Лексическая экспликация концепта «пространство» в литературном проекте «Метро 2033»

0

2 Категория пространства в художественно тексте

2.1 Лексемы, значение которых связано с понятием «пространства»

В любом языке, в частности в русском, полновесной значимой единицей является «лексема». Давайте попробуем разобраться в понимании данного термина, обратившись к современным лингвистическим словарям. Следует отметить, что термин «лексема» введен в лингвистический оборот в 1918 г. А.М. Пешковским и в дальнейшем получил содержательное уточнение в трудах В.В. Виноградова, А.И. Смирницкого, А.А. Зализняка и других исследователей.

В одном из самых первых лингвистических словарей Ж. Марузо («Словаре лингвистических терминов») термин «лексема» еще не встречается, однако есть термин «глоссема». Он определяется как «Наименьшая единица лингвистического выражения, служащая для передачи какого-либо значения» [42].

В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой, наряду с термином «глоссема», вводится термин «лексема», пояснение которого дается автором через термин «глоссема». Но О.С. Ахманова расширяет данное понятие. В первом случае О.С. Ахманова определяет «глоссему» как: «Основная структурная единица плана содержания, или кратчайшая единица языкового смысла, способная к варьированию и воспроизведению в речи» (?). Во втором случае (определении) она отождествляет оба понятия. «Лексема» в словаре О.С. Ахмановой есть «слово как структурный элемент языка, как слово-тип, т.е. словесной единицы, выделяющей в процессе речи» [3].

В «Большом лингвистическом словаре» (2008) под ред. В.Д. Стариченка отмечается следующее: «Лексема – основная единица лексического состава языка в совокупности всех ее грамматических форм и лексических значений» [61]. Далее в словарной статье дается небольшой исторический комментарий возникновения термина «лексема».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что понятие лексемы к этому времени значительно углубляется и соответственно выделяется в самостоятельное, независимое (как в случае выше) по себе понятие.

Полный словарь лингвистических терминов под ред. Т.В. Матвеевой (2010) определяет данный термин следующим образом: «Лексема – языковая единица лексического уровня, взятая во всей совокупности своих форм и значений; слово как отдельная составляющая часть лексического состава языка» [43]. По сути, за всю историю толкования термина происходит сближение понятий «лексема» и «слово», однако, это вовсе не тождественные понятия.

Слово является двусторонней единицей, которая воспроизводится в речи как уже существующая в языке, легко выделяется и узнается в потоке речи, обладая постоянством формы и содержания. Слово как лексическая единица является важнейшей номинативной единицей языка. Существует множество научных определения слова, в основе которых лежат разные критерии, так как это единица чрезвычайно сложная и многогранная, и изучать ее можно в разных аспекта. В лингвистическом энциклопедическом словаре (ЛЭС) дано следующее определение: «Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка» [36].

В плане выражения в слове выделяется лексема, а плане содержания - семантема. Слово – носитель комплекса значений разной степени обобщенности, принадлежащих разных уровням языка. В значениях слова закрепляются результаты познавательной деятельности людей. В слове формируются, выражаются и передаются понятия. Человеческое познание в целом и познавательный образ предмета в частности определены практикой и результатами мышления предшествующих поколений, закрепленных в словах.
По определению словаря О.С. Ахмановой, слово – это «предельная составляющая предложения, способная непосредственно соотносится с предметом мысли как обобщенным отражением данного «участка» действительности и направляться на эту последнюю; вследствие этого слово приобретает определенные лексические или вещественные свойства» [3].

Современный Интернет-словарь «Википедия» определяет лексему с точек зрения информатики и лингвистики. С точки зрения последней лексема это «абстрактная единица естественного языка» [22].

В нашей работе будем придерживаться одного из определений словаря Т.В. Матвеевой, т.е., пользуясь термином «лексема» будем иметь ввиду, что это «слово <…> отдельная составляющая часть лексического состава языка».

