Особенности позиционной организации лексической синонимии в современном французском языке

0

1.2 Категория модальности в лингвистике

Проблема модальности находит отражение в работах таких исследователей, как Н.Д. Арутюнова, Ш. Балли, В. В. Виноградов, Е.М. Вольф, М.В Зайнуллин, Г. А. Золотова, В.И. Красик , В.З Панфилов, А. М. Пешковский и другие [1, 2, 35, 51, 54 ].

Впервые с точки зрения лингвистики проблему модальности рассмотрел Ш. Балли. «Модальность - это душа предложения; как и мысль, она образуется в основном в результате активной операции говорящего субьекта, следовательно нельзя придавать значение предложения высказыванию, если в нем не обнаружено хоть какое- либо выражение модальности» [6 , с. 44].

В своих работах Ш. Балли выделил диктум и модус как составляющие предложения, которое рассматривалось Ш. Балли как максимально простого выражения мысли, то есть реакции на действительность, содержащее различные желания, намерения, оценки и пр. Диктум – это часть предложения, которая коррелятивна процессу, образующему представление, в котором раскрывается содержание мыслительных операций автора предложения, а модус – это выражение модальности, коррелятивной операции, производимой мыслящим субъектом. Логическим и аналитическим выражением модальности служит модальный глагол, а его субъектом – модальный субъект, которые вместе и образуют модус. Балли позаимствовал термины диктум (лат.dictum — слово, выражение) и модус (лат.modus — способ) из схоластики и использовал их для обозначения объективной и субъективной части суждения. Ш. Балли различает имплицитные и эксплицитные модусы [6, с.55].

В современных лингвистических работах отмечается множество определений модальности; модальность также подвергается типологическим исследованиям, в которых вырабатываются различные классификации модальности (Бондарко А. В. - 2001, Ивин А.А – 2004, Ивлев Ю.В - 2001, О.Н. Лагута - 2000, М.В Максимова – 1993, Матвеев А.А .-2001, Подручная Л.Ю. – 2010, Попова Е.А. – 1996.)

В отечественной лингвистической науке первым к понятию модальности обратился В. В. Виноградов; он дал определение модальности, на котором основывают свои разработки многие российские лингвисты. Согласно В.В. Виноградову «любое целостное выражение мысли, чувства, побуждения, отражая действительность в той или иной форме высказывания, облекается в одну из существующих в данной системе языка интонационных схем предложений и выражающих одно из тех синтаксических значений, которые в своей совокупности образуют категорию модальности». [16, с.7]. В.В. Виноградов полагал, что модальностью является «обязательная синтаксическая категория предложения, которая выражает представляемое автором предложения отношение высказываемого к реальному положению дел в параметрах реального, нереального, предположительного, желательного, возможного». Согласно его концепции, модальность понимается как «семантическая категория, выражающая отношение содержания высказывания к внеязыковой действительности с точки зрения говорящего. В содержательный объем этой категории включаются значения действительности и недействительности, достоверности, утверждения и отрицания, необходимости, возможности, желательности, побуждения, вероятности, эмотивности и т.д» [15, с. 379].

Категория модальности подразделяется на объективную и субъективную (В.В Виноградов, Б.Н. Бондаренко, В.З. Панфилов).

Объективная модальность выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности (осуществленности или осуществимости), связана с категорией времени и дифференцирована по признаку временной определенности - неопределенности. Значение времени и реальности - ирреальности слиты воедино; комплекс этих значений называется объективно-модальными значениями.

В. 3. Панфилов Объективные отношения, наблюдаемые в данной ситуации (необходимые, действительные, возможные), выражаются объективной модальностью. Объективная модальность определяется как «непременная характеристика предложения, которая и формирует предложение как единицу предикации» [51, с. 39]. Посредством объективной модальности выражается отношение высказывания к реальному положению дел, указывается на реальность/нереальность, возможность/невозможность осуществления.

Субъективная модальность - это отношение говорящего к сообщаемому. Семантический объем субъективной модальности значительно шире объема объективной модальности. В субъективной модальности выражается оценки в широком смысле слова, включая не только логический, интеллектуальный и рациональный аспект сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции.

