Алкоголизм у медицинских работников
Проблема злоупотребления алкоголем продолжает быть в центре внимания специалистов разных направлений. Данной теме посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей (Короленко Ц.П., Донских Т.А., 1990; Дереча В.А., 2001; Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., 1998; Постнов В.В., 2003, Зибилюк О.Н., 2007). При этом аддиктивное поведение в форме алкоголизации и проблема алкоголизма у работников здравоохранения являются недостаточно изученными. По многим причинам тема алкоголизма у медицинских работников очень деликатна.
Исследователи относят профессию медицинского работника к факторам повышенного риска злоупотребления алкоголем. В число некоторых факторов риска, предрасполагающих к злоупотреблению алкоголем медицинскими работниками, входят: семейный анамнез, фактор окружающей обстановки, отсутствие методов приспособления к стрессовым нагрузкам, отсутствие профилактических мероприятий и доступность лекарственных средств. Огромное физическое и эмоциональное напряжение, вызванное необходимостью заботы о пациентах и решения проблем личной жизни, изначально может приводить к разовым попыткам «бегства от действительности» с помощью алкоголя или кратковременному самолечению, которые позднее могут превратиться в химическую зависимость. Кроме обычных стрессов, характерных для повседневной жизни, работники здравоохранения испытывают на себе влияние ряда стрессогенных факторов, которые являются наиболее «уязвимыми зонами» в работе врача и способствуют систематическому приему алкоголя.
Прежде всего – это:
- работа в преимущественно негативном эмоциональном поле;
- опасность возникающих осложнений у больных в процессе оказания им помощи, негативные результаты лечения и смерть пациентов;
- действия врачей в экстремальных условиях – с необходимостью принимать быстрые и предельно ответственные решения;
- трудности безусловно принимающего общения;
- повышенная ответственность – умение отчитаться о проделанной работе, вовремя и грамотно оформить протокол операции, заполнить историю болезни и т.п.
- современные общественные проблемы, такие как болезненность реформ здравоохранения, социальная незащищенность и т.п.
Мотивация употребления алкоголя имеет несколько форм
(Ц.П. Короленко, Т.А.Донских,1998):
Атарактическая мотивация заключается в стремлении применения веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта.
Гедонистическая мотивация способствует повышению нормального (не сниженного) настроения. Человек склонен искать в алкоголе способ ухода от реальности в иллюзорный мир, доставляющий ему наслаждение.
Мотивация с гиперактивацией поведения основывается на активирующем эффекте вещества, потребность вывести себя из состояния пассивности, безразличия.
Субмиссивная мотивация применения веществ отражает неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя. Неспособность противостоять давлению вытекает из личностных особенностей человека.
Псевдокультурная мотивация. Человек рассматривает употребление алкоголя сквозь призму «изысканности вкуса», причастности к кругу избранных – знатоков. В большей степени при псевдокультурной мотивации важно не само употребление веществ, сколько демонстрация этого процесса окружающим.
Детензивная мотивация выражается в том, что алкоголь употребляют, пытаясь эмоционально «разрядиться», снять напряжение. В ходе систематического снятия напряжения закрепляются автоматизированные действия и формируются поведенческие привычки, которые превращаются в навязчивый ритуал, т.е. сами становятся мотивом поведения – потребностью соблюсти ритуал снятия напряжения.
Несмотря на осведомленность о побочных действиях, клинических эффектах и потенциальной возможности развития пристрастия к алкоголю, медицинские работники иногда начинают употреблять, пытаясь эмоционально «разрядиться» (детензивный механизм) или поддержать уровень работоспособности.
По данным отечественных и зарубежных исследователей злоупотребление алкоголем среди врачей составляет от 8 до 12% (Шустов Д.И., 1997; Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., 1998). Такая же распространенность отмечается и среди остального населения. Клинически алкоголизм у медиков не отличается от такового у представителей других профессий. Отличается только социально-нравственный оттенок: в отличие от представителей других профессий, с точки зрения общественной морали образ медработника несовместим с алкоголем.