Наше исследование предполагает выбор лексем методом сплошной выборки из произведения Глуховского «Метро2033». Выбрав из текста лексемы, которые эксплицируют концепт «пространство», мы обратили внимание на то, что в данной группе есть лексемы, уже в значении которых отражены пространственные смыслы.Мы распределили их по частотности употребления в произведении: станция (605), туннель (446), метр (425),метро (387), место (361), мир (283), путь (252), жизнь (122), палатка (86), город (82), поверхность (61), тьма (49), тишина (47), глубина (46), центр (36), коридор (33), мрак (32), улица (31), пространство (30), люк (21), зона (15), пропасть (13), фабрика (12), ветка (в знач. линия) (11), лабиринт (9), перрон (8), крепость (8), ад (8), подземелье (6), убежище (6), плацдарм (5), пристанище (5), бомбоубежище (4), канализация (3), бомбоубежище (4) , аура и т.д.

В этом списке есть лексемы, которые образуют смысловое ядро концепта «пространство»: существительные, имеющие в своем значении понятие «пространство». Таким смысловым ядром концепта мы считаем лексемы: пространство, метро, тоннель, станция, город, поскольку они образуют художественную действительность произведения – то есть пространство, в котором происходит действие. Конечно, ключевой является лексема «пространство» (несмотря на то, что по частотности употребления это слово стоит только на 19 месте), потому что уже в пятом предложении первого абзаца встречается эта лексема. Она словно ключ, который открывает «пространство», разворачивающееся перед нами в произведении. Мы еще не знаем, какое это пространство, но уже понимаем, что оно будет одним из главных действующих лиц.

Пространство – это лексема, объединяющая все единицы данной семантической группы. Рассмотрим, каково значение данной лексемы в русских толковых словарях. В Толковом словаре русского языка В.И. Даля определения лексемы «пространство» отсутствует.

Мы находим его в Толковом словаре С.И. Ожегова, в котором лексема «пространство» представлена тремя дефинициями. «Пространство» – это «Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. Вне времени и пространства нет движения материи; Протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами; Промежуток между чем-н., место, где что-н. вмещается» [62].

«Пространство» в «Русском толковом словаре» под редакцией В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной определяется как «нечто, что характеризующееся протяженностью во всех направлениях; промежуток между чем-н., место, способное заключить в себе что-н.; большой участок земной поверхности; перен. пределы, сфера воздействия каких-либо факторов, распространения чего-н.» [57].

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией В. Д. Дмитриевой понятие «пространство» расширяется и трактуется с разных точек зрения:

1. Пространство – одна из основных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.

2. Под пространством понимается область, имеющая неограниченную протяженность во всех измерениях, направлениях.

3. Если кто-то говорит, произносит и т.п. что-то в пространство, значит он произносит свои слова, не адресуя их никому конкретно, обращаясь ко всему сразу или размышляя вслух.

4. Под пространством понимается площадь или объем, способные вместить что-либо.

5. Говоря о ком-то или чем-то, что занимает все пространство, вы подразумеваете, что этот человек или предмет очень велик, занимает много места в каком-либо помещении.

6. Под пространством понимается большой участок земной или водной поверхности.

В современном интернет-словаре «Википедия» пространство на уровне повседневного восприятия интуитивно понимается как «место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления, как арена событий и действий, универсально содержащая все места и вмещающая объекты и структуры; иногда — как специфическое место, в значительной мере определяющее сущность происходящих в нём событий».В статье рассматривается понятие в общелитературном и бытовом смысле, где пространство «означает объём или территорию, обычно большие, дающие свободу движению (бескрайнее пространство равнины, огромное пространство зала, обширное незастроенное пространство), хотя в смысле размера может быть нейтральным (внутреннее пространство здания, пространство комнаты), а иногда и имеет противоположный смысл: недостаточное пространство, спёртое пространство». Отмечается, что в общелитературный язык постепенно входят научные значения этого слова. Понятие часто применяется в обычном языке метафорически, а в научной терминологии зачастую в весьма абстрактном смысле. Так же в статье отмечается обязательная характеристика трехмерности пространства.

