Психология выбора модной одежды

0

2 Эмпирическое исследование гендерных различий в психологии моды

2.1 Организация и методы исследования

Для изучения гендерных различий в психологии моды нами было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 30 студентов ОГУ.

В исследовании использовался Опросный метод для выявления стратегии самопрезентации личности в одежде Е. А. Петровой (Приложение А).

Опросный метод для выявления стратегии самопрезентации личности в одежде разработан Е. А. Петровой. Он состоит из 13 вопросов с готовыми вариантами ответов. Вопросы касаются наиболее распространенных процессов жизнедеятельности, которые касаются моды. Лицу предлагается ответить на вопросы, которые характеризуют обычную манеру одеваться в разных ситуациях. В интерпретации сначала нужно подсчитать результат по отдельным ситуациях: работа или учеба - показатель - А, светская жизнь - показатель В, отдых - показатель С. Затем сложить баллы. Опросник выявляет "ублажающую" и "самоконструирующую" стратегию самопрезентации. Первая стратегия характеризует манеру одеваться согласно нормам того общества, где предстоит общаться. Человек с такой стратегией бы приспосабливается под аудиторию, тем самым показывает социальную лояльность. Для другой ситуации и компании одежда меняется. О том как принято одеваться, собирается заранее, что дает возможность четко вписаться в общество и испытать радость от чувства общности, принятия вторыми в свой клан. "Демонстрируемое Я" максимально приближенное к социально желаемому "зеркальному Я". Вторая стратегия характеризует, то есть, поддерживает "идеальное Я", демонстрирует второе то, что считает лучшим и верным по критерию самой личности. При такой стратегии манера одеваться не меняется от аудитории к аудитории. Человек в первую очередь ориентирована на свои личностные взгляды и представления о том, как надо одеваться хотя определенный учет ситуации, происходит.

2.2 Анализ и обработка результатов исследования

Для обработки полученных результатов мы использовали t-критерий Стьюдента.

Критерий предназначен для проверки гипотезы о существенности или несущественности различия двух выборочных средних.

Алгоритм подсчёта t-критерия Стьюдента.

1. Записать вариационный ряд результатов Х экспериментальной группы.

2. Записать вариационный ряд результатов Y контрольной группы.

3. Найти выборочные средние двух выборок и .

4. Найти выборочные дисперсии Dx и Dy.

5. Вычислить эмпирическое значение критической статистики

6. Определить по таблице критическое значение для соответствующего уровня значимости a и данного числа степеней свободы .

Если , то различия между средними значениями экспериментальной и контрольной групп существенны на данном уровне значимости.

Согласно полученным результатам 30 студентов были разделены на две группы: на 15 мужчин и на 15 женщин и соответственно каждому было отнесено полученные результаты. По полученным результатам мы определили показатели А, В, С. Показатель А - это работа и учеба, показатель В - это светская жизнь, показатель С - это отдых. С помощью этих показателей, мы подсчитали баллы.

Получив результаты, мы обнаружили, что у 4 мужчин-студентов имеет преимущественно "ублажающую" стратегию, а остальные 11 "самоконструирующую" стратегию. У 14 женщин-студентов, мы обнаружили "самоконструирующую" стратегию и лишь у одной женщины-студента "ублажающую" стратегию.

Поскольку из 30 протестированных студентов, только в пяти из них имеет преимущество "ублажающая" стратегия, а в других 25 студентов "самоконструирующая" стратегия самопрезентации, то мы можем предположить, что гендерные особенности, которые проявляются в отношении к моде, не имеют отличий в самоконструирующей стратегии личности.

Поскольку студенты уже были разделены нами на две группы, мужчины-студенты и женщины-студенты, то в дальнейшем исследовании, по t - критерию Стьюдента, мы получили необходимые результаты и обнаружили показатель t-критерий Стьюдента = 0,295, при р <0,8.

Таким образом, предположение, что гендерные особенности, которые проявляются в отношении к моде, не имеют различий в самоконструирующей стратегии личности, подтвердилось согласно полученным результатам гипотеза нашла эмпирическое подтверждение.

Заключение

Психология раскрывает тайны человеческой психики, психология моды как одна из дисциплин психологической науки - «великую тайну одеваться к лицу».

Мода стала неотъемлемой и составной частью образа жизни человека и общества в целом. Взаимоотношения и взаимодействия людей в данном обществе или данной группе, личностные особенности участников социальных явлений определяют качество и процесс развития модных тенденций, но это лишь с одной стороны. С другой стороны, перечисленные социальные феномены оказываются под влиянием моды. Это весьма противоречивое обстоятельство порождает целый ряд вопросов, ответы на которые еще предстоит найти.

Мода раскрывает индивидуальность, и женщины, и мужчины. Костюм любой исторической эпохи или модного сезона является отражением социального характера личности, реального или идеального.

