Концепт «человек» в мифопоэтическом сознании китайцев (на материале пословиц и поговорок)

0

Заключение

Пословицы и поговорки, отражая реальную окружающую действительность, запечатлели в своем содержании все особенности многовекового исторического развития русского и китайского этноса, впитали его дух. Внешне лаконичные, емкие по содержанию паремии раскрывают своеобразие мышления народа, подчеркивает суть его морали.

До настоящего времени в современной науке вопрос о жанровой определенности паремий остается спорным, то есть отсутствуют четкие определения пословиц и поговорок, охватывающие все жанровые признаки. Неоднозначность мнений исследователей по этому вопросу во многом объясняется близостью понятий «пословица» и «поговорка», возможностью их трансформаций, наличием переходных явлений, а также неразработанностью методики их разграничения. Мы рассматривали пословично-поговорочные изречения, не разграничивая их. Выявлено, что китайские пословицы в синологии терминологически не отличаются от поговорок и объединяются в разряд янъюй, в качестве его синонима в работе используется термин суюй – простонародные выражения.

На основе анализа лексикографических источников нами было выделено понятийное ядро концепта «человек»: в русском языке человек мыслится как уникальное живое существо, наделенное даром мышления и речи. Человек существует в обществе. Нами выявлены языковые единицы, объективирующие различные аспекты содержания концепта «человек». Текстовые репрезентанты распределены на 7 групп, основанием послужили доминантные семы, обозначающие: 1.Собственно человек, лицо (номинант концепта); 2. Характеристика человека по внешности; 3. Характеристика человека по чертам характера; 4.Термины родства; 5. Возраст, пол; 6.Социальное положение (род деятельности); 7. Группа лиц как единое целое. Анализ частотности употребления слов, вербализующих концепт «человек» в пословицах и поговорках, позволил выделить его ядро и периферию.

Ядро концепта составляют слова, характеризующие внешность и черты характера человека, а также термины родства. Это связано с противопоставлением человека животному, а также определением человека в свой род, клан. Слова и словосочетания, отражающие различные стороны существования человека в обществе составляют ближайшую периферию концепта: слова, обозначающие пол, возраст, социальный статус, принадлежность к группе лиц, объединенных территориально. Отдаленную периферию концепта «человек» образуют слова, характеризующую человека как отдельную личность.

Физические качества, внешний вид, характер, поведение человека представлены в пословицах посредством образных номинаций. Продуктивными моделями таковых являются «животное - человек», «растение - человек», «мифологический персонаж, существо - человек».

Бинарная оппозиция является одним из способов мифологического или мистического осмысления, когда все «истинное» происходит в виртуальном пространстве между «тем» и «этим». Распадение мира на абсолютные противоположности (красивый – некрасивый добрый – злой, родной – неродной, свой – чужой, и т.д.), есть древнейшие архетипы сознания. Данные противопоставления в характеристиках человека мы и определили в процессе анализа русских и китайских пословиц и поговорок.

Список использованных источников

1 Язык о языке / Под ред. Н.Д. Арутюновой. – М.: Языки русской культуры 2000.

2 Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М.: Искусство, Серия: История эстетики в памятниках и документах, 1976. – 614 с.

3 Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – 688 с.

4 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Восточная литература» РАН, 1998.

5 Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. – М.: Наука, 1990. – 251 с.

6 Маковский М.М. Язык-миф-культура: Символы жизни и жизнь символов: [Моногр.]. – М., 1996.

7 Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. Бессознательное. Сборник. - Новочеркасск, 1994, с.159-167.

8 Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. – М.: Прогресс, Культура, 1995. – 624 с.

9 Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М., 1980. - Т. 2. - С.161-166.

10 Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. - М. : Языки славянской культуры, 2004. -240с. - (Язык. Семиотика. Культура. Малая сер.).

11 Колесникова, В.В. Художественный концепт "душа" и его языковая репрезентация : на материале произведений Б. Пастернака : автореферат дис. ... кандидата филологических наук. - Краснодар, 2007, 20 с.

12 Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.

13 Ключевые идеи русской языковой картины мира/ Зализняк Анна А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. /Сборник статей, филология, лингвистика.- М.: Языки славянской культуры, 2005. – 544 с.

14 Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995 Составитель и ответственный редактор Арутюнова Н.Д. - М.: Индрик, 2003. - 696 с.

15 Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи Монография. - М.: Наука, 1991. 240 с.

16 Кузнецов A.M. Когнитология, «антропоцентризм», «языковая картина мира» и проблемы исследования лексической семантики / A.M. Кузнецов //Этнокультурная специфика речевой деятельности. -М., 2000. С. 8-22.

17 Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208с.

18 Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. -1994.-№4.-С. 17-33.

19 Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. - С. 267-279.

20 Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учебник для студ. высш. учеб.заведений, обуч. по направлению и специальности "Психология" / P.M. Фрумкина. -М.: Academia, 2001. 315 с.

21 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание /А. Вежбицкая. М., 1997. — 411 с.

22 Степанов Ю.С. Словарь русской культуры. – М.: Языки русской культуры, 2004. - 838 с.

23 Колесов В.В. Философия русского языка. – СПб, 2002.

24 Телия В.Н. Метафоризация как основной прием создания лексических и фразеологических средств языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1987.