Как видим, понятие данной лексемы многозначно. Во-первых, значение связано с философским пониманием, потому что человек, да и вся материя, находятся в пространстве (и во времени), во-вторых, это и физическая категория, потому что оно имеет «протяженность и объем» (с одной стороны) и, наоборот, – не имеющая границ (с другой стороны). В-третьих, пространство – это еще и некая абстрактная субстанция, некий коллектив, к которому можно обратить свои мысли, чувства. В-четвертых, – это нечто, имеющее границы. В-пятых, – это указание на большой объем, большой размер.Таким образом, мы видим, что в словарь трактуется «пространство» как многозначное слово, дающее философские, коммуникативные, измерительные характеристики. Совокупность всех этих значений и и составляет концепт «пространство». В романе Д. Глуховского «пространство» используется чаще всего как неизмеримая физическая величина: «на самом краю освещенного пространства» (в значении «место, не ограниченное видимыми пределами»); «занимали пространство в арках»; «пространство низкой и тесной арки»; «обшаривая фонарями пространство перед собой»; «не торопились выходить на открытое пространство»; «затопляющими пространство палатки уютным неярким светом»; «все пространство у подножий циклопических зданий»; «узкое пространство туннеля переполнилось звуком»; «они не могли вытянуть из мрака все видимое пространство»; «узкое пространство туннеля переполнилось звуком»; «пространство вокруг него будет мертво и черно».

Однако для автора пространство играет роль не только в ее первичном значении, чаще всего оно определяется писателем как нечто жизненно важное и поддерживающее мир метро, некая протяженность, существующая лишь благодаря участию в ней. Пространство может быть как опасным, так и безопасным. Это зависит от враждебности ситуации, от степени открытости/закрытости помещения (тоннель, арка, палатка, коридор), окружения. Таким образом, значение лексемы «пространство» сближается со значением «жизнь» как в последнем нашем примере «пространство вокруг него будет мертво и черно». Далее автор будет развивать это отношение. Пространство превратиться в мир со своими законами, условиями и целью.

Пятым по частотности и вторым (с нашей точки зрения) по значимости по нашему мнению является лексема «метро». Возможно, эта лексема претендует на то, чтобы быть первой по значимости, потому что сам роман называется «Метро 2033». Уже в названии романа отражены пространственно-временные рамки: действие происходит в определенном месте и в определенный отрезок времени.

В Толковом словаре С. И. Ожегова нет лексемы «метро», но есть лексема «метрополитен», значение которой следующее: «подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога». [62]

В Толковом словаре Д.Н. Ушакова определение лексемы метрополитена очень схоже. «Метрополитен – это подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах» [64]. Здесь мы видим уточнение значения.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией В. Д. Дмитриевой понятие интересующей нас лексемы дается только в краткой форме –«метро», лексема «метрополитен» в словаре отсутствует. Объяснить это можно ссылаясь на временное преобразование лексемы и ее современный лад. Итак, понятие «метро» в «Толковом словаре русского языка» под редакцией В. Д. Дмитриевой дается в двух значениях:

1. Метро — это городская электрическая железная дорога, обычно подземная.

2. Метро называют станцию этого вида транспорта.

Таким образом, первое определение тождественно трактовке лексемы в Толковых словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова, последнее сближается с определением «станция». Значение лексемы «метро» в романе Д. Глуховского «Метро 2033» практически утрачивает значение, зафиксированное в толковых словарях. Интересно отметить то, что в начале повествования метро действительно выступало в своем первичном определении, но далее трансформировалось в совершенно иное понятие. С одной стороны – это некое физическое пространство: «люди прячутся в московском метро», «по всему метро всякая трехногая, двухголовая и прочая дрянь», «как все родившиеся в метро», «пока серая лава не затопит все метро», «Ведь работники метро были для всех остальных все равно, что проводниками‑туземцами» и т.д. С другой – страшный враждебный человеку мир, населенный мистикой и кошмарами: «ты не знаешь, что происходит в самой глубокой точке метро», «если зараза пройдет, все метро вымрет»,«если мы заразились, так уже заразились, делать тут нечего», «заразу в большое метро нести нельзя», «следующая возможность приподнять завесу над некоторыми из тайн метро ему представится не скоро», «о, это одно из самых странных мест в метро», «в метро смерть была повседневностью», «метро – это врата в ад, а сам ад лежит немного глубже, и дьявол, значит, их там ждет, надо только до него добраться», «и тогда ад и метро окончательно сольются воедино», «мы, живущие в метро – и есть народ Божий!» и т.д. Сам автор говорит: «Метро – это не просто некогда сооруженное транспортное предприятие, не просто атомное бомбоубежище, не просто обиталище нескольких десятков тысяч человек» и как мы понимаем это понятие подразумевает в себе нечто большее, это словно синтез понятий самого пространства, метро и жизни… человеческих жизней.