С целью изучения особенностей химической аддикции в виде алкоголизации у медицинских работников было проанализировано 30 историй болезни работников здравоохранения больных алкоголизмом, проходящих лечение в наркологических учреждениях. Возраст больных от 30 до 45 лет (средний возраст 37,5 лет). 2 мужчины (врачи терапевты), 6 женщин (4 медицинские сестры, 1 хирург, 1 психотерапевт).
Для сравнения были проанализированы 30 историй болезни пациентов других профессий, страдающих алкоголизмом.
Контрольная выборка составила 30 работников здравоохранения, не страдающих алкоголизмом (ранее не обращавшиеся за наркологической помощью, отрицающие злоупотребление алкоголем). 19 – мужчин, 11 женщин. Все с высшим медицинским образованием. Возраст – от 28 до 45 лет (средний возраст – 37,5).
В качестве экспериментально-психологических методик использовались тест-опросник Томаса, тест «Личностный дифференциал», тест «Семантический дифференциал», «Методика исследования самоотношения.»
Тест-опросник Томаса позволил определить стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В группе медицинских работников больных алкоголизмом и в группе больных алкоголизмом не медиков наиболее часто используются такие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях как «компромисс», «избегание», «приспособление». Общее между этими стратегиями отсутствие конструктивного взаимодействия с другой стороной общения, накопление внутриличностных и межличностных конфликтов, негативных эмоций. Употребление алкоголя субъективно становится единственно возможным решением всех проблем, помогая отвлечься от трудностей повседневной жизни.
В группе условно здоровых медицинских работников также преобладают преимущественно дезадаптивные стратегии реагирования в конфликтных ситуациях: «компромисс» и «избегание». Выбор неконструктивных стратегий поведения в группе условно здоровых медиков и сдерживание негативных эмоций связаны, как правило, с необходимостью достижения терапевтических целей и соблюдения медицинской этики. Но стоит отметить, что в группе здоровых медиков чаще используется такая конструктивная стратегия поведения как «сотрудничество».
Для исследования мотивации на лечение и последующую трезвость была предложена методика «Семантический дифференциал». Полученные данные в группе медицинских работников, больных алкоголизмом свидетельствуют о том, что понятие «трезвость» является значимым, эмоционально заряженным, но в тоже время отмечается недостаток волевых усилий для достижения трезвого состояния. В целом, мотивация на лечение недостаточная, во многом это определяется привлекательностью состояния опьянения, когда достигается субъективное ощущение комфорта и прилива сил.
В группе условно здоровых медицинских работников полученные данные указывают на недостаточную мотивацию к здоровому образу жизни, на нерациональное распределение времени своего досуга. Врачи осознают значимость и необходимость отдыха, как одного из составляющего здорового образа жизни, но на отдых как таковой, времени не уделяется или предпочтение отдается пассивным видам отдыха.
Для определения личностных ресурсов и адаптационных возможностей личности был предложен тест «Личностный дифференциал». В группе медицинских работников, злоупотребляющих алкоголем, был выявлен низкий уровень привлекательности себя, как личности. Сильная тревожность, зависимость от внешних обстоятельств и оценок. Стремление обманывать окружающих, обвинять других в собственных ошибках. Все это препятствует конструктивному взаимодействию со своим непосредственным окружением и говорит о сниженной ресурсной системы личности.
Следует отметить, что в группе больных алкоголизмом не медиков показатель «активности», выше, чем у здоровых. Это в целом согласуется с выраженной аномальной активностью у этих больных, эмоциональным подъёмом в период «медового месяца с трезвостью».
В группе условно здоровых был выявлен высокий уровень привлекательности себя, симпатии, активности, общительности, испытуемые оценивают себя как независимых, склонных рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Это является ресурсом личности условно здоровых медицинских работников.
