1.4 Модальность и онтология. Пространственно-временное бытие текста
Существуют различные подходы, модели и языки, ориентированные на интегрированное описание данных и знаний. Последнее время все большую популярность приобретают онтологии.
А. Л. Доброхотов дает следущее определение онтологии: онтология (новолат.ontologia от др.греч. «онтос»— сущее, то, что существует и «логос» — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего [26].
Модальность «(от лат. modus вид и способ) – вид и способ бытия или события» [61]. Бытие есть объект отражения действительности человеком; идеальное есть способ и продукт ее отражения, воплощенное в представлениях
Стремление к осознанию проблемы бытия ведет к возникновению онтологии. Проблема философской онтологии устойчиво обосновалась в современных философских направлениях мысли. Л.П.Киященко в своих трудах говотир о том, что существуют «формальная онтология» Мейнонга и Твардовского, «фундаментальная онтология» Хайдеггера, «новая онтология» Гартмана, «конструктивная онтология» Гудмена [38, 68,58,23, 67].
Онтология, по мнению Кристофера Велти, состоит из классов сущностей предметной области, свойств этих классов, связей между этими классами и утверждений, построенных из этих классов, их свойств и связей между ними. Основной источник понятий в онтологии – значения языковых единиц. В качестве в разной степени формализованных онтологий рассматриваются [70, с. 115]:
1) словарь с определениями; |
|
2) простая таксономия; |
|
3) тезаурус (таксономия с терминами); |
|
4) модель с произвольным набором отношений; |
|
5) таксономия и произвольный набор отношений; |
|
6) полностью аксиоматизированная теория. |
Значение термина «онтология» зависит многих факторов и может иметь различные интерпретации. В работе Николы Гуарина, [66, с. 52] выделяются следующие интерпретации:
- онтология как философская дисциплина;
- онтология как неформальная концептуальная система;
- онтология как формальный взгляд на семантику;
- онтология как спецификация концептуализации;
- онтология как представление концептуальной системы через логическую теорию;
- онтология как словарь, используемый логической теорией.
Предметом онтологии является сущее или бытие, которое приставляет собой полноту и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Бытие в метафизике рассматривается как то, что можно мыслить и противопоставляется немыслимому ничто. В экзистенциализме XX века бытие интерпретируется через бытие человека, потому что человек обладает способностью мыслить.
Существуют такие онтологии как мета-онтологии, которые описывают наиболее общие понятия, онтологии предметной область – ее формальное описание, онтологии конкретной задачи и сетевые онтологии, которые используются для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.
М. Кашапов определяет онтологический подход как подход, в котором взаимодействуют такие категории как «личность и среда», «личность и ситуация»[36, с. 54].
Анализируя текстовую информацию, мы должны понимать не текст, а бытие посредством текста как символа. В процессе анализа мы рассматриваем текст как иерархическую структуру фрагментов, каждый из которых представляет некоторую семантическую цельность.
С позиции онтологии, З.С. Лысова определяет модальный анализ с точки зрения модальных значений возможности, действительности и необходимости [42, с. 23] Н. Гартман пишет: «Модальный анализ — ядро новой онтологии. Все остальное относится к учению о категориях» [23, с. 213].
В различных частях текста модальность распределяется неодинаково. М.В. Максимова утверждает, что это может зависеть от разных факторов, например, «от индивидуальной манеры автора, объекта описания, прагмау установки текста, от эксплицитности / иплицитности выраженности оценки, концентрированности / диффузности, интенсивности / ослабленности оценки автора. В тексте существуют сильные и слабые позиции модальности, распределение которых связано в тексте с его членением» [43, с.39]. Для того чтобы определить сильные и слабые позиции, а так же понять как и почему это происходит необходимо обратиться пространственно-временной организации текста и позиционному анализу.