Мир Московского метро, в противовес первоначальной идее создания бомбоубежища, способного спасти десятки тысяч жизней, превращается в истерию-утопию, где все человеческое затмевается разумным, но угнетающей попыткой спасения. Д.М. Глуховский описывает искусственно и иллюзорно сплоченный мир, ведущий к гибели, которую скорее удалось отсрочить, но никак не избежать. Дорога человека вьется спиралью, но на самом краю пропасти метро оказывается последним пристанищем человека.

Следующей лексемой, эксплицирующей категорию «пространство»является лексема «туннель».

В Толковом словаре С.И. Ожегова значение лексема «тоннель» характеризуется как «сооружение в виде коридора, по которому проложены пути (под землей, в горах, под каким-н. другим сооружением)».

Ушаков Д.Н. в своем Толковом словаре русского языка называет туннель «коридором, проездом, прорытым под землей, в горах».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией В.Д. Дмитриевой определение данной лексемы отсутствует.

Туннели в романе – это своеобразные сосуды, коммуникативные связи между станциями, между людьми. Пространство туннелей всегда затемненно, оно непредсказуемо и опасно. В другом значении лексема «туннель» – «путь», «дорога» героя, которая ведет к той или иной станции, каждая из которых – это ни на что не похожий, «свой» мир: «туннель за пятисотым метром»; «не спуская глаз с туннеля»; «уходили в туннели и не возвращались»; «туннель петляет»; «безобидные шорохи из туннеля будоражили воображение»; «каждый метр межстанционных туннелей»; «изо всех дыр и туннелей» и т. д. Таким образом, туннель всегда есть протяженное пространство метрополитена, уводящее героя в неизвестность: навстречу опасности или захватывающим приключениям.

Следующей наиболее значимой и частотной лексемой в произведении Д.М. Глуховского «Метро 2033» является лексема «станция». Как мы и рассматривали выше, семантика данного слова тождественна вторичному определению лексемы «станция» в «Толковом словаре русского языка» под редакцией В.Д. Дмитриевой.

Лексема «станция» в Толковом словаре С.И. Ожегова определяется как:

1. Пункт, место остановки на железных дорогах и некоторых сухопутных путях сообщения.

2. Расстояние между двумя такими соседними пунктами, перегон.

3. Название некоторых учреждений, предприятий, пунктов или групп научно-исследовательских учреждений специального назначения.

4. Космический летательный аппарат с научной аппаратурой на борту.

В Толковом словаре русского языка Ушаков Д.Н также дается несколько номинаций лексемы «станция»:

1. Пункт остановки на больших дорогах, почтовых трактах. Пункт остановки железных поездов и др. видов транспорта, специально оборудованный для пассажиров, грузовых операций и для технического обслуживания поездов. Остановка в таком пункте (разг.). Расстояние между двумя такими пунктами, перегон (разг.).

2. Специально оборудованное предприятие или учреждение, являющееся пунктом по обслуживанию в каком-н. отношении какой-н. территории.

3. Место постановки измерительного прибора, нивелира (геодез).

4. Место производства гидрологического исследования, а также само исследование (спец.).

Таким образом, в Толковом словаре С.И. Ожегова мы видим, что определение расширяется дополнительными профессионально-специализированными понятиями. Бытовое понимание лексемы «станция» уложилось в первой номинации, но в романе Д. Глуховского метро – это мир. Оставшийся мир. Это планета. В романе данная лексема получает

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией В. Д. Дмитриевой лексема «станция» расширяет свое значение:

1. Станцией называется пункт короткой остановки железнодорожных поездов и других транспортных средств на пути следования куда-либо.

2. Станцией называется расстояние между двумя ближайшими остановками железнодорожного пути.

3. Станцией называется распределения сигналов связи.

4. Станцией называется информационный.

5. Станцией называется сервисный на пути следования кого-либо куда-либо.

6. Станцией называется предприятие, учреждение, которое занимается накоплением и последующим распределением чего-либо.

7. Станцией называется научное учреждение, которое ведёт исследовательскую работу.

8. Автоматическая межпланетная станция — это космический летательный аппарат для изучения космического пространства.

9. Орбитальная станция — это автоматический или пилотируемый аппарат, который вращается вокруг небесного тела.

