «Учиться у рабочего класса, равняться на рабочий класс!»[22].

    Именно этот класс — авангард советского об­щества, он является примером отношения к об­щественному долгу, возвышающего личность. Теперь рассмотрим как воспитывали молодёжь, что было «хорошо», а что «плохо».

    В руководстве партии по отношению к комсомолу наблюдались в основном положительные тенденции. Партия оказывала посильную помощь, что в значительной мере способствовало развитию комсомольской организации.

 

 

2.2 Воспитание идейной убеждённости у молодёжи

    Молодежь является не только объектом воспитания. Она составляет одну из активнейших со­циальных групп, политическая и экономическая деятельность которой во многом определяет не только настоящее, но и будущее развитие.

    Формирование молодежи происходит в про­цессе познания ею окружающего мира, в обстановке практической деятель­ности. Единство слова и дела, высокой сознательности и ответственного отношения к пору­ченной работе — важнейший завет В. И. Ле­нина молодым строителям коммунизма.

    Среди требований к воспитанию личности мо­лодого гражданина главным является классовый подход, обеспечение активной обществен­но-политической и трудовой деятельности по претворению в жизнь решений партии, базиру­ющихся на прочном фундаменте нашего рево­люционного учения. Формировать взгляды — значит давать убедительные ответы на волную­щие молодого человека вопросы[23].

    Вполне естественна огромная тяга молодежи к знаниям, ее растущая трудовая активность, которая становится жизненной необходимостью. Любовь к Родине, идейная убежденность, уме­ние ставить интересы общества, коллектива вы­ше личных — определяющие черты советской молодежи.

    Однако нельзя не учитывать и возникающих и процессе становления и развития молодежи некоторых негативных тенденций. Подчас про­являются индивидуализм, мещанские настрое­ния, неуважение к физическому труду. Подо­бные явления могут возникать в результате разрыва между образованием и воспитанием некоторых молодых людей, их малой трудовой отдачи, отрыва от коллектива.

    Постоянно совершенствовалась система воспитания, в ней отчетливо раскрываются цели рабочего класса, его отношение к другим классам и представление о своем положении в обществе. При этом положение марксизма-ленинизма о том, что объективные законы развития обще­ства — основа целесообразной практической де­ятельности людей, в полной мере относится ко всей работе партии по воспитанию нового чело­века. Чем полнее соответствие системы воспита­ния объективным законам, конкретным услови­ям и целям общественного развития, тем дей­ственнее и результативнее будет воспитание но­вого человека в духе коммунистической идей­ности.

Вопросам идеологического воспитания моло­дежи Ленин уделил большое внимание и в своей речи «Задачи союзов молодежи» на III съезде Комсомола. Съезд записал в резолю­ции: «РКСМ считает обязательным для всех своих членов прохождение курсов политической грамоты, заключающей в себе основы строения общества, историю революции и сущность, за­дачи и политику Советской власти и Комму­нистической партии»[24].

    Сознавая растущую роль молодежи во всех сферах общественной жизни, буржуазные идео­логи различными средствами стремятся повли­ять на умы молодых в своих странах и на со­знание молодежи социалистических стран.

    Широко муссируется в буржуазной социоло­гии, публичных выступлениях, литературе, ис­кусстве термин «молодежное общество». Под этим понимается общество будущего, в котором сегодняшние молодые люди будут играть веду­щую роль, изолировав старшее поколение Они, мол, откажутся от духовных ценностей современного общества и создадут свои — но­вую цивилизацию. «Молодежное общество» ха­рактеризуется как бесклассовое. В нем есть только «класс молодежи»[25].

   Западная печать пишет о «потерянном поколении» на том основании, что молодежь проявляет стремление выйти за рамки стандартов буржуазного образа жизни. Противоречия империализма неудержимо ведут его к социальной катастрофе.

    Сущность идейного воспитания молодежи на данном историческом этапе заключается прежде всего в верности ленинским принципам. Единство революционной теории и революцион­ной практики — это величайшее наследие, оставленное Лениным всемирному революцион­ному движению, строителям социализма и ком­мунизма.

    Партия успешно решает задачу воспитания молодого поколения как достойного преемника и продол­жателя дел и свершений своих отцов. Именно поэтому идеологи буржуазного мира всячески стремятся извратить и фальсифицировать ленинское учение, умалить или дискредитиро­вать его роль в жизни общества и воспитании молодежи[26].

    Несомненно, в наше время религии труднее утверждать свои каноны, но она все изощреннее стремится удерживать позиции.

    Программа нравственного воспитания моло­дежи заложена в Моральном кодексе строителя коммунизма. Всемерное разъяснение и претво­рение в жизнь его принципов — важнейшее средство выработки в каждом молодом челове­ке иммунитета, невосприимчивости ко всему от­рицательному, и в частности к проявлениям ре­лигиозности. В Отчетном докладе ЦК ВЛКСМ XVII съезду было подчеркнуто: «Не утратили своей актуальности вопросы борьбы с религиоз­ной идеологией»[27]. Религия была и остается опиумом для народа, верной служанкой буржу­азной морали. В современных условиях нельзя терпеть упрощенческого подхода, эпизодичности в работе по атеистическому воспитанию молоде­жи. Это особенно важно потому, что религия стремится распространять свое влияние, прежде всего, на молодежь, используя при этом самые различные методы и средства. Религиозные учреждения и их руководители учитывают и по- своему истолковывают научные достижения, противопоставляя их материалистическому ми­ровоззрению. Проповедь религиозной морали ведется из-за рубежа различными средствами массовой информации, особенно через контрабандную печать и специальные радиопе­редачи.