Физическую реальность бытия определяет пространство и время. В.В. Миронов говорит о том, что пространство и время не являются независимыми онтологическими сущностями. Реально только физическое событие, которое можно описать в пространственно-временных характеристиках [45]. Пространство и время, как формы существования материи, в реальном мире присутствуют практически во всех его проявлениях. Хамаганова В.М. определяет пространство как «форму протяженности бытия материи, ее структурность», время как «форму длительности бытия материи, последовательность ее состояний в изменении и развитии», а также говорит о том, что пространство и время не существуют вне материи, так же как нет материи без пространственно-временных свойств, и что единство пространства и времени проявляется в движении материи [63, с. 37].
Исследуя категории пространства и времени в текстовом анализе А.Ю.Нестерв отмечает, что эти категории могут пониматься как пространство и время самого сообщения, пространство и время внутри сообщения и пространство и время, индуцируемые сообщением [49].
Объединение пространства и времени в единую категорию называется континуумом. Основным свойством пространства является протяжённость. Протяжённость пространства измеряется метрическими параметрами, которые могут выражать «особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей» [62, с. 437].
М. Хайдеггер говорит о том, что метод исследования онтологии не может быть основан только на мыслительной спекуляции. Необходимо исследовать вещи сами по себе, в их сущности, т.е. феномены. «Феномен — это само себя показывающее бытие, т.е. очевидное для нас сущее» [67, с. 33].
К.И. Белоусов рассматривает текст как «целостный полионтологичный языковой объект, существующий в формах пространства-времени». Текст понимается как феномен, имеющий разные уровни существования (разные онтологии). С одной стороны текст закрепляется в письменной форме и воспринимается зрением, как пространственный феномен, с другой стороны расположенный в пространстве текст привязан ко времени. Осуществляя анализ текста в письменной форме (его пространственном проявлении) фактор времени мысленно исключается из процесса функционирования текста. Текст имеет границы – начало и конец, время становится привязанным к пространственным координатам. В пространственном измерении наблюдаются условия для воспроизводимости текста, для полного проявления его формы. Представляется возможность для изучения внутрисистемных связей и отношений в тексте или любой его части необходимое количество времени [7, с. 276].
Г.Г. Москальчук в своих работах затрагивает проблему онтологии формы текста. По ее мнению, формообразование текста как смыслового целого осуществляется в первую очередь по физическим законам. Линейное следование языковой материи текста во времени сочетается с ее относительно индивидуальной локализацией в пространстве каждого отдельного текста, что выявляет позиционную неэквивалентность языковых знаков. Основным текстообразующих фактором в данном случае выступает повтор как физический параметр присущий всем изученным в этой сфере языкам и проявляется на всех языковых уровнях [47, с. 154].
Исследуя проблему бытия, Г. Рейхенбах изложил в своей работе «Философия пространства и времени» математическую концепцию понимания основных категорий бытия и, в частности, одновременность. Проблему одновременности составляет сравнение временных интервалов существования различных точек пространства. Различается одновременность событий в одном и том же месте и одновременность пространственно отдельных событий. Если Г.Г. Москальчук определяет повтор, как текстообразуюцщий фактор, Г. Рейхенбах говорит о совпадении. «Стечение событий в одном и том же месте и в одно и то же время называется совпадением» [57, с. 144].
О.О.Кандразкинав своих исследованиях говорит о том, что любой текст, независимо от того к какому литературному жанру он принадлежит, отражает события, явления или психическую деятельность человека в их пространственно-временной ориентированности [34, с. 1217-1221].
Осуществление анализа текстовых пространств и их последующего синтеза реализуется посредством системно-деятельностного подхода, методу позиционного анализа текста и ряду теоретических конструктов (форма, структура и др.).
1.5 Позиционный анализ как метод исследования
Форма текста является результатом взаимодействия смыслопорождающей активности человека и репрезентативной функции языка. Форма текста воплощается в языковой материи, линейно распределенной во внутреннем пространстве-времени формы целого. Одновременно, форма семиотична, а потому может быть рассмотрена как природный феномен: значения представлены материально, акустически и графически Для изучения пространственно-временной организации текста Г.Г Москальчук разработала метод позиционного анализа[47].