Станция в романе – это конечный, статичный, заселенный узел метрополитена. В отличие от туннеля станция не предполагает движения. Это закрытое и чаще всего безопасное, обжитое людьми пространство. Принадлежность к какой-либо станции зачастую означает причастность к той или иной идеологии. Каждая станция – отдельно взятый мир со своими правилами и законами: «станция имела для коалиции огромное стратегическое значение»;«в таких случаях нейтральной станции»; «которые у нас на станции языком треплют»;«когда они за станцию выходят»;«что на первой же станции их агенты чьи-нибудь не завербуют»;«чтобы освободить эту станцию и гробницу»;и т.д.

Лексема «город» наиболее полное свое понятие получила в Толковом словаре С.И. Ожегова. Здесь она рассматривается в 5 пунктах, где уточняются и учитываются исторические сведения:

1. Крупнонаселенный пункт, административный, торговый промышленный и культурный центр.

2. Центральная главная часть этого населенного пункта в отличие от окраин и пригородов (разг.)

3. В старину на Руси: огражденное стеной, валом поселение, крепость.

4. Городская местность в отличие от сельской, деревенской.

5. В игре в городки: площадка, на которой ставятся фигуры из городов.

В Толковом словаре русского языка Ушаков Д.Н город это «крупный населенный пункт, управляемый по особому положению, административный, промышленный и торговый центр.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией В. Д. Дмитриевой толкование лексемы «город» значительно шире:

1. Город — это крупный населенный пункт, большая часть жителей которого работает на промышленных предприятиях (заводах, фабриках и т. п.), а также занята в сфере бизнеса, образования, науки и т. п. (В России город должен насчитывать не менее 12 000 жителей.)

2. Если что-либо расположено, находится и т. п. за городом, значит, за пределами крупного населённого пункта, в его окрестностях.

3. Город-спутник — населенный пункт, сформировавшийся вокруг другого, более крупного, населённого пункта или крупного промышленного объекта, первоначально как место жительства людей, которые работают на данном объекте или в данном крупном населённом пункте.

4. Город-миллионер — крупный населенный пункт, насчитывающий миллион или более жителей.

5. Вечным городом называют Рим.

6. Городом называют часть какого-либо крупного населённого пункта, отличающуюся от других его частей по времени, типу застройки, национальной принадлежности жителей и т. п..

7. Если кто-то говорит какие-то слова ни к селу ни к городу, значит, он говорит не о том, не на тему беседы; в разговорной речи.

В определении учитываются реалии современной действительности, а именно, дается толкование определенного населенного пункта, который отличается определенными чертами. Также уточняются понятия: собственно «город», «город-спутник», «город-миллионер», «вечный город» и т.д. Рассматривается фразеологическая сочетаемость с лексемой «город».

Город в романе – имеет два принципиально различных понимания: во-первых, город это то, что осталось наверху, наследие, которое разрушено и недоступно в силу серьезной опасности, во-вторых, Город это второе название Полиса – центрального и крупного политического объединения. «Подземный город» – место, где еще не забыли «что это значит – «человек», и как именно это слово должно звучать», оно сохраняет культурные традиции некогда живого мира.

Таким образом, складывается вертикальная парадигма пространства «верх-низ», однако ее значение будет отличным от традиционного культурологического понимания. В произведении, как мы видим, пространство «наверху» опасно и враждебно, оно чуждое и недоступное, пространство «снизу» есть укрытие и спасение человечества. Недаром герой задается вопросом «А ведь в других городах тоже метро есть?».

Город на поверхности – утраченный и разрушенный мир, шансы на возрождение которого сведены к нулю. Этот город «приходилось раз видеть на картинках», а какой «красивый город был – Ленинград!». Немного позже появятся люди, которые уже не смогут его даже вспомнить, в лучшем или худшем случае они откроют его заново.

Итак, Глуховский Д.М. в своем произведении «Метро 2033» создает правдоподобное и объемное изображение концепта «пространство» при помощи лексических единиц, обозначающих пространство. Если быть точнее: закрытое пространство. С помощью пространственной лексики он не только изображает пространство, в котором происходит действие, но и передает эмоциональные состояния героев: страх, тревога, потрясение, испуг и т.д.

Категория: Дипломные работы / Дипломные работы по филологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.