Для определения структуры и специфики отношения личности к собственному «Я» была использована «Методика исследования самоотношения». В группе медицинских работников, страдающих алкоголизмом, и больных алкоголизмом не медиков отмечается своеобразное сочетание двух противоположных тенденций: с одной стороны это – стремление к созданию социально-желательного образа «Я», следование нормативным критериям, но с другой – это отсутствие эмоционального чувства привязанности, принятия и расположенности к себе. Как итог такой амбивалентности внутриличностный конфликт с тенденцией к самообвинению. Снижение показателей самоуважения, аутосимпатии и повышение по показателям внутренней конфликтности и самообвинения.
Чувство конфликтности собственного «Я», самообвинения в группе условно здоровых имеют наименьшее значение, по сравнению с показателями других шкал, что может указывать на наличие сомнений, тенденцию к чрезмерному самокопанию, протекающих на общем положительном эмоциональном фоне отношения к себе.
Преобладание неконструктивных стратегий поведения ведет к накоплению внутриличностных и межличностных конфликтов. Это и являлось основой для накопления напряжения с последующим детензивным механизмом алкоголизации. Алкоголь рассматривается как наиболее доступный способ снять напряжение, вызванное условиями профессиональной деятельности медицинского работника. В структуре мотивации медиков-аддиктов на лечение и последующую трезвость отмечается недостаток адекватных волевых усилий на достижение трезвого состояния, как желанного. Было выявлено наличие низких показателей ресурсности личности. В структуре самоотношения – глубокие изменения по факторам самоуважение, аутосимпатии и внутренней конфликтности с тенденцией к самообвинению.
Таким образом, работники здравоохранения представляют собой группу риска по отношению к употреблению психоактивных веществ, которые представляют собой наиболее легкий путь снятия напряжения, достижения комфорта. Поэтому, несомненным является факт необходимости совершенствования системы профилактики профессиональных стрессовых расстройств у медицинских работников как на додипломном, так и на последипломном уровне.
Для профилактики аддиктивного поведения в форме алкоголизации у медицинских работников может быть предложена система технологий, направленная на раннее распознавание начальных признаков заболевания, на выявление факторов личностного риска, организация и обеспечение научения способам и методам адекватной самопрофилактики. Могут быть использованы при этом организационный, образовательно-воспитательный и индивидуально-личностный подходы.
Образовательно-воспитательный подход направлен на проработку мотивации к профессиональной деятельности и профессионально-личностному росту. Освоение коммуникативных навыков и умений. Обучение вопросам самопрофилактики имеет целью научение эффективно и грамотно использовать свои профессиональные и личностные возможности, адекватно распределять и пополнять эмоциональные и энергетические ресурсы. Выполнение этих задач достигается с применением тренинговой работы, психотерапевтической работы, групповой психотерапии в режиме психокоррекционных групп, групп эмоционального отреагирования, супервизии и балинтовских групп.
Организационный подход представляет собой психогигиеническую и психопрофилактическую организацию труда, обеспечение квалифицированного и своевременного выявления и диагностики начальных признаков заболевания, а также обеспечение возможностей коррекции и терапии. Для этого необходимо наличие подготовленного специалиста (клинического психолога, психотерапевта), кабинетов, достаточно оснащенных для психодиагностики, психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Индивидуально-личностный подход имеет целью обеспечение личностной подготовленности, устойчивости к рабочим перегрузкам и научения самостоятельного их распознавания, устранения и предупреждения. Для этого требуется обучение навыкам самодиагностики, саморегуляции.
Для реализации данных профилактических мер предлагается внедрение следующих мер:
- пополнение знаний по клинической психологии;
- развитие коммуникативных навыков;
- тренинговая работа и эмоциональное отреагирование;
- активный личностный и духовный рост специалиста в течение длительного времени;
- комплексное применение дидактических мероприятий (обучающих семинаров и тренингов) и психокоррекционных, психотерапевтических мероприятий.