    В воспитании материалистического мировоззрения, убежденности и гражданской зрелости всегда важная роль будет принадлежать глубо­кому изучению истории Родины, творческому овладению общественными науками. Лишь та­кой подход к воспитанию позволит молоде­жи объективно разобраться и оценить много­гранные явления окружающей действитель­ности.

    Молодежь особенно чувствительна к объек­тивности и правдивости. Поэтому освещение прошлого должно быть достоверным.

    Воспитывая молодежь в духе коллективизма и верности героическим традициям народа, не следует забывать, что принцип коллективизма нисколько не означает растворения индивиду­ального в коллективном. Напротив, происходит взаимообогащение того и другого. Коллекти­визм выражает связь общества и личности, ба­зирующуюся на единстве общественных и лич­ных интересов. Следует учитывать, однако, при­оритет общественных интересов, коллектива.

    Учитывая многообразие методов и приемов буржуазных идеологов, партия одну из своих главных задач в воспитании молодежи видит в том, чтобы полнее использовать богатый арсе­нал средств, форм и методов воспитательной работы, творчески применяя их в современных условиях.

    Нравственное воспитание молодежи основы­вается на марксистско-ленинских принципах — классовости, конкретно-историческом подходе, единстве слова и дела. В. И. Ленин указывал: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспита­нием в ней коммунистической морали»[28]. Это ленинское положение многопланово, оно содер­жит в себе задачи всестороннего вовлечения молодежи в создание нового строя. В связи с этим В. И. Ленин подчеркивал, что «в основе коммунистической нравственности лежит борь­ба за укрепление и завершение коммунизма». Коммунистическая нравственность противопо­ложна нравственности буржуазной как по со­держанию, так и по целям.    

    Со дня выхода в свет «Манифеста Комму­нистической партии» и по настоящее время марксисты разоблачают буржуазную мораль как человеконенавистническую, лицемерную, подчиненную интересам эксплуататоров. Сущ­ность нравственности эксплуататоров разо­блачается в произведениях видных политических деятелей, великих деятелей искусства и литературы, в частности в произведениях Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. М. Горь­ко, в драмах А. Н. Островского, в романах Бальзака, Ф. М. Достоевского, в творчестве  прогрессивных деятелей литерату­ра и искусства.

     Острота идеологического противоборства тре­бует решительнее преодолевать еще имеющиеся  среди молодежи правонарушения, проявления мелкобуржуазной психологии, а также другие антиобщественные явления. Нарушениями ком­мунистической морали являются бездушное от­ношение к людям, грубость, формальное испол­нение обязанностей, равнодушие. Формализм, неуважительное отношение к человеку особенно нетерпимы и пагубны в воспитательной работе с молодежью, ибо могут порождать отрицатель­ные черты в характере и поведении молодых людей, не развивать, а гасить их инициативу[29].

    Нравственное воспитание молодежи — это постоянное и конкретное воздействие на умы и сердца молодого поколения. Нравственность проявляется в повседневной жизни, труде, отно­шении к обществу, коллективу, во всем нашем образе жизни.

 

 


Заключение

    Рассмотрев и проанализировав ряд основных направлений в работе комсомольской организации можно сделать вывод о том, что она была создана с конкретной целью. В её деятельности в 1920-30-х годах имелись не только положительные стороны, но и так же были и негативные тенденции, которые выражались в давлении со стороны партии.

    Анализ деятельности организации ВЛКСМ показал разнообразие форм и методов, использованных этой организацией в общественной, политической и экономической жизни советского общества.

    Тысячи представителей союзной молодёжи внесли нечто своё в развитие страны. Большая работа проводилась организацией ВЛКСМ в общественно-политической, патриотической и культурной жизни.

    Комсомол стремился развивать патриотические чувства у молодёжи, способствовать её культурному формированию и овладению идейно-политическим кругозором. В 1920-30-х годах проявилась тенденция к увеличению массовости этой формы работы.

    Основной задачей комсомола являлась  подготовка кадров и резерва для лидирующей партии страны. В связи с этим с членами областной комсомольской организации велась активная кадровая работа. Члены организации, не имевшие высшего образования, направлялись в учебные заведения для повышения уровня своих знаний.

    Эффективность работы комсомола была не достаточной, так как во многих районах и городах вся общественная работа комсомола просто сводилась к формальной деятельности.

    Несмотря на то, что комсомольская организация проводила достаточно широкую и массовую работу среди молодёжи, её эффективность не всегда была высокой. Возникновение негативных тенденций заключается в кадровой политике комсомольской организации. Высокая степень бюрократизации, зависимость от партийных организаций и их решений лишали комсомольскую организацию энергичности и самодеятельности.

    Основываясь на результатах, полученных в ходе работы, можно сказать о том, что часть отрицательных явлений и процессов, отчётливо проявившихся в деятельности комсомольской организации и привели в последствии к её разложению и не способности к нормальному функционированию.


Список литературы доступен в полной версии работы

Содержание архива:

 












Скачать: gotovo.rar  

Категория: Курсовые / Культурология курсовые

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.