25 Прохоров Ю. Е. В поисках концепта [Текст] / Ю. Е. Прохоров .- 2-е изд. - М. : Флинта ; : Наука, 2011. - 175 с

26 Кубрякова Е.С., Александрова О.В. О контурах новой парадигмы знания в лингвистике / Е.С. Кубрякова, О.В. Александрова // Структура и семантика художественного текста. Доклады VII Между нар.конф. — М., 1999.-С. 186-197.

27 Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка/ А.П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1996. -103 с.

28 Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты : диссертация ... д.фил. наук – Волгоград, 2004. - 323 с.

29 Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии / В.И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. -Волгоград, 2001. С. 3-16.

30 Попова З.Д. Понятие "концепт" в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. 2-е изд., испр. - Воронеж: Б.и., 2000. - 30 с.

31 Историко-этимологический словарь современного русского языка // Под ред. Черных П.Я. –М, 1999. – 623.

32 Столович Л.Н. Прекрасное в жизни и в искусстве. – М., 1966.

33 Варданян Л.В. Этнолингвокультурный концепт "душа" в английской, русской и эрзянской языковых картинах мира : автореферат дис. ... к. фил. наук .-М., 2007. - 18 с.

34 Степаненко В.А. Слово / Logos / Имя - имена - концепт - слова : сравнительно-типологический анализ концепта "Душа. Seele. Soul" : на материале русского, немецкого и английского языков : автореферат дис. ... доктора фил. наук . –Иркутск, 2006. -38 с.

35 Орлова Е.А. Концепт душа в прозе Е.И. Замятина : автореферат дис. ... к. фил.наук – Тамбов, 2011. – 24 с.

36 Перевозникова, А.К. Концепт душа в русской языковой картине мира : диссертация ... к. фил. наук -М., 2002.-184 с.

37 Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна. – М.: школа «Языки славянской культуры», 2003. -1488 с.

38 Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна. – М.: школа «Языки славянской культуры», 2003. -1488 с.

39 Пименова М.В. Этногерменевтика языковой наивной картины внутреннего мира человека: монография. – Кемерово: Кузбассвузиздат; Landau: VerlagEmpirischePädagogik, 1999.

40 Землякова, Н. В. Устойчивые образные номинации человека: Структурно-семантический и лексикографический аспекты : диссертация ... канд.фил.наук. - Краснодар, 2005. - 201 с. ил.

41 Лу Синь. Пословицы. Собрание сочинений в четырех томах. Гослитиздат, 1955, том II.

42 Фахрутдинова Ф.Ф. Роль паремий в лингвокультурологических исследованиях / Ф.Ф.Фахрутдинова // Фразеология. Тула, 2000. - С. 101-102.

43 Печенкина О.Ю. Содержание концептов Бог и Судьба в текстах пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем : диссертация ... к. фил.наук : 10.02.01- Брянск, 2001. - 277 с.

44 Басова Л.В. Концепт ТРУД в русском языке : На материале пословиц и поговорок : диссертация ... к. фил. наук. – Тюмень, 2004. - 241 с.

45 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 3 Т. – М.:, - с.

46 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / В.И. Даль . - М.: Русский язык, 2000.

47 Донова О.В. Фразеологизмы в системно-структурном и антропоцентрическом аспектах : на материале русского и китайского языков : диссертация ... к. фил.наук – Бийск, 2011. -282 с.

48 Введенская Л.А. Китайские пословицы, поговорки. – Ростов-на-Дону, 1959.

49 Русско-китайский словарь пословиц и поговорок. – Пекин, 2005.

50 Новая философская энциклопедия. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. // iph.ras.ru

51 Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978. // slovari.yandex.ru

52 Новая философская энциклопедия. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

53 Новый энциклопедический словарь. Интернет-версия http://ru.wikipedia.org

54 Большой академический словарь русского языка. М., СПб.: Наука, 2004.. –Т. XVII,

55 Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981—1984. Т. IV.

56 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова;

57 РСС - Русский семантический словарь (Опыт автоматического построения тезауруса: от понятия к слову). - М., 1982.

58 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М., 1990. 3-е изд., испр. и доп. М.,1994 под названием: Русский толковый словарь: Ок. 35000 слов; 5-е изд., стереотип. М.,1998.

59 Ожегов С.И., , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М., 2003.

60 Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 1998; 2-е изд. СПб., 2000..

61 Цунъин Лю Иероглиф 人: от древних времен до нашего времени. Электронный ресурс.

62 Хуа Ли китайская красота и русское прекрасное // Русская речь, 2006, №4. –С.74-80.

63 Просвиркина И.И. Лингводидактический аспект толерантной речевой коммуникации. – Оренбург, 2006. – 247 с.

64 Варзин А.В. Свобода как языковой и духовный опыт: номинация и концептуализация Ф.М. Достоевского : дис. ... канд. филол. Наук. – М., 2003. - 212 c.

65 Савенкова Л.Б. Русские паремии как функционирующая система: дисс. ... доктора филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 484 с.

66 Маслов А.А. Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения. –М., 2010.

67 Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. Издание второе. В 2 Т. Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа. –Санкт-Петербург, Москва, 1879.

 
Назад Вперед

Категория: Дипломные работы / Дипломные работы по филологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.