Позиционный анализ направлен на рассмотрение структуры текста как неоднородное целое, исследует его сильные и слабы позиции, позволяя представить текст как последовательную структуру с многочисленными взаимосвязями между позициям. «Позиции текста это пространственные маркеры, совмещенными со временем» Позиции определяют порядок поступления событий для слушателя / читателя, воспринимающего текст или синхронно со временем его порождения в устная речи, или отсрочено в письменной речи. [48, с. 196]. Единицей измерения выступает словоформа, а для больших текстов – предложение, абзац и т. д. Важным параметром исследования является позиционная локализация компонентов текста в нашем случае - модальных единиц.
Рассматривая текст как целое, имеющее начало и конец, начало принимается за «0», а конец «1». Тем саамы определяется линейность текста- текстовая ось. Такая система позволят сравнивать разные тексты, независимо от их объемов. Затем необходимый элемент локализуется на данном отрезке. Для этого необходимо разделить порядковый номер исследуемой словоформы на общее количество слов в тексте.
Москальчук Г.Г определяется следующая позиционная структура теста: абсолютное начало, зачин, гармонический центр зоны начала, гармонический центр текста, две абсолютно слабые позиции вправо и влево от гармонического центра текста и абсолютный конец. Это позиции в пространстве текста, равные одной словоформе. Кроме того, между этими позициями находятся интервалы, в которых наблюдается однородность происходящих процессов: зачин, пред-гармонический центр зоны начала , пост-гармонический центр зоны начала, пред-гармонический центр текста, пост-гармонический центр текста и конец. Существование абсолютно слабых позиций наряду с сильными позволяет сопоставлять любые тексты по пропорционально фиксированным точкам. К сильным позициям относятся гармонический центр зоны начала и гармонический центр текста, а также абсолютные начало и конец текста. Эти интервалы наилучшим образом соответствуют оптимальности восприятия текста. Выделение гармонического центра текста как абсолютно сильной позиции обусловлено пропорцией золотого сечения, а так же биологической, психофизиологической и физической природой человека как создателя и интерпретатора текста.
Для анализа локализации искомых словоформ автор предлагает позиционную схема описания интервалов текста и позиций:
Зачин – пред-ГЦн – пост-ГЦн – пред-ГЦ – пост-ГЦ – конец
и метрометрическую матрицу, по одной оси которой располагается вероятность повторов, именно их Г.Г.Москальчук определяет текстообразующим фактором, с другой стороны их локализация в тексте[47].
Моделирование структуры целого текста является новой технологией лингвистического анализа, открывающей возможности изучения не только единичных текстов, но и разнообразных по функциональной природе текстовых массивов.
Вывод по первой главе 1
Модальность - явление многоаспектное, поэтому в лингвистической литературе высказываются различные мнения по поводу сущности данного феномена. Модальность - грамматико-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к высказываемому, его оценку отношения сообщаемого к объективной действительности. Содержание высказываемого может мыслиться как реальное или нереальное, возможное или невозможное, необходимое или вероятное, желательное или нежелательное и т. д. Модальность выражается грамматическими и лексическими средствами (формами наклонений, модальными словами и частицами, интонацией). Существует несколько классификаций модальности 1) объективная - субъективная, 2) алетическая - деонтическая - эпистемическая, 3) алетическая – деонтическая – эпистемическая – временная – аксиологическая – избирательная, 4) логическая – онтологическая – эпистемическая – деонтическая – аксиологическая – временная.
Модальность- онтологическая категория. Модальный анализ в онтологическом аспекте проводится с точки зрения модальных значений возможности, действительности и необходимости. В различных частях текста модальность распределяется неодинаково. Категории пространства и времени являются основными онтологическими категориями, категориями бытия. Исследуя пространственно-временную организацию текста позиционным методом можно выявить сильные и слабые позиций распределения модальных реализаций.