Большинство женщин создают свой стиль на основе классической одежды, которая ассоциируется у них и с деловым, и с нарядными одеждами одновременно. Если для женщине важно нравиться, удивлять и очаровывать, то для мужчины, особенно внешний вид прежде всего - камуфляж, набор «знаковых» деталей, указывающих на социальное положение, значимый социальную нишу и возможные амбиции. Наиболее интересным и перспективным, на наш взгляд, будет исследование проблем, касающихся со­циально-психологических механизмов распростране­ния современной моды, психопрофилактических и психотерапевтических эффектов влияния моды на уча­стников модного процесса, соотношения моды и са­мовыражения личности во внешнем проявлении и т. д.

Важное научное и прикладное значение имеет разработка методов анализа и измерения социально-психологических характеристик модных явлений. Ре­шение этой проблемы создаст предпосылки для осуществления прогнозирования модных тенденций, так актуальных сегодня для современного производителя и потребителя.

Практическое значение:

Разработки этой работы можно использовать в педагогической, дизайнерской, психотерапевтической, психологической деятельности. Для того чтобы ознакомиться с гендерными различиями в психологии моды, для большего понимания психической жизни связанной с модой, для более профессиональной работы с психическим здоровьем личности.

Рекомендации:

Материал данной работы может использоваться:

1) при разработке социальных тренингов, направленных на различия в психологии моды;

2) в рамках изучения общей психологии, психологии творчества;

3) при индивидуальном консультировании в психотерапевтической работе;

4) в рамках изучения дизайна.

Таким образом, в наше время проблема психологии моды очень актуальна, особенно различия в отношении моды. Мода раскрывает индивидуальность как женщины, так и мужчины. Поэтому очень важно изучать, знакомиться с таким феноменом как мода.

Список использованных источников

1. Альтхауер, Х.Д. Мода между спросом и пред­ложением/ Х. Д. Альтхауер - М.: 1983. – 391 с.

2. Андреева, И. А. Мода и культура одежды/ И. А. Андреева - М.: Знание, 1987. – 187 с.

3. Арславская, Н.М. Мода, вкус, красота / Н.М. Арславская. - М.: Профиздат, 1991. – 352 с.

4. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне - М.: Прогресс, 1986.- 211 с.

5. Бернштейн, П. Как нам одеваться / П. Бернштейн - СПб.: С. М. Проппер, 1977.- 234 с.

6. Вайнштейн, О. Одежда как смысл: идеологемы современ­ной моды: [о социалистическом стиле] // Иностранная литерату­ра. - 1993.-№ 7. - 224-232с.

7. Волчик, О. Уличный шик / О. Волчик // Натали. - 1999. - №9. - 77-80 с.

8. Голыбина, А. Г. Вкус и мода/ А. Г. Голыбина - М.: Знание, 1974.-213 с.

9. Готтенрот, Ф. История внешней культуры: В 2 т / Ф. Готтенрот - СПб.: Товарищество М.О. Вольфъ, 1902 .- 96 с.

10. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман -М.: Изд-во МГУ, 1987.- 345 с.

11. Гофман, А. Б. Мода и социальные группы // Тр. ВНИИТЭ/ ВНИИ техн. эстетики. Техн. эстетика. - М., 1988. - Вып. 54. - 67-80 с.

12. Гулыга, Б., Андреева И. Пол и культура // Философские науки. - 1973. - № 4. - 63-69 с.

13. Дизайн в России: проблемы теории и практики: Тез. докл. и выступлений / Отв. ред. Ю. В. Манько. - СПб.: СПГУТД, 1998.- 278 с.

14. Доброхотова, И. А. Беседы о моде или Зеркало, которое не лжет / И. А. Доброхотова - Алма-Ата: Опер, 1991.- 157 с.

15. Доможиров, Ю. А. Особенности формирования коллекции моделей и запуск их в производство / Ю. А. Доможиров - М.: Легпромбытиздат, 1988. – 280 с.

16. Жученкова, С. Н. Формирование эталона модного костю­ма / С. Н. Жученкова - М.: МГТА, 1993. - 118 с.

17. Зайцев, В. Такая изменчивая мода / В. Зайцев - М.: Молод, гвардия, 1983.

18. Зборовский, Е. М. По законам красоты: [ О Моде] / Е. М. Зборовский - М.: Сов. Россия, 1988. - 216 с.

19. Ильинский, М.М. Джанни Версаче - художник-модельер / М.М. Ильинский - М.: Политиздат, 1998. - 302 с.

20. Иллюстрированная энциклопедия моды. / Сост. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М - Прага: Артия. 1986. - 314 с.

 
Скачать: Kursovaya-rabota.doc
Назад Вперед

Категория: Курсовые / Курсовые по психологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.