Существует два направления в интерпретации субъективной модальности: логическое и коммуникативное. Согласно логическому направлению субъективная модальность выражает степень, в которой признаются достоверными объективные связи в реальности (Г.А. Болотова, Б. Н. Бондаренко, Г. А.. Золотова, В. З. Панфилов, F. R. Palmer) [9, 10, 31, 51, 69].

Представители второго подхода (Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, В. И Карасик) рассматривают категорию модальности более широко. Такой подход определяется В. И. Карасиком как коммуникативный, когда в общении условно выделяется сущность сообщаемого и характер сообщения, который и отражает модальность (модус) – то, как адресант относится к адресату, к содержанию сообщаемого, к способу сообщения и к ситуации общения [35, с. 6].

В последнее время лингвисты используют классификацию модальности на эпистемическую, деонтическую и алетическую модальности.

Наиболее глубоко данный подход проработан Френком Палмером для модальных глаголов. Френк Палмер классифицирует модальности на эпистемическую и неэпистемическую (то есть, деонтическую и корневую) модальности. Он определяет, что эпистемистическая модальность передаёт то, насколько адресант уверен в истинности сообщаемого, а неэпистемическая (деонтическая) модальность, согласно Палмеру, обобщает различные виды модальности, содержащие компонент воли [69].

О.Н. Лагута выделяет шесть видов модальности: алетическую, эпистемическую, деонтическую, временную, аксиологическую и избирательную. Алетическая модальность - это выражаемая в терминах необходимости или возможности информация о логической зависимости между субъектом и предикатом суждения, либо о фактической зависимости между отражаемыми в них явлениями. Эпистемическая модальность - выраженная в суждении информация о характере принятия и степени обоснованности знания. Деонтическая модальность - выраженное в суждении побуждение людей к конкретным действиям в форме совета, пожелания, команды, правила поведения или приказа. Временная модальность суждений - это выраженная в суждении информация о последовательности наступления событий и об их постоянном или дискретном характере протяженности. Аксиологическая модальность - это выраженная в суждении информация о ценностной оценке поступка, факта, события. Под избирательной модальностью понимают выраженную в суждении информацию об определенности отношения субъекта к тому или иному предложению, о его позиции в процессе принятия решений, постановлений, заявлений и т. д. [40, с. 116].

А.А. Ивин классифицирует модальности на логическую, онтологическую, эпистемическую, деонтическую, аксиологическую, временную [32, с.61].

Исследуя проблемы модальности, Г. А. Золотова выделяет экспрессивноэмоциональный компонент значения, который включён в инвариантное значение модальности наряду со значениями объектив ной модальности [31, с.157].

А. В. Бондарко исследует модальность в качестве категории коммуникативного синтаксиса, указывая на ряд значений, наполняющих модальность определённым смыслом, например «возможность», «необходимость», «гипотетичность»; «достоверность»; «коммуникативная установка высказывания»; «утверждениеотрицание»; «засвидетельствованность» [11, с. 34-40].

В лингвистике существуют и другие подходы и концепции относительно природы категории модальности. Например, сторонники коммуникативно-прагматического подхода в своих исследованиях основываются на коммуникативной направленности высказывания. Т.Б. Алисова, М. Грепль, И.П. Распопов, выделяют повествовательную, вопросительную и побудительную модальность, а также включают в круг модальных значений утверждение и отрицание[2,25,56].

Л.Ю. Подручная отмечает, что в последние годы лингвисты рассматривают модальность как функционально-семантическую категорию. основным понятием данной концепции является функционально- семантическое поле, что позволяет рассматривать модальные значения не как «иерархически выстроенные непересекающиеся уровни, но как диффузные и прозрачные пласты, семантически, лексически и грамматически взаимодействующие на основе их языковых функций» [55, с. 8]. Чтобы образовать функционально-семантическое поле или категорию, средства, функционирующие в рамках этой категории, должны иметь общую семантику.

Подводя итог, нужно сказать, что иследуя категорию модальности необходимо различать различные эмоциональные формы выражения реакций на действительность и модальную оценку отношения высказывания к действительности [17, с.41–68]. Модальность выражает отношения содержания высказывания к действительности не в плане определения характера человеческих эмоций, а в плане его реальности или нереальности. В отличие от модальности, значения эмоциональности и экспрессивности являются процессом психической деятельности человека и существенно отличаются от его рассудочной деятельности.

Категория: Дипломные работы / Дипломные работы по филологии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.